(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
6/13
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Май , 2016/№ 40

Лимит кассы

http://tinyurl.com/y5x7k548
Предприятия, имеющие дело с наличностью, за некоторым исключением, должны устанавливать лимит кассы ( п. 2.7 Положения № 637). О том, что такое лимит кассы, и о правилах его установления расскажем в этом разделе спецвыпуска. Также вы узнаете о тех, кому лимит не нужен. А начнем с определения.

5.1. Что такое лимит кассы

Согласно п. 1.2 Положения № 637 лимит остатка наличности в кассе (лимит кассы) — это предельный размер суммы наличности, которую предприятие может оставить в кассе во внерабочее время. То есть это некая сумма наличных, больше которой в кассе предприятия нельзя оставлять на конец рабочего дня.

Подтверждает это требование п. 2.8 Положения № 637, в соответствии с которым предприятия могут хранить в нерабочее время в своих кассах наличность в сумме, не превышающей установленный лимит кассы. Накапливать наличные сверх лимита в кассе нельзя даже в том случае, если вы абсолютно уверены, что выплатите их в самое ближайшее время ( п. 2.9 Положения № 637).

Имейте в виду: превышение лимита кассы является штрафоопасным (см. раздел 11 на с. 110).

Сверхлимитную наличность обязательно сдают в банк для ее зачисления на любой из текущих счетов предприятия. Способ сдачи наличности вы выбираете сами: можете сделать это самостоятельно (в том числе с применением платежных устройств и через пункты приема наличности) либо с помощью службы инкассации.

У предприятий, не установивших лимит кассы (независимо от причин), он будет считаться нулевым

В таком случае все наличные, которые останутся в кассе на конец рабочего дня, будут считаться сверхлимитными ( п. 5.8 Положения № 637).

Впрочем, есть счастливчики, которым лимит кассы не устанавливают. В соответствии с Положением № 637 это:

— банки (п. 2.7);

— ФЛП (п. 2.7);

— религиозные организации (религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения), которые не осуществляют производственную или другую предпринимательскую деятельность (п. 5.6).

Кроме того, есть категория лиц, на которых требования Положения № 637 не распространяются вовсе, а значит, и лимит кассы им рассчитывать не надо. К ним относятся ( п. 1.1 Положения № 637):

— расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские и прочие официальные представительства, международные организации и их филиалы, которые пользуются иммунитетом и дипломатическими привилегиями;

— представительства иностранных организаций и филиалов, не осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Не нашли свое предприятие в списке счастливчиков? Не падайте духом! Ведь в исключительных случаях в кассе все же можно хранить сверхлимитные суммы. В каких именно? Расскажем об этом в следующем подразделе.

5.2. Когда сумма, превышающая лимит, не является сверхлимитной

Прежде всего речь идет о суммах, перечисленных в п. 2.10 Положения № 637. Это:

— наличные, которые получены в банке для выплат, относящихся к фонду оплаты труда, а также пенсий, стипендий, дивидендов. Они могут храниться в кассе в течение 3 рабочих дней, включая день получения наличности в банке. Для осуществления этих выплат работникам отдаленных обособленных подразделений предприятий железнодорожного транспорта и морских портов наличность может храниться в их кассах сверх установленного лимита в течение 5 рабочих дней, включая день получения наличности в банке;

— наличная выручка (в сумме, указанной в переданных в кассу ведомостях на выплату денег), за счет которой осуществляются выплаты, относящиеся к фонду оплаты труда. Такие суммы можно хранить в кассе в течение 3 рабочих дней со дня наступления сроков этих выплат.

Обратите внимание: наличность, полученную для выдачи ссуд работникам предприятия или выплаты алиментов, нельзя хранить в кассе предприятия в размерах сверх установленного лимита в течение 3 рабочих дней. Дело в том, что такие суммы не относятся к фонду оплаты труда в соответствии с Инструкцией № 5 (см. письмо НБУ от 11.04.2006 г. № 11-113/1277-3888). По этой же причине не может храниться в кассе предприятия в течение 3 дней наличность, предназначенная для выплат пособия по временной нетрудоспособности (см. письмо НБУ от 13.05.2005 г. № 11-113/1569-4857). Вместе с тем с учетом норм п. 5.9 Положения № 637 наличность, полученную на эти цели, фактически можно хранить и выплачивать из кассы предприятия 2 неполных рабочих дня. Это же касается других выплат, не входящих в фонд оплаты труда, например пособия по беременности и родам.

Кроме того, не считают сверхлимитными наличные в день их поступления, если они:

— были сданы в банк в сумме, которая превышает установленный лимит кассы, не позднее следующего рабочего дня банка;

— были выданы на следующий день на цели, связанные с деятельностью предприятия (без предварительной сдачи в банк и одновременного получения из кассы банка);

— поступили в кассу предприятия в выходные и праздничные дни и были сданы в банк в сумме, превышающей установленный лимит кассы, на следующий рабочий день банка и предприятия или выданы на следующий рабочий день на цели, связанные с деятельностью предприятия;

— сданы в банк через инкассаторов после операционного времени работы банка. То есть средства, которые были сданы в банк через инкассаторов после операционного времени работы банка, не считаются сверхлимитными в этот день. Подтверждать сдачу наличных инкассаторам должна оформленная надлежащим образом копия сопроводительной ведомости к сумке с наличностью (см. письмо НБУ от 26.09.2005 г. № 11-113/3262-9602).

Обратите внимание на следующий нюанс. Как указывает п. 4.4 Методрекомендаций № 210, наличные, которые превысили установленный лимит кассы в день их поступления в кассу, не считаются сверхлимитными, если сданы в учреждения банка на следующий рабочий день банка даже в сумме меньшей, чем та, которая превысила лимит кассы в предыдущий день. Но это при условии использования предприятием остатка средств (превысившего лимит) на нужды, связанные с его деятельностью.

Получается, что

сумму сверхлимитной выручки в полном объеме сдавать в банк не обязательно: можно сдать только ее часть, а остаток — выдать на хозяйственные нужды либо на командировку

Значит, наличные, которые использованы или сданы в банк не позднее следующего дня (а если такие средства поступили в выходные, то на следующий за выходным рабочий день), не считаются сверхлимитными (в день поступления). Такой же вывод приведен в письме ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572.

Отдельно остановимся на вопросе, с какого дня нужно считать сверхлимитной сумму наличности в кассе предприятия, не установившего лимит.

В письме НБУ от 22.06.2006 г. № 11-113/2351-6538 однозначно указывалось, что в таком случае сдача остатка наличных средств в учреждение банка на следующий день не является нарушением кассовой дисциплины. При этом в качестве главного аргумента в пользу такого вывода специалисты НБУ приводили нормы п. 5.9 Положения № 637.

Однако в более поздних письмах (например, от 23.02.2007 г. № 11-113/726-1968, от 14.02.2007 г. № 11-213/599-1576 и от 09.02.2007 г. № 11-113/543-1414) НБУ указывал, что если предприятие осуществляло операции с наличностью без предварительного установления лимита кассы, то лимит считается нулевым и вся наличность, находящаяся в кассе на конец рабочего дня, считается сверхлимитной. Другими словами, в этих разъяснениях НБУ уже не упоминает о том, что наличность, оставшаяся в кассе предприятия на конец рабочего дня, не будет считаться сверхлимитной, если она сдана в банк (или выдана под отчет) в соответствии с требованиями п. 5.9 Положения № 637, т. е. на следующий рабочий день.

На наш взгляд, предприятия, не установившие лимит, точно так же, как и все остальные субъекты хозяйствования, имеют право воспользоваться п. 5.9 Положения № 637. То есть они могут сдать сумму оставшейся в кассе наличности в банк на следующий рабочий день банка или выдать ее под отчет, не опасаясь при этом превысить лимит остатка наличности в кассе. Что касается писем НБУ, то в них, по нашему мнению, просто не до конца процитированы нормы Положения № 637.

5.3. Рассчитываем лимит кассы

Предприятие самостоятельно определяет лимит кассы. Если у вас есть кассы в обособленных подразделениях, то отдельный лимит нужно установить для каждой кассы (о том, как это сделать, см. в подразделе 8.2 на с. 96).

Осуществляют расчет лимита кассы в порядке, регламентированном гл. 5 Положения № 637.

При определении суммы лимита предприятие должно учитывать такие факторы ( п. 5.4 Положения № 637):

— режим и специфику своей работы;

— отдаленность от банка;

— объем кассовых оборотов (поступлений и расходований) по всем счетам;

— установленные сроки сдачи наличности;

— продолжительность операционного времени банка;

— наличие договоренности предприятия с банком об инкассации и т. п.

Как же рассчитать лимит кассы

Для этого п. 5.3 Положения № 637 предлагает предприятию на выбор два варианта:

1) исходя из среднедневного поступления наличности в кассу;

2) исходя из среднедневной выдачи наличности из кассы.

Выбор своим решением утверждает руководитель предприятия или уполномоченное им лицо.

Каким образом в каждом из вариантов осуществляется расчет лимита кассы согласно п. 5.4 Положения № 637, вы можете ознакомиться с помощью табл. 5.1 на с. 65.

Важно! Предприятия, у которых среднедневной показатель, рассчитанный на основании кассовых оборотов, равен нулю или не более 10 ннмдг* (т. е. 170 грн.), могут установить лимит кассы в размере, превышающем рассчитанный среднедневной показатель, но не более 170 грн. Сделать это позволяет абзац пятый п. 5.4 Положения № 637.

* Здесь и далее — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

Так что любое предприятие с небольшими (или нулевыми) оборотами может установить себе лимит кассы на уровне 170 грн. На это указывают специалисты НБУ в письме от 18.12.2006 г. № 11-115/4668-13627 и налоговики в консультации, размещенной в категории 109.16 БЗ.

Обратите внимание: если фактический лимит кассы установлен с превышением предельных размеров, определенных п. 5.4 Положения № 637 (см. табл. 5.1 на с. 65), то он считается установленным на уровне таких предельных размеров. Тогда своевременно не сданная в банк (не выданная под отчет) сумма превышения будет сверхлимитной ( п. 5.8 Положения № 637).

Как видите, порядок расчета лимита кассы несложный. Вам достаточно «пройти» всего 3 шага:

Шаг 1. Оцените ситуацию. Обратите внимание на режим и специфику работы вашего предприятия, отдаленность его от банка, объем кассовых оборотов, установленные сроки сдачи наличных, продолжительность операционного времени банка, наличие договоренности предприятия с банком на инкассацию и т. п.

Шаг 2. Выберите способ расчета лимита кассы из двух предлагаемых п. 5.3 Положения № 637. Ориентируйтесь на то, за счет чего у вас в кассе формируется наличный оборот. Если в основном за счет денежных поступлений — выбирайте первый способ, если больше наличных выдаете — второй.

Шаг 3. Рассчитайте лимит кассы. Для этого возьмите показатели (либо суммы поступлений, либо суммы выплат) за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев, предшествующих дате установления лимита кассы, и разделите их на количество рабочих дней предприятия этого трехмесячного периода. При этом учитывайте только те суммы, которые могут участвовать в расчете (см. графу 5 в табл. 5.1 на с. 65).

Скажем пару слов о том, как исчислять требуемые периоды. Здесь все просто. Например, вы пересматриваете лимит кассы 18 мая 2016 года. Тогда нужные 3 месяца можете выбирать из всего предшествующего указанной дате 12-месячного периода. Он начался 18 мая 2015 года и истек 17 мая 2016 года.

Причем как одна, так и другая даты могут включаться в расчетный период, т. е., соответственно, начинать или заканчивать выбранный 3-месячный срок. Например, если вы выбираете первые 3 месяца из указанных 12, то 3-месячный срок исчисляйте с 18 мая по 17 августа 2015 года включительно, если последние — с 18 февраля по 17 мая 2016 года включительно.

Порядок определения лимита кассы рассмотрим на примере.

Пример 5.1. Частное предприятие «Фея», осуществляющее розничную торговлю, в соответствии с договором банковского обслуживания сдает выручку в банк ежедневно. Предприятие устанавливает лимит кассы на 01.04.2016 г.

Рассчитаем лимит кассы на основании данных о движении наличности в кассе предприятия за последние 12 месяцев, предшествующих дате установления лимита (см. табл. 5.2 на с. 67).

Таблица 5.1. Порядок расчета лимита кассы

Метод определения лимита кассы

Суть метода

Порядок расчета лимита кассы

кто применяет

размер лимита

суммы, участвующие в расчете

Исходя из среднедневного поступления наличности в кассу

Лимит кассы рассчитывают как отношение наличной выручки/поступлений наличности (кроме полученной со счетов в банках) за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев к количеству рабочих дней предприятия этого трехмесячного периода. Указанный метод целесообразно применять розничным торговцам

Предприятия, сдающие наличную выручку (наличность) в банк ежедневно (в день ее поступления в кассу) или на следующий день со дня ее поступления в кассу

Устанавливается в размере, необходимом для обеспечения работы предприятия на начало рабочего дня, но не больше размера среднедневного поступления наличности в кассу (за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев)

В расчете участвует наличная выручка (поступления в кассы, кроме сумм, полученных из банков).

Напомним: в наличную выручку включают ( п. 1.2 Положения № 637):

1) сумму фактически полученных наличных средств от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

2) внереализационные поступления — поступления от операций, непосредственно не связанных с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и прочего имущества (включая основные средства, нематериальные активы, продукцию вспомогательного и обслуживающих производств)*.

Заметьте: в расчет также попадет наличность от покупателей за товары, принадлежащие комитенту, которая поступила в кассу предприятия-комиссионера (см. письмо НБУ от 26.02.2007 г. № 11-113/731-1992 и разъяснение фискалов из категории 109.16 БЗ)

Предприятия, которые расположены в населенных пунктах, где нет банков, и которым в связи с этим установлен срок сдачи выручки не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней

Устанавливается в размерах, которые зависят от установленных сроков сдачи наличной выручки и ее суммы, но не более 5-кратного размера среднедневных поступлений наличности (за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев)

* Ко внереализационным поступлениям относят: платежи за предоставленное в лизинг (аренду) имущество; роялти; средства, полученные в погашение дебиторской задолженности, в частности по предоставленным предприятием займам; безвозмездно полученные средства; возмещение материального ущерба; взносы в уставный капитал; доход (проценты) от владения корпоративными правами; возвращенные неиспользованные подотчетные суммы; другие поступления.

Исходя из среднедневной выдачи наличности из кассы

Лимит кассы определяют как отношение сумм, выплаченных из кассы на разные нужды, в том числе на командировки (за исключением выплат, связанных с оплатой труда, пенсий, стипендий, дивидендов) за любой 3-месячный период из последних 12 месяцев, к количеству рабочих дней предприятия в таком периоде. Этот метод имеет смысл применять предприятиям, которые не осуществляют наличные расчеты за товары (работы, услуги) (т. е. поступление в кассу выручки отсутствует), но при этом производят выдачу наличности из кассы (например, наличную выплату подотчетных сумм). НБУ в письме от 01.03.2005 г. № 11-111/680-1907 предложил использовать этот способ расчета лимита кассы предприятиям оптовой торговли, применяющим безналичную форму расчетов за товары

Все предприятия, применяющие этот метод, лимит кассы устанавливают в сумме не больше, чем размер среднедневной выдачи наличности (за любые 3 месяца подряд из последних 12 месяцев)

В расчет включают выплаты наличных на различные нужды, в частности (см. письма НБУ от 29.02.2008 г. № 11-113/818-2372, от 16.10.2007 г. № 11-113/3889-10550 и консультации налоговиков в категории 109.16 БЗ):

— на командировку;

— под отчет для приобретения какого-либо имущества или оплаты работ и услуг;

— для сдачи в банк;

— учредителю при возврате его доли в уставном капитале;

— для выдачи займа;

— на прочие нужды.

Заметьте: наличными, которые выданы из кассы предприятия для сдачи в банк, могут быть как суммы, полученные от покупателей (торговая выручка), так и суммы, ранее полученные из банка на хозяйственные нужды.

Не включают в расчет выплаты:

— связанные с оплатой труда*;

— пенсий;

— стипендий;

— дивидендов

* Под выплатами, связанными с оплатой труда, п. 1.2 Положения № 637 понимает выплаты, отнесенные к фонду оплаты труда, а также другие выплаты, не имеющие отношения к фонду оплаты труда в соответствии с Инструкцией № 5. Например, суммы материальной помощи, имеющей систематический характер и выплачиваемой всем или большинству работников предприятия, согласно п.п. 2.3.3 Инструкции № 5 относятся к прочим поощрительным и компенсационным выплатам и входят в фонд оплаты труда. Следовательно, суммы такой матпомощи не принимают во внимание для расчета лимита кассы. Не включают в расчет также больничные и декретные ( пп. 3.2 и 3.3 Инструкции № 5).

Таблица 5.2. Кассовые обороты предприятия за последние 12 месяцев

№ п/п

Месяц

Количество рабочих дней

Поступления денежных средств, включаемые в расчет

Получение наличных из банка

выручка от реализации товаров

возврат неиспользованных подотчетных сумм

арендная плата

2015 год

1

Апрель

21

15000,00

2200,00

12000,00

2

Май

18

18000,00

2200,00

14500,00

3

Июнь

20

14200,00

330,00

2200,00

15000,00

4

Июль

23

19350,00

2200,00

14000,00

5

Август

20

20160,00

2200,00

18000,00

6

Сентябрь

22

18200,00

2200,00

18000,00

7

Октябрь

21

17600,00

2200,00

15000,00

8

Ноябрь

21

19050,00

150,00

2200,00

13000,00

9

Декабрь

23

20120,00

2200,00

19000,00

2016 год

10

Январь

19

21960,00

170,00

2500,00

18500,00

11

Февраль

21

20100,00

2500,00

17000,00

12

Март

22

20970,00

2500,00

15000,00

В нашем случае лимит кассы будем рассчитывать на основании среднедневных поступлений наличности в кассу, поскольку этот способ наиболее реально отражает объемы кассовых оборотов предприятия.

В рассматриваемой ситуации целесообразно взять данные за январь — март 2016 года, поскольку именно в этом периоде поступления в кассу были максимальными и составили 70700,00 грн. (21960,00 + 170,00 + 2500,00 + 20100,00 + 2500,00 + 20970,00 + 2500,00).

Количество рабочих дней в выбранном периоде — 62 (19 + 21 + 22).

Величина среднедневных поступлений равна 1140,32 грн. (70700,00 : 62).

Исходя из расчета предприятие имеет право установить лимит кассы в размере, не превышающем 1140,32 грн. Предположим, лимит кассы установлен на уровне 1140,00 грн.

5.4. Оформляем установление лимита

Определившись с наиболее подходящим способом установления лимита кассы, ответственное лицо (например, главный бухгалтер предприятия) составляет расчет установления лимита остатка наличности в кассе по форме, приведенной в приложении 8 к Положению № 637 (далее — Расчет).

Заполненный Расчет подписывают главный (старший) бухгалтер и руководитель предприятия (или уполномоченное им лицо).

На основании данных примера 5.1 (см. с. 64) рассмотрим порядок оформления Расчета на с. 68.

Заметьте: если бы лимит кассы рассчитывался исходя из среднедневной выдачи наличности из кассы, вместо строк 1 и 2 таблицы 1 «Кассовые обороты» заполнять нужно было бы строки 3 и 4 этой же таблицы. Так, в строке 3 следовало бы указать сумму наличности, выданной на разные нужды, кроме выплат, связанных с оплатой труда, пенсий, стипендий, дивидендов (см. табл. 5.1 на с. 65). А вот в строке 4 нужно было бы показать рассчитанную сумму среднедневной выдачи наличности.

Установленный лимит кассы утверждается внутренними приказами (распоряжениями) предприятия

В тексте такого приказа следует указать, какие 3 месяца приняты в расчет лимита кассы, а также дату, с которой установленный лимит кассы будет применяться. Приведем его образец.

Обратите внимание: предприятие не обязано уведомлять банк о размере установленного лимита остатка наличности в кассе или предоставлять банку какие-либо обоснования относительно его установленной суммы.

5.5. Особенности установления лимита отдельным субъектам хозяйствования

Для отдельных субъектов хозяйствования лимит кассы устанавливают с учетом некоторых особенностей, предусмотренных Положением № 637. Рассмотрим их в табл. 5.3.

Таблица 5.3. Особенности установления лимита отдельным субъектам хозяйствования

Субъекты хозяйствования

Пункт Положения № 637

Особенности установления лимита

Небанковские финансовые учреждения (кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие юридические лица, исключительным видом деятельности которых является предоставление финансовых услуг) и операторы почтовой связи

П. 5.4

Общие правила расчета лимита кассы, установленные пп. 5.3 и 5.4 Положения № 637, на небанковские финансовые учреждения и операторов почтовой связи не распространяются. Такие субъекты хозяйствования порядок расчета лимита кассы определяют самостоятельно с учетом особенностей своей деятельности и режима работы, объема наличных поступлений (выдачи), сроков сдачи наличности и т. д. Указанные предприятия не заполняют таблицу 1 «Кассовые обороты» Расчета

Предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, разных организационно-правовых форм (акционерные общества, агрофирмы и т. д.)

П. 5.5

Могут устанавливать (пересматривать) лимит кассы на период заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции в соответствии с фактическими показателями своих кассовых оборотов (поступлений или выдачи наличности) за любые 3 месяца сезона производства (переработки) сельскохозяйственной продукции предыдущего года

Бюджетные учреждения и организации

П. 5.7

Государственная казначейская служба Украины самостоятельно определяет порядок установления лимита в своих кассах, а также в кассах бюджетных учреждений и организаций, которые ею обслуживаются. В свою очередь, п. 3.8 Порядка № 758 предусмотрено, что расчет и установление лимита кассы клиенты, обслуживающиеся в органах Казначейства, осуществляют самостоятельно на основании расчета установления лимита остатка наличности в кассе в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов НБУ.

Таким образом, фактически бюджетными учреждениями применяется порядок расчета лимита кассы, установленный Положением № 637

Предприятия, начинающие свою деятельность, а также предприятия, деятельность которых была связана исключительно с безналичными расчетами и которые в соответствии с установленным законодательством Украины порядком получают право на осуществление дополнительного вида деятельности, предусматривающего наличные расчеты

П. 5.2

На первые 3 месяца работы устанавливают лимит кассы по прогнозным расчетам (т. е. определяют прогнозный лимит). При установлении прогнозного лимита, как и в общем случае, составляют Расчет и издают приказ, утверждающий лимит. При этом в таблице 1 «Кассовые обороты» Расчета ставят прочерки, а в строку «Лимит остатка наличности в кассе» вписывают спрогнозированную сумму лимита.

В двухнедельный срок после окончания первых 3 месяцев работы предприятие пересматривает установленный таким образом прогнозный лимит кассы по фактическим показателям деятельности в соответствии с нормами Положения № 637

Какого-либо ограничения в виде минимального лимита кассы для вновь созданных предприятий не предусмотрено. На это указывают налоговики в разъяснении, приведенном в категории 109.16 БЗ.

Отсчет первых 3 месяцев работы следует начинать со дня проведения предприятием первой расчетной операции (см. письмо НБУ от 23.02.2007 г. № 11-113/726-1968 и консультацию налоговиков в категории 109.16 БЗ). Если, например, первая «наличная» операция состоялась 21.04.2016 г., отсчет нужно начинать именно с этой даты. Тогда трехмесячный период закончится 20.07.2016 г.

Имейте в виду: если предприятие не позаботится об установлении прогнозного лимита кассы, такой лимит будет считаться нулевым.

5.6. Пересматриваем лимит остатка наличных

Показатели деятельности субъектов хозяйствования постоянно изменяются, поэтому рано или поздно каждое предприятие сталкивается с вопросом: обязательно ли пересматривать лимит кассы в связи с изменением кассового оборота (например, в связи с увеличением (снижением) поступлений от реализации продукции (товаров, работ, услуг))?

Сразу скажем, что

регулярно пересматривать лимит кассы Положение № 637 от предприятия не требует

Единственный случай, когда пересмотреть лимит нужно обязательно, — если он был установлен на основании прогнозных расчетов «новичками» или предприятиями, которые работали только по безналичному расчету, а теперь стали принимать в кассу наличность ( п. 5.2 Положения № 637).

В остальных случаях субъекты хозяйствования действуют на свое усмотрение. Так, предприятия, которые изготавливают и перерабатывают сельхозпродукцию, могут устанавливать (пересматривать) лимит кассы на период заготовки и переработки такой продукции в соответствии с фактическими показателями их кассовых оборотов (поступлений или выдачи наличности) за любые 3 месяца сезона производства (переработки) сельхозпродукции предыдущего года ( п. 5.5 Положения № 637).

Также пересматривать лимит кассы субъекты хозяйствования имеют право (но не обязаны) при обстоятельствах, перечисленных в п. 5.11 Положения № 637:

— в связи с изменениями законодательства Украины;

— при наличии соответствующих факторов объективного характера (изменении в поступлениях и/или выдаче наличности, во внутреннем трудовом распорядке, графиках сменности и т. п.).

Как видите, Положение № 637 прямо предусматривает, что пересмотр лимита является правом, а не обязанностью предприятия. А раз так, то предприятие должно решить для себя самостоятельно, нужно ему пересматривать лимит кассы при наличии перечисленных выше объективных факторов или нет.

Этот вывод подтверждают и специалисты НБУ. В частности, в письмах от 19.05.2006 г. № 11-113/1903-5427 и от 01.12.2009 г. № 11-113/5438-22292 сообщалось, что требований относительно обязательного перерасчета лимита в связи с сокращением объемов поступления наличности Положение № 637 не содержит.

На тот факт, что в этом документе нет императивных положений, которые обязывали бы предприятия пересматривать установленный лимит кассы при наличии каких-либо обстоятельств, указывали и судебные инстанции (см. постановление ВАСУ от 15.09.2014 г. по делу № К/9991/53976/12*). Однако справедливости ради отметим, что судьи не всегда поддерживают эту точку зрения (см., например, определение ВАСУ от 24.04.2014 г. по делу № К/9991/89648/11**).

* См. www.reyestr.court.gov.ua/Review/40747417.

** См. www.reyestr.court.gov.ua/Review/38746899.

Обратите внимание: при очередном пересмотре лимита кассы нужно приложить к соответствующему приказу (распоряжению) необходимые документы, на основании которых была проведена такая процедура. Это могут быть нормативно-правовые акты или внутренние документы (расчеты) предприятия.

выводы

  • У предприятий, не установивших лимит кассы, он считается нулевым.

  • Наличные, которые выданы под отчет или сданы в банк не позднее следующего дня (а если такие средства поступили в выходные — не позднее следующего за выходным рабочего дня), не считаются сверхлимитными (в день поступления).

  • Расчет лимита кассы осуществляют одним из двух способов: либо исходя из среднедневного поступления наличности в кассу, либо исходя из среднедневной выдачи наличности из кассы.

  • Предприятия составляют расчет установления лимита остатка наличности в кассе по форме, приведенной в приложении 8 к Положению № 637.

  • Регулярно пересматривать установленный лимит кассы предприятия не обязаны. Это можно делать по собственному усмотрению.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
лимит кассы добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье