Минэкономразвития отвечает на актуальные вопросы по госзакупкам

В избранном В избранное
Печать
Бюджетная бухгалтерия Ноябрь, 2015/№ 44
Недавно на сайте Минэкономразвития (www.me.gov.ua) появился специальный раздел «База данных разъяснений», где размещены ответы на запросы по поводу применения законодательства в сфере государственных закупок. Предлагаем вашему вниманию обзор наиболее интересных писем и разъяснений Минэкономразвития, в которых даны ответы на вопросы, касающиеся выбора процедуры закупки, определения предмета закупки, особенностей применения переговорной процедуры закупки, обнародования информации на веб-портале и т. п. Традиционно ответы Минэкономразвития дополнены нашими комментариями.

Нормативные документы

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 1197 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII.

Закон № 4851 — Закон Украины «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» от 24.05.2012 г. № 4851-VI.

Распоряжение № 501 распоряжение КМУ «О реализации пилотного проекта по внедрению процедуры электронных закупок товаров» от 20.05.2015 г. № 501-р.

Порядок — Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921.

Приказ № 1106 — приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» от 15.09.2014 г. № 1106.

ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 — Правила определения стоимости строительства ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013, принятые приказом Минрегионразвития от 05.07.2013 г. № 293.

ДБН А.2.2-3-2014 Состав и содержание проектной документации на строительство, утвержденные приказом Минрегионразвития от 04.06.2014 г. № 163.

ДК 016:2010 Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденный приказом Госпотребполитики от 11.10.2010 г. № 457.

Методрекомендации № 101 — Методические рекомендации по проведению проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами, утвержденные приказом Госфининспекции от 13.05.2015 г. № 101.

Реквизиты письма/разъяснения

Ответ Минэкономразвития

Комментарий редакции

1

2

3

от 02.07.2015 г. № 3302-05/21320-07

Вопрос: Как определять предмет закупки при закупке услуг по текущему ремонту по одному объекту, если все виды услуг, которые должны быть предоставлены, подпадают под разный пятый знак по ДК 016:2010?

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 услуги — любой предмет закупки (кроме товаров и работ), в частности, транспортные услуги, освоение технологий, научные исследования, научно-исследовательские или опытно-конструкторские разработки, медицинское и бытовое обслуживание, лизинг, наем (аренда), а также финансовые и консультационные услуги, текущий ремонт.

Как указано в п. 2.2 Порядка, при осуществлении закупки услуг по текущему ремонту предмет закупки определяется по объектам строительства на основании ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013. При этом объект строительства — это дома, здания, сооружения любого назначения, их комплексы, линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры согласно ДБН А.2.2-3-2014.

Таким образом, определение предмета закупки услуг по текущему ремонту осуществляется заказчиком по объектам строительства согласно требованиям Порядка

В этом письме Минэкономразвития разъясняет особенности определения предмета закупки при предоставлении услуг по текущему ремонту.

Для решения ситуации, описанной в вопросе, следует исходить из понятия «объект строительства», приведенного в ДБН А.2.2-3-2014.

При этом ожидаемую стоимость предмета закупки по текущему ремонту необходимо определять по каждому объекту строительства путем суммирования стоимости видов ремонта по этому объекту.

И если общая стоимость ремонта по объекту строительства будет равна или превышать рамки применения Закона № 1197, то заказчику необходимо будет проводить соответствующую процедуру закупки. В случае, если общая стоимость услуг по текущему ремонту системы отопления, канализации и ремонта кабинетов по одному объекту меньше 200 тыс. грн., то заказчик заключает «прямые» договоры для выполнения таких работ по текущему ремонту. Подобные вопросы возникают в случае, когда на объекте строительства запланировано провести разные виды работ (например, ремонт системы отопления, канализации, ремонт кабинетов и т. п.). Об особенностях осуществления закупок ремонтных работ/услуг можно подробнее узнать из материала «Осуществляем ремонт и строительство: как провести процедуры закупок» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 28)

Вопрос: Правомерно ли проводить торги с реорганизуемой организацией?

В соответствии с ч. 1 ст. 104 ГКУ юридическое лицо прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, деления, преобразования) или ликвидации. В случае реорганизации юридических лиц имущество, права и обязанности переходят к правопреемникам.

В соответствии с ч. 1 ст. 512 ГКУ кредитор в обязательстве может быть заменен другим лицом в результате, в частности, правопреемства.

Таким образом, правопреемник кредитора (заказчика) может совершать определенные Законом № 1197 действия по завершению процедуры закупки, если правопреемство по передачи прав и обязанностей прекращающегося лица оформлено в установленном законодательством порядке

Общие вопросы реорганизации субъектов хозяйствования определены в гл. 7 ГКУ (ст. 104 — 112).

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 104 этого Кодекса юридическое лицо прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, деления, преобразования) или ликвидации.

При этом в случае реорганизации юридических лиц имущество, права и обязанности переходят правопреемникам.

Таким образом, в случае изменения организационно-правовой формы юридического лица новое юридическое лицо является правопреемником предыдущего, к которому переходят права и обязанности, в том числе обязательства по договору, заключенному по результатам торгов.

Согласно ч. 1 ст. 106 ГКУ слияние, присоединение, деление и преобразование юридического лица осуществляются по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законом, — по решению суда или соответствующих органов государственной власти.

Кстати, в текущем году бюджетные учреждения — заказчики природного газа на себе ощутили проблемы реорганизации участников — поставщиков природного газа. По этому вопросу свое мнение изложили НКРЭКП в письме от 09.07.2015 г. № 6697/16/61-15 и Минэкономразвития в письме от 16.07.2015 г. № 3303-05-23226-06 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 28)

от 02.07.2015 г. № 3302-05/21328-07

и № 3302-05/21412-07

Вопрос: Необходимо ли проводить процедуру закупки в случае заключения договоров субподряда со сторонними субъектами хозяйствования, стоимость которых превышает 200 тыс. грн.?

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 документация конкурсных торгов — это документация, которая разрабатывается и утверждается заказчиком, обнародуется для свободного доступа и бесплатно предоставляется заказчиком во время проведения торгов (конкурсных торгов) физическим/юридическим лицам.

Перечень составляющих, которые должна содержать документация конкурсных торгов, установлен в ч. 2 ст. 22 Закона № 1197.

Так, согласно п. 19 ч. 2 ст. 22 указанного Закона в случае закупки работ или услуг заказчик устанавливает в документации конкурсных торгов требование об указании участником в предложении конкурсных торгов информации (полное наименование и местонахождение) о каждом субъекте хозяйствования, которого участник планирует привлекать к выполнению работ в качестве субподрядчика в объеме не менее 20 % стоимости договора о закупке.

В день определения победителя заказчик акцептует предложение конкурсных торгов, признанное наиболее экономически выгодным по результатам оценки. Заказчик заключает договор о закупке с участником, предложение конкурсных торгов которого акцептовано, согласно требованиям документации конкурсных торгов и акцептованного предложения.

Учитывая изложенное, в случае установления заказчиком в документации конкурсных торгов требования, предусмотренного в п. 19 ч. 2 ст. 22 Закона № 1197, и если предложение конкурсных торгов победителя процедуры закупки содержит информацию о полном наименовании и местонахождении каждого субъекта хозяйствования, которого участник планирует привлекать к выполнению работ в качестве субподрядчика (т. е. им определен конкретный субподрядчик), и учитывая ч. 5 ст. 40 Закона № 1197, в соответствии с которой, в частности, условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов победителя процедуры закупки, необходимость в осуществлении процедур закупок победителем процедуры закупки отсутствует

Для выполнения определенных работ и услуг участники процедур закупок привлекают субподрядные организации. Такую возможность заказчик должен предусмотреть в документации конкурсных торгов.

В свою очередь, участник торгов в предложении конкурсных торгов указывает информацию (полное наименование и местонахождение) о каждом субъекте хозяйствования, которого он планирует привлекать к выполнению работ в качестве субподрядчика в объеме не менее 20 % от стоимости договора о закупке.

Кроме того, информацию о полном наименовании и местонахождении каждого субъекта хозяйствования, которого участник, с которым заключен договор о закупке, будет привлекать к выполнению работ в качестве субподрядчика в объеме не меньше чем 20 % стоимости договора о закупке (если об этом указано в договоре о закупке), заказчик должен обязательно указать в отчете о результатах проведения процедуры закупки.

Кстати, выполнение таких требований является одним из вопросов, проверяемых специалистами Госфининспекции в ходе проведения проверок госзакупок (п. 5.3 Методрекомендаций № 101).

Наряду с этим, следует обратить внимание на то, что привлечение субподрядчиков к выполнению работ и услуг является делом участника процедуры закупки, т. е. будущего победителя торгов. Поэтому главное — чтобы участник выполнил вышеупомянутые требования Закона № 1197, тогда необходимости в осуществлении процедур закупок победителем процедуры закупки нет

от 01.07.2015 г. № 3302-05/21169-06

Вопрос: Имеют ли право филиалы участвовать в процедурах закупок?

В соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 участник процедуры закупки — физическое лицо, в том числе физическое лицо — предприниматель, юридическое лицо (резидент или нерезидент),

которое в письменном виде подтвердило намерение участвовать в процедуре закупки и/или подало предложение конкурсных торгов, или ценовое предложение, или участвовало в переговорах в случае применения переговорной процедуры закупки.

Согласно ч. 6 ст. 55 ХКУ субъекты хозяйствования имеют право открывать свои филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица. В соответствии с ч. 4 ст. 64 ХКУ предприятие создает филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, согласовывая вопрос о размещении таких подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке.

Такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основании положения о них, утвержденного предприятием. Предприятия могут открывать счета в учреждениях банков через свои обособленные подразделения в соответствии с законом. Статьей 95 ГКУ предусмотрено, что руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.

Таким образом, филиалы могут участвовать в процедурах закупок на основании доверенности, выданной юридическим лицом и от его имени.

Договор о закупке от имени юридического лица — участника подписывают руководители филиалов и представительств на основании доверенности, выданной в соответствии с действующим законодательством

Этот вопрос касается тех заказчиков, которые имеют структурные подразделении (филиалы) без создания юридического лица.

В таких организациях, кроме конкурсного комитета, в качестве коллегиального органа для принятия решений по осуществлению государственных закупок заказчик может создавать и отдельные подразделения по организации, координации осуществлению госзакупок. Вопрос, касающийся деятельности таких подразделений и их полномочий, зависит от уровня заказчика (главный распорядитель, распорядитель низшего уровня или же получатель средств), объемов закупок, количества организаций, учреждений или предприятий, которые подчиняются заказчику.

Конкурсный комитет создается в структурных подразделениях по поручению головной организации и осуществляет свою деятельность от ее имени. Это означает, что в организации может быть создано несколько конкурсных комитетов — конкурсный комитет при головной организации и конкурсные комитеты в структурных подразделениях.

Структурное подразделение может иметь право проводить закупки товаров, работ и услуг для собственных нужд в том случае, если это право предусмотрено в Положении об этом структурном подразделении, а их руководители имеют право на заключение договоров от имени головной организации.

Но одного разрешения на участие в процедурах закупки недостаточно. Для этого прежде всего необходимо иметь в наличии доверенность на осуществление действий от имени юридического лица, выданную таким юридическим лицом

от 03.07.2015 г. № 3302-05/21568-07

Вопрос: Каким образом оформить продление действия договора о закупке в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре на следующий год?

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона № 1197 договор о закупке — это договор, который заключается между заказчиком и участником по результатам проведения

процедуры закупки и предусматривает предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона № 1197 договор о закупке заключается в письменной форме согласно положениям ГКУ и ХКУ с учетом особенностей, определенных этим Законом.

Как определено в ч. 5 ст. 40 Закона № 1197, условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки. Существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 40 этого Закона. В соответствии с ч. 6 ст. 40 Закона № 1197 действие договора о закупке может продлеваться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме, который не превышает 20 % суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке.

Таким образом, вышеуказанная норма Закона № 1197 применяется заказчиком при условии заключения соответствующего договора к договору о закупке, заключенному в предыдущем году именно с участником, предложение которого было акцептовано по результатам процедуры закупки, и учитывая требования ч. 1 ст. 631 ГКУ, согласно которой сроком договора является время, в течение которого стороны могут осуществить свои права и исполнить свои обязанности согласно договору. Продление действия договора о закупке возможно в случае, когда срок его действия не истек в установленном действующим законодательством порядке

Отметим, что положение ч. 6 ст. 40 Закона № 1197 относительно продления срока действия договора о закупке, заключенного в предыдущем году,

применяется заказчиком именно в случае необходимости проведения процедуры закупки в начале следующего года.

При применении этого основания стороны оформляют дополнительное соглашение. Отметим, что заключить такое дополнительное соглашение можно только в случае, когда срок действия такого договора не истек. В этом случае советуем заказчикам действовать так:

— в конце года, который завершается, заключить дополнительное соглашение на продление срока действия договора на срок, достаточный для проведения закупки в начале начинающегося года;

— в начале следующего года заказчик заключает договор с участником, с которым продлен договор в предыдущем году (при условии утверждения временной или постоянной сметы);

— в течение этого времени заказчик проводит процедуру закупки.

Обратите внимание: объем указанного дополнительного соглашения не должен превышать 20 % окончательной (конечной) стоимости заключенного договора с учетом изменений, внесенных в него в течение года (при наличии).

Отметим, что при составлении годового плана заказчик не учитывает объемы закупок, по которым возникли обязательства в связи с продлением срока действия договора о закупке по указанным основаниям.

Минэкономразвития также выразило свое мнение о продлении срока действия договора в начале следующего года (см. разъяснение от 07.04.2015 г. № 3302-05/11398-07 // «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 17)

от 03.07.2015 г. № 3302-05/21568-07

Вопрос: Можно ли применять к условиям договора, заключенного по результатам процедуры открытых торгов, положения ч. 3 ст. 631 ГКУ?

В соответствии с ч. 3 ст. 631 ГКУ стороны могут установить, что условия договора применяются к отношениям между ними, возникшим до его заключения.

При этом в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 торги (конкурсные торги) — это осуществление конкурентного отбора участников с целью определения победителя торгов (конкурсных торгов) согласно процедурам, установленным этим Законом (кроме переговорной процедуры закупки). Вместе с тем ч. 2 ст. 31 Закона № 1197 установлено, что заказчик заключает договор о закупке с участником, предложение конкурсных торгов которого акцептовано, не позже чем через 30 дней со дня акцепта предложения согласно требованиям документации конкурсных торгов и акцептованного предложения. С целью обеспечения права на обжалование решений заказчика договор о закупке не может быть заключен раньше, чем через 10 дней с даты обнародования на веб-портале Уполномоченного органа сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов. Наряду с этим ч. 3 ст. 31 Закона № 1197 предусмотрено, что в случае письменного отказа победителя торгов от подписания договора о закупке согласно требованиям документации конкурсных торгов или незаключения договора о закупке по вине участника в срок, определенный этим Законом, или неподачи победителем документов, которые подтверждают отсутствие оснований, предусмотренных ст. 17 этого Закона, заказчик определяет наиболее экономически выгодное предложение конкурсных торгов из тех, срок действия которых еще не истек. Кроме того, ст. 30 Закона № 1197 предусмотрены основания для отмены заказчиком торгов или признания их несостоявшимися.

Учитывая, что решение, действия или бездействие заказчика могут быть обжалованы субъектом обжалования, считаясь при этом с возможностью отказа победителя торгов подписать договор о закупке, а также отмены заказчиком торгов или признания их несостоявшимися по основаниям, предусмотренным Законом № 1197, а также с учетом особенностей, определенных этим Законом, при проведении торгов, по результатам которых заключается договор о закупке, применение положений ч. 3 ст. 631 ГКУ в таком договоре о закупке не является возможным. В то же время переговорная процедура закупки применяется заказчиком как исключение в случае наличия условий, определенных пп. 1, 2, 5, 6 ч. 2 ст. 39 Закона № 1197, предусматривающих заключение договора о закупке товаров, работ или услуг, которые могут быть предоставлены (поставлены/выполнены) только определенным субъектом.

Поэтому стороны могут установить, что условия договора применяются к отношениям между ними, возникшим до его заключения в указанных случаях

Достаточно часто заказчики не успевают до начала года заключить договоры с поставщиками. Преимущественно это касается процедур закупки с тепло-, водо- и газопоставщиками. Поэтому фактически товары или услуги поставляются заказчику, но правоотношения между сторонами определенное время не оформлены надлежащим образом, т. е. отсутствует письменный договор.

Как действовать заказчикам в подобных ситуациях?

Недавно Минэкономразвития в письме от 16.07.2015 г. № 3303-05-23226-06 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 28) предложило выход из такой ситуации и сделало следующий вывод: на основании ч. 3 ст. 631 ГКУ заказчик имеет право в договоре о закупке, заключенном по результату проведения переговорной процедуры, указать, что его условия применяются к отношениям между сторонами, возникшим до заключения этого договора

от 24.07.2015 г.

№ 3302-05/24340-03

Вопрос: Необходимо ли заказчикам обнародовать на собственном веб-портале протоколы заседаний комитета по конкурсным торгам?

Общие условия осуществления закупки установлены ст. 10 Закона № 1197. Эти условия, в частности, предусматривают, что заказчик бесплатно предоставляет для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа информацию о закупке.

Так, ч. 1 ст. 10 Закона № 1197 предусмотрено, что информация для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа может подаваться в форме электронных документов согласно Закону Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV.

Также в ч. 2 ст. 10 Закона № 1197 предусмотрено: информация, указанная в ч. 1 настоящей статьи, может дополнительно обнародоваться по выбору заказчика в других средствах массовой информации, на веб-сайтах заказчика (при наличии) или веб-сайтах соответствующих органов власти, органов местного самоуправления.

Таким образом, Законом 1197 предусмотрена возможность дополнительного обнародования по выбору заказчика на собственном веб-сайте той информации, в том числе протоколов заседания комитета по конкурсным торгам, перечень которой указан в ч. 1 ст. 10 Закона № 1197

Одним из видов документации о закупке является протокол заседания комитета по конкурсным торгам. При составлении таких протоколов заказчик применяет как формы протоколов, утвержденные приказом № 1106, так и произвольные формы. Необходимость оформления результатов решений комитета возникает на разных этапах процедур закупок (при планировании закупок, принятии решений о применении процедуры закупок, определении победителя).

Перечень информации, подлежащей обязательному обнародованию на веб-портале Минэкономразвития, определен в ст. 10 Закона № 1197.

Такую информацию о закупках бюджетные учреждения могут размещать на собственном веб-сайте или на сайте главного распорядителя бюджетных средств. Поэтому заказчик может принять решение о размещении указанных протоколов на собственном сайте. То есть заказчик самостоятельно принимает решение о дополнительном размещении такой информации и ее перечне

Вопрос: Имеет ли право комитет по конкурсным торгам организовать онлайн-трансляцию заседаний?

Поскольку Законом № 1197 не установлены ограничения по возможности проведения онлайн-трансляций, учитывая принцип открытости и прозрачности на всех стадиях закупок, заказчик может самостоятельно принимать соответствующие решения

Определенная часть заказчиков конкурсных торгов в этом году начала практиковать проведение онлайн-трансляции заседаний комитета по конкурсным торгам. Конечно, это делается для того, чтобы процесс принятия тех или иных решений комитетом по конкурсным торгам был более открытым и прозрачным. Имеют ли заказчики такое право?

По мнению Минэкономразвития, такое решение заказчика не противоречит требованиям Закона № 1197, и поэтому каждый заказчик решает этот вопрос по своему усмотрению

от 13.08.2015 г. № 3302-05/26761-06

Вопрос: Обязательно ли заказчикам процедуры закупок принимать участие в пилотном проекте по внедрению электронных закупок?

Действительно, с целью проработки механизма электронных закупок на практике, определения его слабых и проблемных сторон в тесном сотрудничестве с общественностью основан пилотный проект по внедрению электронных закупок, в рамках которого заказчики могут опробовать указанный механизм для приобретения товаров, стоимость которых ниже пределов, определенных законами № 1197 и № 4851.

Для формализации этого процесса Кабмин издал распоряжение № 501 (далее — пилотный проект), разработчиком которого было Минэкономразвития.

Участники пилотного проекта проводят электронные закупки товаров с использованием автоматизированной информационной системы, которая обеспечивает прозрачность результатов закупок и в состав которой входят центральная база данных, единый модуль аукциона и несколько электронных площадок (сайтов в Интернете), взаимодействующих с центральной базой данных через открытый программный интерфейс (АРЕ).

Электронной системой, соответствующей указанным требованиям, является система электронных государственных закупок ProZorro, которая создана по инициативе общественных организаций, коммерческих площадок, государственных органов и предпринимателей и принадлежит общественной организации Transparency International Ukraine.

При этом заказчики самостоятельно принимают решение об участии в пилотном проекте.

Принимая во внимание то, что действие пилотного проекта распространяется на закупки, стоимость которых ниже пределов, определенных законами № 1197 и № 4851, урегулирование правил осуществления таких закупок не может осуществляться на законодательном уровне.

Вместе с тем с регламентом работы системы пилотного проекта электронных государственных закупок можно ознакомиться по электронному адресу: https://prozorro.zendesk.com/hc/uk/articles/202752881-Регламент-роботи-системи електронних-закупівель.

В случае принятия решения заказчиками об участии в пилотном проекте рекомендуем разработать и утвердить собственные порядки для осуществления электронных закупок товаров, учитывая распоряжение № 501.

Реализация на практике механизма электронных закупок по процедурам, определенным законами № 1197 и № 4851, будет возможна после принятия необходимых нормативно-правовых актов.

Кроме того, электронной системой ProZorro реализован механизм предоставления поддержки государственным заказчикам и участникам по электронным адресам: https://prozorro.zendesk.com/hc/uk/categories/200470452-Державному-замовнику и https://prozorro.zendesk.com/hc/uk/categories/200470442-Учаснику.

При этом для предоставления ответов на другие вопросы на проекте реализована функция «направить запрос» по установленной форме через сервис «поддержка». Или же можно позвонить по контактным телефонам, размещенным на сайте: http://prozorro.org

Законом № 1197 предусмотрено, что особенности применения электронных средств при осуществлении процедур закупок определяются КМУ.

Нормативно-правовая база для реализации положений относительно применения процедур государственных закупок с использованием электронных средств пока что нарабатывается.

Так, Кабмин недавно утвердил распоряжение № 501. Как указано в этом документе, заказчики самостоятельно принимают решение об участии в пилотном проекте.

В настоящее время по инициативе общественных организаций, коммерческих площадок, государственных органов и предпринимателей в Украине осуществляется внедрение электронной системы государственных закупок полного цикла. Такая система получила название ProZorro. Кстати, закупки через эту систему уже провели Госуправление делами, Минюст, Минобороны.

Заказчиками системы ProZorro в настоящее время также являются НБУ, Энергоатом, КГГА, Минэкономразвития, Мининфраструктуры, Минздрав, Госфининспекция, Львовский горсовет.

При этом постепенно к системе приобщаются и другие государственные органы и компании.

Обратите внимание: пилотный проект по внедрению электронных торгов на сегодняшний день действует на так называемых «допороговых торгах».

Допороговые торги — это закупки, которые по стоимостным пределам не подпадают под действие Закона № 1197, а именно не превышают такие суммы:

200 тыс. грн. — при закупке товаров и услуг;

1,5 млн грн. — при закупке работ.

В случае, если юридическое лицо является заказчиком в понимании Закона № 4851, применяются стоимостные пределы, предусмотренные этим Законом.

Таким образом, заказчики уже имеют возможность присоединиться к проведению электронных закупок и получить практические навыки при проведении «допороговых» закупок.

Подробнее по этому вопросу можно почитать в материале «Государственные закупки в электронной форме» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 22)

от 16.07.2015 г. № 3302-05-23216-07

Вопрос: Нужно ли обнародовать протокол раскрытия предложений конкурсных торгов в случае неподачи ни одного предложения конкурсных торгов? Нужно ли раскрывать предложение конкурсных торгов и составлять протокол раскрытия в случае получения только одного предложения?

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 1197 заказчик отменяет торги в случае, в частности, подачи для участия в них менее двух предложений конкурсных торгов.

При этом фактом подтверждения подачи предложения конкурсных торгов (далее — предложение) является их отражение заказчиком в реестре поданных предложений, на основании которого он имеет право принять решение об отмене торгов, в случае, если подано для участия в них менее двух предложений, что исключает необходимость проведения раскрытия предложений и составления и обнародования протокола.

Форма реестра полученных предложений, квалификационных предложений, ценовых предложений утверждена приказом № 1106.

Следует отметить, что в реестре полученных предложений содержится информация о подаче для участия в торгах одного предложения или неподачи ни одного предложения

Отметим, что перечень оснований для отмены процедур закупок определен в ч. 1 ст. 30 Закона № 1197. Так, одним из оснований является подача для участия в торгах менее двух предложений конкурсных торгов.

В таком случае заказчик должен оформить следующие документы:

1) реестр поданных предложений;

2) протокол об отмене процедуры закупки;

3) сообщение об отмене торгов;

4) объявление о результатах проведения торгов;

5) указать об отмене торгов в годовом плане закупок.

Таким образом, в случае отмены торгов отсутствует необходимость составлять и обнародовать протокол раскрытия предложений конкурсных торгов. Однако в таком случае необходимо заполнить информацию о полученных предложениях конкурсных торгов.

Для этого заказчики заполняют реестр полученных предложений

от 13.07.2015 г. № 3302-05-22751-06

Вопрос: Распространяются ли требования, установленные ст. 17 Закона № 1197, на переговорную процедуру закупок?

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона № 1197 закупка может осуществляться путем применения одной из процедур, в частности, путем применения переговорной процедуры закупки.

Так, абз. 2 ч. 1 ст. 39 Закона № 1197 определено, что заказчик в ходе проведения переговоров требует от участника представления им документально подтвержденной информации о соответствии участника квалификационным требованиям согласно ст. 16 этого Закона.

При этом требования, предусмотренные ст. 17 Закона № 1197, не устанавливаются при применении переговорной процедуры закупки, поскольку в ст. 17 этого Закона указаны основания, при наличии которых заказчик отказывается или может отказаться от участия в процедуре закупки и отклоняет предложения конкурсных торгов, квалификационные и ценовые предложения.

Таким образом, требования, определенные ст. 17 Закона № 1197, и перечень документов, которыми участник должен подтвердить свое соответствие этим требованиям, устанавливается только для процедур конкурсных торгов

В ст. 16 и 17 Закона № 1197 определены квалификационные критерии для участников процедур закупок. Однако, как указано в письме, переговорной процедуры касаются критерии, определенные ст. 16 этого Закона.

Так, заказчик устанавливает один или несколько из таких квалификационных критериев:

— наличие оборудования и материально-технической базы;

— наличие работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт;

— наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичных договоров;

— наличие финансовой возможности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, справка из обслуживающего банка об отсутствии (наличии) задолженности по кредитам).

Определенные заказчиком квалификационные критерии и перечень документов, подтверждающих информацию участников или участников предварительной квалификации об их соответствии таким критериям, указывают в документации конкурсных торгов и требуют в ходе проведения переговоров с участником (в случае применения переговорной процедуры закупки)

от 04.08.2015 г. № 3302-05/25518-03

Вопрос: Не запрещено ли законодательством разглашать информацию об ожидаемой стоимости предмета закупки до проведения переговоров?

Приказом № 1106 утверждены формы документов в сфере государственных закупок. Этим же приказом утверждены инструкции по заполнению таких форм.

При заполнении форм документов в сфере государственных закупок заказчики руководствуются инструкциями по их заполнению и указывают информацию, предусмотренную такими формами.

При этом отметим: информация об ожидаемой стоимости предмета закупки является открытой и подлежит обнародованию

Этот вопрос возник у заказчиков во время применения переговорной процедуры закупок, к которым обращаются субъекты хозяйствования с просьбой предоставить информацию об ожидаемой стоимости предмета закупки. При этом обращаются они с такой просьбой еще до того, как заказчик провел переговоры с участниками.

Как указано в письме, информация об ожидаемой стоимости предмета закупки является открытой, потому никакого запрета по этому поводу нет.

Тем более следует напомнить, что информацию об ожидаемой стоимости предмета закупки заказчики указывают в годовом плане закупок. Этот документ, а также изменения к нему заказчик обнародует на веб-портале Минэкономразвития в течение 5 рабочих дней со дня утверждения годового плана или изменений к нему

Вопрос: Существует ли ограничение по количеству переговоров с участниками переговорной процедуры закупки?

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона № 1197 переговорная процедура закупки — это процедура, которая используется заказчиком как исключение и в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения переговоров с одним или несколькими участниками.

Заказчик не позднее 5 дней со дня обнародования на веб-портале Уполномоченного органа информации о применении переговорной процедуры закупки, принимает решение об определении победителя переговорной процедуры закупки и акцептует его предложение.

При этом Законом № 1197 не ограничено количество переговоров с одним или несколькими участниками со дня обнародования на веб-портале Уполномоченного органа информации о применении переговорной процедуры закупок до принятия решения об определении победителя и акцепта его предложения

Ход переговорной процедуры закупки предусматривает обязательность проведения переговоров с участником или участниками. Для этого заказчики направляют участникам приглашения для участия в этой процедуре закупки.

При этом Закон № 1197 не ограничивает право заказчика проводить переговоры как до принятия решения о применении процедуры (обязательно фиксируется в протоколе соответствующего заседания комитета по конкурсным торгам), так и после такого решения, но при условии, в последнем случае, что проведение переговоров будет осуществлено до предоставления для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа информации о применении переговорной процедуры закупки.

Подробнее о ходе проведения этого этапа переговорной процедуры закупки Минэкономразвития разъясняло в письме от 08.08.2014 г. № 3302-05/27478-03 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 32)

Обзор подготовила Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить