Последовательность действий для выхода из рисковых
Правила, которыми следует руководствоваться, чтобы избавиться от рискового НДС-статуса, определены п. 6 Порядка № 1165*.
* Порядок остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.
Дополнительно ГНСУ разработала видеоинструкцию «Критерии рисковости плательщика налога» от 11.02.2025, где приведен алгоритм действий для исключения плательщика из перечня рисковых. Так, в случае внесения НДС-плательщика в перечень рисковых плательщиков, налоговики предлагают осуществить следующие шаги:
1) выяснить основание включения в категорию рисковых плательщиков, заглянув в полученное от налоговиков решение о соответствии критериям рисковости;
2) подготовить и подать через Электронный кабинет (ЭК) подтверждающие документы для опровержения рисковости;
3) подать повторно информацию и копии документов, дополнив их, при получении решения об оставлении в перечне рисковых;
4) обжаловать решение в административном или судебном порядке в случае, когда налоговики не сняли рисковый статус.
О том, как обжаловать решение о рисковости НДС-плательщика, читайте в статьях «Шаг за шагом: как административно обжаловать решение о рисковости НДС» // «Налоги & бухучет», 2025, № 40 и «Налоговики не выводят из рисковых: идем в суд» // «Налоги & бухучет», 2025, № 40. Мы же в дальнейшем сосредоточимся на первых трех шагах.
Снятие рискового НДС-статуса
Наш разговор о выходе НДС-плательщика из перечня рисковых построим в форме вопросов-ответов (см. таблицу ниже).
Действия по исключению плательщика НДС из перечня рисковых
| Вопрос | Ответ |
| Выяснение причины зачисления в рисковые | |
| Как узнать основание отнесения НДС-плательщика к рисковым? | В случае, когда будет установлено, что НДС-плательщик отвечает хотя бы одному из критериев рисковости плательщика из приложения 1 к Порядку № 1165 (всего их 8), такой плательщик получит решение комиссии регионального уровня о соответствии критериям рисковости согласно приложению 4 к Порядку № 1165. Такое решение плательщик получит через ЭК в день его принятия (п. 6 Порядка № 1165). Как раз в решении региональной комиссии будут указаны: 1) основание — то есть соответствующий критерий рисковости плательщика из приложения 1 к Порядку № 1165; 2) код налоговой информации — в случае, если плательщик включен в рисковые по критерию 8. Напомним: Справочник кодов налоговой информации, которая стала основанием для рассмотрения вопроса о соответствии плательщика налога на добавленную стоимость критериям рисковости плательщика налога, утвержден приказом ГНСУ от 11.01.2023 № 17 (см. статью «Перечень операций для включения в рисковые плательщики уточнили» // «Налоги & бухучет», 2025, № 21); 3) информацию, по которой плательщику присвоен статус рискового: — тип операции приобретения/поставки; — период осуществления хозяйственной операции; — код УКТ ВЭД / ГКПУ / условный код товара операции, определенной как рисковая; — налоговый номер и дата включения в рисковые контрагента, задействованного в рисковой операции |
| Как проверить контрагента на рисковость в отношении НДС? | Услуга, которая позволяет проверить рисковость контрагентов — плательщиков НДС, доступна в ЭК. На главной странице ЭК в разделе «Новости» есть «Информация о бизнес-партнере в Электронном кабинете» (от 13.04.2023). Здесь размещена подробная инструкция с этапами создания разрешения и просмотра информации о рисковости. Однако для получения этой информации нужно предварительное согласие контрагента (см. разъяснение ГУ ГНС в Черкасской обл. от 18.04.2024, статью «Как узнать о рисковости контрагента?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 59) |
| Подача антирискового пакета документов | |
| Какие документы необходимо подать для исключения из перечня рисковых плательщиков? | Для снятия рискового статуса НДС-плательщик имеет право подать комиссии регионального уровня антирисковый пакет документов, который включает (п. 6 Порядка № 1165, см. разъяснения ГУ ГНС во Львовской обл. от 22.04.2025, ГУ ГНС в Киевской обл. от 15.05.2024): — информацию (объяснение) и — копии соответствующих документов, которые свидетельствуют о несоответствии плательщика критериям рисковости |
| По какой форме подают Уведомление об информации о несоответствии плательщика критериям рисковости? | Уведомление о подаче информации и копий документов о несоответствии плательщика налога критериям рисковости плательщика налога подают налоговикам в электронном виде в формате ХМL по коду формы J/F1314901. Количество документов произвольного формата (файлов) по коду формы J/F1360102, которые прилагаются к Уведомлению, не должно превышать 100 штук. Вместе с тем, один файл может содержать копии нескольких документов, при условии, что его размер не превышает 2 Мб (см. БЗ 101.18, разъяснение ГУ ГНС в Ивано-Франковской обл. от 20.09.2024) |
| Какую информацию указывают в Уведомлении о подаче информации (код J/F1314901)? | Форма Уведомления о подаче информации (код J/F1314901) содержит поле «Інформація», которое подлежит обязательному заполнению плательщиком НДС. В этом поле сжато приводят данные, которые свидетельствуют о том, что плательщик не отвечает критерию рисковости, который стал основанием для включения его в перечень рисковых плательщиков (см. разъяснение ГУ ГНС в г. Киеве от 15.08.2022). В информации (объяснениях) о деятельности НДС-плательщика фискалы желают видеть информацию о: — плательщике в целом — его местонахождении, осуществляемых видах деятельности, учредителях предприятия и должностных лицах; — имеющихся собственных (с указанием документов собственности) или арендованных (с указанием соглашений) помещениях, производственных мощностях и другие данные об основных средствах; — собственных/арендованных складских помещениях или описание соглашений о хранении; — наличии транспортных средств в разрезе (или описание ли соглашений с субъектами хозяйствования, которые предоставляют транспортные услуги); — земельных участках (собственных/арендованных с указанием соглашений) в га; — наемном персонале (основном, по совместительству) с указанием должностей/профессий; — размере дохода от осуществления деятельности за предыдущий период; — остатках готовой продукции, сырья (наименования); — сертификатах качества, лицензиях, разрешительных документах (при наличии). Не помешают и другие дополнительные документы, например уведомление об объектах налогообложения по форме № 20-ОПП (см. статью «Важность формы № 20-ОПП» // «Налоги & бухучет», 2024, № 49). |
| Копии каких подтверждающих документов приобщают к Уведомлению о подаче информации в качестве документов произвольного формата (код J/F1360102)? | Документы согласно Порядку № 1165. Такими документами (по требованиям п. 6 Порядка № 1165) могут быть (см. БЗ 101.18): — договоры, в частности ВЭД-контракты, с приложениями к ним; — договоры, доверенности, акты руководящего органа плательщика налога, которыми оформлены полномочия лиц, получающих продукцию в интересах плательщика налога для осуществления операции; — первичные документы о поставке/приобретении товаров/услуг, хранении и транспортировке, погрузке, выгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры/инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом имеющихся типовых форм и отраслевой специфики, накладные; — расчетные документы и/или банковские выписки с лицевых счетов; — документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и/или законодательством; — другие документы, которые подтверждают несоответствие плательщика налога критериям рисковости плательщика налога. Дополнительные документы. Дополнительно к документам из п. 6 Порядка № 1165 налоговики также хотят видеть подтверждение наличия: — помещений (собственных, арендованных); — производственных мощностей (собственных, арендованных); — земельных участков (собственных, арендованных); — наемного персонала (основного, по совместительству); — дохода от осуществления деятельности за предыдущий период; — остатков готовой продукции и сырья (наименования) |
| За какой период подавать копии подтверждающих документов в случае включения плательщика в рисковые по критерию 8? | По требованиям п. 6 Порядка № 1165 в случае присвоения НДС-плательщику рискового статуса по критерию 8 в соответствующих полях решения региональная комиссия указывает подробную информацию, по которой установлено соответствие критериям рисковости плательщика налога. И, в частности, в таком решении будет указан период осуществления хозяйственной операции, признанной как рисковая. Об этом также говорит примечание «**», приведенное в приложении 4 к Порядку № 1165. Поэтому именно за период осуществления хозоперации, указанный в решении региональной комиссии о соответствии плательщика НДС критериям рисковости, и следует подавать подтверждающие документы, которые свидетельствуют о несоответствии НДС-плательщика критериям рисковости |
| В течение какого срока можно подать документы для снятия рискового статуса? | Какого-то срока для подачи антирисковых документов, чтобы доказать несоответствие плательщика критериям рисковости, Порядком № 1165 не определено (см. разъяснение ГУ ГНС в Черкасской обл. от 19.12.2022). Поэтому их можно подавать когда угодно (когда плательщик решит, что это нужно). То есть плательщик имеет право подать пакет подтверждающих нерисковость документов в любой срок после присвоения ему рискового статуса. Однако чем раньше это сделать — тем лучше для самого НДС-плательщика и его контрагентов, которые попали в рисковые за компанию с ним |
| Если плательщик подавал документы для снятия рискового статуса, но получил отказ, можно ли подать документы опять или нужно только обжаловать решение? | В случае сохранения рисковости по результатам рассмотрения региональной комиссией поданных документов НДС-плательщик может опять подать антирисковый пакет, конечно, с учетом отраженных в решении замечаний. Поскольку Порядком №1165 плательщик не ограничен в количестве раз для подачи Уведомления о подаче информации на рассмотрение комиссии регионального уровня (см. БЗ 101.18, разъяснение Центрального МУ ГНС по работе с КНП от 24.02.2025). Поэтому антирисковый пакет документов можно подавать повторно неограниченное количество раз, не прибегаяс к процедуре административного или судебного обжалования |
| Возможна ли повторная подача Уведомления о несоответствии плательщика критериям рисковости после админобжалования, когда решение вынесено не в пользу плательщика? | Плательщик не ограничен в количестве раз для подачи Уведомления о подаче информации сугубо до того момента, пока не воспользовался процедурой административного обжалования (см. БЗ 101.18). А вот при обжаловании решения о соответствии плательщика критериям рисковости — повторная подача антирисковых документов невозможна. Тогда следующий шаг плательщика — обратится с иском в суд, чтобы обжаловать решение комиссии центрального уровня (см. разъяснения Центрального МУ ГНС по работе с КНП от 24.02.2025, ГУ ГНС в Запорожской обл. от 14.09.2023, Южного МУ ГНС по работе с КНП от 30.08.2023). Поэтому важно максимально использовать процедуры на региональном уровне и только после их исчерпания подавать жалобу в центральную комиссию. А до момента подачи жалобы можно направлять на рассмотрение комиссии регионального уровня антирисковые документы без количественного ограничения |
| Срок рассмотрения антирисковых документов | |
| В какой срок комиссия ГНС должна принять решение о снятии рискового статуса? | Поданные плательщиком информацию и копии соответствующих документов региональная комиссия должна рассмотреть в течение 7 рабочих дней, следующих за датой их поступления от плательщика, и на их основе принять решение о рисковости/нерисковости плательщика (п. 6 Порядка № 1165). То есть налоговики должны рассмотреть антирисковые документы в 7-дневный срок. А в случае непринятия в такой 7-дневный срок соответствующего решения будет работать правило молчаливого согласия и плательщик будет исключаться из рисковых автоматически (п. 6 Порядка № 1165) |
| Какую информацию должна указать региональная комиссия в решении о сохранении рискового статуса? | По результатам рассмотрения поданных плательщиком антирисковых документов региональная комиссия принимает решение о соответствии/несоответствии плательщика критериям рисковости. То есть — о сохранении или снятии рискового статуса. Такое решение (приложение 4 к Порядку № 1165) плательщик получит в ЭК в день его принятия. Если принято негативное решение о сохранении рискового статуса по критерию 8, то налоговики в таком решении должны указать: — актуальную информацию, которая стала основанием для соответствия плательщика рисковым критериям и в отношении рисковых операций, отраженных в предыдущем решении о соответствии критериям рисковости плательщика налога; — информацию об операциях, отраженных в НН/РК, дата подачи для регистрации которых не раньше 180 дней до даты принятия предыдущего решения о соответствии критериям рисковости плательщика налога. Также в специальных полях решения региональная комиссия должна: 1) привести подробную информацию, по которой установлено соответствие критериям рисковости плательщика налога; 2) указать/выбрать из перечня документ/документы, не предоставленный / не предоставленные плательщиком налога, который может / которые могут свидетельствовать о несоответствии критериям рисковости плательщика налога (то есть каких документов фискалам не хватило). При этом, как отмечают суды, перечень документов, которые необходимо подать на рассмотрение региональной комиссии для решения вопроса о несоответствии плательщика критериям рисковости, должен быть четко конкретизирован (см. постановление Третьего апелляционного админсуда от 26.12.2023 по делу № 160/23905/23). И уже это решение подлежит административному или судебному обжалованию. Конечно, если плательщик не решит подавать антирисковый пакет для снятия рискового статуса повторно |
| Когда плательщика исключат из перечня рисковых? | Исключение НДС-плательщика из перечня рисковых осуществляется в день проведения заседания комиссии регионального уровня и принятия соответствующего решения (см. БЗ 101.18). Региональная комиссия исключит плательщика из категории рисковых и в случае поступления соответствующего решения суда, которое вступило в законную силу |
| Автоматическая регистрация НН/РК и автоматическое выведение контрагентов из рисковых | |
| Когда осуществляется автоматическая регистрация НН/РК, заблокированных из-за рисковости плательщика? | Автоматическая регистрация НН/РК в ЕРНН, которые были остановлены из-за рискового статуса плательщика, осуществляется на следующий рабочий день после принятия решения: — региональной комиссией о несоответствии плательщика критериям рисковости по результатам рассмотрения поданных плательщиком антирисковых документов или — комиссией центрального уровня об удовлетворении жалобы на решение комиссии регионального уровня о соответствии плательщика критериям рисковости. Однако, чтобы попасть под автоматическую разблокировку, НН/РК должны одновременно отвечать определенным условиям из п. 61 Порядка № 1165 (см. БЗ 101.18). Подробно об этом читайте в статье «Сняли рисковость плательщика — НН разблокируют автоматом! Но не всегда…» // «Налоги & бухучет», 2025, № 40 |
| Как исключаются из перечня рисковых контрагенты плательщика, с которого снят рисковый статус на основании решения региональной комиссии или решения суда? | Если плательщик избавился от рискового статуса, то автоматически выведут из рисковых и его контрагентов. Но при условии, что (п. 6 Порядка № 1165, см. БЗ 101.18): — контрагент был включен в число рисковых исключительно на основании критерия 8 из-за осуществления операции с таким плательщиком налога и — отсутствуют другие основания и информация о соответствии контрагента критериям рисковости НДС-плательщика. Подробности см. в статье «Контрагент избавился от рисковости: как работает автоматическое снятие статуса» // «Налоги & бухучет», 2025, № 40 |
Выводы
- Для того, чтобы избавиться от рискового статуса, выясните причину рисковости. Ознакомьтесь с решением о рисковости и определите, по какому именно критерию вы внесены в перечень рисковых плательщиков.
- Соберите антирисковый пакет документов и подайте его в региональную комиссию для подтверждения своей нерисковости.
- Поданные плательщиком информацию и копии документов региональная комиссия должна рассмотреть в течение 7 рабочих дней, следующих за датой их поступления.
- Если решение комиссии негативное, вы можете подавать пакет повторно неограниченное количество раз — при условии, что не подали жалобу в административном порядке.
- Исключение плательщика налога из перечня рисковых осуществляется в день проведения заседания комиссии регионального уровня и принятия соответствующего решения.
