А зима-то уже близко: утепляем помещения, запасаемся обогревателями

В избранном В избранное
Печать
Кравченко Дарья, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Октябрь, 2017/№ 42
Для коммунальщиков каждый отопительный сезон начинается «внезапно». А вот опытные хозяйственники знают, что к такому событию нужно подготовиться заранее. К примеру, заменить окна, установить индивидуальную систему отопления или приобрести пару-тройку обогревателей. А все для того, чтобы обеспечить комфортные условия труда для работников. В сегодняшней статье мы расскажем, как бухгалтеру отразить в учете расходы на подобные мероприятия.

Подготовительный этап

Обеспечить надлежащие и комфортные условия труда работникам обязан работодатель. Эти требования прописаны в ст. 21 КЗоТ, ч. 1 ст. 13 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XI и ст. 22 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Расходы на утепление следует осуществлять на основании приказа руководителя. В таком документе целесообразно сделать ссылку на перечисленные выше нормативно-правовые акты и обосновать таким образом понесенные расходы. То есть связать их с хоздеятельностью предприятия.

Да, несмотря на то, что с 01.01.15 г. объектом обложения налогом на прибыль стал финрезультат, определенный по правилам бухучета, однако такой результат все же необходимо корректировать на налоговые разницы. И тут большую роль играет «хозяйственность» понесенных расходов. А в нашем случае — «производственность» ОС*.

* Подробнее о различиях в учете производственных и непроизводственных ОС читайте в консультации «Непроизводственные основные средства: учет-2017» // «БН», 2017, № 11.

Кроме того, наличие «хозяйственности» понадобится нам для того, чтобы сохранить НК в НДС-учете без начисления «компенсирующих» НО согласно п. 198.5 НКУ.

Но об этом чуть позже. А сейчас…

Меняем окна, двери, батареи

Один из наиболее эффективных способов сохранить тепло в помещении — заменить окна и двери. А получить больше тепла от централизованной системы отопления помогут новые радиаторы отопления.

С учетных позиций такие мероприятия можно расценивать как улучшение здания, поскольку они явно приводят к увеличению будущих экономических выгод от использования объекта. Как результат:

• увеличивается рыночная стоимость здания;

• повышается энергоэффективность здания и сводятся к минимуму теплопотери;

• предприятие экономит энергоресурсы;

• улучшаются санитарно-гигиенические условия работы и снижается заболеваемость работников.

Отсюда вывод: «утеплительные» расходы целесообразно учитывать как расходы на улучшение ОС. Особенно, если вы целенаправленно заменили окна, двери или радиаторы в расчете сэкономить зимой на отоплении.

Но! В то же время замена таких объектов может рассматриваться и как ремонт. То есть, в принципе, ничто не мешает вам сразу при установке новых окон, дверей или радиаторов списать их стоимость на расходы. К примеру, если такая замена связана с тем, что объекты пришли в негодность. При этом можно документально удостоверить тот факт, что замена связана с тем, что старые окна, двери и радиаторы утратили свои потребительские свойства.

Окончательное решение о характере и признаках выполненных работ принимает руководитель предприятия с учетом результатов анализа ситуации и существенности расходов (п. 29 Методрекомендаций № 561)**.

** Определиться с выбором вам поможет Тема недели «Ремонт основных средств» // «БН», 2017, № 23.

Так, если вас устраивает, что стоимость окон, дверей и батарей будет уменьшать финрезультат до налогообложения небольшими частями (через амортизацию) — замену можно отражать и как улучшение. Но если вы хотите, чтобы понесенные расходы «сыграли» быстрее — оформляйте ремонт здания.

Отразить в бухучете расходы на замену окон, дверей и радиаторов вам поможет рисунок (см. выше).

Бухгалтерский учет расходов на замену окон, дверей, батарей

Налог на прибыль. С 01.01.15 г. налог на прибыль рассчитывают на основе бухгалтерского финрезультата. При этом высокодоходники обязательно (малодоходники — по желанию) корректируют его на налоговые разницы (п.п. 134.1.1 НКУ).

Те, кто «попал» на налоговые разницы, должны учесть следующее: капитализируемые улучшения ОС затронут налоговую стоимость улучшаемого объекта ОС (т. е. увеличат ее так же, как и бухучетную).

Так что налоговую амортизацию после улучшений считают уже исходя из «подросшей» (увеличенной на сумму улучшений) стоимости ОС. При этом финрезультат увеличивают на сумму бухгалтерской амортизации и уменьшают на сумму налоговой амортизации (абз. 1 п. 138.1, абз. 1 п. 138.2 НКУ).

НДС. Статья 198 НКУ разрешает отражать НК по любым приобретениям. Другое дело, если у вас приобретение для нехозяйственной или необлагаемой деятельности — тогда одновременно придется начислить «компенсирующие» НО (п. 198.5 НКУ).

Однако, установка энергосберегающих окон и дверей, а также радиаторов с большей теплоотдачей, безусловно, связана с хоздеятельностью. Ведь без них работники в помещении зимой не смогут нормально работать, а оборудование и запасы, находящиеся в помещении, не смогут сохранить свои качества. Поэтому предприятие вправе включить «входной» НДС в НК (конечно, при наличии налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН) без начисления «компенсирующих» НО.

Пример 1. Предприятие решило поменять в административном здании окна и двери. Расходы предприятия составили условно 60000 грн. (в том числе НДС — 10000 грн.). Замену окон и дверей предприятие рассматривает как улучшение здания.

В учете эти «утеплительные» расходы отражают следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1. Учет расходов на замену окон и дверей

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

Дт

Кт

1. Перечислена подрядчику предоплата за изготовление и установку окон и дверей

371

311

60000

2. Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии зарегистрированной НН)

641/НДС

644/2

10000

3. Выполнены работы по установке окон и дверей (подписан акт)

152

631

50000

4. Списана ранее отраженная сумма НК по НДС

644/2

631

10000

5. Произведен зачет задолженностей

631

371

60000

6. Отнесены на увеличение первоначальной стоимости здания расходы на его улучшение

103

152

50000

7. Уменьшен остаток на забалансовом счете на сумму расходов на улучшение здания

09

50000

Устанавливаем котел

Установить более экономичный отопительный прибор — прекрасный способ подготовиться к зиме. Кроме того, в нынешнее время в связи с повышением цен на газ приобрели популярность безгазовые (твердо- и жидкотопливные) котлы, печи типа «булерьян» и т. д.***

*** Организационные моменты установки котлов детально рассмотрены в статьях в «БН», 2014, № 41 и № 43. В данной статье мы остановимся только на учетных моментах.

Котел по всем признакам является объектом ОС (п. 4 П(С)БУ 7 «Основные средства»). Посудите сами: срок его эксплуатации более 1 года, а стоимость, вероятнее всего, превысит порог «малоценности» (6000 грн.).

Поэтому расходы на покупку котла, а также на его установку, запуск, на разрешительную документацию и другие расходы, связанные с доведением его до рабочего состояния, группируют на субсчете 152.

После того, как котел ввели в эксплуатацию, его отражают на субсчете 104 «Машины и оборудование», а в налоговом учете — как объект ОС группы 4 с минимальным сроком амортизации 5 лет (п. п. 138.3.3 НКУ).

Обычно при установке котла также оборудуют систему дымоотведения (дымоход). Это ответственный элемент, влияющий на эффективность работы котла, требующий регулярного обслуживания и подвергаемый контролю. Поэтому здесь возможны варианты:

• рассматривать дымоход как составляющую единого объекта ОС — отопительной системы (котел + дымоход);

• если конструкция дымохода сложная и с учетом расходов на монтаж его стоимость «тянет» на 6000 грн. (установленные п.п. 14.1.138 НКУ), то можно рассматривать его как отдельный объект ОС и отражать на субсчете 109 «Другие основные средства», а в налоговом учете — как ОС группы 9 с минимальным сроком амортизации 12 лет. Главными аргументами для отдельного учета могут быть возможность эксплуатации дымохода с другим котлом, а также различные сроки службы дымохода и котла;

• если речь идет о «малоценном» дымоходе, то он может отражаться в учете как отдельный объект МНМА (субсчет 112 «Малоценные необоротные материальные активы», в налоговом учете — группа 11);

Амортизацию котла и дымохода включают в расходы в зависимости от направления использования отапливаемого помещения.

Налог на прибыль. Очевидно, что приобретенный отопительный котел имеет связь с хоздеятельностью предприятия, ведь он обеспечивает возможность работать рабочим и оборудованию в холодный период. Подтверждает эту связь и ВАдСУ (см. постановление ВАдСУ от 06.04.15 г. по делу № К/9991/87858/11). Поэтому даже высокодоходные плательщики могут смело амортизировать приобретенные отопительные котлы и дымоходы для них в налоговом учете.

При этом высокодоходникам придется делать «амортизационные» корректировки согласно пп. 138.1 и 138.2 НКУ (ср. 025069200). Даже если бухгалтерская и налоговая амортизация совпадают — от корректировок все равно не уйти. Правда, на облагаемый финрезультат такие корректировки повлияют только в том случае, если у высокодоходника будут расхождения между бухучетной амортизацией и налоговой, рассчитанной по ст. 138 НКУ.

Заметьте! «Амортизационные» корректировки по МНМА делать не нужно (см., в частности, письмо ГФСУ от 05.02.16 г. № 2457/6/99-99-19-02-02-15).

НДС. На основании ст. 198 НКУ предприятие имеет право включить суммы НДС, уплаченного при покупке котла и дымохода, в состав НК (при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН). При этом, учитывая «хозяйственность» таких приобретений, начислять «компенсирующие» НО по п. 198.5 НКУ не нужно. О такой компенсации пойдет речь только в случае использования котла в необлагаемых или необъектных операциях (полностью или частично). Например, если отапливаемое помещение используется для производства продукции, которая освобождена от уплаты НДС. В таком случае придется начислить НО согласно п. 198.5 НКУ или ст. 199 НКУ.

Эконалог. Субъекты хозяйствования, использующие твердотопливные котлы, должны уплачивать эконалог за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ. При этом не имеет значения, есть у вас разрешение на такие выбросы или нет.*

* Рассчитать размер эконалога вам поможет консультация «Бытовой котел на предприятии: начисляем эконалог и отра- жаем в учете» // «БН», 2017, № 12.

А вот за размещение отходов от сгорания твердого топлива уплачивать налог за их временное хранение до передачи специализированному учреждению не придется. Дело в том, что временное хранение отходов на своей территории до момента передачи их спецорганизации не считается их размещением (п.п. 14.1.223 НКУ).

Такие затраты возьмет на себя само специализированное учреждение, поскольку именно оно занимается размещением отходов в понимании НКУ.

Пример 2. Для отопления оптового товарного склада предприятие приобрело работающий на пеллетах отопительный котел стоимостью 91200 грн. (в том числе НДС — 15200 грн.). Доставка и монтаж котла плюс пусконаладочные работы обошлись в 3600 грн. (в том числе НДС — 600 грн.).

Комплектация и установка дымохода стоили 8400 грн. (в том числе НДС — 1400 грн.). Использована система распределения тепла, уже имевшаяся на предприятии.

Разработка комплекта документов для получения разрешения на выбросы обошлась в 5040 грн. (в том числе НДС — 840 грн.). Также закуплено топливо: 15 т пеллет за 56400 грн. (в том числе НДС — 9400 грн.).

В учете эти операции отражают следующим образом (см.табл. 2).

Таблица 2. Учет расходов на установку котла

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

Дт

Кт

1. Перечислена поставщику предоплата за отопительный котел

371

311

91200

2. Сумма «входного» НДС в предоплате за котел включена в НК (при наличии зарегистрированной НН)

641/НДС

644/2

15200

3. Перечислена исполнителю предоплата за разработку комплекта документов для получения разрешения на выбросы

371

311

5040

4. Сумма «входного» НДС в предоплате за комплект документов включена в НК (при наличии зарегистрированной НН)

641/НДС

644/2

840

5. Перечислена исполнителю предоплата за доставку, монтаж котла и пусконаладочные работы

371

311

3600

6. Сумма «входного» НДС в предоплате за доставку, монтаж и наладку котла включена в НК (при наличии зарегистрированной НН)

641/НДС

644/2

600

7. Получен котел:

• оприходован отопительный котел

152

631

76000

• списана сумма НК по НДС

644/2

631

15200

• произведен зачет задолженностей

631

371

91200

8. Перечислена исполнителю предоплата за изготовление и установку дымохода

371

311

8400

9. Сумма «входного» НДС в предоплате за дымоход включена в НК (при наличии зарегистрированной НН)

641/НДС

644/2

1400

10. Установлен дымоход (оформлен акт):

• оприходован дымоход

152

631

7000

• списана сумма налогового кредита по НДС

644/2

631

1400

• произведен зачет задолженностей

631

371

8400

11. Установлен котел (оформлен акт):

• приняты пусконаладочные работы

152

631

3000

• списана сумма налогового кредита по НДС

644/2

631

600

• произведен зачет задолженностей

631

371

3600

12. Получено разрешение на выбросы:

• списаны расходы на разработку комплекта документов

152

631

4200

• списана сумма НК по НДС

644/2

631

840

• произведен зачет задолженностей

631

371

5040

13. Введен в эксплуатацию котел

104

152

83200(1)

14. Введена в эксплуатацию система дымохода

109

152

7000(2)

15. Уменьшен остаток на забалансовом счете на сумму капитальных инвестиций

09

90200

16. Перечислена поставщику предоплата за пеллеты

371

311

56400

17. Сумма «входного» НДС в предоплате за пеллеты включена в НК (при наличии зарегистрированной НН)

641/НДС

644/2

9400

18. Получены пеллеты:

• оприходованы пеллеты

203

631

47000

• списана сумма НК по НДС

644/2

631

9400

• зачтена задолженность

631

371

56400

19. Списана стоимость пеллет, сожженных за месяц (условно)

93

203

7500

(1) В первоначальную стоимость объекта ОС «котел отопительный» включаем расходы на приобретение котла, его установку и разрешительную документацию (76000 + 3000 + 4200 = 83200).

(2) С месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, по обоим объектам ОС начисляется бухгалтерская и налоговая амортизация (котел — объект группы 4, дымоход — объект группы 9).

Покупаем обогреватели

Обычно предполагаемый срок эксплуатации обогревателя больше 1 года. Если при этом его стоимость превышает установленный критерий (6000 грн.), то затраты на его приобретение сначала капитализируют на субсчете 152, а после ввода обогревателя в эксплуатацию он попадает на субсчет 106 «Инструменты, приспособления и инвентарь». С месяца, следующего за месяцем передачи в эксплуатацию, прибор начинают амортизировать по одному из методов, предусмотренных п. 26 П(С)БУ 7.

Но чаще стоимость обогревателей невысока, что не дает повода считать их ОС. Поэтому данные объекты относят к МНМА.

В этом случае стоимость их приобретения (без НДС) отражают по Дт 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов». При передаче приборов в эксплуатацию делают запись: Дт 112 — Кт 153 с последующим начислением амортизации начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором они переданы в эксплуатацию. Причем амортизацию мы рекомендуем начислять методом «100 % в первом месяце использования» (п. 2 П(С)БУ 7).

Вы предполагаете, что приобретенные обогреватели прослужат вам меньше года? Тогда приходуйте их как малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП) с отражением на счете 22. При передаче в эксплуатацию вы исключите их из состава активов (спишете с баланса) с помощью записи: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 22 (в зависимости от того, какое подразделение предприятия их использует).

Налог на прибыль. Электроприборы стоимостью свыше 6000 грн. и ожидаемым сроком полезного использования более 1 года учитывают как отдельные объекты ОС группы 6 (инструменты, приборы, инвентарь, мебель) с минимальным сроком амортизации 4 года. Затраты на их приобретение амортизируют начиная с месяца, следующего за месяцем передачи в эксплуатацию. Предметы, которым присвоен статус МНМА, зачисляют в группу 11.

Для высокодоходников заметим: по ОС группы 6 необходимо рассчитывать «амортизационные» разницы (пп. 138.1, 138.2 НКУ).

По МНМА «амортизационные» разницы не возникают.

НДС. Здесь все просто. При покупке обогревателей вы вправе отразить НК (при наличии правильно заполненной и зарегистрированной НН). При этом начислить «компенсирующие» НО придется лишь в том случае, если обогреватели начнут использоваться в нехозяйственной или необлагаемой деятельности.

Пример 3. Предприятие купило обогреватель стоимостью 5400 грн. (в том числе НДС 20 % — 900 грн.). Принято решение учитывать его как объект МНМА.

В учете такие расходы отражают следующим образом (см. табл. 3).

Таблица 3. Учет расходов на покупку обогревателей

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

Дт

Кт

1. Получен обогреватель от поставщика

153

631

4500

2. Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии зарегистрированной налоговой накладной)

641/НДС

631

900

3. Перечислена поставщику оплата за обогреватель

631

311

5400

4. Обогреватель введен в эксплуатацию

112

153

4500

5. Начислена амортизация обогревателя

132

112

4500(1)

6. Уменьшен остаток на забалансовом счете на сумму капитальных инвестиций

09

4500

7. Отражена в составе расходов отчетного периода сумма начисленного износа обогревателя

92

132

4500

(1) Согласно приказу об учетной политике амортизацию МНМА предприятие начисляет в первом месяце использования объекта в размере 100 % его амортизируемой стоимости.

Документы и сокращения статьи

Методрекомендации № 561 — Методрекомендации по бухучету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561.

ОС — основные средства.

МНМА — малоценные необоротные материальные активы.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

НК — налоговый кредит.

НН — налоговая накладная.

НО — налоговые обязательства.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить