Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Квартал — для расставанья... или ТОП-10 вопросов на прощанье о Реестре

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Октябрь, 2014/№ 82
Печать
Считанные месяцы остаются до того, как плательщики НДС перестанут вести Реестр выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр). По правде говоря, в такое верится с трудом! Для многих он уже стал почти родным. Сколько всего с ним было пережито! С завидной регулярностью он как великий модник неустанно обновлялся: то косметически, то более масштабно. Но время не стоит на месте: на смену ему придет электронный документооборот. Поэтому давайте напоследок еще раз отметим важные моменты ведения Реестра. Ну и, конечно же, заглянем в будущее, чтобы узнать, что ждет нас впереди.

Заполнение пустых ячеек

Как заполнять пустые графы Реестра при отсутствии показателей? Нужно ли в них проставлять нули или прочерки?

 

При отсутствии данных для заполнения соответствующие графы Реестра не заполняются (остаются пустыми). Правда, в Порядке № 708 этот момент никак не уточняется, из-за чего, по-видимому, и возник вопрос. Включить в него на этот счет какую-либо оговорку нормотворцы, судя по всему, забыли. В отличие, скажем, от посвященного налоговой накладной Порядка № 10. В его п. 14 прямо оговорено: в клеточках налоговой накладной (НН), не подлежащих заполнению, нули, прочерки и другие знаки или символы не проставляются.

Приятно, что наконец-то в своих консультациях налоговики стали высказываться также и насчет Реестра. Как разъясняют контролеры,

при отсутствии показателей графы Реестра не заполняются

При этом никаких отметок в пустых графах проставлять не нужно (см. консультации с таким выводом в подкатегории 101.21 БЗ).

Напомним, что еще не так давно налоговики в пустых графах Реестра рекомендовали ставить «0» (ноль). Благо сейчас от таких своих странных выводов контролеры отказались. И консультация, требующая в пустых графах проставлять нули, сегодня уже значится в «недействующих». Так что вопрос благополучно разрешился и снят с повестки дня.

Хотя существуют исключительные случаи, когда нули (в некоторые графы) заносить-таки придется. Требование (при покупках) проставлять нули (в графах 10, 12, 14 и 16 раздела II Реестра) по-прежнему сохранилось в отношении: (1) необъектных и льготных (освобожденных от НДС) покупок товаров/услуг и необоротных активов у плательщиков НДС, а также (2) покупок у неплательщиков НДС* (п. 2 разд. IV Порядка № 708). Поэтому в таких случаях уже никуда не деться — в указанных графах раздела II Реестра, придерживаясь Порядка № 708, действительно нужно ставить «0».

* То есть когда в графе 5 «вид документа» раздела II Реестра стоит буквенное обозначение «НП».

Подача Реестра, если не было деятельности

Предприятие — квартальный плательщик НДС. В сентябре деятельность не велась (не было ни покупок, ни продаж). Нужно ли нам за сентябрь сдавать пустой Реестр?

 

Пустой Реестр за сентябрь в этом случае подать придется. Давайте разберемся почему.

Напомним, что все без исключения плательщики (включая и квартальщиков) должны ежемесячно в сроки, установленные для подачи налоговой отчетности за календарный месяц, подавать Реестр в электронном виде налоговикам (п. 201.15 НКУ). Поэтому за каждый (!) месяц отчетного квартала квартальщики должны подавать Реестр — не позже 20 числа следующего месяца.

Вдобавок важно то, что сам Реестр является неотъемлемой (!) частью НДС-отчетности (п. 10 разд. I Порядка № 678). И за его непредоставление налоговики грозят штрафом по п. 121.1 НКУ (как за неподачу копий регистров, необходимых для уплаты налогов) в размере 510 грн. (см. подкатегорию 101.31 БЗ).

При этом никакого освобождения от его подачи в случае отсутствия деятельности ни Порядком № 708, ни Порядком № 678 не предусмотрено. Наоборот, п. 13 разд. III Порядка № 678 (правда, в отношении НДС-декларации) прямо оговаривает, что она подается налогоплательщиком за отчетный период независимо от того, вел ли налогоплательщик в этом периоде хозяйственную деятельность или нет.

А вот как быть в таком случае с Реестром, налоговики разъяснили в подкатегории 101.21 БЗ (правда, судя из консультации, адресована она, в первую очередь, месячным плательщикам). Как отмечают контролеры, даже если декларация подается с прочерками, к ней все равно необходимо приложить пустой Реестр. Таким образом, подать Реестр нужно в любом случае, даже при отсутствии деятельности.

Аналогичный подход необходимо взять на вооружение и квартальщикам. Поэтому если в каком-то из месяцев (как в вопросе) у квартальщика наступило «затишье» (не наблюдалось ни покупок, ни продаж), то за такой «безрезультатный» месяц квартальщику все равно нужно подать пустой Реестр. Так что подать пустой Реестр за сентябрь (не позже 20 октября 2014 года) квартальщику придется. Тем более, что тогда ситуация для вас штрафоопасной не окажется.

Поставки неплательщикам НДС/итоговые НН

Как в разделе I Реестра отражают поставки неплательщикам НДС, а также итоговые налоговые накладные, выписанные за день? Какой ИНН покупателя указывают в Реестре в таком случае?

 

При отражении в разделе I Реестра поставок неплательщикам НДС (в том числе включаемых в итоговые НН) обратите внимание на следующие особенности:

в графе 4 в таком случае приводится буквенное обозначение выписываемой налоговой накладной (НН) с соответствующим типом причины (п. 2 разд. III Порядка № 708):

«ПНП02»/«ПНПЕ02» — поставка неплательщику налога;

«ПНП03»/«ПНПЕ03» — поставки товаров/услуг в счет оплаты труда физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком налога;

«ПНП11»/«ПНПЕ11» — НН, составленная по ежедневным итогам операций;

в графе 5 соответственно под каждый случай делается запись:

«Поставка неплатнику податку»;

«Натуральна виплата в рахунок оплати праці фізичним особам»;

«Щоденний підсумок операцій».

Заметьте: что в п. 2 разд. III Порядка № 708 на этот счет ничего не уточняется. Там только «в общем» говорится, что в графе 5 раздела I Реестра указывают наименование (Ф.И.О. — для физлица-предпринимателя) покупателя. Вместе с тем на то, что в наших случаях в графу 5 нужно вносить именно такие записи («Поставка неплатнику ПДВ», «Щоденний підсумок операцій» и т. п.), указывали сами налоговики в своих консультациях из подкатегории 101.21 БЗ. Поэтому остается лишь последовать таким «ЦУ» от контролеров;

в графе 6 во всех этих случаях проставляют условный ИНН «400000000000» (п. 11 Порядка № 10, см. также подкатегорию 101.21 БЗ).

Остальные графы Реестра заполняют в общем порядке.

Пример 1. С учетом сказанного НН № 63 от 22.09.2014 г. на сумму 600 грн. (выписанную на поставку неплательщику НДС) и НН № 64 от 23.09.2014 г. на сумму 5400 грн. (выписанную по ежедневным итогам операций) в разделе I Реестра продавец покажет так:

 

Розділ I. Видані податкові накладні

1

2

3

4

5

6

7

8

9

63

22.09.2014

63

ПНП02

Поставка неплатнику податку

400000000000

600

500

100

64

23.09.2014

64

ПНП11

Щоденний підсумок операцій

400000000000

5400

4500

900

 

Поставки лекарств и медизделий

Как в Реестре отражаются поставки лекарственных средств и медизделий, облагаемые НДС по ставке 7 %?

 

Напомним, что с 01.04.2014 г. для лекарств и мед­изделий ввели 7 % НДС (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 30, с. 19; № 60, с. 20; № 76, с. 21). Поэтому при заполнении раздела I Реестра учтите следующие особенности:

в графе 3 указывают порядковый номер «лекарственной» НН (с проставленной после дроби специальной отметкой «7»);

в графе 7 приводят общую стоимость поставленных лекарств и медизделий (с НДС по ставке 7 %);

в графе 9 отражают сумму НДС, посчитанную как 7 % х графа 10 (база обложения);

в графе 10 показывают базу обложения, т. е. стоимость лекарственных средств и медизделий без НДС.

Оставшиеся графы раздела I Реестра заполняют в общем порядке.

Пример 2. С учетом сказанного поставку лекарственных средств покупателю ООО «Старт» (ИНН — 222222222221) по НН № 20/7 от 15.09.2014 г. на сумму 1070 грн. (в том числе 7 % НДС — 70 грн.) в разделе I Реестра продавец покажет так:

 

Розділ I. Видані податкові накладні

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

20

15.09.2014

20/7

ПНП

ТОВ «Старт»

222222222221

1070

 

70

1000

 

Во всяком случае, именно таким образом заполнять Реестр советуют налоговики (см. письмо Миндоходов от 04.04.2014 г. № 7860/7/99-99-04-02-14 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 30, с. 5). Поэтому возьмите на заметку: «лекарственные» обороты попадают в «нулевую» графу 10 раздела I Реестра, отведенную для операций, облагаемых по нулевой ставке НДС. Все потому, что и в самой «лекарственной» НН эти объемы налоговики рекомендуют отражать в «нулевой» колонке 9 (отведенной для внутриукраинских поставок, облагаемых по ставке 0 % НДС). Так что тут связь НН с Реестром налицо.

Добавим, что по этой же причине поставки лекарств и медизделий отражают в «нулевой» строке 2.2 декларации по НДС (письмо Миндоходов от 06.05.2014 г. № 10295/7/99-99-19-04-02-17 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 40, с. 8).

А вот у покупателя лекарств каких-либо нюансов не возникнет. Суммы из «лекарственной» НН, как и по большинству других покупок, попадут в графы 8, 9, 10 раздела II Реестра. Разве что изюминкой такой НН окажется порядковый номер, содержащий через дробь отметку «7».

Пример 3. Полученная от продавца ООО «Марс» (ИНН 111111111112) «лекарственная» НН № 20/7 от 15.09.2014 г. в разделе II Реестра покупателя отразится так:

 

Розділ II. Отримані податкові накладні

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

48

15.09.2014

15.09.2014

20/7

ПНП

ТОВ «Марс»

111111111112

1070

1000

70

 

Экспорт/импорт в Реестре

Предприятие занимается ВЭД. Как в таком случае в разделе I Реестра правильно показывать экспортные, а в разделе II Реестра — импортные операции?

 

Отличительной особенностью таких ВЭД-операций будет то, что и в первом, и во втором случае (т. е. как при экспорте, так и при импорте) записи в Реестр вносят на основании соответствующей (экспортной/импортной) таможенной декларации (ТД). Хотя при экспорте, заметим, все равно придется выписать «экспортную» НН (с типом причины «07», см. п. 10 Порядка № 10). Только вот, в раздел I Реестра вместо нее согласно правилам (п. 2 разд. III Порядка № 708) попадут номер и буквенное обозначение экспортной таможенной декларации.

По разъяснениям налоговиков (см. консультации в подкатегории 101.21 БЗ) раздел I Реестра (при экспорте) и раздел II Реестра (при импорте) заполняют так:

Табл. Отражение экспорта/импорта в Реестре

Экспорт
(заполнение раздела I Реестра):

Импорт
(заполнение раздела II Реестра):

в графе 2 — дата составления НН, соответствующая дате вывоза, фактически подтвержденной оригиналом ТД;  
в графе 3 — номер ТД (последние шесть знаков порядкового номера ТД);
в графе 4 — обозначение «МДП» или «МДЕ»;  
в графе 5 — страна и наименование покупателя;  — в графе 6 — условный ИНН «400000000000» (п. 11 Порядка № 10);
 — в графах 7, 12 — таможенная стоимость экспортированных товаров в гривнях, исчисленная по курсу НБУ на 0 часов дня оформления ТД;  
графы 8 — 11 и 13 не заполняются

в графе 2 — дата получения ТД;
в графе 3 — дата составления ТД;
в графе 4 — номер ТД (последние шесть знаков порядкового номера ТД);
в графе 5 — обозначение «МДП» или «МДЕ»;
 — в графе 6 — страна нерезидента и наименование (Ф.И.О. /отчество — при наличии/ — для физлица) нерезидента;  
в графе 7 — условный ИНН «300000000000» (а в случае приобретения у нерезидента товаров/услуг, не предназначенных для использования в хоздеятельности, или приобретенных с целью их использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с п. 186.3 НКУ за пределами Украины, — условный ИНН «200000000000», п. 2 разд. IV Порядка № 708);
 — в графе 8 — общая сумма с учетом НДС;  
в графах 9, 11, 13 и 15 (в зависимости от направления дальнейшего использования) — стоимость товаров без НДС, исчисленная по курсу НБУ на 0 часов дня составления ТД;
в графах 10, 12, 14 и 16 — уплаченная сумма НДС, определенная исходя из стоимости, указанной в графах 9, 11, 13 и 15 (соответственно)

Подробнее об экспорте и импорте читайте соответственно «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 68, с. 21 и № 70, с. 24.

 

Пример 4. 10.09.2014 г. экспортированы товары фирме «Escada» (Польша) на сумму, эквивалентную 12500 грн. Оформлена «экспортная» электронная ТД № 101243 от 10.09.2014 г. (стоит отметка о фактическом вывозе). Выписана «экспортная» НН № 28 от 10.09.2014 г. (с типом причины «07»).

В разделе I Реестра экспорт товаров отразится так:

 

Розділ I. Видані податкові накладні

1

2

3

4

5

6

7

12

13

28

10.09.2014

101243

МДЕ

Фірма «Escada», Польща

400000000000

12500

12500

...

 

Пример 5. 27.09.2014 г. получены товары от фирмы «Welt» (Германия), импортированные 24.09.2014 г., на сумму, эквивалентную 15000 грн. (в том числе НДС, уплаченный при ввозе, — 2500 грн.). Оформлена «импортная» ТД № 009648 от 24.09.2014 г. (стоит отметка о ввозе).

В разделе II Реестра импорт товаров отразится так:

 

Розділ II. Отримані податкові накладні

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

51

27.09.2014

24.09.2014

009648

МД

Фірма «Welt», Германия

300000000000

15000

12500

2500

 

Условная поставка при аннулировании НДС-регистрации

Как в разделе I Реестра отражается условная поставка товарных остатков и необоротных активов, числящихся в учете плательщика на день аннулирования НДС-регистрации?

 

Напомним: начисления налоговых обязательств (Дт 949 — Кт 641/НДС) при аннулировании НДС-регистрации требует п. 184.7 НКУ. Конечно, начисляют обязательства (исходя из обычных цен), если «входной» НДС по оставшимся товарам/необоротным активам в свое время попал в налоговый кредит.

Тогда при аннулировании выписывают налоговую накладную с типом причины «10» (п. 10 Порядка № 10). В ее строке «Індивідуальний податковий номер покупця» проставляют условный ИНН «400000000000» (п. 11 Порядка № 10). А в графах «Особа (платник податку) — покупець», «Місцезнаходження (податкова адреса) покупця», «Номер телефону» указывают реквизиты продавца (т. е. плательщик приводит свои данные, см. подкатегорию 101.19 БЗ). Напомним также, что выписать НН при аннулировании налогоплательщик может, в частности, в последний день аннулирования НДС-регистрации (см. письмо Миндоходов от 02.07.2013 г. № 5976/6/99-99-19-04-02-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 64, с. 14).

Пример 6. Тогда НН № 348 от 30.09.2014 г., составленная при аннулировании, в разделе I Реестра отразится так:

 

Розділ I. Видані податкові накладні

1

2

3

4

5

6

7

8

9

348

30.09.2014

348

ПНП10

ТОВ «Старт»

400000000000

4800

4000

800

 

Правда, в подкатегории 101.21 БЗ все еще можно встретить консультацию, где по старинке налоговики при аннулировании советуют плательщику в графе 6 Реестра проставлять собственный ИНН. Однако полагаем, что с появлением Порядка № 10 в графу 6 правильнее переносить условный ИНН из НН — «400000000000». Подробнее обо всех нюансах аннулирования НДС-регистрации читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 17.

Ну и еще одна немаловажная деталь. Наверняка вы уже слышали, что с 01.01.2015 г. повысится порог НДС-регистрации (будет подкорректирован п. 181.1 НКУ). Так, в круг обязательных плательщиков НДС будут попадать лица с объемами налогооблагаемых операций за последние 12 месяцев свыше 1 млн грн. (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64, с. 9). Возможно, что при меньших оборотах кто-то решит проститься с НДС (соблюдая при этом всю процедуру аннулирования НДС-регистрации, в том числе помня об условной поставке). Хотя, с другой стороны, ничто не запрещает в этом случае сохранить свой НДС-статус, оставшись в рядах НДС-плательщиков добровольно, по своему желанию.

Покупки у неплательщиков

Приобрели товар у неплательщика НДС. Как эту операцию отразить в разделе II Реестра?

 

Налоговой накладной на приобретаемый товар в таком случае, разумеется, не будет. Поэтому записи в Реестр вносят на основании первичных документов (товарных накладных, товарных чеков, актов предоставленных услуг, квитанций, платежных документов и т. п.). В связи с этим в разделе II Реестра:

— в графе 2 указывают дату получения подтверждающего документа;

— в графы 3, 4 переносят соответствующие реквизиты документа (дата составления и порядковый номер);

— в графе 5 проставляют буквенное обозначение «НП» (указывающее на то, что покупка совершена у неплательщика) (п. 2 разд. IV Порядка № 708);

— в графе 6 указывают наименование (Ф.И.О. — для физлица-предпринимателя) поставщика;

— в графе 7 приводят условный ИНН «400000000000» (п. 2 разд. IV Порядка № 708);

— в графе 8 указывают общую сумму покупки;

— в графах 9, 11, 13 и 15 (в зависимости от направления дальнейшего использования) указывают стоимость товаров/услуг;

— в графах 10, 12, 14 и 16 проставляют «0» (п. 2 разд. IV Порядка № 708).

Пример 7. Приобретение у неплательщика (ФЛП Петренко Сергея Ивановича) товаров стоимостью 2000 грн. (без НДС) на основании товарной накладной № 25 от 12.09.2014 г. в разделе II Реестра отразится так:

 

Розділ II. Отримані податкові накладні

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

48

12.09.2014

12.09.2014

25

НП

Петренко Сергій Іванович

400000000000

2000

2000

0*

 

 

 

 

 

 

* С учетом требований п. 2 разд. IV Порядка № 708 в графах 10, 12, 14, 16 должны проставляться нули, но не во всех перечисленных графах одновременно, а только в той из них, где рядом стоит величина базы налогообложения (т. е. в зависимости от направления дальнейшего использования).

 

Чеки РРО (на сумму меньше/больше 240 грн.)

В один день получены два кассовых чека (с фискальным номером (ФН) и ИНН поставщика): на сумму 216 грн. (в том числе НДС — 36 грн.) и 60 грн. (в том числе НДС — 10 грн.). Можем ли мы по второму чеку отразить налоговый кредит частично (с учетом установленного предела 240 грн. в день)?

 

Увы, но отразить налоговый кредит (НК) даже частично по второму чеку не получится. Ключевым в таком случае окажется п.п. «б» п. 201.11 НКУ. Он разрешает без НН формировать НК по кассовым чекам (с ФН и ИНН) при условии, что общая стоимость товаров и услуг (с НДС) не превышает 240 грн. в день. При этом раздел II Реестра заполняют по данным чеков.

Однако если общая сумма покупки по кассовому чеку/кассовым чекам превышает (с НДС) 240 грн. в день, плательщик не имеет права отнести в НК по такому чеку/чекам ни всю сумму, ни часть (!) суммы НДС. Прямой запрет содержится в п. 2 разд. IV Порядка № 708. Об этом говорят и налоговики (см. подкатегорию 101.21 БЗ).

Поэтому НК удастся показать только по первому чеку. А вот второй кассовый чек не будет давать права на НК (в разделе II Реестра по нему нужно заполнить графы 13 и 14, п. 2 разд. IV Порядка № 708).

Пример 8. Работник подал авансовый отчет. К нему приложены два кассовых чека от 17.09.2014 г.:

— чек № 35 (с ФН № 2047001507 и ИНН 123123123123, поставщик — ФЛП Зубко Ольга Николаевна) на сумму 216 грн. (в том числе НДС — 36 грн.) и

— чек № 2196 (с ФН № 2031004464 и ИНН 343434343434, поставщик — ООО «Форт») на сумму 60 грн. (в том числе НДС — 10 грн.).

Авансовый отчет утвержден 18.09.2014 г. В разделе II Реестра кассовые чеки (первый — с правом на НК, второй — без права на НК) отразятся так:

 

Розділ II. Отримані податкові накладні

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

71

18.09.2014

17.09.2014

35

ЧК

Зубко Ольга Миколаївна

123123123123

216

180

36

 

 

 

 

 

 

72

18.09.2014

17.09.2014

2196

ЧК

ТОВ «Форт

343434343434

60

 

 

 

 

50

10

 

 

 

Исправление ошибок в Реестре

Выписанную НН по ошибке отразили в августовском Реестре с меньшей суммой (занесли 2400 грн. вместо положенных 24000 грн.). Как следствие — занизили налог за август. Как теперь исправить эту ошибку?

 

Об исправлении ошибок говорится в разд. V Порядка № 708. Там установлено, что ошибки в Реестре исправляют методом «сторно». То есть в таком случае в Реестр одновременно вносятся две записи:

— ошибочная запись (со знаком «-») и

— правильная запись (со знаком «+»).

Если исправление ошибки требует подачи уточняющего расчета (УР), то в Реестре к виду документа добавляют букву «У» (например, ПНПУ). Тогда такую сумму предстоит учесть еще отдельно и в итогах — в специальной итоговой строке «З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний (податковий) період».

При этом вместе с УР подавать какой-либо уточняющий (исправленный) Реестр не нужно. Да, к слову, и в самой шапке Реестра при всем желании не найти спецполя для проставления отметки «Уточнюючий». А сам Реестр будет подаваться вместе с декларацией за соответствующий отчетный период (квартальщиками — ежемесячно в месячные сроки) и содержать, в том числе показатели, включенные в УР.

Пример 9. В августовском Реестре по ошибке отразили НН № 62 от 14.08.2014 г. с суммой 2400 грн. (в том числе НДС — 400 грн.) вместо положенной суммы в 24000 грн. (в том числе НДС — 4000 грн.), составленную на покупателя ООО «Старт» (ИНН 222222222221). Тогда исправление допущенной ошибки в сентябрьском Реестре методом «сторно» отразится так:

 

Розділ I. Видані податкові накладні

1

2

3

4

5

6

7

8

9

36

14.08.2014

62

ПНПУ

ТОВ «Старт»

222222222221

- 2400

- 2000

- 400

37

14.08.2014

62

ПНПУ

ТОВ «Старт»

222222222221

24000

20000

4000

З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний (податковий) період

21600

18000

3600

 

Из-за допущенной ошибки налог за август оказался недоплачен (на сумму 3600 грн.). Поэтому, самоисправлясь, к «ошибочному» августу нужно подать УР. В нем — доначислить обязательства (с учетом «самоштрафа» и пени).

Заметьте, что порядковый номер исправляемой НН (в графе 3) не будет в этом случае отвечать порядковому номеру из графы 1 (п. 2 разд. III Порядка № 708). Однако в ситуациях с ошибками это допустимо.

Выше мы рассмотрели случай, когда ошибка выявлена после того, как декларация уже сдана (т. е. по истечении предельного срока подачи декларации). А вот если ошибка в поданном Реестре выявлена оперативно — до истечения предельного срока подачи декларации, исправить ее можно, подав заново НДС-отчетность. Для этого в шапке Реестра, а также в НДС-декларации и приложениях к ней ставят отметку «Х» в поле «Звітна нова». А после заново подают весь комплект НДС-отчетности, заполненной уже с правильными показателями (последний абзац п. 50.1 НКУ, п. 25 разд. III Порядка № 678; см. об этом также «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 41, с. 9).

Так что если позволяет время, можно подать новый исправленный Реестр, с верными данными вместе с новой отчетной декларацией (см. подкатегорию 101.21 БЗ). Тогда оригиналом (принятым документом) будет считаться документ, поданный налоговому органу последним до окончания предельного срока подачи отчетности, при условии, что плательщику пришла об этом вторая квитанция (п. 8 разд. III Инструкции о подготовке и предоставлении налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденной приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233).

Реестр НН: изменения-2015

Слышали, что с 01.01.2015 г. Реестра больше не будет. Планируется ли какой-либо заменитель (какой-то другой регистр, аналог) на смену этому документу?

 

Совершенно верно. С 1 января 2015 года знакомый каждому НДС-плательщику и много повидавший на своем веку Реестр выданных и полученных налоговых накладных будет отменен*. Напомним, что новации внесет Закон Украины от 31.07.2014 г. № 1621-VII (наш комментарий к нему читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64, с. 9). Благодаря этому Закону в новой редакции со следующего года заработает п. 201.15 НКУ. И он уже не будет требовать ведения Реестра.

* Последний Реестр выданных и полученных налоговых накладных за декабрь 2014 года всем плательщикам, в том числе и квартальщикам, очевидно, следует подать в общем порядке — не позже 20 января 2015 года.

На то, что с будущего года не предусмотрено: (1) ведение плательщиками НДС Реестров и (2) ежемесячное предоставление контролирующим органам копий записей в таких Реестрах в электронном виде, указывали и налоговики (см. «Вестник Минис­терства доходов и сборов Украины», 2014,  31, с. 16).

Да это и понятно. Ведь с 1 января 2015 года все НН станут «электронными». Причем их нужно будет в обязательном порядке (независимо от суммы) регистрировать в ЕРНН. А значит, контролировать операции налоговикам станет еще проще. Поэтому дополнительно накапливать информацию из НН еще и у себя в Реестре плательщикам, по большому счету, особой надобности нет.

Так что учитывать поставки и покупки (и собирать для этого выписанные и полученные НН) в каком-то промежуточном регистре перед составлением НДС-отчетности плательщикам больше не придется. Такие операции будут отражаться прямо в декларации. Разве что кому-то может показаться чересчур «тяжелым» расставанье и он по привычке все равно решит вести Реестр (но уже только «для себя» — само собой, без электронной сдачи налоговикам, а для удобства составления НДС-отчетности). Тут выбор за вами.

Но с облегчением вздохнуть, к сожалению, не получится. Так как отдельный (правда, уже совсем иной) реестр с 01.01.2015 г. плательщикам все равно вести придется. Того потребует новоявленный п. 201.111 НКУ. Он предусматривает, что все НДС-плательщики должны будут вести Реестр выданных и полученных документов — заменителей НН. То есть документов, которые упоминаются в п. 201.11 НКУ. Поэтому придется вести Реестр выданных и полученных кассовых чеков, транспортных билетов, гостиничных счетов, счетов, выставляемых за услуги связи и другие услуги, а также налоговых накладных с услуг нерезидентов*.

* Об отражении в сегодняшнем Реестре НН с услуг нерезидента (ст. 208 НКУ) читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64, с. 42. А заодно обратите внимание и на новые правила НДС-учета операций по получению услуг от нерезидента, которые заработают с 01.01.2015 г.

Сдавать такой Реестр придется тем же способом. То есть копии записей в Реестре подавать в электронном виде в составе НДС-отчетности. При этом форму, порядок заполнения и подачи такого Реестра должны еще утвердить контролирующие органы.

Так что вместо Реестра выданных и полученных налоговых накладных планируется внедрить другой, более «узкий» документ — Реестр выданных и получен- ных документов — заменителей НН. Как только он появится, мы с ним вас непременно познакомим.

выводы

  • Операции с неплательщиками (покупки и поставки, в том числе с составлением итоговой НН) в Реестре отражают с условным ИНН «400000000000».

  • Порядковый номер «лекарственной» НН содержит через дробь отметку «7». С таким номером ее включают и в Реестр. При этом продавцы лекарств и медизделий показывают их поставки в «нулевой» графе 10 раздела I Реестра.

  • ВЭД-операции (экспорт/импорт) в Реестре отражают на основании ТД.

  • С 01.01.2015 г. Реестр выданных и полученных налоговых накладных будет упразднен. Однако плательщики должны будут вести Реестр выданных и полученных документов — заменителей НН.

Документы статьи

  1. НКУ  Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Порядок № 10  Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 14.01.2014 г. № 10.

  3. Порядок № 678 — Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 13.11.2013 г. № 678.

  4. Порядок № 708  Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 25.11.2013 г. № 708.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц