Экспедитор брендирует и моет грузовики перевозчика

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Август, 2019/№ 62
В избранном В избранное
Печать
Экспедитор для выполнения экспедиторских услуг привлекает сторонних перевозчиков. В целях рекламы планирует на авто перевозчиков бесплатно установить брендированные тенты и оплачивать услуги мойки таких авто. Какие налоги придется заплатить экспедитору при бесплатной передаче брендированных тентов? Как в учете отразить мойку не своих авто? Давайте разбираться.

По договору транспортного экспедирования экспедитор по поручению клиента и за его счет выполняет или организует выполнение экспедиторских услуг, определенных договором (ст. 1 Закона № 1955*). Если экспедитор не имеет своей материальной базы для оказания услуг перевозки, для выполнения экспедиторских услуг (организации процесса перевозки для заказчика) он вправе привлекать третьих лиц, в том числе и перевозчиков (ст. 4 Закона № 1955). В таком случае поставка услуг перевозки является для экспедитора не чем иным, как посреднической операцией:

* Закон Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 г. № 1955-IV.

экспедитор покупает соответствующие услуги перевозки для заказчика, а потом ему их передает

А возмещение расходов на услуги перевозки проходит отдельно (!) от вознаграждения (сверх вознаграждения) экспедитора и в плату за его посреднические экспедиторские услуги не включается (ст. 9 Закона № 1955). Подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 65, с. 24.

При таких взаимоотношениях экспедитор не имеет никакого хозотношения к автомобилям перевозчика и тем более к расходам на их снаряжение и ежедневное обслуживание (мойку). Другое дело, если снаряжение и обслуживание автомобилей перевозчика провести в рекламных целях.

Документируем рекламу

Чтобы мероприятия по бесплатной установке брендированных тентов на автомобили перевозчиков и расходы на их периодическую мойку направить в рекламно-хозяйственное русло (подтвердить их бесплатное предоставление в рекламных целях), экспедитору следует правильно все задокументировать (см. письмо ГУ ГФС в Днепропетровской обл. от 21.06.2019 г. № 2836/ІПК/04-36-12-01-16). Для этого нужно оформить:

1) приказ руководителя о размещении рекламы на транспорте. В нем указываем дату, место и цель его проведения, а также круг ответственных лиц. Кроме того, в приказе указываем количество бесплатно передаваемых носителей рекламы (брендированных тентов) с описанием размещенной на них информации, свидетельствующей о рекламном характере мероприятия.

Расходы на мойку сторонних автомобилей, на которых установлены брендированные тенты предприятия-экспедитора, также можно увязать с рекламным мероприятием. Ведь предприятие, разместившее на транспорте свою рекламу, заинтересовано в ее непрерывном транслировании. А для этого необходимо регулярно мыть грузовики с брендированными тентами, чтобы четко была видна реклама. И если экспедитор планирует взять эти расходы на себя, то в приказе следует закрепить и периодичность мойки брендированных тентов;

2) календарный план проведения рекламы. В нем указываем планируемые даты установки тентов и период их использования в рекламных целях; запланированные сроки и даты проведения их мойки и контроля (для анализа состояния тента и рекламы на нем), а также ответственных за это лиц;

3) смету расходов на проведение рекламного мероприятия. Указываем количество передаваемых брендированных тентов, а также приводим ежемесячную сумму расходов на мойку рекламных тентов и прочие расходы, необходимые для организации такого рекламного мероприятия;

4) расходные накладные на отпуск брендированных тентов: накладные-требования на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (форма № М-11); акты приема-передачи материалов (форма № М-7);

5) ежемесячные отчеты о проводимой рекламе на транспорте.

Имея эти документы, экспедитор может спокойно отражать бесплатную передачу тентов на чужие автомобили, а также их периодическую мойку как операции, проводимые в хозяйственных целях.

Бухгалтерский учет

При бесплатных передачах активы предприятия уменьшаются, а вот их увеличения (на сумму дебиторской задолженности покупателя, как это происходит при обычной продаже) не происходит. То есть при бесплатной раздаче выполняются только критерии для признания расходов (пп. 5, 6 и 7 П(С)БУ 16 «Расходы»). Доходов же такая операция не приносит (п. 5 П(С)БУ 15 «Доход»).

Поскольку бесплатная передача брендированных тентов и их дальнейшее обслуживание (мойка) по документам носят рекламный характер, то в момент выбытия тентов и оказания услуг мойки их себестоимость списываем в состав расходов на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16): в дебет счета 93.

Налог на прибыль

Если экспедитор — малодоходник, то при определении объекта обложения налогом на прибыль ему достаточно ориентироваться на бухгалтерский финрезультат. Поэтому себестоимость переданных перевозчикам брендированных тентов, попав в бухрасходы, уменьшит и прибыльный объект налогообложения. Аналогично уменьшат финрезультат и расходы на мойку тентованных грузовых автомобилей.

Впрочем, даже если экспедитор — высокодоходник, то волноваться о разницах ему также особо не придется.

Если брендированные тенты передаются перевозчикам — плательщикам налога на прибыль по базовой ставке, то никаких корректировок осуществлять не придется

Другое дело, если бесплатные рекламные тенты и услуги по их мойке достанутся перевозчикам, неплательщикам налога на прибыль (кроме физлиц**) (п.п. 140.5.10 НКУ). В этом случае стоимость таких товаров/услуг должна увеличить финрезультат до налогообложения — через стр. 3.1.10 приложения РІ. Напоминают об этом и налоговики (см. письма ГФСУ от 05.11.2018 г. № 4700/6/99-99-15-03-02-15 и от 20.04.2018 г. № 1783/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

** Правда, налоговики не распространяют это исключение на физлиц — плательщиков ЕН (см. БЗ 102.13).

НДС

Бесплатная передача носителей рекламной информации (логотипа фирмы, информации о предоставляемых предприятием услугах и пр.), имеющих самостоятельную товарную ценность (в частности, тент, который перевозчик, несмотря на размещенную на нем рекламу, может спокойно использовать для экипировки своих грузовых автомобилей), по сути, является поставкой товаров в понимании п.п. 14.1.191 НКУ. А значит, такую бесплатную передачу необходимо облагать НДС на общих основаниях. И за базу налогообложения брать минбазу, установленную абзацем вторым п. 188.1 НКУ, т. е. цену приобретения брендированных тентов.

Аналогичным образом следует облагать и услуги мойки чужих авто, предоставляемые бесплатно перевозчику, начисляя поставочные НО по НДС исходя из минбазы — цены приобретения услуг мойки.

В то же время входной НДС, связанный с изготовлением брендированных тентов и приобретением услуг мойки брендированных грузовых авто, сохраняется. То есть компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ при бесплатной раздаче в рекламных целях начислять не нужно. Ведь реклама — не что иное, как часть хоздеятельности предприятия-экспедитора, поскольку ее основная цель — увеличение объемов продаж и получение экспедитором дохода.

Исключение: рекламирование деятельности, не подлежащей обложению НДС или подпадающей под НДС-льготу по ст. 196, 197 подразд. 2 разд. ХХ НКУ (ср. 025069200). Однако льготная деятельность может быть лишь у тех экспедиторов, которые самостоятельно оказывают транспортно-экспедиторские услуги, связанные с транзитными перевозками, льготируемые по п. 197.8 НКУ (см. вопрос 12 ОНК № 610***). Таким экспедиторам от компенсирующих НО не отвертеться. Базу налогообложения в таком случае определяют в соответствии с п. 189.1 НКУ (по товарам/услугам исходя из стоимости их приобретения).

*** Обобщающая налоговая консультация относительно порядка обложения НДС транспортно-экспедиторской деятельности, утвержденная приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 610.

Но есть и другая, более лояльная версия.

НДС-версия от налоговиков

В части обложения НДС бесплатных поставок товаров/услуг в рекламных целях налоговики выдвигают свою, более лояльную версию. По их мнению, предприятию для неначисления отдельных поставочных НО при бесплатных рекламных раздачах товаров или предоставлении услуг достаточно того, чтобы эти расходы были учтены в облагаемой стоимости поставляемой собственной продукции/услуг (см. БЗ 101.06, письмо ГФСУ от 20.04.2018 г. № 1783/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Так:

1) если стоимость таких товаров/услуг включается в цену продажи готовой продукции (товаров, услуг), используемых в облагаемых операциях, связанных с получением дохода, то отдельные НО по операции бесплатной передачи в рекламных целях не возникают. Считается, что такие бесплатно переданные товары/услуги попали под НДС-обложение в составе той операции, в стоимость которой были включены.

Заметьте: речь идет не об отнесении на себестоимость (ведь стоимость бесплатно розданных товаров далеко не всегда туда попадет), а о включении в конечную цену продаваемых товаров. И недавно налоговики это дополнительно подтвердили (см. письмо ГФСУ от 23.05.2019 г. № 2343/6/99-99-15-03-02-15/ІПК // «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 54, с. 3). Ну а поскольку цену товаров калькулируют исходя из всех понесенных расходов, вполне вероятно, что туда поместятся и рекламные расходы. Тогда,

ориентируясь на позицию налоговиков, НО при бесплатных раздачах в рекламных целях можно вообще не начислять

Главное — доказать, что расходы на рекламу действительно были учтены в стоимости услуги транспортного экспедирования, т. е. экспедиторского вознаграждения. Поможет в этом та же калькуляция цены услуг транспортного экспедирования или любой другой документ, где будут видны составляющие цены. Например, калькуляция цены экспедиторских услуг (экспедиторского вознаграждения) или другой подобный документ (Положение о ценообразовании и Приказ о ценовой политике). Не против этого и фискалы (см. письмо ГУ ГФС в Днепропетровской обл. от 21.06.2019 г. № 2836/ІПК/04-36-12-01-16);

2) если стоимость бесплатно розданных товаров (услуг) не включается в цену продажи готовой продукции (товаров/услуг), такая бесплатная передача рассматривается как отдельная операция, облагаемая НДС в общем порядке, исходя из базы налогообложения, определенной в п. 188.1 НКУ (т. е. так, как по НДС-версии выше). В связи с этим необходимо составить две налоговые накладные (НН)****: одну — нулевую; другую — на сумму превышения цены приобретения/обычной цены над нулевой фактической ценой. Обе НН нужно зарегистрировать в ЕРНН;

**** Пример составления см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 96, с. 36.

3) как в случае включения стоимости бесплатно переданных товаров/услуг в состав стоимости облагаемых операций поставки (реализации) готовой продукции (товаров, услуг), так и в случае признания их отдельной поставкой НО согласно п. 198.5 НКУ начислять не нужно.

Так что, если у экспедитора стоимость предоставляемых экспедиторских услуг (экспедиторского вознаграждения) вмещает в себя, в частности, расходы на рекламу и это четко следует из калькуляции цены услуги или другого документа по ее ценобразованию, то, в принципе, можно, следуя версии налоговиков, не начислять дополнительные поставочные НО исходя из минбазы (п. 188.1 НКУ):

— при бесплатной передаче перевозчику брендированных тентов;

— и при мойке автомобилей с брендированными тентами.

При этом и в первом и во втором случае, показав входной НДС по тентам и услугам в составе НК, не начисляем компенсирующие НО.

Однако для полного спокойствия в этом случае советуем вдобавок к имеющейся калькуляции стоимости услуг все-таки запросить у фискалов собственную индивидуальную налоговую консультацию с подобными выводами.

Пример. Экспедитор заказал изготовление 10 единиц брендированных тентов на сумму 120000 грн. (в том числе НДС — 20000 грн.). После изготовления тенты переданы перевозчикам для установки на их прицепы. Дополнительно экспедитор заключил договор на услуги мойки авто с брендированными тентами: за месяц услуги мойки предоставлены на сумму 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.).

Учет расходов на установку рекламных тентов и их мойку

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Оприходованы брендированные тенты, полученные от поставщика

209

631

100000

644/1

631

20000

2

Отражен налоговый кредит по НДС (получена НН, зарегистрированная в ЕРНН)

641/НДС

644/1

20000

3

Оплачена стоимость тентов с брендированием

631

311

120000

4

Переданы брендированные тенты перевозчику

93

209

100000

5

Начислены НО по НДС исходя из минбазы*

949

641/НДС

20000

6

В конце месяца получен акт услуг мойки рекламных авто

93

631

5000

644/1

631

1000

7

Отражен налоговый кредит по НДС (получена НН, зарегистрированная в ЕРНН)

641/НДС

644/1

1000

8

Начислены НО по НДС исходя из минбазы*

949

641/НДС

1000

9

Оплачены услуги мойки брендированных авто перевозчика

631

311

6000

* Если стоимость экспедиторских услуг (экспедиторского вознаграждения) вмещает в себя, в частности, расходы на рекламу, и это четко видно из калькуляции цены услуги или другого документа по ее ценообразованию, то, следуя версии налоговиков, НО не начисляем.

выводы

  • Экспедитор не имеет никакого отношения к автомобилям перевозчика. Но если по документам их оснащение брендированными тентами и периодическая мойка носят рекламный характер, то затраты смело считаем хозяйственными и включаем в расходы на сбыт.
  • Если брендированные тенты и их мойку получают перевозчики — плательщики налога на прибыль по базовой ставке, то у экспедитора-высокодоходника разницы не возникают.
  • Заручитесь калькуляцией экспедиторских услуг, покрывающей и рекламные расходы. Тогда, по версии налоговиков, начислять НО на стоимость бесплатно переданных тентов и услуг их мойки не придется.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно