Собственно, не такой он уж и новый. С его предтечей — налогом на недвижимое имущество — вы хорошо знакомы. Однако в ходе налоговой реформы его обновили, расширили и углУбили ☺ — и вместо одного имущественного налога таковых стало целых три. Точнее говоря, нынешний налог на имущество вроде бы и один, но в то же время представлен тремя самостоятельными составляющими:
1) налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка ( п.п. 265.1.1 и ст. 266 НКУ*);
* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
2) транспортным налогом ( п.п. 265.1.2 и ст. 267 НКУ),
а также
3) платой за землю ( п.п. 265.1.3 и ст. 269 — 289 НКУ), которая, в свою очередь, взимается в виде земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.
Об общих чертах, присущих всем составляющим налога на имущество, а также об особенностях взимания каждой из них в отдельности вы могли прочитать в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 10, с. 9 и 13; № 12, с. 17 и 19.
В контексте сегодняшнего разговора наибольший интерес для нас представляет первая из двух разновидностей платы за землю — земельный налог, который совсем недавно числился в списке общегосударственных налогов, а с нового года, как видим, приобрел статус местного.
Наверняка вы хорошо помните, что и в дореформенную эпоху вокруг его взимания было немало вопросов. А теперь, когда заботу о нем передали «на места», их прибавилось еще больше. Из новых ограничимся лишь одним — вопросом установления ставок земельного налога. Поверьте, здесь есть что сказать.
Земельный налог-2015: платим …по-старому?
Из предыдущей публикации, посвященной нашему подопечному (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 12, с. 19), вы хорошо усвоили, что:
1) поскольку земельный налог стал местным, право устанавливать его ставки (а заодно и перечень льгот по нему) законодатель отдал на откуп местным властям ( п. 12.3 и абзац первый п. 284.1 НКУ);
2) решение об установлении местных налогов, в том числе и платы за землю (а еще конкретнее — земельного налога), должно быть официально обнародовано до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение таких налогов (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не ранее начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом ( п.п. 12.3.4 НКУ). При этом до 25 декабря года, предшествующего отчетному, местные власти обязаны подать в контролирующие органы решение относительно ставок земельного налога ( абзац второй п. 284.1 НКУ);
3) если местный совет не принял указанное решение, то согласно п.п. 12.3.5 НКУ плата за землю (а следовательно, и земельный налог) взимается с применением ставок, действовавших до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение этого налога.
Из сказанного приходим к логическому заключению, что
в 2015 году земельный налог должен взиматься с применением ставок, которые действовали до 31 декабря 2014 года
В свое время с этим выводом соглашались и налоговики (см. письма ГФСУ от 16.01.2015 г. № 722/5/99-99-19-01-01-16 и от 22.01.2015 г. № 1816/7/99-99-15-03-01-17, а также консультацию из БЗ, подкатегория 112.03). Объясняли они тогда свой подход просто и понятно: поскольку налоговая реформа, как известно, стартовала с 01.01.2015 г., из-за чего местные советы априори были лишены возможности соблюсти требования п.п. 12.3.4 и п. 284.1 НКУ, то у плательщиков другого выхода, собственно, и не было.
Подведем промежуточный итог: несмотря на то, что с 1 января 2015 года изменился порядок администрирования платы за землю, это не повлияло на применение ставок земельного налога при определении налоговых обязательств по нему на 2015 год.
Под этим знаменем 20 февраля благополучно завершилась кампания по декларированию земельного налога. В общем, «падал снежок, ничто не предвещало… А уж ежели предвестит, то держись: и птица каркнет, и ветер эдак завывает…»*.
* Из романа Татьяны Толстой «Кысь».
Нечто подобное случилось и у нас. Толчок этому «нечту» дали «земельноналоговые» решения органов местного самоуправления, которые в начале года стали появляться то тут, то там. Хотя, надо заметить, законодатель вовсе не ставил перед местными властями такой задачи, поскольку в перечень местных налогов, рекомендованных п. 4 разд. II «Заключительные положения» Закона № 71** для установления советами на 2015 год в месячный срок после вступления в силу этого Закона, плата за землю не входила. И тем не менее…
…по местному?
Посмотрим, что же муниципалитеты предложили своим территориальным громадам в части взимания земельного налога, на нескольких показательных примерах.
Херсон. Ситуация в нем в этом смысле нам представляется наиболее взвешенной. Новые ставки земналога не принимались, действующие в НКУ общие для всех правила его взимания самовольно не переписывались. Решением Херсонского горсовета от 20.02.2015 г. № 1680 со ссылкой на п.п. 4.1.9 НКУ (который, между прочим, постулирует принцип стабильности налоговой системы ☺) было всего лишь предложено до 30.06.2015 г. вынести на рассмотрение муниципалитета проекты решений об установлении местных налогов на 2016 год, в том числе и платы за землю.
Мало того, такие документы херсонские депутаты планируют официально обнародовать до 15 июля 2015 года, как того требует п.п. 12.3.4 НКУ. Нет слов — аплодируем стоя! Вот у кого следует учиться остальным органам местной власти соблюдать закон.
Правда, общую эйфорию законопослушания немного омрачает тот пункт упомянутого решения, в котором льготы по земельному налогу депутаты ввели задним числом — с начала текущего года. Но в этой части мы за соблюдение законности спокойны — налоговики бдят денно и нощно ☺, а потому запрещают применять льготы задним числом.
Пользоваться льготами можно только с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, т. е. в точном соответствии с п. 284.2 НКУ
Об этом говорится в консультации из подкатегории 112.04 БЗ*. Поэтому если вы клюнули на такие посулы местных властей, лучше, пока не поздно, самоисправиться и уплатить недоимку (о том, как это правильно сделать в отношении земельного налога, мы расскажем в одном из ближайших номеров).
* Справедливости ради стоит сказать о противоположном подходе налоговиков к этому вопросу: право на льготу у плательщика возникает с учетом сроков, определенных решением местного совета (см. «Вестник. Право все знать о налогах и сборах», 2015, № 15, с. 46). И такой подход имеет свое объяснение — об этом далее.
Харьков. Здесь вроде все ОК. Решение Харьковского горсовета от 21.01.2015 г. № 1793/15 (ср. ) предусматривает, что до утверждения местного Положения о плате за землю этот налог взимается с применением ставок согласно п.п. 12.3.5 НКУ. То есть — по прошлогодним ставкам. Правда, не говорится о предполагаемой дате принятия упомянутого Положения. И на сегодня, насколько нам известно, оно еще не принято. А потому для харьковских плательщиков земналога сохраняется прежний статус-кво. На будущее же харьковчанам следует иметь в виду: если этот документ появится до 15.07.2015 г., то новые ставки, установленные им, по закону необходимо будет применять с начала 2016 года. Если же харьковские депутаты опоздают с принятием Положения до указанной даты, то тогда аж с начала 2017 года.
Одесса. Талант всегда краток. Одесские депутаты в этом смысле талантливы чрезвычайно — они ограничились лишь ссылкой на п.п. 12.3.5 НКУ (о взимании земналога по прошлогодним ставкам) — и ни слова больше (см. решение Одесского городского совета от 21.01.2015 г. № 6259-VI). Впрочем, больше пока и не надо. Что ж, вполне достойное решение.
Киев. Тут и раньше, кто помнит, было не так, как у всех. Даже когда земельный налог относился к общегосударственным, решением Киевского горсовета от 25.12.2008 г. № 944/944 предусматривалось взимание платы за землю в размере минимальной арендной платы по тем земельным участкам, которые использовались без оформления соответствующих прав на них. И налоговики в ту пору активно принуждали киевских землепользователей платить земналог с учетом этого решения, хотя местные власти тогда не имели никаких полномочий устанавливать или изменять ставки платы за землю.
А как дела в Киеве обстоят сейчас? Увы, столица серьезно подкачала. ☹ В отличие от своих коллег-депутатов из других городов, Киевсовет решением от 28.01.2015 г. № 58/923 утвердил местное Положение о плате за землю. Беглый анализ этого документа показывает, что, помимо прочего, он восстанавливает ряд специальных ставок земельного налога, которые ранее предназначались для отдельных категорий земель и землепользователей и были упразднены в НКУ в ходе налоговой реформы.
Иными словами, киевские депутаты вместо того, чтобы определить конкретные значения четырех действующих на сегодня ставок земналога (в рамках предельных их размеров, установленных ст. 274 и 277 НКУ), по сути вернули к жизни те «земельные» правила и ставки, от которых законодатель с нового года предпочел отказаться.
Мы сейчас не станем углубляться в то, на руку столичным налогоплательщикам применение реанимированных ставок или нет. Вполне возможно, что в другом населенном пункте подобное самоуправcтво приведет к обратным результатам. Ведь наверняка киевские самоуправленцы (или все-таки самоуправцы? ☺) — не единственные в Украине, исказившие порядок взимания земналога* по сравнению с НКУ…
* Кому интересно, с другими решениями органов местного самоуправления об установлении местных налогов можно ознакомиться по ссылке http://auc.org.ua/page/dlya-deputativ-mistsevikh-rad. А заодно и проанализировать их на предмет соответствия закону.
Вопрос стоит острее:
имеют ли вообще право местные власти уходить в сторону от предписаний НКУ при определении элементов местных налогов? А если имеют, то как далеко?
Ответим на него чуть позже, а пока приведем последний пример местечкового радения за местный бюджет.
Львов. Как ни досадно, но этот славный город отличился больше всего. Львов тоже пошел по «столичному» пути и расширил перечень ставок по сравнению с НКУ. Однако в отличие от Киева, где дата, с которой действует местное Положение о плате за землю, в явной форме не прозвучала, львовяне умышленно придали своему «земельному» решению от 29.01.2015 г. № 4330 обратную силу — с 01.01.2015 г. Причем сделали это уже после 20 февраля — предельного срока подачи «земельных» деклараций (см. решение Львовского горсовета от 26.02.2015 г. № 4403). Разумеется, тут же возник вопрос: что делать с подобным безобразием (а точнее, беззаконием) рядовому налогоплательщику? Причем всерьез озабочены им не только львовские землепользователи, но и налогоплательщики других территориальных громад, советы которых поступили вопреки закону.
Угадайте с трех раз, что сказали по этому поводу налоговики?..
…или по-фискальному?
Отвечая в ходе «горячей линии» на вопрос «Какие ставки земельного налога применяются в 2015 году?» (см. «Вестник. Право все знать о налогах и сборах», 2015, № 15, с. 43), они радикально изменили свой подход по сравнению с тем, который до сих пор изложен в действующей консультации из БЗ, подкатегория 112.03 (о ней мы упоминали выше).
Упор нынче делается на пп. 1 и 3 ст. 73 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР, согласно которым, в частности, акты совета, принятые в пределах предоставленных полномочий, являются обязательными для выполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами, постоянно или временно на ней проживающими.
Таким образом,
по мнению фискалов, если решение органа местного самоуправления об установлении ставок земельного налога в 2015 году принято, оно должно исполняться всеми беспрекословно
И только при отсутствии такого решения, добавляют контролеры, плата за землю в 2015 году взимается согласно п.п. 12.3.5 НКУ с применением ставок земельного налога 2014 года с учетом коэффициента индексации 1,249.
Правы ли они? Вопрос больше риторический. Ведь одного взгляда на приведенные выше нормы «самоуправленческого» Закона достаточно, чтобы понять: обязательными будут только те решения местных советов, которые приняты в пределах их полномочий. Да и ст. 19 Конституции Украины говорит о том же: органы местного самоуправления обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными собственно Конституцией и законами Украины.
Очевидно, что законодатель таких полномочий на 2015 год им не предоставлял — об этом мы говорили в первом подразделе статьи. Да и не мог предоставить — в силу сжатых сроков подготовки и введения налоговой реформы. К такому же выводу буквально на днях пришли и специалисты Ассоциации налогоплательщиков Украины*.
* См. по ссылке http://appu.org.ua/news/—03719/.
Значит, с местно-налоговым беспределом можно и нужно бороться? Безусловно! Об этом пойдет речь в завершающем подразделе статьи. Если же вы не готовы ввязываться в судебные распри с местными властями, то знайте: принятие вами подхода налоговиков, описанного выше, ведет к необходимости уточнения «земельных» деклараций на 2015 год. Поэтому для вас в одном из ближайших номеров мы рассмотрим процедуру уточнения налоговых обязательств по плате за землю.
Как побороть «земельный» беспредел?
Если вы не согласны мириться с тем, что ваш местный совет превысил свои полномочия, установив ставки земельного налога на 2015 год (а это имеет смысл, если перерасчет налоговых обязательств по «местным» ставкам даст большую величину, чем по ставкам 2014 года), вам прямая дорога в суд.
Как гласит п. 12.5 НКУ, официально обнародованное решение об установлении местных налогов является нормативно-правовым актом по вопросам налогообложения. б(в конце концов для этого на вашем предприятии есть юристы ☺). Скажем здесь вот о чем. Если вам повезет и суд удовлетворит ваш иск о признании противоправным решения субъекта властных полномочий (в данном случае — местного совета) или его отдельных положений, то одновременно с этим суд должен применить один из установленных законом способов защиты вашего нарушенного права. Таких способов в данном случае всего два (см. п. 10.2 постановления пленума ВАСУ «О судебном решении по административному делу» от 20.05.2013 г. № 7):
1) отмена решения органа местного самоуправления
либо
2) признание его недействующим в целом или отдельных его положений.
В чем разница?
Отмена акта субъекта властных полномочий как способ защиты нарушенного права истца применяется тогда, когда оспариваемый акт не порождает каких-либо правовых последствий с момента принятия такого акта
Другими словами, вы вовсе не должны были придерживаться норм такого отмененного судом решения.
Если же акт субъекта властных полномочий признается судом недействующим, это означает утрату силы таким актом с момента вступления в силу соответствующего судебного решения или с иного определенного судом момента после принятия такого акта. В этом случае налоговые обязательства за прошедшее время придется пересчитать.
И последнее. Воспользоваться вашей победой в суде смогут все заинтересованные землепользователи, на которых распространялось отмененное решение местного совета, а не только вы как истец. Объясняется это тем, что такое решение в силу предписаний п. 12.5 НКУ по своей сути считается нормативно-правовым актом (об этом мы уже сказали выше), а не актом индивидуального действия. Поэтому как его принятие, так и отмена, в том числе и в судебном порядке, одинаково затрагивают всех субъектов, попадающих в сферу действия этого нормативно-правового акта.
В общем, дерзайте — дорогу осилит идущий!