Инвентаризируем нематериальные активы

В избранном В избранное
Печать
Амброзяк Наталья, юрист, Вороная Наталья, редактор, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Ноябрь, 2018/№ 94
Хотя нематериальные активы и не имеют материальной формы, проинвентаризировать их все равно нужно. Конечно, такая инвентаризация имеет свои особенности. О них, а также о правилах документирования результатов инвентаризации таких активов и пойдет речь в этом разделе.

3.1. «Изюминки» инвентаризации нематериальных активов

Начнем с основ, вспомним, что такое нематериальный актив (далее — НМА). В понимании П(С)БУ 8 таковым является немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован (п. 4 упомянутого П(С)БУ).

Учет НМА ведут по таким группам:

— права пользования природными ресурсами (право пользования недрами, другими ресурсами природной среды, геологической и другой информацией о природной среде и т. п.);

— права пользования имуществом (право пользования земельным участком в соответствии с земельным законодательством, право пользования зданием, право на аренду помещений и т. п.);

— права на коммерческие обозначения (права на торговые марки (знаки для товаров и услуг), коммерческие (фирменные) наименования и т. п.), кроме тех, расходы на приобретение которых признают роялти;

— права на объекты промышленной собственности (право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, породы животных, компоновки (топографии) интегральных микросхем, коммерческие тайны, в том числе ноу-хау, защиту от недобросовестной конкуренции и т. п.), кроме тех, расходы на приобретение которых признают роялти;

— авторское право и смежные с ним права (право на литературные, художественные, музыкальные произведения, компьютерные программы, программы для электронно-вычислительных машин, компиляции данных (базы данных), исполнения, фонограммы, видеограммы, передачи (программы) организаций вещания и т. п.), кроме тех, расходы на приобретение которых признают роялти;

— прочие нематериальные активы (право на осуществление деятельности, использование экономических и других привилегий и т. п.).

Учтите: чтобы объект можно было признать НМА, должны быть соблюдены следующие условия (пп. 4 и 6 П(С)БУ 8):

— объект не имеет материальной формы;

— объект может быть идентифицирован;

— от использования объекта ожидается получить экономическую выгоду;

— стоимость объекта можно достоверно определить.

Если указанные критерии не соблюдены, объект НМА не признают

Напомним, что не могут быть признаны НМА (п. 9 П(С)БУ 8):

— расходы на исследования;

— расходы на подготовку и переподготовку кадров;

— расходы на рекламу и продвижение продукции на рынке;

— расходы на создание, реорганизацию и перемещение предприятия или его части;

— расходы на повышение деловой репутации предприятия, стоимость изданий и расходы на создание торговых марок (товарных знаков).

Информацию о наличии и движении НМА показывают на счете 12 «Нематериальные активы». Подробнее об учете НМА см. в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 58.

Ну а теперь что касается непосредственно инвентаризации этих активов.

При ее проведении следует руководствоваться Положением № 879 и разд. VII Методрекомендаций № 1327. Расскажем об основных правилах проведения инвентаризации НМА, регламентированных этими документами.

В частности, при проведении инвентаризации таких активов (п. 5 разд. І Положения № 879):

— определяют фактическое наличие НМА;

— устанавливают излишки или недостачи НМА путем сопоставления фактического их наличия с данными бухучета;

— выявляют устаревшие НМА, а также НМА, частично утратившие свои первоначальные качества и потребительские свойства;

— выявляют неиспользуемые НМА;

— выявляют НМА, не соответствующие критериям признания;

— определяют реальную стоимость НМА и при необходимости проводят их переоценку.

А как же установить наличие объектов НМА и обоснованность их оприходования? Инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) делает это (п.п. 2.1 разд. ІІІ Положения № 879, абзац второй п. 7.1 Методрекомендаций № 1327):

— по документам, которые послужили основанием для их оприходования;

— по документам, которыми оформлены (т. е. подтверждаются) имущественные права.

Например, чтобы идентифицировать объекты НМА, проверяют наличие и действительность документов, удостоверяющих правомерность получения прав собственности, прав использования объектов интеллектуальной собственности, — патенты, свидетельства, дипломы, лицензии, договоры и т. п.

Если в ходе инвентаризации обнаруживают объекты, которые соответствуют признакам НМА, но не отражены в бухучете или учтены на другом счете, их включают в состав НМА. Если же среди НМА выявляют объекты, не соответствующие таким признакам, их из состава НМА исключают.

А еще в процессе инвентаризации комиссия оценивает фактическое состояние инвентаризируемых объектов — пригодны они к дальнейшему использованию или нет. НМА, которые не пригодны к дальнейшему использованию, подлежат списанию с баланса.

3.2. Документируем результаты инвентаризации

Информацию о выявленных в ходе инвентаризации объектах, в том числе и не учтенных, инвентаризационная комиссия заносит в инвентаризационную опись. Какой она должна быть? Четкие правила для хозрасчетных предприятий в отношении этого не установлены. Вы можете разработать форму такой описи самостоятельно. Главное — не забудьте при этом учесть нормы ст. 9 Закона № 996 и п. 2.4 Положения № 88. Но есть более простой вариант — использовать утвержденные формы, при необходимости подкорректированные под специфику деятельности вашего предприятия. Выбрали второй вариант? Тогда вы можете воспользоваться следующими формами описей:

— Инвентаризационная опись необоротных активов, форма которой утверждена приказом № 572, — используется для фиксации результатов инвентаризации всех видов НМА, кроме объектов права интеллектуальной собственности;

— Инвентаризационная опись объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма № НА-4, утвержденная приказом № 732). Несмотря на название формы, с ее помощью можно оформлять результаты инвентаризации всех имеющихся на предприятии НМА, а не только объектов права интеллектуальной собственности. Это следует из п. 7.2 Методрекомендаций № 1327.

Инвентаризационную опись составляют по объектам НМА или группам однотипных по назначению и условиям использования объектов НМА и отдельно по каждому материально ответственному лицу.

В нее вносят следующие данные о НМА (п.п. 2.2 разд. ІІІ Положения № 879):

— название;

— характеристику;

— назначение;

— дату приобретения (ввода в эксплуатацию);

— первоначальную (переоцененную) стоимость;

— сумму накопленной амортизации;

— срок полезного использования;

— количество и стоимость объекта или группы объектов НМА.

Как это может выглядеть, мы покажем на примере (см. с. 30). За основу мы взяли Инвентаризационную опись типовой формы № НА-4.

Учтите: если в результате инвентаризации выявлены излишки объектов НМА, их также вносят в инвентаризационную опись с указанием необходимых данных.

На это указывает п.п. 2.3 разд. ІІІ Положения № 879. Оценивают такие объекты по справедливой стоимости.

Одновременно комиссия составляет Акт ввода в хозяйственный оборот объектов нематериальных активов (п. 7.3 Методрекомендаций № 1327). При этом независимо от вида НМА может использоваться Акт ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов типовой формы № НА-1, утвержденной приказом № 732 (ср. 025069200).

А вот объекты, которые не пригодны к дальнейшему использованию в хозобороте или не соответствуют критериям признания НМА, списывают с баланса. Делают это, как правило, на основании Акта выбытия (ликвидации) объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов типовой формы № НА-3, утвержденной приказом № 732 (п. 1.7 Методрекомендаций № 1327).

Инвентаризационную опись подписывают все члены инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и лицо, ответственное за использование НМА. После оформления инвентаризационную опись передают в бухгалтерию. Бухгалтерия, в свою очередь, заполняет сведения о количестве, стоимости объектов НМА и сумме накопленной амортизации по данным бухгалтерского учета. Кроме того, бухгалтер осуществляет проверку всех подсчетов в инвентаризационной описи, о чем делается соответствующая отметка. Обнаруженные ошибки должны быть исправлены и заверены подписями всех членов инвентаризационной комиссии и лица, ответственного за использование НМА.

выводы

  • Наличие объектов НМА и обоснованность их оприходования устанавливают по документам, которые послужили основанием для их оприходования, или по документам, которыми оформлены имущественные права.
  • Инвентаризационную опись составляют по объектам НМА или группам однотипных по назначению и условиям использования объектов НМА и отдельно по каждому материально ответственному лицу.
  • Излишки объектов НМА, выявленные в результате инвентаризации, также вносят в инвентаризационную опись с указанием необходимых данных.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить