Приобретаем автомобиль

В избранном В избранное
Печать
Вороная Наталья, редактор, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2019/№ 67
Планируете приобрести автомобиль? Или уже имеете его в своем арсенале? А может, подумываете использовать чужое транспортное средство? Тогда вы открыли этот спецвыпуск не зря. В нем вы найдете основную информацию о приобретении и эксплуатации автомобиля на предприятии. В частности, здесь рассказано, какие действия нужно предпринять перед вводом транспортного средства в эксплуатацию, рассмотрены вопросы, связанные с его использованием, раскрыты организационные и учетные моменты техобслуживания, ремонта и улучшения автомобиля, а также описаны нюансы использования чужого авто. Спецвыпуск для вас подготовили редактор Наталья Вороная, налоговые эксперты Максим Нестеренко и Наталья Чернышова.

При приобретении автомобиля не обойтись без участия бухгалтера. Ведь такая процедура влечет за собой необходимость перечислить налоги и сборы, сопутствующие приобретению транспортного средства, сформировать его первоначальную стоимость и отразить такое приобретение в учете. А это — задачи бухгалтера. Как все правильно сделать, расскажем в этом разделе спецвы- пуска.

1.1. Пенсионный сбор

При приобретении автомобиля вам, возможно, придется уплатить пенсионный сбор. Чем это регламентировано и на какие случаи распространяется, разберемся далее.

Объект и база

Основные вопросы, касающиеся уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, регламентированы Законом № 400. К нему и обратимся.

Так, к плательщикам этого сбора п. 7 ст. 1 упомянутого Закона относит, в частности, предприятия и физлиц, приобретающих право собственности на легковые автомобили, которые подлежат первой государственной регистрации в Украине*. Из этого следует, что уплатить пенсионный сбор придется, если одновременно имеют место все перечисленные ниже обстоятельства:

* Такую регистрацию осуществляют территориальные органы по предоставлению сервисных услуг МВД.

1) автомобиль является легковым;

2) происходит переход права собственности;

3) автомобиль подлежит первой государственной регистрации в Украине.

На каждом из этих обстоятельств остановимся подробнее.

1. Что в данном случае считать легковым автомобилем, «пенсионностраховательный» Закон № 400 не говорит. Поэтому обратимся к общему определению этого понятия, приведенному в Законе об автотранспорте. Так, в соответствии со ст. 1 упомянутого Закона легковой автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения не более 9, включая место водителя.

2. Что касается права собственности, то оно может быть получено путем (п. 12 Порядка № 1740):

— покупки, в том числе у производителей или торговых организаций (кроме случаев обеспечения автомобилями лиц с инвалидностью в соответствии с законодательством);

— мены;

— дарения (бесплатной передачи);

— наследования (кроме случаев наследования легкового автомобиля в соответствии с законом);

— на других основаниях, предусмотренных законодательством.

Не нужно уплачивать сбор при перерегистрации автомобиля в результате смены владельцем места стоянки, местонахождения (для физического лица — места жительства), изменения технических характеристик автомобиля и пр., т. е. в случаях, когда право собственности не переходит от одного лица к другому.

3. Тут важно понимать, что считается первой госрегистрацией автомобиля. Определение этого понятия содержится в п.п. 14.1.163 НКУ. Так, первой регистрацией транспортного средства считают регистрацию, которая осуществляется уполномоченными государственными органами в отношении такого транспортного средства в Украине впервые. Не является первой регистрация транспортного средства, которое ранее было, в том числе временно, зарегистрировано на территории Украины или находилось на ведомственном учете (п. 1.3 Инструкции № 379).

Таким образом, если вы покупаете (получаете в дар или в обмен) «подержанный» автомобиль, который уже был зарегистрирован на территории Украины, то уплачивать пенсионный сбор вам не нужно.

Подробный перечень операций, по которым уплачивается сбор на обязательное государственное пенсионное страхование при регистрации автотранспорта, вы можете найти в письме ПФУ от 17.02.99 г. № 04/877.

За базу начисления рассматриваемого пенсионного сбора принимают стоимость автомобиля, указанную в любом документе, который может ее подтвердить. Таким документом в зависимости от способа приобретения автомобиля может быть договор купли-продажи или мены, справка органов таможенной службы, акт экспертной оценки стоимости автомобиля и др. (п. 13 Порядка № 1740). О том, что подтверждающий стоимость документ зависит от способа приобретения «легковушки», говорил и ПФУ (см. письмо от 13.06.2008 г. № 10031/-3-20).

Интересный момент!

Пенсионный сбор начисляется на стоимость автомобиля без учета НДС

На это ПФУ указывал в письме от 25.06.2011 г. № 13034/03-30.

Ставка пенсионного сбора

Все о ставках «автомобильного» пенсионного сбора «знают» п. 8 ст. 4 Закона № 400 и п. 13 Порядка № 1740. Такие ставки напрямую зависят от стоимости приобретаемого автомобиля. Узнать об этом больше вам поможет табл. 1.1.

Таблица 1.1. Размер ставок пенсионного сбора

Размер ставки

Стоимость легкового автомобиля

Стоимость в 2019 году

3 %

Не превышает 165 ПМТЛ*

Не более 316965 грн. (включительно)

4 %

Превышает 165 ПМТЛ, но не более 290 ПМТЛ

Свыше 316965 грн., но не более 557090 грн.

5 %

Превышает 290 ПМТЛ

Свыше 557090 грн.

* Здесь и далее — прожиточный минимум, установленный для трудоспособных лиц на 1 января отчетного года (в 2019 году — 1921 грн.).

И, наконец, заметим: сбор уплачивают на счета общего фонда госбюджета по месту первой регистрации автомобиля в территориальном органе по предоставлению сервисных услуг МВД (далее — сервисный центр МВД). Учтите: без документального подтверждения его уплаты ваш автомобиль не зарегистрируют (пп. 14 и 15 Порядка № 1740).

Отчитываться об уплате пенсионного сбора за первую регистрацию легкового автомобиля в Украине не нужно, поскольку это не предусмотрено законодательством.

Ну что ж, уплатили пенсионный сбор или ваше транспортное средство не является объектом обложения этим сбором? Тогда смело начинайте регистрацию автомобиля. Как ее правильно осуществить, расскажем в следующем подразделе.

1.2. Государственная регистрация

Регистрационная процедура достаточно проста. Особенности ее осуществления регламентированы Порядком № 1388. Так, для регистрации транспортного средства его собственник либо уполномоченное им лицо должны обратиться в любой сервисный центр МВД независимо от местонахождения предприятия*. В отдельных случаях регистрация может осуществляться через центры предоставления административных услуг.

* При этом в регистрационных документах указывают юридическое лицо, которому принадлежит транспортное средство, местонахождение такого лица и стоянки автомобиля (п. 24 Порядка № 1388).

Причем учтите, что п. 7 Порядка № 1388 требует осуществить регистрацию (перерегистрацию) транспортного средства в течение 10 суток после:

— приобретения (получения);

— таможенного оформления;

— временного ввоза на территорию Украины;

— возникновения обстоятельств, являющихся основанием для внесения изменений в регистрационные документы.

Субъект хозяйствования должен подать заявление на государственную регистрацию транспортного средства, а также приложить к нему документы, подтверждающие правомерность приобретения автомобиля.

В общем случае подтверждающим документом будет договор купли-продажи. Если же автомобиль был приобретен у предприятия-производителя, в сервисный центр МВД предоставляют акт приемки-передачи транспортного средства по форме, утвержденной приложением 6 к Порядку № 1388.

С более полным перечнем документов, необходимых для регистрации транспортного средства, вы можете ознакомиться в п. 8 упомянутого Порядка.

Учтите:

постановка на учет в сервисном центре МВД возможна только при уплате обязательных платежей

Иначе ваше транспортное средство не зарегистрируют. При этом, помимо налогов и сборов (если они подлежат уплате в соответствии с законодательством), собственник вносит в установленном порядке плату за (п. 8 Порядка № 1388):

— проведение осмотра транспортного средства;

— государственную регистрацию;

— возмещение стоимости бланков регистрационных документов и номерных знаков.

Если все рассмотренные выше условия выполнены и транспортное средство зарегистрировано — самое время формировать первоначальную стоимость вновь приобретенного автомобиля!

1.3. Формируем первоначальную стоимость

Для целей бухгалтерского и налогового учета автомобиль, который предприятие использует в своей деятельности, в общем случае классифицируется как объект основных средств (п. 4 П(С)БУ 7 и п.п. 14.1.138 НКУ). От этого и будем «плясать».

Далее рассмотрим, как в бухгалтерском и налоговом учете сформировать первоначальную стоимость приобретенного транспортного средства.

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет основных средств (далее — ОС) регламентирован П(С)БУ 7. Пункт 7 этого стандарта велит зачислять ОС на баланс по первоначальной стоимости. При этом в состав первоначальной стоимости объекта ОС включают (п. 8 П(С)БУ 7):

— суммы, уплачиваемые поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без учета непрямых налогов);

— регистрационные сборы, государственную пошлину и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект ОС;

— суммы ввозной пошлины;

— суммы непрямых налогов в связи с приобретением (созданием) ОС (если они не возмещаются плательщику);

— расходы на страхование рисков доставки ОС;

— расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС;

— прочие расходы, непосредственно связанные с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.

Финансовые расходы в общем случае не попадают в первоначальную стоимость ОС. Исключение — приобретение (создание) квалификационных активов — активов, требующих существенного времени для их создания (абзац девятый п. 8 П(С)БУ 7). При этом существенным считается время, составляющее более 3 месяцев (п. 1.6 Методрекомендаций № 1300).

Как видите, приведенный в П(С)БУ 7 перечень расходов, включаемых в первоначальную стоимость ОС, достаточно обобщенный. В связи с этим мы хотим его немного детализировать и рассказать об участии отдельных, наиболее распространенных расходов в формировании первоначальной стоимости вновь приобретенного автомобиля. Помощником нам в этом послужит табл. 1.2.

Таблица 1.2. Формирование первоначальной стоимости автомобиля

№ п/п

Статья расходов

Формирует первоначальную стоимость

Комментарий

1

Пенсионный сбор

Да

Вы уже знаете: если при покупке нового легкового автомобиля не заплатить пенсионный сбор, то его не зарегистрируют (п. 14 Порядка № 1740). В свою очередь, эксплуатация незарегистрированного транспорта в Украине запрещена (п. 7 Порядка № 1388). Следовательно, такой платеж безоговорочно относят к прочим расходам, связанным с правом использовать автомобиль в запланированных целях

2

Платные услуги сервисных центров МВД

Да

Поскольку такие расходы в обязательном порядке сопровождают регистрацию транспортного средства, без которой, как мы уже говорили, эксплуатировать автомобиль нельзя, их также нужно отнести в первоначальную стоимость приобретенного автомобиля. Тем более что о включении регистрационного сбора в первоначальную стоимость объекта ОС прямо говорит п. 8 П(С)БУ 7

3

Расходы на страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств*

Нет

В состав первоначальной стоимости ОС включаются только расходы на страхование рисков их доставки (п. 8 П(С)БУ 7). Что касается всех остальных расходов на страхование, то они в первоначальную стоимость ОС не попадают

* Подробно об «автогражданке» вы можете прочесть в разделе 2 на с. 14.

4

Расходы на добровольное страхование автомобиля (КАСКО и т. п.)*

Нет

Здесь имеет место та же ситуация, что и в предыдущем случае (см. стр. 3 этой таблицы): поскольку речь идет не о страховании рисков по доставке автомобиля, «страховые» расходы в первоначальную стоимость не включают. Такого же мнения придерживается и Минфин (см. письмо от 21.07.2004 г. № 31-17310-01-29/13178)

* Узнать больше о добровольном страховании автомобиля можно в подразделе 2.3 на с. 17.

5

Финансовые расходы, связанные с покупкой автомобиля

Нет

Такие расходы могут возникнуть, например, при покупке автомобиля в кредит. Как мы уже упоминали, финансовые расходы включают в первоначальную стоимость только в случае приобретения (создания) квалификационных активов. Поскольку автомобиль к квалификационным активам не относится, то о включении в первоначальную стоимость финрасходов в данном случае речи быть не может

6

Платные услуги банков

Нет

Здесь речь идет о комиссионных и прочих подобных платежах, которые банки взимают за свои услуги. Их в перечне расходов, включаемых в первоначальную стоимость ОС, нет, а значит, путь им туда закрыт

7

Вознаграждение посредникам

Нет

Если предприятие приобретает автомобиль через посредника (комиссионера, агента и т. п.) по договору поручения (комиссии и т. п.), то расходы на выплату такому посреднику вознаграждения за его услуги в первоначальную стоимость не включают по причине того, что такой позиции нет в перечне, приведенном в п. 8 П(С)БУ 7

8

Таможенная пошлина

Да

В случае импорта автомобиля таможенная пошлина попадает в первоначальную стоимость ОС на основании п. 8 П(С)БУ 7

9

Стоимость услуг таможенного брокера

Да

Такие расходы могут возникнуть при импорте автомобиля. При этом в перечне расходов, формирующих первоначальную стоимость ОС, они прямо не указаны. Но мы все же считаем, что их следует относить к прочим расходам, непосредственно связанным с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях. Ведь без проведения таможенного оформления автомобиль невозможно использовать в хоздеятельности. А значит, логично включить такие расходы в его первоначальную стоимость

10

Плата за таможенное оформление, если оно происходит вне места расположения таможенных органов или в нерабочее время

11

Акцизный налог

Да

В абзаце пятом п. 8 П(С)БУ 7 четко сказано, что в первоначальную стоимость ОС попадают, в частности, суммы непрямых налогов в связи с приобретением (созданием) ОС, не возмещаемые предприятию. Акцизный налог как раз является таким непрямым налогом, не возмещаемым предприятию. А значит, ему место в первоначальной стоимости автомобиля

Отдельно хотелось бы остановиться на включении в первоначальную стоимость автомобиля сумм «входного» НДС. Как и акцизный налог, НДС является непрямым налогом. Но безоговорочно включать его в первоначальную стоимость приобретенного автомобиля не следует. Ведь путь туда открыт только для невозмещаемых непрямых налогов. А с этим у НДС могут быть вопросы. Поясним почему.

Согласно абзацу пятому п. 198.3 НКУ при приобретении объекта ОС весь «входной» НДС включают в налоговый кредит. Вместе с тем, если автомобиль будет использоваться в необлагаемой (необъектной/льготной) или нехозяйственной деятельности, предприятию придется начислить компенсирующие налоговые обязательства по этому налогу (п. 198.5 НКУ). Из-за этого НДС можно считать невозмещаемым.

Но! Первоначальную стоимость НДС увеличит только в том случае, если уже при покупке автомобиля вы точно знаете, что будете использовать его в необлагаемой/нехозяйственной деятельности. Ведь тогда необходимость начислить компенсирующие налоговые обязательства появится сразу при зачислении нового объекта ОС на баланс и вы сможете включить сумму невозмещаемого НДС в формируемую первоначальную стоимость.

Если же вы приобретаете транспортное средство для облагаемой/хозяйственной деятельности, а потом начинаете использовать его в необлагаемой/нехозяйственной деятельности, то так поступить не выйдет. Дело в том, что в таком случае при приобретении автомобиля вы относите «входной» НДС в налоговый кредит и формируете первоначальную стоимость объекта ОС без его участия (ведь повода для начисления компенсирующих налоговых обязательств нет). Необходимость начислить компенсирующие налоговые обязательства возникает только тогда, когда транспортное средство решают использовать в необлагаемой/нехозяйственной деятельности, т. е. уже после того как первоначальная стоимость такого объекта сформирована. При этом добавить теперь НДС, ставший невозмещаемым, к сформированной в прошлом первоначальной стоимости ОС, на наш взгляд, нельзя. Ведь первоначальная стоимость — вещь неприкасаемая. Ее невозможно поменять когда вздумается (за исключением случаев, строго прописанных в П(С)БУ 7).

Вместе с тем ранее Минфин предлагал направлять сумму компенсирующих налоговых обязательств по ОС, которые перестали использовать в хоздеятельности или облагаемых операциях, на увеличение первоначальной стоимости таких объектов. Такой вывод следовал из положений п.п. 1.3 ныне отмененной Инструкции № 141. Но мы с таким подходом не согласны.

Чтобы лучше понять, когда стоимость компенсирующего НДС включается в первоначальную стоимость автомобиля, а когда — нет, ознакомьтесь с рис. 1.1.

Отметим, что формируют первоначальную стоимость купленного автомобиля по дебету субсчета 152 «Приобретение (изготовление) основных средств». В дальнейшем при вводе транспортного средства в эксплуатацию ее списывают в дебет субсчета 105 «Транспортные средства».

Налоговый учет

В контексте налоговоприбыльного учета важно понимать, является налогоплательщик высокодоходником или малодоходником. К высокодоходникам относятся предприятия, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом непрямых налогов), определенный по правилам бухучета, за последний годовой отчетный (налоговый) период превышает 20 млн грн. (п.п. 134.1.1 НКУ). Все прочие предприятия являются малодоходниками.

Так вот, малодоходникам для целей обложения налогом на прибыль НКУ разрешает ориентироваться исключительно на бухгалтерские правила. Отдельный же налоговый учет ОС ведут только:

— высокодоходные предприятия;

— малодоходные предприятия, добровольно осуществляющие корректировки бухгалтерского финрезультата, предусмотренные НКУ.

Именно таких налогоплательщиков и касается информация, приведенная далее.

В налоговом учете автомобили включают в состав ОС группы 5 (п.п. 138.3.3 НКУ)

Первоначальная стоимость объекта ОС в налоговом учете формируется в полном соответствии с бухгалтерскими стандартами. Также согласно бухгалтерским правилам, но с учетом ограничений, установленных пп. 14.1.138, 138.3.2 и 138.3.3 НКУ, осуществляют расчет налоговой амортизации ОС.

В связи с различием некоторых аспектов бухгалтерского и налогового учета ОС могут возникнуть «амортизационные» налоговоприбыльные разницы. Что может повлиять на появление таких разниц в учете транспортных средств, приобретенных после 01.01.2015 г., расскажем далее.

1. Соответствие определению объекта ОС в бухгалтерском и налоговом учете. Дело в том, что бухгалтерское и налоговое определения ОС несколько различаются. Так, для признания актива в налоговом учете объектом ОС его стоимость должна быть выше 6000,00 грн.*, ожидаемый срок службы — более одного года и такой объект должен предназначаться для использования в хозяйственной деятельности предприятия (п.п. 14.1.138 НКУ). В свою очередь, П(С)БУ 7 такие критерии отнесения к объектам ОС, как стоимость и использование в хозяйственной деятельности предприятия, не устанавливает. И если 6-тысячный предел стоимость автомобиля точно превысит, то связь с хозяйственной деятельностью — это именно тот критерий, который может повлиять на возникновение разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.

* Напомним: указанный стоимостный предел действует с 01.09.2015 г.

Возможно, транспортное средство предприятие приобретает не с целью использования его в хозяйственной деятельности (допустим, для волонтерской, благотворительной деятельности). Тогда расходы на приобретение автомобиля (как непроизводственного ОС) не подлежат амортизации в налоговом учете (п.п. 138.3.2 НКУ). Их придется убирать через «амортизационные» разницы, установленные пп. 138.1 и 138.2 НКУ.

2. Разные сроки использования. Подпункт 138.3.3 НКУ устанавливает минимально допустимые сроки амортизации для объектов ОС. Для транспортных средств (группа 5) такой срок составляет 5 лет. В свою очередь, в бухгалтерском учете срок амортизации предприятие определяет самостоятельно. Следовательно, установление в налоговом и бухгалтерском учете разных сроков эксплуатации автомобиля приведет к появлению налоговоприбыльных разниц.

3. Разные методы амортизации. Подпунктом 138.3.1 НКУ определено, что в налоговом учете могут применяться те же методы начисления амортизации, которые предусмотрены П(С)БУ 7, кроме производственного. Конечно, удобнее устанавливать одинаковые методы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете. Однако не всегда это целесообразно. Так, если предприятие решит, что наиболее оптимальный метод начисления амортизации стоимости автомобиля в бухгалтерском учете — это производственный, то обязательно возникнут налоговоприбыльные разницы, поскольку в налоговом учете применение такого метода запрещено.

4. Осуществление переоценок. Из п.п. 138.3.1 НКУ следует, что суммы переоценки в расчете налоговой амортизации не участвуют. А вот в бухучете после проведения уценки или дооценки начисление амортизации осуществляется исходя из новой стоимости переоцененного объекта ОС. В связи с этим в налоговом и бухгалтерском учете база для расчета амортизации (а значит, и сумма амортизации) будет разной. Отсюда и налоговоприбыльная разница.

Но еще раз подчеркнем: предприятий-малодоходников (если они не приняли решение о добровольной корректировке бухгалтерского финрезультата для целей налогообложения) все перечисленные налоговоприбыльные разницы не коснутся.

Формирование первоначальной стоимости автомобиля рассмотрим на примере.

Пример 1.1. Предприятие приобрело в кредит легковой автомобиль, предназначенный для использования в хозяйственной деятельности в облагаемых НДС операциях. Цена автосалона 639966,00 грн. (в том числе НДС — 106661,00 грн.), доставка — 21600,00 грн. (в том числе НДС — 3600,00 грн.). Уплачены: сбор в Пенсионный фонд (4 % — 21332,20 грн.), плата за услуги сервисного центра МВД (590,00 грн.). Начислены проценты за пользование кредитом — 9120,00 грн.

Отражение этих операций в учете вы можете увидеть в табл. 1.3.

Таблица 1.3. Приобретение автомобиля

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Оплачена стоимость автомобиля (639966,00 грн.) и его доставки (21600,00 грн.)

371

311

661566,00

2

Отражена сумма НДС (до регистрации налоговой накладной в ЕРНН*)

644/1

644

110261,00

* Здесь и далее — Единый реестр налоговых накладных.

3

Отражен налоговый кредит по НДС (получены налоговые накладные, зарегистрированные в ЕРНН)

641/НДС

644/1

110261,00

4

Получен автомобиль

152

631

533305,00

5

Включены в первоначальную стоимость расходы по доставке

152

631

18000,00

6

Списана сумма начисленного ранее налогового кредита по НДС

644

631

110261,00

7

Отражен зачет задолженностей

631

371

661566,00

8

Оплачены услуги сервисного центра МВД

377

311

590,00

9

Включена в первоначальную стоимость плата за услуги сервисного центра МВД

152

377

590,00

10

Уплачен сбор в Пенсионный фонд

651

311

21332,20

11

Включен в первоначальную стоимость пенсионный сбор

152

651

21332,20

12

Введен автомобиль в эксплуатацию

105

152

573227,20

13

Начислены проценты за кредит

951

685

9120,00

14

Отнесены на финансовый результат расходы на уплату процентов за кредит

792

951

9120,00

1.4. Покупаем автомобиль у физлица — облагаем доходы

Покупаете автомобиль у физлица? Тогда позаботьтесь о начислении и уплате в бюджет соответствующих платежей с выплачиваемого ему дохода. Каких именно? Сейчас расскажем.

Прежде всего НКУ обязует уплатить с такого дохода налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ). Так, согласно п.п. 164.2.4 этого Кодекса в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход физлица включается часть доходов от операций с имуществом. Автомобиль является движимым имуществом (ч. 2 ст. 181 ГКУ). А значит, чтобы узнать, какая именно часть доходов физлица-продавца будет облагаться НДФЛ, нужно обратиться к ст. 173 НКУ.

Пункт 173.2 НКУ гласит, что

не подлежит обложению НДФЛ доход, полученный налогоплательщиком от продажи в течение отчетного (налогового) года одного легкового автомобиля*

* То же касается мотоциклов и мопедов, однако на них мы останавливаться не будем.

Таким образом, быть или не быть в таком случае НДФЛ, зависит от двух факторов:

1) вида продаваемого физлицом автомобиля (легковой или нелегковой);

2) очередности продажи легкового автомобиля физлицом в течение года.

Следовательно, если физлицо продает автомобиль, не являющийся легковым, или реализует легковой автомобиль не первый раз в отчетном (налоговом) году, обложения НДФЛ не избежать. Ставка налога — 5 % (пп. 173.1 и 167.2 НКУ).

С военным сбором (далее — ВС) аналогичная ситуация. Дело в том, что объектом обложения ВС является, в частности, общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход (п.п. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ и п.п. 163.1.1 НКУ). А как вы уже знаете, в него попадает часть дохода от операций с движимым имуществом, определенная в соответствии с положениями ст. 173 НКУ. Кроме того, согласно п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ этого Кодекса ВС не удерживается с доходов, не облагаемых НДФЛ**. Таким образом, в отношении обложения ВС доходов от продажи автомобиля действуют те же правила, что и для НДФЛ. Согласны с этим и фискалы (см. разъяснение в подкатегории 132.02 БЗ***).

** Исключение составляют доходы, приведенные в пп. 165.1.2, 165.1.18 и 165.1.52 НКУ.

*** База знаний, размещенная на официальном сайте ГФСУ: zir.sfs.gov.ua.

Легко понять, как работают вышеупомянутые правила обложения НДФЛ и ВС, поможет рис. 1.2.

Как вы видите, один из ключевых моментов в налогообложении дохода физлица от продажи — это вид продаваемого автомобиля: легковой или нелегковой. Давайте разберем это подробнее.

Покупаем легковой автомобиль. Напомним, что автомобиль является легковым, если он по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения не более 9, включая место водителя (ст. 1 Закона об автотранспорте).

Согласно абзацу второму п. 173.2 НКУ налогообложению подлежит доход, полученный физлицом от продажи в течение отчетного (налогового) года двух или более объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля. В таком случае ставка НДФЛ будет составлять 5 % базы налогообложения (абзац первый п. 173.1, п. 167.2 НКУ), а ставка ВС — 1,5 % ( п.п. 1.3 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Формулировка абзаца второго п. 173.2 НКУ может натолкнуть на мысль, что при продаже в течение года двух легковых автомобилей облагать НДФЛ и ВС нужно доходы от реализации и первого, и второго автомобиля. Однако это не так. Налоговики лояльно подошли к этому вопросу.

Так, по их мнению, если в течение года физическое лицо продает два или более легковых автомобиля, то налогообложению подлежит доход от второй и последующих продаж. То есть доход от продажи первого в отчетном (налоговом) году легкового автомобиля не облагают НДФЛ и ВС, независимо от того, были ли у такого физлица последующие продажи легковых автомобилей в этом году.

Заметим, что абзац второй п. 173.2 НКУ разрешает не облагать также доход, полученный физлицом от продажи в течение отчетного (налогового) года одного из объектов движимого имущества в виде мотоцикла и/или мопеда. Отсюда может возникнуть вопрос: а если налогоплательщик уже продавал в отчетном (налоговом) году мотоцикл или мопед, можно ли не облагать его доход от продажи первый раз в году легкового автомобиля? Здесь налоговики также не стали вставлять налогоплательщикам палки в колеса. По их мнению, первые и последующие продажи необходимо рассматривать отдельно по каждому виду приведенных в абзаце втором п. 173.2 НКУ транспортных средств. Таким образом,

если ранее в течение года физлицо получало доход от продажи мотоцикла и/или мопеда, доход от первой в течение года продажи «легковушки» облагать НДФЛ и ВС не нужно

Ознакомиться непосредственно с мнением налоговиков по двум рассмотренным выше вопросам вы можете в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 72, с. 38.

Теперь о том, как налоговому агенту узнать об очередности продажи физлицом легкового автомобиля. Согласно п. 173.3 НКУ такую информацию физическое лицо — продавец должно указать в отдельном заявлении или отразить в соответствующем пункте договора купли-продажи. Аналогичное утверждение налоговиков можно найти в консультации из подкатегории 103.22 БЗ.

Предположим, продажа «легковушки» не первая в этом году. Тогда доход от продажи автомобиля определяют исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи, но не ниже (по выбору плательщика налога):

— среднерыночной стоимости соответствующего транспортного средства

или

— оценочной стоимости автомобиля, определенной согласно закону.

Такой порядок регламентирован абзацем третьим п. 173.1 НКУ.

Среднерыночную стоимость определяет ежеквартально Минэкономразвития для каждой марки, модели транспортных средств с учетом года выпуска и пробега, на основании анализа фактических цен продажи соответствующих транспортных средств (см. Порядок № 403). До 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, ее обнародуют.

Информацию о среднерыночной стоимости автомобиля в зависимости от его марки, модели, года выпуска и пробега можно найти на официальном веб-сайте Минэкономразвития (www.me.gov.ua/Vehicles/CalculatePrice).

А вот чтобы определить оценочную стоимость автомобиля, придется обратиться к профессиональным оценщикам. Они осуществляют оценку колесных транспортных средств на основании Методики № 142.

Покупаем автомобиль, не являющийся легковым. Здесь уже никакие освобождающие нормы не работают. А потому НДФЛ и ВС с дохода от продажи нелегкового автомобиля придется удержать по полной.

Доход от продажи такого транспортного средства определяют исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи, но не ниже его оценочной стоимости (абзац второй п. 173.1 НКУ). Всю сумму дохода облагают НДФЛ по ставке 5 % и ВС по ставке 1,5 %.

Какой бы автомобиль ни покупался — легковой или нелегковой — субъект хозяйствования выступает для физлица-продавца налоговым агентом (абзац первый п. 173.3 НКУ). А это значит, что такой субъект хозяйствования должен:

1) начислить и уплатить НДФЛ и ВС в бюджет по своему местонахождению, если полученный от продажи транспортного средства доход подлежит налогообложению. При этом уплату осуществляют в такие сроки:

— при перечислении дохода с банковского счета — в день выплаты дохода (п.п. 168.1.2 НКУ);

— при выплате наличных из кассы — в течение 3 банковских дней, следующих за днем выплаты (начисления) дохода (п.п. 168.1.4 НКУ);

— если доход начислен, но не выплачен — в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем месяца, в котором начислен, но не выплачен доход (п.п. 49.18.1, п. 57.1 и п.п. 168.1.5 НКУ);

2) отразить доход физлица от продажи автомобиля в Налоговом расчете по форме № 1ДФ* с признаком дохода «105».

* На сегодняшний день действует форма указанного расчета, утвержденная приказом Минфина от 13.01.2015 г. № 4.

Если доход необлагаемый (в отчетном году первая продажа легкового автомобиля), графы 4а и 4 формы № 1ДФ не заполняют (в бумажном варианте формы ставят прочерки). Если же доход от продажи транспортного средства подлежит налогообложению, в этих графах Налогового расчета указывают сумму НДФЛ.

Сумму удержанного ВС приводят в соответствующих графах строки «Військовий збір» раздела ІІ формы № 1ДФ.

Если договор купли-продажи удостоверяет нотариус, он также отчитывается о такой сделке в ГНИ путем подачи Налогового расчета по форме № 1ДФ.

Может так случиться, что физлицо-продавец самостоятельно уплатило НДФЛ и ВС до момента заключения договора купли-продажи. Нужно ли в таком случае субъекту хозяйствования — налоговому агенту еще раз удерживать НДФЛ и ВС с начисленного такому продавцу дохода?

На наш взгляд, нужно. Ведь в НКУ не сказано обратное. Тот факт, что физлицо уплатило НДФЛ и ВС, не освобождает предприятие-покупателя от удержания соответствующих налогов и сборов с выплачиваемого продавцу дохода. Следовательно, предприятию необходимо выполнить все функции налогового агента, даже если физлицо самостоятельно уплатило НДФЛ и ВС до момента заключения договора купли-продажи. Вопрос возврата излишне уплаченных сумм НДФЛ и ВС физлицу следует решать непосредственно с фискальными органами.

А что с ЕСВ

Его начислять на сумму дохода, выплачиваемого физлицу при покупке автомобиля, предприятию-покупателю не придется. Ведь такой доход — не зарплата и не вознаграждение по гражданско-правовому договору за выполненные работы (предоставленные услуги). А значит, он не включается в базу начисления ЕСВ (см. п. 1 ст. 7 Закона № 2464).

И еще один важный момент: если расчеты за автомобиль осуществляются наличными из кассы предприятия, необходимо соблюдать 50-тысячное ограничение наличных расчетов между субъектом хозяйствования и физлицом, установленное п.п. 2 п. 6 Положения № 148. Больше об этом вы можете узнать из спецвыпуска «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 41, с. 65.

выводы

  • В случае приобретения легкового автомобиля, подлежащего первой государственной регистрации в Украине, необходимо уплатить сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.
  • Эксплуатация транспортного средства без государственной регистрации в Украине запрещена. Срок регистрации — 10 суток со дня приобретения.
  • Первоначальную стоимость приобретенного автомобиля формируют по дебету субсчета 152 с последующим ее списанием в дебет субсчета 105 после ввода автомобиля в эксплуатацию.
  • Высокодоходники и малодоходники-добровольцы ведут отдельный налоговый учет транспортного средства и рассчитывают соответствующие налоговоприбыльные разницы, установленные пп. 138.1 и 138.2 НКУ.
  • Доход физлица от продажи автомобиля подлежит обложению НДФЛ и ВС, за исключением случая, когда оно реализует легковой автомобиль впервые в отчетном (налоговом) году.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить