Весна греет, а бухгалтер — преет, или Кто платит эконалог за арендованный котел?

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Апрель, 2016/№ 31
В избранном В избранное
Печать
Ще тиждень тому завірюха
Ночами синіми мела.
Хапав мороз дітей за вуха,
А зараз глянь — весна прийшла!
С. Гордиенко, «Весна»
Как только настали теплые деньки — тут же закончился отопительный сезон. Но не закончились повседневные заботы у бухгалтеров. Они, как мартены, ☺ работают круглосуточно в любое время года. Теперь их главная забота — отчитаться по всем налогам за I квартал. Поэтому и советуются с нами, как им быть в той или иной ситуации. Вот, например, в такой: предприятие уже год арендует под офис отдельное здание с автономной системой отопления (газовый котел), но только сейчас опомнилось, что должно было бы, наверное, заплатить эконалог за вредные выбросы этого котла. Или, может, это головная боль арендодателя — собственника здания? А если нет, то как можно исправить положение? Отвечаем незамедлительно!

Медлить действительно не следует. Пока еще есть время, вам следует подать декларацию по экологическому налогу за I квартал (предельный срок подачи — 10 мая), а заодно еще и за IV квартал прошлого года. Это то, что сразу приходит нам в голову — и вполне может оказаться, что в вашей ситуации именно эта мысль является справедливой. К ней во всех деталях мы еще обязательно вернемся в конце статьи.

Однако не исключаем, что изложенные выше рекомендации могут вам и не понадобиться. Во-первых, это будет зависеть от того, кто именно является собственником арендованного вами здания — другой субъект хозяйствования или обычное физическое лицо. Во-вторых, надо еще дополнительно знать, на кого оформлены разрешительные документы на эксплуатацию отопительного котла в этом здании — на собственника или на вас. А есть еще и в-третьих — необходимо выяснить, с кем заключен договор на газоснабжение — опять-таки с собственником или с вами.

К сожалению, всю необходимую информацию относительно наших «во-первых», «во-вторых» и «в-третьих» вы в своем вопросе не привели. Поэтому придется здесь изобразить всю картину, а не только тот ее фрагмент, с которого мы начали свой ответ.

А чтобы нам не расходовать лишнюю краску ☺, прочитайте, пожалуйста, вводную статью об эконалоге в тематическом номере «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 30, с. 22. И особенно тот ее раздел, где речь идет об эконалоге за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения. Тогда вам сразу станет понятно, что

любой отопительный котел — тоже стационарный источник загрязнения, а фактические объемы выбросов в атмосферу при сгорании топлива (газа, в частности), которое используется для работы этого котла, — объект и база обложения экологическим налогом

А кто же является его плательщиком? Налоговики в консультации из БЗ 120.01, разъясняя вопрос об уплате «атмосферного» эконалога при эксплуатации такого стационарного источника загрязнения, как отопительный котел, возлагают обязанность по его уплате на собственника.

Одновременно они отмечают: если арендодателем — собственником автономной системы отопления (котла), используемой для отопления здания, переданного в аренду одному или нескольким субъектам хозяйствования, является обычное физическое лицо (не субъект хозяйствования), то плательщиком экологического налога оно не будет. Основание для такого вывода — п.п. 240.1.1 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), который вообще не определяет физических лиц плательщиками этого налога.

При этом не будут его плательщиками и субъекты хозяйствования — арендаторы здания или помещений, кроме случаев, когда ими заключены договоры на приобретение (поставку) топлива (в рассматриваемой ситуации — газа) для такого источника загрязнения.

Кажется, все четко и понятно. Но не спешите с преждевременными выводами.

Поскольку в другой консультации из БЗ 120.01, разъясняя более общий вопрос — кто платит за выбросы в атмосферу стационарным источником загрязнения в случае передачи его в аренду — контролеры крайним называют арендатора. Мотивируя это тем, что именно он непосредственно загрязняет атмосферный воздух своими выбросами, а арендодатель — собственник источника загрязнения здесь абсолютно ни при чем.

Ради справедливости заметим, что нам ближе как раз последний их ответ. Почему? А вот смотрите.

Формула для расчета «атмосферного» эконалога прописана в п. 249.3 НКУ — она тоже есть в упомянутой выше статье. Однако собственно эта формула сама по себе ничего не стоит. Поскольку воспользоваться ею на практике невозможно, если на эксплуатацию котла не получено специальное разрешение на выбросы загрязняющих веществ стационарным источником загрязнения.

Именно из этого разрешения (точнее, из документов, на основании которых его выдают, — подробнее об этом читайте в той же статье) можно достоверно определить перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых отопительным котлом в атмосферу, и их фактическое количество. А следовательно, корректно рассчитать сумму экологического платежа в бюджет по той формуле.

Скажем даже больше: эксплуатацию любого стационарного источника загрязнения можно начинать только после получения указанного разрешения ( ст. 11 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 г. № 2707-XII). То есть наличие этого разрешительного документа убивает сразу двух зайцев — позволяет выполнить обязательство перед бюджетом как плательщика экологического налога и обеспечивает соблюдение природоохранного законодательства!

Кто же должен получать такое спецразрешение? Ответ — в п. 1.9 Инструкции об общих требованиях к оформлению документов, в которых обосновываются объемы выбросов, для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками…, утвержденной приказом Минприроды от 09.03.2006 г. № 108 (ср. 025069200). В нем под субъектом хозяйствования, который должен получить разрешение на выбросы, понимается лицо, которое управляет или контролирует оборудование, в том числе лицо, которому в соответствии с законодательством переданы права владеть и пользоваться оборудованием, а также обеспечивать его техническое функционирование.

Таким образом,

в случае передачи в аренду стационарного источника загрязнения спецразрешение обязан получать арендатор такого источника загрязнения

Следовательно, и эконалог платить именно ему. То есть вам.

Но это, так сказать, в идеале — если при заключении договора аренды год назад ваше руководство позаботилось о получении этого разрешения. Тогда до начала отопительного сезона разрешение, вероятнее всего, должно было бы у вас быть. И уже за IV квартал прошлого года вы обязаны были подать соответствующую «эконалоговую» отчетность и уплатить этот налог в бюджет.

Если именно так (ну почти идеально) сложились обстоятельства у вас, скоренько рассчитывайте свои налоговые обязательства за оба квартала прошедшего отопительного сезона и отражайте их отдельно в двух отчетных декларациях — за I квартал текущего года и IV квартал прошлого года. Правда, последняя будет считаться поданной с нарушением сроков, а за это, как известно, фискалы по головке не погладят…

Но все это будет потом, а теперь просто подайте — и все. Как это правильно сделать — читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 30, с. 31.

И заметьте себе еще такое. В зависимости от того, когда вы закончили отопительный сезон — впереди вас ожидают один, а может, и несколько отчетных периодов (кварталов), когда выбросов от котла в воздух не будет. В таком случае

за отчетные периоды (кварталы) текущего года, в которых плательщик экологического налога не имел объекта налогообложения (в частности, не осуществлял выбросов загрязняющих веществ), он обязан подавать декларацию по этому налогу без соответствующих приложений

Такое разъяснение налоговиков содержится в БЗ 120.05. Хотя с ним можно и поспорить, апеллируя к известному п. 49.2 НКУ, обязывающему подавать отчетность по тому или иному налогу только за те отчетные периоды, в которых возникают объекты налогообложения или имеются показатели, подлежащие декларированию (детальнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 48, с. 8).

Идем дальше. Не исключено, что события в вашем случае могли разворачиваться и не так идеально, как мы предположили выше. Возможны еще несколько вариантов развития ситуации и путей выхода из нее.

1. Разрешение до сих пор оформлено на арендодателя — субъекта хозяйствования, который продолжает уплачивать эконалог за свой котел, а вы ему компенсируете эти суммы. Тогда скорее получайте такое разрешение на свое предприятие и начинайте со следующего отопительного сезона подавать «эконалоговую» отчетность.

2. Разрешения у арендодателя не было вовсе, и налог он не уплачивал (либо ваш арендодатель — обычное физлицо). Тогда, кроме совета оформить такое разрешение на себя, рекомендуем опять же подать две декларации по эконалогу — за IV квартал прошлого года и I квартал текущего.

А какие же налоговые обязательства в них задекларировать — спросите вы. Ведь если нет спецразрешения на выбросы, то нет и исходных данных для расчета эконалога. В ответ заметим, что налоговики долгое время вообще не ставили обязанность уплаты эконалога в зависимость от наличия либо отсутствия указанного разрешения (см. БЗ 120.03). Более того, они и до сих пор предлагают налогоплательщику, не имеющему такого разрешения, «самостоятельно определять объемы выбросов и ставки налога». Хотя при этом не объясняют, как это сделать. По-видимому, «на глаз». ☺ Поэтому можно за эти два квартала уплатить «атмосферного» эконалога столько, сколько не жалко. А если контролерам покажется мало — предоставить им возможность доначислить его самостоятельно. Кстати, для проверки правильности определения объемов выбросов они имеют право привлекать по предварительному согласованию работников тероргана Минприроды ( п. 250.12 НКУ). Вот тогда, если их доначисления вас устроят, и уплатите эконалог в бюджет в полной сумме.

Тем более, что такой вариант для многих может оказаться даже выгодным. Ведь до конца текущего года плательщикам-«додвадцатимиллионникам» могут списать штрафные санкции при условии уплаты доначисленной контролирующим органом основной суммы налогового обязательства без его обжалования (подробнее читайте об этом в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 76, с. 42). Между прочим, порядок такого списания штрафов Минфин уже утвердил (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 23, с. 4).

Как видите, вариантов для размышлений у вас вдоволь. Поэтому подумайте хорошенько — и сделайте так, как вам покажется проще. А в дальнейшем перед тем, как взяться за любое ответственное дело (например, за эту злосчастную аренду здания вместе с котлом или, может, за какое-то другое), посоветуйтесь заранее с нами. Ведь мы работаем именно для того, чтобы помогать вам.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд