Практика внедрения НП(С)БУГС 122 «Нематериальные активы»

В избранном В избранное
Печать
Чечулина Елена, эксперт по финансовым вопросам
Бюджетная бухгалтерия Июнь, 2018/№ 21
Тема о нематериальных активах настолько сложна и обширна, что даже компетентные государственные органы очень осторожно и обобщенно предоставляют разъяснения и ответы об их приобретении (создании), оформлении, функционировании, учете и отчетности. Поэтому, учитывая то, что с каждым годом применение нематериальных активов в деятельности государственных органов становится неотъемлемой и обязательной ее составляющей, в этой статье предоставим практические советы по наиболее проблемным вопросам, которые возникают в деятельности бухгалтерских служб.

Бюджетным учреждением приобретен компьютер вместе с программным обеспечением (MS Windows). Как его учитывать в бухучете — в целом как один объект или разделить его на отдельные объекты учета: компьютер и программное обеспечение? Что для этого нужно сделать и как определить их стоимость?

Для бюджетных учреждений ответ на этот вопрос следует искать еще на этапе планирования (формирования бюджетного запроса, утверждения сметы по экономическим характеристикам расходов (КЭКР), определения результативных показателей в паспорте бюджетной программы). Что планируете, то и должны получить и отразить в финансовой отчетности. Легко сказать… Но на практике, при отсутствии базовых знаний о технических и правовых особенностях нематериальных активов и хозяйственных операций, связанных с ними, их правовой охране, большинство бюджетных учреждений допускает ошибки в планировании, выполнении сметы, отражении в бухгалтерском учете операций с нематериальными активами.

Одним из самых распространенных нарушений в бюджетной сфере является несоответствие запланированных КЭКР фактически осуществленным расходам, бухгалтерским проводкам и отражению их в финансовой отчетности. Поэтому чтобы принятые управленческие решения для приобретения программного обеспечения в комплекте с компьютерной техникой на всех стадиях бюджетного процесса не противоречили друг другу и соответствовали бюджетному законодательству, должностным лицам финансово-бухгалтерских служб бюджетных учреждений следует знать правила по планированию и учету как основных средств, так и нематериальных активов.

В целом законодательным путеводителем относительно планирования расходов и отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в этом случае будут такие нормативно-правовые акты:

1. Инструкция № 333, в которой предусмотрено следующее: в случае, когда осуществляется приобретение программного обеспечения, предусмотренного вместе с приобретением компьютерной техники, то стоимость такого программного обеспечения учитывается в стоимость компьютерной техники и применяется КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования».

Следовательно, программное обеспечение, которое установлено в компьютерное оборудование и не может без него работать, считается неотъемлемой частью компьютерного оборудования и должно учитываться в составе основных средств как составная часть.

2. НП(С)БУГС 121 (п. 1 разд. II) и Методрекомендации по ОС (п. 3 разд. 1), в которых определено, что единицей учета основных средств может быть обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Таким образом, операционные системы (Microsoft Windows и другие аналогичные системы, а также компьютерное программное обеспечение для станков, которые управляются компьютером и не могут функционировать без этого конкретного программного обеспечения) классифицируются как составляющие (компоненты) основных средств и учитываются на счете 1014 «Машины и оборудование». При этом материальный элемент такого актива, объединяющий нематериальные и материальные составляющие, более существенен. Но для отражения такой хозяйственной операции бухгалтеру следует иметь вывод комиссии и/или должностного лица структурного подразделения, которое имеет на это соответствующие полномочия (далее — комиссия).

Подробнее об оформлении первичных и подтверждающих документов для отражения в бухгалтерском учете активов расскажем далее в следующих ответах.

Как оформлять введение программного обеспечения в составе основных средств в эксплуатацию? По каким правилам: для основных средств или для нематериальных активов, ведь последние имеют определенные особенности при начислении амортизации, определении срока полезного использования и т. п.?

Каким образом оформлять введение в эксплуатацию объекта, зависит от решения компетентной комиссии. Если принято решение, что нематериальный объект является неотъемлемой составляющей основного средства, то применяются правила оформления, установленные в приказе № 818. Этим приказом утвержден Акт ввода в эксплуатацию основных средств для применения его при оформлении хозяйственных операций по зачислению объектов незавершенных капитальных инвестиций в состав основных средств. Акт составляется в одном экземпляре комиссией, назначенной распоряжением (приказом) руководителя субъекта государственного сектора.

Информация, вносимая в него, предусматривает, в частности, краткую характеристику объекта и другие сведения. Именно в этом документе и следует сделать отметку, что актив состоит из нескольких частей (компьютера и программного обеспечения, который невозможно отделить от основного средства и будет эксплуатироваться лишь с ним).

Акт утверждается руководителем субъекта государственного сектора. После оформления акт вместе с технической документацией, которая касается таких основных средств, передается в бухгалтерскую службу. После проверки акта по форме и содержанию бухгалтерская служба переносит информацию в учетные регистры, о чем делается отметка.

Учетным регистром аналитического учета таких основных средств является Инвентарная карточка учета объекта основных средств, которая открывается на объект основных средств бухгалтерской службой в одном экземпляре и заполняется на основании акта ввода в эксплуатацию основных средств, акта приема-передачи основных средств, технической и другой сопроводительной документации, а также прочих первичных документов. В частности, в форме в признаках, характеризующих объект основных средств, содержится информация о качественных показателях, которые не приведены в технической документации, приспособлениях и приборах, которые относятся к объекту основных средств, а также данные о драгоценных металлах.

В целом начисление амортизации, определение срока эксплуатации и т. п. при этих условиях осуществляются как к объекту основного средства.

Если комиссия примет решение, что полученный (созданный) объект можно считать нематериальным активом* отдельно от основного средства, то в таком случае в бухгалтерском учете появится отдельный объект со всеми последующими мероприятиями по нему как к нематериальному активу, в том числе и оформление его введения в эксплуатацию.

* При каких условиях объект может быть признан нематериальным активом, мы рассказывали в статье «Нематериальные активы: что это такое, когда и как их учитывать» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 16, с. 15).

На сегодняшний день типовая форма первичной учетной документации по учету поступления и выбытия нематериальных активов не утверждена (не учитывая форм по учету прав интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, утвержденных приказом № 732). Поэтому бюджетные учреждения могут по собственному желанию использовать либо унифицированные формы первичной учетной документации (в частности, аналогичные формам либо по учету основных средств, либо по учету интеллектуальной собственности), либо самостоятельно разработанные формы документов, которые должны иметь обязательные реквизиты, определенные в Положении № 88, о чем следует обязательно указать в распорядительном документе об организации бухгалтерского учета.

На учете бюджетного учреждения, ставшего правопреемником другого бюджетного учреждения, есть нематериальные активы, которые появились на его балансе после ликвидации (реорганизации) другого учреждения.

Как разобраться бухгалтеру, следует ли программное обеспечение, которым пользуются структурные подразделения бюджетного учреждения (по кадрам, делопроизводству, бухгалтерскому учету и т. п.), оставлять на балансе или нет? Какой документ является основанием для оприходования (подтверждения наличия) программного обеспечения: акт, или договор, или распорядительный документ руководителя бюджетного учреждения и/или бюджетного учреждения высшего уровня?

Действительно, в последнее время участились случаи ликвидации и реорганизации** бюджетных учреждений.

** Подробно о принятии бюджетным учреждением активов и их оформлении, бухгалтерском учете и отчетности в случае их передачи от учреждений, которые ликвидируются или реорганизуются, можно узнать из статьи «Передача-получение имущества по решению субъекта управления» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 11, с. 11).

По правилам бюджетного законодательства (ч. 10 ст. 51 БКУ) бюджетное учреждение, которое стало правопреемником или которому передаются соответствующие функции государственных органов, получает в наследство и все активы учреждения, которое ликвидируется или реорганизуется, в том числе нематериальные. Как правило, при этих условиях происходит инвентаризация активов, во время которой правопреемник должен удостовериться, что принятые активы подтверждаются первичными и подтверждающими документами, и фактически существуют именно в статусе нематериальных активов.

Как установлено законом, в случае оприходования (подтверждения) нематериальных активов на баланс бюджетного учреждения, как и любых других активов, основанием может быть первичный документ, который содержит сведения о хозяйственной операции и реквизиты которого должны соответствовать общим требованиям, определенным ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете, которые предоставляют первичным документам юридическую силу и доказательность.

Обязательным признаком нематериального актива является отсутствие материальной формы, однако должны быть документы, которые его идентифицируют, то есть подтверждают существование самого объекта и права бюджетного учреждения на его использование в той или иной форме.

Обратите внимание! Нематериальные активы — это права, которые подразделяются на неимущественные и имущественные, содержание которых относительно определенных объектов права интеллектуальной собственности определяется законодательством Украины (ч. 2 ст. 418 ГКУ).

Для целей бухгалтерского учета необходимы именно имущественные права на нематериальные активы, которые могут быть оценены и, как следствие, найдут отражение в бухгалтерском учете.

Имущественными правами являются, в частности:

1) право на использование объекта права интеллектуальной собственности;

2) исключительное право разрешать использование объекта права интеллектуальной собственности;

3) исключительное право препятствовать неправомерному использованию объекта права интеллектуальной собственности, в том числе запрещать такое использование.

Как можно убедиться в наличии и/или подтверждении имущественных прав? Ответ следует искать в содержании соответствующих документов.

Неисчерпывающий перечень основных документов для взятия на учет, в частности прав интеллектуальной собственности, приведен в Нацстандарте № 4. Среди них можно отметить такие:

— патент на сорт — согласно Закону Украины «Об охране прав на сорта растений» от 21.04.93 г. № 3116-XII;

— разрешение на производство и использование семян — в соответствии с Законом Украины «О семенах и садовом материале» от 26.12.2002 г. № 411-IV;

— свидетельство на право заниматься племенным делом — согласно Закону Украины «О племенном деле в животноводстве» от 15.12.93 г. № 3691-XII;

— патент на изобретение — согласно Закону Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели» от 15.12.93 г. № 3687-XII;

— патент Украины на промышленный образец — согласно Закону Украины «Об охране прав на промышленные образцы» от 15.12.93 г. № 3688-XII.

Следующая группа — это документы, в которых определен факт приобретения (передачи) имущественных прав (лицензионные договоры, договор о создании объектов интеллектуальной собственности и другие). Эта группа документов, как и предыдущих, предусматривает в дальнейшем документальное оформление на их основании разнообразных хозяйственных операций с нематериальными активами (составление актов ввода в эксплуатацию, о ликвидации и т. п.).

В Нацстандарте № 4 указано: во время обследования объекта права интеллектуальной собственности, которое проводится с целью его идентификации, выясняется наличие материального носителя объекта и документов, удостоверяющих имущественные права интеллектуальной собственности и факт выдачи разрешения на использование объекта права интеллектуальной собственности.

Аналогичная по содержанию норма есть и в «бухгалтерском» законодательстве.

Так, в п. 4. разд. II Методрекомендаций по НА установлено следующее: зачисление на баланс и использование приобретенных (созданных) объектов нематериальных активов осуществляется на основании соответствующего первичного документа. При этом в первичном документе указываются названия документов, согласно которым бюджетное учреждение получает соответствующее имущественное право на такой объект. В частности, это может быть: патент, свидетельство, лицензионный договор, договор о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности, договор о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности и т. п.

Важно! Если есть договор, в котором определено предметом соглашения получение имущественного права в том или ином варианте, то не следует искать (требовать) другие документы (патенты, свидетельства и т. п.) или специально оформлять их, если это не было определено в условиях договора или не предусмотрено законодательством. Подтверждение (наличие подписи в первичном документе) ответственным лицом осуществления хозяйственной операции с нематериальными активами согласно условиям договора и решению комиссии о принятии соответствующих имущественных прав на нематериальный актив и ввода его в эксплуатацию является достаточным основанием для оприходования такого объекта на баланс бюджетного учреждения.

К сведению: ч. 2 ст. 1107 ГКУ предусматривает, что договор по распоряжению имущественными правами интеллектуальной собственности заключается только в письменной форме.

Если актив не соответствует критериям его признания, то расходы, связанные с его приобретением или созданием, признаются расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены, без признания таких расходов в будущем объектом НА (п. 11 разд. II НП(С)БУГС 122).

Именно условия договора подтвердят, что именно бюджетное учреждение может делать с приобретенным НА:

— использовать определенным способом в соответствующих пределах, то есть иметь неисключительное право на использование НА, отсутствие права передавать или отчуждать объект;

— владеть имущественными правами и распоряжаться ими по своему усмотрению, в частности осуществлять отчуждение другому лицу.

В частности, относительно программного обеспечения это может быть:

— или разработанное новое программное обеспечение, аналогов которого нет;

— или программное обеспечение, приобретенное как интеллектуальная собственность у его владельцев;

— или экземпляр лицензионного программного обеспечения владельцев, которое будет лишь использоваться бюджетным учреждением на соответствующих условиях.

Большинство бюджетных учреждений, как правило, заказывают услуги, и предметом договора в них при таких обстоятельствах может быть такое: «заказчик обязуется принять и оплатить такие услуги: поставка экземпляра программного обеспечения (версии, количества лицензий и электронных каталогов системы в соответствии со спецификацией». Или: «оплата услуг по техническому обслуживанию оборудования и администрированию программного обеспечения: установка (инсталляция) программного обеспечения (программных продуктов, информационных систем и комплексов, баз данных, web-страниц/сайтов/порталов), дальнейшее пользование, их сопровождение и обслуживание».

При этих условиях нематериальный актив, полученный в пользование от правообладателя (лицензиата), учитывается бюджетным учреждением на забалансовом счете в оценке, которая равняется платежу за предоставленное право использования.

При этом платежи за предоставленное право использования объектов интеллектуальной собственности в виде периодических платежей, исчисленных в порядке и сроки, установленные договором, включаются лицензиатом в расходы отчетного периода (п. 16 разд. II Методрекомендаций по НА).

При этом имущественные права на объект интеллектуальной собственности на указанное программное обеспечение остаются у разработчика (поставщика), а заказчику предоставляется лишь возможность пользования этим программным обеспечением. При этих условиях планирование расходов и платежи осуществляются по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Кто несет ответственность за подтверждение факта наличия (создания) нематериального актива, соответствие его критериям, определенным в законодательстве и условиях договора?

Вопрос очень важен и актуален для бухгалтера, поскольку основанием для отражения в бухгалтерском учете являются первичные документы, которые подписывают другие должностные лица бюджетного учреждения. Но требования относительно оформления первичных документов определены лишь в Законе о бухучете и других нормативно-правовых актах по вопросам бухгалтерского учета.

И здесь кроются определенные проблемы, поскольку к требованиям правильного оформления первичного документа добавляется вопрос о факте осуществления хозяйственной операции с нематериальными активами, что может подтвердить ответственное за это лицо. Если материальный актив можно увидеть и почувствовать и т. п., то относительно нематериального объекта бухгалтеру сложно определиться: то, что приобретено (создано), является нематериальным активом или нет? И вообще, касается ли этот вопрос деятельности бухгалтера?

Помните: бухгалтер в соответствии с Законом о бухучете и постановлением № 59 не несет ответственности за непосредственное осуществление хозяйственной операции, в частности, связанной с нематериальным активом.

Его основная задача: своевременно и правильно учитывать уже осуществленные хозяйственные операции, которые должны быть законными и оформленными соответствующим образом, идентифицировать подписи предназначенных для этой цели ответственных лиц, которые участвовали в этом; устанавливать обоснованные требования к порядку оформления и представления в бухгалтерскую службу структурными подразделениями бюджетного учреждения первичных документов для их отражения в бухгалтерском учете, а также осуществлять контроль за их соблюдением.

Кто же в соответствии с законодательством может вообще быть ответственным лицом за осуществление хозяйственной операции, связанной с поступлением, движением и выбытием нематериальных активов?

Во-первых, есть общие правила документирования хозяйственных операций, которые в полной мере касаются нематериальных активов.

В соответствии с Положением № 88 руководитель бюджетного учреждения своим приказом утверждает список лиц, имеющих право подписывать первичные документы, давать разрешение на осуществление хозяйственной операции, связанной с отпуском (расходованием) денежных средств и документов, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов и другого имущества.

Подпунктом 2.1 п. 2 Положения № 88 определено, что первичные документы — это документы, созданные в письменной или электронной форме, которые фиксируют и подтверждают хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (владельца) на их проведение.

Во-вторых, как следует из Положения № 88, должен быть распорядительный документ бюджетного учреждения, в котором определено, кто является ответственным лицом за хозяйственные операции, в том числе с нематериальными активами. Это значит, что в бюджетном учреждении должно быть такое должностное лицо (или несколько), которое осведомлено в сфере информационных технологий и их обеспечении, наделено соответствующими полномочиями и ответственностью.

Указанное подтверждается требованиями постановления № 1433: по решению руководителей определяется в пределах общей численности работников подразделение, ответственное за соблюдение требований законодательства по вопросам правовой охраны, в частности компьютерных программ во время их приобретения, установления, использования, учета и инвентаризации.

Очень важно для главного бухгалтера! Подпунктами 8 — 16 постановления № 1433 определены полномочия и ответственность структурного подразделения и его руководителя относительно деятельности в этой сфере.

Кроме того, постановлением № 271 утверждены критерии определения перечня должностей работников государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию, и к которым относят, в частности, работников, деятельность которых связана с компьютерным обеспечением и внедрением информационных технологий (кроме работников, к компетенции которых относится формирование, администрирование и развитие общегосударственных электронных реестров, баз данных, информационных систем, а также обеспечение защиты информации).

Реализация на практике требований этих нормативно-правовых актов, а также п.п. 2 п. 8, п.п. 6 п. 13 постановления № 59 относительно определения и утверждения перечня ответственных лиц по хозяйственным операциям, составления и подписания ими первичных документов, в частности с нематериальными активами, обеспечит не только соблюдение требований законодательства в этой сфере, но и сделает невозможным перекладывание ответственности на руководителя и главного бухгалтера в случае установления нарушений. Но для того, чтобы руководитель и бухгалтер были в безопасности (не отвечали за «чужие» ошибки), следует обязательно под подпись ознакомить должностное лицо с его полномочиями и ответственностью, в том числе за осуществление хозяйственных операций (ст. 29 КЗоТ). А это может быть и ознакомление работника бюджетного учреждения с распорядительным документом бюджетного учреждения, в котором он определен ответственным лицом за осуществление хозяйственной операции, и/или с должностной инструкцией.

В-третьих, начиная с 2015 года, с момента введения в действие НП(С)БУГС 122, изменились подходы к определению момента оприходования активов: сначала бухгалтерией накапливаются расходы по формированию будущего нематериального актива. Осуществленные хозяйственные операции по формированию будущего нематериального объекта (составные себестоимости) подтверждаются первичными документами за подписью ответственных должностных лиц. В дальнейшем комиссией бюджетного учреждения при наличии оснований принимается решение о возможности введения в эксплуатацию и оприходования на баланс соответствующего объекта нематериального актива по сформированной себестоимости (или справедливой стоимости).

Итак, бухгалтер единолично не несет ответственности за подтверждение факта приобретения (создания) нематериального актива и введение его в эксплуатацию. Если критериев для определения объекта нематериальным активом недостаточно, то все накопленные расходы для его формирования должны быть списаны на расходы (п. 11 разд. II НП(С)БУГС 122). При этом, конечно, такая ситуация приведет к негативным последствиям: применению мер влияния к должностным лицам бюджетного учреждения и/или исполнителям соглашения, которые предусмотрены как бюджетным законодательством (ст. 116 — 121 БКУ), так и другим.

Существуют ли вообще правила, требования и/или ограничения относительно программного обеспечения, которое приобретается (или создается) за бюджетные средства?

Для бюджетных учреждений, финансируемых из государственного бюджета, обязательными являются требования постановления № 869, охватывающие процессы поставки программных продуктов, создания или технической поддержки, которые, в частности, определяются в договоре о закупке, создании или обслуживании таких программных продуктов.

Указанными требованиями могут воспользоваться и органы местного самоуправления, которым рекомендовано во время заключения договоров о закупке, создании и технической поддержке программных продуктов руководствоваться общими требованиями, утвержденными этим постановлением (п. 3 постановления № 869). Но это следует узаконить путем принятия соответствующего решения.

Основные требования к программному обеспечению касаются:

1) тендерной документации и договора о закупке программного продукта, в которых должно быть предусмотрено:

— обеспечение продавцом комплектности поставки программного продукта, указанной в спецификации, которая прилагается к договору;

— установление в случае необходимости программного продукта продавцом на технических средствах покупателя;

— предоставление продавцом гарантийных обязательств;

— определение сроков и условий технической поддержки программного продукта;

наличие имущественных прав на созданный программный продукт как на объект права интеллектуальной собственности;

2) условий использования программного продукта (исключительные имущественные права интеллектуальной собственности на соответствующий программный продукт равняются сроку лицензии на использование программного продукта; обязательность определения стадий и этапов выполнения необходимых работ).

Также постановлением № 869 определено, что закупка программного продукта, лицензия на использование которого предусматривает выплату вознаграждения правообладателю в виде процентов платы за оказанные от имени государства услуги, запрещается.

Пожалуйста, перечислите обобщенно действия бюджетного учреждения по оформлению документооборота относительно нематериальных активов, их бухгалтерского учета и отчетности, чтобы было понятно, кто и за что отвечает?

Наглядно порядок документооборота нематериальных активов, отражения их в регистрах бухгалтерского учета и финансовой отчетности покажем в таблице.

Типовые формы первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов и порядок их применения (приказ № 732)

номер формы

название формы

область применения

основание для оформления

кто составляет и количество экземпляров

где и когда составляется документ

1

2

3

4

5

6

НА-1

Акт ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов

Для оформления операций по вводу в хозяйственный оборот и использования отдельных приобретенных объектов права интеллектуальной собственности предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности

Техническая, научно-техническая и другая документация (лицензионный договор, авторский договор, патент и т. п.)

Составляет в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемная комиссия. Именно при составлении Акта комиссия убеждается в наличии всех критериев*, которые дают возможность идентифицировать объект нематериальным активом, и законности первичных документов

Составляется в день ввода в эксплуатацию объекта по месту его эксплуатации

НА-2

Инвентарная карточка учета объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов

Для аналитического учета объектов права интеллектуальной собственности

Акт ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (ф. № НА-1); Акт выбытия (ликвидации) объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (ф. № НА-3)

Заполняет бухгалтер по учету НА в 1 экземпляре на каждый объект или группу объектов НА

Составляется в бухгалтерии по мере поступления НА в соответствии с графиком документооборота

НА-3

Акт выбытия (ликвидации) объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов

Для оформления выбытия объектов нематериальных активов во время их списания

Указывают причины выбытия (окончания /досрочного прекращения срока действия: имущественных прав, договора на использование имущественных прав, лицензионного договора и т. п.); остаточную стоимость определяют по данным бухгалтерского учета

Составляет в 2 экземплярах назначенная комиссия, утверждает руководитель учреждения или лицо, на то уполномоченное

Составляется в день выбытия (ликвидации) объекта по месту его эксплуатации

НА-4

Инвентариза-
ционная опись объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов

Для оформления данных инвентаризации отдельно по каждому месту нахождения объектов права интеллектуальной собственности и по каждому лицу, ответственному за использование объектов права интеллекту-
альной собственности

Наличие объектов права интеллектуальной собственности устанавливается по документам, которые были основанием для их оприходования или которыми оформлены (подтверждены) имущественные права

Составляет в одном экземпляре назначенная инвентариза-
ционная комиссия

Составляется в день осуществления инвентаризации по месту эксплуатации объекта

Регистры бухгалтерского учета

(приказ № 755)

Мемо-
риальный ордер № 9

Накопительная ведомость о выбытии и перемещении необоротных активов

Используется для учета выбытия и перемещения в другие учреждения, организации и материально ответственным лицам необоротных активов, в том числе нематериальных

Записи осуществляются по каждому документу (акт приема-передачи, акт внутреннего перемещения, акт передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию, акт списания (частичной ликвидации и т. п.) с указанием материально ответственного лица

Мемориальный ордер подписывается исполнителем, лицом, которое проверило мемориальный ордер, и главным бухгалтером

Записи в накопительной ведомости осуществляются в течение отчетного периода по каждой операции, которая подтверждена документом, оформленным в соответствии с законода-
тельством

Главная книга

Главная книга

Синтетический учет нематериальных активов ведется на счете 12 «Нематериальные активы» по первоначальной стоимости, которая определяется по объектам.

Счет 12 «Нематериальные активы» предназначен для учета и обобщения информации о наличии и движении НА, которые контролируются субъектом государственного сектора

Мемориальный ордер № 9

Бухгалтерская служба.

Перенос данных из мемориального ордера № 9 в книгу «Журнал-главная» и регистров аналитического учета. Выведение сальдо по всем субсчетам счета 12 в книге «Журнал-главная».

После определения оборотов по субсчетам выводят остаток на начало следующего месяца по каждому субсчету

Составляется за отчетный период нарастающим итогом с начала бюджетного года бухгалтерской службой

Финансовая отчетность

Ф. № 1-дс

Баланс

Информация об остаточной стоимости нематериальных активов, которая включается в итог Баланса

Разница стр. 1021 и стр. 1022

Главный бухгалтер (заместитель главного бухгалтера)

Форма составляется за отчетный период и подается в соответствующие государственные органы в установленные сроки

Ф. № 5-дс

Примечания к годовой финансовой отчетности

Информация о НА, которая приводится в примечаниях к финансовой отчетности

Разделы II «Нематериальные активы» и XII «Расшифровка забалансовых счетов».

Расшифровывают информацию по группам НА (остаток на начало и конец отчетного периода, движение, начисление амортизации, переоценка, другие изменения и т. п.), находящимся в оперативном управлении и/или в аренде

Бухгалтерская служба, главный бухгалтер

Годовая отчетность составляется и подается в соответствующие государственные органы в установленные сроки

* Критерии для бухгалтерского учета нематериальных активов установлены в п. 1 разд. II НП(С)БУГС 122:

1) актив должен быть идентифицированным;

2) существует вероятность получения субъектом государственного сектора будущих экономических выгод, связанных с его использованием, и/или если он имеет потенциал полезности;

3) стоимость актива можно оценить.

На балансе бюджетного учреждения есть программное обеспечение, но документов (сертификатов и т. п.) на него нет. Это недостача?

Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Следует разбираться по каждому случаю отдельно с учетом всех требований оформления и критериев к нематериальному активу. Чтобы было понятно, можно провести параллель с материальным активом: есть в наличии, но нет документа? Это что? Излишки или неправильное отражение в бухучете? Аналогичная картина и с нематериальными активами. Если фактически нет нематериального актива, то есть соответствующего имущественного права на него, и/или объект не соответствует критериям нематериального актива, может быть несколько вариантов: или недостача, или неправильное отражение в бухгалтерском учете. Все зависит от условий договора, правильности принятых управленческих решений на соответствующих этапах бюджетного процесса и их оформления.

Для подтверждения того или иного вывода следует ознакомиться с документами, которые стали основой для осуществления хозяйственных операций, их оформления в первичном учете и отражения в бухгалтерском учете и отчетности. На их основании следует провести инвентаризацию нематериальных активов в соответствии с п. 2 разд. III Положения № 879 и оформить документы по форме, установленной приказом № 732 (ср. 025069200).

К сведению: перечень возможных оснований — документов для взятия на учет нематериальных активов, в частности прав интеллектуальной собственности, приведен в Нацстандарте № 4.

Но обратите внимание на следующее:

1) возможно, предметом соглашения была передача имущественных прав — тогда сертификата и т. п. и не нужно. Достаточно этого факта и наличия соответствующего оформленного документа (акта № НА-1), в котором определено основание для оприходовання. И главное — подтверждение факта его эксплуатации, который может подтвердить ответственное лицо, назначенное распорядительным документом бюджетного учреждения, и/или комиссия, которая приняла (примет) такое решение;

2) если предметом соглашения было предоставление в пользование программного обеспечения без передачи имущественных прав на него от разработчика (поставщика), то на балансе бюджетного учреждения не должно быть нематериального актива. Такой нематериальный актив (лицензия) является собственностью разработчика (поставщика), который предоставил его в пользование на соответствующих условиях бюджетному учреждению. Лицензия (копия) на такую программу учитывается в бюджетном учреждении на забалансовом счете в оценке, равной стоимости такой услуги.

Поэтому в зависимости от конкретного случая бюджетному учреждению следует убедиться в наличии или отсутствии актива, определиться, должен ли он вообще быть, принять соответствующие управленческие решения и оформить их согласно требованиям законодательства. И только на их основании — осуществить бухгалтерские проводки (или их исправить).

Кстати, подробно о правовых особенностях и бухгалтерском учете нематериальных активов можно узнать из статьи «Нематериальные активы: что это такое, когда и как их учитывать» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 16, с. 15).

Нормативные документы и сокращения

БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КЗоТКодекс законов о труде Украины.

Закон о бухучетеЗакон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Постановление № 59постановление КМУ «Об утверждении Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения» от 26.01.2011 г. № 59.

Постановление № 1433постановление КМУ «Об утверждении Порядка использования компьютерных программ в органах исполнительной власти» от 10.09.2003 г. № 1433.

Постановление № 271постановление КМУ «Об утверждении критериев определения перечня должностей работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию» от 06.04.2016 г. № 271.

Постановление № 869постановление КМУ «Об утверждении общих требований к программным продуктам, которые закупаются и создаются на заказ государственных органов» от 12.08.2009 г. № 869.

Нацстандарт № 4Национальный стандарт № 4 «Оценка имущественных прав интеллектуальной собственности», утвержденный постановлением КМУ от 03.10.2007 г. № 1185.

НП(С)БУГС 122Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 122 «Нематериальные активы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

НП(С)БУГС 121Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Методрекомендации по НАМетодические рекомендации по бухгалтерскому учету нематериальных активов субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Методрекомендации по ОСМетодические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Инструкция № 333Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Приказ № 818приказ Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818.

Приказ № 732приказ Минфина «Об утверждении типовых форм первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» от 22.11.2004 г. № 732.

Приказ № 755приказ Минфина «Об утверждении типовых форм мемориальных ордеров, других учетных регистров субъектов государственного сектора и порядка их составления» от 08.09.2017 г. № 755.

Положение № 879Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

Положение № 88Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

НА — нематериальные активы.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить