Темы статей
Выбрать темы

1. Организационные вопросы

редактор Наталья Вороная, налоговые эксперты Наталья Белова и Наталья Чернышова
Инвентаризация — процесс хлопотный и требующий большой внимательности. Однако на любом предприятии он неизбежен. Поэтому каждому бухгалтеру так важно знать, как правильно организовать и провести инвентаризацию. Об общих организационных вопросах проведения инвентаризации и пойдет речь в этом разделе спецвыпуска.

1.1. Коротко о главном

Виды и задачи инвентаризации

Проводить инвентаризацию активов и обязательств предприятия обязывает ч. 1 ст. 10 Закона № 996. Так что ни одному юридическому лицу от нее не спрятаться, не скрыться.

Для начала напомним, какие виды инвентаризации бывают (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1. Виды инвентаризации

Вид инвентаризации

Описание

По объему проверяемого имущества:

— полная (сплошная)

Охватывает все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, переданные в прокат, аренду либо находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от их технического состояния.

Также сплошной проверке подлежат активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах. Это, в частности, ценности, которые не принадлежат предприятию, но временно находятся в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты операционной аренды, материальные ценности на ответственном хранении, в переработке, на комиссии и пр.), условные активы и обязательства предприятия (залоги, гарантии, обязательства и т. п.), бланки документов строгой отчетности, другие активы

— выборочная (частичная)

Цель выборочной инвентаризации — установить состояние и наличие отдельных ценностей в месте хранения. Например, выборочную инвентаризацию предприятие проводит по тем ценностям, в отношении которых поставщик отказался удовлетворить претензии вследствие их недогрузки или когда подобные претензии поступили от покупателей

По основаниям проведения:

— плановая (предсказуемая)

В отношении такой инвентаризации предприятия утверждают сроки проведения и осуществляют подготовительные работы по группированию, размещению материальных ценностей в порядке, удобном для подсчета, измерения и взвешивания, заблаговременно

— внеплановая (внезапная)

При каждой внезапной инвентаризации начало подготовительных мероприятий, а также завершение работы с документами по движению ценностей и определение остатков последних на начало инвентаризации происходят в присутствии инвентаризационной комиссии

В общем случае «дирижирует» процессом инвентаризации Положение № 879, вступившее в силу с начала 2015 года. Именно оно содержит порядок и сроки проведения инвентаризации большинства активов и обязательств.

Наряду с этим для инвентаризации отдельных видов активов законодательство может устанавливать специальные правила. Например, особенности проведения инвентаризации нефти и нефтепродуктов регламентирует разд. 13 Инструкции № 281.

Сельхозпредприятия могут воспользоваться Методическими рекомендациями по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и незавершенного производства сельскохозяйственных предприятий (см. приложение к письму Минагрополитики от 04.12.2003 г. № 37-27-12/14023).

А вот порядок инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, изделий из них и материалов, которые их содержат, судя по приказу № 587, предприятия и вовсе разрабатывают самостоятельно с учетом минфиновских рекомендаций*.

* Применявшаяся ранее для этих целей Инструкция № 84 на сегодняшний день утратила силу.

Но на таких узкопрофильных инвентаризационных особенностях в этом спецвыпуске мы останавливаться не будем. Наша с вами цель сегодня —изучить порядок проведения инвентаризации, предусмотренный Положением № 879.

Каковы основные задачи инвентаризации? Ответ на этот вопрос дает п. 5 разд. І Положения № 879. Так,

инвентаризацию проводят с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия

Во время инвентаризации активов и обязательств проверяют и документально подтверждают их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценку. При этом обеспечиваются:

— выявление фактического наличия активов и проверка полноты отражения обязательств, средств целевого финансирования, расходов будущих периодов;

— установление излишка или недостачи активов путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

— выявление активов, которые частично утратили свои первоначальные качества и потребительские свойства, устаревших, а также неиспользуемых материальных и нематериальных активов, неиспользованных сумм обеспечения;

— выявление активов и обязательств, не соответствующих критериям признания.

Проведение инвентаризации обеспечивает собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами (далее — руководитель предприятия). Он обязан создать необходимые условия, определить объекты инвентаризации, периодичность и сроки, кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным ( п. 4 разд. І Положения № 879). При этом определенные на предприятии сроки инвентаризации не могут превышать законодательно установленных (см. табл. 1.3 на с. 10).

Далее поговорим о случаях обязательного проведения инвентаризации.

Когда инвентаризация обязательна

Как мы уже сказали, определять объекты, подлежащие инвентаризации, и ее периодичность —прерогатива руководителя предприятия. Но не всегда. Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены Положением № 879. Вы их можете увидеть в табл. 1.2 на с. 8.

Таблица 1.2. Случаи обязательного проведения инвентаризации

№ п/п

Случаи обязательного проведения инвентаризации

Норма Положения № 879

Когда проводить

1

Перед составлением годовой финансовой отчетности

Абзац второй п. 7 разд. І

Ежегодно до даты баланса

В этом случае проводят сплошную инвентаризацию всех видов активов и обязательств предприятия независимо от их местонахождения. Кроме того, инвентаризируют активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах. При этом должны соблюдаться сроки проведения инвентаризации, установленные п. 10 разд. I Положения № 879 (о них см. в табл. 1.3 на с. 10).

Инвентаризировать недвижимость можно 1 раз в 3 года.

Инвентаризацию инструментов, приборов, инвентаря (мебели) можно проводить ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех этих объектов в течение 3 лет.

При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризацию можно проводить в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц. Инвентаризацию книжных памятников проводят ежегодно.

2

Передача имущества госпредприятия или бюджетного учреждения в аренду, приватизация имущества госпредприятия, преобразование госпредприятия, передача госпредприятия (его структурных подразделений) или бюджетного учреждения в сферу управления другого органа управления, кроме передачи в пределах одного органа управления, в других законодательно предусмотренных случаях

Абзац третий п. 7 разд. І

На дату передачи

3

При смене материально ответственных лиц, а также смене руководителя коллектива (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более половины его членов или по требованию хотя бы одного члена коллектива (бригады) при коллективной (бригадной) материальной ответственности

Абзац четвертый п. 7 разд. І

На день приемки-передачи дел

Такую инвентаризацию проводят в объеме активов, которые находятся на ответственном хранении.

4

При установлении фактов хищения или злоупотреблений, порчи ценностей

Абзац пятый п. 7 разд. І

На день установления таких фактов

В этом случае объем инвентаризации определяет руководитель предприятия.

5

По судебному решению или на основании соответствующим образом оформленного документа органа, который по закону имеет право требовать проведения инвентаризации. Например, при проверке органом ГФСУ (п.п. 20.1.9 НКУ)

Абзац шестой п. 7 разд. І

В срок, указанный в документе соответствующего органа, но не ранее дня получения предприятием такого документа

В этом случае проводят инвентаризацию тех объектов, которые указаны в документе органа, требующего ее проведения.

6

В случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия

Абзац седьмой п. 7 разд. І

На день после окончания таких явлений

Объем проведения инвентаризации определяет руководитель предприятия.

7

В случае прекращения предприятия

Абзац восьмой п. 7 разд. І

Перед составлением промежуточного ликвидационного баланса

В этом случае проводят сплошную инвентаризацию всех видов активов и обязательств предприятия независимо от их местонахождения. Кроме того, инвентаризируют активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах.

8

В случае перехода на составление финансовой отчетности по международным стандартам

Абзац девятый п. 7 разд. І

На дату такого перехода

9

При получении от покупателя претензии о недогрузке товаров или в случае отказа поставщика удовлетворить претензию о недогрузке товаров

П. 9 разд. І

На дату получения претензии (отказа поставщика удовлетворить претензию)

Производится выборочная инвентаризация тех товаров, на которые заявлены такие претензии.

Законодательство может предусматривать другие случае обязательного проведения инвентаризации ( абзац десятый п. 7 разд. I Положения № 879).

Предприятия, находящиеся на временно оккупированной территории и/или территории проведения АТО, проводят инвентаризацию в случаях, обязательных для ее проведения, тогда, когда станет возможным обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий ( п. 8 разд. І Положения № 879). Они обязаны провести инвентаризацию по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, и отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода. На это Минфин указывает и в письме от 12.01.2015 г.№ 31-11420-08-10/558.

Сроки годовой инвентаризации

Как мы уже говорили, перед составлением годовой финансовой отчетности предприятия в обязательном порядке должны проводить сплошную инвентаризацию всех видов активов и обязательств независимо от их местонахождения. Делать им это велено ежегодно до даты баланса. При этом п. 10 разд. І Положения № 879 регламентированы сроки, в которые такая инвентаризация должна быть осуществлена. Они представлены вашему вниманию в табл. 1.3 на с. 10.

Таблица 1.3. Сроки проведения годовой инвентаризации активов и обязательств

№ п/п

Вид активов и обязательств

Когда проводим инвентаризацию

1

Необоротные активы (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые отправятся в длительные рейсы, и т. п.)

В период 3 месяцев до даты баланса

Запасы (кроме незавершенного производства и полуфабрикатов, других материальных ценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия)

Текущие биологические активы

Дебиторская и кредиторская задолженность

Расходы и доходы будущих периодов

Обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование)

2

Незавершенные капитальные инвестиции

В период 2 месяцев до даты баланса

Незавершенное производство и полуфабрикаты

Финансовые инвестиции

Денежные средства

Средства целевого финансирования

Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование

3

Объекты основных средств, в частности автомобили, морские и речные суда, которые отправятся в длительные рейсы

До временного выбытия с предприятия

Другие материальные ценности, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия

Руководитель предприятия определяет сроки проведения инвентаризации. Но помните: установленные на предприятии сроки не могут превышать определенных Положением № 879.

1.2. Инвентаризационные комиссии

img 1

Для проведения инвентаризации на предприятии создают инвентаризационную комиссию ( п. 1 разд. ІІ Положения № 879). Ее состав утверждается распорядительным документом руководителя предприятия. В нее включают:

— представителей аппарата управления предприятия;

— представителей бухгалтерской службы (аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, предпринимателя, осуществляющего ведение бухучета на предприятии на договорных началах);

— опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров).

Возглавляет всю эту братию руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия. В случаях, когда бухгалтерский учет ведет непосредственно руководитель субъекта хозяйствования, он возглавляет инвентаризационную комиссию самостоятельно ( абзац второй п. 1 разд. ІІ Положения № 879).

По решению руководителя предприятия в состав инвентаризационной комиссии могут также входить члены ревизионной комиссии хозобщества, представители структурного подразделения (службы) по внутреннему аудиту.

Инвентаризационная комиссия работает кругло­годично, но самостоятельно инвентаризацию обычно не проводит, а выполняет преимущественно организационные, регулирующие и контрольные функции (см. табл. 1.4 на с. 13).

Приведем образец приказа о назначении инвентаризационной комиссии.

Общество с ограниченной ответственностью

img 2

img 3

А если на предприятии работает всего одно лицо — директор

Тогда он может утвердить состав инвентаризационной комиссии из одного лица или включить в нее специалистов, нанятых по гражданско-правовому договору (см. письмо Минфина от 27.05.2014 г. № 31-08410-07-29/12918).

На малых предприятиях допустимо, чтобы члены инвентаризационной комиссии самостоятельно проводили инвентаризацию. Однако, как правило, в связи с большим объемом работ проведение инвентаризации одной комиссией не представляется возможным.

В связи с этим создают рабочие инвентаризационные комиссии, которые и занимаются инвентаризацией имущества непосредственно в местах хранения и производства ( п. 2 разд. ІІ Положения № 879). Как и в случае с инвентаризационной комиссией, в состав рабочих инвентаризационных комиссий должны входить представители аппарата управления, бухгалтерской службы и опытные работники предприятия, знающие объект инвентаризации, цены и первичный учет. При этом в состав таких комиссий могут входить члены инвентаризационной комиссии ( п.п. 2.2 разд. ІІ Положения № 879). Председателя и состав рабочих инвентаризационных комиссий распорядительным документом утверждает руководитель предприятия.

Обратите внимание: нельзя назначать председателем рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у тех же материально ответственных лиц, одного и того же работника два года подряд ( п.п. 2.4 разд. ІІ Положения № 879).

Материально ответственные лица не могут входить в состав рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся у них на ответственном хранении, поскольку они являются лицами, которых проверяют.

Инвентаризацию проводит полный состав инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) в присутствии материально ответственного лица

В случае если на предприятии создается и инвентаризационная комиссия, и рабочие инвентаризационные комиссии, их функции разграничивают следующим образом (см. табл. 1.4):

Таблица 1.4. Функции инвентаризационной и рабочих инвентаризационных комиссий

Инвентаризационная комиссия

Рабочая инвентаризационная комиссия

1. Организует проведение инвентаризаций.

2. Осуществляет инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий.

3. Осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации активов и обязательств по решению руководителя предприятия.

4. Проверяет правильность определения инвентаризационных разниц, обоснованность предложений о зачетах пересортицы ценностей во всех местах их хранения.

5. Проводит повторную инвентаризацию при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и в других случаях по решению руководителя предприятия.

6. Рассматривает причины обнаруженных недостач и потерь от порчи активов, формирует предложения по зачету вследствие пересортицы, списанию недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предотвращению таких потерь и недостач и отражает соответствующую информацию в протоколе

1. Осуществляет инвентаризацию активов в местах хранения и производства.

2. Принимает участие вместе с бухгалтерской службой в определении результатов инвентаризации и разрабатывает предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также по списанию недостач в пределах норм естественной убыли.

3. Оформляет протокол с указанием в нем информации, которая требуется при составлении протокола инвентаризационной комиссии

1.3. Приказ о проведении инвентаризации

Чтобы инвентаризация состоялась, руководитель предприятия издает приказ (распоряжение) о ее проведении. В этом документе он устанавливает объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации.

Приведем образец приказа о проведении инвентаризации.

img 4

img 5

Впрочем, сроки и порядок проведения инвентаризации можно установить в приказе об организации бухгалтерского учета или в приказе об учетной политике (см. спецвыпуск журнала «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 85, с. 66). Тогда издавать отдельный приказ о проведении ежегодной инвентаризации не нужно.

Обратите внимание: инвентаризация конкретных объектов начинается уже после даты, на которую она назначена, а не до того. Исключением являются объекты основных средств (например, автомобили), которые отправятся в длительные рейсы, а также другие материальные ценности, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия. Их инвентаризируют до момента временного выбытия с предприятия.

Продолжительность инвентаризации оговаривается в приказе о ее проведении. Так, в нашем случае инвентаризация осуществляется по состоянию на 30 ноября, поэтому срок ее проведения, например, по основным средствам — с 1 по 17 декабря 2015 года, а по товарно-материальным ценностям — с 1 по 15 декабря 2015 года.

При этом инвентаризационные описи заполняют по состоянию именно на конец дня 30 ноября 2015 года. Ведь согласно п. 1 разд. II НП(С)БУ 1 баланс предприятия составляется на конец последнего дня отчетного периода. Соответственно и инвентаризационные описи составляем аналогичным образом.

О том, какие именно описи заполняют при инвентаризации различных объектов учета, поговорим далее.

1.4. Документальное оформление проведения инвентаризации

Формы документов

Для документирования результатов инвентаризации используют такие документы, как инвентаризационные описи, акты инвентаризации и сличительные ведомости.

Инвентаризационные описи применяют для фиксирования наличия, состояния и оценки активов предприятия и активов, принадлежащих другим предприятиям и учитываемых за балансом. В акте инвентаризации фиксируют наличие денежных документов, бланков документов строгой отчетности, финансовых инвестиций, наличности, а также полноту отражения денежных средств на счетах в банке (регистрационных счетах), дебиторской и кредиторской задолженностей, обязательств, средств целевого финансирования, расходов и доходов будущих периодов, обеспечений (резервов), создаваемых в соответствии с требованиями национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета (далее — П(С)БУ), международных стандартов и других актов законодательства. В сличительных ведомостях бухгалтерская служба указывает расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (актов инвентаризации).

Формы таких документов можно найти, в частности, в приказе № 572. Они обязательны для применения бюджетными учреждениями. Прочие субъекты хозяйствования могут их использовать по собственному желанию. На это прямо указывает п. 2 упомянутого приказа. При этом ничто не запрещает включать в инвентаризационные формы другие реквизиты, если этого требует спе­цифика деятельности предприятия.

Кроме того, по сей день действующими являются формы инвентаризационных документов, утвержденные постановлением № 241. Предприятия по желанию могут применять их (см. письма Госкомстата от 26.05.2004 г. № 03-04-05/41 и от 30.01.2003 г. № 03-04-05/18). К тому же формы документов, отражающих результаты инвентаризации отдельных активов, можно найти и в других нормативных актах. Больше об инвентаризационных формах расскажет табл. 1.5 (см. с. 16).

Таблица 1.5. Документы для отражения результатов инвентаризации

№ п/п

Объекты инвентаризации

Форма документа

1

Основные средства и прочие необоротные материальные активы

Инвентаризационная опись основных средств (форма № инв-1, утвержденная постановлением № 241)

Инвентаризационная опись необоротных активов (форма утверждена приказом № 572)

2

Капитальные инвестиции

3

Незаконченные ремонты

Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № инв-10, утвержденная постановлением № 241)*

* Применяют при инвентаризации незаконченных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов основных средств.

4

Нематериальные активы (кроме объектов права интеллектуальной собственности)

Инвентаризационная опись необоротных активов (форма утверждена приказом № 572)

5

Объекты права интеллектуальной собственности

Инвентаризационная опись объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма № НА-4, утвержденная приказом № 732)*

* Отметим: исходя из положений п. 7.2 Методрекомендаций № 1327, указанную форму можно применять для отражения результатов инвентаризации не только объектов прав интеллектуальной собственности, но и всех прочих нематериальных активов.

6

Товарно-материальные ценности, кроме тех, для которых порядок проведения инвентаризации регулируют специальные документы (нефти и нефтепродуктов, спирта и т. п.)

Инвентаризационная опись запасов (форма утверждена приказом № 572)

Инвентаризационный ярлык (форма № инв-2, утвержденная постановлением № 241)*

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № инв-3, утвержденная постановлением № 241)

Инвентаризационная опись (типовая форма № М-21, утвержденная приказом № 193)

Акт инвентаризации товаров отгруженных (форма № инв-4, утвержденная постановлением № 241)

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение (форма № инв-5, утвержденная постановлением № 241)

Инвентаризационная опись материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма утверждена приказом № 572)

Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути (форма № инв-6, утвержденная постановлением № 241)**

* Используют, когда инвентаризационная комиссия не имеет возможности сразу произвести подсчет товарно-материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись.

** Составляют на основании документов, которые подтверждают нахождение материалов и товаров в пути.

7

Расходы будущих периодов

Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма № инв-11, утвержденная постановлением № 241)

8

Обеспечения предстоящих расходов и платежей

Акт инвентаризации обеспечений предстоящих расходов и платежей в произвольной форме (пример см. на с. 69)

9

Денежные средства на счетах

Акт о результатах инвентаризации денежных средств (форма утверждена приказом № 572)

10

Наличные денежные средства, ценные бумаги

Акт о результатах инвентаризации имеющихся средств ( приложение 7 к Положению № 637)

11

Денежные документы

Акт инвентаризации наличия денежных документов, бланков документов строгой отчетности (форма утверждена приказом № 572)

12

Бланки строгой отчетности

Инвентаризационная опись ценностей и бланков документов строгой отчетности (форма № инв-16, утвержденная постановлением № 241)

13

Финансовые инвестиции

Акт инвентаризации наличия финансовых инвестиций (форма утверждена приказом № 572)

14

Расчеты с дебиторами и кредиторами

Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (форма утверждена приказом № 572)*

Справка к акту инвентаризации расчетов о дебиторской и кредиторской задолженностях, по которым срок исковой давности истек (форма утверждена приказом № 572)

Акт инвентаризации дебиторской или кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию (форма утверждена приказом № 572)

Акт инвентаризации расчетов по возмещению материального ущерба (форма утверждена приказом № 572)

Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № инв-17, утвержденная постановлением № 241)

Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (приложение к форме № инв-17)

* Как следует из формы этого акта, Минфин считает возможным ее применение также для отражения результатов инвентаризации доходов и расходов будущих периодов.

15

Имущество и материальные ценности, которые не принадлежат предприятию и учет которых ведется на забалансовых счетах

Составляют отдельные инвентаризационные описи (акты) в зависимости от вида имущества

Для отражения расхождений между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (актов инвентаризации) можно использовать такие сличительные ведомости:

— Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма № инв-18, утвержденная постановлением № 241);

— Сличительная ведомость результатов инвентаризации необоротных активов (форма утверждена приказом № 572);

— Сличительная ведомость результатов инвентаризации запасов (форма утверждена приказом № 572);

— Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № инв-19, утвержденная постановлением № 241).

Но, как мы уже говорили, применять приведенные формы документов хозрасчетным предприятиям вовсе не обязательно. Они могут документировать процесс инвентаризации с помощью самостоятельно изготовленных бланков (см. письмо Госкомстата от 15.07.2010 г. № 14/2-18/72). Однако такие бланки обязательно должны быть оформлены в соответствии с требованиями, установленными Положением № 88 для первичных документов, в том числе в отношении обязательных реквизитов первичных документов* ( п. 14 разд. ІІ Положения № 879).

* Об обязательных реквизитах первичных документов см. в спецвыпуске журнала «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 85, с. 70.

Тем не менее, какую бы форму инвентаризационных описей, актов инвентаризации и сличительных ведомостей вы ни выбрали (одну из приведенных в табл. 1.5 или самостоятельно разработанную), вам нужно соблюсти правила составления таких документов, установленные Положением № 879. Расскажем о них.

Правила составления инвентаризационных документов

Материалы инвентаризации (описи, акты, сличительные ведомости) составляют не менее чем в двух экземплярах ( п. 21 разд. ІІ Положения № 879). При этом они могут быть заполнены как рукописным способом, так и при помощи электронных средств обработки информации.

В инвентаризационных описях активы отражают по наименованиям в количественных единицах измерения, принятых в учете, с возможным выделением по субсчетам и номенклатуре, отдельно по:

— местонахождению таких ценностей;

— лицам, ответственным за их хранение.

На каждой странице инвентаризационной описи необходимо указать словами число порядковых номеров активов и общее количество в натуральных измерителях всех активов, записанных на этой странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, метрах, килограммах и т. д.) они отражены.

Акты инвентаризации заполняют с учетом объектов инвентаризации. При этом должны быть обеспечены их идентификация и сопоставимость с данными бухучета.

Записи в инвентаризационных описях (актах инвентаризации) нужно делать последовательно в каждой строке. На отдельном листе (кроме последнего) должны быть заполнены все строки. А вот строки, оставшиеся незаполненными на последних листах инвентаризационных описей (актов инвентаризации), прочеркиваются.

Инвентаризационные описи (акты инвентаризации) подписывают все члены инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственные лица ( п. 18 разд. ІІ Положения № 879).

В инвентаризационных описях (актах инвентаризации) помарки и подчистки не допускаются

На это указывает п. 17 разд. ІІ Положения № 879. Если же в этих документах нужно исправить ошибку, следует зачеркнуть неправильную запись и написать над ней правильную. Причем такое исправление необходимо сделать во всех экземплярах документа. Исправления должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственными лицами.

Далее систематизируем информацию о порядке проведения инвентаризации.

1.5. Этапы проведения инвентаризации

Любая инвентаризация на предприятии проходит в четыре этапа.

Представим их в виде схем (см. рис. 1.1 — 1.4).

img 6

* В случае проведения внезапных инвентаризаций это делается в присутствии инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии).

img 7

Имейте в виду: если инвентаризация активов в помещении, в котором они хранятся, не закончена в течение одного дня, она должна быть закончена в течение следующих дней. Причем после того, как инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) покинула это помещение, председатель комиссии опечатывает его пломбиратором ( п. 8 разд. ІІ Положения № 879). Во время перерыва в работе комиссии инвентаризационные описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В случае хранения активов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опечатывают пломбиратором.

Заметим: в отдельных случаях могут быть проведены контрольные проверки инвентаризации ( п. 13 разд. ІІ Положения № 879). Их осуществляет инвентаризационная комиссия при участии членов рабочих инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц. Контрольную проверку проводят после окончания инвентаризации, но обязательно до открытия склада, где проводилась инвентаризация. При этом проверяют наиболее существенные по стоимости активы и те активы, которые пользуются повышенным спросом.

Если выявляют значительные расхождения между данными инвентаризационной описи и данными контрольной проверки, назначают новый состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения повторной инвентаризации. В таком случае руководитель предприятия должен срочно рассмотреть вопрос об ответственности первого состава рабочей инвентаризационной комиссии, допустившей нарушения при проведении инвентаризации.

Если же проблем с проведением инвентаризации не было, переходим к следующему этапу (см. рис. 1.3).

img 8

img 9

* На активы, принадлежащие другим предприятиям, составляют отдельные сличительные ведомости, копии которых направляют собственнику таких активов.

выводы

  • Во время инвентаризации активов и обязательств проверяют и документально подтверждают их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценку.

  • Ежегодно до даты баланса предприятия обязаны проводить сплошную инвентаризацию всех активов и обязательств предприятия.

  • Для проведения инвентаризации создают инвентаризационную комиссию, а если объем работ большой, то и рабочие инвентаризационные комиссии.

  • Для документирования результатов инвентаризации можно использовать как утвержденные бланки инвентаризационных описей, актов инвентаризации и сличительных ведомостей, так и самостоятельно разработанные бланки.

  • Протокол инвентаризационной комиссии руководитель предприятия утверждает в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше