Темы статей
Выбрать темы

Альтернативная служба: нестандартные правила

Кравченко Дарья, эксперт по оплате труда
Сегодня мы заканчиваем тему, посвященную действиям работодателя в случае, когда работник уходит на военную службу (начало см. в «ОТ», 2020, № 5 и № 6). И последний вопрос, который нам осталось обсудить, — что делать работодателю, если работник, который подлежит призыву на срочную военную службу, решил выбрать альтернативную службу? Чем эта служба отличается от обычной срочной военной службы или службы по контракту и сохраняется ли в этом случае «трудовая» гарантия — все это в нашей сегодняшней статье. Поехали!

Альтернативная значит невоенная

Альтернативная служба — это служба, которая вводится вместо прохождения срочной военной службы и имеет целью исполнение обязанностей перед обществом (ч. 4 ст. 1 Закона № 2232*, ст. 1 Закона № 1975**).

* Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.

** Закон Украины «Об альтернативной (невоенной) службе» от 12.12.1991 г. № 1975-XII.

Другими словами, вместо того чтобы работник проходил срочную военную службу, его направляют на другую (невоенную) службу — альтернативную.

Проходит такая служба на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в государственной, коммунальной собственности, деятельность которых связана с социальной защитой населения, охраной здоровья, защитой окружающей среды, строительством, жилищно-коммунальным и сельским хозяйством (ст. 5 Закона № 1975). Альтернативная служба также может проходить в патронажной службе в организациях Общества Красного Креста Украины.

Важно! Оформляются такие отношения срочным трудовым договором (обязательно в письменном виде) на весь срок альтернативной службы и регулируются законодательством о труде, за исключениями, предусмотренными Законом № 1975 (ст. 15 Закона № 1975).

То есть:

• альтернативщику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней. А в определенных случаях (по его желанию) — отпуск без сохранения заработной платы с зачислением в срок прохождения альтернативной службы;

• в случае необходимости проводится профессиональная подготовка и переподготовка работника непосредственно на производстве, причем индивидуально (п. 37 Положения № 2066***);

*** Положение о порядке прохождения альтернативной (невоенной) службы, утвержденное постановлением Кабмина от 10.11.1999 г. № 2066.

• время пребывания работника на альтернативной службе засчитывается в его страховой стаж. Это время также засчитывается в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности при условии, если он не позднее чем в течение 3 календарных месяцев после увольнения с альтернативной службы приступит к работе (ст. 6 Закона № 1975);

• при определении режима труда и отдыха альтернативщика учитываются (если это возможно) особенности вероисповедания относительно работы в выходные дни без уменьшения количества установленных рабочих дней (п. 32 Положения № 2066).

Как видите, неплохая альтернатива срочной военной службе. При этом единственный минус в ней — срок прохождения альтернативной службы превышает срок срочной военной службы в 1,5 раза и составляет (ст. 6 Закона № 1975, п. 33 Положения № 2066):

• в общем случае — 27 месяцев;

• для лиц, имеющих высшее образование (с образовательно-квалификационным уровнем специалиста или магистра) — 18 месяцев.

Возможность выбрать альтернативную службу есть не у всех, а только у граждан, которые одновременно соответствуют трем критериям (ст. 2 Закона № 1975):

1) исполнение воинской обязанности противоречит их религиозным убеждениям;

2) они принадлежат к действующей согласно законодательству Украины религиозной организации, вероучение которой не допускает пользования оружием. Перечень таких организаций утвержден постановлением Кабмина от 10.11.99 г. № 2066;

3) они подлежат призыву на срочную военную службу. То есть лица, которые освобождены от срочной военной службы или им предоставлена отсрочка от призыва, не направляются на альтернативную службу.

Но это еще не все.

Для направления на альтернативную службу работнику мало соответствовать указанным выше требованиям, он еще должен подтвердить свое право на нее документально. Для этого ему придется пройти довольно серьезную процедуру. Рассмотрим ее ниже.

Направление на службу

Получить направление на альтернативную службу непросто. Процедура включает в себя 6 этапов.

img 1Работник подает в местную госадминистрацию мотивированное письменное заявление о направлении на альтернативную службу (ст. 9 Закона № 1975).

В нем перечисляет мотивы невозможности прохождения срочной военной службы и прилагает соответствующие документы.

Внимание! Подать такое заявление в госадминистрацию работник должен лично:

• либо сразу после взятия на воинский учет;

• либо не позднее чем за 2 календарных месяца до начала проведения призыва на срочную военную службу (в это время военкоматы как раз начинают рассылать повестки).

Напомним: в связи с введением карантина весенняя призывная кампания — 2020 стартовала немного позже установленного срока. Указом Президента Украины от 23.03.2020 г. № 103/2020 срок призыва был перенесен на май-июль 2020 года.

Заметьте, несвоевременная подача заявления о направлении на альтернативную службу является одним из оснований для отказа в направлении на альтернативную службу.

img 2Местная госадминистрация рассматривает заявление о направлении на альтернативную службу в течение календарного месяца после его поступления в присутствии самого работника (ст. 11 Закона № 1975).

В случае необходимости на заседание могут быть приглашены представители религиозных организаций, общественности для установления принадлежности работника к религиозной организации, вероучение которой не допускает пользования оружием, и истинности его религиозных убеждений (п. 9 Положения № 2066).

Предупреждаем: довольно часто в таких вопросах наибольшей проблемой становится доказывание церковного прихожанства, как и того, что вероисповедание запрещает применять оружие для защиты (например, христианство). Порой для защиты своих прав даже приходится обращаться в суд. Хорошо, что последние становятся на защиту верующих (см. определение ВССУ от 23.06.2015 г. по делу № 5-1583км15).

О дате явки работника на заседание местная госадминистрация извещает его письменно (форма уведомления приведена в приложении 2 к Положению № 2066).

img 3Местная госадминистрация принимает решение о направлении работника на альтернативную службу. В течение 5 календарных дней его выдают работнику, а также направляют в военкомат (п. 16 Положения № 2066).

В случае отказа — работника также уведомят в письменной форме. В этом случае работник будет призван на срочную военную службу в общем порядке.

Подробнее об этом читайте в статье «Начало призывной кампании: подсказки работодателю» // «ОТ», 2020, № 5.

img 4Работник проходит призывную комиссию.

Напомним: на альтернативную службу направляются только те граждане, которые подлежат призыву на срочную военную службу (ст. 12 Закона № 1975, п. 17 Положения № 2066). О решении призывной комиссии военкомат уведомляет местную госадминистрацию (п. 17 Положения № 2066). В случае положительного решения — наступает следующий этап.

img 5Местная госадминистрация выбирает место прохождения альтернативной службы.

Его определяют преимущественно в пределах населенного пункта по месту жительства работника или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту жительства. Конечно же, с учетом его профессиональной подготовки и уровня квалификации.

img 6Работника направляют на альтернативную службу.

Не менее чем за 10 дней до начала срока прохождения альтернативной службы работнику выдается соответствующее направление (по форме согласно приложению 3 к Положению № 2066).

Такой же документ направляется как владельцу предприятия, учреждения, организации, где альтернативщик будет проходить службу, так и военкомату, в котором работник состоит на воинском учете.

Военкомат снимает гражданина с воинского учета в связи с прохождением альтернативной службы и выдает ему военный билет с соответствующей отметкой (п. 20 Положения № 2066).

Обязанности работодателя

До направления на службу. Как видите, процедура принятия решения о направлении работника на альтернативную службу длится довольно долго и забирает много времени. В таких случаях работник освобождается от работы с сохранением среднемесячного заработка (ст. 11 Закона № 1975 и ч. 2 ст. 21 Закона № 2232):

• для явки по вызову в местную госадминистрацию;

• для выполнения обязанностей, связанных с призывом или приемом на военную службу (на время прохождения призывной комиссии).

Заметьте, никаких ограничений в отношении работников-совместителей ст. 11 Закона № 1975 не содержит. Поэтому такая трудовая гарантия распространяется как на основных работников, так и на совместителей.

Конечно, чтобы ею воспользоваться, работнику необходимо предоставить работодателю документальное подтверждение его отсутствия на рабочем месте. Таким подтверждением является уведомление по форме, приведенной в приложении 2 к Положению № 2066 (ср. ).

Работника — внешнего совместителя попросите принести копии такого уведомления, заверенные подписью и печатью (при наличии) основного работодателя (по аналогии с листком нетрудоспособности).

На основании перечисленных документов издайте приказ о том, что работник будет отсутствовать на работе в связи с прохождением призывной комиссии, заседания и т. п.

Дни отсутствия работника в Табеле учета использования рабочего времени (типовая форма № П-5, утвержденная приказом № 489) отражайте с помощью буквенного кода «ІН» или цифрового кода «22» — другое неотработанное время, предусмотренное законодательством.

Средний заработок рассчитывайте в соответствии с Порядком № 100, исходя из выплат за последние 2 календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором работника вызвали на призывную комиссию.

Принято решение о направлении на службу. Направление работника на альтернативную службу является основанием для прекращения трудового договора (п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ, п. 21 Положения № 2066).

Уйти от этого (закрыться «трудовой» гарантией, предусмотренной ч. 3 ст. 119 КЗоТ) не выйдет, так как указанная норма обязывает работодателей сохранять место работы, должность и средний заработок только за теми работниками, которые призваны на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, на особый период или которые приняты на военную службу по контракту. А вот об альтернативщиках в ней ни слова.

В связи с этим работник, направляемый на альтернативную службу, должен подать работодателю заявление с просьбой об увольнении с указанием причины. К такому заявлению он должен приложить подтверждающий документ, например:

• направление на прохождение альтернативной (невоенной) службы (по форме согласно приложению 3 к Положению № 2066);

• или копию военного билета с соответствующей отметкой (п. 20 Положения № 2066).

На основании указанных документов руководитель издает приказ (распоряжение) об увольнении работника.

Заметьте, конкретная дата расторжения трудового договора согласовывается между работником и работодателем, но не позднее дня призыва, указанного в документе о направлении на альтернативную службу.

В день увольнения работодатель, как обычно:

• проводит с работником окончательный расчет

• и выдает ему надлежащим образом оформленную трудовую книжку.

В трудовой книжке делается запись «Звільнений у зв’язку з направленням на альтернативну (невійськову) службу, п. 3 ст. 36 КЗпП України».

Особенности окончательного расчета. Окончательный расчет с работником, направленным на альтернативную службу, имеет свои особенности. Конечно, как и работнику, уволенному по другим основаниям, ему должна быть выплачена заработная плата, включая оплату труда за последний день работы, и компенсация за неиспользованные дни отпуска.

В то же время нужно учесть следующее:

• если работник использовал отпуск в счет неотработанной части года, то отпускные, выплаченные ему за неотработанные дни, при увольнении из его заработной платы не удерживаются (п. 2 ч. 2 ст. 127 КЗоТ, п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона об отпусках);

• выходное пособие работникам, которые увольняются в связи с направлением на альтернативную (невоенную) службу, не выплачивается (подробности в статье «Выходное пособие: когда, кому и сколько» // «ОТ», 2019, № 14).

Гарантии и льготы. Согласно ст. 3 Закона № 1975, за работником, проходящим альтернативную службу, сохраняется право на прежнюю работу (должность), которую он выполнял (занимал) до направления на службу, а в случае ее отсутствия — на другую равноценную работу (должность) на том же или, с согласия работника, на другом предприятии, в учреждении, организации.

Заметьте, указанная норма не предусматривает автоматического восстановления работника на предыдущем месте работы после его увольнения с альтернативной службы. Поэтому хотя альтернативщик и может вернуться на прежнее место работы, однако решение, принимать его обратно или нет, работодатель принимает по своему усмотрению.

Если же работодатель все же принял на работу альтернативщика, он должен помнить, что такие работники пользуются при прочих равных условиях (производительности труда и квалификации) преимущественным правом на сохранение рабочего места при сокращении численности или штата работников в связи с изменениями в организации производства и труда в течение 2 лет со дня увольнения со службы (п. 9 ч. 1 ст. 42 КЗоТ, ч. 2 ст. 3 Закона № 1975).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше