Тем, кто «в шапке-невидимке»: аннулирование и повторная НДС-регистрация

В избранном В избранное
Печать
Наталия Адамович, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Ноябрь, 2015/№ 94
Ситуация не из приятных. Предприятие утратило НДС-регистрацию по банальному случаю — третий раз за год оказалось «в шапке-невидимке». До этого налоговики дважды присваивали «стан 9», который предприятие удачно парировало вовремя поданной формой № 6. Но вот с очередным «станом 9» справиться, к сожалению, не получилось — просрочили с подачей формы № 6. В результате фискалы аннулировали НДС-регистрацию. Каковы последствия такого аннулирования? Как повторно зарегистрироваться, учитывая, что обороты еще в период работы на НДС перевалили далеко за миллион?

Ноги растут из «9-го стана»

«Стан 9» — это ярлык, который вешают налоговики предприятию, не обнаружив его по местонахождению.

Сведения о местонахождении «хранятся» в ЕГР. Это юридический адрес предприятия, он же считается и налоговым адресом предприятия ( п. 45.2 НКУ). Важно, чтобы этот адрес совпадал с фактическим местом осуществления деятельности предприятия или размещения офиса, из которого проводится ежедневное управление его деятельностью ( ч. 1 ст. 93 ГКУ).

Ведь налоговики при работе с предприятием ориентируются именно на юридический адрес. Если они выявят, что предприятия по данному адресу нет, то должны по крайней мере «постараться» выяснить его фактическое местонахождение, в том числе подключив и налоговую милицию.

И только после этого, имея подтверждение, что (1) поиски оказались тщетными или (2) фактический адрес не отвечает юридическому, налоговики направляют регистратору уведомление об отсутствии юрлица по местонахождению (по ф. № 18-ОПП). Одновременно с этим предприятию присваивается стан 9 «Надіслано повідомлення по відсутність за місцезнаходженням».

Формально это событие — присвоение «стана 9», никоим образом не должно стеснять работу предприятия — плательщика НДС, например, быть поводом для нерегистрации в ЕРНН налоговых накладных (НН) и расчетов корректировок (РК) либо же для отказа в приеме отчетности.

С 29.07.2015 г. поле с местонахождением — не обязательный реквизит НН/РК ( п. 201.1 НКУ), соответственно отклонить регистрацию НН/РК налоговики уже не могут, оперируя наличием ошибки в этом реквизите, как это практиковалось еще, скажем, полгода назад (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 46, с. 4).

Заработав «стан 9», главное — не проспать с подтверждением своего местонахождения. Учтите! После того как госрегистратор получит от налоговиков уведомление по ф. № 18-ОПП, он в 5-дневный срок обязательно направляет предприятию уведомление с просьбой подать регистрационную карточку по форме № 6 ( ч. 12 ст. 19 Закона № 755).

Подать регистратору форму № 6 нужно в течение месяца со дня получения уведомления

Обратите внимание! С 21.11.2015 г. подавать регистратору нужно будет уже новую форму № 6, утвержденную приказом Минюста от 02.11.2015 г. № 2140/5. Этот приказ вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, которое запланировано в бюллетене «Офіційний вісник України» от 20.11.2015 г. № 90.

После того как вы подтвердились у регистратора и подали в налоговую «свежее» извлечение, «стан 9» снимается. Хотя не факт, что этот самый стан вы не подхватите, скажем, через месяц. Учитывая, что плательщиков с такой проблемой масса, избавиться от «шапки-невидимки» можно, только вовремя подавая очередное новое подтверждение, либо переходить в ответное наступление*.

* Принцип наступления (вернее, куда пожаловаться) универсален — подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 88, с. 5.

Важно! Если с подачей регистрационной карточки по форме № 6 выйдет прокол, то вам грозит одна из двух неприятностей ( ч. 14 ст. 19 Закона № 755, письмо ГФСУ от 01.07.2015 г. № 1723/2/99-99-11-02-02-10)ср. 025069200 :

1) вы получили уведомление, но не ответили на него — тогда госрегистратор внесет в ЕГР запись об отсутствии подтверждения сведений о юрлице. После этого налоговики присвоят предприятию «стан 7»;

2) почтовое отправление с уведомлением вернулось обратно госрегистратору — в этом случае он внесет в ЕГР запись об отсутствии юрлица по местонахождению. После этого налоговики присвоят «стан 8».

После этого предприятие вряд ли избежит принудительной НДС-разрегистрации ( п.п. «ж» п. 184.1 НКУ). Учтите! Налоговики в последнее время с ходу прибегают к такой возможности. Причем решение об аннулировании принимается ими, невзирая даже на то, что разрегистрируемое предприятие попадает в ряды обязательных плательщиков (имеет далеко замиллионные объемы облагаемых операций) и должно начислять и уплачивать НДС ( п. 5.6 разд. V Положения № 1130). Подтверждает это и обратившийся к нам читатель.

Как действовать дальше?

Что сделано, то сделано. И после лишения НДС-статуса предприятие может как минимум пойти двумя путями:

1) обжаловать решение налогового органа об аннулировании НДС-регистрации, если у предприятия возникли сомнения по поводу реальности «процедуры поиска» (в суде или в вышестоящем налоговом органе), т. е. пройти процедуру восстановления плательщика НДС.

Важно! Если решение об отмене регистрации будет отменено, то дата регистрации плательщика остается прежней и соответствует дате предыдущей регистрации

Об этом сказано в п. 5.10 разд. V Положения № 1130. Причем дата останется прежней, даже если лицо успеет зарегистрироваться снова;

2) просто (без обжалования решения налоговиков) повторно зарегистрироваться плательщиком НДС. Тогда «новый» статус плательщика НДС будет получен только с даты повторной регистрации.

Однако в любом случае предприятие должно сперва справиться с аннулированием и отчитаться за последний период.

Последствия аннулирования

Условные НО. Согласно п. 184.7 НКУ не позднее даты аннулирования регистрации в качестве плательщика налога необходимо определить налоговые обязательства (НО) по товарам/услугам, необоротным активам, суммы НДС по которым были включены в состав налогового кредита (НК), если предприятие не успело использовать их в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности. Определить эти НО придется исходя из обычной цены соответствующих товаров/услуг или необоротных активов. Подробнее об объекте налогообложения при условной поставке см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 98, с. 5.

Учтите! Объемы такой условной поставки не участвуют при определении миллионного порога для повторной НДС-регистрации (см. подкатегорию 101.01.01 БЗ).

Оформляют начисление условных НО с помощью одной «завершающей» налоговой накладной (НН), составленной для себя с типом причины «10». В заглавной части НН, касающейся покупателя, следует указать условный ИНН «400000000000» и проставить свои данные ( п. 12 Порядка № 957). Учтите! С 29.07.2015 г. информация в полях для местонахождения (налогового адреса), номера телефонов, вида гражданско-правового договора и формы расчетов необязательна ( п. 201.1 НКУ, письмо ГФСУ от 29.07.2015 г. № 27651/7/99-99-19-03-02-17). В табличной части в гр. 2 ставим дату составления НН (не позднее даты аннулирования НДС-регистрации). Остальные графы такой НН заполняйте в общем порядке.

Даже если вы не зарегистрируете такую НН, то, учитывая, что она не выдается покупателю, «штрафная» ст. 1201 НКУ не применяется. Максимум, что может грозить в таком случае, — админштраф в сумме 170 грн. за нарушение порядка ведения налогового учета ( ст. 1631 КоАП).

Последний день регистрации НН/РК в ЕРНН. День аннулирования НДС-регистрации для лица является последним днем его регистрации как плательщика НДС. Поэтому в день аннулирования плательщик еще имеет право составлять налоговые накладные (см. письмо ГФСУ от 28.10.2015 г. № 20534/6/99-99-19-03-02-15).

Учтите! Обычные «исходящие» НН/РК, выписанные в последнем периоде, следует зарегистрировать не позднее дня аннулирования, даже если у плательщика в запасе еще 15 положенных для этого дней.

Как поясняют налоговики, после даты аннулирования бывший плательщик регистрировать их уже не вправе, несмотря на то, что 15-дневный срок еще не истек (см. подкатегорию 101.20 БЗ). Хотя ранее налоговики разрешали это делать и после даты аннулирования до окончания предельного срока.

Поэтому, учитывая эти требования, все НН и РК, составленные и зарегистрированные в ЕРНН в день аннулирования НДС-регистрации, еще будут основанием для отражения в составе налогового кредита сумм НДС, указанных в них (см. подкатегорию 101.19 БЗ, а также письмо ГФСУ от 30.10.2015 г. № 23111/6/99-99-19-03-02-15).

Обычно налоговики сообщают плательщику об аннулировании НДС-регистрации в течение 3 рабочих дней после дня аннулирования ( п. 5.4 разд. V Положения № 1130). Однако если вам об этом сообщат день в день, то, чтобы не подвести контрагентов, постарайтесь зарегистрировать в ЕРНН абсолютно все НН/РК.

Сроки подачи последней декларации. При аннулировании НДС-регистрации последним отчетным периодом считается период, который начинается со дня, следующего за последним днем предыдущего отчетного периода, и заканчивается днем аннулирования регистрации ( п. 184.6 НКУ).

То есть если НДС-регистрацию аннулировали, к примеру, 16.11.2015 г., то последним отчетным периодом будет считаться укороченный ноябрь: с 01.11.2015 г. по 16.11.2015 г. (включительно).

День аннулирования НДС-регистрации еще входит в последний НДС-период плательщика

Ни НКУ, ни Положение № 1130 не устанавливают каких-либо специальных сокращенных сроков подачи отчетности при аннулировании НДС-регистрации. Поэтому последнюю декларацию следует подавать в «общие» сроки, установленные пп. 49.18 и 203.1 НКУ, т. е. в течение 20 (40) календарных дней, следующих за последним календарным днем стандартного отчетного (налогового) периода, в котором произошло аннулирование НДС-регистрации. На это обращают внимание и налоговики (см. подкатегорию 101.22 БЗ).

То есть если аннулировали НДС-регистрацию 16.11.2015 г., то последнюю декларацию по НДС плательщик должен сдать в сроки, предусмотренные для стандартного ноябрьского отчетного периода, т. е. не позднее 21.12.2015 г.

Срок уплаты. Суммы НДС, указанные в «последней» налоговой декларации по НДС, Казначейство перечислит в бюджет с электронного НДС-счета не позднее последнего дня, установленного для самостоятельной уплаты налоговых обязательств.

При этом, если остатка средств на электронном НДС-счете недостаточно, то аннулированный плательщик обязан в течение 10 календарных дней, следующих за предельным сроком для подачи декларации, перечислить с собственного текущего счета на электронный НДС-счет необходимую сумму средств*. Причем это нужно сделать независимо от того, остается предприятие зарегистрированным плательщиком НДС на день уплаты такой суммы или нет (см. подкатегорию 101.22 БЗ).

* Не забывайте! Предельные сроки уплаты, приходящиеся на выходные, не переносятся на следующие рабочие дни. Перечислить деньги на электронный НДС-счет следует накануне.

То есть налоговые обязательства по «последней» ноябрьской декларации при аннулировании НДС-регистрации должны быть уплачены не позднее 30.12.2015 г.

На заметку! Если бывший плательщик НДС повторно регистрируется и подает заявление на НДС-регистрацию, то налоговики на местах требуют, чтобы на момент подачи такого заявления декларация за последний период, в котором произошло аннулирование, была подана, и налоговые обязательства, возникшие по ней, были уплачены. Правда, такое требование неправомерно и никак не подкреплено нормами законодательства.

Ошибки «за бортом». Еще один минус, который ожидает аннулированного плательщика, — невозможность исправить ошибки предыдущих периодов. Налоговики категорически против подачи УР на дату и после даты НДС-аннулирования. Заметим: до 2015 года были положительные судебные решения в пользу плательщиков, пожелавших исправить «аннулированные» периоды (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 72, с. 31).

Мотивы налоговиков таковы: (1) плательщик исключен из Реестра плательщиков НДС; (2) неплательщик НДС не может подавать отчетность (исключение: подача отчетности за последний период, в котором была аннулирована НДС-регистрация).

То есть начиная с даты аннулирования НДС-регистрации УР как самостоятельный документ подаваться не может (см. подкатегории 101.01.05 и 110.01 БЗ).

Правда, налоговики советуют подавать УР как приложение к последней декларации. Однако сами же знают, что такой способ исправления пока не рабочий (см. письмо ГФСУ от 09.06.2015 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 53, с. 5).

К тому же не поможет исправить прежние периоды и повторная регистрация плательщиком НДС,

например, уже в следующем месяце.

Регистрация заново, даже с тем же самым индивидуальным налоговым номером (ИНН)**, совершенно не касается операций предыдущей регистрации. Став плательщиком НДС в результате повторной регистрации, предприятие не является плательщиком НДС по результатам предыдущей регистрации.

Все дело в том, что при определении даты регистрации лица, повторно регистрирующегося плательщиком НДС, не учитываются периоды предыдущих регистраций, которые были аннулированы ( п. 3.13 Положения № 1130).

** Вряд ли предприятию при повторной регистрации присвоят новый ИНН. Цифры, составляющие ИНН: 1-7 — первые 7 знаков кода по ЕГР (без контрольного числа); 8, 9 — код области; 10, 11 — код административного района; 12 — контрольный разряд, определенный в ГФСУ. Другим ИНН может быть, если предприятие повторно будет регистрироваться, например, в другой области или районе.

Аналогично дела обстоят и с возможностью составления РК при повторной НДС-регистрации к НН, составленным и зарегистрированным в ЕРНН в периодах до аннулирования предыдущей НДС-регистрации (см. письмо ГФСУ от 29.10.2015 г. № 23007/6/99-99-19-03-02-15).

До свиданья, лимит регистрации. При аннулировании НДС-регистрации электронный НДС-счет плательщика закрывается, а остаток средств с него перечисляется в бюджет ( п. 7 Порядка № 569). То есть весь наработанный плательщиком лимит регистрации исчезнет, а остаток средств на электронном НДС-счете Казначейство перечислит в бюджет. Вернуть эти деньги можно будет на основании заявления, в порядке, прописанном в ст. 43 НКУ, либо на текущий счет, либо в счет погашения денежных обязательств по другим платежам ( п. 27 Порядка № 569).

Забегая вперед, отметим, что перебросить «зависший» остаток средств из бюджета на новый электронный НДС-счет, который плательщику откроют при повторной НДС-регистрации, не получится. Дело в том, что пополнение электронного счета плательщика НДС за счет других источников (кроме перечисления с текущего счета налогоплательщика) не предусмотрено ( п.п. 1 п. 22 Порядка № 569, письмо ГФСУ от 19.01.2015 г. № 1403/7/99-99-19-03-01-17).

И снова в бой

Сроки для подачи заявления. Один из читателей, обратившийся к нам за консультацией на «горячую линию», сообщил, что, повторно регистрируя «обязательного» плательщика после его принудительного аннулирования, налоговики потребовали заявление по форме № 1-ПДВ ( приложение 1 к Положению № 1130) подать в течение 10 календарных дней, следующих после даты аннулирования! Однако такие сроки надуманные. Ни в НКУ, ни в Положении № 1130 об этом и близко речи нет.

Из п. 183.2 НКУ четко следует:

заявление на регистрацию подается не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором объем облагаемых операций достиг 1 млн грн.

В сложившейся ситуации, для того чтобы заново зарегистрироваться плательщиком НДС, по нашему мнению, предприятие должно подать заявление не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем аннулирования НДС-регистрации (т. е. не позднее 10 декабря 2015 года).

Зарегистрировать предприятие должны в течение 3 рабочих дней после поступления регистрационного заявления. Отказать в регистрации только по причине «не той/просроченной, по мнению налоговиков» даты подачи заявления налоговики не вправе (если все остальные пункты заявления будут заполнены верно).

Зарегистрированным плательщиком НДС предприятие будет являться с даты внесения записи в Реестр плательщиков НДС ( п. 183.9 НКУ). Датой налоговой регистрации такого плательщика НДС будет дата его новой регистрации независимо от срока, прошедшего со дня аннулирования предыдущей налоговой регистрации такого лица до даты подачи заявления о повторной регистрации ( п. 3.13 Положения № 1130).

В случае просрочки/неподачи регистрационного НДС-заявления предприятие ( п. 183.10 НКУ):

1) несет ответственность за неначисление или неуплату НДС на уровне зарегистрированного плательщика НДС;

2) не имеет права на начисление налогового кредита и бюджетное возмещение.

Причем, как поясняют налоговики, предприятию в этом случае грозит лишь штраф согласно п. 123.1 НКУ (см. подкатегорию 101.31 БЗ). Напомним: он налагается при самостоятельном определении налоговых обязательств контролирующим органом: в размере 25 % от суммы определенного налогового обязательства.

При этом налоговики не требуют уплаты: (1) штрафа согласно п. 120.1 НКУ — за неподачу декларации по НДС; (2) штрафа согласно п. 117.1 НКУ — за неподачу заявления на постановку на учет в органах ГНС; (3) пени согласно п.п. 129.1.2 НКУ.

Новый электронный НДС-счет. На дату повторной регистрации плательщиком НДС у предприятия заново начнется жизнь и в СЭА ( п. 5 Порядка № 569). Как только налоговики присвоят плательщику ИНН, Госказначейство тут же (на основании информации, полученной от налоговиков) бесплатно откроет для него «новый» электронный НДС-счет в СЭА ( п. 8 Порядка № 569). Налоговики должны проинформировать плательщика о реквизитах электронного НДС-счета ( п. 6 Порядка № 569).

То есть плательщик начнет работу в СЭА с чистого листа. Лимит регистрации на дату открытия счета будет нулевым. Поэтому чтобы регистрировать в ЕРНН составленные с даты регистрации НН, плательщику придется пополнить деньгами с текущего счета электронный НДС-счет или же подождать, пока поставщики зарегистрируют в ЕРНН «входящие» НН, составленные после регистрации плательщиком НДС.

Учтите! Для СЭА повторно зарегистрированное предприятие будет считаться «новым» (т. е. проработавшим менее 12 календарных месяцев). В связи с этим после открытия электронного НДС-счета на 1-е число каждого нового квартала показатель формулы лимита регистрации ∑Овердрафт (1/12 среднемесячной суммы НДС, задекларированной к уплате) увеличивать лимит регистрации не будет.

Попадет он в формулу лимита регистрации только с первого числа квартала, в котором срок повторной НДС-регистрации предприятия достигнет 12 календарных месяцев ( п. 34 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Первая отчетность. Повторная «обязательная» регистрация, как правило, произойдет не с первого числа календарного месяца, соответственно первый отчетный период у предприятия будет удлиненным. Начинаться он будет со дня регистрации и заканчиваться последним днем первого полного календарного месяца ( п. 202.1 НКУ). Например, если предприятие зарегистрируют 14.12.2015 г., то первый отчетный период будет охватывать часть декабря (с 14-го по 31-е число) и полный январь 2015 года.

Все операции такого отчетного периода отражаются в одной первой декларации, подаваемой в сроки подачи январской отчетности, т. е. не позднее 22 февраля 2016 года.

Важно! У плательщика в период с даты аннулирования до даты повторной регистрации отсутствуют обязательства по выписке НН и право на формирование налогового кредита, а также право получить бюджетное возмещение. Предприятие НДСную отчетность за этот «висящий в воздухе» период не подает.

Вот такие основные правила принудительной разрегистрации и повторной регистрации плательщиком НДС. Уверены: зная их, вы без особых сложностей пройдете эти процедуры.

выводы

  • Вовремя подтверждайте регистратору свое «присутствие по месту». Отсутствие юрлица или отсутствие подтверждения сведений о юрлице является одним из оснований для аннулирования НДС-регистрации (в том числе и «обязательной»).
  • На дату аннулирования не забудьте начислить условные НО. При этом исправить через УР ошибки уже не получится. После оплаты последних НО ваш электронный НДС-счет закроют.
  • Подать заявление на НДС-регистрацию «обязательный» плательщик должен не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем аннулирования НДС-регистрации. Зарегистрированным предприятие будет являться с даты внесения записи в Реестр плательщиков НДС. С момента регистрации плательщику откроют новый НДС-счет.

Документы статтьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
  2. ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
  3. Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.
  4. Положение № 1130 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом Минфина от 14.11.2014 г. № 1130.
  5. Порядок № 569 — Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 16.10.2014 г. № 569.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить