И к бабке не ходи: что ждет в 2015 году? (ч. 1)

В избранном В избранное
Печать
налоговый эксперт Адамович Наталия, эксперт по вопросам оплаты труда Ушакова Лилия
Налоги и бухгалтерский учет Декабрь, 2014/№ 103
Вспомнив все основные нововведения 2014 года, которых, кстати сказать, было немало, самое время заглянуть в будущее. Ведь на кону главный вопрос: быть или не быть. А чему быть, того не миновать... Какие новшества произойдут в сфере налогообложения, права, бухгалтерского учета? Сразу предупредим, гадаем по уже принятым изменениям. Проекты изменений только «висящие в воздухе» разбирать не будем, но сказать о них скажем.

Налогообложение

Администрирование

Штрафы. Последней датой уходящего 2014 года заканчивается мораторий на штрафы по подконтрольным операциям.

Послабление в отношении штрафов по подконтрольным операциям на период с 01.09.2013 г. по 31.12.2014 г. давал п. 20 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

Первое послабление — штрафные санкции за ошибки, допущенные при расчете денежных обязательств в соответствии с нормами ст. 39 НКУ, — применялись только в размере 1 грн. за каждое нарушение. Заметим: налоговики соглашались на этот штраф только при занижении налоговых обязательств (в указанном периоде) из-за использования цен в контролируемых операциях, отличных от обычных (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 100, с. 27 и 2014, № 58, с. 38).

Второе послабление — при самостоятельной корректировке налоговых обязательств с целью трансфертного ценообразования по результатам применения ст. 39 НКУ — штрафные санкции, предусмотренные ст. 50 НКУ (3 % — при подаче уточненки или 5 % — при исправлении в текущей декларации) можно было не начислять и не уплачивать.

Учтите! Теперь по контролируемым операциям, совершаемым с 01.01.2015 г., штрафы за допущенные нарушения будут применяться в общем порядке.

 

Электронные проверки

С 01.01.2015 г. на электронные проверки могут претендовать не только плательщики единого налога, но и субъекты хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса. И у первых и у вторых должна быть незначительная степень риска (см. п.п. 3.2.3 Методрекомендаций № 553).

Таблица 1. Кто такие субъекты микро-, малого и среднего бизнеса

Критерии

Субъект микро-предпринимательства

Субъект малого предпринимательства

Субъект среднего предпринимательства

Годовой доход*

не превышает 2 млн евро

не превышает 10 млн евро

больше 10 млн евро, но не выше 50 млн евро

Средняя численность работников за год**

не превышает 10 чел.

не превышает 50 чел.

больше 50 чел., но не выше 250 чел.

* Определено по среднегодовому курсу НБУ. Алгоритм определения среднегодового курса см. в письме НБУ от 22.03.2004 г. № 13-410/1390. Средний курс евро за год см. на официальном сайте НБУ (www.bank.gov.ua/files/Exchange_r.xls).

** Как рассчитать среднеучетное количества работников, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 52, с. 10.

 

Чем проверка хороша? По ее результатам налоговый орган не начисляет какие-либо штрафные санкции. Исправление допущенных ошибок проводится фактически по той же процедуре, что и при самостоятельном их выявлении.

На основании изложенных в справке данных налогоплательщик может подать уточняющий расчет в течение 20 рабочих дней после даты составления справки о проведении электронной проверки (п. 50.3 НКУ). Соответственно, налогоплательщик в данном случае уплачивает только 3 % (5 %) от суммы заниженного обязательства и пеню (п. 50.1 НКУ).

Заметьте! Если уточняющий расчет не будет предоставлен в указанные сроки, контролирующий орган имеет право на проведение внеплановой проверки налогоплательщика за соответствующий период (п. 50.3 НКУ). И тогда за выявленные нарушения штрафные санкции будут применяться в обычном порядке.

Внимание! Инициирование электронных проверок оправдано в ситуации, когда налогоплательщик ожидает, что в ближайшем будущем у него будет проверка. Например, когда его длительное время не проверяли, или же он собирается ликвидироваться. Подробнее о порядке проведения см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 4, с. 31.

 

Налог на прибыль

Ставка налога на прибыль. В 2015 году, как и в 2014 году, ставка налога будет составлять 18 %, а для субъектов индустрии программной продукции, применяющих особые правила налогообложения, предусмотренные в п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ, — 5 % (см. п. 10 подразд. 4 разд. XX НКУ, ср. 025069200). Напомним, что льготный режим налогообложения для субъектов программной индустрии действует аж до 01.01.2023 г.

А прибыль от ценнобумажных операций продолжит облагаться по ставке 18 % (п.п. 153.8.3 НКУ). Заметим, что по такой ставке ценнобумажная прибыль облагается с 03.08.2014 г. (см. письмо ГФСУ от 06.11.2014 г. № 9666/7/99-99-19-02-01).

 

Отмена льготы для книгоиздателей

От обложения налогом на прибыль освобождалась прибыль издательств, издательских организаций и предприятий полиграфии, полученная ими от деятельности по изготовлению на территории Украины книжной продукции (кроме продукции эротического характера). Такой бонус был закреплен временно и действовать ему осталось недолго, только до конца 2014 года (п. 18 подраздела 4 раздела XX НКУ).

С января 2015 года освобождение от налогообложения у книгоиздателей прекратится и налогооблагать прибыль придется на общих основаниях

Обратите внимание! Согласно Указу Президента Украины «О некоторых мерах по государственной поддержке книгоиздательского дела и популяризации чтения в Украине» от 19.06.2013 г. № 336/2013 правительство должно инициировать продолжение льготного налогообложения субъектов издательского дела до 2019 года. Будет ли данная инициатива поддержана новым правительством — поживем — увидим.

Скажем только, что надежда есть. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект от 09.12.2014 г. № 1316 (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=52779). В нем предлагается освободить от налогообложения прибыль издательств, издательских организаций, предприятий полиграфии, распространителей книжной продукции, полученную ими от деятельности по изготовлению на территории Украины книжной продукции и распространению книжной продукции, произведенной в Украине, кроме продукции эротического характера.

Указанная норма планируется вместо нормы п. 18 подразд. 4 разд. XX НКУ, которая, как мы уже сказали, носит временный характер и действует до 01.01.15 г.

 

Отмена специального годового периода для космосубъектов

С 01.01.2015 г. субъекты космической деятельности, которые:

— получили лицензию на право ее осуществлять и 

— принимают участие в выполнении международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, по вопросам космической деятельности по созданию космической техники,

обязаны будут определять налоговые обязательства по налогу на прибыль в общем порядке

Ориентироваться в этом деле им теперь придется на общий п. 57.1 НКУ.

Льгота, даровавшая им годовой период, чтобы определить налоговые обязательства по налогу на прибыль, действует до 1 января 2015 года (п. 20 подразд. 4 разд. XX НКУ).

 

НДС

Спецсчета и прочие изменения Закона № 1621

С 01.01.2015 г. вступает в силу Закон № 1621. Однако на сайте ВРУ зарегистрирован законопроект от 01.12.2014 г. № 1141, и он стремится отменить ряд положений из Закона № 1621. Поэтому на момент подготовки сегодняшнего номера очень сложно сказать, что будет дальше (особенно с учетом того, что в ГФСУ признают технические сложности внедрения с 01.01.2015 г. всех норм Закона № 1621). Давайте рассмотрим, какие нововведения предусматривает Закон № 1621 с 01.01.2015 г. и что предлагает законопроект № 1141.

1. Новый предел для обязательной НДС-регистрации. С 1 января 2015 года Закон № 1621 намерен повысить его с 300 тыс. грн. до 1 млн грн. Эта норма хороша для тех, кто хочет работать на общей системе, сохраняя за собой «безНДСный» статус. Однако, увы, законопроект эту норму отменяет. Равно как отменяет и следующие положения Закона № 1621.

2. Получение услуг от нерезидента. При получении облагаемых услуг от нерезидента с местом их поставки на территории Украины вы обязаны отразить НДС-обязательства. В следующем же периоде вы вправе включить эту сумму в состав налогового кредита (при соблюдении общих условий для его отражения). Такие правила сохраняются до конца 2014 года.

С 01.01.2015 г. налоговый кредит по услугам, полученным от нерезидента, можно будет отразить в том же периоде, в котором отражаются и НДС-обязательства

Правда, для этого придется соблюдать дополнительное условие: налоговую накладную, составленную на операцию по получению услуг от нерезидента, нужно успеть зарегистрировать в ЕРНН.

Но законопроект № 1141 отменяет эту норму.

3. Приложение Д8. С 01.01.2015 г. приложение Д8 никуда не денется из состава налоговой отчетности по НДС. Просто покупатель не сможет с его помощью поставить налоговый кредит по «испорченной» налоговой накладной: не выписанной, неправильно выписанной, не зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН).

Жалоба на поставщика (Д8) больше не спасет налоговый кредит

Обновленный п. 201.10 НКУ такой возможности уже не предусматривает.

Покупателю остается только:

— либо уповать, что поставщики поймут и не подведут;

— либо подстраховываться условиями договоров, «вкрутив» в них «наказание» за «порчу» налогового кредита;

— либо пугать поставщиков документальной внеплановой выездной проверкой (п. 201.10 НКУ) и админштрафом по ст. 1631 КоАП.

Учтите, что законопроект № 1141 отменяет эту норму — «спасет» налоговый кредит.

4. НДС-отчетность только электронная. С 01.01.2015 г. Закон № 1621 диктует подавать контролерам НДС-отчетность только в электронной форме (п. 49.4 НКУ). Отметим, что подавляющее большинство плательщиков НДС уже давно поступает так.

5. Электронные НН и РК. Налоговые накладные (в том числе и расчеты корректировки к налоговым накладным) должны составляться только в электронной форме (по всем правилам, т. е. с проставлением электронной подписи). Бумажная форма должна кануть в Лету.

Причем из п. 201.1 НКУ должна исчезнуть фраза о том, что налоговые накладные предоставляют «по требованию покупателя (получателя)».

Под электронность налоговой накладной и внедрение электронного администрирования НДС Минфин утвердил новую форму налоговой накладной и Порядок ее заполнения, которые будут применяться с 01.01.2015 г. (см. приказ Минфина Украины от 14.11.2014 г. № 1129).

6. НН и РК только через ЕРНН. С 01.01.2015 г. повально все (!) налоговые накладные и расчеты корректировки к ним (об этом будет прямо сказано в п. 192.1 НКУ) придется регистрировать в ЕРНН.

Планируется регистрация всех НН и РК независимо от суммы НДС

Заметим, что срок для регистрации остался прежним 15 календарных дней, следующих за днем составления налоговой накладной/расчета корректировки.

Обратите внимание: необходимость регистрации должна затронуть даже налоговые накладные, которые не выдают покупателю. Например, НН при условной поставке (п. 198.5 НКУ), при поставке услуг на территории Украины нерезидентами (п. 208.2 НКУ), при аннулировании НДС-регистрации.

То же самое касается и расчета корректировки. Важно, что законопроект № 1141 отменяет эту норму.

7. Условия для регистрации НН. Закон № 1621 планирует внедрить ограничение по сумме НДС, на которую можно выдать налоговую накладную (п. 2001.3 НКУ). Под «выдать» понимаем зарегистрировать в ЕРНН (ведь, как мы уже отметили, все налоговые накладные будут подлежать регистрации). Этот предел (на каждый момент времени) планировали определять по формуле.

Выдать налоговую накладную можно только на сумму, равную или меньшую суммы формулы (подробнее о расчете этой суммы см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 84, с. 36 и № 86, с. 10). И эту норму законопроектом № 1141 предлагается отменить.

8. СЭА и электронные счета по НДС. Планируют внедрить систему электронного администрирования (СЭА) и электронных счетов по НДС. Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость уже утвержден постановлением КМУ от 16.10.2014 г. № 569 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 88, с. 5). В этой системе должны собираться сведения о суммах НДС, которые проходят через плательщика НДС, а также о том, на какую сумму НДС плательщик вправе выдавать налоговые накладные и зарегистрировать их в ЕРНН.

Собираются открыть электронные счета по НДС (автоматически, бесплатно) всем плательщикам уже в канун нового года — до 25.12.2014 г.

Планируется уплачивать НДС не напрямую с текущего счета, а через электронный счет в СЭА

Сумму, требуемую для погашения НДС-обязательств, планируется получать с текущего счета. А в бюджет эта сумма должна попадать уже без вашего участия на основании специального реестра, передаваемого налоговиками в банк.

Важно, что законопроект № 1141 предлагает отмену этих спецсчетов.

9. Бюджетное возмещение по-новому.

Планируется, что возникший по состоянию на 01.01.2015 г. отрицательный НДС никуда не пропадет:

— заявленное бюджетное возмещение будет возмещено плательщикам по «старым» правилам, т. е. по правилам, действовавшим до 01.01.2015 г. (п. 1 разд. II Закона № 1621);

— образовавшийся на 01.01.2015 г. переходящий «минус», т. е. отрицательное значение (строка 20.2) или остаток отрицательного значения после бюджетного возмещения (строка 24) будут учитываться в порядке, который должны утвердить налоговики.

С 01.01.2015 г. планировалось изменить условия и порядок предоставления автоматического бюджетного возмещения.

Очень важно! Новшество из Закона № 1621, которое законопроект не затронул, — касается определения базы для НДС. Отменять его не собираются.

Так, с 01.01.2015 г. база для определения налоговых обязательств по НДС, как и прежде, будет определяться исходя из договорных цен (а для контролируемых операций — не ниже обычных цен). Но в то же время она должна быть:

1) для товаров/услуг — не ниже цены покупки таких товаров/услуг;
2) для необоротных активов — не ниже балансовой (остаточной) стоимости по данным бухучета на начало отчетного периода, в течение которого осуществлялась такая операция

Учтите! Если учет необоротных активов отсутствует — то не ниже обычной цены. Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 102, с. 5 

Исключений из этого правила два: поставка товаров/услуг по госрегулируемым ценам (к примеру, изделий медицинского назначения, лекарственных средств и т. п.) и поставка газа для нужд населения. При осуществлении таких операций ориентироваться нужно, в общем случае, лишь на договорную цену.

Обратите внимание! Применять новое правило, установленное для определения базы для НДС, придется только к тем операциям, первое событие по которым наступит 1 января 2015 года и позже.

Другое дело, если вы в НДС-учете используете кассовый метод определения налоговых обязательств по НДС. Тогда ориентироваться нужно будет на дату поступления оплаты.

 

Зерновая НДС-льгота

С 01.01.2015 г. вместо временной зерновой льготы, установленной п. п. 151 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, заработает НДС-льгота из п. 197.21 НКУ*.

* Хотя есть в задумке у правительства до 2017 года оставить льготу, предусмотренную п. 151 подразд. 2 разд. ХХ НКУ (см. https://drive.google.com/file/d/0B_c1RYU3awKpeWkycE80c2tVOTg/view?pli=1).

С нового года под освобождение от НДС попадут операции по поставке на таможенной территории Украины и вывозу в таможенном режиме экспорта:

зерновых культур товарных позиций 1001-1008 согласно УКТ ВЭД и технических культур товарных позиций 1205 и 1206 согласно УКТ ВЭД.

Исключение составят:

— поставки и вывоз в таможенном режиме экспорта таких зерновых и технических культур сельхозпредприятиями-производителями и предприятиями, которые непосредственно приобрели такие зерновые и технические культуры у сельхозпредприятий-производителей;

— поставки таких зерновых и технических культур Аграрным фондом в случае их приобретения с НДС.

Обратите внимание! Эта льгота не распространяется на операции по поставке зерновых культур товарной позиции 1006 (рис) и товарной подкатегории 1008 10 00 00 (гречка) согласно УКТ ВЭД. Такие операции облагают НДС в общем порядке. Подробнее об изменениях в зерновой НДС-льготе см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 75, с. 4.

 

Не будет льготы для автомобилей «скорой помощи»

С 01.01.2015 г. при поставке автомобилей «скорой помощи» на территории Украины будет начисляться НДС (причем база его начисления должна быть не ниже цены покупки).

Напомним, что автомобили «скорой помощи» (товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД), которые предназначались для использования учреждениями здравоохранения и приобретались за счет бюджетных средств (средств государственного и местных бюджетов или по заказу соответствующих распорядителей бюджетных средств), попадали под двойную льготу.

В период с 01.12.2013 г. до 01.01.2015 г.

— их поставка (ввоз) освобождалась от НДС (п. 25 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);

— их ввоз освобождался от обложения акцизным налогом (п. 4 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

 

Издательские НДС-льготы

01.01.2015 г. истекает срок действия «временных» льгот:

— из п. 5 подразд. 2 разд. ХХ НКУ — установленной для резидентов, одновременно совмещающих издательскую деятельность, деятельность по изготовлению, распространению книжной продукции и производству бумаги и картона;

— из п. 6 подразд. 2 разд. ХХ НКУ — установленной для операций с книжной продукцией у издателей, изготовителей и распространителей;

— из п. 7 подразд. 2 разд. ХХ НКУ — установленной для импортеров/поставщиков продукции для использования в издательской деятельности и деятельности по изготовлению книжной продукции.

С 01.01.2015 г. в распоряжении субъектов хозяйствования останется только «печатная» льгота из п.п. 197.1.25 НКУ. Подробнее о ней см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 98, с. 17.

Причем учтите! Есть зарегистрированный законопроект от 09.12.2014 г. № 1316 (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=52779). В нем предлагается п.п. 197.1.25 изложить в новой редакции и тем самым освободить от обложения НДС не только операции по поставке периодических изданий, книг и другой предусмотренной законопроектом издательской продукции, но и изготовление такой продукции на таможенной территории Украины.

 

Отмена спецрежима для переработчиков

С 01.01.2015 г. прекращает свое действие специальный режим обложения НДС перерабатывающих предприятий (п. 1 подразд. 2 разд. XX НКУ). Напомним, суть этого спецрежима заключалась в господдержке отечественного животноводства. Схема его реализации была такова: «поддерживающие» выплаты животноводам проводили непосредственно переработчики, за счет средств, не поступивших ввиду применения спецрежима в госбюджет.

Под спецрежим попадали операции по поставке переработчиками собственной произведенной продукции: молока, молочного сырья, молочных продуктов, мяса, мясопродуктов, другой продукции переработки животных (шкур, субпродуктов, мясо-костной муки). Подробнее о нем см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 46, с. 27.

 

Безальтернативные НДС-льготы

Для остальных льготников отметим такой момент. С 01.01.2015 г. перестанут действовать некоторые из временных НДС-льгот, в частности:

— «космическая» НДС-льгота (п. 3 подразд. 2 разд. XX НКУ);

— «кожано-шкуряная» НДС-льгота (п. 16 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);

— «металлоломная» и «макулатурная» НДС-льгота (п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ)*.

* Хотя в перспективе у правительства есть намерения продлить эту льготу до 2017 года (см. https://drive.google.com/file/d/0B_c1RYU3awKpeWkycE80c2tVOTg/view?pli=1).

Альтернативы этим льготам, к сожалению, в НКУ пока нет.

 

Налог на доходы физических лиц

Налоговые социальные льготы и предельный размер дохода, дающий право на их применение. Налоговая социальная льгота (далее — НСЛ) — это сумма, на которую может быть уменьшен общий месячный налогооблагаемый доход плательщика налога, полученный от одного работодателя в виде заработной платы.

Размеры НСЛ определены п. 169.1 НКУ и зависят от размера прожиточного минимума (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года. Этот же показатель, но не установленный, а действующий на 1 января отчетного налогового года, необходим для расчета предельного размера дохода, дающего право на НСЛ.

Где искать прожиточный минимум? В законе о Государственном бюджете на соответствующий бюджетный год. Но вот незадача, такой закон на 2015 год, к сожалению, пока не принят.

Как быть, если 2015 год начнется без вступившего в силу закона о Госбюджете на 2015 год? В этом случае нам с вами с 1 января 2015 года и до момента вступления в силу этого закона прожиточный минимум придется применять в размере, действовавшем в декабре 2014 года. Именно так требует поступать п. 4 ч. 2 ст. 41 БКУ.

На весь 2014 год был установлен прожиточный минимум для трудоспособных лиц в едином размере — 1218 грн. Однако это не означает, что до момента установления прожиточного минимума на 2015 год размеры НСЛ-2015 и НСЛ-2014 будут равны. Все дело в том, что с 1 января 2015 года вступает в силу п.п. 169.1.1 НКУ. А это означает, что размер обычной НСЛ будет равен 100 %* (а не 50 %, как было по 31 декабря 2014 года) размера прожиточного минимума для работоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года. То есть прожиточный минимум тот же, а размеры НСЛ разные.

* Вместе с тем есть вероятность, что введение льготы в размере 100 % перенесут еще на один год. В случае внесения таких изменений в НКУ, до 31 декабря 2015 года льгота будет предоставляться в размере 50 % прожитминимума, установленного на 1 января 2015 года.

Показать на цифрах? Смотрите таблицу ниже.

Таблица 2. Размеры НСЛ в 2014 и 2015 годах

Вид НСЛ (норма НКУ)

Размер НСЛ в 2014 году, грн.

Размер НСЛ в 2015 году ДО вступления в силу закона о Госбюджете на 2015 год, грн.

Обычная НСЛ (п.п. 169.1.1 НКУ)

609,00

1218,00

Обычная НСЛ на детей (п.п. 169.1.2 НКУ)

609,00 х количество детей в возрасте до 18 лет

1218,00 х количество детей в возрасте до 18 лет

Повышенная НСЛ на детей (пп. «а» и «б» п.п. 169.1.3 НКУ)

913,50 х количество детей в возрасте до 18 лет

1827,00 х количество детей в возрасте до 18 лет

Повышенная НСЛ (пп. «в» — «е» п.п. 169.1.3 НКУ)

913,50

1827,00

Максимальная НСЛ (п.п. «а» — «ґ» п.п. 169.1.4 НКУ)

1218,00

2436,00

 

Если до начала 2015 года не примут закон о Госбюджете, то предельный размер дохода, дающий право на применение НСЛ, с 1 января 2015 года останется 1710 грн. (для детской НСЛ (1710 грн. х количество детей)).

Налоговый расчет по форме № 1ДФ. Еще с отчета за 3 квартал 2014 года мы ждем новую форму Налогового расчета. В этом отчете нужно отражать суммы удержанного ВС, а на данный момент такой возможности нет. Налоговики консультируют так: до вступления в силу новой формы отчитываться нужно по старой (без упоминания о суммах ВС). Однако, после того, как форму официально обновят, придется подать «уточненку». При подаче уточняющего расчета штрафы обещают не применять (http://press.liga.net/conf/sergey_naumov_30092014). Надеемся новая форма № 1 ДФ появится до окончания подачи отчета за 4 квартал 2014 года, а именно не позднее 9 февраля 2015 года.

 

ФСН

Новая база

С 01.01.2015 г. в соответствии с новой редакцией п. 303.1 НКУ базой обложения фиксированным сельскохозяйственным налогом (далее — ФСН) будет нормативная денежная оценка 1 гектара сельхозугодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений). При этом учитывается коэффициент индексации, определенный по состоянию на 1 ян­варя базового налогового (отчетного) года в соответствии с порядком, установленным разд. XIII НКУ.

В аналогичном порядке (т. е. с учетом коэффициента индексации) должна определяться и база обложения ФСН земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) исходя из нормативной денежной оценки одного гектара пашни в АР Крым или в области.

Обратите внимание! Разделом XIII НКУ, на который есть прямая ссылка касательно порядка определения коэффициента индексации по состоянию на 1 января базового налогового (отчетного) года, установлено (см. п. 289.2 этого Кодекса), что такой коэффициент применяется кумулятивно. Причем коэффициент кумулируется в зависимости от даты проведения нормативной денежной оценки земель.

То есть определять коэффициент придется как произведение коэффициентов индексации за каждый год с даты проведения НДО земли

Кроме того, плательщикам ФСН с начала 2015 года придется применять также и коэффициент 1,756, предусмотренный абзацем вторым п. 5 и п. 191 Методики нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденной постановлением КМУ от 23.03.95 г. № 213.

В итоге, с 01.01.2015 г., по самым скромным подсчетам, под влиянием общего влияния кумулятивного коэффициента индексации и коэффициента 1,756 налоговая нагрузка по уплате ФСН увеличится приблизительно раз в 6 (а то и больше, в зависимости от того, каким выведут размер коэффициента индексации за 2014 год).

 

Налог на недвижимость

Новая форма отчетности

Учитывая требования п. 46.6 НКУ, юридические лица — плательщики налога на недвижимость начиная с 1 января 2015 года будут отчитываться по новой форме Налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Отметим: она утверждена приказом от 01.07.2014 г. № 735.

Основная поправка: из декларации убрали графу о жилой площади недвижимости

Ведь в новом году базой обложения налогом на недвижимость будет общая, а не жилая площадь объекта. Подробнее о последних новшествах, произошедших в части взимания этого налога, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 32, с. 40.

 

Земельный налог

Сдаем помещение в аренду — применяем коэффициент функционального использования земли

С 01.01.2015 г. вступает в силу норма п. 276.5 НКУ (см. п. 1 разд. XIX НКУ). Согласно этой норме в случае предоставления в аренду (1) земельных участков (в пределах населенных пунктов), (2) отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками и землепользователями, налог за площади, предоставляемые в аренду, придется рассчитывать

с учетом применения коэффициента функционального использования (КФИ) таких площадей, в зависимости от вида экономической деятельности арендатора

То есть с 1 января 2015 года земельный налог исчисляется:

— за земельные участки, нормативная денежная оценка (НДО) которых проведена, — в размере 1 % от НДО, определенной с учетом применения соответствующего КФИ этих площадей в зависимости от вида экономической деятельности арендатора;

— за земли, расположенные в пределах населенных пунктов, НДО которых не проведена,* — по средним ставкам (в гривнях за 1 кв. метр), определенным в зависимости от численности населения с применением соответствующих коэффициентов.

* Заметим, что в Украине таких земель и таких населенных пунктов уже нет. И хотя норма такая есть (ст. 275 НКУ), но она мертвая.

За определением площади земельных участков под переданными в аренду зданиями, сооружениями (их частями) налоговики предлагают обращаться к государственному кадастровому регистратору (см. письмо Министерства доходов и сборов Украины от 27.02.2014 г. № 3851/6/99-99-15-03-01-15// «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 74, с. 9).

Учтите! С этой даты заработает и сопряженная норма п. 287.7 НКУ, в которой идет речь о моменте начала исчисления земельного налога арендодателями: «налог за площади, предоставляемые в аренду, исчисляется с даты заключения договора аренды земельного участка или с даты заключения договора аренды зданий (их частей)».

 

Отмена льготы для космосубъектов

С 01.01.2015 года субъекты космической деятельности теряют льготу по уплате земельного налога. Напомним, на время действия ратифицированных ВРУ международных договоров, но не позднее 01.01.2015 г., резиденты — субъекты космической деятельности, которые (п. 1 подразд. 6 разд. XX НКУ):

1) получили лицензию на право осуществления космической деятельности;

2) принимают участие в реализации ратифицированных Верховной Радой Украины международных договоров (соглашений) Украины по вопросам космической деятельности по созданию космической техники (включая агрегаты, системы и их комплектующие для космических комплексов, космических ракет-носителей, космических аппаратов и наземных сегментов космических систем),

освобождались от уплаты земельного налога за земельные участки производственного назначения

Перечень субъектов космической деятельности, которые до 01.01.2015 г. освобождались от уплаты земельного налога за земельные участки производственного назначения, приведен в приложении к постановлению КМУ в редакции от 01.04.2013 г. № 258.

С нового года космосубъектам из этого перечня платить земельный налог за земельные участки производственного назначения придется в общем порядке.

 

Плата за недра

Каких-либо глобальных изменений, которые затронули бы значительное число плательщиков этого общегосударственного налога, не произойдет. Просто временные ставки для добычи нефти, конденсата, газа природного, железной руды, внедренные с 3 августа 2014 года Законом № 1621, прекратят свое существование (см. подразд. 91 разд. ХХ НКУ).

Поэтому с 01.01.2015 г. возвращаемся к ставкам, приведенным в п.п. 263.9.1 НКУ. И применяем только их.

 

То ли еще будет...

Завершая обсуждение грядущих налоговых изменений, напоследок хотим вас предупредить: КМУ готовит масштабные изменения в НКУ, которые затронут:

— налог на прибыль. Планируется вести учет этого налога по стандартам бухучета, при этом за базу обложения брать финансовый результат, определенный в бухучете;

— единый налог. Планируется соединить в одно целое единый налог и ФСН, оставив три группы для «обычных» субъектов хозяйствования, а четвертую выделив отдельно для сельхозпроизводителей;

— сокращение количества налогов и сборов. Планируется 6 видов сборов ликвидировать, а 13 трансформировать в 5. Но пока эти фантазии не дошли даже до стадии законопроектов. Поэтому следите за нашими публикациями.

Теги налоги
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить