Основные соцстандарты
Размеры МЗП и прожиточного минимума утверждены Законом о госбюджете-2018.
Что касается прожиточного минимума, то его размеры с 1 января 2018 года остаются неизменными — на уровне, который был установлен с 1 декабря 2017 года. В то же время запланировано, что в течение 2018 года этот показатель все же будет увеличиваться дважды: с 1 июля и с 1 декабря.
В табл. 1 приведем размеры прожиточного минимума в расчете на месяц, определенные ст. 7 Закона о госбюджете-2018.
Таблица 1
Социальные и демографические группы населения | Размер прожиточного минимума в 2018 году, грн.: | ||
январь — июнь | июль — ноябрь | декабрь | |
Дети в возрасте до 6 лет | 1492 | 1559 | 1626 |
Дети в возрасте от 6 до 18 лет | 1860 | 1944 | 2027 |
Трудоспособные лица | 1762 | 1841 | 1921 |
Лица, утратившие трудоспособность | 1373 | 1435 | 1497 |
Общий показатель | 1700 | 1777 | 1853 |
С 1 января 2018 года размер МЗП составляет (ст. 8 Закона о госбюджете-2018):
Месячный | Почасовой |
3723 грн. | 22,41 грн. |
Внимание! Размер МЗП при каждом повышении ПМТЛ на протяжении года не изменяется. Следовательно, в течение всего 2018 года действует неизменный размер МЗП — 3723 грн. (месячный) и 22,41 грн. (почасовой).
Оклады и ставки по ЕТС
Заметим, что согласно ст. 6 Закона об оплате труда и ст. 96 КЗоТ схемы должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, которые финансируются из бюджета, формируются на основе:
— минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного КМУ;
— междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.
При этом минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не меньше, чем ПМТЛ на 1 января календарного года (абз. 2 ст. 9 Закона об оплате труда). Как было указано выше, по состоянию на 01.01.2018 г. этот показатель равен 1762 грн.
В свою очередь, примечание 1 приложения 1 к постановлению № 1298 устанавливает, что должностные оклады (тарифные ставки) с 01.01.2017 г. рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда по ЕТС, установленного в размере ПМТЛ на 1 января календарного года. Кстати, специалисты Минфина в письме от 01.08.2017 г. № 05110-14-21/20701 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 33, с. 3) также отмечали, что размер должностного оклада работника 1-го тарифного разряда по ЕТС с 01.01.2018 г. составляет 1762 грн.
Поэтому, зная размер ПМТЛ на 01.01.2018 г., не трудно рассчитать месячные должностные оклады ЕТС-работников на 2018 год. Для этого нужно оклад (ставку) работников 2—25-го тарифных разрядов умножить на соответствующий тарифный коэффициент. При этом должностные оклады (тарифные ставки), рассчитанные в гривнях с копейками, округляют: цифры до 0,5 отбрасывают, от 0,5 и выше — округляют до одной гривни.
В табл. 2 приведем размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников 1 — 25-го тарифных разрядов, которые должны быть установлены в штатных расписаниях бюджетных учреждений с 1 января 2018 года.
Таблица 2
Тарифный разряд | Тарифный коэффициент | Должностной оклад (тарифная ставка) с 1 января 2018 года, грн. |
1 | 1 | 1762 |
2 | 1,09 | 1921 |
3 | 1,18 | 2079 |
4 | 1,27 | 2238 |
5 | 1,36 | 2396 |
6 | 1,45 | 2555 |
7 | 1,54 | 2713 |
8 | 1,64 | 2890 |
9 | 1,73 | 3048 |
10 | 1,82 | 3207 |
11 | 1,97 | 3471 |
12 | 2,12 | 3735 |
13 | 2,27 | 4000 |
14 | 2,42 | 4264 |
15 | 2,58 | 4546 |
16 | 2,79 | 4916 |
17 | 3 | 5286 |
18 | 3,21 | 5656 |
19 | 3,42 | 6026 |
20 | 3,64 | 6414 |
21 | 3,85 | 6784 |
22 | 4,06 | 7154 |
23 | 4,27 | 7524 |
24 | 4,36 | 7682 |
25 | 4,51 | 7947 |
Увеличение «базового» тарифа по ЕТС с 1 января 2018 года также повлияет на «штатные» оклады рабочих, занятых обслуживанием органов госвласти и ОМС, оплата труда которых осуществляется согласно приказу № 77 (ср. ). Должностные оклады (тарифные ставки) «обслуживающих» рабочих, которые должны быть установлены в штатных расписаниях с 01.01.2018 г., необходимо определить самостоятельно расчетным путем: «схемный» оклад х 1,48692 (подробнее об этом — в консультации специалиста Минсоцполитики в статье «Определяем оклады «обслуживающим» рабочим с 1 января 2018 года» этого номера).
Минимальные оклады в госорганах
Госслужащие
Напомним, что должностные оклады госслужащих привязаны к ПМТЛ, установленному на 1 января календарного года. С 01.01.2018 г. минимальный размер должностного оклада группы 9 в госорганах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения, не может быть менее 2 ПМТЛ на 1 января (абз. 2 ч. 3 ст. 51 Закона о госслужбе). При этом согласно абз. 4 и 5 п. 14 разд. XI «Заключительные и переходные положения» Закона о госслужбе минимальный размер такого оклада составляет:
— с 1 января 2018 года — 1,5 размера ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года;
— с 1 июля 2018 года — 1,75 размера ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года.
Следовательно, с 1 января 2018 года минимальный оклад госслужащего составляет 2643 грн. (1762 х 1,5).
Добавим, что для 2018 года конкретные схемы должностных окладов для госслужащих и работников, которые выполняют функции по обслуживанию госорганов, должен утвердить Кабмин соответствующим постановлением. На сегодня известно, что Минсоцполитики подготовило проект постановления КМУ «Вопросы оплаты труда работников государственных органов, судов, органов и учреждений системы правосудия по группам оплаты труда в 2018 году». Проектом предусматривается, в частности, утвердить: схемы должностных окладов на должностях государственной службы по группам оплаты труда с учетом юрисдикции государственных органов в 2018 году; условия оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах; схемы должностных окладов работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, с учетом юрисдикции государственных органов; схемы должностных окладов с определением коэффициентов для государственных служащих судов, органов и учреждений системы правосудия по группам оплаты труда. Ну что ж, ожидаем!
ОМС
Что касается должностных окладов должностным лицам и служащим ОМС, то с 1 января 2018 года они остаются на том же уровне. Для большинства должностей — на уровне мая 2017 года (согласно постановлению КМУ от 24.05.2017 г. № 353), а для некоторых — на уровне октября 2017 года (согласно постановлению КМУ от 27.09.2017 г. № 730).
Напомним: минимальный оклад таких работников составляет 1895 грн. Будут ли повышены должностные оклады работников ОМС в 2018 году? Остается лишь надеяться. Но пока из устных разъяснений специалистов Минсоцполитики с 01.01.2018 г. не планируется внесение изменений в схемы должностных окладов, утвержденные в приложениях 48 — 55 к постановлению. № 268. Следовательно, должностные оклады должностных лиц и служащих ОМС с 1 января 2018 года остаются на уровне 2017 года.
Педагогические работники
Напомним, что с 28.09.2017 г. вступил в силу новый Закон об образовании. Согласно абз. 1 ч. 2 ст. 61 этого Закона должностной оклад педагогического работника самой низкой квалификационной категории устанавливается в размере 3 МЗП. В свою очередь, должностной оклад педагога каждой последующей квалификационной категории повышается не меньше чем на 10 % (абз. 2 ч. 2 ст. 61 Закона об образовании). Все вышеупомянутые нормы должны заработать с 2018 года*. Это определено в п.п. 1 п. 6 разд. XII «Заключительные и переходные положения» Закона об образовании.
* Более детально об оплатно-увеличивающих нововведениях, предусмотренных новым Законом об образовании, см. в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 39, с. 9.
При этом Кабмину поручено обеспечить до 2023 года поэтапную реализацию положений ч. 2 ст. 61 образовательного Закона. Для этого Правительство должно предусмотреть ежегодное увеличение должностного оклада педработника самой низкой квалификационной категории до 4 ПМТЛ (пропорционально размеру увеличения доходов Государственного бюджета Украины по сравнению с предыдущим годом) и утвердить соответствующие схемы должностных окладов (ставок заработной платы). Заметим, что эту несогласованность (между 4 ПМТЛ и 3 МЗП) планируется в ближайшее время исправить. Соответствующий проект Закона подан на рассмотрение в Верховную Раду.
В свою очередь, заметим: после вступления в силу нового Закона об образовании остаются действующими приказ № 557 и Инструкция № 102. Потому педагоги, как и раньше, имеют право на повышение должностных окладов, другие надбавки и доплаты, предусмотренные данными нормативными актами.
Кроме того, МОН подготовило проект постановления Правительства с целью повышения уровня оплаты труда педагогических и научно-педагогических работников заведений образования в 2018 году. Повышение планируется обеспечить путем увеличения размера должностных окладов педагогических и научно-педагогических работников заведений образования на 1 тарифный разряд. Повышение, как и в 2017 году, планируют сделать поэтапно: с 01.01.2018 г. (для учебных заведений, финансируемых за счет образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам) и с 01.09.2018 г. (для остальных заведений и учреждений образования, финансируемых за счет государственного и местных бюджетов).
Новые размеры НСЛ
Размеры НСЛ и предельной зарплаты для применения НСЛ в 2018 году изменились. Это связано с изменением размера ПМТЛ на 1 января 2018 года по сравнению с этим же показателем на 1 января 2017 года. Приведем в табл. 3 новые размеры НСЛ и предельной зарплаты.
Таблица 3
Размеры НСЛ в 2018 году
Категория налогоплательщика | Предельный размер зарплаты, дающий право на применение НСЛ в 2018 году | Размер НСЛ |
«Обычная» НСЛ | ||
Любой плательщик налога (п.п. 169.1.1 НКУ) | 2470,00 грн. (1762,00 x 1,4 и округлено до ближайших 10 грн.) | 881,00 грн. (1762,00 x 50 %) |
«Обычная» НСЛ на детей | ||
Лицо, содержащее двоих и более детей в возрасте до 18 лет (п.п. 169.1.2 НКУ) | Для одного из родителей, — 2470,00 грн. х количество детей в возрасте до 18 лет; для второго из родителей — 2470,00 грн | 881,00 грн. х количество детей в возрасте до 18 лет |
«Повышенная» НСЛ | ||
Одинокая мать (отец), вдова (вдовец) или опекун, попечитель, которые имеют ребенка (детей) в возрасте до 18 лет (п.п. «а» п.п. 169.1.3 НКУ) | Для одного из родителей — 2470,00 грн. х количество детей в возрасте до 18 лет; для второго из родителей — 2470,00 грн. | 1321,50 грн. х количество детей в возрасте до 18 лет |
Лицо, содержащее ребенка-инвалида (детей-инвалидов) в возрасте до 18 лет (п.п. «б» п.п. 169.1.3 НКУ) | 1321,50 грн. х количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет | |
Лицо, отнесенное законом к 1 или 2 категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховной Рады УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы (п.п. «в» п.п. 169.1.3 НКУ) | 2470,00 грн. | 1321,50 грн. |
Учащиеся, студенты, аспиранты, ординаторы, адъюнкты* (п.п. «г» п.п. 169.1.3 НКУ) | 2470,00 грн. | 1321,50 грн. |
Инвалиды I или II группы, в том числе с детства, кроме инвалидов, льгота которым определена п.п. «б» п.п. 169.1.4 НКУ (п.п. «ґ» п.п. 169.1.3 НКУ) | 2470,00 грн. | 1321,50 грн. |
Лица, которым присуждена пожизненная стипендия как гражданам, подвергшимся преследованиям за правозащитную деятельность, включая журналистов (п.п. «д» п.п. 169.1.3 НКУ) | 2470,00 грн. | 1321,50 грн. |
Участники боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона № 3551, кроме лиц, указанных в п.п. «б» п.п. 169.1.4 НКУ (п.п. «е» п.п. 169.1.3 НКУ) | 2470,00 грн. | 1321,50 грн. |
* При условии, что они не получают стипендию из бюджета (см. п.п. 169.2.3 НКУ, разъяснение из категории 103.08.02 ЗIР). | ||
«Максимальная» НСЛ | ||
Герои Украины, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда или полные кавалеры ордена Славы или ордена Трудовой Славы, лица, награжденные четырьмя и более медалями «За отвагу» (п.п. «а» п.п. 169.1.4 НКУ) | 2470,00 грн. | 1762,00 грн. |
Участники боевых действий во время Второй мировой войны или лица, которые в то время работали в тылу, и инвалиды I и II групп из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона № 3551 (п.п. «б» п.п. 169.1.4 НКУ) | 2470,00 грн. | 1762,00 грн. |
Бывшие узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания во время Второй мировой войны или лица, признанные репрессированными или реабилитированными (п.п. «в» п.п. 169.1.4 НКУ) | 2470,00 грн. | 1762,00 грн. |
Лица, которые были насильственно вывезены с территории бывшего СССР во время Второй мировой войны на территорию государств, находившихся в состоянии войны с бывшим СССР или оккупированных фашистской Германией и ее союзниками (п.п. «г» п.п. 169.1.4 НКУ) | 2470,00 грн. | 1762,00 грн. |
Лица, находившиеся на блокадной территории бывшего Ленинграда (Санкт-Петербург, Российская Федерация) в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (п.п. «ґ» п.п. 169.1.4 НКУ) | 2470,00 грн. | 1762,00 грн. |
Итак, что мы видим? Размеры НСЛ в 2018 году увеличились. Но если внимательно посмотреть на предельный размер зарплаты, к которой применяется НСЛ (2470 грн.), и сравнить эту сумму с размером МЗП (3723 грн), становится понятно, что ситуация очень похожа на ту, которую мы наблюдали в 2017 году. Поэтому, как и в прошлом году, для того чтобы «втиснуться» в предельный размер зарплаты, к которой применяется НСЛ, работник должен работать в режиме неполного рабочего времени. Именно тогда его зарплата может быть ниже 2470 грн.
В более выигрышном положении, как и раньше, остаются работники, которые являются одним из родителей, опекунов (попечителей), имеющих двоих и более детей до 18 лет. Так, одному из них можно воспользоваться законным правом на увеличение предельного размера зарплаты кратно количеству детей. А это будет составлять 4940 грн. (2470 грн. x х 2), 7410 грн. (2470 грн. x 3), 9880 грн. (2470 грн. x х 4) соответственно и т. д. В размер такой зарплаты «втиснуться» значительно проще. Для второго из родителей, опекуна (попечителя) предельный размер зарплаты будет 2470 грн., со всеми вытекающими отсюда последствиями, о которых мы уже рассказали.
Новые размеры минимального и максимального соцвзноса, больничных и декретных
ЕСВ
При определении сумм ЕСВ, которые подлежат уплате, важно определить:
— максимальную величину базы начисления ЕСВ;
— минимальный страховой взнос, установленный для определенных категорий работников.
Приведем размеры этих показателей на 2018 год в табл. 4 и 5.
Таблица 4
Максимальная величина базы начисления ЕСВ в 2018 году
Период 2018 года | Максимальный размер дохода, с которого взимают ЕСВ, грн. |
Январь — декабрь | 55845 (15 х 3723) |
Таблица 5
Минимальный страховой взнос в 2018 году
Категория работников | Размер минимального страхового взноса в расчете на месяц, грн. |
Работодатели начисляют на базу начисления ЕСВ, определенную по основному работнику (не инвалиду), с которой взимается взнос по ставке 22 % | 819,06 (3723 x 22 %) |
Заметим, что с 01.01.2018 г. максимальная величина базы начисления ЕСВ равняется 15 размерам МЗП (в 2017 году — 25 размеров ПМТЛ) и в отличие от прошлого года этот показатель будет неизменным на протяжении всего 2018 года.
Что касается основных правил выполнения требований уплаты ЕСВ с МЗП, то в 2018 году они не изменились. Так, в случае, если база начисления ЕСВ основного работника — не инвалида (зарплата, больничные, декретные, вознаграждение за проведенные работы (предоставленные услуги)) не превышает размера МЗП, сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера МЗП и ставки ЕСВ (22 %), при условии пребывания работника в трудовых отношениях полный календарный месяц или отработки всех рабочих дней отчетного месяца. При нынешних условиях сумма ЕСВ с МЗП составляет 819,06 грн. При этом требование о начислении ЕСВ с МЗП не применяется:
1) к зарплате (доходу) с источником не по основному месту работы. То есть относительно работников — внешних совместителей выполнять требование об уплате ЕСВ с МЗП не нужно;
2) к зарплате (доходу) работника-инвалида, который работает в учреждении или организации, где применяется ставка 8,41 %;
3) к зарплате (доходам) работников всеукраинских общественных организаций инвалидов (УТОГ и УТОС), работников предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, где применяется ставка ЕСВ 5,3 % и 5,5 % соответственно;
4) к зарплате (доходу) работников, которым предоставлен отпуск без сохранения заработной платы согласно п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона об отпусках. Напомним, что в соответствии с этими нормами отпуск за свой счет предоставляется работникам на период проведения АТО в соответствующем населенном пункте с учетом времени, необходимого для возвращения к месту работы, но не больше 7 календарных дней после принятия решения о прекращении АТО.
Суммовые ограничения для больничных и декретных
Как в прошлом году, так и в новом, продолжают действовать максимальные и минимальные «пределы» для сумм больничных и декретных.
Напомним, что у нас действуют специальные ограничения для страховых выплат для тех работников, страховой стаж которых в течение последних 12 месяцев составляет менее 6 месяцев. Общие ограничения действуют для всех других застрахованных лиц.
Применяя специальное ограничение для больничных, нужно учитывать следующее: если за последние 12 календарных месяцев перед наступлением болезни работника (его ребенка) его страховой стаж не превышает 6 месяцев, то дневная выплата (среднедневная зарплата с учетом процента оплаты больничного) для начисления больничных должна быть не больше размера МЗП в расчете на 1 календарный день (122,31 грн.).
Что касается специального ограничения для декретных, то здесь если за последние 12 календарных месяцев перед уходом в декретный отпуск страховой стаж работницы не превышает 6 месяцев, то среднедневная зарплата для начисления декретного пособия должна быть:
1) не меньше размера МЗП в расчете на 1 календарный день (122,31 грн.) — для пособия по основному месту работы;
2) не больше 2 МЗП в расчете на 1 календарный день (244,61 грн.).
Применяя общее ограничение для пособия по беременности и родам (работницы по основному месту работы независимо от страхового стажа за последние 12 месяцев перед наступлением декретного отпуска), нужно учитывать следующее: если фактическая среднедневная зарплата меньше размера МЗП в расчете на 1 календарный день, то декретное пособие должно быть рассчитано исходя из размера МЗП в расчете на 1 календарный день.
Что касается максимального размера декретных и больничных, то, как в прошлом, так и в новом году, их суммы (включая уход за больным ребенком или больным членом семьи) в расчете на полный месяц не должны быть выше размера максимальной величины базы начисления ЕСВ. При этом для страховых случаев, наступивших в январе 2018 года, максимальный «предел» привязан к размеру 25 ПМТЛ декабря-2017 (44050 грн.), а для страховых случаев, которые наступят в феврале — декабре 2018 года, она составит 15 МЗП (55845 грн.)
Учитывая указанное, в табл. 6 приведем «пределы» для страховых выплат.
Таблица 6
«Пределы» больничных и декретных для работников
Вид ограничения | Месяц наступления страхового случая | Минимальный размер, грн. | Максимальный размер, грн. |
Больничные | |||
Специальное (стаж за последние 12 месяцев менее 6) | Январь — декабрь 2018 года | — | 122,31день (3723мзп: 30,44) |
Общее (стаж за последние 12 месяцев больше 6) | Январь 2018 года | — | 1447,11день (25 х 1762пмтл декабрь-2017 : 30,44) |
44050месяц(1) (25 х 1762пмтл декабрь-2017) | |||
Февраль — декабрь 2018 года | — | 1834,59день (15 х 3723мзп : 30,44) | |
55845месяц(1) (15 х 3723мзп) | |||
Пособие по беременности и родам | |||
Специальное (стаж за последние 12 месяцев менее 6) | Январь — декабрь 2018 года | 122,31день(2) (3723мзп : 30,44) | 244,61день (2 х 3723мзп : 30,44) |
Общее (стаж за последние 12 месяцев больше 6) | Январь 2018 года | 1447,11день (25 х 1762пмтл декабрь-2017 : 30,44) | |
44050месяц(1) (25 х 1762пмтл декабрь-2017) | |||
Февраль — декабрь 2018 года | 1834,59день (15 х 3723мзп : 30,44) | ||
55845месяц(1) (15 х 3723мзп) | |||
(1) Имеется в виду полный календарный месяц. (2) По разъяснению специалистов Минсоцполитики, приведенному в письме от 13.10.2016 г. № 334/18/99-16 (см. «Оплата труда», 2016, № 21), минимального размера декретных для работников-совместителей придерживаться не нужно. Для них декретные рассчитываются исходя из фактически начисленной зарплаты. |
Нормативные документы и сокращения
КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VІ.
Закон о госбюджете-2018 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» от 07.12.2017 г. № 2246-VIII.
Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.
Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.
Закон о госслужбе — Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VІІІ.
Закон об образовании — Закон Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII.
Закон № 3551 — Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII.
Постановление № 268 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.
Инструкция № 102 — Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.
МЗП — минимальная заработная плата.
ПМТЛ — прожиточный минимум для трудоспособного лица.
ЕТС — Единая тарифная сетка.
ОМС — органы местного самоуправления.
НСЛ — налоговая социальная льгота.
ЕСВ — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.