Основные моменты
Порядок проведения проверок состояния организации и ведения воинского учета на предприятиях, в учреждениях, организациях регламентирует Порядок № 1487*. В соответствии с этим документом проверки по воинскому учету можно разделить на:
1) внутренние — проводятся самими предприятиями, учреждениями, организациями на основании п. 72 Порядка № 1487. Порядок их проведения предприятие, учреждение, организация определяет самостоятельно;
2) внешние.
Внешние проверки по воинскому учету на предприятиях, в учреждениях, организациях могут проводить следующие органы:
1) Генеральный штаб ВСУ и оперативные командования (пп. 75, 77 Порядка № 1487);
2) областные госадминистрации, Киевская городская госадминистрация во взаимодействии с областными, Киевским городским ТЦКСП соответственно (пп. 73, 78 Порядка № 1487);
3) районные госадминистрации, районные в г. Киеве госадминистрации, исполнительные органы городских советов (п. 74 Порядка № 1487);
4) районные (городские) ТЦКСП (п. 79 Порядка № 1487).
Кроме того, для проведения проверок по воинскому учету могут создаваться комиссии (областного или районного (городского) уровней). В состав таких комиссий могут включаться представители областных, районных (городских) ТЦКСП; облгосадминистраций, районных госадминистраций; органов (подразделений) полиции (по согласию) и т. п. (п. 84 Порядка № 1487).
Заметьте, что внешние проверки могут проводиться:
1) ОМС, исполнительными органами — ежегодно на всех предприятиях, учреждениях, организациях, которые ведут воинский учет;
2) районными (городским) ТЦКСП:
— ежегодно — на предприятиях, в учреждениях, организациях, в которых есть забронированные работники и военнообязанные, которым выданы мобилизационные распоряжения;
— один раз в 4 года — на всех других предприятиях, в учреждениях, организациях, которые ведут воинский учет (п. 80 Порядка № 1487).
При этом такие проверки могут быть как плановыми (в том числе документальными), так и внеплановыми.
А вот как именно проводятся такие проверки, рассмотрим далее.
Плановые проверки
Плановые проверки по воинскому учету проводятся на всех предприятиях, в учреждениях, организациях, которые ведут воинский учет. Порядок проведения таких проверок включает следующие этапы.
Этап 1. Утверждение плана проверок. Органы местного самоуправления и исполнительные органы (в частности, областные, районные госадминистрации, исполнительные органы городских советов) ежегодно утверждают планы проверок состояния организации и ведения воинского учета на предприятиях, в учреждениях, организациях соответствующими распоряжениями (пп. 73, 74, 79 Порядка № 1487).
Чтобы узнать, попало ли ваше предприятие, учреждение или организация в этот план в следующем или текущем году, достаточно найти такой документ на сайте соответствующего органа. Однако при этом учтите, что план проверок по воинскому учету может:
— иметь немного другое название (например, может называться «про стан військового обліку»);
— быть размещен в любом разделе сайта (названия такого раздела у каждой администрации отличаются);
— быть утвержден в разных периодах (кто-то делает это в декабре, кто-то — в марте).
Этап 2. Уведомление о проверке. Не позднее чем за 10 дней до начала проверки до предприятия, учреждения, организации проверяющий орган доводит вопросы, по которым будет проводиться проверка (п. 82 Порядка № 1487). Причем в письменном виде.
Напомним, что полный перечень вопросов, по которым может проводиться проверка состояния организации и ведения воинского учета, приведен в приложении 31 к Порядку № 1487.
Этап 3. Проведение проверки.
Перед началом проверки председатель комиссии (его заместитель) должен:
1) предъявить (п. 84 Порядка № 1487) предписание на право проведения проверки (приложение 32 к Порядку № 1487) и служебные удостоверения проверяющих;
2) довести до сведения руководителя предприятия, учреждения, организации планы работы (п. 85 Порядка № 1487).
Что могут проверить? Как правило, проверяющих интересует наличие следующих документов. Приведем их перечень в таблице ниже.
Документы, которые могут проверить во время проверки по воинскому учету
№ п/п | Документ |
1 | Документ, в котором указаны функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учета |
2 | Приказ (распоряжение) о назначении ответственных лиц за ведение воинского учета или о поручении обязанностей по ведению воинского учета |
Проверьте обязательно, установлена ли доплата такому ответственному лицу. Доплаты нет — издайте отдельный приказ (распоряжение). | |
3 | Правила воинского учета (приложение 2 к Порядку № 1487), лист доведения до сведения военнообязанных и резервистов этих Правил |
Этот документ следует распечатать и вывесить на видном месте в общедоступных помещениях (п. 19 Порядка № 1487). | |
4 | Приказ (распоряжение) об определении потребности в повышении квалификации ответственного лица |
Такой приказ (распоряжение) издается ежегодно до 1 октября. Подробности — в статье «Повышение квалификации по воинскому учету: определяем потребность до 1 октября» // «Оплата труда», 2024, № 18 (ср. ). | |
5 | Приказ (распоряжение) о состоянии воинского учета за прошлый год и задачах на следующий |
Этот документ издают ежегодно до 1 февраля на основании отчетов, результатов принятых мер и проверок состояния воинского учета в прошлом году (п. 72 Порядка № 1487). | |
6 | Списки персонального воинского учета (приложение 5 к Порядку № 1487), составленные по отдельным группам |
Обязательно удостоверьтесь, чтобы в списках были заполнены все графы, причем достоверными и актуальными данными. | |
7 | Дела, сформированные в списки каждой из групп, в которых хранятся копии ВУД призывников, военнообязанных и резервистов, а также дела с копиями ВУД исключенных с воинского учета, кроме тех, которые достигли предельного возраста пребывания в запасе, а также отдельного дела с копиями ВУД лиц, уволенных с работы, исключенных с воинского учета в связи с достижением предельного возраста |
8 | Сведения оперативного учета (приложение 12 к Порядку № 1487) |
Обратите внимание на даты в шапке формы. Они должны соответствовать текущему году. | |
9 | Подтверждение тому, что уведомления по формам, приведенные в приложении 1 и приложении 4 к Порядку № 1487, были направлены в ТЦКСП с соблюдением установленных сроков |
10 | График внутренней сверки |
Как его составить, читайте в статье «Внутренняя сверка по воинскому учету: порядок, сроки, оформление» // «Оплата труда, 2024, № 19. | |
11 | Журнал учета результатов проверки состояния воинского учета (приложение 9 к Порядку № 1487) |
Такой журнал должен быть зарегистрирован, пронумерован и прошнурован. Кроме того, обратите внимание, что с 19.05.2024 действует обновленная форма приложения 9 к Порядку № 1487. Проверяющих может заинтересовать, проводилась ли внутренняя (внешняя) сверка по воинскому учету (есть ли записи о таких сверках в журнале) и были ли исправлены недостатки, выявленные во время таких сверок (при наличии). | |
12 | Сообщение работникам о необходимости посетить ТЦКСП (для тех, у кого нет ВУД или они устаревшие) |
13 | Приказ (распоряжение) об оповещении призывников, военнообязанных и резервистов, листы ознакомления работников с таким приказом (распоряжением) под подпись, подтверждение уведомления ТЦКСП о выполнении всех распоряжений об оповещении |
14 | Подтверждение того, что предприятие сообщало ТЦКСП о женщинах, которые имеют медицинское или фармацевтическое образование и не стоят на воинском учете, и работниках, нарушающих правила воинского учета (в произвольной форме) |
15 | Блокноты с расписками и корешки расписок о приеме ВУД от работников |
16 | Методические и методологические материалы по воинскому учету |
Это должна быть папка с нормативно-правовыми документами по вопросам организации и ведения воинского учета. | |
17 | Номенклатура дел, в которых хранятся документы по вопросам воинского учета и т. п. |
Также ТЦКСП может проверить:
— обоснованность и объемы бронирования военнообязанных;
— оформление документов по вопросам бронирования;
— наличие отчетной документации по вопросам бронирования военнообязанных.
Этап 4. Фиксация результатов проверки. По результатам проверки составляется акт, который в 20-дневный срок со дня окончания проверки орган, который ее проводил, направляет на предприятие, в учреждение, организацию для реагирования и принятия соответствующих мер. Заметьте, подать возражения к акту проверки нельзя. Порядок № 1487 этого не предусматривает.
Результаты проверки работодатель вносит в Журнал учета результатов проверок (приложение 9 к Порядку № 1487). А именно:
— в поле «Дата перевірки» — дату проведенной проверки;
— в поле «Найменування посади, ініціали та прізвище особи, яка провела перевірку» — данные о лице, которое проводило проверку (должность, Ф. И. О.);
— в поле «Результати проведеної перевірки (звіряння), недоліки, висновки та пропозиції» — замечания, выявленные в ходе проверки (при наличии) в соответствии с актом проверки;
— в поле «Рішення керівника» — решение руководителя об устранении выявленных недостатков (утверждается соответствующим приказом (распоряжением)).
Этап 5. Уведомление об устранении недостатков. Когда недостатки, выявленные в ходе проверки, будут исправлены:
1) ответственное лицо должно поставить отметку об этом в соответствующей графе Журнала учета результатов проверок;
2) руководитель предприятия, учреждения, организации:
— проинформировать орган, который проводил проверку, о принятых мерах и устранении недостатков в 30-дневный срок со дня получения результатов проверки (п. 86 Порядка № 1487) в произвольной форме;
— учесть результаты принятых мер и проверок состояния воинского учета при утверждении приказа о состоянии воинского учета за прошлый год и задач на следующий год (п. 72 Порядка № 1487).
Документальные проверки
Если обычную плановую проверку невозможно провести из-за обстоятельств непреодолимой силы, то тпроводится документальная проверка (п. 83 Порядка № 1487).
Как это происходит? Орган, который проводит проверку, направляет на предприятие письменный запрос о получении информации, перечень которой определен п. 17 приложения 31 к Порядку № 1487. А предприятие в качестве ответа на такой запрос готовит и подает соответствующие документы, в частности:
— положение о подразделении, функциональных обязанностях (инструкциях) должностных лиц объекта проверки, которые определены ответственными за организацию и ведение воинского учета, а также организацию бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время;
— копии приказа о назначении должностных лиц, ответственных за ведение воинского учета;
— списки призывников, военнообязанных и резервистов, находящихся на персонально-первичном воинском учете;
— списки персонального воинского учета;
— списки военнообязанных и резервистов, которым выданы мобилизационные распоряжения;
— списки военнообязанных, забронированных на период мобилизации и на военное время;
— сведения оперативного учета призывников, военнообязанных и резервистов;
— другие документы по вопросам воинского учета.
По результатам документальной проверки составляют акт, который в 30-дневный срок со дня получения ответов на письменные запросы направляют предприятию, учреждению, организации для реагирования и принятия мер (п. 83 Порядка № 1487).
Результаты проверки работодатель вносит в Журнал учета результатов проверок (приложение 9 к Порядку № 1487) и обязательно информирует орган, который проводил проверку, о принятых мерах и устранении недостатков (как именно — см. предыдущий раздел).
Ответственность
Если в ходе проверки предприятия, учреждения, организации будут выявлены нарушения законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, то на должностных лиц такого предприятия, учреждения, организации (руководителя или лица, ответственного за ведение воинского учета) может быть наложен админштраф по ст. 2101 КоАП*.
* Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 № 8073-X.
Напомним, на сегодняшний день размер штрафа за совершение нарушения законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации в особый период составляет от 34000 до 59900 грн. Однако применяются они ко всей совокупности выявленных нарушений (если в ходе одной проверки выявлено несколько нарушений).
Налагают админштрафы, предусмотренные ст. 2101 КоАП, — ТЦКСП (ст. 235 КоАП). Для этого:
— сначала на должностное лицо предприятия, учреждения организации составляют протокол об админправонарушении;
— протокол и материалы об административном правонарушении формируют в дело об административном правонарушении, которое должен рассмотреть руководитель ТЦКСП (ст. 235 КоАП);
— руководитель ТЦКСП выносит постановление по этому делу (ст. 283 КоАП). В частности, определяет в нем размер штрафа, который налагается на нарушителя.
На основании этого постановления должностные лица предприятия, учреждения, организации уплачивают штраф.
Выводы
- Внешние проверки по воинскому учету могут проводить на предприятиях Генштаб ВСУ, ОМС, исполнительные органы и районные (городские) ТЦКСП.
- Внешние проверки бывают плановыми (в том числе документальными) и внеплановыми.
- Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. Об их начале предупреждают за 10 дней и направляют вопросы, которые будут проверены.
- Документальные проверки проводятся в случае невозможности провести обычную плановую проверку. Тогда на запрос ТЦКСП предприятие направляет документы для проверки.
- Результаты проверки фиксируются в Журнале учета результатов проверки.
- Об устранении недостатков, выявленных в ходе проверки, следует проинформировать ТЦКСП в 30-дневный срок со дня получения результатов проверки.
- Внеплановые проверки проводятся в том же порядке, что и плановые. Единственное отличие — они внезапные.