Темы статей
Выбрать темы

Декларирование доходов и имущества участников избирательного процесса

Жиленко Екатерина, эксперт по оплате труда и трудовым отношениям
Конечно, топ-темой последних нескольких недель являются местные выборы — 2020. На страницах нашего журнала1 мы уже рассмотрели трудовые и оплатные гарантии для работников, которые привлечены к выборам в качестве членов избирательных комиссий. И были уверены, что этого нашим читателям будет достаточно. Но не так получилось, как хотелось бы. На почту редакции поступило несколько писем о декларировании доходов и имущества участников избирательного процесса. Поэтому мы не можем оставить эту тему без внимания. И сегодняшнюю статью посвятим именно ей.

1 См. журнал «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 38, с. 7 и 13.

Как вы поняли, речь пойдет о Декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления (далее — декларация). Ее форма утверждена решением НАПК от 10.06.2016 г. № 3. Заполняют и подают ее только в электронном виде через сайт НАПК.

ВАЖНО!

НАПК во исполнение решения КСУ закрыло доступ к Единому государственному реестру деклараций.

Во время подготовки этого номера состоялась резонансное событие.

Конституционный Суд Украины решением от 27.10.2020 г. № 13-р/2020 признал неконституционными некоторые нормы антикоррупционного законодательства. Они касаются, в частности, полномочий НАПК по проверке деклараций и предоставлению публичного доступа к ним. А также ответственности за недостоверное декларирование (детали — в статье «Минфин подготовил изменения к мемориальным ордерам и добавит оборотную ведомость запасов» этого номера). Как следствие, НАПК закрыло доступ к Единому государственному реестру деклараций. Это означает, что государственные органы и общественность больше не имеют открытого круглосуточного доступа к электронным декларациям чиновников, а НАПК прекращает их проверку, хранение и обнародование.

В то же время портал подачи деклараций функционирует. А вот просмотреть ранее поданные декларации невозможно.

Также КСУ лишил НАПК доступа к государственным реестрам, необходимым для проведения специальной проверки деклараций кандидатов на руководящие должности в органы власти. А это может помешать реализации результатов местных выборов. Поскольку назначение кандидатов, избранных на должности, в частности глав областных, районных советов и их заместителей, возможно только после прохождения ими спецпроверок.

Ждем решения этого вопроса в ближайшие сроки.

Заметим, что сама по себе обязанность декларирования не отменена. Поэтому далее рассмотрим, с какими декларациями будут иметь дело участники избирательного процесса.

Субъекты декларирования

Являются ли члены избирательных комиссий субъектами декларирования?

На этот вопрос ответ нам дают специалисты НАПК — в разъяснении № 12.

2 Разъяснение НАПК от 13.01.2020 г. № 1.

Согласно п.п. «ж» п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 17003 субъектами декларирования являются члены Центральной избирательной комиссии.

3 Закон Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII.

Кроме того, п.п. «а» п. 2 ч. 1 ст. 3акона № 1700 определено, что субъектами, на которых распространяется действие этого Закона, являются, в частности, должностные лица юридических лиц публичного права, не указанные в п. 1 ч. 1 этой статьи.

Согласно ч. 7 ст. 33 ИКУ4 участковые избирательные комиссии (ИК) не являются юридическими лицами. А потому члены таких комиссий не являются субъектами декларирования.

4 Избирательный кодекс Украины от 19.12.2019 г. № 396-IX.

А вот окружные и территориальные ИК являются юридическими лицами публичного права (ч. 7 ст. 33 ИКУ). При этом в соответствии с ч. 8 ст. 33 ИКУ территориальные ИК являются постоянно действующими органами.

В то же время, как следует из содержания ст. 203 и 208 ИКУ, формирование состава территориальных ИК осуществляется каждый раз во время организации местных выборов. Поэтому члены таких комиссий осуществляют соответствующую деятельность на временной основе.

Следовательно, работа членов ИК носит временный характер без назначения на должность как по основному месту работы.

Вывод: председатель, заместитель председателя, секретарь и другие члены окружных и территориальных ИК не могут считаться должностными лицами юридических лиц публичного права в понимании Закона № 1700 и потому не являются субъектами декларирования.

Касается ли обязанность декларирования должностных лиц ОМС, которые ликвидируются?

Да. В соответствии с пп. «б» и «в» п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 1700 субъектами, на которых распространяется действие этого Закона, из числа лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, являются депутаты местных советов, сельские, поселковые, городские головы, должностные лица местного самоуправления.

Здесь напомним, что к должностным лицам местного самоуправления относятся, в частности, главные бухгалтеры5 органов местного самоуправления (ОМС). Поэтому если речь идет об увольнении из-за ликвидации ОМС, то главный бухгалтер и другие должностные лица такого органа попадут под обязанность декларирования.

5 К какой категории должностей в ОМС относится главбух местного совета — см. в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 40, с. 3.

Какие существуют типы деклараций?

Статья 45 Закона № 1700 и Порядок формирования реестра деклараций6 предусматривают 4 типа деклараций, которые подают лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, и приравненные к ним лица.

6 Порядок формирования, ведения и обнародования (предоставления) информации Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, утвержденный решением НАПК от 10.06.2016 г. № 3.

Их перечень приведен в таблице.

Название и законодательная норма

Правила подачи

Ежегодная декларация

(ч. 1 ст. 45 Закона № 1700)

Подается в период с 00 часов 00 минут 1 января до 00 часов 00 минут 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

Такая декларация охватывает отчетный год (период с 1 января до 31 декабря включительно), предшествующий году, в котором подается декларация

Декларация перед увольнением

(абз. 1 ч. 2 ст. 45 Закона № 1700)

Подается не позднее 20 рабочих дней со дня прекращения деятельности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления, или другой деятельности, указанной в пп. «а» и «в» п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 1700.

Она охватывает период, который не был охвачен декларациями, ранее поданными таким субъектом декларирования. Содержит информацию по состоянию на последний день такого периода — день прекращения соответствующей деятельности

Декларация после увольнения

(абз. 2 ч. 2 ст. 45 Закона № 1700)

Подается с 00 часов 00 минут 1 января до 00 часов 00 минут 1 апреля года, следующего за отчетным годом, в котором была прекращена деятельность, связанная с выполнением функций государства или местного самоуправления, или другая деятельность, указанная в пп. «а» и «в» п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 1700. Такая декларация охватывает отчетный год (период с 1 января до 31 декабря включительно), предшествующий году, в котором подается декларация

Декларация кандидата на должность

(абз. 1 ч. 3 ст. 45 Закона № 1700)

Подается до назначения или избрания лица на должность. Такая декларация охватывает отчетный год (период с 1 января до 31 декабря включительно), предшествующий году, в котором лицо подало заявление на занятие должности, если иное не предусмотрено законодательством. Также подают лица после избрания на должности депутатов областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советов, на должности сельских, поселковых, городских голов. Эти лица подают такую декларацию на протяжении 15 календарных дней со дня приобретения полномочий

Какую именно декларацию нужно подать, зависит от обстоятельств, которые возникли из-за проведения выборов: то ли назначение на должность, то ли наоборот — увольнение с нее.

При этом каждый из этих случаев может иметь особые ситуации. В таком случае возникает вопрос: «А что, если?..». Поэтому давайте рассмотрим возможные ситуации более подробно.

Декларация кандидата на должность

Подают ли декларацию кандидаты в депутаты областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советов, на должности сельских, поселковых, городских голов?

Декларацию кандидата на должность подают лица, уже избранные депутатом или головой. Вот такой каламбур получается. Давайте разберемся.

В соответствии с ч. 1 ст. 226 ИКУ кандидат в депутаты, кандидат на должность сельского, поселкового, городского головы, зарегистрированный в порядке, установленном этим Кодексом, подает декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, в соответствии с Законом № 1700 (ср. ).

А что же говорит об этой обязанности Закон № 1700?

Еще в начале 2020 года кандидаты в депутаты областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советов, кандидаты на должности сельских, поселковых, городских голов и старост были отнесены к субъектам, на которых распространяется действие Закона № 1700 в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 этого Закона.

Но все изменилось. С 23.07.2020 г. Закон № 8057 исключил кандидатов из указанной нормы.

7 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования избирательного законодательства» от 16.07.2020 г. № 805-IX.

Также с того времени в ч. 3 ст. 45 Закона № 1700 установлено, что лица, которые баллотируются кандидатами в депутаты местных советов, на должности сельских, поселковых, городских голов, до назначения или избрания на соответствующую должность не подают декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, за прошлый год. Эти лица подают такую декларацию на протяжении 15 календарных дней со дня приобретения полномочий соответственно депутата или головы.

На это также обратили внимание специалисты НАПК в разъяснении от 27.08.2020 г. № 98.

8 Разъяснение НАПК от 27.08.2020 г. № 9.

Там же они отмечают, что подавать нужно именно декларацию кандидата на должность. Почему? А потому, что она указана в п.п. 4 п. 5 Порядка формирования реестра деклараций.

Хотя в самой этой норме указано, что декларация кандидата на должность подается в соответствии с абз. 1 ч. 3 ст. 45 Закона № 1700 до назначения или избрания лица на должность. Такая декларация охватывает отчетный год (период с 1 января до 31 декабря включительно), предшествующий году, в котором лицо подало заявление на занятие должности, если иное не предусмотрено законодательством, и содержит информацию по состоянию на 31 декабря отчетного года.

С одной стороны, да, декларация подается в соответствии с абз. 1 ч. 3 ст. 45 Закона № 1700. Но уже после назначения или избрания лица на должность, а не до.

Очевидно, в Порядок формирования реестра деклараций просто не внесли изменения об особенностях подачи декларации кандидатами, для которых выборы прошли успешно. Вот и выходит, что вновь избранные депутаты и головы подают декларацию кандидата на должность, хотя они уже являются действующими руководителями местного самоуправления.

Следовательно, кандидаты, которые еще только баллотируются в депутаты местных советов и на должности голов местных органов власти, до проведения выборов не должны подавать декларации.

Однако подать декларацию кандидата на должность за прошлый год нужно, если:

1) лицо избрано депутатом местного совета. Декларация подается в течение 15 календарных дней со дня открытия первой сессии совета (ч. 2 ст. 4 Закона № 939);

9 Закон Украины «О статусе депутатов местных советов» от 11.07.2002 г. № 93-IV.

2) лицо избрано сельским, поселковым или городским головой. Декларацию необходимо подать в течение 15 календарных дней после принятия присяги на пленарном заседании соответствующего совета, на котором территориальной ИК объявляется решение об избрании и регистрации лица (ч. 1 ст. 42 Закона о местном самоуправлении10).

10 Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Как уже было сказано ранее, такая декларация охватывает прошлый год (предшествующий году избрания). Поэтому если лицо уже подавало декларацию за прошлый год (например, ежегодную), то подавать декларацию повторно не нужно. Ведь обязанность подачи декларации, определенная в ч. 3 ст. 45 Закона № 1700, уже выполнена.

Декларация перед увольнением

Декларация хотя и называется «перед увольнением», но подают ее фактически уже после него. А называется она так потому, что охватывает период перед увольнением, который раньше «не засветился» в декларациях за другие периоды.

Поэтому фактически эта обязанность возлагается на уже бывших депутатов, председателей советов и других должностных лиц ОМС. Исполнить ее следует не позднее 20 рабочих дней со дня прекращения деятельности.

Однако может быть такое, что после увольнения лицо занимает новую должность. И она также связана с выполнением функций государства или местного самоуправления.

Поэтому возникает следующий вопрос.

Подается ли декларация перед увольнением в случае, если новая должность лица также связана с выполнением функций государства или местного самоуправления?

На этот вопрос можно найти ответ в разъяснении № 1.

Увольнение лица по переводу или в случае, если лицо стало победителем конкурса и в связи с этим уволилось с работы в одном органе и принято на работу в другой орган на следующий рабочий день (без учета выходных дней), не считается прекращением деятельности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления. В таком случае происходит лишь изменение должности или других существенных условий труда. Поэтому декларацию подавать не нужно.

Как видим, в разъяснении указаны два основания увольнения: по переводу или приему в другой орган по результатам конкурса. Однако акцент сделан на отсутствии перерыва в работе (выходные дни не считаются) и на изменении лишь должности или других существенных условий труда.

Поэтому, по нашему мнению, не следует сужать круг лишь до двух указанных оснований увольнения. В любом случае, если прекращаются полномочия и лицо опять назначают на должность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, то декларацию подавать не нужно. Аргументы здесь те же: нет перерыва в работе, изменяются лишь должность или другие существенные условия труда. Такое может быть, например, в случае повторного избрания лица местным головой (здесь даже и должность не меняется), увольнения с должности депутата и избрания головой.

С другой стороны, выходит, если перерыв в работе был (кроме выходных дней), то подавать такую декларацию нужно.

Более того, НАПК отмечает: если у лица на протяжении отчетного периода были основания для подачи декларации перед увольнением несколько раз, каждая из них должна охватывать период, который не был охвачен ранее поданными декларациями.

Например, лицо подало декларацию перед увольнением за период с 01.01.2020 г. по 01.03.2020 г. Потом оно было принято на другую работу, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления. С такой должности оно было уволено с 01.12.2020 г. В таком случае нужно подать декларацию перед увольнением за период с 02.03.2020 г. по 01.12.2020 г.

Декларация после увольнения

Декларация после увольнения подается за год, в котором произошло увольнение. Сделать это следует до 1 апреля следующего года.

И здесь опять же возникает вопрос, похожий на тот, который касается декларации перед увольнением:

Подается ли декларация после увольнения, если субъект декларирования продолжает выполнение функций государства или местного самоуправления?

Нет, не подается, если такой субъект декларирования до 1 апреля следующего года снова начинает деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, или другую деятельность, указанную в пп. «а» и «в» п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 1700, и подает ежегодную декларацию.

Такой ответ на поставленный вопрос предоставляют специалисты НАПК в разъяснении № 1.

Дело в том, что сроки подачи декларации после увольнения и ежегодной декларации совпадают. Разница в том, что декларацию после увольнения подают лица, которые уже не выполняют функции государства или местного самоуправления. И потому они не должны подавать ежегодную декларацию.

Если же лицо опять заняло должность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, то оно за прошлый год подает ежегодную декларацию. А потому декларацию после увольнения подавать не нужно.

Проще говоря, чтобы отчитаться за прошлый год, следует подать одну из двух деклараций: ежегодную или после увольнения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше