Темы статей
Выбрать темы

Ожидали «опоздавший» акт? Готовьтесь к исправлению

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Поставщик «задержал» (несвоевременно предоставил) документы на оказанные услуги. Поэтому мы их провели в бухучете не по дате фактического получения, а по дате получения акта. Правильно ли мы поступили? Или, может, надо делать исправление ошибки?

Когда отражать операцию в учете?

Сразу скажем: стоимость полученных услуг вы должны были отразить в расходах в периоде их фактического получения, независимо от наличия первичного документа.

Закон о бухучете требует, чтобы хозяйственные операции были отражены в учете в том отчетном периоде, в котором они осуществлены (ч. 5 ст. 9 Закона о бухучете). Даты, на которые, в частности, должны быть признаны доходы/расходы, определены в П(С)БУ 15 и П(С)БУ 16.

Безосновательно переносить отражение доходов/расходов на другой период

С другой стороны, тот же Закон о бухучете устанавливает, что хозоперации в учете должны отражаться на основании первичных документов (ч. 1 ст. 9 Закона о бухучете).

Но если первичный документ «опаздывает», то как же тогда выполнить требования Закона о бухучете об отражении операции в периоде ее осуществления? Сейчас этот вопрос можно считать более-менее урегулированным в законодательстве*. Так, в п. 2.6 Положения № 88 установлено, что в случае, если на момент составления финотчетности предприятие своевременно не получило от контрагента первичный документ, оно имеет право (если это предусмотрено графиком документооборота) показать операцию в бухучете на основании:

* Ранее на вооружение брали разъяснение Минфина об отражении расходов в режиме несвоевременно полученных первичных документов (см. письмо Минфина от 22.04.2016 г. № 31-11410-06-5/11705).

надлежащим образом оформленного внутреннего первичного документа (акта), составленного должностным лицом, ответственным за прием-отпуск товарно-материальных ценностей, работ и услуг

Иначе говоря, законодатель четко определил, что в первую очередь нужно соблюдать правило об отражении операции в периоде ее осуществления. Поэтому безосновательно откладывать момент отражения доходов/расходов на другой период нельзя.

Дата отражения операции в бухучете сейчас прямо не привязана к дате оформления первичного документа. Достаточно, чтобы этот документ в принципе был.

Поэтому если вы не получили вовремя документ от контрагента, то целесообразно воспользоваться механизмом, который прямо прописан в п. 2.6 Положения № 88. И отражать хозоперацию на основании внутреннего документа — одностороннего самоакта, который вы вполне можете оформить самостоятельно.

Главная задача такого первичного документа — зафиксировать факт получения вашим предприятием определенных товаров, работ или услуг от поставщика и их стоимость. Но для того, чтобы «самоакт» стал полноценным первичным документом, он должен содержать все обязательные реквизиты из ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 62, с. 29, № 71, с. 14).

Документ учли с опозданием

Какими неприятностями чревата эта ситуация? Рассмотрим варианты.

1. Запоздавший акт получен и отражен в рамках одного отчетного года. В бухучете ничего страшного. Исправлять подобного рода опоздание расходов в рамках года путем внесения записей в регистры бухучета не нужно. Опоздавший акт все равно поучаствовал в расходах (но чуть позже). Так что сданную квартальную финотчетность не уточняют.

А что для налога на прибыль? Для годовиков — ничего критичного. Ведь годовую декларацию еще не подавали, да и в любом случае по году «все выровняется». Составляют декларацию по итогам работы за год, поэтому в стр. 02 декларации будет перенесен уже верный бухфинрезультат. То есть в составе расходов за 2017 год будет учтен запоздавший акт на услуги.

А для квартальщиков? Получается, что в одном из кварталов (в котором должен был быть проведен акт) занижены расходы и переплачен налог на прибыль, а в следующем периоде — наоборот, недоплачен (напомним, что налоговики в этом отношении ориентируются на стр. 19 декларации, а она рассчитывается за минусом налогового обязательства предыдущего квартала). При этом сворачивать погрешность, ориентируясь на финотчетность следующего периода для целей налога на прибыль, нельзя. Ведь налог на прибыль должен быть рассчитан/уплачен именно по результатам определенного отчетного периода. Поэтому лучше самоисправиться. Причем проще исправиться в текущей декларации через приложение ВП.

2. Запоздавший акт прошлого года попал в текущий. Необходимо исправить бухошибки, допущенные:

1) в прошлом году — занизили расходы;

2) в текущем периоде — завысили расходы.

После внесения исправлений в финотчетность необходимо до проверки налоговиков внести уточнения в «налоговоприбыльную» декларацию.

В декларации по налогу на прибыль складывается такая ситуация — в прошлом году были занижены расходы. А если мы просто проведем акт в текущем периоде, то завысим расходы текущего периода (а это потом чревато штрафами за недоплату налога, если налоговики это отловят).

Например, акт, датированный ноябрем 2016 года, фактически получен и учтен в августе 2017 года. Получается, вместо того чтобы показать расходы по запоздавшим документам в 2016 году и таким образом уменьшить налоговоприбыльный объект 2016 года, предприятие-квартальщик недоплатило налог на прибыль за три квартала 2017 года, а годовик занизил его за отчетный 2017 год. Ведь речь идет о разных налоговых (отчетных) периодах — годах.

Поэтому здесь целесообразнее «самоисправиться». То есть предприятию придется уточнить два периода:

— прошлый 2016 год — период переплаты и

— декларацию за три квартала 2017 года и декларацию за 2017 год (годовику — декларацию за 2017 год) — период недоплаты.

Здесь советуем вам сперва через УД уточнить период переплаты и после этого следующим УД уточнить период недоплаты. Тогда по сути по второму УД уплатите в бюджет только сумму самоштрафа и пени, а недоплата «свернется» с переплатой.

выводы

  • Расходы признают в том отчетном периоде, к которому они относятся (одновременно с доходом или в периоде фактического понесения, если напрямую их связать с доходом сложно).
  • При отсутствии на конец отчетного периода сопроводительного документа от контрагента хозоперацию можно оформить внутренним актом, в котором должны быть все обязательные реквизиты первички из ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете.
  • Если расходы отразили в периоде получения «опоздавшего» акта, то предприятию придется уточнять декларацию по налогу на прибыль, а возможно, и саму финотчетность.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше