Разрабатываем торговую марку
Бухучет. П(С)БУ 8 «Нематериальные активы» по-разному подходит к учету торговых марок в зависимости от способа их поступления на предприятие.
Так, п. 5 этого Положения относит права на коммерческие обозначения, в том числе права на торговые марки (знаки для товаров и услуг), к нематериальным активам (НМА). Но это касается лишь случаев приобретения (бесплатного получения*) уже зарегистрированной торговой марки.
* О том, как учитывать торговую марку, полученную в подарок, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 61, с. 31.
Что касается самостоятельно разработанных торговых марок, то здесь действуют другие учетные правила, которые установлены п. 9 П(С)БУ 8. Напомним, в нем говорится: расходы на создание торговых марок (товарных знаков) не признают НМА, а отражают в составе расходов соответствующего отчетного периода.
Причем заметьте: говоря о «расходности» затрат на самостоятельное создание торговой марки, п. 9 П(С)БУ 8 не делает никаких оговорок в отношении того, каким образом вы в дальнейшем собираетесь получать доход от ее использования. То есть продадите вы ее или будете использовать для идентификации собственных товаров (услуг), для бухучета абсолютно не важно.
Интересно, что «расходный» принцип учета самостоятельно созданных торговых марок полностью соответствует тем правилам, которые установлены МСБУ 38 «Нематериальные активы». Он также рекомендует не признавать НМА внутригенерированные бренды и другие похожие по своей сути объекты, т. е. торговые марки (см. § 63). А согласно § 10 МСБУ 38 такие затраты относят в состав расходов в периоде их осуществления. Причину тому авторы МСБУ объясняют просто: затраты на создание торговой марки трудно отделить от прочих текущих расходов предприятия. А это, в свою очередь, означает, что не выполнен один из критериев признания актива — невозможно достоверно оценить его себестоимость (п. 7 П(С)БУ 8, § 21 МСБУ 38).
Получается,
затраты на самостоятельное создание торговой марки увеличивают текущие расходы предприятия даже в том случае, если со временем предприятие не исключает возможность ее продажи
Поскольку создание торговой марки связывают со сбытом продукции, то все затраты на ее разработку и регистрацию включают в состав расходов на сбыт и отражают на одноименном счете 93.
«За» расходность, а не капитализацию затрат на создание торговой марки выступает и Минфин (см. письмо от 11.09.2006 г. № 31-34000-10-10/18842).
Расходы на создание торговой марки могут включать в себя:
— заработную плату сотрудников, занятых разработкой торговой марки, а также сумму начисленного на нее ЕСВ;
— стоимость расходных материалов, использованных при разработке;
— расходы на оплату услуг брендинговых, дизайнерских фирм (если они привлекались к процессу разработки);
— стоимость услуг патентного поверенного (если предприятие воспользовалось его услугами при регистрации права интеллектуальной собственности на торговую марку для получения свидетельства Украины на знак для товаров и услуг);
— суммы сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности (сроки, порядок уплаты, а также размеры этих сборов утверждены постановлением № 1716*);
* Постановление КМУ от 23.12.2004 г. № 1716.
— сумму госпошлины за выдачу свидетельства;
— и т. д.
Дальнейшие расходы на «раскрутку» торговой марки и преобразование ее в легкоузнаваемый бренд также попадают в состав расходов на сбыт (Дт 93). Это обычные расходы на рекламу и сбыт продукции, выпускаемой под этой торговой маркой.
Налог на прибыль. Вы уяснили, что в бухгалтерском учете затраты на создание торговой марки попадают в состав текущих расходов периода. Ну а поскольку никаких разниц по таким расходам НКУ не предусматривает, то
и малодоходники, и высокодоходники учитывают их при формировании объекта обложения налогом на прибыль по правилам бухучета
То есть в периоде отражения бухрасходов на создание торговой марки они автоматически уменьшают базу обложения налогом на прибыль.
НДС. Часть расходов на создание торговой марки могут включать в себя сумму НДС. В этом случае «входную» сумму налога согласно пп. 198.1 и 198.3 НКУ предприятие может отнести в состав налогового кредита при наличии налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН. А учитывая, что в дальнейшем вы предполагаете использовать торговую марку в налогооблагаемой хоздеятельности (не важно, будет ли это самостоятельное использование или продажа торговой марки), начислять «компенсирующий» НДС по п. 198.5 НКУ не придется.
Продажа (передача) торговой марки
Собственник свидетельства Украины на знак для товаров и услуг имеет право (пп. 7 — 8 ст. 16 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.93 г. № 3689-XII)**:
** Права, которые следуют из свидетельства, действуют с даты подачи заявки. Свидетельство предоставляет собственнику право использовать знак и другие права, определенные этим Законом (пп. 1 — 2 ст. 16 Закона).
— передать право собственности на торговую марку на основании договора о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности (ст. 1113 ГКУ);
— передать право на ее использование на основании лицензионного договора (ст. 1108 — 1111 ГКУ).
Как учесть доходы предприятия от передачи торговой марки по этим договорам?
Бухучет. Особых различий между этими двумя способами «избавления» от самостоятельно разработанной торговой марки в общем-то нет. Если вы решили передать ее по договору о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности (по сути, продать ее) или по лицензионному договору, тогда в бухучете придется признать доход от такой передачи. Полагаем, что сумму такого дохода нужно показывать на субсчете 719 «Прочие доходы от операционной деятельности».
Налог на прибыль. Ничего особенного не грозит вам и в налоговоприбыльном учете. Сумма дохода от продажи торговой марки (ее передачи во временное пользование), которая в бухучете попала в состав будоходов, автоматически увеличивает объект обложения налогом на прибыль. И никаких тебе налоговых разниц (в отличие от разниц по расходам на выплату роялти (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 66, с. 8).
НДС. В НДС-учете все зависит от того, является ли платеж по договору на передачу торговой марки роялти. Выплата последних в денежной форме, а также в форме ценных бумаг не является объектом обложения НДС по п.п. 196.1.6 НКУ.
Напомним, роялти — это платежи за использование или предоставление права пользования объектом права интеллектуальной собственности (п. 4 П(С)БУ 15 «Доход» и п.п. 14.1.225 НКУ).
А вот платежи за передачу прав на объекты права интеллектуальной собственности, если условия такой передачи предоставляют право лицу, получающему такие права, продавать/отчуждать и т. д. сам объект права интеллектуальной собственности, не считаются роялти (п.п. 14.1.225 НКУ).
Получается, платежи по договору о передаче исключительных имущественных прав на торговую марку, а также по лицензионному договору, который дает право лицензиату продавать/отчуждать торговую марку, не считаются роялти.
А значит,
при передаче торговой марки в пользование, владение и/или распоряжение или в собственность предприятие на основании п. 188.1 НКУ должно начислить НДС исходя из договорной (контрактной) стоимости
А вот платежи по договору о передаче покупателю права на использование объекта права интеллектуальной собственности, без получения права собственности на него, не что иное, как роялти, которые не облагают НДС на основании уже упомянутого п.п. 196.1.6 НКУ.
Аналогичные разъяснения налоговики дают в консультации из категории 101.04 БЗ.
Пример. Предприятие самостоятельно создало и зарегистрировало торговую марку. Расходы, понесенные при этом, составили:
— стоимость услуг дизайнерской фирмы по разработке макета торговой марки — 12000 грн. (в том числе НДС 20 % — 2000 грн.);
— сбор за подачу заявки на знак для товаров и услуг одним заявителем с цветным изображением знака — 1500 грн.;
— госпошлина за выдачу свидетельства на знак для товаров и услуг — 85 грн.;
— сбор за публикацию о выдаче свидетельства на знак для товаров и услуг с цветным изображением знака — 250 грн.
Впоследствии оно передает другому предприятию:
а) право собственности на торговую марку по договору о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности. Стоимость торговой марки по договору составила 30000 грн. (в том числе НДС — 5000 грн.);
б) право на временное использование торговой марки без права ее дальнейшей продажи/отчуждения. Ежемесячный платеж по договору составляет 2000 грн. без НДС.
В бухгалтерском учете перечисленные операции отражают так:
Создание и передача права собственности (пользования) торговой маркой
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн. | |
Дт | Кт | |||
Создание и регистрация торговой марки | ||||
1 | Перечислена дизайнерскому агентству предоплата за создание макета торговой марки | 371 | 311 | 12000 |
2 | Отражен НК по НДС | 644/1 | 644/НДС | 2000 |
641/НДС | 644/1 | 2000 | ||
3 | Оформлен акт выполненных работ и макет торговой марки передан заказчику | 93 | 631 | 10000 |
4 | Списан НК по НДС | 644/НДС | 631 | 2000 |
5 | Отражен зачет задолженностей | 631 | 371 | 12000 |
6 | Уплачен сбор за подачу заявки на знак одним заявителем с цветным изображением знака (1000 грн. + 500 грн.) | 377 | 311 | 1500* |
Списана сумма сбора в состав расходов | 93 | 377 | 1500 | |
* Размер сбора установлен постановлением № 1716. | ||||
7 | Уплачена госпошлина за выдачу свидетельства на знак для товаров и услуг | 642 | 311 | 85* |
Списана сумма пошлины в состав расходов | 93 | 642 | 85 | |
* Размер государственной пошлины за выдачу свидетельства на знак для товаров и услуг установлен Декретом КМУ «О государственной пошлине» от 21.01.93 г. № 7-93. | ||||
8 | Уплачен сбор за публикацию о выдаче свидетельства на знак для товаров и услуг с цветным изображением знака (150 грн. + 100 грн.) | 377 | 311 | 250* |
Списана сумма сбора в состав расходов | 93 | 377 | 250 | |
* Размер сбора установлен постановлением № 1716. | ||||
Передача исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности на торговую марку | ||||
1 | Отражен доход от передачи исключительных имущественных прав на торговую марку | 361 | 719 | 30000 |
2 | Отражено налоговое обязательство по НДС | 719 | 641/НДС | 5000 |
3 | Получена оплата стоимости переданной торговой марки | 311 | 361 | 30000 |
Передача права пользования торговой маркой без права ее дальнейшей продажи/отчуждения | ||||
1 | Начислена сумма дохода в виде роялти за месяц пользования торговой маркой | 373 | 719 | 2000 |
2 | Получена сумма роялти | 311 | 373 | 2000 |
Вот и все ключевые моменты учета самостоятельного создания и продажи торговых марок. Так что смело создавайте новый бренд, регистрируйте права на него, а учесть все сопутствующие затраты поможет эта статья.
выводы
- Затраты предприятия на самостоятельное создание торговой марки включают в состав текущих расходов отчетного периода (Дт 93).
- В налоговоприбыльном учете расходы на создание и регистрацию собственной торговой марки учитывают по бухгалтерским правилам.
- «Входной» НДС в составе затрат на создание торговой марки включают в налоговый кредит.
- Плата по договору о передаче исключительных имущественных прав на торговую марку, а также по лицензионному договору, который дает право лицензиату продавать/отчуждать торговую марку, является объектом обложения НДС.
- Вознаграждение по договору, предусматривающему передачу торговой марки во временное пользование без права ее дальнейшей продажи/отчуждения, считается роялти и не является объектом обложения НДС.