Нормативное регулирование бухучета С тех пор, как объект обложения налогом на прибыль стал базироваться на бухгалтерском финрезультате, внимание к бухучету возросло. А недавние изменения в ряд основоположной бухгалтерской нормативки еще больше подогрели интерес к этой теме. Значит, об этом нужно поговорить. Именно поэтому наш спецвыпуск мы посвящаем изучению теории бухучета и рассмотрению организационных вопросов, связанных с его ведением.
Прежде всего мы сориентируем вас в довольно обширной нормативной базе, которой бухгалтер обязан руководствоваться в своей работе. Затем поговорим о существующих на сегодня основных принципах бухучета и критериях существенности информации. Безусловно, вспомним, как предприятия формируют учетную политику. Также остановимся на организации бухгалтерского учета на предприятии. Не обойдем вниманием и документальное оформление хозяйственных операций. Кроме того, здесь вы найдете образцы внутренних документов предприятия, регулирующих деятельность бухгалтера: приказов об учетной политике и об организации бухгалтерского учета, должностных инструкций, положения о бухгалтерии и т. п.
Спецвыпуск для вас подготовили редактор Наталья Вороная, налоговые эксперты Наталья Чернышова и Наталья Алешкина.
Основы бухучета Ну вот мы и подобрались к основам бухучета. Нет-нет, здесь мы не будем объяснять, в чем состоит метод двойной записи. Об этом и так прекрасно знает каждый бухгалтер. Однако некоторые учетные вопросы все же стоит освежить в памяти. Так, в этом разделе мы вспомним о видах деятельности. Ведь без понимания того, к какому виду деятельности относится конкретная хозяйственная операция, составить достоверную финансовую отчетность невозможно. А, как вы знаете, бухгалтерский финансовый результат является основой и для налогового учета. Кроме того, здесь мы поговорим о бухгалтерских счетах, применяемых вами ежедневно. В частности, рассмотрим, какие из них закрывают в конце периода, на каких счетах может отражаться только дебетовое сальдо и что делать, если оно с «минусом». Также остановим свое внимание на связи между Планом счетов и финансовой отчетностью. Но начнем все же с основы основ — принципов бухгалтерского учета.
Существенность и ее критерии Конечно, вы не раз слышали о таком понятии, как «существенность». Оно неоднократно упоминается в бухгалтерских стандартах. Давайте же разбираться, что это такое и зачем оно нужно.
Определяем учетную политику Учетная политика — это фундамент, на котором базируется весь бухгалтерский учет предприятия. А приказ об учетной политике — первый и главный документ на предприятии, регламентирующий порядок ведения бухгалтерского учета. Поэтому не удивительно, что каждому бухгалтеру важно хорошо разбираться в том, что представляет собой учетная политика.
Обязанность определять учетную политику законодательство возлагает на само предприятие (ч. 5 ст. 8 Закона № 996). Применение учетной политики на постоянной основе (из года в год) обеспечивает сопоставимость финансовой информации за различные отчетные периоды и позволяет заинтересованным пользователям финотчетности оценить имущественное состояние предприятия, проанализировать результаты его деятельности и движение денежных средств. Грамотный выбор учетной политики не только позволяет составлять объективную и достоверную финансовую отчетность, но и может серьезно повлиять на налогообложение вашего предприятия. Поэтому учетная политика должна быть разработана очень качественно.
Из этого раздела вы узнаете о том, что должна содержать учетная политика предприятия и каковы базовые принципы ее формирования.
Изменения учетной политики и учетной оценки Все течет, все меняется... И изменения в учетной политике тоже неизбежны. Другое дело, что такие изменения должны осуществляться только в четко определенных случаях и в порядке, предусмотренном стандартами бухучета. Об этом и пойдет речь в этом разделе. Также здесь вы узнаете о том, как изменение учетной политики повлияет на учет и отчетность предприятия и чем отличается изменение учетной политики от изменения учетной оценки.
Кто ведет бухучет Пришло время перейти к вопросам организации бухгалтерского учета. Кто будет вести бухгалтерский учет на предприятии и какими документами это следует оформлять? Об этом и поговорим прямо сейчас.
Приказ об организации бухгалтерского учета После того как учетная политика определена и ответственные за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности установлены, пора браться за организацию бухучета на предприятии. Какие ключевые моменты она предусматривает, будем разбираться далее.
Документирование хозяйственных операций Важность документов для бухгалтера тяжело переоценить. Ведь людям этой профессии фактически и шагу нельзя ступить без наличия соответствующего документа, подтверждающего факт осуществления хозяйственной операции. О необходимости и правилах документирования хозопераций вы узнаете из этого раздела спецвыпуска.