Доходы в неприбыльном Отчете — по бухучету
Все те данные, которые неприбыльщик приводит в Отчете об использовании доходов (прибылей) НПО (форма которого утверждена приказом Минфина от 17.06.2016 № 553), должны основываться на показателях бухгалтерского учета и финансовой отчетности (см. БЗ 102.04). Поэтому
доходы и расходы в НПО-отчете формируют по бухучетным правилам на основании должным образом составленных первичных документов
(см. письма ГНСУ от 31.12.2024 № 6017/ІПК/99-00-21-02-02, от 31.12.2024 № 6015/ІПК/99-00-21-02-02). А следовательно, все суммы доходов и расходов отражают в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств. То есть руководствуются общим бухпринципом начисления.
Доход НПО определяют в соответствии с требованиями НП(С)БУ 15 «Доход», а расходы — опираясь на нормы НП(С)БУ 16 «Расходы» (см. БЗ 102.04).
А поскольку ориентиром для заполнения неприбыльного Отчета явяляются данные бухучета и финотчетности, то фискалы желают видеть в нем все суммы доходов и расходов (в т. ч. суммы начисленной амортизации основных средств), признанные по правилам бухучета. То есть те суммы доходов и расходов (в т. ч. суммы начисленной амортизации основных средств), которые не отражены в строках 1.1 — 1.10 и 2.1 — 2.5 НПО-отчета, должны попасть в его строки 1.11 «інші доходи» и 2.6 «інші видатки (витрати)» (см. БЗ 102.04). Подробно о заполнении НПО-отчета читайте в статье «Заполняем «неприбыльный» Отчет за 2024 год» // «Налоги & бухучет», 2025, № 12.
Доходы в НПО-отчете — с учетом особенностей деятельности НПО
В то же время налоговики не забывают о неприбыльных нюансах и признают, что доходные строки 1.1 — 1.11 и расходные строки 2.1 — 2.6 НПО-отчета следует заполнять с учетом особенностей деятельности конкретной НПО в зависимости от закона, который регулирует деятельность такой неприбыльной организации. И допускают, что каждый конкретный случай в отношении отражения доходов и расходов в НПО-отчете требует отдельного анализа договоров и первичных документов (см. БЗ 102.04).
И вот пара ярких примеров в подтверждение.
Передача активов в случае прекращения НПО. Для большинства НПО предусмотрено условие (закреплено и в профильном неприбыльном законодательстве) о передаче активов другим НПО того же вида или в бюджет при ликвидации НПО (п.п. 133.4.1 НКУ). И хотя в случае прекращения НПО (и передачи-получения активов) доходы и расходы в бухучете сторон не возникают, отразить их в неприбыльном Отчете придется. Поскольку активы, полученные от ликвидированной (реорганизованной) НПО, следует показать в доходной строке 1.10 НПО-отчета, а активы, переданные при ликвидации (реорганизации) другим НПО или в бюджет, — в расходной строке 2.5 такого Отчета.
Гуманитарная помощь. По предписаниям п. 1.3 Порядка № 298* передачу приобретателю гуманитарной помощи в виде денежных средств и ТМЦ следует отражать по Дт 48 в корреспонденции со счетами учета денежных средств, товаров, запасов и другого имущества. То есть
в этом случае, по версии Минфина, не нужно применять доходные субсчета 718 или 745, на которых признают доход от целевого финансирования (Дт 48 — Кт 718, 745)
Хотя, на наш взгляд, этот вариант касается случаев, когда НПО выступает в роли посредника и не признает расходы от такой гуманитарки (см. статью «Гуманитарная помощь в инвалюте: как учитывать неприбыльщику?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 26).
* Порядок бухгалтерского учета гуманитарной помощи, утвержденный приказом Минфина от 14.12.99 № 298.
Однако если придерживаться озвученной позиции Минфина, то в бухучете НПО доходов и расходов не будет. Однако в случае осуществления операций с гуманитарной помощью ее получатели и приобретатели должны заполнять строки 1.6.2 ГД, 2.4.2 ГД и 3.1 ГД неприбыльного Отчета и подавать приложение ГД к нему (см. письмо ГНСУ от 06.05.2024 № 2593/ІПК/99-00-21-03-02, БЗ 102.04).
И здесь больше всего рискуют благотворительные организации.
Риски для благотворительных организаций. Напомним, что для благотворительных организаций ч. 3 ст. 16 Закона Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 № 5073-VI установлено ограничение расходов на административные цели — предельный размер админрасходов. Разрешенный лимит административных расходов — это не больше 20 % дохода благотворительной организации в текущем году. Указанный критерий по размеру админрасходов рассчитывают по итогам соответствующего календарного года (см. письмо ГНСУ 02.09.2024 № 4291/ІПК/99-00-21-02-02). Подробнее читайте в статье «Когда админрасходы не могут превышать 20 % дохода благотворительной организации?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 13. Поэтому
непризнание дохода от осуществления операций с гуманитаркой автоматически приводит к снижению разрешенного лимита админрасходов благотворительной организации
А на сегодня это приводит к двойным потерям. Ведь с 30.12.2024 новый п.п. 133.4.41 НКУ прямо позволяет благотворительным организациям без риска потери НПО-статуса выплачивать своим работникам компенсации и осуществлять другие выплаты (включая те, которые являются дополнительным благом). Но размер таких выплат не должен превышать 25 % от общих админрасходов такой благотворительной организации за год (см. разъяснение ГНСУ от 30.01.2025).
Следовательно, благотворительной организации имеет смысл действовать по классической схеме учета гуманитарной помощи и признавать доход от целевого финансирования, как того требует НП(С)БУ 15. Подробнее об учете целевого финансирования см. в статье «Получаем целевое финансирование» // «Налоги & бухучет», 2021, № 12 (ср. ).
Профсоюзный План счетов. Отметим, что постановление Президиума Совета ФПУ от 28.09.2000 № П-29-3, которым был утвержден План счетов бухгалтерского учета первичных профсоюзных организаций и Инструкция о его применении, утратила силу еще в 2017 году.
Теперь введены Рекомендации по применению Плана счетов бухгалтерского учета в профсоюзных организациях (приложение 1) и упрощенные Рекомендации по применению Плана счетов бухгалтерского учета в первичных профсоюзных организациях (приложение 2), утвержденные постановлением Президиума ФПУ от 16.03.2016 № П-7-19.
По этим Рекомендациям целевое финансирование профсоюза должны признавать доходом согласно требованиям пп. 16 — 19 НП(С)БУ 15
То есть Рекомендации в полной мере отвечают бухзаконодательству. Поэтому у профсоюзов, которые ими руководствуются вместо общей Инструкции о применении Плана счетов бухучета, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 № 291, проблем с заполнением НПО-отчета быть не должно.
Выводы
- В неприбыльном Отчете должны быть отражены все суммы доходов и расходов (в т. ч. суммы начисленной амортизации основных средств), сформированные по правилам бухучета.
- Форма НПО-отчета предусматривает заполнение только тех показателей, которые отражают особенности деятельности конкретной НПО в зависимости от закона, который регулирует деятельность соответствующей неприбыльной организации.
- Принимая во внимание установленный 20 % лимит админрасходов благотворительной организации имеет смысл действовать по классической схеме учета гуманитарной помощи и признавать доход от целевого финансирования, как того требует НП(С)БУ 15.