Дешевые продажи — что под ними понимаЕМ?
Прежде всего надо определиться, что мы понимаем под термином «дешевая продажа». Вообще-то дешевыми продажами считают реализацию товаров/услуг по цене, ниже фактической себестоимости. А фактическая себестоимость, определенная в соответствии с НП(С)БУ 9 «Запасы», в свою очередь, является первоначальной стоимостью запасов (а следовательно, и товаров) (п. 4 НП(С)БУ 9). При этом первоначальной стоимостью запасов, которые:
— приобретены за плату, является цена их приобретения с учетом фактических расходов, перечисленных в п. 9 НП(С)БУ 9 (п. 9 НП(С)БУ 9);
— изготовляются собственными силами предприятия, признается их производственная себестоимость, которая определяется по НП(С)БУ 16 «Расходы» (п. 10 НП(С)БУ 9).
Следовательно,
продажи товаров/услуг по цене, ниже себестоимости / цены приобретения, следует классифицировать как дешевые
Подробно об убыточной продаже собственновыращенной сельхозпродукции (по цене ниже себестоимости) читайте в статье «Продажа аграрием собственновыращенной сельхозпродукции ниже себестоимости» // «Налоги & бухучет», 2023, № 97.
Что касается основных средств, то их дешевой продажей будем считать реализацию по цене меньше, чем балансовая (остаточная) стоимость таких активов.
Продажа ниже цены приобретения — возможно ли?
Цена является одним из условий договора (ч. 1 ст. 632 ГКУ), который является по своей сущности договоренностью сторон (ч. 1 ст. 626 ГКУ). В случаях, определенных законом, применяют цены (тарифы, ставки и т. п.), которые устанавливаются или регулируются уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 1 ст. 632 ГКУ).
Заодно ч. 1 ст. 11 Закона о ценах* определено, что субъекты хозяйствования самостоятельно устанавливают свободные цены по соглашению сторон на все товары. Исключение предусмотрено только для тех товаров, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен согласно ст. 12 Закона о ценах.
* Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 № 5007-VI.
Поэтому, исходя из того, что отношения сторон выстраиваются на взаимной договоренности (то есть цена на товар является договорной),
дешевые продажи — это вполне допустимый спутник хозяйственной деятельности предприятий
Особенно когда такие убыточные операции осуществляются без злого умысла — из-за вынужденных обстоятельств. Например, может существовать ряд вполне объективных и субъективных причин, таких как:
— попытка субъекта хозяйствования избежать еще больших убытков, связанных с изменением конъюнктуры рынка;
— потеря товаром вследствие длительного хранения своих полезных качеств и свойств;
— срочная потребность в оборотных средствах;
— повышение продаж (определенная маркетинговая стратегия, проведение рекламных акций) и т. п.
Поэтому дешевые продажи являются абсолютно правомерными. Ведь законодательством не предусмотрен запрет на продажу товаров по цене ниже себестоимости / цены приобретения. И сама по себе убыточность отдельных хозяйственных операций еще не свидетельствует об отсутствии деловой цели у налогоплательщика, а следовательно, и о нехозяйственности этих операций. Подробно об этом см. в статье «Дешевые продажи и налог на прибыль» // «Налоги & бухучет», 2025, № 36.
Однако следует быть крайне осторожными с продажей тех товаров, в отношении которых государство регулирует цены. Хотя данные операции непосредственно этого тематического номера не касаются, сказать о них нужно.
Госрегулируемые цены — ограничения
Способы государственного регулирования цен определяет ч. 1 ст. 13 Закона о ценах. Так, госрегулирование цен осуществляется путем:
1) установки обязательных для применения субъектами хозяйствования:
— фиксированных цен;
— предельных цен;
— предельных уровней торговой надбавки (наценки) и снабженческо-сбытовой надбавки (снабженческого вознаграждения);
— предельных нормативов рентабельности;
— размера снабженческого вознаграждения;
— размера доплат, скидок (снижающих коэффициентов);
2) ввода процедуры декларирования изменения цены и/или регистрации цены.
В условиях военного положения (ВП) установлены, в частности, следующие ограничения относительно цен.
Цены на продовольственные товары. На период ВП и трех месяцев после его прекращения или отмены постановлением Кабмина от 19.06.2023 № 650
установлен предельный уровень торговой надбавки (наценки) — не больше 10 % на продовольственные товары отечественного производства,
кроме товаров, маркированных как органическая продукция:
— мука пшеничная высшего сорта;
— молоко пастеризовано жирностью 2,5 % (в пленке);
— хлеб ржанопшеничный;
— яйца куриные категории С1;
— птица (тушки куриные, четверть тушки куриной);
— батон;
— масло подсолнечное рафинированное.
Заметьте! Во-первых, речь идет именно об ограничении по розничным ценам. И, во-вторых, в эти 10 % учитываются рекламные, маркетинговые услуги, услуги по подготовке, обработке, упаковке, другие услуги, связанные с реализацией соответствующих товаров конечному потребителю.
Цены на лекарства. С 01.03.2025 согласно постановлению Кабмина от 14.02.2025 № 168 изменились правила формирования цен на лекарства. Так, с этой даты:
— предельные снабженческо-сбытовые надбавки на лекарственные средства не могут быть выше чем 8 %, которые начисляются к оптово-отпускной цене с учетом налогов и сборов;
— предельные торговые (розничные) надбавки, которые устанавливаются к закупочным ценам с учетом налогов, должны находиться в пределах от 10 % до 25 %, в зависимости от стоимости препарата.
Экспортные цены на РЭО-товары. Во время действия ВП экспорт отдельных видов товаров, к которым применяется режим экспортного обеспечения (РЭО) НДС, разрешен только при условии, что экспортная цена (цена, которая указана в ВЭД-контракте) не ниже, чем минимально допустимые экспортные цены. Порядок, по которому определяют минимальный уровень экспортных цен, утвержден постановлением Кабмина от 20.08.2024 № 944.
Минимально допустимые экспортные цены на товары РЭО определяет Минагрополитики с учетом условий поставки в долларах США за 1 кг
Информация об утверждении минимально допустимых экспортных цен размещена на официальном веб-сайте Минагрополитики. Подробнее о РЭО см. статью «С декабря вводится режим экспортного обеспечения НДС для некоторых сельскохозяйственных товаров» // «Налоги & бухучет», 2024, № 92.
Минцены установлены также на вино и винодельческую продукцию (см. статью «Минимальные цены на вино и винодельческую продукцию» // «Налоги & бухучет», 2024, № 101).
Еще государственным регулированием цен/тарифов охвачены и другие направления хозяйственной деятельности. А именно: топливно-энергетическая отрасль (в частности, тарифы на электроэнергию, которая отпускается населению), транспорт (в частности, тарифы на перевозку грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом), связь (в частности, тарифы на оплату услуг, связанных с выплатой и доставкой государственных пенсий и помощи), платные услуги (образовательные услуги и другие платные услуги, которые предоставляются государственными и коммунальными учебными заведениями) и т. п.
О том, какая ответственность грозит тем, кто имеет дело с госрегулируемыми ценами, читайте в статье «Цены во время войны: контроль и штрафы» // «Налоги & бухучет», 2022, № 21.
Алкоголь, табак, ЖЭС. Есть определенные ограничения в отношении продажи специфических товаров — алкоголя, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах.
Некоторые алкогольные напитки можно продавать по ценам не ниже минимальных, которые определены постановлением № 957* (см. по этому поводу, в частности, статьи «Минимальные цены на вино и винодельческую продукцию» // «Налоги & бухучет», 2024, № 101, «Минимальные розничные цены, столовое вино, сидр и т. п., «алкогольные» акции…» // «Налоги & бухучет», 2024, № 84).
А за розничную торговлю табачными изделиями и ЖЭС (жидкостями, которые используются в электронных сигаретах) по ценам, ниже уровня розничной цены, определенного в соответствии с п.п. 14.1.106 НКУ, с 01.07.2025 предусмотрен штраф (см. статью «Новый акциз на табачные и ЖЭС и другие изменения» // «Налоги & бухучет», 2025, № 26).
Выводы
- Под дешевыми продажами следует понимать реализацию товаров/услуг по цене, ниже фактической себестоимости / цены приобретения.
- Дешевые продажи являются абсолютно правомерными. Ведь законодательством не предусмотрен запрет на продажу товаров по цене ниже себестоимости / цены приобретения.
- В то же время нужно быть крайне осторожными с дешевой продажей тех товаров, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен.