Темы статей
Выбрать темы

Как избавиться от рискового НДС-статуса?

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Клеймо рискового вызывает кучу неприятностей для плательщика НДС. Ведь большинство налоговых накладных (НН) / расчетов корректировки (РК), которые отправляются им на регистрацию, будут останавливаться, Таблица данных не будет работать, позитивная налоговая история не будет учитываться. В придачу из-за рисковости плательщика его контрагенты по цепочке также могут оказаться в рисковых. А потому при попадании в категорию рисковых следует как можно быстрее избавиться от этого статуса. Что надо сделать, чтобы выйти из рисковых плательщиков? Вот ответы на актуальные вопросы.

Последовательность действий для выхода из рисковых

Правила, которыми следует руководствоваться, чтобы избавиться от рискового НДС-статуса, определены п. 6 Порядка № 1165*.

* Порядок остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

Дополнительно ГНСУ разработала видеоинструкцию «Критерии рисковости плательщика налога» от 11.02.2025, где приведен алгоритм действий для исключения плательщика из перечня рисковых. Так, в случае внесения НДС-плательщика в перечень рисковых плательщиков, налоговики предлагают осуществить следующие шаги:

1) выяснить основание включения в категорию рисковых плательщиков, заглянув в полученное от налоговиков решение о соответствии критериям рисковости;

2) подготовить и подать через Электронный кабинет (ЭК) подтверждающие документы для опровержения рисковости;

3) подать повторно информацию и копии документов, дополнив их, при получении решения об оставлении в перечне рисковых;

4) обжаловать решение в административном или судебном порядке в случае, когда налоговики не сняли рисковый статус.

О том, как обжаловать решение о рисковости НДС-плательщика, читайте в статьях «Шаг за шагом: как административно обжаловать решение о рисковости НДС» // «Налоги & бухучет», 2025, № 40 и «Налоговики не выводят из рисковых: идем в суд» // «Налоги & бухучет», 2025, № 40. Мы же в дальнейшем сосредоточимся на первых трех шагах.

Снятие рискового НДС-статуса

Наш разговор о выходе НДС-плательщика из перечня рисковых построим в форме вопросов-ответов (см. таблицу ниже).

Действия по исключению плательщика НДС из перечня рисковых

Вопрос

Ответ

Выяснение причины зачисления в рисковые

Как узнать основание отнесения НДС-плательщика к рисковым?

В случае, когда будет установлено, что НДС-плательщик отвечает хотя бы одному из критериев рисковости плательщика из приложения 1 к Порядку № 1165 (всего их 8), такой плательщик получит решение комиссии регионального уровня о соответствии критериям рисковости согласно приложению 4 к Порядку № 1165. Такое решение плательщик получит через ЭК в день его принятия (п. 6 Порядка № 1165).

Как раз в решении региональной комиссии будут указаны:

1) основание — то есть соответствующий критерий рисковости плательщика из приложения 1 к Порядку № 1165;

2) код налоговой информации — в случае, если плательщик включен в рисковые по критерию 8. Напомним: Справочник кодов налоговой информации, которая стала основанием для рассмотрения вопроса о соответствии плательщика налога на добавленную стоимость критериям рисковости плательщика налога, утвержден приказом ГНСУ от 11.01.2023 № 17 (см. статью «Перечень операций для включения в рисковые плательщики уточнили» // «Налоги & бухучет», 2025, № 21);

3) информацию, по которой плательщику присвоен статус рискового:

тип операции приобретения/поставки;

период осуществления хозяйственной операции;

код УКТ ВЭД / ГКПУ / условный код товара операции, определенной как рисковая;

налоговый номер и дата включения в рисковые контрагента, задействованного в рисковой операции

Как проверить контрагента на рисковость в отношении НДС?

Услуга, которая позволяет проверить рисковость контрагентов — плательщиков НДС, доступна в ЭК.

На главной странице ЭК в разделе «Новости» есть «Информация о бизнес-партнере в Электронном кабинете» (от 13.04.2023). Здесь размещена подробная инструкция с этапами создания разрешения и просмотра информации о рисковости. Однако для получения этой информации нужно предварительное согласие контрагента (см. разъяснение ГУ ГНС в Черкасской обл. от 18.04.2024, статью «Как узнать о рисковости контрагента?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 59)

Подача антирискового пакета документов

Какие документы необходимо подать для исключения из перечня рисковых плательщиков?

Для снятия рискового статуса НДС-плательщик имеет право подать комиссии регионального уровня антирисковый пакет документов, который включает (п. 6 Порядка № 1165, см. разъяснения ГУ ГНС во Львовской обл. от 22.04.2025, ГУ ГНС в Киевской обл. от 15.05.2024):

информацию (объяснение) и

копии соответствующих документов, которые свидетельствуют о несоответствии плательщика критериям рисковости

По какой форме подают Уведомление об информации о несоответствии плательщика критериям рисковости?

Уведомление о подаче информации и копий документов о несоответствии плательщика налога критериям рисковости плательщика налога подают налоговикам в электронном виде в формате ХМL по коду формы J/F1314901.

Количество документов произвольного формата (файлов) по коду формы J/F1360102, которые прилагаются к Уведомлению, не должно превышать 100 штук. Вместе с тем, один файл может содержать копии нескольких документов, при условии, что его размер не превышает 2 Мб (см. БЗ 101.18, разъяснение ГУ ГНС в Ивано-Франковской обл. от 20.09.2024)

Какую информацию указывают в Уведомлении о подаче информации (код J/F1314901)?

Форма Уведомления о подаче информации (код J/F1314901) содержит поле «Інформація», которое подлежит обязательному заполнению плательщиком НДС. В этом поле сжато приводят данные, которые свидетельствуют о том, что плательщик не отвечает критерию рисковости, который стал основанием для включения его в перечень рисковых плательщиков (см. разъяснение ГУ ГНС в г. Киеве от 15.08.2022).

В информации (объяснениях) о деятельности НДС-плательщика фискалы желают видеть информацию о:

плательщике в целом — его местонахождении, осуществляемых видах деятельности, учредителях предприятия и должностных лицах;

— имеющихся собственных (с указанием документов собственности) или арендованных (с указанием соглашений) помещениях, производственных мощностях и другие данные об основных средствах;

— собственных/арендованных складских помещениях или описание соглашений о хранении;

— наличии транспортных средств в разрезе (или описание ли соглашений с субъектами хозяйствования, которые предоставляют транспортные услуги);

земельных участках (собственных/арендованных с указанием соглашений) в га;

наемном персонале (основном, по совместительству) с указанием должностей/профессий;

размере дохода от осуществления деятельности за предыдущий период;

остатках готовой продукции, сырья (наименования);

— сертификатах качества, лицензиях, разрешительных документах (при наличии).

Не помешают и другие дополнительные документы, например уведомление об объектах налогообложения по форме № 20-ОПП (см. статью «Важность формы № 20-ОПП» // «Налоги & бухучет», 2024, № 49).

Копии каких подтверждающих документов приобщают к Уведомлению о подаче информации в качестве документов произвольного формата (код J/F1360102)?

Документы согласно Порядку № 1165. Такими документами (по требованиям п. 6 Порядка № 1165) могут быть (см. БЗ 101.18):

договоры, в частности ВЭД-контракты, с приложениями к ним;

— договоры, доверенности, акты руководящего органа плательщика налога, которыми оформлены полномочия лиц, получающих продукцию в интересах плательщика налога для осуществления операции;

первичные документы о поставке/приобретении товаров/услуг, хранении и транспортировке, погрузке, выгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры/инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом имеющихся типовых форм и отраслевой специфики, накладные;

расчетные документы и/или банковские выписки с лицевых счетов;

— документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и/или законодательством;

другие документы, которые подтверждают несоответствие плательщика налога критериям рисковости плательщика налога.

Дополнительные документы. Дополнительно к документам из п. 6 Порядка № 1165 налоговики также хотят видеть подтверждение наличия:

— помещений (собственных, арендованных);

— производственных мощностей (собственных, арендованных);

— земельных участков (собственных, арендованных);

— наемного персонала (основного, по совместительству);

— дохода от осуществления деятельности за предыдущий период;

— остатков готовой продукции и сырья (наименования)

За какой период подавать копии подтверждающих документов в случае включения плательщика в рисковые по критерию 8?

По требованиям п. 6 Порядка № 1165 в случае присвоения НДС-плательщику рискового статуса по критерию 8 в соответствующих полях решения региональная комиссия указывает подробную информацию, по которой установлено соответствие критериям рисковости плательщика налога. И, в частности, в таком решении будет указан период осуществления хозяйственной операции, признанной как рисковая. Об этом также говорит примечание «**», приведенное в приложении 4 к Порядку № 1165.

Поэтому именно за период осуществления хозоперации, указанный в решении региональной комиссии о соответствии плательщика НДС критериям рисковости, и следует подавать подтверждающие документы, которые свидетельствуют о несоответствии НДС-плательщика критериям рисковости

В течение какого срока можно подать документы для снятия рискового статуса?

Какого-то срока для подачи антирисковых документов, чтобы доказать несоответствие плательщика критериям рисковости, Порядком № 1165 не определено (см. разъяснение ГУ ГНС в Черкасской обл. от 19.12.2022). Поэтому их можно подавать когда угодно (когда плательщик решит, что это нужно).

То есть плательщик имеет право подать пакет подтверждающих нерисковость документов в любой срок после присвоения ему рискового статуса. Однако чем раньше это сделать — тем лучше для самого НДС-плательщика и его контрагентов, которые попали в рисковые за компанию с ним

Если плательщик подавал документы для снятия рискового статуса, но получил отказ, можно ли подать документы опять или нужно только обжаловать решение?

В случае сохранения рисковости по результатам рассмотрения региональной комиссией поданных документов НДС-плательщик может опять подать антирисковый пакет, конечно, с учетом отраженных в решении замечаний. Поскольку Порядком №1165 плательщик не ограничен в количестве раз для подачи Уведомления о подаче информации на рассмотрение комиссии регионального уровня (см. БЗ 101.18, разъяснение Центрального МУ ГНС по работе с КНП от 24.02.2025).

Поэтому антирисковый пакет документов можно подавать повторно неограниченное количество раз, не прибегаяс к процедуре административного или судебного обжалования

Возможна ли повторная подача Уведомления о несоответствии плательщика критериям рисковости после админобжалования, когда решение вынесено не в пользу плательщика?

Плательщик не ограничен в количестве раз для подачи Уведомления о подаче информации сугубо до того момента, пока не воспользовался процедурой административного обжалования (см. БЗ 101.18).

А вот при обжаловании решения о соответствии плательщика критериям рисковости — повторная подача антирисковых документов невозможна. Тогда следующий шаг плательщика — обратится с иском в суд, чтобы обжаловать решение комиссии центрального уровня (см. разъяснения Центрального МУ ГНС по работе с КНП от 24.02.2025, ГУ ГНС в Запорожской обл. от 14.09.2023, Южного МУ ГНС по работе с КНП от 30.08.2023).

Поэтому важно максимально использовать процедуры на региональном уровне и только после их исчерпания подавать жалобу в центральную комиссию. А до момента подачи жалобы можно направлять на рассмотрение комиссии регионального уровня антирисковые документы без количественного ограничения

Срок рассмотрения антирисковых документов

В какой срок комиссия ГНС должна принять решение о снятии рискового статуса?

Поданные плательщиком информацию и копии соответствующих документов региональная комиссия должна рассмотреть в течение 7 рабочих дней, следующих за датой их поступления от плательщика, и на их основе принять решение о рисковости/нерисковости плательщика (п. 6 Порядка № 1165). То есть налоговики должны рассмотреть антирисковые документы в 7-дневный срок.

А в случае непринятия в такой 7-дневный срок соответствующего решения будет работать правило молчаливого согласия и плательщик будет исключаться из рисковых автоматически (п. 6 Порядка № 1165)

Какую информацию должна указать региональная комиссия в решении о сохранении рискового статуса?

По результатам рассмотрения поданных плательщиком антирисковых документов региональная комиссия принимает решение о соответствии/несоответствии плательщика критериям рисковости. То есть — о сохранении или снятии рискового статуса. Такое решение (приложение 4 к Порядку № 1165) плательщик получит в ЭК в день его принятия.

Если принято негативное решение о сохранении рискового статуса по критерию 8, то налоговики в таком решении должны указать:

актуальную информацию, которая стала основанием для соответствия плательщика рисковым критериям и в отношении рисковых операций, отраженных в предыдущем решении о соответствии критериям рисковости плательщика налога;

информацию об операциях, отраженных в НН/РК, дата подачи для регистрации которых не раньше 180 дней до даты принятия предыдущего решения о соответствии критериям рисковости плательщика налога.

Также в специальных полях решения региональная комиссия должна:

1) привести подробную информацию, по которой установлено соответствие критериям рисковости плательщика налога;

2) указать/выбрать из перечня документ/документы, не предоставленный / не предоставленные плательщиком налога, который может / которые могут свидетельствовать о несоответствии критериям рисковости плательщика налога (то есть каких документов фискалам не хватило). При этом, как отмечают суды, перечень документов, которые необходимо подать на рассмотрение региональной комиссии для решения вопроса о несоответствии плательщика критериям рисковости, должен быть четко конкретизирован (см. постановление Третьего апелляционного админсуда от 26.12.2023 по делу № 160/23905/23).

И уже это решение подлежит административному или судебному обжалованию. Конечно, если плательщик не решит подавать антирисковый пакет для снятия рискового статуса повторно

Когда плательщика исключат из перечня рисковых?

Исключение НДС-плательщика из перечня рисковых осуществляется в день проведения заседания комиссии регионального уровня и принятия соответствующего решения (см. БЗ 101.18).

Региональная комиссия исключит плательщика из категории рисковых и в случае поступления соответствующего решения суда, которое вступило в законную силу

Автоматическая регистрация НН/РК и автоматическое выведение контрагентов из рисковых

Когда осуществляется автоматическая регистрация НН/РК, заблокированных из-за рисковости плательщика?

Автоматическая регистрация НН/РК в ЕРНН, которые были остановлены из-за рискового статуса плательщика, осуществляется на следующий рабочий день после принятия решения:

— региональной комиссией о несоответствии плательщика критериям рисковости по результатам рассмотрения поданных плательщиком антирисковых документов или

— комиссией центрального уровня об удовлетворении жалобы на решение комиссии регионального уровня о соответствии плательщика критериям рисковости.

Однако, чтобы попасть под автоматическую разблокировку, НН/РК должны одновременно отвечать определенным условиям из п. 61 Порядка № 1165 (см. БЗ 101.18). Подробно об этом читайте в статье «Сняли рисковость плательщика — НН разблокируют автоматом! Но не всегда…» // «Налоги & бухучет», 2025, № 40

Как исключаются из перечня рисковых контрагенты плательщика, с которого снят рисковый статус на основании решения региональной комиссии или решения суда?

Если плательщик избавился от рискового статуса, то автоматически выведут из рисковых и его контрагентов. Но при условии, что (п. 6 Порядка № 1165, см. БЗ 101.18):

контрагент был включен в число рисковых исключительно на основании критерия 8 из-за осуществления операции с таким плательщиком налога и

отсутствуют другие основания и информация о соответствии контрагента критериям рисковости НДС-плательщика.

Подробности см. в статье «Контрагент избавился от рисковости: как работает автоматическое снятие статуса» // «Налоги & бухучет», 2025, № 40

Выводы

  • Для того, чтобы избавиться от рискового статуса, выясните причину рисковости. Ознакомьтесь с решением о рисковости и определите, по какому именно критерию вы внесены в перечень рисковых плательщиков.
  • Соберите антирисковый пакет документов и подайте его в региональную комиссию для подтверждения своей нерисковости.
  • Поданные плательщиком информацию и копии документов региональная комиссия должна рассмотреть в течение 7 рабочих дней, следующих за датой их поступления.
  • Если решение комиссии негативное, вы можете подавать пакет повторно неограниченное количество раз — при условии, что не подали жалобу в административном порядке.
  • Исключение плательщика налога из перечня рисковых осуществляется в день проведения заседания комиссии регионального уровня и принятия соответствующего решения.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше