Темы статей
Выбрать темы

НК без первички

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Товар поступил, но приходные накладные от поставщика (их дубликаты) получить так и не удалось. Налоговая накладная на эту поставку пришла к нам в электронном виде, и мы включили ее в декларацию по НДС. Как нам быть, не имея на товар первички? Какие последствия нас ожидают?

Если подходить к этому вопросу формально, то, получив зарегистрированную НН, вы вправе включить ее сумму в состав налогового кредита. Среди документов, подтверждающих такое право, п. 198.6 НКУ называет исключительно НН/РК, зарегистрированные в ЕРНН, таможенные декларации и документы — «заменители НН», оговоренные в п. 201.11 НКУ.

Причем наказать плательщика при проверке правильности отражения НК контролеры могут только при отсутствии указанных выше документов.

Однако, как правило, налоговики на этом не останавливаются и подключают сюда еще и общие нормы НКУ. Так, согласно п. 44.1 НКУ для целей налогообложения плательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухучета, финотчетности и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством

И если вдруг не обнаружат первички (договоров, актов приемки-передачи, накладных, платежных документов) в подтверждение фактического исполнения договора с контрагентом, то, как говорится, «все пропало». В подобных ситуациях вердикт налоговиков таков:

без первички операция имеет признаки фиктивности — плательщик неправомерно отразил налоговый кредит по НДС

Причем, по мнению налоговиков, подтверждать данные налогового учета могут только те первичные документы, которые составлены в случае фактического осуществления хозоперации (см. письмо ГФСУ от 08.04.2016 г. № 7862/6/99-99-19-02-02-15).

Однако, если вы точно уверены и знаете, что поставка товара была и это не просто фиктивная схема (скажем, для пополнения вашего лимита регистрации), то бояться нечего. Суды на вашей стороне. По их мнению, само по себе наличие или отсутствие отдельных документов, а также ошибки в их оформлении не являются основанием для выводов об отсутствии хозяйственной операции, если из других данных усматривается, что имели место фактическое движение активов или изменения в собственном капитале или обязательствах плательщика в связи с его хозяйственной деятельностью (см. определения ВАСУ от 05.07.2016 г. № К /800/501/16, от 12.07.2016 г. № К/800/7801/16 и от 12.07.2015 г. № К/800/45555/15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 72, с. 10).

Не получив от поставщика первичку на товар, вы вполне можете оформить ее самостоятельно. Если запасы поступают на предприятие без товаросопроводительных документов, то, как правило, составляется акт о приеме материалов ( п.п. 3.8 п. 3 Методрекомендаций по бухучету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2). В подобной ситуации имеет смысл самостоятельно составить первичный документ (например, бухгалтерскую справку или другой документ), отвечающий критериям первичного, т. е. с обязательными реквизитами из ст. 9 Закона о бухучете* (см. письмо Минфина от 22.04.2016 г. № 31-11410-06-5/11705 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 35-36, с. 4).

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Так что если у вас есть на руках договор на поставку товаров с контрагентом и налоговая накладная, зарегистрированная в ЕРНН, и вы дополнительно составите акт приемки товаров от поставщика либо бухгалтерскую справку со всеми реквизитами первичного документа, причем и в акте приемки, и в налоговой накладной номенклатуры поступивших товаров будут совпадать, то, на наш взгляд, беспокоиться о налоговом кредите не стоит.

Правда, приготовьтесь к тому, что оприходование «беспервичного» товара вам, скорее всего, придется при проверке обосновать. Так что дополнительно вам могут пригодиться обмен письмами с контрагентом с просьбой предоставить документы (дубликаты) на поставленный товар. Не помешает при такой поставке товара и акт сверки с поставщиком.

А в заключение отметим: с 03.01.2017 г. вступят в силу изменения в Закон о бухучете, которые упростят некоторые нормы, касающиеся документооборота (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 99, с. 4). В частности, в ст. 9 уже не будет оговорки, что первичные документы фиксируют факты осуществления хозоперации. Надеемся, это сослужит добрую службу плательщикам, и с нового года легче будет отстаивать «операцию» по не понравившимся фискалам документам, в том числе и в случае их отсутствия.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше