Прежде чем перейти к нюансам расчета декретных заявленных работниц, поговорим о базовых моментах для такой выплаты.
Во-первых, пособие по беременности и родам им выплачивают за счет соцстраховских средств.
Во-вторых, процентный размер такого пособия не зависит от страхового стажа будущей мамочки. То есть начисляем декретные в 100-процентном размере.
В-третьих, чтобы найти размер пособия по беременности и родам, используйте простую формулу:
Количество календарных дней отпуска в связи с беременностью и родами х Среднедневная зарплата.
В свою очередь, среднедневной заработок определяют путем деления начисленной зарплаты в расчетном периоде на количество календарных дней в таком периоде.
Напомнили о трех «декретных китах»… Теперь о нашумевших нововведениях в расчете декретных — законодательных ограничениях по размеру суммы (верхней и нижней планки) указанной выплаты (см. рис. 1 ниже).
Ограничение размера пособия по беременности и родам | Общий случай ( ч. 2 ст. 26 Закона № 1105) | Суммарный страховой стаж меньше 6 месяцев ( п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105) |
Нижняя планка — минимальный размер пособия | Не менее МЗП* | Не менее МЗП* |
Верхняя планка — максимальный размер пособия | Не более максимальной величины базы начисления ЕСВ** | Не более двукратного размера МЗП* |
* МЗП, установленная законом в месяце наступления страхового случая. ** Максимальная величина базы начисления ЕСВ равна 17 размерам ПМТЛ. В 2015 году она составляет: в январе — ноябре — 20706 грн., в декабре — 23426 грн. |
Рис. 1. Ограничения размера декретных с 1 января 2015 года
* Обратите внимание: в страховой стаж месяц включается как полный, если сумма уплаченных взносов за такой месяц не меньше минимального страхового взноса. В противном случае для расчета страхового стажа придется воспользоваться специальной формулой, приведенной в ч. 3 ст. 21 Закона № 1105 (детали см. в «ОТ», 2011, № 13, с. 14). — Примеч. ред.
Для работников со страховым стажем менее 6 месяцев аналогичное ноу-хау уже пытались внедрить в эпоху Закона № 2240, но в судебном порядке его признали неконституционным. В 2015 году законодатели осуществили вторую попытку, с которой мы сейчас разберемся.
«Декретные» ограничители по ст. 19 Закона № 1105: кто в зоне риска
Ограничения в размере пособия по беременности и родам по ст. 19 Закона № 1105 касаются исключительного (ограниченного) круга застрахованных лиц — работников со страховым стажем менее 6 месяцев* на протяжении 12 месяцев перед наступлением страхового случая. Если конкретнее, то эти ограничения распространяются на:
— новопринятых работников, начинающих свою трудовую деятельность;
— работников, которые в течение 12 месяцев перед «декретным» отпуском работали в режиме неполного рабочего времени или находились в отпуске без сохранения зарплаты, в результате чего рассчитанный страховой стаж за последний год оказался менее 6 месяцев;
— женщин, вышедших на работу после отпуска для ухода за ребенком до 6 лет по медзаключению;
— работников, которые до трудоустройства не работали 6 и более месяцев.
Важно! Страховой 6-месячный стаж определяют суммарно (а не полные 6 месяцев) в течение последних 12 календарных месяцев, предшествующих наступлению страхового случая.
Работодатель может узнать о суммарном страховом стаже работника:
— по данным ЕСВ-отчетности — за период работы у этого работодателя;
— на основании сведений о страховом стаже, указанных в справке из ПФУ по форме ОК-7, — за период работы у предыдущих работодателей. Обратите внимание: такую справку в ПФУ работник должен получить лично и передать своему работодателю (письмо ФСС ВПТ от 17.01.2015 г. № 2.4-17-92 // «ОТ», 2015, № 3, с. 7).
Изучаем критерии ограничений
С нашими претендентами на ограничение* определились. Самое время поговорить о самих ограничительных параметрах. Для этого озвучим норму п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105:
* Еще раз напомним, что пособие по беременности и родам с учетом законодательных ограничений согласно п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105 следует начислять застрахованным лицам со страховым стажем менее 6 месяцев на протяжении последнего года. — Примеч. ред.
пособие по беременности и родам рассчитывается исходя из начисленной зарплаты, с которой уплачивался ЕСВ, но в расчете на месяц НЕ ВЫШЕ двукратного размера МЗП и не меньше размера МЗП, установленной законом в месяце наступления страхового случая.
Правила помогут нам применить эту норму.
Правило 1. Определяем размер нижнего и верхнего ограничителей (условно — Сmin и Сmax). Для этого напомним: Порядком № 1266 установлено, что среднедневная «декретная» зарплата не может превышать максимальную сумму (предельную величину) зарплаты, с который уплачивают страховые взносы, в расчете на 1 день. Определяют ее путем деления такой предельной величины в последнем месяце расчетного периода на 30,44 ( абз. 5 и 7 п. 14 Порядка № 1266).
Именно эта величина среднемесячного количества календарных дней (30,44) и будет брать участие в расчете наших показателей — Сmin и Сmax. Колебания количества календарных дней в том или ином месяце значения не имеют. Для расчета Сmin и Сmax всегда применяйте 30,44.
Важно! Для исчисления Сmin (Сmax) следует минимальную зарплату (двукратный размер МЗП), установленную в месяце наступления «декретного» отпуска, разделить на 30,44.
Таким образом, в 2015 году верхний и нижний среднедневные пределы по оплате декретного будут выглядеть так (см. рис. 2 ниже):
Расчет минимальной и максимальной среднедневной зарплаты | Показатель минимальной и максимальной среднедневной зарплаты для расчета декретных в 2015 году, грн. | |
январь — ноябрь | декабрь | |
Сmin = МЗП : 30,44 | 40,01 | 45,27 |
Сmax = 2 х МЗП : 30,44 | 80,03 | 90,54 |
Рис. 2. Показатели Сmin и Сmax на 2015 год
Правило 2. Пособие по беременности и родам оплачивают по одному из показателей среднедневной зарплаты. Для этого нужно вначале рассчитать фактический среднедневной заработок (Сфакт) в соответствии с Порядком № 1266 (по общепринятым правилам), а затем и среднедневной заработок с учетом установленной нижней и верхней планки (Сmin и Cmax). Затем — сравнить все величины. В итоге возможны три ситуации (также см. рис. 3 ниже):
— фактическая среднедневная зарплата (Сфакт) меньше минимального размера среднедневной зарплаты (Сmin) — пособие по беременности и родам рассчитывают исходя из Сmin;
— фактическая среднедневная зарплата (Сфакт) больше максимального размера среднедневной зарплаты (Сmax) — в расчете декретных используют именно Сmax;
— фактическая среднедневная зарплата (Сфакт) больше минимального размера среднедневной зарплаты (Сmin) и при этом меньше максимального размера среднедневной зарплаты (Сmax) — декретные рассчитываем по Сфакт.
Сравнительные расчеты | Показатель, по которому оплачиваем декретные |
Сфакт < Сmin | Сmin |
Сфакт > Cmax | Cmax |
Сmin < Сфакт < Cmax | Сфакт |
Рис. 3. Ситуации и показатели, по которым оплачивают декретные
Поскольку «декретный» больничный оплачивают сразу (суммарно) за все дни «декретного» отпуска, то проводить сравнительные расчеты для каждого из «декретных» месяцев не нужно.
Правило 3. Ограничения согласно ч. 2 ст. 26 и п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105 (ср. ) не содержат уточнений по сумме пособия по беременности и родам в расчете на месяц в случае полной (неполной) занятости.
Важно! Для режима неполного рабочего времени по основному месту работы Сmin и Cmax определяют на общих основаниях, т. е. без учета занятости работницы.
Например, по основному месту работы женщина работает на 0,5 ставки. Несмотря на то, что загрузка работницы неполная, в январе — ноябре 2015 года упомянутые ограничители для нее будут составлять: Сmin = 40,01 грн., Cmax = 80,03 грн.
То есть для женщин, работающих и на полную ставку (полный рабочий день), и на 0,25; 0,5; 0,75 ставки (неполное рабочее время) верхнюю и нижнюю планку размера «декретного» пособия применяют на общих основаниях.
Практикум по расчету декретных с учетом ограничений
Теперь закрепим теорию на практике. Приведем примеры, в которых для «декретной» оплаты будут использованы ограничители Сmin и Сmax, так называемые нестандартные* ситуации. Подчеркнем: все они будут касаться работниц, у которых в течение года перед «декретным» отпуском страховой стаж составил менее 6 месяцев. Для них мы применяем ограничения, установленные п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105.
* Примеры начисления декретных в классических случаях (оплата по Сфакт) см. в «ОТ», 2015, № 2, с. 17 — 18. — Примеч. ред.
Пример. С 19.02.2015 г. в учреждении работает женщина (основное место работы), должностной оклад которой составляет 1218 грн. Это ее первое место работы. Она уходит в отпуск в связи с беременностью и родами с 18.05.2015 г. продолжительностью 126 календарных дней. Расчетный период: март — апрель 2015 года, количество календарных дней в расчетном периоде — 61 к. дн. (31 к. дн. март + 30 к. дн. апрель).
№ п/п | Ситуация | |
Руководство по спорным моментам | Пояснение на примере | |
1 | 2 | 3 |
1 | Работа на полную минимальную ставку | |
Если фактическая среднедневная зарплата меньше Сmin, то пособие по беременности и родам «дотягиваем» до нижней планки (Сmin) | Начисленная зарплата в расчетном периоде составила 2436 грн. (1218 грн. х 2 мес.). Определим фактическую среднедневную зарплату: 2436 грн. : 61 к. дн. = 39,93 грн. Поскольку Сфакт (39,93 грн.) < Сmin (40,01 грн.), пособие по беременности и родам следует оплатить по Сmin: 40,01 грн. х 126 к. дн. = 5041,26 грн. | |
2 | В расчетном периоде отпуск «за свой счет» | |
Отпуск без сохранения зарплаты не относится к уважительным* причинам в понимании Порядка № 1266. Поэтому дни такого отпуска не исключают из расчетного периода | Начисленная зарплата в расчетном периоде составила 1218 грн. (март полностью не отработан в связи с отпуском «за свой счет»). Определим фактическую среднедневную зарплату: 1218 грн. : 61 к. дн. = 19,97 грн. Поскольку Сфакт (19,97 грн.) < Сmin (40,01 грн.), пособие по беременности и родам следует оплатить по Сmin: 40,01 грн. х 126 к. дн. = 5041,26 грн. | |
3 | Установлено неполное рабочее время (0,25 ставки) | |
При работе в «неполном» режиме по основному месту работы верхний и нижний ограничители для оплаты «декретного» больничного следует применять без учета занятости работницы | Начисленная зарплата в расчетном периоде составила 609 грн. (1218 грн. х 2 мес. х 0,25). Определим фактическую среднедневную зарплату: 609 грн. : 61 к. дн. = 9,98 грн. Сравним Сфакт с верхней и нижней планкой (Сmin и Сmax). Как видим, Сфакт (9,98 грн.) < Сmin (40,01 грн.), т. е. весь период «декретного» отпуска оплачиваем по Сmin. Пособие по беременности и родам составит: 40,01 грн. х 126 к. дн. = 5041,26 грн. | |
4 | Неполное рабочее время + неоплачиваемый отпуск | |
Несмотря на то, что по основному месту работы работнице установлен «неполный» режим работы, для сравнения Сфакт с верхним и нижнем пределом, определяем Сmin и Сmax по общим правилам, т. е. без учета занятости работницы. Причем дни неоплачиваемого отпуска при расчете Сфакт не исключают из расчетного периода | Работница находилась в отпуске без сохранения зарплаты с 14.04.2015 г. по 27.04.2015 г. включительно. Зарплата, начисленная в расчетном периоде, составила 464 грн. ((1218 грн. х 0,25) + (1218 грн. х 0,25 : 21 р. дн. х 11 р. дн.)). Рассчитаем фактическую среднедневную зарплату: 464 грн. : 61 к. дн. = 7,61 грн. Сравним Сфакт с верхней и нижней планкой (Сmin и Сmax). Как видим, Сфакт (7,61 грн.) < Сmin (40,01 грн.). Следовательно, пособие оплачиваем по Сmin: 40,01 грн. х 126 к. дн. = 5041,26 грн. | |
5 | Фактическая среднедневная зарплата превышает верхний предел | |
Если фактическая среднедневная зарплата превышает верхний предел, то пособие по беременности и родам оплачиваем исходя из Сmax | Предположим, что суммарный заработок работницы за март — апрель 2015 года составил 7000 грн. Фактическая среднедневная зарплата составила 114,75 грн. (7000 грн. : 61 к. дн.). Поскольку Сфакт (114,75 грн.) > Сmax (80,03 грн.), пособие по беременности и родам следует оплатить по Сmax: 80,03 грн. х 126 к. дн. = 10083,78 грн. | |
6 | В расчетном периоде не было заработка | |
Если в расчетном периоде не было заработка по уважительной причине*, то фактическую среднедневную зарплату определяют исходя из должностного оклада, установленного в месяце наступления «декретного» отпуска. При этом также сравнивают Сфакт с Сmin и Сmax | Предположим, что в расчетном периоде (ноябрь 2014 года — апрель 2015 года) работница находилась в отпуске для ухода за ребенком до 6 лет. Определим фактический среднедневной заработок для расчета пособия ( абз. 8 п. 14 Порядка № 1266): 1218 грн. : 30,44 к. дн. = 40,01 грн., где 1218 — должностной оклад, установленный в мае 2015 года (месяц ухода в «декретный» отпуск); 30,44 — среднемесячное количество календарных дней. Получили, что Сфакт = Сmin, поэтому сумма пособия по беременности и родам составляет: 40,01 грн. х 126 к. дн. = 5041,26 грн. | |
* Порядок № 1266 предусматривает исчерпывающий перечень уважительных причин. Это временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск для ухода за ребенком до 3 (6) лет. Также см. консультацию «В расчетном периоде — отпуск для ухода за ребенком до 16 лет: как рассчитать больничный» // «ОТ», 2015, № 6, с. 19. — Примеч. ред. |
Как видим, в ситуациях с применением ограничений по норме п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105 не очень радостная картина вырисовывается для женщин с высокой зарплатой, у которых страховой стаж составил менее 6 месяцев. А вот женщины с неполной занятостью получили дополнительный бонус — пособие по беременности и родам не может быть меньше МЗП. Таковы реалии сегодняшних соцстраховских реформ.
Помните и о сроках обращения для назначения соцстраховских выплат. Если вы забыли вовремя подать листок нетрудоспособности в связи с беременностью и родами и пропустили установленный 12-месячный период после окончания отпуска в связи с беременностью и родами, то в назначении соответствующего пособия вам откажут. Не теряйте бдительность!
Выводы:
— В общем случае пособие по беременности и родам не может превышать 17 размеров ПМТЛ и не должно быть меньше МЗП, установленной в месяце наступления страхового случая.
— С 01.01.2015 г. введены ограничения по размеру пособия по беременности и родам для женщин, страховой стаж которых в течение 12 месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности составил менее 6 месяцев.
— Размер «декретного» пособия для указанных категорий работниц в расчете на месяц не должен превысить размер двукратной МЗП, но и не должен быть ниже МЗП, установленной в месяце наступления страхового случая.
— Верхний и нижний ограничительные пороги исчисляют делением одно- и двукратного размера МЗП на 30,44.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ
Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV (в редакции Закона Украины от 28.12.2014 г. № 77-VIII).
Закон № 2240 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.
Порядок № 1266 — Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г № 1266.
ЕСВ — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.
МЗП — минимальная заработная плата (в январе — ноябре 2015 года — 1218 грн., в декабре 2015 года — 1378 грн.).
ПМТЛ — прожиточный минимум для трудоспособного лица.
Разъясняют специалисты Минсоцполитики