Расход ГСМ: нормируем и учитываем правильно

В избранном В избранное
Печать
Беляева Елена, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Ноябрь, 2016/№ 48
Автомобиль уже давно является не предметом роскоши, а средством передвижения, перевозки грузов и пассажиров. Вряд ли найдется предприятие, которое не имеет на балансе или хотя бы не арендует автомобиль для своей деятельности. При этом, поскольку электромобили еще не приобрели большой популярности в нашей стране, остается актуальным вопрос учета использования ГСМ.
Как известно, Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автотранспорте утверждены приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43). В данной статье мы напомним, как, опираясь на этот документ, правильно нормировать расходы на ГСМ и как их отразить в бухгалтерском и налоговом учете.

Обязательно ли применять Нормы № 43

Контролирующие органы настаивают на том, что Нормы № 43 обязаны применять все предприятия-автовладельцы независимо от формы собственности (см., к примеру, письмо Мининфраструктуры от 17.02.14 г. № 1545/25/10-14, письмо ГФСУ от 09.06.15 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15). Вместе с тем, на наш взгляд, предприятие вполне может, опираясь на концепцию Норм № 43, разработать собственное положение о списании ГСМ, в котором максимально учесть специфику своей деятельности.

Как определить нормативный расход ГСМ

Нормативный расход топлива (Qн) — это расход топлива автомобилем (оборудованием, различной техникой на колесном шасси и т. п.) при осуществлении пробега, выполнении транспортной или специальной работы в определенных условиях эксплуатации.

Нормативный расход ГСМ для каждого конкретного автомобиля (оборудования) рассчитывают по формулам, приведенным в разд. 4 Норм № 43, в зависимости от типа автомобиля (оборудования) и его предназначения с применением соответствующих норм расхода топлива и коэффициентов их корректировки.

Формулы для расчета нормативного расхода топлива, виды норм расхода, а также порядок применения корректирующих коэффициентов приведены в «Шпаргалке бухгалтера» на с. 19 этого номера.

Нет базовой линейной нормы

Что делать, если в Нормах № 43 нет базовой линейной нормы для определенного автомобиля (спецоборудования)?

В такой ситуации следует воспользоваться разд. 2 Норм № 43, который устанавливает порядок определения временных линейных норм расхода топлива (ВЛНРТ).

Здесь возможны несколько вариантов решения проблемы (см. табл. 1).

Таблица 1. Определяем временную норму расхода топлива

Модели (модификации) автомобилей

Порядок определения временной нормы расхода топлива

Модель (модификация) автомобиля не имеет существенных конструктивных отличий (модель двигателя и конструкция трансмиссии) и не отличается от базовой модели снаряженной массой и габаритными размерами

ВЛНРТ устанавливается в том же размере, что и для базовой модели. То есть предприятию нужно пользоваться нормами, приведенными в приложениях А и Б к Нормам № 43 в разрезе моделей (модификаций) автомобилей

Модель (модификация) автомобиля не имеет существенных конструктивных отличий, но отличается от базовой модели снаряженной массой (в связи с установкой фургонов, кунгов, дополнительного оборудования, бронирования и т. д.) и не является серийной

ВЛНРТ устанавливается в том же размере, что и для базовой модели, но разница в потреблении топлива учитывается путем применения нормы на одну тонну снаряженной массы Hg (л/100 т·км) в соответствии с п. 1.4 Норм № 43 (см. п. 3 табл. 2 в «Шпаргалке бухгалтера» на с. 22).

Заметим, что в прежней редакции Норм № 43 для определения временной линейной нормы расхода топлива в рассматриваемом случае применялась достаточно наглядная формула, которой можно пользоваться и сейчас:

Hs = Hs + ∆Gсп х Hg,

где Hs временная линейная норма, л/100 км (м3/100 км);

Hs — линейная норма для базового автомобиля, л/100 км (м3/100 км);

∆Gсп — разница снаряженных масс, т;

Hg — норма на одну тонну снаряженной массы, л/100 т·км (м3/100 т·км)

На автомобиле установлено специальное оборудование

Как и в предыдущем случае, за основу берут базовую линейную норму для базовой модели, а увеличение потребления топлива (без выполнения специальной работы) учитывают путем применения нормы на одну тонну снаряженной массы Hg (л/100 т·км) в соответствии с п. 1.4 Норм № 43 (см. п. 3 табл. 2 в «Шпаргалке бухгалтера» на с. 22)

Газобаллонные (ГБА) и газодизельные (ГДА) модификации автомобилей и автомобили, использующие другие виды альтернативного или смесевого топлива (в частности, топливо, содержащее компоненты из восстанавливаемых источников энергии, биотопливо), не вошедшие в Нормы № 43

ВЛНРТ определяют следующим образом:

• в случае работы ГБА (ГДА) на жидком топливе применяют линейную норму расхода жидкого топлива базового автомобиля, скорректированную с учетом разницы снаряженных масс ГБА (ГДА) и базового автомобиля (аналогично расчетам нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы);

• в случае работы ГБА (ГДА) на газовом топливе линейную норму его расхода определяют путем корректировки рассчитанной линейной нормы расхода жидкого топлива (или нормы жидкого топлива на выполнение транспортной работы) с применением переводных коэффициентов:

а) бензин — сжатый природный газ (СПГ) — 1:1;

б) бензин — сжиженный нефтяной газ (СНГ) — 1:1,25 (для автомобилей с системой впрыскивания СНГ рекомендовано применять меньшие значения переводного коэффициента в соответствии с фактическими потребностями);

в) дизтопливо (дизель) — СПГ — 1:0,92.

Заметьте! Для ГБА и ГДА модификаций новых конструкций автомобилей, а также для автомобилей, использующих другие виды альтернативного или смесевого топлива, при необходимости по запросу (заказу) заводов-производителей или предприятий-собственников авто временные нормы устанавливаются по правилам, изложенным ниже для новых моделей авто и авто оригинальной конструкции

Новые модели (модификации) автомобилей и автомобили оригинальной конструкции, не вошедшие в Нормы № 43; оборудование, устанавливаемое на колесных транспортных средствах; технологические машины и механизмы; автомобили при выполнении специальной работы или осуществлении перевозок в специфических условиях эксплуатации, выполнении технологических операций

Временные и временные индивидуальные, базовые, базовые линейные и дифференцированные нормы расхода топлива с уточнением, при необходимости, коэффициентов их корректировки, разрабатываются главным институтом Мининфраструктуры ГП «ГосавтотрансНИИпроект» по заявкам заводов-производителей или предприятий-собственников автомобилей на договорных началах.

Предприятие направляет заявку по форме, приведенной в приложении Д к Нормам № 43, и идентификационную анкету (один экземпляр на каждую модель автомобиля). Форму анкеты и пояснения к ее заполнению можно найти на сайте ГосавтотрансНИИпроекта (www.insat.org.ua/phpfiles/services/ldvpe/1/).

Временные индивидуальные нормы устанавливают на период апробации, определенный ГП «ГосавтотрансНИИпроект».

Важно! Временные нормы расхода топлива вводят в действие приказом руководителя предприятия. Они имеют силу только для автомобилей конкретного предприятия и утрачивают силу:

• если Мининфраструктуры утвердит временные нормы, разработанные по заявкам заводов-производителей;

• если будут введены постоянные нормы расхода топлива на соответствующие модели (модификации) автомобилей, спецавтомобилей или спецоборудования

Специальное оборудование, установленное на автомобиле, нормы расхода топлива

В качестве временных норм предприятия могут применять технологические нормы, приведенные в документации завода — изготовителя оборудования, или рассчитать их самостоятельно с использованием технических данных, приведенных в этой документации.

для которого не вошли в Нормы № 43

Возможность установления временной нормы этими способами рассматривает комиссия, созданная на предприятии. Результат работы комиссии и установленную ею величину временной нормы расхода топлива оформляют актом по форме приложения Е к Нормам № 43.

Если в технической документации завода — изготовителя оборудования отсутствуют нормы или технические данные, необходимые для их расчета, комиссия проводит контрольные замеры расхода топлива. Результаты оформляют актом по форме приложения Ж к Нормам № 43.

Один заверенный экземпляр акта (по форме приложения Е или Ж к Нормам № 43) отправляют на рассмотрение в ГП «ГосавтотрансНИИпроект». Там его регистрируют и возвращают на предприятие. Временная индивидуальная норма расхода топлива вступает в силу после ее регистрации и утверждения приказом руководителя предприятия

Автомобили и их модификации, для которых нормативы расхода смазочных материалов не приведены в приложении В к Нормам № 43

Временные нормативы расхода смазочных материалов устанавливают в следующих размерах:

для дизельных и газодизельных грузовых автомобилей и автобусов с полной массой свыше 3,5 т:

моторное масло — до 2,8 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

трансмиссионное масло — до 0,4 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

специальные масла — до 0,1 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

пластичные (консистентные) смазки — до 0,3 кг/100 л (кг/100 м3 СПГ) Qн;

для остальных автомобилей и автобусов:

моторное масло — до 1,8 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

трансмиссионное масло — до 0,15 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

специальные масла — до 0,05 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

пластичные (консистентные) смазки — до 0,1 кг/100 л (кг/100 м3 СПГ) Qн,

где Qн — нормативный расход топлива (формулы для его расчета приведены в разд. 4 Норм № 43).

Предельно допустимые значения временных нормативов расхода смазочных материалов, установленные п. 2.3 Норм № 43, уменьшаются на 50 % для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации не более трех лет, и могут быть увеличены до 20 % (с предоставлением соответствующего обоснования) для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет или имеющих пробег свыше 150 тыс. км.

Предельные значения временных нормативов расхода смазочных материалов не могут быть установлены одновременно на все автомобили (оборудование) предприятия и на весь период их (его) эксплуатации

Учет расхода ГСМ

Бухучет. По каждому автомобилю и по каждой его смене (рейсу) предприятие определяет нормативный и фактический расход топлива.

Если фактический расход топлива меньше или равен нормативному, то ГСМ списывают в размере фактического расхода топлива. При этом в бухучете стоимость фактически израсходованного топлива в пределах норм отражают в зависимости от цели использования автотранспорта. Другими словами, стоимость израсходованных ГСМ списывают с кредита субсчета 203 «Топливо» в дебет соответствующих счетов 15, 20, 23, 28, 91, 92, 93, 94.

Что касается суммы перерасхода ГСМ (превышения фактического расхода над нормативным), то ее относят в бухучете к прочим операционным расходам и списывают в дебет субсчета 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Налог на прибыль. В зависимости от целей, на которые используют ГСМ, их стоимость попадет в состав бухгалтерских расходов, а значит, повлияет на финрезультат для целей налоговоприбыльного учета в периоде:

• начисления амортизации объекта основных средств — в части ГСМ, использованных для заправки автомобилей, занятых в строительстве (создании) объектов основных средств. В момент использования такие ГСМ списывают записью: Дт 15 — Кт 203;

• реализации продукции (товаров, работ, услуг) — в части стоимости ГСМ, включенной в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг), а также в первоначальную стоимость приобретенных товаров. В момент использования такие ГСМ списывают с баланса записью: Дт 20, 23, 28, 91 — Кт 203;

• списания израсходованных ГСМ — в части стоимости ГСМ для автомобилей, обеспечивающих прочие хозяйственные нужды: административные, сбытовые, прочие операционные. При этом списание ГСМ показывают корреспонденцией: Дт 92, 93, 94 — Кт 203.

Обратите внимание! Сейчас в НКУ нет никаких ограничений в отношении учета сверхнормативных затрат ГСМ. Поэтому при определении финрезультата до налогообложения учитывают как стоимость ГСМ в пределах Норм № 43, так и сверхнормативные затраты. С этим, кстати, соглашаются и налоговики (см. письмо ГФСУ от 09.06.15 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15).

Предприятия-высокодоходники и малодоходники-добровольцы никаких корректировок на сумму сверхнормативных расходов ГСМ не делают.

НДС. При покупке ГСМ предприятие вправе отразить налоговый кредит (конечно, при наличии правильно составленной и зарегистрированной налоговой накладной).

Если ГСМ израсходованы в пределах норм, то никаких вопросов нет. А вот если возник сверхнормативный расход ГСМ, то встает вопрос о начислении «компенсирующих» НДС-обязательств по п.п. «г» п. 198.5 НКУ.

Мы считаем, что в ситуации, когда перерасход ГСМ возник по объективным причинам (к примеру, из-за неисправности авто), начислять обязательства по НДС не нужно. Другое дело, если в перерасходе виновен водитель, который будет возмещать предприятию причиненный ущерб. Тогда от начисления НДС-обязательств не уйти (см. также «БН», 2016, № 17, с. 40).

Вынуждены признать, что налоговики не всегда разбираются в причинах перерасхода ГСМ и любой сверхнормативный расход считают не связанным с хоздеятельностью. Поэтому осторожные плательщики начисляют НДС-обязательства на всю стоимость ГСМ, израсходованных сверх установленных норм.

Для иллюстрации сказанного приведем условный числовой пример.

Пример. Предприятие арендует легковой автомобиль Ford Scorpio с целью транспортного обслуживания руководящего состава. Базовая линейная норма, определенная согласно табл. А.2.3 приложения А к Нормам № 43, составляет 12,5 л/100 км.

Кроме того, приказом руководителя установлен повышающий коэффициент за работу в городских условиях в пределах г. Харькова 12 % ( п.п. 3.1.4 Норм № 43). По данным путевого листа пробег автомобиля за смену составил 130 км, а фактический расход топлива — 20 л. Для применения других коэффициентов в течение данной смены оснований не было.

Определим нормативный расход топлива по формуле, приведенной в п. 4.1 Норм № 43:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х К) = 0,01 х 12,5 х 130 х (1 + 0,01 х 12) = 18,2 л.

Как видим, возник перерасход ГСМ в размере 1,8 л (20 - 18,2). Лицо, виновное в возникновении перерасхода, не установлено. Стоимость 1 л топлива соответствующей марки — 23,70 грн. (без НДС — 19,75 грн., НДС — 3,95 грн.).

В учете предприятия данные операции отражают следующим образом (см. табл. 2).

Таблица 2. Учет расходования ГСМ

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

дебет

кредит

1. Списана сумма фактически использованного топлива в пределах норм (18,2 л х 19,75 грн./л)

92

203

359,45

2. Списана стоимость излишне израсходованного топлива (1,8 л х 19,75 грн./л)

947

203

35,55

3. Начислены налоговые обязательства по НДС на стоимость излишне израсходованного топлива (35,55 грн. х 20 %)

643

641/НДС

7,11

947

643

7,11

4. Стоимость топлива отнесена на финансовый результат

791

92

359,45

791

947

42,66

Выводы

  • Нормы № 43 обязаны применять все предприятия-автовладельцы независимо от формы собственности.
  • Нормативный расход ГСМ для автомобиля (оборудования) рассчитывают по формулам, приведенным в разд. 4 Норм № 43, с применением соответствующих норм расхода топлива и коэффициентов их корректировки.
  • Если в Нормах № 43 нет базовой линейной нормы для определенного автомобиля (спецоборудования), то следует установить временную норму расхода топлива.
  • В бухучете расход ГСМ в пределах норм списывают на затраты в зависимости от сферы использования автотранспорта, а сверхнормативный расход отражают как недостачи и потери от порчи ценностей.
  • На стоимость сверхнормативных ГСМ начисляют «компенсирующие» НДС-обязательства.
Теги ГСМ
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить