Темы статей
Выбрать темы

Простой на предприятии

Свириденко Алла, налоговый эксперт, Ушакова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Простой на производственном предприятии — дело не такое уж редкое. При этом причины вынужденного безделья могут быть самыми разными: от форс-мажорных обстоятельств (например, отключение электроэнергии) и ошибок при принятии управленческих решений (вследствие чего возникла нехватка сырья или комплектующих) до масштабных кризисов в стране, когда у предприятия возникают проблемы с финансированием и/или сбытом продукции. С причинами простоев предлагаем разбираться их непосредственным участникам и руководству предприятия. Мы же в сегодняшней Теме недели поговорим о том, как правильно зафиксировать факт простоя, оплатить период простоя работникам и учесть основные «простойные» затраты предприятия в бухгалтерском и налоговом учете.

Просто о простое

Определяемся с терминами

Простой — это приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, непреодолимой силой или иными обстоятельствами (см. ч. 1 ст. 34 КЗоТ). Перечень таких иных обстоятельств, которые приводят к простою, действующим законодательством не регламентирован. И это понятно. В каждом конкретном случае причина простоя будет своя. По факту это может быть поломка оборудования или инструментов, недостача сырья, перебои в энергоснабжении, форс-мажорные ситуации (например, стихийное бедствие), военные действия (увы, но сегодня их нельзя сбрасывать со счетов) и т. п.

В результате простоя может быть приостановлена работа всего предприятия либо его отдельных подразделений или работа отдельно взятого работника. Произойти простой может по вине работодателя либо по вине работника или по не зависящим от них причинам. В зависимости от обстоятельств простой может оказаться непродолжительным (несколько часов/дней) или длительным (несколько месяцев). Однако в любом случае простой следует зафиксировать документально. Разбираемся, как это сделать правильно.

Оформляем простой

Начнем с того, что порядок документального оформления простоя действующим законодательством не определен. Хорошо это или плохо? На наш взгляд, для работодателя — это скорее хорошо, чем плохо, поскольку дает ему определенную свободу в «бумажном вопросе».

Мы же предлагаем здесь (дабы не изобретать велосипед) отталкиваться от сложившейся практики и рекомендаций Минсоцполитики. Что ж, шагаем вместе?

Шаг 1 — уведомительный. О начале простоя работник обязан немедленно уведомить своего непосредственного руководителя или работодателя. Это требование ст. 113 КЗоТ.

Заметьте: в письме от 04.10.13 г. № 179/06/186-13 Минсоцполитики соглашается с тем, что порядок такого уведомления законодательно не урегулирован, т. е. предупреждение может быть и устное, и письменное (докладная либо служебная записка), главное, чтобы своевременное.

Шаг 2 — установительный. Если причины простоя не ясны, работодатель создает комиссию для их установления: издает соответствующий приказ (распоряжение), в котором обозначает причины, приведшие к необходимости ее создания, состав комиссии, задачи (например, установить время начала и место простоя, его причины и обстоятельства, принятые меры по устранению инцидента, продолжительность простоя и материальный ущерб) и сроки проведения расследования.

Результатом работы комиссии будет оформление акта простоя. Его составляют в произвольной форме. В нем фиксируют: причины остановки работы; дату и время начала простоя, а также предполагаемую дату его окончания; уточняют лиц (подразделения), чья работа приостановлена.

Заметьте: обязательное наличие акта простоя законодательством не предусмотрено. Поэтому если по объективным причинам блокируется работа всего предприятия и устранение причин простоя не зависит от работодателя, то комиссию не созывают и акт простоя не составляют. Пример такой ситуации — отключение электроэнергии. В этом случае для издания приказа (распоряжения) руководителя о простое, считаем, будет достаточно докладной записки ответственного работника о факте отключения электроэнергии и продолжительности приостановления работы.

Созывать специальную комиссию и устанавливать причину простоя тут нет необходимости. И без того, как говорится, «все налицо».

Шаг 3 — приказной. На основании акта простоя (докладной записки) руководитель предприятия издает приказ (распоряжение) о простое. В нем он указывает:

причину простоя. Если простой связан с ситуацией, опасной для жизни и здоровья работников, уточните это. Если в простое виноват конкретный сотрудник, то также зафиксируйте этот факт в приказе. Такое уточнение прямо влияет на оплату времени простоя;

время простоя. Укажите, с какого времени (даты) установлен простой. Если дата окончания простоя известна (например, простой возник из-за поломки оборудования, которое будет отремонтировано через два дня), проставьте дату окончания простоя. Однако зачастую такую дату оставляют «открытой», оговаривая, что датой окончания простоя будет дата прекращения событий, которые его вызвали;

категории работников, структурные подразделения, которые подпадают под действие простоя. Если простой устанавливается на всем предприятии, этот момент также оговаривают;

• меры по устранению простоя и его последствий, будущие профилактические мероприятия (если это в силах предприятия);

порядок оплаты времени простоя. Подробно о нем мы с вами поговорим ниже;

необходимость присутствия либо отсутствия работников во время простоя на рабочих местах (см. ниже).

В Табеле учета использования рабочего времени отражайте время простоя буквенным кодом «П» (цифровым кодом «23»).

А если работник «простаивал» не весь день, а только несколько часов? В такой ситуации, учитывая, что работник часть дня все же будет работать, часы работы и часы простоя целесообразно отмечать через дробь.

Разбираемся с работниками

На время простоя работников с их согласия можно временно перевести на другую работу (ч. 2 ст. 34 КЗоТ). При этом необходимо учитывать их специальность и квалификацию. Такой перевод оформляйте приказом (распоряжением). Что касается срока перевода, то он ограничен одним месяцем.

И запомните: отказ работника от «простойного» перевода не может быть основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности!

А что делать, если другой работы нет или работники не дают согласия на перевод? Обязаны ли в период простоя работники находиться на рабочих местах?

Законодатель об этом умалчивает. А значит, предприятие (работодатель + работники) вправе эти вопросы «утрясти» самостоятельно во внутренних документах (например, в коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка прописать, что если простой имеет круглосуточный (недельный) характер, работники во время простоя не выходят на работу или что этот вопрос работодатель решает в каждом конкретном случае самостоятельно). Не возражает против этого и Минсоцполитики (см. письмо от 04.10.13 г. № 179/06/186-13).

Однако в любом случае в приказе, которым оформляется простой, следует однозначно* указать, должен ли работник присутствовать на работе в период простоя. Это важно! Ведь, если, например, документально подтверждено, что работники освобождены от исполнения трудовых (должностных) обязанностей на период простоя, то работодатель не несет ответственности за них в этот период.

* То есть лучше не прибегать к словосочетанию «может отсутствовать/присутствовать», поскольку это может быть расценено работником как право выбора.

Работник простаивает — оплата идет?

Оплачивать или не оплачивать? Вот в чем вопрос…

Для того, чтобы правильно ответить на вопрос по оплате, следует четко понимать, кто виновник этого торжества, ой, извините, простоя!

Если простой произошел по вине работника (например, работник вывел из строя оборудование, испортил сырье или самовольно отлучился по личным делам), то оплачивать время простоя именно этого работника-виновника не нужно!

Однако, поскольку мы с вами имеем дело с зарплатой (а точнее, с ее отсутствием за время простоя), то отнеситесь серьезно к доказательствам вины работника. Это может быть докладная записка непосредственного начальника, письменные показания работников, которые трудятся «плечом к плечу» с виновником простоя. Также пригодится объяснительная от самого инициатора простоя.

С работником — «источником» простоя разобрались. Давайте поговорим о других «пострадавших».

Однозначно оплачивать!

В общем случае время простоя не по вине работника оплачивайте из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада). Такой обязательный минимум прописан в ст. 113 КЗоТ. Вместе с тем в коллективном договоре (другом нормативном акте работодателя) может быть предусмотрена оплата простоя и в более высоком размере, например, исходя из оклада (см. ст. 15 Закона об оплате труда** и письмо Минтруда от 23.10.07 г. № 257/06/187-07). Хотя на практике такое встречается редко.

** Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Поэтому все внимание на расчет «не ниже 2/3».

В расчет оплаты простоя берите «чистую» тарифную ставку (оклад) без учета доплат и надбавок.

Если тарифные ставки (оклады) в период простоя выросли (например, в связи с ростом прожитминимума, к которому они «привязаны»), то «простойные» выплаты необходимо пересчитать исходя из нового размера тарифной ставки (оклада), действующей в месяце, на который приходится простой.

Отдельно остановимся на работниках с неполным рабочим временем (кстати, к ним относят также совместителей). Таким работникам, по нашему мнению, оплату за время простоя нужно рассчитывать исходя из тарифной ставки (оклада) с учетом занятости.

Пример 1. Работник занимает 0,25 штатной единицы. Его оклад — 6000 грн. В июне работник не отработал ни одного дня в связи с простоем не по его вине.

Оплата времени простоя в июне будет равна:

6000 грн. х 0,25 х 2 : 3 = 1000 грн.

А теперь давайте поучимся определять сумму простойной оплаты исходя из 2/3 оклада (тарифной ставки), если простой не по вине работника длился меньше месяца. В этом случае, по общему правилу, расчет оплаты времени простоя нужно проводить:

• при почасовой оплате труда — исходя из 2/3 часовой тарифной ставки и количества часов простоя;

• при поденной или месячной оплате труда — исходя из 2/3 дневной ставки и количества рабочих дней, на которые в текущем месяце пришелся простой.

Пример 2. Часовая тарифная ставка рабочего — 24,00 грн./ч. В июне 2018 года он отработал 111 ч. Не отработано в связи с простоем 48 часов.

За июнь 2018 года рабочему будет начислена:

• основная зарплата в сумме: 24,00 грн./ч х 111 ч = 2664,00 грн.;

• оплата времени простоя: 24,00 грн./ч х 2 : 3 х 48 ч = 768,00 грн.

Пример 3. Оклад работника — 4500,00 грн. Количество рабочих дней в июне согласно его графику работы — 20. Количество фактически отработанных — 16 раб. дн. Дни простоя не по вине работника — 4 раб. дн.

За июнь 2018 года работнику будут начислены:

• основная зарплата в сумме: 4500 грн. : 20 раб. дн. х 16 раб. дн. = 3600,00 грн.;

• оплата времени простоя: 4500,00 грн. : 20 раб. дн. х 2 : 3 х 4 раб. дн. = 600,00 грн.

Усложним задачу. Простой длился часть дня. В этом случае определить сумму простойной оплаты для работника-почасовика не составит труда: часовую тарифную ставку работника-почасовика умножаем вначале на 2/3, а затем на количество часов простоя и получаем желаемый результат.

А как быть с работниками, труд которых оплачивается исходя из оклада (дневной тарифной ставки)? По ним расчет оплаты времени простоя нужно производить исходя из суммы основной зарплаты за час, рассчитанной путем деления оклада (дневной тарифной ставки) на количество часов, установленных согласно графику работы на месяц (день). Соглашается с этим и Минсоцполитики в письме от 27.12.17 г. № 2993/0/101-17 (ср. ).

Рассмотрим эти моменты на примерах.

Пример 4. Оклад работника — 3800,00 грн. Согласно календарю рабочего времени в июне 2018 года количество рабочих дней — 20, норма продолжительности рабочего времени — 159 ч. В связи с отключением электроэнергии 06.06.2018 г. на 6 ч (5 рабочих часов + 1 час перерыва) оформлен простой не по вине работника. Фактически отработано в этот день 3 ч, не отработано в связи с простоем 5 ч.

Определяем зарплату за час:

3800,00 грн. : 159 ч = 23,90 грн./ч.

За июнь 2018 года работнику будут начислены:

• основная зарплата в сумме: 3800,00 грн. : 20 раб. дн. х 19 раб. дн. + 23,90 грн. х 3 ч = 3681,70 грн.;

• оплата времени простоя: 23,90 грн. х 2 : 3 х 5 ч = 79,67 грн.

Отметим, что большинство предприятий в случае, если работнику установлен оклад (месячная тарифная ставка), а простой длился всего лишь несколько часов, не заморачиваются с его оформлением. Просто оплачивают часы неработы как обычные отработанные часы. В этом случае работники ничего не теряют. Но такой фокус не проходит в ситуации, если работник — сдельщик. Как оплатить простой при сдельной форме оплаты труда? Покажем на примере.

Пример 5. Работник — сдельщик. Сдельная расценка за единицу продукции — 4,80 грн./шт. Норма выработки продукции — 6 шт./ч. Фактический объем произведенной продукции в июне 2018 года — 810 шт. Не отработано в связи с простоем 24 ч.

Определим размер часовой тарифной ставки:

4,80 грн./шт. х 6 шт./ч = 28,80 грн./ч.

За июнь 2018 года работнику будет начислена:

• основная зарплата в сумме: 4,80 грн./шт. х 810 шт. = 3888,00 грн.;

• оплата времени простоя: 28,80 грн. х 2 : 3 х 24 ч = 460,80 грн.

Важно! Если простой — результат возникшей не по вине работника производственной ситуации, опасной для жизни или здоровья работника либо для окружающих, а также для окружающей природной среды, то за работником на время простоя сохраняют средний заработок (ч. 3 ст. 113 КЗоТ). Расчет среднего заработка в этом случае производят в соответствии с Порядком № 100 исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы, предшествующих началу простоя.

Как учесть расходы?

Расходы во время простоя

Простой не «отменяет» абсолютно все производственные расходы. Ведь даже в период вынужденного бездействия вам наверняка придется:

• начислять работникам заработную плату и ЕСВ;

• начислять амортизацию основных средств, нематериальных активов и МНМА;

• оплачивать коммунальные услуги (электроэнергию, отопление и т. д.);

• ремонтировать оборудование и нести другие расходы, связанные с обслуживанием процесса производства.

Пробежимся по основным «простойным» расходам и посмотрим, как они влияют на бухгалтерский и налоговый учет предприятия.

Расходы на оплату труда

Бухгалтерский учет. Как посчитать зарплату за время простоя, вы уже знаете. Осталось выяснить, какие счета задействовать для ее учета.

Простой отдельных работников предприятия. По общему правилу из п.п. 15.9 П(С)БУ 16 «Расходы» оплату простоев относят в состав общепроизводственных расходов, т. е. отражают на счете 91 «Общепроизводственные расходы».

Обратите внимание! На счет 91 попадает заработная плата как общепроизводственного персонала (работников аппарата управления цехами, участками и т. п.), так и основных производственных рабочих, занятых производством продукции, выполнением работ, предоставлением услуг (которую в производственный период учитывают на счете 23 «Производство»). Сюда же относим и начисления на фонд оплаты труда производственных и общепроизводственных рабочих (Дт 91 — Кт 65).

А как дальше поступать с накопленными на счете 91 суммами?

В этом случае процесс производства на предприятии полностью не останавливается, по-прежнему идет изготовление продукции, а значит, формируется ее себестоимость (Дт 23). Поэтому заработную плату простаивавших работников с начислениями на нее со счета 91 списывают (в составе прочих общепроизводственных расходов после их распределения):

в производственную себестоимость продукции (Дт 23 Кт 91) — в части, попавшей в постоянные распределенные общепроизводственные расходы;

на себестоимость реализованной продукции (Дт 901 «Себестоимость реализованной готовой продукции» — Кт 91) — в части постоянных нераспределенных общепроизводственных расходов.

Обратите внимание! На наш взгляд, корреспонденция Дт 901 — Кт 91 имеет право на жизнь даже в том случае, когда реализации продукции в отчетном периоде не было. Все дело в том, что показатель себестоимости реализованной продукции комплексный и, помимо производственной себестоимости реализованной продукции, включает также нераспределенные постоянные общепроизводственные расходы и сверхнормативные производственные расходы (абзац первый п. 11 П(С)БУ 16). А значит, от наличия или отсутствия реализации в отчетном периоде зависит только одно его слагаемое — производственная себестоимость реализованной продукции.

Кстати, к сверхнормативным производственным расходам относят оплату простоев сверх норм, установленных ст. 113 КЗоТ. То есть, если вы выплачиваете работнику за время простоя больше, чем 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада), тогда начисляйте «вершок» записью Дт 901 — Кт 661 «Расчеты по заработной плате».

Есть и другой вариант учета нераспределенных общепроизводственных расходов в «безреализационный» период. Он состоит в том, что такие расходы признают прочими расходами операционной деятельности и отражают на одноименном субсчете 949 (Дт 949Кт 91). В то же время, на наш взгляд, его использование может сыграть с предприятием злую шутку. Это даст налоговикам дополнительный аргумент в пользу «непроизводственности» использования простаивающего оборудования (об этом мы расскажем чуть позже).

Простой связан с остановкой производства. В случае масштабного простоя, когда приостановлено все производство, оснований для признания общепроизводственных расходов нет. Причина проста: все общепроизводственные расходы — это все же расходы, которые связаны с процессом производства продукции. В этом случае зарплата производственных и общепроизводственных работников, а также начисления на нее считаются прочими операционными расходами (Дт 949 — Кт 65, 66).

Налог на прибыль. Все предприятия, независимо от их доходности, учитывают выплаты за время простоя и сумму начисленного на них ЕСВ по правилам бухучета без корректировок на налоговые разницы (см. письмо ГФСУ от 19.03.18 г. № 1080/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

Амортизация основных средств

Амортизировать или нет в бухучете. Не секрет, что согласно п. 23 П(С)БУ 7 «Основные средства» амортизацию начисляют в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, который предприятие устанавливает при признании ОС активом (зачислении на баланс), и приостанавливают на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации.

Как видите, профильный стандарт не требует приостанавливать начисление амортизации объекта ОС в случае его простоя.

Поэтому с точки зрения бухучета вывод однозначный: если вы не (!) выводите объект ОС из эксплуатации на период простоя, тогда начисление амортизации прерывать не нужно. В то же время, если вы хотите минимизировать расходы за время простоя и не начислять амортизацию, никто не запрещает вам принять соответствующее решение. Другой вариант — изменить метод начисления амортизации на производственный (при его использовании в отсутствии производства сумма амортизационных отчислений будет равна 0).

Бухучет суммы амортизации. Тут тоже все зависит от масштабов и последствий простоя.

Предположим, какое-то время в течение отчетного периода простаивала одна или несколько единиц оборудования, но в целом предприятие выпуск продукции не прекращало. В таком случае сумму начисленной амортизации производственного и общепроизводственного оборудования нужно относить в состав общепроизводственных расходов записью Дт 91Кт 13 «Износ (амортизация) необоротных активов».

В конце месяца накопленную на счете 91 сумму списывают:

• в производственную себестоимость продукции (Дт 23 Кт 91) — в части, попавшей в постоянные распределенные общепроизводственные расходы;

• на себестоимость реализованной продукции (Дт 901 Кт 91) — в части постоянных нераспределенных общепроизводственных расходов.

Если же производства нет, то нет причин отражать и общепроизводственные расходы, а амортизацию списывают записью Дт 949 — Кт 13.

Налог на прибыль. Малодоходники отдельный налоговый учет не ведут и налоговые разницы не рассчитывают. Вместо этого все операции с ОС они отражают по бухгалтерским правилам. Это значит, что у малодоходников объект обложения налогом на прибыль автоматически уменьшается при включении бухамортизации в состав расходов.

У высокодоходников и малодоходников-добровольцев, как вы знаете, в результате расчета «амортизационной» налоговой разницы объект налогообложения в конечном итоге уменьшает не бухгалтерская, а налоговая амортизация. Поэтому для них очень важно: амортизировать ли простаивающие объекты ОС в налоговом учете.

НКУ никаких ограничений на этот счет не устанавливает. Более того, согласно п.п. 138.3.2 НКУ в налоговом учете не амортизируют стоимость только непроизводственных ОС, т. е. таких активов, которые не предназначены для использования в хоздеятельности.

Считать простаивающий объект ОС непроизводственным нельзя. Ведь временное приостановление его эксплуатации при неизменном «хозяйственном» назначении на статус «производственности» никак не влияет.

Поэтому причин для неначисления амортизации по таким ОС в налоговом учете мы не видим.

Проблема в том, что налоговики считают иначе. Так, совсем недавно в письме ГФСУ от 19.03.18 г. № 1080/6/99-99-15-02-02-15/ІПК контролеры пришли к выводу, что налоговая амортизация ОС во время их вынужденного простоя не начисляется (см. также категорию 102.05 ЗІР ГФСУ). Их аргумент — такие ОС нужно считать непроизводственными со всеми вытекающими последствиями:

• финрезультат до налогообложения увеличивают на сумму «ремонтных» расходов по непроизводственным ОС (абзац шестой п. 138.1 НКУ);

• расходы на улучшение непроизводственных ОС не подлежат амортизации (абзац четвертый п.п. 138.3.2 НКУ).

Как видите, тот факт, что налоговики считают простаивающие объекты непроизводственными, влечет за собой еще одну проблему — они не признают право на расходы по ремонту, а также амортизацию улучшений таких объектов. Здесь работают все те же аргументы. Даже если оборудование временно не работает, это не отменяет общей хозяйственной направленности такого объекта, а значит, и расходов на его улучшение. Поэтому перечисленные затраты обязательно должны учитываться в уменьшение объекта налогообложения (или прямо в случае с расходами на ремонт или посредством амортизации улучшений).

Расходы на содержание помещений

К расходам на содержание помещений можно отнести такие затраты, как: стоимость коммунальных услуг (плата за электроэнергию, отопление, водоотведение и т. п.), стоимость услуг охраны, техническое обслуживание помещений и т. д.

Подход к учету таких расходов применяется тот же: если производство продукции во время простоя не прекращалось, тогда все эти затраты списывают в состав общепроизводственных расходов, которые потом распределяют между себестоимостью готовой продукции (Дт 23 Кт 91) и себестоимостью реализованной продукции (Дт 901Кт 91).

Если же речь идет о масштабном простое, во время которого приостановлено производство продукции, тогда все эти затраты собираем в Дт 949.

Учет расходов других подразделений

До этого мы с вами говорили исключительно о производственных расходах в период простоя. Но не стоит забывать и о других подразделениях предприятия. Причем, даже если производство на предприятии временно приостановлено, работники отдела сбыта, например, или административный персонал вполне могут продолжать трудиться в поте лица.

Как бы там ни было, расходы, связанные с функционированием других подразделений, отражают так:

• заработную плату с начислениями административно-управленческого персонала и оплату их командировок, расходы на содержание ОС, нематериальных активов и МНМА общехозяйственного использования (амортизация, ремонт, освещение, отопление и т. п.), оплату услуг связи и т. п. (п. 18 П(С)БУ 16) — в составе административных расходов (Дт 92Кт 13, 37, 63, 65, 66, 68);

• заработную плату с начислениями сбытового персонала и оплату их командировок, содержание ОС, нематериальных активов и МНМА, связанных со сбытом продукции, оплату стоимости рекламы, расходы на тару и упаковку и т. д. (п. 19 П(С)БУ 16) — в составе расходов на сбыт (Дт 93 Кт 13, 37, 63, 65, 66, 68);

• заработную плату с начислениями работников социнфраструктуры, а также занятых исследованиями и разработками, амортизацию ОС социального назначения, начисление резерва сомнительных долгов, потери от курсовой разницы, недостачи от порчи ценностей, штрафы, пени и неустойки и т. д. (п. 20 П(С)БУ 16) — в составе прочих операционных расходов (Дт 94 Кт 20, 36, 37, 63, 65, 66, 68).

НДС

Входной НДС по расходам, понесенным на содержание простаивающих объектов, предприятие относит в состав НК на основании п. 198.3 НКУ. При этом, на наш взгляд, так как простаивающие ОС не изменяют своего целевого назначения — они предназначены для использования в хозяйственной деятельности, то компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ в этом случае не грозят.

А что же налоговики? Они на этот счет разъясняют так: если стоимость товаров (услуг) включается в состав расходов и, соответственно, в состав стоимости самостоятельно изготовленных товаров/услуг, операции по поставке которых являются объектом обложения НДС и связаны с получением доходов, такие товары (услуги) признают используемыми в хоздеятельности и дополнительно начислять НО по правилам п. 198.5 НКУ не нужно (см. письма ГУ ГФС в Донецкой области от 12.03.2018 г. № 938/ІПК/05-99-12-01-13 и ГУ ГФС в Львовской обл. от 03.05.2018 г. № 1973/ІПК/13-01-12-05-11).

Как видите, налоговики опять прибегли к полюбившемуся им выводу, который в последнее время частенько появляется в их консультациях. Например, так они говорят о возможности неначисления «компенсирующих» НО в части потерь в пределах норм естественной убыли, по уценкам запасов и другим хозоперациям***. Как же читать его применительно к простоям?

*** См. консультацию «Уценка запасов: нужно ли начислять НДС-обязательства?» // «БН», 2018, № 22.

Судя по этим разъяснениям, на данный момент контролеры однозначно не требуют начисления «компенсирующих» НО в случае, когда «простойные» расходы попадают в себестоимость готовой продукции, при продаже которой предприятие начислит НО по НДС (т. е., когда затраты при простое собирают на счете 91, а потом распределяют между Дт 23 и Дт 901). Ведь в этом случае условие из писем выполняется и «простойные» затраты попадают в «…состав стоимости самостоятельно изготовленных товаров/услуг…».

В случае полного простоя (когда соответствующие расходы попадают не в стоимость продукции, а в состав расходов отчетного периода) с НДС могут возникнуть вопросы. Налоговикам на местах может показаться, что в таком случае условия из упомянутых писем не выполняются: расходы на содержание простаивающего оборудования не попадают в состав стоимости продукции собственного производства (ввиду отсутствия самого факта ее выпуска), а значит, на них не будут «накручены» продажные НДС-обязательства. Поэтому они вполне могут усмотреть необходимость доначисления НДС. А если еще вспомнить, что в налоговоприбыльных целях контролеры ставят простаивающие ОС в один ряд с непроизводственными, вероятность этого, к сожалению, не такая уж и призрачная.

Однако, на наш взгляд, любые возможные поползновения налоговиков в сторону доначисления компенсирующих НДС-обязательств будут безосновательны. Почему? Мы говорили об этом уже не раз: ни о каком нехозяйственном использовании оборудования во время простоя речи быть не может.

Пример. В отчетном периоде на предприятии:

1. Приостановлено производство продукции.

2. Простаивали отдельные работники и/или одна или несколько единиц оборудования (см. таблицу ниже).

Учет расходов при простое производства

п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,

грн.

Дт

Кт

1. Производство остановлено полностью

1

Начислена заработная плата производственному и общепроизводственному персоналу за период простоя

949

661

50000

2

Начислен ЕСВ на заработную плату рабочих

949

651

11000

3

Начислена амортизация на простаивающие объекты ОС

949

13

8000

4

Расходы на содержание и обслуживание простаивающих объектов ОС

949

63, 68

5000

5

Отражен НК по НДС

644/1

63, 68

500

641/НДС

644/1

500

6

Начислены административные расходы

92

13, 37, 63,

65, 66, 68

27900

7

Начислены расходы на сбыт

93

26500

2. Простой отдельных работников и/или единиц оборудования (производство продукции не остановлено)

1

Отражены расходы, понесенные в период простоя в работе оборудования и рабочих (расходы на оплату труда простаивавшего работника, затраты на содержание оборудования и помещения, амортизация)

91

13, 37, 63,

65, 66, 68

75000

2

Начислены административные расходы и расходы на сбыт

92, 93

36500

3

Отражен НК по НДС

644/1

63, 68

1000

641/НДС

644/1

1000

4

После распределения общепроизводственные расходы списаны (условно):

— в состав производственной себестоимости продукции

23

91

56354

— в состав себестоимости реализованной продукции

901(1)

91

18646

(1) На наш взгляд, списание постоянных нераспределенных общепроизводственных расходов в состав себестоимости реализованной продукции возможно даже в том случае, когда реализации в отчетном периоде не было.

Выводы

  • Простой может произойти по вине работодателя либо по вине работника или по не зависящим от них причинам.
  • Простой оформляют приказом (распоряжением) руководителя.
  • В Табеле учета использования рабочего времени время простоя отражают буквенным кодом «П» (цифровым кодом «23»).
  • В общем случае время простоя не по вине работника оплачивайте из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада). Время простоя по вине работника не оплачивайте.
  • Если простой не по вине работника связан с возникшей производственной ситуацией, опасной для его жизни или здоровья или для людей, которые его окружают, либо для окружающей среды, за работником сохраняйте средний заработок.
  • Если производство продукции во время простоя не прекращалось, тогда все «простойные» затраты списывают в состав общепроизводственных расходов, которые потом распределяют между себестоимостью готовой продукции (Дт 23 — Кт 91) и себестоимостью реализованной продукции (Дт 901 — Кт 91).
  • В случае масштабного простоя, во время которого приостановлено производство продукции, все эти затраты собираем в Дт 949.
  • Суммы НДС, уплаченные в составе расходов на содержание и ремонт простаивающих объектов ОС, включаются в состав НК. Причем, на наш взгляд, оснований для дальнейшего начисления «компенсирующих» НО в таком случае нет.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше