Передача-получение имущества по решению субъекта управления

В избранном В избранное
Печать
Чечулина Елена, эксперт по финансовым вопросам
Бюджетная бухгалтерия Март, 2017/№ 11
Бюджетные учреждения могут безвозмездно передавать и получать имущество путем принятия соответствующего решения субъектом управления, а также в виде благотворительной помощи. В настоящей статье рассмотрим нюансы безвозмездной передачи-получения имущества бюджетными учреждениями по решению субъекта управления.

Взаимоотношения между субъектами хозяйствования в бюджетной сфере имеют определенные особенности, которые объясняются влиянием как бюджетного законодательства на их хозяйственную деятельность, так и особенностями, установленными в других нормативно-правовых актах.

Нормативная база, которая регулирует управление государственным и коммунальным имуществом, в том числе безвозмездное получение (передачу), является достаточно большой, поэтому в публикации уделим внимание таким основным законам, как:

«Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 г. № 185-V;

«О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» от 03.03.98 г. № 147/98-ВР;

«О центральных органах исполнительной власти» от 17.03.2011 г. № 3166-VI;

«О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР;

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 г. № 5073-VI.

Впрочем, при рассмотрении общих положений вышеупомянутых норм законодательства следует всегда налагать их на требования бюджетного законодательства.

В бюджетной сфере нельзя обходить иерархию взаимоотношений, которые складываются по правилам, установленным БКУ ( ст. 20, 22) между распорядителями бюджетных средств (бюджетными учреждениями) разных уровней подчиненности, а также между разными бюджетами: государственным и соответствующим местным, а также между субъектами хозяйствования разных местных бюджетов.

Каким образом бюджетное учреждение может безвозмездно получить имущество

Бюджетные учреждения, как субъекты хозяйствования, признаются участниками хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество на праве оперативного управления (хозяйственного ведения в отдельных случаях, определенных законодательством) и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

То есть существуют законные критерии, когда бюджетное учреждение может осуществлять хозяйственную деятельность. Одним из таких критериев является наличие имущества, которое может быть или приобретено за счет бюджетных ассигнований, или получено безвозмездно от субъектов управления, других субъектов хозяйствования.

Что касается безвозмездной передачи (получения) имущества, то такую хозяйственную операцию можно трактовать в зависимости от ее сути:

— и как хозяйственные взаимоотношения между бюджетными учреждениями в результате управленческих решений руководителя бюджетного учреждения соответствующего уровня (уполномоченного субъекта управления);

— и как благотворительность в результате внешнего влияния на хозяйственную деятельность бюджетного учреждения со стороны других субъектов хозяйствования.

Безвозмездное получение имущества бюджетным учреждением по решению субъекта управления

Рассмотрим первый вариант, по которому возможно безвозмездное получение имущества бюджетным учреждением по решению субъекта управления.

Одним из законных оснований формирования имущества бюджетным учреждением, определенных ст. 140 ХКУ, является имущество, безвозмездно полученное по решению субъекта управления. В подтверждение указанного, в разъяснении от 02.04.94 г. № 02-5/225 (с изменениями) арбитражным судам Украины Высший арбитражный суд Украины отметил, что одним из основных критериев определения законности владения государственным имуществом и отражения его на балансе учреждения являются источники финансирования (централизованные или собственные средства предприятия), передача учреждению во владение имущества непосредственно владельцем (уполномоченным им органом). При этом варианты безвозмездного получения (передачи) могут происходить по разным сценариям путем перераспределения:

— между бюджетными учреждениями, которые подведомственны одному субъекту управления;

— между бюджетными учреждениями, которые подведомственны разным субъектам управления;

— между бюджетными учреждениями разных бюджетов.

Но в любом случае решение относительно передачи-получения имущества принимает его собственник (или субъект управления, которому делегированы определенные полномочия относительно управления имуществом).

Перед тем как разъяснить технические вопросы по методике отражения бухгалтерского учета указанных хозяйственных операций, важно рассмотреть деятельность бюджетного учреждения в статусе субъекта хозяйствования, а также законодательно закрепленные нормы по этому поводу. Это предоставит возможность должностным лицам бюджетного учреждения соответствующего уровня принимать правильные управленческие решения в пределах определенных законодательством прав, в том числе связанные с процессом безвозмездной передачи (получения) имущества как по решению субъекта управления, так и по решению благотворителя.

Что является имуществом

В соответствии с ч. 1 ст. 190 ГКУ имуществом как особым объектом считаются отдельные вещи, совокупность вещей, а также имущественные права и обязанности.

Статья 139 ХКУ признает имуществом совокупность вещей и других ценностей (включая нематериальные активы), которые имеют стоимостное определение, производятся или используются в деятельности субъектов хозяйствования и отражаются в их балансе или учитываются в других предусмотренных законом формах учета имущества этих субъектов.

В свою очередь, понятие вещи содержится в ст. 179 ГКУ, которая под вещью понимает предмет материального мира, относительно которого могут возникать гражданские права и обязанности.

Таким образом, с учетом положений ст. 190 ГКУ имуществом считаются отдельная вещь, совокупность вещей, а также имущественные права и обязанности. Однако для признания этих объектов вещами в понимании ХКУ необходимо, чтобы они отвечали признакам, указанным в ч. 1 ст. 139 ХКУ, а именно:

а) имели стоимостное определение;

б) производились или использовались в деятельности субъектов хозяйствования;

в) отражались в балансе этих субъектов или учитывались в других установленных законом формах учета имущества этих субъектов.

Для бухгалтера важно эти общие правила применять в контексте требований национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе. Поэтому существует необходимость перевести обязательные признаки имущества на каждый конкретный случай деятельности бюджетного учреждения и следовать им.

Так, ч. 2 ст. 139 ХКУ по критерию экономической формы, которую приобретает имущество в процессе хозяйственной деятельности, выделяет такие виды имущественных ценностей:

— основные фонды;

— оборотные средства;

— средства;

— товары.

Также ч. 7 ст. 139 ХКУ как особый вид имущества субъектов хозяйствования выделяет ценные бумаги.

То есть в зависимости от объекта учета будет применяться тот или иной стандарт, который будет определять методологические подходы формирования информации в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в зависимости от осуществленных хозяйственных операций.

Также необходимо отметить, что законодательство ( ч. 3 ст. 88 ГКУ) относительно имущества устанавливает обязательность его целевого использования, а именно:

«в учредительном акте учреждения указывается его цель, определяются имущество, которое передается учреждению, необходимое для достижения этой цели, структура управления учреждением».

Внимание! Бюджетное учреждение, как субъект хозяйствования, пользуется, владеет и распоряжается имуществом, однако строго по его назначению и целям, определенным субъектом управления, т. е. имеет ограниченные владельцем вещные права на него, а именно, оперативного управления (хозяйственного ведения (в отдельных случаях, определенных законами)) — ( ст. 136, 137 ХКУ).

К сведению: оперативное управление имуществом присуще бюджетным учреждениям, а хозяйственное ведение, как правило, — государственным и коммунальным предприятиям.

Право оперативного управления — это вещное право субъекта хозяйствования, который осуществляет некоммерческую деятельность, т. е. самостоятельную систематическую хозяйственную деятельность, направленную на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли ( ч. 1 ст. 52 ХКУ). Пункт 12 ч. 1 ст. 2 БКУ подтверждает то, что бюджетные учреждения являются неприбыльными.

Кто принимает решение относительно безвозмездного получения (безвозмездной передачи) имущества

В зависимости от того, кто является собственником — государство или органы местного самоуправления — через определенные ими уполномоченные субъекты управления закрепляют за субъектом хозяйствования (бюджетным учреждением) соответствующее имущество (объекты управления), осуществляют контроль за использованием и сохранностью имущества, имеют право изымать избыточное имущество (имущество, которое не используется или используется не по назначению). Собственники также принимают решение, кто будет приобретать право собственности и другие вещные права, в частности, бесплатного получения имущества при наличии законных оснований для этого в порядке правопреемства (в случае реорганизации, ликвидации).

Что является «государством» в контексте управления имуществом?

Статьей 22 ХКУ определено: «государство реализует право государственной собственности в государственном секторе экономики через систему организационно-хозяйственных полномочий соответствующих органов управления относительно субъектов хозяйствования, которые относятся к этому сектору и осуществляют свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления».

Согласно п. 5 ст. 116 Конституции Украины именно КМУ осуществляет управление объектами государственной собственности.

Частью 1 ст. 5 Закона № 185 определено следующее: главным субъектом, который осуществляет от имени государства управление государственными объектами, является КМУ, который определяет объекты управления госсобственности, относительно которых выполняет самостоятельно функции по управлению, а также объекты управления, полномочия по управлению которыми передаются другим субъектам управления, в т. ч. устанавливает порядок бесплатной передачи объектов государственной собственности определенным им субъектам управления и т. п.

Такими юридическими лицами публичного права — органами исполнительной власти являются министерства, другие центральные органы исполнительной власти, местные государственные администрации и соответствующие субъекты хозяйствования, которые также приобретают лишь отдельные полномочия, присущие только им согласно ст. 6 Закона № 185, в частности:

— принимают решение о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности;

— передают функции по управлению объектами госсобственности хозяйственным структурам и осуществляют контроль за их деятельностью;

— ведут учет объектов госсобственности, которые находятся в их управлении, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью таких объектов;

— выявляют государственное имущество, которое временно не используется, и вносят предложения относительно условий его дальнейшего использования;

— согласовывают передачу объектов государственной собственности в коммунальную собственность, в сферу управления других органов, уполномоченных управлять объектами государственной собственности, хозяйственных структур или в пользование Национальной академии наук Украины, отраслевым академиям наук, а также передачу объектов коммунальной собственности в государственную собственность;

в случаях, предусмотренных законодательством, принимают решение о передаче объектов государственной собственности в коммунальную собственность, в сферу управления других органов, уполномоченных управлять объектами государственной собственности, хозяйственных структур или в пользование Национальной академии наук Украины, отраслевым академиям наук.

Что касается местного самоуправления, то в соответствии с ч. 1 ст. 140 Конституции Украины это является правом территориальной громады (жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города) самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Также п. 30 ст. 26 и п. 4 ст. 29 Закона № 280 определено право органов местного самоуправления на пленарных заседаниях и сессиях принимать решения об отчуждении, передаче имущества и т. п.

Бюджетные учреждения, будучи объектом коммунальной собственности, управляются соответствующим органом местного самоуправления. Поэтому управление коммунальной собственностью со стороны органов местного самоуправления, в соответствии со ст. 24 ХКУ, так же, как для государства, предусматривает управление через систему организационно-хозяйственных полномочий территориальных громад и органов местного самоуправления относительно субъектов хозяйствования, которые относятся к коммунальному сектору экономики и осуществляют свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления.

Документом, подтверждающим возникновение соответствующего права, является решение сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания), районного, областного совета о закреплении на праве оперативного управления или хозяйственного ведения недвижимого имущества, которое находится в коммунальной собственности и безвозмездно передается соответствующему субъекту хозяйствования для его деятельности. Указанные правила определены в ст. 172, 327 ГКУ и ст. 2 Закона № 280.

Как можно бесплатно получить имущество или его передать?

Основные принципы передачи объектов права государственной собственности в сферу управления других органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, в коммунальную собственность территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах или в общую собственность территориальных громад сел, поселков, городов, а также объектов права коммунальной собственности в государственную собственность безвозмездно или путем обмена установлены Законом № 147.

Более детально в пределах своих полномочий Кабмин постановлением № 1482 утвердил два порядка, в которых определены субъекты управления, принимающие решение, и «схема управления» безвозмездной передачей имущества для государственной и коммунальной собственности.

В частности, Положение о порядке передачи объектов права государственной собственности (далее — Положение о передаче объектов госсобственности) регулирует в основном передачу государственного имущества в сферу управления других органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, или даже самоуправных организаций. Инициатива относительно передачи объектов права государственной собственности может исходить соответственно от органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, или самоуправных организаций.

В зависимости от вида имущества, в соответствии с п. 4 Положения о передаче объектов госсобственности, передача объектов права государственной собственности осуществляется по решению, в частности:

1) Кабминаотносительно объектов, определенных подпунктами: «а» (целостные имущественные комплексы; недвижимое имущество (здания, сооружения, в том числе объекты незавершенного строительства, кроме объектов, указанных в абз. 2 п. 1 этого Положения, а также нежилые помещения после выделения их в отдельную учетную единицу (инвентарный объект) и при условии дальнейшего заключения с другими балансодержателями здания, в котором передаются помещения, договора об общем пользовании и содержании здания и придомовой территории), которое используется для размещения аппарата государственного органа) и «ґ» (предприятия, показатели финансово-хозяйственной деятельности которых ухудшились в результате неэффективного управления ими органами, уполномоченными управлять государственным имуществом, или самоуправными организациями);

2) органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, или самоуправных организаций по согласованию с Фондом государственного имущества — относительно объектов, определенных п.п. «б» п. 2 этого Положения: недвижимое имущество (здания, сооружения, в том числе объекты незавершенного строительства, а также нежилые помещения, кроме объектов, которые управляются Кабмином).

Впрочем, передача объектов государственной собственности от одного к другому бюджетному учреждению (в случае когда они относятся к сфере управления одного и того же органа, уполномоченного управлять), предусматривает также согласование по определенным видам имущества с вышестоящими органами, которые наделены соответствующими полномочиями, и осуществляется:

по решению Кабмина на основании предложения органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, или самоуправной организации по согласованию с предприятиями, Фондом госимущества, Минфином и Минэкономразвитияотносительно недвижимого имущества, указанного в абз. 2 п.п. «а» п. 2 этого Положения;

— по решению органов, уполномоченных управлять госимуществом, по согласованию с бюджетными учреждениями, Фондом госимуществаотносительно других целостных имущественных комплексов структурных подразделений предприятий и недвижимого имущества, указанного в п.п. «б» п. 2 этого Положения;

по решению органа, уполномоченного управлять госимуществом, или самоуправной организации по согласованию с бюджетными учреждениями — относительно другого отдельного индивидуально определенного имущества бюджетных учреждений (кроме недвижимого).

Передача имущества в коммунальную собственность территориальных громад сел, поселков, городов или в их общую собственность еще регламентируется Законом № 280, которым определены основные принципы передачи объектов права государственной собственности в коммунальную собственность территориальных громад сел, поселков, городов или в общую собственность территориальных громад сел, поселков, городов, а также объектов права коммунальной собственности в государственную собственность безвозмездно или путем обмена и регулируются отношения, связанные с такой передачей.

Аналогичные подходы относительно согласования решения субъектами управления определены и в Порядке подачи и рассмотрения предложений относительно передачи объектов из коммунальной в государственную собственность и создания и работы комиссии по вопросам передачи объектов в государственную собственность относительно передачи коммунального имущества в государственную собственность, утвержденном постановлением № 1482.

Фактически процедура безвозмездной передачи имущества коммунальной собственности в государственную собственность означает отказ территориальной громады от части своего имущества в пользу государства, который подтверждается согласием соответствующего органа местного самоуправления и решением субъекта права собственности на такую передачу. Из коммунальной в государственную собственность передача объектов осуществляется по решению сельских, поселковых, городских советов. Передача оформляется актом принятия-передачи, который подписывается председателем и членами комиссии и утверждается органом, создавшим комиссию.

Территориальные громады могут передавать в государственную собственность объекты социальной инфраструктуры, которые оказывают услуги особого характера членам разных территориальных громад (санатории, диспансеры, базы отдыха); музеи, памятники истории, при исследовании которых была выявлена общенациональная ценность; финансово убыточные объекты и т. п. Инициатива относительно передачи объектов из коммунальной в государственную собственность может исходить и от местных органов исполнительной власти, с которой они обращаются к сельским, поселковым, городским советам — относительно объектов права коммунальной собственности соответствующих территориальных громад; районных, областных советов — относительно объектов права общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов, которые находятся в управлении районных, областных советов. После получения согласия (решения совета) органа местного самоуправления на передачу объекта из коммунальной в государственную собственность местный орган исполнительной власти направляет его в орган центральной исполнительной власти. В свою очередь, последний подает предложения относительно передачи объекта в Минэкономразвития.

Минэкономразвития на основании внесенных предложений готовит и в месячный срок подает по согласованию с Минфином, Фондом госимущества проекты соответствующих решений Кабмину. После принятия решения правительством орган, уполномоченный управлять госимуществом, которое принимает объект, создает комиссию по вопросам передачи, которая фактически принимает имущество.

Кроме того, КМУ издал постановление «Некоторые вопросы безвозмездной передачи основных средств» от 23.02.2011 г. № 145, в п. 1 которого отметил, что с 01.04.2011 г. безвозмездная передача основных средств (далее — ОС) осуществляется плательщику налога на прибыль с целью их эксплуатации по решению центральных органов исполнительной власти в порядке, определенном Законом № 147 и постановлением № 1482 (ср. 025069200). Учитывая, что указанная безвозмездная передача может состояться путем передачи ОС бюджетных учреждений предприятиям, у которых единый субъект управления, такая хозяйственная операция является законной при соблюдении требования относительно наличия соответствующего решения.

Что касается передачи имущества в пределах собственника коммунального имущества, то следует отметить следующее. Собственниками коммунального имущества, как было указано выше, являются территориальные громады, отнесенные Законом № 280 к первичным субъектам местного самоуправления. Коммунальные же бюджетные учреждения являются балансодержателями коммунального имущества (субъектами хозяйствования) с соответствующими вещными правами, определенными собственником (или уполномоченным им субъектом управления). Поэтому передача такого имущества по решению совета от одного коммунального учреждения другому — это передача с баланса одного балансодержателя на баланс другого, но в пределах одного и того же собственника. Передача имущества между разными собственниками коммунального имущества (территориальными громадами) осуществляется в соответствии с законодательством, но обязательно по их решению.

Этот краткий обзор законодательной базы подготовлен как подсказка для бухгалтеров относительно понимания ими идеологии управления имуществом бюджетного учреждения (распределение полномочий между субъектами управления и хозяйствования, определение «имущества», основания для безвозмездной передачи-принятия имущества и т. п., что будет влиять на правильность отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете).

Выводы для бухгалтера относительно схемы управления имуществом бюджетного учреждения в части безвозмездной передачи-получения имущества по решению

Таким образом, можно сделать следующие обобщающие выводы, которые следует знать бухгалтеру в случаях безвозмездной передачи-получения имущества по решению субъекта управления:

1) бюджетное учреждение как субъект хозяйствования может иметь разное имущество (определенный перечень объектов, учитываемый на балансе), которое в зависимости от его вида может находиться в управлении разных субъектов управления одного собственника (главный субъект и уполномоченные органы управления), исходя из требований законодательства. Как следствие передача объектов государственной и/или коммунальной собственности в зависимости от вида имущества (объекта) предусматривает разные подходы к согласованию этой процедуры, исходя из требований законодательства и полномочий субъекта управления и уполномоченных органов управления. Но при оформлении этих важных для бухгалтера процедур обязательным является предоставление удостоверенных в установленном порядке копии баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств и отчета о дебиторской и кредиторской задолженностях за последний календарный год и на последнюю отчетную дату;

2) объекты государственной и коммунальной собственности, которые могут быть объектами безвозмездной передачи, определены в п. 2 Положения № 1482, а в его п. 4 установлено, по решению каких конкретно органов осуществляется такая передача;

3) порядок передачи объектов коммунальной собственности по их видам и определения органов, которые могут принимать решение по этому поводу в пределах одной или нескольких территориальных громад, принимается собственниками коммунального имущества.

Кроме того, отражению в бухгалтерском учете хозяйственных операций по передаче-приему имущества предшествует ряд мероприятий, которые обеспечивают их законность и обоснованность, а именно:

— инициатива относительно передачи-получения объектов права государственной/коммунальной собственности может исходить соответственно от органов, уполномоченных управлять государственным/коммунальным имуществом, или самоуправляющих организаций в зависимости от оснований и видов имущества;

— согласование относительно осуществления мероприятия по передаче-получению имущества с соответствующими собственниками (главным субъектом управления, уполномоченными органами управления), органами государственной власти и/или местного самоуправления, которые наделены соответствующими полномочиями, в зависимости от видов имущества — объектов права с приложением документов, определенных нормативно-правовыми актами или решениями;

— передача-получение объектов права государственной/коммунальной собственности осуществляются комиссиями по решению в виде предписывающего документа (постановление Кабмина, и/или приказ субъекта управления, и/или решение сессии и т. п.) соответствующих собственников (главных субъектов управления, уполномоченных органов управления), в том числе относительно субъекта хозяйствования, который будет управлять имуществом в рамках предоставленных им вещественных прав (оперативного управления, хозяйственного ведения);

передача осуществляется комиссией, оформляется актом приема-передачи по установленной форме оформления и утверждается органом, создавшим комиссию, с приложением документов, перечень которых зависит от вида имущества. Например, если речь идет о недвижимом имуществе, то необходимо подтверждение относительно регистрации (переоформления) вещного права на соответствующий объект;

— сообщение теми органами, в сферу управления которых передано государственное имущество, со дня утверждения акта приема-передачи в двухнедельный срок о такой передаче органам государственной статистики, государственной налоговой службы, финансовым органам, Фонду государственного имущества для внесения сведений в Единый реестр объектов государственной собственности, соответствующим органам охраны культурного наследия (относительно объектов культурного наследия, которые являются достопримечательностями) и Минэкономразвития (относительно объектов, передача которых осуществляется по решению Кабмина), другим органам в зависимости от принадлежности объекта к соответствующей собственности;

— закрепление в двухнедельный срок недвижимого и другого отдельного индивидуально определенного имущества за соответствующим бюджетным учреждением на праве оперативного управления (хозяйственного ведения в отдельных определенных законодательством случаях).

Кто ведет учет имущества и какой?

В соответствии с п. 11 ст. 6 Закона № 185 уполномоченные органы управления (министерства, другие органы исполнительной власти) ведут учет только объектов государственной собственности, которые находятся под их управлением и переданы субъектам хозяйствования (бюджетным учреждениям) на праве оперативного управления (хозяйственного ведения). Например, по объектам недвижимого имущества и другого отдельного индивидуально определенного госимущества по решению Кабмина учет ведется Фондом госимущества в соответствии с Положением о Едином реестре объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 14.04.2004 г. № 467.

Пунктом 6 этого Положения предусмотрено, что в Реестр вносятся сведения на основании бухгалтерской и статистической отчетности бюджетных учреждений и балансодержателей.

Аналогичный подход к распределению полномочий по управлению коммунальным имуществом, организации учета имущества и отражению его в отчетности может быть заложен в решениях, принятых соответствующими органами местного самоуправления, исходя из их полномочий, установленных Законом № 280.

Безвозмездная передача-прием имущества в случае реорганизации, ликвидации бюджетного учреждения

Другой пример безвозмездной передачи-приема имущества по решению субъекта управления, который приобрел в последнее время актуальность для бюджетной сферы, связанный с реорганизацией или ликвидацией бюджетных учреждений. На какую нормативно-правовую базу следует опираться бухгалтеру бюджетного учреждения, чтобы осуществить такое мероприятие законно?

В соответствии со ст. 104 ГКУ и ст. 59 ХКУ деятельность юридического лица прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации. Что в этих случаях нужно делать с имуществом бюджетного учреждения после его реорганизации или ликвидации?

Особенностью бюджетного процесса является то, что в случае принятия таких управленческих решений имущество (в том числе если оно осталось после ликвидации) должно быть безвозмездно передано теми учреждениями, которые реорганизуются или ликвидируются, и принято (получено) новым государственным органом или правопреемником. Указанное правило установлено ч. 10 ст. 51 БКУ, что исключает ситуацию пропажи (исчезновения) государственного или коммунального имущества.

Порядок образования, реорганизация и ликвидации министерств, других центральных органов исполнительной власти и организаций, образованных ими, регулируется ХКУ, Законом № 755 и постановлением № 1074.

В соответствии со ст. 33 Закона № 755 юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам в результате слияния, присоединения, разделения, преобразования (реорганизации) или в результате ликвидации по решению, принятому учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченным ими органом, по судебному решению или по решению органа государственной власти, принятому в случаях, предусмотренных законом.

Юридическое лицо считается прекратившимся с даты внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации прекращения юридического лица.

При этом следует отметить, что орган исполнительной власти образуется путем образования нового органа исполнительной власти или в результате реорганизации (слияния, разделения, преобразования) одного или нескольких органов исполнительной власти (п. 4 Постановления № 1074).

В соответствии с пп. 7, 8 Порядка осуществления мероприятий, связанных с образованием, реорганизацией или ликвидацией министерств, других центральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением № 1074, имущественные права и обязанности органов исполнительной власти в случае их слияния, присоединения или преобразования переходят к правопреемнику на основании передаточного акта, а в случае их разделения — согласно распределительному балансу.

В случае ликвидации органа исполнительной власти составляется ликвидационный баланс. При этом Кабмин принимает решение относительно дальнейшего использования недвижимого имущества ликвидируемого органа исполнительной власти и определяет субъект управления учреждений и организаций, которые относятся к сфере управления такого органа.

А в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) органов исполнительной власти прекращается тот орган исполнительной власти, имущественные права и обязанности которого переходят к его правопреемникам.

Аналогично, в связи с реализацией реформы децентрализации власти и в соответствии с ч. 3, 4 разд. II Закона № 157 объединенная территориальная громада является правопреемником всего имущества, прав и обязанностей объединившихся территориальных громад со дня приобретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным такой объединенной территориальной громадой. При этом в случае объединения всех территориальных громад одного района в одну объединенную территориальную громаду все имущество совместнойсобственности территориальных громад такого района является коммунальной собственностью объединенной территориальной громады, а связанные с таким имуществом права и обязанности принадлежат объединенной территориальной громаде со дня приобретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным такой объединенной территориальной громадой. Следующий шаг — осуществляется реорганизация соответствующих юридических лиц — сельских, поселковых, городских советов, избранных объединившимися территориальными громадами и размещенных вне административного центра объединенной территориальной громады, путем их присоединения к юридическому лицу — сельскому, поселковому, городскому совету, размещенному в административном центре объединенной территориальной громады. По завершении реорганизации соответствующие юридические лица — сельские, поселковые, городские советы прекращаются в порядке, определенном данным Законом.

То есть, как видим, для всех бюджетных учреждений, независимо от принадлежности их к государственному или соответствующему местному бюджету, действуют единые правила при принятии решения субъекта управления относительно их реорганизации или ликвидации: имущество должно быть безвозмездно передано или правопреемнику, или новому государственному органу, которые должны их принять безвозмездно и отразить в бухгалтерском учете и отчетности по правилам, установленным в соответствующих НП(С)БУГС.

Бухгалтерский учет по передаче- получению имущества по решению: изменения собственного капитала и активов

Передача-получение имущества бюджетными учреждениями по управленческим решениям соответствующих субъектов управления не приравниваются к его отчуждению или приобретению, поэтому счета доходов и расходов не принимают участия в отражении этих операций в учете.

Конечно, в общем случае, например, при отчуждении имущества путем его продажи (в частности, и ОС), продавец должен получить хоть какую-то компенсацию за переданные активы. В нашем случае ни одна из сторон не может быть определена как покупатель, а следовательно, эту операцию нельзя приравнять к продаже.

Так, в результате управленческих решений относительно управления имущества: передачи-получения, реорганизации, ликвидации бюджетных учреждений правопреемник учитывает имущество и источники его образования путем присоединения к своему вступительному сальдо на день принятия по данным соответствующих счетов бухгалтерского учета.

Обратите внимание! Бесплатное получение имущества по решению субъекта управления нельзя приравнивать к поступлениям в натуральной форме спецфонда соответствующего бюджета, как это принято при благотворительности, поскольку бюджетное учреждение (субъект хозяйствования) не может быть благотворителем в соответствии с законодательством. А для субъекта управления, в пределах которого были осуществлены передача- прием объекта имущества, происходит лишь изменение субъекта хозяйствования этого имущества без изменения вида имущества и его стоимости (если не было сопутствующих расходов в ходе его передачи-получения).

Указанный факт подтверждается нормами соответствующих национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе.

Так, согласно п. 4 разд. I НП(С)БУГС 101 доходами считается увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, которые приводят к росту собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов собственников), а расходами — уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала в результате его исключения или распределения собственниками).

То есть ни для того, кто бесплатно передает имущество, не предусматривается компенсации за него и получение дохода (увеличение активов) и изменений обязательств, ни для того, кто получил имущество, не предусматривается их оплата или увеличение обязательств. Поэтому если не признается доход от бесплатной передачи основных средств по решению субъекта управления — нет и расходов от такой операции.

К тому же положения пп. 157.2 — 157.7 ст. 157 НКУ дают исчерпывающий перечень источников финансирования деятельности неприбыльных организаций, которые освобождаются от налогообложения. В комментариях к этим статьям приведен перечень доходов, которые они могут получать. Доходов, полученных в результате принятых решений субъектами управления от передачи имущества, не существует.

То есть вышеупомянутые исключения предусматривают применение других бухгалтерских счетов для отражения этих операций. Для определения таких счетов обратимся к новым правилам, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.

Так, в п. 7 разд. V НП(С)БУГС 101 относительно признания статей баланса определено, что собственный капитал отражается в балансе одновременно с отражением активов или обязательств, которые приводят к его изменению.

В нашем случае: или получение, или передача имущества (например, ОС) по решению соответствующего субъекта управления приведет, кроме изменения внесенного капитала (его увеличения или уменьшения), соответственно, и к изменению в активах бюджетных учреждений.

Причины изменений внесенного капитала раскрыты в Порядке № 1219 относительно назначения субсчета 5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств» счета «Внесенный капитал», в частности: увеличение собственного капитала отражается в результате оприходования активов, закрепленных на праве оперативного управления за распорядителем бюджетных средств по решению органа управления у одного распорядителя бюджетных средств, и, соответственно, у другого при выбытии основных средств произойдет уменьшение капитала.

В этом случае после того, как состоится безвозмездная передача-получение имущества (в частности, ОС), оформляемое комиссией актом приема-передачи по установленной форме и утверждаемое органом, который создал комиссию, должны быть сделаны такие бухгалтерские проводки:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Комментарий

1

Бесплатно получено ОС по решению субьекта управления

10 «ОС»

5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств»

Учреждение, которое безвозмездно получило ОС с накопленной суммой износа, по решению соответствующего субъекта управления

2

В то же время отражена начисленная сумма износа

8014 «Амортизация»

1411 «Износ ОС»

3

Отражена стоимость бесплатно переданных ОС по решению субьекта управления

5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств»

10 «ОС»

Учреждение, которое безвозмездно передало имущество по решению соответствующего субъекта управления

4

Отражение начисленной суммы износа на бесплатно переданные ОС

1411 «Износ ОС»

8014 «Амортизация»

Обратите внимание! При получении безвозмездно объекта, например основного средства, не применяется субсчет 1311 «Капитальные инвестиции в основные средства» (по «старому» плану счетов — субсчет 141) и субсчет 5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств» (по «старому» плану счетов — субсчет 402 «Фонд в незавершенном капитальном строительстве»).

Такой подход следует из назначения счета 13 «Капитальные инвестиции», на котором «собираются» расходы субъекта государственного сектора только на приобретение или создание необоротных активов. А в случае безвозмездного получения ОС по решению субъекта управления бюджетное учреждение таких расходов за счет бюджетных ассигнований, утвержденных в смете, не осуществляет (т. е. не формирует первоначальную стоимость объекта из капитальных и текущих расходов, поскольку она уже была сформирована при приобретении (создании) объекта передавшим их субъектом хозяйствования).

Только в случаях, когда в процессе передачи-приема имущества (объектов) у его получателя возникают сопутствующие расходы (в частности, на транспортировку, установку, монтаж, настройку и т. п.), они собираются на субсчетах по дебету субсчета 1311 и кредиту субсчета 5411. А уже после введения в эксплуатацию объектов следует увеличить их первоначальную стоимость и внесенный капитал на сумму сопутствующих расходов по дебету счета 10 и кредиту субсчета 1311 и в то же время осуществить вторую запись по дебету субсчета 5411 и кредиту субсчета 5111.

Также возникает вопрос: по какой стоимости следует отражать имущество в случае его получения или передачи, поскольку оно обязательно должно иметь стоимостное определение? Ответ есть в НП(С)БУГС 121 и методических рекомендациях к нему.

Так, в соответствии с п. 8 разд. II НП(С)БУГС 121 первоначальная стоимость основных средств, полученных безвозмездно от субъектов бухгалтерского учета в государственном секторе, равна первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств субъекта бухгалтерского учета в государственном секторе, который их передал, с учетом расходов, предусмотренных п. 5 этого раздела, с приведением начисленной суммы износа. При этом предусматривается, что основные средства должны передаваться вместе с первичными документами (или их копиями), или учетными регистрами (или их копиями), или другими документами, в которых указана стоимость приобретения (создания) основных средств.

Если объект основных средств получен безвозмездно (в  случаях, предусмотренных законодательством) от других юридических лиц — субъектов хозяйствования по решению субъекта управления, определение первоначальной стоимости будет зависеть от наличия или отсутствия достоверной информации об основных средствах, о чем более детально раскрыто в разд. ІІІ Методрекомендаций ОС, которые обобщенно можно представить так:

1) в случае отсутствия достоверной информации — по справедливой стоимости на дату получения с учетом расходов, которые формируют первоначальную стоимость объекта. В таком случае появляется вопрос о необходимости привлечения к такой оценке субъекта оценочной деятельности, о чем указано в ст. 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III, который обязывает проводить обязательную переоценку основных фондов для целей бухгалтерского учета;

2) в случае наличия достоверной информации — по первоначальной (переоцененной) стоимости, по которой основные средства учитывались у передавшей их стороны, с учетом начисленной суммы износа за полное количество календарных месяцев их пребывания в эксплуатации.

Например, в этих случаях речь может идти об имуществе государственных или коммунальных предприятий, которое передается безвозмездно по решению субъекта управления подведомственным ему бюджетным учреждениям.

То есть, с учетом вышеизложенного и в зависимости от обстоятельств, видов имущества и установленных правил относительно их передачи-приема, бухгалтер бюджетного учреждения должен получить пакет первичных и подтверждающих документов о переданном (или полученном) имуществе для осуществления бухгалтерских проводок указанных хозяйственных операций в соответствии с требованиями НП(С)БУГС.

Обратите внимание! В соответствии с новым законодательством ( п. 3 разд. VIII НП(С БУГС 101) приобретатели (бюджетные учреждения) безвозмездно переданного (полученного) имущества раскрывают информацию об изменениях в составе собственного капитала, связанных с предоставлением или исключением активов по решению собственника, в Отчете о собственном капитале.

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 185 — Закон Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 г. № 185-V.

Закон № 147 — Закон Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» от 03.03.98 г. № 147/98-ВР.

Закон № 3166 — Закон Украины «О центральных органах исполнительной власти» от 17.03.2011 г. № 3166-VI.

Закон № 280 — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Закон № 5073 — Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 г. № 5073-VI.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Закон № 157 — Закон Украины «О добровольном объединении территориальных громад» от 05.02.2015 г. № 157-VIII.

Постановление № 1074 — постановление КМУ «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий, связанных с образованием, реорганизацией или ликвидацией министерств, других центральных органов исполнительной власти» от 20.10.2011 г. № 1074.

Постановление № 1482 — постановление КМУ «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» от 21.09.98 г. № 1482.

Порядок № 1219 — Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

НП(С)БУГС 101 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 101 «Предоставление финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 28.12.2009 г. № 1541.

НП(С)БУГС 121 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Методрекомендации ОС — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить