Какая лицензия нужна для экспорта алкоголя/табачных/ЖЭС
Экспорт алконапитков. В свое время в публикации «Алко-табачно-горючий» Закон: продолжаем изучать» // «Налоги & бухучет», 2025, № 7 мы акцентировали внимание читателей на проблеме, которую создали законодатели в Законе № 3817 относительно лицензирования операций по экспорту алкогольных напитков (аналогично и табачных изделий или ЖЭС — см. ниже). Согласно ч. 2 ст. 18 Закона № 3817 для вывоза за пределы Украины алконапитков необходима лицензия на право производства алконапитков. А для реэкспорта — лицензия на оптовую или розничную торговлю алконапитками. Так что, казалось бы, вывезти в режиме экспорта украинские алконапитки теперь имеет право только их производитель?..
В то же время ч. 3 ст. 18 позволяет помещение алконапитков в таможенные режимы импорта, реимпорта, экспорта, переработки (в Украине или за рубежом) при наличии у хозсубъекта действующей лицензии на производство или на оптовую или розничную торговлю алконапитками
Конечно, эти проблемы сразу всплыли на поверхность, и к фискалам (см. письма ГНСУ от 24.02.2025 № 971/ІПК/99-00-09-04-03 ІПК и от 27.02.2025 № 1043/ІПК/99-00-09-04-03 ІПК) начали обращаться предприятия с вопросами вроде:
— может ли хозсубъект осуществлять экспорт и/или вывоз алконапитков за пределы Украины при наличии только лицензии на право оптовой (или розничной) торговли алконапитками и отсутствии лицензии на право производства алкогольных напитков?
а также:
— может ли хозсубъект, у которого есть лицензия на производство алконапитков, экспортировать также те алконапитки, которые он не производит?
По нашему мнению, нормы Закона № 3817 дают основания положительно ответить на оба вопроса.
Что касается первого вопроса, считаем, ч. 3 ст. 18 расширяет норму ч. 2 этой статьи Закона № 3817 и для осуществления экспорта алконапитков экспортеру достаточно даже розничной лицензии!
Что касается второго вопроса — здесь, возможно, у кого-то и возникнут сомнения, однако в ч. 2 ст. 18 речь идет о вывозе алконапитков и не указано, что именно «собственного производства»…
Однако налоговики во всех случаях уклонились от ответов на упомянутые вопросы и «сплавили» спрашивающих в направлении Государственной таможни…
Говорят, что таможенники к этим вопросам подходят «индивидуально», к сожалению.
Экспорт табачных и ЖЭС. Статья 24 Закона № 3817 аналогично устанавливает, что для операций по вывозу за пределы Украины табачных изделий и ЖЭС необходима лицензия на производство табачных изделий или ЖЭС (соответственно). А для реэкспорта табачных изделий или ЖЭС необходимы лицензии на оптовую или розничную торговлю.
Однако ч. 7 ст. 24 позволяет при наличии у хозсубъекта действующей лицензии на оптовую или розничную торговлю табачными изделиями или ЖЭС помещение их только в таможенные режимы импорта, реимпорта, переработки на таможенной территории. Поэтому без наличия лицензии на производство в таможенный режим экспорта табачные или ЖЭС не поместить…
Лицензия для ввоза/вывоза горючего в емкостях до 5 л!
Ввоз/вывоз в мелкой таре: теперь с лицензией! Еще новые «веселые» вопросики, которые подкинул Закон № 3817, касаются лицензирования импорта и экспорта горючего в таре емкостью не более 5 л. Если до 1 января этих вопросов не было, то с 2025 года заработали все лицензионные нормы Закона № 3817 и... приплыли!
Ведь ч. 3 ст. 29 Закона № 3817 разрешает хозсубъектам осуществлять только оптовую или розничную торговлю горючим исключительно в потребительской таре объемом до 5 литров включительно без получения лицензии на право оптовой торговли горючим, на право розничной торговли горючим, на право хранения горючего. А вот об экспорте/импорте ничего не сказано.
В то же время в соответствии со ст. 30 Закона № 3817 операции по ввозу и вывозу из Украины горючего требуют наличия у хозсубъекта лицензии: на право производства горючего, или на право хранения горючего, или на право хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки, или на право оптовой торговли горючим, или на право розничной торговли горючим.
Помещение горючего в таможенные режимы импорта, реимпорта, экспорта, реэкспорта и переработки на таможенной территории Украине или за рубежом осуществляется путем его декларирования в порядке, определенном ТКУ, и при наличии у хозсубъекта хотя бы какого-то из упомянутых видов «горючих» лицензий.
Поэтому (см. письмо ГНСУ от 19.03.2025 № 1500/ІПК/99-00-09-04-03 ІПК, а также БЗ 113.04)
ввоз (импорт, реимпорт и т. п.) или вывоз (экспорт, реэкспорт и т. п.) горючего в потребительской таре до 5 л включительно теперь требуют наличия лицензии!
В то же время таможенников устроит любая «горючая» лицензия: для ввоза или вывоза горючего в такой малой таре достаточно даже упрощенной лицензии на хранение горючего
Мы бы советовали для импорта приобретать именно упрощенную лицензию на хранение, потому что ее намного легче получить, а дальнейшая продажа (оптом или в розницу) импортного горючего в такой мелкой таре лицензии не требует (см. далее).
Когда лицензия не нужна. При этом фискалы отмечают (см. письмо ГНСУ от 20.03.2025 № 1538/ІПК/99-00-09-04-03 ІПК и упомянутую выше БЗ 113.04), что деятельность по оптовой, розничной торговле горючим, а также — по хранению горючего исключительно в потребительской таре до 5 литров (включительно), не требует получения соответствующих «горючих» лицензий.
Лицензия на опт и продажу для потребления хозсубъектам
Продажа алкоголя оптом хозсубъектам, у которых нет лицензий. В письме от 17.02.2025 № 801/ІПК/99-00-09-04-03 ІПК налоговики рассматривали вопрос: может ли хозсубъект, имеющий лицензию на право оптовой торговли алкогольными напитками, осуществлять продажу алконапитков другим хозсубъектам, не имеющим каких-либо лицензий на торговлю алконапитками, при условии заключения договора, подписания расходных накладных и осуществления безналичной оплаты за напитки на банковский счет продавца? И не будет ли в таком случае продажа алконапитков считаться их розничной торговлей?
После приведения всех необходимых терминов и, в частности, определения «оптовая торговля алкогольными напитками», фискалы предоставили такой ответ. При наличии действующей лицензии на право оптовой торговли алконапитками хозсубъект имеет право осуществлять реализацию алконапитков хозсубъектам, имеющим лицензию на право оптовой и/или розничной торговли алкогольными напитками, а также другим хозсубъектам, не имеющим таких лицензий и использующим алконапитки для производственных нужд. И — при условии осуществления расчетов по операциям по оптовой торговле такими алконапитками исключительно в безналичной форме, как того требует ст. 19 Закона № 3817*.
* Аналогичное разъяснение найдете и в уже упомянутом письме от 27.02.2025 № 1043/ІПК/99-00-09-04-03 ІПК, где налоговики также отметили, что это касается продажи любым хозсубъектам, в том числе иностранным хозсубъектам, которые действуют через свои зарегистрированные постоянные представительства, и лицам, которые ведут учет результатов по договорам о совместной деятельности без образования юрлица.
Наши мнения и замечания. Во-первых, действующие нормативы прямо не устанавливают для оптового продавца алконапитков (табачных изделий или ЖЭС) проверять наличие у хозсубъектов-покупателей соответствующих лицензий, поэтому пусть фискалы при необходимости проверяют это сами.
В то же время отметим, что фискалы на этот счет высказывают противоположное мнение. Они в консультации в БЗ 113.02 отмечают, что оптовый продавец алконапитков (табачных изделий или ЖЭС) должен проверять наличие лицензий у покупателя. А в случае их отсутствия алконапитки может реализовывать только для использования их покупателем для производственных нужд. В качестве оснований для этого фискалы приводят лишь определение «оптовой торговли» соответствующими товарами и то, что в ТТН на перемещение алкогольных напитков (№ 1-ТН/алкогольні напої/) предусмотрено указывать номер и дату выдачи лицензии на производство продукции. Однако в ТТН указывают лицензию на производство, а она здесь абсолютно ни при чем. Поэтому эти выдуманные фискалами «страшилки» и «основания» являются безосновательными. И того факта, что покупатель является хозсубъектом, для признания продажи оптовой, считаем, должно быть достаточно (см. ниже).
Во-вторых, даже
если на проверке и вылезет факт, что у покупателя отсутствовала какая-либо лицензия, настаивайте на том, что алконапитки хозсубъект приобретал именно для производственных нужд
При этом считаем, что приобретение хозсубъектом алкоголя для потребления на приемах/корпоративах и т. п. также является приобретениями для производственных нужд.
В то же время в таких случаях лучше, чтобы договор на продажу алконапитков был письменным и в нем было указано, что покупатель их приобретает для производственных нужд. Тогда у фискалов не будет оснований в таких случаях инкриминировать оптовым продавцам розничную продажу без лицензии.
Конечно, это не касается оптовых продаж табачных изделий и ЖЭС, потому что там оптовый продавец за продажу покупателям, не имеющим оптовой или розничной лицензии, может пострадать...
Продажа по розничной лицензии хозсубъекту. Фискалов также спросили: можно ли по розничной лицензии продать алконапитки хозсубъекту не для перепродажи или производственных нужд, а для собственного потребления?
Фискалы, как всегда, ответили, отрицательно, отметив, что реализация алконапитков хозсубъектам является оптовой торговлей и требует получения лицензии на право оптовой торговли алконапитками. Считаем этот вывод неоднозначным. Но здесь они подтвердили наше мнение, что «собственное потребление» (на корпоративах, приемах и т. п.) все-таки должно приравниваться к «производственным нуждам» хозсубъекта-покупателя. Потому что фискалы такую продажу тоже считают оптовой торговлей.
Напомним, что в материале «Новейшие разъяснения налоговиков на алко-табачно-горючие темы: продолжение» // «Налоги & бухучет», 2024, № 78 мы уже писали о разъяснении фискалов, что хозсубъект, имеющий лицензию на розничную торговлю алконапитками (и/или табачными изделиями или ЖЭС), не имеет права их реализовывать другому хозсубъекту, который также имеет лицензию на розничную торговлю и осуществляет такое приобретение с целью дальнейшей реализации. И требовали наличия у продавца лицензии на опт.
Так что во всех упомянутых случаях будьте осторожны и старайтесь либо избегать спорных продаж, либо соответственно оформлять их документально, чтобы у фискалов не было поводов фискалить при проверке.
Лицензия на розницу и безналичная оплата
Можно, но — через РРО/ПРРО. Налоговики в консультации в БЗ 113.03 разъяснили, что хозсубъект, имеющий лицензию на розничную торговлю алконапитками, табачными изделиями, ЖЭС, может осуществлять продажу таких товаров с расчетом в безналичной форме, в т. ч. путем перевода средств с текущего счета на текущий счет через учреждения банка.
В то же время фискалы отметили, что это возможно только при условии обязательной выдачи в бумажной и/или электронной форме соответствующего расчетного документа, в котором указывается форма оплаты «Безготівкова». То есть они требуют проведения всех безналичных продаж также через РРО/ПРРО.
Наше мнение. Фискалы настойчиво выдвигают такое требование, просто манипулируя нормами этого Закона, а также — Закона № 3817. Естественно, мы с этим не согласны. По нашему мнению, в приведенный в ст. 2 Закона об РРО термин «расчетная операция» (которые именно и необходимо проводить через РРО/ПРРО) вписываются только безналичные расчеты, осуществляемые платежными картами. Поэтому, по нашему мнению, вывод фискалов не соответствует ни ст. 2, ни требованиям ст. Закона об РРО.
В то же время имейте такой подход в виду и либо бейте чеки и на безналичные некарточные оплаты также, либо будьте готовы спорить/судиться с фискалами. Вероятно, осторожное большинство продавцов чеки будут пробивать, и здесь у них наверняка возникнет вопрос: что указывать в строке 19 обновленной формы чека? На этот счет см. варианты заполнения строки 19 (и 18) в письме ГНСУ от 05.03.2025 № 211/2/99-00-07-03-01-02*, можете воспользоваться этими советами фискалов. В частности, среди их вариантов есть и «Переказ з поточного рахунку». Да и перечень вариантов там неисчерпаемый, так что можете и сами что-то придумать…
* Содержание этого письма можете найти здесь.
Хранение чужого горючего при оптовой лицензии
Лицензия на опт с местом. Предприятие спросило у ГНС: имеет ли оно право хранить собственное горючее и горючее третьих лиц (по договору хранения) при наличии только лицензии на право оптовой торговли горючим при наличии мест оптовой торговли?
Если до 01.01.2025 здесь могли быть сомнения, то теперь в ч. 3 ст. 28 Закона № 3817 четко прописано, что
хозсубъект имеет право хранить собственное горючее и горючее, принадлежащее другому хозсубъекту, без получения лицензии на право хранения горючего в местах производства горючего или местах оптовой или розничной торговли горючим либо местах торговли горючим, на которые получена соответствующая лицензия
И фискалы в письме ГНСУ от 17.03.2025 № 1446/ІПК/99-00-09-04-03 ІПК со ссылкой на эту норму ответили, что предприятие имеет право по лицензии на оптовую торговлю горючим при наличии мест оптовой торговли хранить собственное горючее и горючее третьих лиц в местах оптовой торговли горючим, на которые получены такие лицензии, без получения лицензий на право хранения горючего.
Лицензия на опт без места. Добавим от себя, что при наличии лицензии на оптовую торговлю горючим без мест торговли хозсубъект не может хранить ни горючее третьих лиц, ни даже собственное горючее! Тогда такие операции будут требовать от него получения соответствующей («полноценной» или упрощенной) лицензии на хранение горючего.
Количество до 60-литровой тары для горючего
Количество «мелкой» тары не ограничено! Налоговиков спросили (см. БЗ 113.04): предусмотрено ли ограничение по количеству потребительской тары объемом каждой до 60 литров (включительно) для хранения горючего исключительно для собственных нужд без получения лицензии на хранение горючего?
Налоговики напомнили: ч. 5 ст. 28 Закона № 3817 предусматривает, что хозсубъекты хранят горючее исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки в потребительской таре каждая объемом до 60 литров включительно без получения лицензии на право хранения горючего, на право хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки.
Они не стали здесь ничего выдумывать и честно написали, что нормами Закона № 3817 не предусмотрены ограничения по количеству потребительской тары объемом до 60 литров каждой включительно для безлицензионного хранения хозсубъектом горючего для собственных нужд. Поэтому помните, что количество такой «мелкой» тары может быть не ограниченным! А нет лицензии — нет проверок — нет придирок и штрафов...
Нужна ли бесплатная лицензия? В то же время в ч. 2 ст. 53 Закона № 3817 указано, что упрощенная лицензия на хранение горючего «в емкостях и/или потребительской таре (кроме потребительской тары, тары потребителя и возвратной тары (газовые баллоны) каждая объемом до 60 литров включительно), при условии что вместимость каждой такой емкости не превышает 250 литров и общая вместимость таких емкостей и/или потребительской тары не превышает 500 литров включительно, является бесплатной». И здесь возникает вопрос:
если общая вместимость такой «мелкой» тары в одном месте хранения превысит 500 л, то необходимо ли получить на такое место бесплатную лицензию?
Мы отталкиваемся от буквального прочтения этой нормы (такая «мелкая» тара является исключением) и считаем, что нет. А вот что здесь придет в голову фискалам, пока неизвестно…
Также о таре и лицензиях на хранение горючего очень советуем прочитать наш материал «Упрощенная лицензия на хранение горючего: зависимость от вида тары» // «Налоги & бухучет», 2025, № 31 (ср. ).
Если оральный продукт — это лекарства: нужна ли «табачная» лицензия?
Проблема. Предприятие, импортирующее лекарственное средство Никоретте (резинку жевательную лечебную), код товара согласно УКТ ВЭД 2404 91 10 00, обратилось в ГНС со следующими вопросами. Распространяются ли на это лекарственное средство нормы Закона № 3817? И обязано ли предприятие получать лицензию на право оптовой торговли табачными изделиями для импорта этого лекарственного средства, которое не является подакцизным товаром и предназначено для лечения табачной зависимости? Ведь для растаможивания этого товара таможенники требовали наличия лицензии на оптовую или розничную торговлю табачными изделиями.
Неподакцизный. О необложении акцизом товаров с кодом согласно УКТ ВЭД 2404 91 10 00 «Продукты, содержащие никотин, предназначенные для содействия прекращению употребления табака» мы писали в статье «Новый «никотино-оральный» подакцизный товар (акцизные марки и другие проблемы)» // «Налоги & бухучет», 2024, № 64. И отмечали там, что подтверждением отнесения к этому коду УКТ ВЭД (необложения акцизом) является наличие сведений о такой продукции в Государственном реестре лекарственных средств Украины.
Однако здесь товар зарегистрирован как лекарственное средство и проблем с акцизом нет.
Заметим: поскольку табачные изделия — лекарственные средства с этим кодом УКТ ВЭД не являются подакцизными товарами, то максимальные розничные цены на них не устанавливаются!
А что с лицензированием? В то же время с товарами по этому коду есть лицензионная проблема. Хотя этот товар и является лекарственным средством, он в терминах Закона № 3817 подпадает под определение «табачные изделия», как никотиносодержащий продукт для жевания, ведь в своем составе содержит никотин (см. п. 85 ч. 1 ст. 1 Закона № 3817*). То есть на этот товар буквально должны распространяться нормы этого Закона, в частности по лицензированию. Ведь в Законе № 3817 не предусмотрены какие-то исключения для таких неподакцизных табачных изделий и/или лекарственных средств. Таким образом,
формально лицензия нужна не только для ввоза (о котором запрашивает предприятие), но и для продажи этого лекарственного средства — табачного изделия на территории Украины
* «Табачные изделия — «…» никотиносодержащие продукты, их заменители для курения, нюхания, сосания, жевания или вдыхания без горения путем нагревания».
Причем для оптовой продажи нужна лицензия на оптовую продажу табачных изделий (стоит немало — 85 МЗП!), а для розничной — на розничную торговлю табачными изделиями или ЖЭС. И за безлицензионную торговлю этими жвачками можно отхватить и штраф: 200 % стоимости проданных, но не менее 3 МЗП!
Налоговики в письме ГНСУ от 17.03.2025 № 1468/ІПК/99-00-09-04-03 ІПК хоть и обрисовали сначала эти формальные контуры, но подошли к первому вопросу взвешенно и написали, что ГНСУ направили запрос в Минфин с просьбой высказать свою позицию относительно распространения Закона № 3817 на указанный товар (продукцию) с кодом согласно УКТ ВЭД 2404 91 10 00, который является зарегистрированным в Украине лекарственным средством. Потому что такое «двойное» лицензирование одного товара (и «лекарственное», и «табачное») выглядит как-то неестественно…
А со вторым вопросом (относительно лицензии) фискалы направили предприятие... к таможенникам.
«P. S». В продолжение истории — по первому вопросу, видимо, Минфин дал ГНС добро, и последняя недавно выпустила консультацию в БЗ 113.04, в которой сделан вывод:
если есть подтверждение, что определенный оральный продукт является лекарственным средством, то он не подпадает под нормы Закона № 3817
Надеемся, и на таможне теперь такие проблемы будет легче решать...
Выводы
- Есть проблемы с тем, какая лицензия нужна для экспорта алконапитков. По нашему мнению, нормы Закона № 3817 допускают их экспорт при наличии любой (даже «розничной») лицензии на операции с алконапитками. В то же время ГНС от ответов уклоняется и направляет к таможенникам, а те пока отвечают «индивидуально».
- Импорт и экспорт горючего в потребительской таре до 5 л включительно теперь требуют наличия лицензии! Но подойдет любая «горючая» лицензия: даже упрощенная на хранение горючего.
- Фискалы считают, что оптовый продавец алконапитков, табачных изделий или ЖЭС должен проверять наличие лицензий у покупателя. А в случае их отсутствия может реализовывать только алконапитки и — только для производственных нужд покупателя. Также фискалы не допускают продажу по лицензии на розничную торговлю этих товаров хозсубъектам.
- Налоговики не отрицают розничную торговлю алконапитками, табачными изделиями, ЖЭС с расчетом в безналичной форме. Но все равно требуют выдачи покупателю расчетного документа.
- Не предусмотрено ограничение по количеству потребительской тары объемом каждой до 60 литров (включительно) для хранения горючего исключительно собственных нужд без получения лицензии на хранение горючего.
- Оральные табачные изделия, которые зарегистрированы лекарственными средствами, формально тоже подпадают под действие Закона № 3817 и, в частности, под лицензирование. Но этот вопрос ГНС уже разъяснила нефискально!