Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Промежуточная финотчетность: кто и в каком формате подает?

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Апрель, 2019/№ 28
Печать
Кто обязан подавать промежуточную финотчетность? Кого миновала эта участь? Каков состав квартальной финотчетности? Кому из МСФОшников грозит промежуточная таксономия? Расставим все точки над «і».

Кто отчитывается промежуточно?

По требованиям ч. 2 ст. 11 Закона о бухучете* порядок и сроки подачи финотчетности определяет Кабмин. Последний с этой целью издал Порядок № 419**. А тот, в свою очередь, обозначил круг обязанных подавать соответствующим органам исключительно годовую финотчетность, предусмотренную для субъектов малого предпринимательства (п. 2 Порядка № 419). В их числе:

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

** Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

1) предприятия, для которых ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете установлена сокращенная по показателям финотчетность в составе Баланса и Отчета о финрезультатах (кроме МСФО-обязанных):

микропредприятия;

малые предприятия;

— непредпринимательские общества;

— представительства иностранных субъектов хоздеятельности;

2) единоналожники группы 3.

Все остальные предприятия, не попавшие в этот список, должны подавать промежуточную финотчетность по результатам первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев (ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете). То есть

средние и крупные предприятия обязаны отчитываться ежеквартально

Однако если микро-, а тем более малое предприятие является высокодоходником, то ему придется подать фискалам промежуточную финотчетность в составе прибыльной декларации за отчетный квартал (см. письмо Минфина от 21.02.2017 г. № 11130-02-2/4779).

Также не повезло в вопросе квартальной финотчетности микро- и малым МСФОшникам-малодоходникам. Приятного исключения по годовой подаче Порядок № 419 для них не делает. Поэтому формально они обязаны отчитываться поквартально. Но, с другой стороны, кому нужна их промежуточная финотчетность? Налоговикам — нет (пп. 46.2 и 137.5 НКУ). Статисты сами рисуют свои перечни отчитывающихся. Получается, такие МСФО-обязанные микро- и малые предприятия вполне могут обойтись без промежуточной подачи.

Также учтите: Минфин подготовил проект изменений в Порядок № 419***. Он предполагает перевести в разряд обязанных подавать квартальную финотчетность малые предприятия и инопредставительства.

*** См. minfin.gov.ua/news/view/proekty-normatyvnopravovykh-aktiv---rik?category=organi-v-kompetencii-mfu&subcategory=aspekti-roboti

Как распознать свой статус?

Критерии разграничения предприятий в зависимости от их размера (на микро-, малые, средние и крупные) устанавливает ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете. К какой группе примыкает ваше предприятие в свете новой классификации, нужно было определиться еще в начале 2018 года. Ориентир — показатели финансовой отчетности за 2017 год. Такое же мнение выразил и Минфин (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 2).

При этом нужно соответствовать как минимум двум разграничительным признакам из трех, приведенным в Законе о бухучете (см. табл. 1). Критерии в евро пересчитывают по среднегодовому курсу НБУ. За 2017 год он составил 30,0042 грн./евро. Если предприятие по трем критериям соответствует сразу трем разным категориям, то руководствуются принципом «золотой середины». Предположим, по одному признаку предприятие должно попасть в «малую» группу, по второму — в «крупную», по третьему — в «микро-». По мнению Минфина, такое предприятие — малое. Примеры определения принадлежности предприятия к определенной группе см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 3.

Таблица 1. Кто есть кто для бухучета и финотчетности

Категория предприятия

Критерии оценки

балансовая стоимость активов

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

среднее количество работников

Микро-

до 10501,5 тыс. грн.

(350 тыс. евро х 30,0042 грн./евро*)

до 21002,9 тыс. грн.

(700 тыс. евро х 30,0042 грн./евро*)

до 10 человек

Малое

до 120016,8 тыс. грн.

(4 млн евро х 30,0042 грн./евро*)

до 240033,6 тыс. грн.

(8 млн евро х 30,0042 грн./евро*)

до 50 человек

Среднее

до 600084 тыс. грн.

(20 млн евро х 30,0042 грн./евро*)

до 1200168 тыс. грн.

(40 млн евро х 30,0042 грн./евро*)

до 250 человек

Крупное

свыше 600084 тыс. грн.

(20 млн евро х 30,0042 грн./евро*)

свыше 1200168 тыс. грн.

(40 млн евро х 30,0042 грн./евро*)

свыше 250 человек

* Среднегодовой курс НБУ за 2017 год (bank.gov.ua/files/Exchange_r.xls).

Обретенный статус закрепляется за предприятием по меньшей мере на два года. Ведь покинуть группу пребывания, в которую попало предприятие в 2018 году, можно только при условии, что по показателям годовой финотчетности оно подходит под критерии другой категории в течение двух лет подряд (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете). Иначе место аккредитации не меняется.

Так, если предприятие отчитывалось в 2018 году как среднее (согласно показателям за 2017 год), то и в 2019 году оно отчитывается «по-среднему». Даже если по показателям финансовой отчетности за 2018 год предприятие стало малым — это еще ничего не значит. В 2019 году оно должно подавать промежуточную финансовую отчетность в полном формате. И только если по данным финансовой отчетности за 2019 год предприятие тоже не будет соответствовать признакам среднего, а станет, допустим, тем же малым, то лишь с 2020 года оно перейдет в «малую» категорию. И лишь за 2020 год оно будет подавать сокращенную финансовую отчетность по П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» (в составе форм № 1-м «Баланс» и № 2-м «Отчет о финансовых результатах»).

Вновь созданные предприятия для определения своей группы применяют показатели на дату составления первой годовой финансовой отчетности. Так гласит ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете.

Выходит, промежуточная финансовая отчетность за 2019 год вновь созданным предприятиям не светит, поскольку определиться с принадлежностью к конкретной категории они смогут лишь по итогам первой годовой финансовой отчетности.

Напомним, первый отчетный период у новичков может быть (ч. 2 ст. 13 Закона о бухучете):

меньше 12 месяцев — с даты регистрации в течение текущего отчетного года по 31.12.2019 г.;

не больше 15 месяцев — выбрать его могут предприятия, которые были зарегистрированы в период с 1 октября по 31 декабря 2018 года. Первый отчетный период для них будет с даты регистрации по 31.12.2019 г. (см. письмо Госкомпредпринимательства от 18.01.2007 г. № 332). Но! Это правило не сработает в отношении подачи финансовой отчетности фискалам. Дело в том, что п.п. 137.4.2 НКУ требует от новичков подать прибыльную декларацию за год, в котором состоялась постановка их на учет как плательщиков налога. Поскольку финансовая отчетность является приложением к налоговоприбыльной декларации, подать ее прибыльщики-новички должны были уже за 2018 год. Так утверждает и Минфин в письме от 21.02.2017 г. № 11130-02-2/4779 (ср. 025069200).

Подробнее об отчетном периоде для составления финотчетности читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 7, с. 7.

Состав квартальной финотчетности

Обновленный Закон о бухучете не содержит оговорки о том, в каком составе подавать квартальную финотчетность. Этот пробел восполнил Порядок № 419. В его п. 2 четко закреплено: промежуточную финотчетность, которая охватывает определенный период (первый квартал, первое полугодие, девять месяцев), составляют и подают в составе Баланса и Отчета о финрезультатах. Подобное требование содержит и п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности».

Но! Подавать две формы финотчетов в составе промежуточной отчетности Порядок № 419 разрешает только предприятиям, составляющим финотчетность по НП(С)БУ. А это одновременно означает (хоть в Порядке прямо и не прописано), что те предприятия, которые составляют МСФО-отчетность*, промежуточную финотчетность должны подавать в составе всех форм. К такому же выводу пришли ГФСУ и Минфин (см. письма от 22.08.2018 г. № 27209/6/99-99-15-02-01-15 и от 23.08.2018 г. № 35210-07-10/22399 соответственно).

* С теми, кто является МСФО-обязанным, вы можете ознакомиться в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 7, с. 3. В их число, напомним, входят крупные предприятия и субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях.

По требованиям § 4 МСБУ 34 «Промежуточная финансовая отчетность» промежуточным финотчетом может быть:

или полный комплект финотчетности (определенный в МСБУ 1 «Предоставление финансовой отчетности»);

или комплект краткой финотчетности за промежуточный период.

При этом промежуточный финотчет должен содержать как минимум (§ 8 МСБУ 34):

— краткий отчет о финансовом состоянии;

— краткий отчет или краткие отчеты о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе;

— краткий отчет об изменениях в собственном капитале;

— краткий отчет о движении денежных средств;

— некоторые пояснительные примечания.

Проще говоря,

МСФО требуют подавать в составе промежуточной финотчетности все формы отчетности, пусть и в сокращенном виде

Налоговики также призывают МСФОшников подавать или полнокомплектную, или же краткокомплектную финотчетность за соответствующий промежуточный период (см. БЗ 102.23.02). При этом для целей подачи МСФО-отчетности фискалы предлагают использовать нацформы из НП(С)БУ 1.

Что касается МСФО-новичков (а это крупные предприятия, а также те, кто осуществляет деятельность в добывающих отраслях, с датой перехода на МСФО 01.01.2018 г.), то в их квартальный пакет войдет первая промежуточная МСФО-отчетность. При ее составлении они должны руководствоваться профильным МСФО 1 «Первое применение Международных стандартов финотчетности» и МСБУ 34.

Тогда за I квартал 2019 года комплект первой промежуточной МСФО-отчетности у новичков будут формировать (см. § 20 МСБУ 34 и § 32 МСФО 1):

1) три отчета о финансовом состоянии:

— на 01.01.2018 г. (так называемый вступительный баланс на дату перехода)

— на 31.12.2018 г. (для целей подачи сравнительной информации);

— на 31.03.2019 г. (отчетная информация);

2) два отчета о прибыли и убытке и прочем совокупном доходе:

— за I квартал 2019 года (отчетный период);

— за I квартал 2018 года (сравнительный период);

3) два отчета об изменениях в собственном капитале:

— за I квартал 2019 года (отчетный период);

— за I квартал 2018 года (сравнительный период);

4) два отчета о движении денежных средств:

— за I квартал 2019 года (отчетный период);

— за I квартал 2018 года (сравнительный период);

5) примечания, содержащие:

— пояснения применяемых учетных политик и освобождений по МСФО 1;

— согласования между показателями П(С)БУ-отчетности и МСФО-отчетности, предусмотренные § 32 МСФО 1.

Предельный срок подачи промежуточной финотчетности органам (п. 5 Порядка № 419):

— Госстата — не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

— ГФС — в течение 40 календарных дней, следующих за последним днем отчетного квартала.

Обобщим информацию о составе и сроках подачи промежуточной финотчетности в табл. 2.

Таблица 2. Состав и сроки подачи квартальной финотчетности

Категория предприятия

Состав промежуточной финотчетности

Сроки подачи:

фискалам (вместе с прибыльной декларацией)

органам Госстата

Плательщики налога на прибыль — НП(С)БУшники

Средние

1) форма № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)»;

2) форма № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)»

Не позднее:

10 мая 2019 года;

9 августа 2019 года;

11 ноября 2019 года

Не позднее:

25 апреля 2019 года;

25 июля 2019 года;

25 октября 2019 года

Малые (высокодоходники)

1) форма № 1-м «Баланс»;

2) форма № 2-м «Отчет о финансовых результатах»

Микро-

(высокодоходники)

1) форма № 1-мс «Баланс»;

2) форма № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»

Плательщики налога на прибыль — МСФОобязанные*

Крупные

1) форма № 1 «Баланс (Отчет

о финансовом состоянии)»;

2) форма № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном

доходе)»;

3) форма № 3 «Отчет о движении денежных средств (по прямому методу)»

или

форма № 3-н «Отчет о движении денежных средств (по косвенному методу)»;

4) форма № 4 «Отчет о собственном капитале»

Не позднее:

10 мая 2019 года;

9 августа 2019 года;

11 ноября 2019 года

Не позднее:

25 апреля 2019 года;

25 июля 2019 года;

25 октября 2019 года

Субъекты добывающих отраслей

* К предельному сроку подачи отчетности за I квартал 2019 года вряд ли успеют с таксономией по МСФО, поэтому в целях подачи финотчетности за этот период придется применять нацформы.

Крупным предприятиям и субъектам, осуществляющим деятельность в добывающих отраслях, с датой перехода на МСФО 01.01.2018 г. в составе первой промежуточной отчетности, кроме собственно МСФО-отчетов, нужно подать и отчеты со сравнительной информацией за соответствующий отчетный период.

Плательщики единого налога

Единоналожники групп 3 и 4, не соответствующие критериям малого и микропредприятия

1) форма № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)»;

2) форма № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)»

Не позднее:

25 апреля 2019 года;

25 июля 2019 года;

25 октября 2019 года

Промежуточная таксономия: кто применяет?

С 1 января 2019 года заработала ч. 5 ст. 121 Закона о бухучете. Она требует от МСФО-обязанных подавать финотчетность на основе таксономии по международным стандартам в электронной форме. Во исполнение этой нормы Закона о бухучете Минфин приказом от 07.12.2018 г. № 983 утвердил перевод Таксономии финотчетности по международным стандартам*.

* См. по ссылке: minfin.gov.ua/news/view/informatsiia-pro-zatverdzhennia-perekladu-taksonomii-finansovoi-zvitnosti-za-mizhnarodnymy-standartamy-finansovoi-zvitnosti?category=bjudzhet&subcategory=mizhnarodni-standarti-finansovoi-zvitnosti

В едином электронном формате МСФО-отчетность нужно подавать в центр сбора финотчетности, операционное управление которым осуществляет НКЦБФР (п. 2 Порядка № 419). Тем самым будет обеспечен доступ органам государственной власти и другим пользователям к представленной предприятиями финотчетности.

Веб-портал будет размещен вместе с Центром отчетности на платформе отчетности и обработки Системы финансовой отчетности в формате XBRL.

Первым отчетным периодом, за который МСФО-обязанным нужно подать финотчетность на основе таксономии по МСФО, п. 2 разд. II Закона Украины от 05.10.2017 г. № 2164-VIII определил 2019 год. При этом Законом четко не установлено, какой именно финотчетности (годовой/промежуточной) касается это требование.

НКЦБФР в письме от 07.02.2019 г. № 16/3318-П подошла к трактовке этой законодательной нормы формально.

Регулятор заключил:

предприятия, представляющие общественный интерес (читай: крупные), обязаны подавать свою промежуточную финотчетность на основе таксономии за I квартал, I полугодие и 9 месяцев 2019 года

Исключение НКЦБФР сделала лишь для тех предприятий, которые согласно ст. 40 Закона о ЦБ** не должны раскрывать промежуточную финотчетность. К таковым относятся публичные и частные акционерные общества (кроме банков), в отношении ценных бумаг которых не осуществлено публичное предложение (ч. 8 ст. 40 Закона о ЦБ). Все остальные «общественно интересные» предприятия (включая крупные) должны позаботиться о промежуточной таксономии своей финотчетности. Инструкция по просмотру украинской МСФО-таксономии размещена здесь: minfin.gov.ua/uploads/redactor/files/Instructions %20on %20how %20to %20review %20the %20UA %20IFRS %20taxonomy %20UA-ilovepdf-compressed.pdf.

** Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23.02.2006 г. № 3480-IV.

Но, похоже, к предельным срокам подачи финотчетности за I квартал 2019 года программное обеспечение по таксономии запустить не успеют. НБУ своих подчиненных об этом уже предупредил (см. письмо от 01.03.2019 г. № 60-0006/11787).

Так что пока МСФО-обязанные подают привычные финотчетные нацформы.

выводы

  • Малые и микропредприятия органам Госстата квартальную финотчетность не подают. Если они попадают в разряд высокодоходников, то им придется подать налоговикам промежуточную финотчетность в составе прибыльной декларации.
  • Средние предприятия, составляющие финотчетность по НП(С)БУ, подают только две формы квартальных финотчетов.
  • МСФОшники подают или полнокомплектную, или краткокомплектную промежуточную финотчетность.
  • Акционерные общества (кроме банков), в отношении ценных бумаг которых не осуществлено публичное предложение, могут позабыть о промежуточной таксономии.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц