Инвентаризируем нематериальные активы

В избранном В избранное
Печать
Налоги и бухгалтерский учет Декабрь, 2017/№ 98

Объекты инвентаризации

В ходе инвентаризации комиссии предстоит проверить фактическое наличие и состояние нематериальных активов (НМА). К ним относятся (п. 5 П(С)БУ 8):

(1) права пользования природными ресурсами (право пользования недрами, другими ресурсами природной среды, геологической и другой информацией о природной среде и т. п.);

(2) права пользования имуществом (право пользования земельным участком, право пользования зданием, право на аренду помещений и т. п.);

(3) права на коммерческие обозначения (права на торговые марки (знаки для товаров и услуг), коммерческие (фирменные) наименования и т. п.), кроме тех, расходы на приобретение которых признают роялти;

(4) права на объекты промышленной собственности (право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, породы животных, компоновки (топографии) интегральных микросхем, коммерческие тайны, в том числе ноу-хау, защиту от недобросовестной конкуренции и т. п.), кроме тех, расходы на приобретение которых признают роялти;

(5) авторское право и смежные с ним права (право на литературные, художественные, музыкальные произведения, компьютерные программы, программы для электронно-вычислительных машин, компиляции данных (базы данных), исполнения, фонограммы, видеограммы, передачи (программы) организаций вещания и т. п.), кроме тех, расходы на приобретение которых признают роялти;

(6) прочие НМА (право на осуществление деятельности, использование экономических и других привилегий и т. п.).

В бухучете объекты инвентаризации НМА учитывают на счете 12 «Нематериальные активы».

Процедура инвентаризации НМА

Порядку проведения инвентаризации НМА посвящен отдельный п. 2 разд. III Положения № 879. Кроме того, важную информацию можно почерпнуть также из разд. VII Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденных приказом Минфина от 16.11.2009 г. № 1327 (далее Методрекомендации № 1327).

В ходе инвентаризации НМА инвентаризационная комиссия устанавливает фактическое наличие НМА по документам, на основании которых они были оприходованы, а также документам, которыми оформлены (т. е. подтверждены) соответствующие имущественные права (п.п. 2.1 разд. III Положения № 879). В частности, с целью идентификации объектов НМА инвентаризационная комиссия проверяет наличие и действительность документов, удостоверяющих правомерность получения прав собственности, прав пользования объектами интеллектуальной собственности (патентов, свидетельств, дипломов, лицензий, договоров и т. п.).

Если при инвентаризации обнаружены объекты, которые соответствуют признакам НМА, но не отражены в бухучете или учтены на другом счете, их включают в состав НМА

Изучая фактическое наличие НМА, комиссия может выявить устаревшие, неиспользуемые НМА, а также НМА, частично утратившие свои первоначальные качества и потребительские свойства. В отношении этих активов предстоит установить, сможет ли предприятие в будущем получать экономическую выгоду от использования таких активов, и вообще, соответствуют ли они критериям признания НМА из П(С)БУ 8. После выяснения фактического наличия НМА комиссия путем сопоставления фактического их наличия с данными бухучета выявляет излишки или недостачи НМА.

Документальное оформление инвентаризации НМА

Информацию о выявленных в ходе инвентаризации объектах инвентаризационная комиссия заносит в инвентаризационную опись. Причем предприятие может воспользоваться уже утвержденными формами описей:

— Инвентаризационной описью необоротных активов, утвержденной приказом № 572 (ее используют для фиксации результатов инвентаризации всех видов НМА, кроме объектов права интеллектуальной собственности);

— Инвентаризационной описью объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма № НА-4), утвержденной приказом Минфина «Об утверждении типовых форм первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» от 22.11.2004 г. № 732 (далее — приказ № 732). Как видно из названия, изначально эта форма первички предназначена для отражения данных инвентаризации только объектов права интеллектуальной собственности в составе НМА. Однако, судя из положений п. 7.2 Методрекомендаций № 1327, именно ее советует применять Минфин для оформления результатов инвентаризации всех имеющихся на предприятии НМА.

Кроме того, не забывайте и о своем праве при желании разработать форму инвентаризационной описи самостоятельно или же дополнить утвержденную типовую форму № НА-4 новыми реквизитами (см. письмо Госкомстата от 07.03.2007 г. № 14/2-25/149). Главное при этом, чтобы ваша «самодельная» форма соответствовала требованиям ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения № 88.

Инвентаризационную опись составляют по объектам НМА или группам однотипных по назначению и условиям использования НМА и отдельно по каждому материально ответственному лицу

В описи по каждому объекту (группе однотипных) НМА приводят такие сведения (п.п. 2.2 разд. III Положения № 879):

— наименование НМА;

— характеристику;

— назначение;

— дату приобретения (ввода в эксплуатацию);

— первоначальную (переоцененную) стоимость;

— сумму накопленной амортизации;

— срок полезного использования;

— количество и стоимость объекта или группы объектов НМА.

С указанием аналогичных данных в Инвентаризационную опись вносят сведения об объектах НМА, в силу тех или иных причин не отраженных в бухучете ранее и выявленных в ходе проведения инвентаризации.

Инвентаризационную опись подписывают все члены инвентаризационной комиссии и лицо, ответственное за использование объектов НМА. При этом материально ответственное лицо подтверждает, что проверка этих объектов состоялась в его присутствии, оно не имеет к членам комиссии никаких претензий и принимает перечисленные в описи объекты НМА на ответственное хранение (п. 4.6 приказа № 732).

Пример оформления Инвентаризационной описи объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма № НА-4) см. в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 93, с. 32.

После оформления комиссией инвентаризационную опись передают в бухгалтерию предприятия для заполнения данных о количестве, стоимости объектов НМА и сумме накопленной амортизации по данным бухгалтерского учета (графы 8 — 10 Инвентаризационной описи).

На выявленные инвентаризацией расхождения (недостачи, излишки) бухгалтерия составляет Сличительную ведомость. К сожалению, отдельные сличительные ведомости для НМА не утверждены, поэтому можно использовать сличительные ведомости результатов инвентаризации необоротных активов (ОС), утвержденные приказом № 572 и постановлением № 241, или же разработать свои бланки ведомостей.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить