Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Кассовые операции у предпринимателей

Алешкина Наталья, налоговый эксперт, Вороная Наталья, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Налоги & бухучет Май, 2019/№ 41
Печать
Ранее в этом спецвыпуске мы акцентировали внимание на юридических лицах. Но ведь и предприниматели имеют право осуществлять расчеты в наличной форме. Все тонкости проведения кассовых операций ФЛП рассмотрим в этом разделе.

9.1. «Предпринимательские» особенности кассовых операций

На страже кассовой дисциплины ФЛП стоит уже хорошо знакомый вам нормативный документ — Положение № 148. Ведь согласно п. 1 этого Положения его нормы распространяются и на предпринимателей, но с учетом некоторых нюансов.

Для начала заметим, что осуществлять кассовые операции и заниматься их оформлением может как сам предприниматель, так и его наемный работник. При этом помните: с лицом, которое работает с наличными средствами, необходимо заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности (пп. 44 и 45 Положения № 148). Если предприниматель «ведает» своей кассой сам, то заключать договор о матответственности с самим собой он, конечно же, не должен.

Теперь определимся, что необходимо считать кассой предпринимателя. Согласно п.п. 8 п. 3 Положения № 148 касса — это помещение или место осуществления наличных расчетов, а также приема, выдачи, хранения наличности, других ценностей, кассовых документов.

Исходя из этого определения кассой может считаться как специальное помещение, так и просто специально отведенное место проведения расчетов. Следовательно, у предпринимателя, который не имеет возможности выделить для помещения кассы специальную комнату, кассой будет считаться место, где он:

— проводит наличные расчеты, например, принимает деньги от покупателей;

— выдает наличные (выплачивает зарплату, авансы на командировку, денежные средства под отчет и т. п.);

— хранит наличные денежные средства и книгу учета доходов или книгу учета доходов и расходов.

То есть ФЛП может определить для себя кассу как место, где находится он сам (его кассир) и его портфель (барсетка или другое средство) для хранения наличности и кассовых документов. Если ФЛП (его кассир) будет в постоянном движении, то и касса будет постоянно перемещаться с ним.

У ФЛП, применяющих РРО, кассой в понимании Положения № 148 будет РРО.

О том, что для предпринимателей Положением № 148 не установлены требования относительно надлежащего обустройства кассы и надежного хранения наличных денежных средств в ней, говорил и НБУ в письме от 16.04.2015 г. № 50-01015/25464.

Приятным бонусом для ФЛП является то, что на них не распространяется требование об установлении лимита кассы и соблюдении сроков сдачи наличности в банк. Это прямо определено абзацем третьим п. 14 Положения № 148. А значит,

наличность у предпринимателя может храниться в любой сумме и любое количество дней

Сдавать ее в банк вовсе не обязательно. Да и вообще ФЛП могут даже не открывать текущий счет в банке.

А вот что касается предельных размеров расчетов наличными, то здесь привилегий у предпринимателей нет. Так, при наличных расчетах с предприятиями и предпринимателями ФЛП должны соблюдать ограничение в 10 тыс. грн., а при расчетах с физлицами — в 50 тыс. грн. в день по одному или нескольким платежным документам (п. 6 Положения № 148). Иначе — штраф (см. раздел 11 «Ответственность в сфере наличного обращения»). Подробнее о «наличных» ограничениях вы можете прочесть в разделе 6 «Ограничение суммы наличных расчетов».

Далее рассмотрим, есть ли какие-то особенности в оформлении предпринимателями документов при осуществлении кассовых операций.

9.2. Оформление операций с наличностью

Начнем с приятного: ФЛП согласно абзацу четвертому п. 39 Положения № 148 не обременены ведением кассовой книги.

Вместе с тем в Положении № 148 нет четкого указания на то, нужно ли ФЛП оформлять кассовые ордера. Поэтому здесь остается только анализировать отдельные разъяснения контролирующих органов. Так, ранее НБУ указывал на то, что:

— формы кассовых ордеров предусматривают их применение только юридическими лицами (см. письмо от 30.10.2006 г. № 25-113/2453-11507);

— оприходование наличности ФЛП осуществляют без оформления ПКО (см. письмо от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354*);

* На данный момент письмо значится как утратившее актуальность.

— к предпринимателям не выдвигаются требования об оформлении кассовых операций приходными и расходными кассовыми ордерами (см. письмо от 16.04.2015 г. № 50-01015/25464).

Кроме того, и налоговики выступают против применения ПКО и РКО предпринимателями (см. разъяснение из подкатегории 109.15 БЗ).

То есть все указывает на то, что

ФЛП не должны использовать кассовые ордера при расчетах наличностью

А какие же тогда документы следует выписывать? Будем разбираться!

Расчетные документы при приеме наличности. По мнению налоговиков, изложенному в упомянутом выше разъяснении из подкатегории 109.15 БЗ, при приеме наличности ФЛП обязаны по требованию покупателя выдавать кассовый чек, товарный чек или расчетную квитанцию. Давайте поговорим о таких расчетных документах подробнее.

Из п. 2 ст. 3 Закона об РРО следует, что предприниматели обязаны выдавать расчетный документ на полную сумму проведенной операции. При применении РРО такими расчетными документами являются фискальный кассовый чек, расчетная квитанция и упрощенная расчетная квитанция. Формы указанных документов приведены в приложениях к Положению № 13**.

** Подробнее об этих документах вы можете прочесть в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 23, с. 35 и 76.

Если же ФЛП не применяет РРО и РК, то в соответствии с ч. 11 ст. 8 Закона о защите прав потребителей он обязан выдавать каждому покупателю расчетный документ, удостоверяющий факт покупки, с указанием даты продажи.

Форма и содержание расчетного документа для «безРРОшников» законодательно не установлены. В связи с этим, по мнению фискалов, ФЛП, не использующие РРО и РК с КУРО, должны выдавать покупателям чеки, накладные или другие письменные документы произвольной формы (см. письмо ГФСУ от 20.07.2018 г. № 24188/6/99-99-14-05-01-15). На наш взгляд, в качестве таких документов могут выступать:

квитанция. Достаточно часто ФЛП, оформляя поступление денег квитанциями, в угоду налоговикам за основу берут расчетную квитанцию по форме № РК-1 (приложение 3 к Положению № 13). В принципе, это допустимо. При этом можно купить книжку с такими квитанциями или распечатать их самостоятельно. А вот регистрировать РК с расчетными квитанциями в органе ГФСУ в такой ситуации не нужно. Равно как и не нужно заводить/регистрировать КУРО;

товарный чек. Заметьте: в консультации из подкатегории 109.10 БЗ и письме ГНАУ от 27.04.2011 г. № 7966/6/23-7015/515 сказано, что форма товарного чека в настоящее время не установлена, в связи с чем его можно составлять в произвольной форме. Однако в то же время налоговики настаивают на том, чтобы в таких чеках была надпись «Товарний чек» и по содержанию они соответствовали требованиям п. 2 разд. II Положения № 13, предусмотренным для фискальных кассовых чеков, за исключением отражения в них фискального номера РРО и надписи «Фіскальний чек».

По нашему мнению, данное требование налоговиков является некорректным. Если предприниматель имеет право не использовать РРО, то с чего бы ему в товарном чеке соблюдать требования, предъявляемые к кассовому чеку? Но если не хотите вступать с фискалами в спор, прислушайтесь к их мнению.

Оформление расходных кассовых операций. Составлять РКО, как вы уже знаете, предприниматели не обязаны. Вместе с тем предприниматель (его кассир) может (но не обязан) выдать денежные средства по ведомости на выплату наличности. Ее форма приведена в приложении 1 к Положению № 148.

Кроме того, для передачи наличности можно использовать закупочные акты и другие документы, составленные в произвольной форме. В частности, подтверждением выдачи наличности может служить расписка получателя.

Мы привели для вас возможные варианты оформления наличных расчетов предпринимателями. Вы можете выбрать любой из них. Если же вы сомневаетесь в своем выборе, для перестраховки можете получить для себя индивидуальную налоговую консультацию по этому вопросу.

Также помните: какой бы вариант оформления кассовых операций вы ни выбрали, для придания документу статуса первичного он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения № 88. А именно: название документа и дату его составления, Ф. И. О. предпринимателя, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения, должности лиц, ответственных за осуществление операции, подписи лиц, принимавших участие в ее осуществлении.

9.3. Оприходование наличности

Вся наличность, поступающая в кассы, должна своевременно (в день поступления) и в полной сумме оприходоваться (п. 11 Положения № 148). Причем это правило справедливо и в отношении ФЛП.

Как предприниматели оприходуют наличность

Согласно абзацу пятому п. 11 Положения № 148 все ФЛП: и те, у кого есть РРО, и те, у кого его нет, делают это одинаково — записывают поступившую наличность в книгу учета доходов (книгу учета доходов и расходов) «в порядке, определенном НКУ».

Обратите внимание: в обновленной с 15 февраля 2019 года редакции п. 11 Положения № 148 больше не упоминается товарный чек (квитанция) как основание для отражения наличных денежных средств в соответствующей книге учета доходов (книге учета доходов и расходов)*.

* Такое требование просуществовало в Положении № 148 с 01.06.2018 г. по 14.02.2019 г.

И это сняло проблему, возникшую после появления письма ГФСУ от 20.07.2018 г. № 24188/6/99-99-14-05-01-15 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 81, с. 4). Напомним: в нем фискалы заявили, что ФЛП — плательщики единого налога, которые не обязаны применять РРО и РК, для оприходования наличности должны выписывать документы (чек/накладную и т. п.) на каждый продаваемый товар (услугу) независимо от того, требует ли такие документы покупатель.

В обоснование своих требований фискалы приводили тогдашнюю редакцию п. 11 Положения № 148, согласно которой с 1 июня 2018 года оприходованием для ФЛП-«безРРОшников» была запись в книгах учета на основании товарных чеков (квитанций).

Именно эта конкретизация — «на основании...» — и стала тогда решающей для фискалов. Теперь для таких нападок основания отсутствуют. И ФЛП могут работать спокойно, выписывая товарный чек (квитанцию) лишь по требованию покупателя.

Обратите внимание: предприниматели, применяющие РРО, на сегодняшний день не обязаны делать в КУРО ежедневные записи о движении наличности и суммах расчетов*, а также подклеивать в нее распечатанные Z-отчеты. Оприходование наличности у них осуществляется по общим правилам — в книгах учета доходов (доходов и расходов).

* Напомним: КУРО на РРО нужно заполнять (если предприниматель не отказался от ее использования) только в случае выхода РРО из строя или отключения электроэнергии. Подробно о заполнении КУРО см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 23, с. 71.

А вот для тех, кто работает без РРО, но обязан применять КУРО с РК**, существует нюанс. Напомним: согласно абзацу четвертому п. 11 Положения № 148 оприходованием наличности в кассах субъектов хозяйствования, осуществляющих расчеты без РРО с применением КУРО и РК, является внесение данных расчетных квитанций в КУРО.

** О субъектах хозяйствования, которые вместо РРО имеют право применять КУРО с РК, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 23, с. 11.

То есть, с одной стороны, для ФЛП вроде бы выписали свои специальные правила (абзац пятый п. 11). С другой — особенности оприходования для тех, кто «без РРО, но с КУРО и РК» (абзац четвертый п. 11), касаются всех субъектов хозяйствования, в том числе и ФЛП (п. 1 Положения № 148).

В результате, чтобы у таких ФЛП не возникло проблем с оприходованием, рекомендуем выполнить оба условия:

— своевременно внести данные расчетных квитанций в КУРО;

— наличные в полной сумме в день их поступления отразить в книге учета доходов (книге учета доходов и расходов).

В абзаце первом п. 11 Положения № 148 сказано, что наличность, поступающая в кассы, оприходуется в день ее получения в полной сумме.

При этом предприятиям предписывается утвердить внутренним документом Порядок оприходования наличных в своей кассе (п. 12 Положения № 148). По предпринимателям подобного требования нет. Равно как и нет других специальных норм по оприходованию.

Поэтому считаем, что

при заполнении «предпринимательских» книг нужно ориентироваться на порядки их ведения

Для общесистемщиков это Порядок № 481. В п. 5 этого документа прямо указано, что записи в книге учета доходов и расходов общесистемщики выполняют по итогам рабочего дня, в течение которого получен доход.

Аналогичные нормы содержат порядки заполнения книг учета доходов (доходов и расходов) для единоналожников, утвержденные приказом № 579, а также п.п. 296.1.1 НКУ.

То есть полученный доход (в наличной и/или безналичной форме) ФЛП указывают в соответствующей книге учета в конце рабочего дня. В течение дня ничего записывать не требуется.

При этом учтите: сумму полученных за день средств в наличной форме единоналожники приводят отдельно (отдельной строкой) от «безналичных» доходов (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 26, с. 22). А вот для общесистемщиков Порядок № 481 таких требований не выдвигает.

Еще один важный момент связан с отражением в книгах учета сумм, которые не включаются в доход предпринимателей (например, средства, полученные ФЛП-экспедитором от заказчика для оплаты услуг перевозчиков, турсбор, НДС — для его плательщиков и т. п.).

Поскольку оприходоваться должна вся сумма полученной наличности (абзац первый п. 11 Положения № 148), настоятельно рекомендуем вписывать в книги учета и ту «транзитную» наличность, которая не является доходом ФЛП. Ведь неоприходование, неполное или несвоевременное оприходование наличных чреваты штрафами. Какими — вы можете узнать в разделе 11 «Ответственность в сфере наличного обращения».

выводы

  • На ФЛП не распространяется требование об установлении лимита кассы и соблюдении сроков сдачи наличности в банк.
  • При наличных расчетах с предприятиями и предпринимателями ФЛП должны соблюдать ограничение в 10 тыс. грн., а при расчетах с физлицами — в 50 тыс. грн. в день по одному или нескольким платежным документам.
  • Предприниматели кассовую книгу не ведут.
  • Для оприходования сумму полученной предпринимателем наличности необходимо обязательно отразить в книге учета доходов (книге учета доходов и расходов).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше