Кто отчитывается промежуточно?
По требованиям ч. 2 ст. 11 Закона о бухучете* порядок и сроки подачи финотчетности определяет Кабмин. Последний с этой целью издал Порядок № 419**. А тот, в свою очередь, обозначил круг обязанных подавать соответствующим органам исключительно годовую финотчетность, предусмотренную для субъектов малого предпринимательства (п. 2 Порядка № 419). В их числе:
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.
** Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.
1) предприятия, для которых ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете установлена сокращенная по показателям финотчетность в составе Баланса и Отчета о финрезультатах (кроме МСФО-обязанных):
— микропредприятия;
— малые предприятия;
— непредпринимательские общества;
— представительства иностранных субъектов хоздеятельности;
2) единоналожники группы 3.
Все остальные предприятия, не попавшие в этот список, должны подавать промежуточную финотчетность по результатам первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев (ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете). То есть
средние и крупные предприятия обязаны отчитываться ежеквартально
Однако если микро-, а тем более малое предприятие является высокодоходником, то ему придется подать фискалам промежуточную финотчетность в составе прибыльной декларации за отчетный квартал (см. письмо Минфина от 21.02.2017 г. № 11130-02-2/4779).
Также не повезло в вопросе квартальной финотчетности микро- и малым МСФОшникам-малодоходникам. Приятного исключения по годовой подаче Порядок № 419 для них не делает. Поэтому формально они обязаны отчитываться поквартально. Но, с другой стороны, кому нужна их промежуточная финотчетность? Налоговикам — нет (пп. 46.2 и 137.5 НКУ). Статисты сами рисуют свои перечни отчитывающихся. Получается, такие МСФО-обязанные микро- и малые предприятия вполне могут обойтись без промежуточной подачи.
Также учтите: Минфин подготовил проект изменений в Порядок № 419***. Он предполагает перевести в разряд обязанных подавать квартальную финотчетность малые предприятия и инопредставительства.
Как распознать свой статус?
Критерии разграничения предприятий в зависимости от их размера (на микро-, малые, средние и крупные) устанавливает ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете. К какой группе примыкает ваше предприятие в свете новой классификации, нужно было определиться еще в начале 2018 года. Ориентир — показатели финансовой отчетности за 2017 год. Такое же мнение выразил и Минфин (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 2).
При этом нужно соответствовать как минимум двум разграничительным признакам из трех, приведенным в Законе о бухучете (см. табл. 1). Критерии в евро пересчитывают по среднегодовому курсу НБУ. За 2017 год он составил 30,0042 грн./евро. Если предприятие по трем критериям соответствует сразу трем разным категориям, то руководствуются принципом «золотой середины». Предположим, по одному признаку предприятие должно попасть в «малую» группу, по второму — в «крупную», по третьему — в «микро-». По мнению Минфина, такое предприятие — малое. Примеры определения принадлежности предприятия к определенной группе см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 3.
Таблица 1. Кто есть кто для бухучета и финотчетности
Категория предприятия | Критерии оценки | ||
балансовая стоимость активов | чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) | среднее количество работников | |
Микро- | до 10501,5 тыс. грн. (350 тыс. евро х 30,0042 грн./евро*) | до 21002,9 тыс. грн. (700 тыс. евро х 30,0042 грн./евро*) | до 10 человек |
Малое | до 120016,8 тыс. грн. (4 млн евро х 30,0042 грн./евро*) | до 240033,6 тыс. грн. (8 млн евро х 30,0042 грн./евро*) | до 50 человек |
Среднее | до 600084 тыс. грн. (20 млн евро х 30,0042 грн./евро*) | до 1200168 тыс. грн. (40 млн евро х 30,0042 грн./евро*) | до 250 человек |
Крупное | свыше 600084 тыс. грн. (20 млн евро х 30,0042 грн./евро*) | свыше 1200168 тыс. грн. (40 млн евро х 30,0042 грн./евро*) | свыше 250 человек |
* Среднегодовой курс НБУ за 2017 год (bank.gov.ua/files/Exchange_r.xls). |
Обретенный статус закрепляется за предприятием по меньшей мере на два года. Ведь покинуть группу пребывания, в которую попало предприятие в 2018 году, можно только при условии, что по показателям годовой финотчетности оно подходит под критерии другой категории в течение двух лет подряд (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете). Иначе место аккредитации не меняется.
Так, если предприятие отчитывалось в 2018 году как среднее (согласно показателям за 2017 год), то и в 2019 году оно отчитывается «по-среднему». Даже если по показателям финансовой отчетности за 2018 год предприятие стало малым — это еще ничего не значит. В 2019 году оно должно подавать промежуточную финансовую отчетность в полном формате. И только если по данным финансовой отчетности за 2019 год предприятие тоже не будет соответствовать признакам среднего, а станет, допустим, тем же малым, то лишь с 2020 года оно перейдет в «малую» категорию. И лишь за 2020 год оно будет подавать сокращенную финансовую отчетность по П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» (в составе форм № 1-м «Баланс» и № 2-м «Отчет о финансовых результатах»).
Вновь созданные предприятия для определения своей группы применяют показатели на дату составления первой годовой финансовой отчетности. Так гласит ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете.
Выходит, промежуточная финансовая отчетность за 2019 год вновь созданным предприятиям не светит, поскольку определиться с принадлежностью к конкретной категории они смогут лишь по итогам первой годовой финансовой отчетности.
Напомним, первый отчетный период у новичков может быть (ч. 2 ст. 13 Закона о бухучете):
— меньше 12 месяцев — с даты регистрации в течение текущего отчетного года по 31.12.2019 г.;
— не больше 15 месяцев — выбрать его могут предприятия, которые были зарегистрированы в период с 1 октября по 31 декабря 2018 года. Первый отчетный период для них будет с даты регистрации по 31.12.2019 г. (см. письмо Госкомпредпринимательства от 18.01.2007 г. № 332). Но! Это правило не сработает в отношении подачи финансовой отчетности фискалам. Дело в том, что п.п. 137.4.2 НКУ требует от новичков подать прибыльную декларацию за год, в котором состоялась постановка их на учет как плательщиков налога. Поскольку финансовая отчетность является приложением к налоговоприбыльной декларации, подать ее прибыльщики-новички должны были уже за 2018 год. Так утверждает и Минфин в письме от 21.02.2017 г. № 11130-02-2/4779 (ср. ).
Подробнее об отчетном периоде для составления финотчетности читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 7, с. 7.
Состав квартальной финотчетности
Обновленный Закон о бухучете не содержит оговорки о том, в каком составе подавать квартальную финотчетность. Этот пробел восполнил Порядок № 419. В его п. 2 четко закреплено: промежуточную финотчетность, которая охватывает определенный период (первый квартал, первое полугодие, девять месяцев), составляют и подают в составе Баланса и Отчета о финрезультатах. Подобное требование содержит и п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности».
Но! Подавать две формы финотчетов в составе промежуточной отчетности Порядок № 419 разрешает только предприятиям, составляющим финотчетность по НП(С)БУ. А это одновременно означает (хоть в Порядке прямо и не прописано), что те предприятия, которые составляют МСФО-отчетность*, промежуточную финотчетность должны подавать в составе всех форм. К такому же выводу пришли ГФСУ и Минфин (см. письма от 22.08.2018 г. № 27209/6/99-99-15-02-01-15 и от 23.08.2018 г. № 35210-07-10/22399 соответственно).
* С теми, кто является МСФО-обязанным, вы можете ознакомиться в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 7, с. 3. В их число, напомним, входят крупные предприятия и субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях.
По требованиям § 4 МСБУ 34 «Промежуточная финансовая отчетность» промежуточным финотчетом может быть:
— или полный комплект финотчетности (определенный в МСБУ 1 «Предоставление финансовой отчетности»);
— или комплект краткой финотчетности за промежуточный период.
При этом промежуточный финотчет должен содержать как минимум (§ 8 МСБУ 34):
— краткий отчет о финансовом состоянии;
— краткий отчет или краткие отчеты о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе;
— краткий отчет об изменениях в собственном капитале;
— краткий отчет о движении денежных средств;
— некоторые пояснительные примечания.
Проще говоря,
МСФО требуют подавать в составе промежуточной финотчетности все формы отчетности, пусть и в сокращенном виде
Налоговики также призывают МСФОшников подавать или полнокомплектную, или же краткокомплектную финотчетность за соответствующий промежуточный период (см. БЗ 102.23.02). При этом для целей подачи МСФО-отчетности фискалы предлагают использовать нацформы из НП(С)БУ 1.
Что касается МСФО-новичков (а это крупные предприятия, а также те, кто осуществляет деятельность в добывающих отраслях, с датой перехода на МСФО 01.01.2018 г.), то в их квартальный пакет войдет первая промежуточная МСФО-отчетность. При ее составлении они должны руководствоваться профильным МСФО 1 «Первое применение Международных стандартов финотчетности» и МСБУ 34.
Тогда за I квартал 2019 года комплект первой промежуточной МСФО-отчетности у новичков будут формировать (см. § 20 МСБУ 34 и § 32 МСФО 1):
1) три отчета о финансовом состоянии:
— на 01.01.2018 г. (так называемый вступительный баланс на дату перехода)
— на 31.12.2018 г. (для целей подачи сравнительной информации);
— на 31.03.2019 г. (отчетная информация);
2) два отчета о прибыли и убытке и прочем совокупном доходе:
— за I квартал 2019 года (отчетный период);
— за I квартал 2018 года (сравнительный период);
3) два отчета об изменениях в собственном капитале:
— за I квартал 2019 года (отчетный период);
— за I квартал 2018 года (сравнительный период);
4) два отчета о движении денежных средств:
— за I квартал 2019 года (отчетный период);
— за I квартал 2018 года (сравнительный период);
5) примечания, содержащие:
— пояснения применяемых учетных политик и освобождений по МСФО 1;
— согласования между показателями П(С)БУ-отчетности и МСФО-отчетности, предусмотренные § 32 МСФО 1.
Предельный срок подачи промежуточной финотчетности органам (п. 5 Порядка № 419):
— Госстата — не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
— ГФС — в течение 40 календарных дней, следующих за последним днем отчетного квартала.
Обобщим информацию о составе и сроках подачи промежуточной финотчетности в табл. 2.
Таблица 2. Состав и сроки подачи квартальной финотчетности
Категория предприятия | Состав промежуточной финотчетности | Сроки подачи: | |
фискалам (вместе с прибыльной декларацией) | органам Госстата | ||
Плательщики налога на прибыль — НП(С)БУшники | |||
Средние | 1) форма № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)»; 2) форма № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)» | Не позднее: — 10 мая 2019 года; — 9 августа 2019 года; — 11 ноября 2019 года | Не позднее: — 25 апреля 2019 года; — 25 июля 2019 года; — 25 октября 2019 года |
Малые (высокодоходники) | 1) форма № 1-м «Баланс»; 2) форма № 2-м «Отчет о финансовых результатах» | — | |
Микро- (высокодоходники) | 1) форма № 1-мс «Баланс»; 2) форма № 2-мс «Отчет о финансовых результатах» | ||
Плательщики налога на прибыль — МСФОобязанные* | |||
Крупные | 1) форма № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)»; 2) форма № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)»; 3) форма № 3 «Отчет о движении денежных средств (по прямому методу)» или форма № 3-н «Отчет о движении денежных средств (по косвенному методу)»; 4) форма № 4 «Отчет о собственном капитале» | Не позднее: — 10 мая 2019 года; — 9 августа 2019 года; — 11 ноября 2019 года | Не позднее: — 25 апреля 2019 года; — 25 июля 2019 года; — 25 октября 2019 года |
Субъекты добывающих отраслей | |||
* К предельному сроку подачи отчетности за I квартал 2019 года вряд ли успеют с таксономией по МСФО, поэтому в целях подачи финотчетности за этот период придется применять нацформы. Крупным предприятиям и субъектам, осуществляющим деятельность в добывающих отраслях, с датой перехода на МСФО 01.01.2018 г. в составе первой промежуточной отчетности, кроме собственно МСФО-отчетов, нужно подать и отчеты со сравнительной информацией за соответствующий отчетный период. | |||
Плательщики единого налога | |||
Единоналожники групп 3 и 4, не соответствующие критериям малого и микропредприятия | 1) форма № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)»; 2) форма № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)» | — | Не позднее: — 25 апреля 2019 года; — 25 июля 2019 года; — 25 октября 2019 года |
Промежуточная таксономия: кто применяет?
С 1 января 2019 года заработала ч. 5 ст. 121 Закона о бухучете. Она требует от МСФО-обязанных подавать финотчетность на основе таксономии по международным стандартам в электронной форме. Во исполнение этой нормы Закона о бухучете Минфин приказом от 07.12.2018 г. № 983 утвердил перевод Таксономии финотчетности по международным стандартам*.
В едином электронном формате МСФО-отчетность нужно подавать в центр сбора финотчетности, операционное управление которым осуществляет НКЦБФР (п. 2 Порядка № 419). Тем самым будет обеспечен доступ органам государственной власти и другим пользователям к представленной предприятиями финотчетности.
Веб-портал будет размещен вместе с Центром отчетности на платформе отчетности и обработки Системы финансовой отчетности в формате XBRL.
Первым отчетным периодом, за который МСФО-обязанным нужно подать финотчетность на основе таксономии по МСФО, п. 2 разд. II Закона Украины от 05.10.2017 г. № 2164-VIII определил 2019 год. При этом Законом четко не установлено, какой именно финотчетности (годовой/промежуточной) касается это требование.
НКЦБФР в письме от 07.02.2019 г. № 16/3318-П подошла к трактовке этой законодательной нормы формально.
Регулятор заключил:
предприятия, представляющие общественный интерес (читай: крупные), обязаны подавать свою промежуточную финотчетность на основе таксономии за I квартал, I полугодие и 9 месяцев 2019 года
Исключение НКЦБФР сделала лишь для тех предприятий, которые согласно ст. 40 Закона о ЦБ** не должны раскрывать промежуточную финотчетность. К таковым относятся публичные и частные акционерные общества (кроме банков), в отношении ценных бумаг которых не осуществлено публичное предложение (ч. 8 ст. 40 Закона о ЦБ). Все остальные «общественно интересные» предприятия (включая крупные) должны позаботиться о промежуточной таксономии своей финотчетности. Инструкция по просмотру украинской МСФО-таксономии размещена здесь: minfin.gov.ua/uploads/redactor/files/Instructions %20on %20how %20to %20review %20the %20UA %20IFRS %20taxonomy %20UA-ilovepdf-compressed.pdf.
** Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23.02.2006 г. № 3480-IV.
Но, похоже, к предельным срокам подачи финотчетности за I квартал 2019 года программное обеспечение по таксономии запустить не успеют. НБУ своих подчиненных об этом уже предупредил (см. письмо от 01.03.2019 г. № 60-0006/11787).
Так что пока МСФО-обязанные подают привычные финотчетные нацформы.
выводы
- Малые и микропредприятия органам Госстата квартальную финотчетность не подают. Если они попадают в разряд высокодоходников, то им придется подать налоговикам промежуточную финотчетность в составе прибыльной декларации.
- Средние предприятия, составляющие финотчетность по НП(С)БУ, подают только две формы квартальных финотчетов.
- МСФОшники подают или полнокомплектную, или краткокомплектную промежуточную финотчетность.
- Акционерные общества (кроме банков), в отношении ценных бумаг которых не осуществлено публичное предложение, могут позабыть о промежуточной таксономии.