Темы статей
Выбрать темы

Финотчетность-2020: готовимся к сдаче

Казанова Марина, налоговый эксперт
Традиционно начало нового года — это время для составления финансовой отчетности за предыдущий год. В этой статье расскажем о правилах подачи годовой финотчетности за 2020 год: какие формы следует составлять и в какие сроки их подавать, кто обязан обнародовать свою финотчетность, а также для кого обязателен аудит финотчетности.

Согласно ст. 2 Закона о бухучете и п. 1 Порядка № 4191 финотчетность за 2020 год обязаны предоставить:

1 Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

— все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины (независимо от организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности), в том числе и неприбыльные организации;

— представительства иностранных субъектов хозяйствования2.

2 О представительствах иностранных субъектов хозяйствования в этой статье говорить не будем.

Состав годовой финотчетности

Для начала определим, какие формы отчетности в составе годового «комплекта» финотчетности должны составлять предприятия. Все зависит от того, к какой категории (микро-, малое, среднее, крупное) относится предприятие/какой режим налогообложения оно применяет.

Субъекты хозяйствования

Состав годовой финансовой отчетности

Малые предприятия

(кроме единоналожников группы 3)

Финансовая отчетность малого предприятия*

(приложение 1 к НП(С)БУ 25):

1) форма № 1-м «Баланс»;

2) форма № 2-м «Отчет о финансовых результатах»

Микропредприятия

Финансовая отчетность микропредприятия*

(приложение 2 к НП(С)БУ 25):

1) форма № 1-мс «Баланс»;

2) форма № 2-мс «Отчет о финансовых результатах».

Внимание! Приказом Минфина от 29.09.2020 г. № 588 были внесены изменения в форму № 1-мс. В частности, в ней предусмотрена новая стр. 1425 «Неоплачений капітал», в которой отражают сумму задолженности собственников (участников) по взносам в уставный капитал (подробнее см. в статье «Изменение в П(С)БУ и К°: что нового» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 45).

Единоналожники группы 3

(независимо от того, в какую категорию предприятий они попадают)

Непредпринимательские общества

* Такие предприятия вправе подавать вместо «малых» форм отчетности — «общий» комплект финотчетности (согласно НП(С)БУ 1, а не НП(С)БУ 25). А вот выбирать между формами «м» и «мс» нельзя. То есть, например, микропредприятие не может составлять формы № 1-м и № 2-м.

Прочие предприятия, применяющие

НП(С)БУ**

Все формы:

ф. № 1, ф. № 2, ф. № 3, ф. № 4, ф. № 5, ф. № 6

** Для предприятий, которые в 2020 году впервые попали в категорию крупных (т. е. должны за 2020 год впервые отчитываться как крупные), дата перехода на МСФО — 01.01.2020 г. То есть первую отчетность по МСФО они должны подавать за 2021 год. За 2020 год можно отчитываться по НП(С)БУ (письмо Минфина от 23.03.2020 г. № 35210-06-5/8860).

Предприятия, отчитывающиеся по МСФО

Отчетность по МСФО — все формы (Баланс, Отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе, Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях в собственном капитале, Примечания к финотчетности)***

*** Те предприятия, для которых отчетность за 2020 год является первой отчетностью по МСФО, должны будут подать в составе первой отчетности: три Отчета о финансовом состоянии (Баланс): на 01.01.2019 г. (дату перехода); на 31.12.2019 г. и на 31.12.2020 г.; два Отчета о прибыли или убытке и прочем совокупном капитале (за 2019 год и 2020 год); два Отчета о движении денежных средств (за 2019 год и 2020 год); два Отчета об изменениях в собственном капитале (за 2019 год и 2020 год) и соответствующие примечания, которые включают сравнительную информацию.

Сроки предоставления финотчетности

Сроки предоставления финотчетности приведем в таблице.

Субъекты хозяйствования

Сроки подачи

налоговикам

органам

статистики

Плательщики налога на прибыль

Не обязанные обнародовать финотчетность*

Вместе с декларацией по налогу на прибыль (не позднее 1 марта 2021 года)

Не позднее

1 марта

2021 года***

Обязанные обнародовать финотчетность*

В два этапа (п. 46.2 НКУ):

(1) вместе с декларацией по налогу на прибыль (не позднее 1 марта 2021 года) — неаудитированные Баланс и Отчет о финансовых результатах;

(2) проверенный аудитором полный комплект финотчетности за 2020 год вместе с аудиторским заключением — не позднее 10 июня 2021 года**

Не позднее

1 марта

2021 года***

полный

комплект

сразу

Неплательщики налога на прибыль

Неприбыльные общества

Вместе с «неприбыльным» отчетом (не позднее 1 марта 2021 года)

Не позднее

1 марта

2021 года***

Плательщики ЕН групп 3 и 4

Х

* Какие предприятия обязаны обнародовать финотчетность, смотрите в подразделе «Обнародование финотчетности-2020»).

** Если показатели финотчетности до и после аудиторской проверки между собой отличаются (т. е. аудитор обнаружил ошибки и они повлияли на показатели декларации), плательщик должен уточнить декларацию по налогу на прибыль за 2020 год не позднее 10 июня 2021 года (п. 50.1 НКУ).

*** С учетом празднично-выходного переноса из п. 10 Порядка № 419.

Стоит обратить внимание на следующие моменты:

1. По поводу подачи аудированной финотчетности налоговикам (для предприятий, обязанных обнародовать финотчетность). Так будет подаваться финотчетность налоговикам впервые. Вообще п. 46.2 НКУ говорит, что в случае, если плательщик налога на прибыль не подаст до 10 июня финотчетность вместе с аудиторским заключением — плательщику грозит штраф как за неподачу отчетности. А вот не признать налоговую декларацию только из-за того, что плательщик не подал налоговикам финотчетность вместе с аудиторским заключением (т. е. когда не выполнен второй этап), исходя из п. 46.2 НКУ у налоговиков нет оснований. Связано это с тем, что аудиторское заключение не названо в качестве приложения к декларации по налогу на прибыль. Но налоговики пока на этот счет не озвучили свое мнение.

2. Если налоговая отчетность (декларация по налогу на прибыль, неприбыльный отчет) подаются в электронном виде, то и финотчетность (как приложение к декларации по налогу на прибыль) должна подаваться в электронном виде (п. 49.4 НКУ).

3. При подаче финотчетности в электронном виде через Единое окно (с идентификатором формы «S») она попадет сразу и в статистику, и налоговикам. И можно сначала подать отдельно (в электронном виде) финотчетность, а потом в предельные сроки подачи прибыльной декларации — подать декларацию по налогу на прибыль (консультация в категории 102.20.02 ЗІР).

4. Согласно п.п. 39.4.6 НКУ предприятия, которые готовят документацию по трансфертному ценообразованию для подачи в контролирующие органы, должны дополнить ее копией аудиторского заключения относительно бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика за отчетный период (отчетные периоды), за который подается документация по трансфертному ценообразованию (если его наличие является обязательным для налогоплательщика).

Как определить, к какой категории предприятий относимся?

Вообще, к какой категории предприятий (микро-, малым, средним или крупным) относится предприятие для целей подачи отчетности за 2020 год, оно должно было определиться еще на этапе подачи первой промежуточной (квартальной) отчетности за 2020 год (отчетности за 1 квартал). Но на всякий случай напомним правила.

Критерии для классификации предприятий по их величине — микро-, малые, средние и крупные — для целей составления финотчетности установлены ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете. Полагаем, вам они уже знакомы3. Основное правило: предприятие переходит в другую категорию предприятий, только если по показателям годовой финотчетности оно в течение двух лет подряд не соответствует определенной категории предприятий.

3 Детали найдете в статье «Малыш» не сдавал квартальную финотчетность: страшно?» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 49).

Более подробно, с примерами, как выбрать свою категорию предприятий, Минфин разъяснял в своем письме от 11.12.2018 г. № б/н — buhgalter911.com/normativnaya-baza/pisma/minfin/schodo-viznachennya-kategoriyi-1040933.html

Согласно классификации, приведенной в ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете, предприятиям (кроме вновь созданных) следовало примкнуть к определенной категории предприятий еще в 2018 году. При этом ориентиром служили показатели годовой финотчетности за 2017 год. Соответственно 2018 год был первым годом нахождения предприятия в определенной группе; 2019 год — вторым годом. А вот в 2020 году категория предприятий могла поменяться. При наличии двухгодичного несоответствия категорию нужно было поменять, ориентируясь на показатели годовой финотчетности за 2019 год. Причем в случае попадания в категорию крупных перейти на МСФО предприятие должно было с 01.01.2020 г., а составлять МСФО-отчетность ему предстоит только начиная с финотчетности за 2021 год (письмо Минфина от 23.03.2020 г. № 35210-06-5/8860).

А вот у предприятий, созданных в 2018 и 2019 годах, в 2020 году сохраняется та категория, которую они для себя определили по результатам первой годовой финотчетности. Вновь созданные (созданные в 2020 году) предприятия свою категорию определяют по данным годовой финотчетности за 2020 год.

Приведем несколько наглядных примеров.

Пример

По данным финотчетности за год

Комментарий

2017

2018

2019

2020

Предприятие 1

малое

малое

среднее

среднее

За 2020 год подает финотчетность как малое. Поскольку на 31.12.2019 г. еще не было двухгодичного несоответствия категории предприятия. С 2021 года переходит в категорию средних. Финотчетность за 2021 год (в том числе и промежуточную) подает как среднее предприятие

Предприятие 2

малое

малое

малое

среднее

И финотчетность за 2020 год, и финотчетность за 2021 год подает как малое предприятие

Предприятие 3

малое

среднее

среднее

малое

За 2020 и 2021 год подает как среднее

Предприятие 4

малое

малое

среднее

крупное

Финотчетность за 2020 год подает как малое предприятие. В 2021 году покидает группу малых. В какую именно группу переходим, определяем по данным финотчетности за предыдущий (2020) год. То есть с 2021 года предприятию придется отчитываться как крупному предприятию*

Предприятие 5

микро-

малое

среднее

малое

За 2020 и 2021 год подает как среднее

Предприятие 6

крупное

крупное

среднее

среднее

За 2020 год подает как крупное, с 2021 года — как среднее

* Дата перехода на МСФО — 01.01.2021 г., а первая отчетность по МСФО — отчетность за 2022 год.

Обнародование финотчетности-2020

Кто и в какие сроки должен обнародовать свою финотчетность, устанавливает ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете (см. таблицу).

Вид предприятия

Сроки обнародования

Порядок обнародования

Предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, не являющихся эмитентами ценных бумаг*)

Не позднее чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом

Вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме) или другим способом в случаях, определенных законодательством

Публичные акционерные общества

Субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке

Предприятия, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях

Крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ценных бумаг*

Не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом

Вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме)

Средние предприятия

Прочие финучреждения, которые относятся к микро- и малым предприятиям

* К предприятиям — эмитентам ценных бумаг относятся все предприятия, которые хотя бы раз выпускали ценные бумаги.

Все прочие предприятия, не приведенные выше в таблице, обнародовать свою финансовую отчетность не обязаны.

Напомним, что за нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом предусмотрен штраф в размере от 17000 до 34000 грн (ст. 16316 КоАП). При повторном на протяжении года нарушении штраф составит уже от 34000 до 51000 грн.

Применить эти штрафы к должностным лицам предприятия может Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью (если предприятие — эмитент ценных бумаг, то такой штраф может наложить НКЦБФР, в отношении финучреждений — Нацкомфинуслуг).

Отметим, что для финотчетности за 2019 год сроки ее обнародования из-за карантина были продлены (п. 12 разд. V Закона о бухучете). Для отчетности за 2020 года пока подобных «льгот» не предусмотрено.

Обязательный аудит финотчетности

Собственно говоря, обязательный аудит финотчетности касается всех предприятий, которые обязаны обнародовать свою финотчетность (см. выше). При определении сроков, в которые должен быть проведен аудит, получается, следует ориентироваться на сроки обнародования финотчетности.

При этом, напомним, что обязательный аудит:

(1) предприятий, представляющих общественный интерес, может осуществляться только субъектами аудиторской деятельности, которые включены в Реестр аудиторов, имеющих право проводить обязательный аудит финотчетности предприятий, представляющих общественный интерес (раздел IV «Суб’єкти аудиторської діяльності, які мають право проводити обов’язковий аудит фінансової звітності підприємств, що становлять суспільний інтерес» Реестра аудиторов, размещенного на сайте Аудиторской палаты Украины);

(2) остальных предприятий (для которых аудит финотчетности является обязательным) может проводиться субъектами аудиторской деятельности, которые включены в Реестр аудиторов, имеющих право проводить обязательный аудит финотчетности (раздел III «Суб’єкти аудиторської діяльності, які мають право проводити обов’язковий аудит фінансової звітності» Реестра аудиторов, размещенного на сайте Аудиторской палаты Украины).

Отчет об управлении / о платежах в пользу государства

Отчет об управлении. Это документ, содержащий финансовую и нефинансовую информацию, которая характеризует состояние и перспективы развития предприятия и раскрывает основные риски и неопределенности его деятельности. Кто и как его должен подавать, устанавливает ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете.

Категория предприятий

Нужно ли подавать Отчет об управлении?

Микро-

Не нужно

Малое

Не нужно

Средние

Нужно, но можно не приводить нефинансовую информацию

Крупные

Нужно

Ключевые моменты, связанные с этим Отчетом:

1. Форму Отчета об управлении предприятие разрабатывает самостоятельно (бланка нет). Но есть Методрекомендации Минфина по составлению этого Отчета (утверждены приказом Минфина от 07.12.2018 г. № 982). Но опять же — сами рекомендации являются рекомендованными (о чем указано в их преамбуле). Поэтому неследование структуре Отчета, которая приведена в Методрекомендациях, никакой ответственности за собой не влечет img 1. Тем более, что этот Отчет не является частью финансовой отчетности.

Подается Отчет вместе с годовой финотчетностью, причем, как предусмотрено ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете, — подается в порядке и сроки, установленные для годовой отчетности. То есть формально его нужно подавать тем же органам, которым подается финотчетность, и в те же сроки. Но! Налоговикам Отчет об управлении не подают. Как отмечают сами налоговики, Отчет не является составляющей финансовой отчетности и, соответственно, обязанность подачи Отчета в контролирующие органы вместе с декларацией законодательством не определена (письма ГФСУ от 19.02.2019 г. № 5491/7/99-99-15-02-01-17, от 05.04.2019 г. № 1451/ІПК/26-15-12-03-11).

По тем же основаниям Госстат также отмахнулся от Отчета об управлении. Нефинотчетный документ, а тем более не имеющий утвержденной формы, этому органу абсолютно не интересен img 2.

Тем не менее Порядок № 419 закрепляет за предприятиями, которые обязаны подавать Отчет об управлении, обязанность обнародовать Отчет об управлении вместе с годовой финотчетностью.

Отчет о платежах в пользу государства. Предприятия, которые (1) осуществляют деятельность в добывающих отраслях или (2) заготовку древесины и при этом представляют общественный интерес, должны подавать Отчет о платежах в пользу государства.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях, раскрывают свои отчеты (консолидированные отчеты) о платежах в пользу государства ежегодно, не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным периодом, и обеспечивают, чтобы такие отчеты оставались публично открытыми в течение как минимум 3 лет (ч. 1 ст. 12 Закона № 25454).

4 Закон Украины «Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях» от 18.09.2018 г. № 2545-VIII.

Формы таких отчетов утверждены постановлением КМУ от 23.09.2020 г. № 858.

Заготовители древесины, представляющие общественный интерес, Отчет о платежах в пользу государства должны предоставлять вместе с годовой финансовой отчетностью (п. 2 Порядка № 419). Форма Отчета и порядок его составления утверждены приказом Минфина от 13.08.2020 г. № 499 (ср. ).

Подавать вышеупомянутые отчеты в органы ГНСУ налоговики не требуют. Ранее они прямо говорили об отсутствии такой необходимости в разъяснении из подкатегории 102.20.02 ЗІР.

Таксономия МСФО (для МСФО-обязанных)

Напомним, Законом № 4655 обязанность подавать отчетность по таксономии МСФО была отсрочена на год. Впервые составлять и подавать финансовую отчетность и консолидированную финотчетность на основе таксономии в едином электронном формате нужно за 2020 год (ч. 5 ст. 121, п. 11 разд. V Закона о бухучете).

5 Закон Украины от 16.01.2020 г. № 465-IX.

Но, судя из уведомления центра сбора финансовой отчетности от 30.12.2020 г.6, пока продолжается разработка обновленной версии электронного формата «Таксономії UA МСФЗ XBRL 2020 року». Поэтому предприятиям рекомендуется подавать финотчетность за 2020 год, первый квартал, первое полугодие и девять месяцев 2021 года по НП(С)БУшным формам в сроки и в порядке, определенном Порядком № 419. Но за такими предприятиями все равно сохранится обязанность подать финотчетность за 2020 год в электронном формате на основе таксономии в центр сбора финансовой отчетности. При этом Госрегуляторам будет рекомендовано не применять санкции за неподачу такой отчетности в сроки, определенные законодательством, в течение 2021 года.

6 frs.gov.ua/2020/12/30/povidomlennya-shhodo-reyestracziyi-v-czentri-zboru-finansovoyi-zvitnosti-ta-podannya-finansovoyi-zvitnosti-skladenoyi-na-osnovi-taksonomiyi-ua-msfz-xbrl-za-2020-rik/?fbclid=IwAR3FapqoC5RyJIfp0oBhD1lDxAMrpCGf7GdD2QndGWEw0OI7gAA5Y2FlQFY

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше