Темы статей
Выбрать темы

Угощение с градусом, или Наливаем алкоголь клиентам

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
В наше время офисный этикет обычно включает в себя не только базовое гостеприимство, но и угощение гостей. Чай, кофе, вода, конфеты — самые распространенные офисные угощения. А можно ли предлагать клиентам/партнерам/посетителям алкоголь? Как учесть такие расходы и каковы налоговые последствия? Об этом и поговорим.

Нужна ли лицензия?

Продажа алкогольных напитков на разлив для потребления на месте разрешается только субъектам хозяйствования общественного питания и специализированным отделам, имеющим статус субъектов хозяйствования общественного питания, субъектов хозяйствования с универсальным ассортиментом товаров (ст. 153 Закона № 481*) при наличии у них лицензии на розничную торговлю алкоголем.

* Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Но осуществляет ли субъект хозяйствования розничную торговлю алкоголем, просто угощая им своих гостей?

Согласно ст. 1 Закона № 481 розничной торговлей является деятельность по продаже товаров гражданам/другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов. То есть розничная торговля подразумевает, во-первых, деятельность по продаже товара, во-вторых, расчет за этот товар покупателем.

То же следует и из норм ГКУ. Согласно ч. 1 ст. 698 ГКУ розничная купля-продажа происходит, когда:

1) продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров, обязуется передать товар;

2) покупатель обязуется принять и оплатить его (ч. 1 ст. 698 ГКУ).

Очевидно, что при угощении гостей алкоголем нет ни предпринимательской деятельности по его продаже, ни обязательства угостившихся осуществить оплату. Поэтому никакой продажи тут нет. А значит, ни общепитовский статус, ни лицензия субъекту хозяйствования не нужны.

Налоговики тоже считают (см. БЗ 115.03), что при проведении корпоративных мероприятий, когда алкоголь приобретают для сотрудников и/или партнеров, речь идет о собственном потреблении алкогольной продукции, а не о ее реализации. И подтверждают: лицензия в таком случае не нужна.

А вот если алкоголь партнерам не наливают, а дарят (например, в ходе проведения рекламных акций, презентаций), то без лицензии на розничную торговлю, по мнению фискалов, уже не обойтись (см. БЗ 116.02). За ее отсутствие в таком случае могут быть применены финансовые санкции в виде штрафа в размере 200 % стоимости полученной партии товара, но не менее 17000 грн. (ст. 17 Закона № 481). Кроме того, особо рьяные контролеры еще могут по той же статье оштрафовать «за реализацию алкоголя по ценам ниже минимальных» (на 100 % их стоимости, но не менее 10000 грн.) (о таких последствиях мы предупреждали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 99, с. 12).

Хотя, на наш взгляд, ни при угощении гостей алкоголем, ни при бесплатной его передаче (дарении) розничной купли-продажи не происходит. Поэтому лицензия для таких случаев не нужна (подробнее о бесплатной передаче алкоголя см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 8, с. 27).

Определяем характер расходов

Расходы на различные угощения (в том числе и алкоголем) клиентов/партнеров направлены на повышение имиджа компании и укрепление деловых связей. Такие расходы носят представительский характер.

Для хозрасчетных предприятий состав представительских расходов на законодательном уровне не ограничен

А вот бюджетники в этом вопросе ориентируются на Нормы № 1026**.

** Утверждены приказом Минфина от 14.09.2010 г. № 1026.

В них сказано, что представительские расходы — это расходы бюджетных учреждений на прием и обслуживание иностранных представителей и делегаций, которые прибыли по приглашению для проведения переговоров с целью осуществления международных связей, установки и поддержания взаимовыгодного сотрудничества. К представительским расходам относят, в частности расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда, ужина) представителей, а также расходы на буфетное обслуживание во время переговоров (п. 2 Норм № 1026).

Как видите, согласно Нормам № 1026 к представительским относят только расходы на угощение (в том числе и алкоголем — в этом нет ограничений даже для бюджетников) иностранных представителей, прибывших по приглашению для проведения переговоров. Однако такая узкая трактовка из Норм № 1026 обязательна только для бюджетников***. Хозрасчетникам же абсолютно не важны ни иностранный статус партнеров****, ни наличие приглашения, ни переговорная цель прибытия. То есть

*** То, что обычные предприятия не обязаны руководствоваться «бюджетными» Нормами № 1026, в свое время подтверждали и налоговики (см. письмо ГНСУ от 22.11.2012 г. № 5743/0/61-12/15-1415).

**** О том, что расходы на прием украинских делегаций тоже носят представительский характер, налоговики говорили еще в письме Миндоходов от 25.10.2013 г. № 14054/6/99-99-19-03-02-15.

хозрасчетное предприятие вполне может отнести к представительским расходы на угощение незнакомого украинца, заглянувшего в магазин в ознакомительных целях

Главное, чтобы такие расходы были соответствующим образом документально оформлены.

Как оформить?

Представительские расходы нередко вызывают повышенный интерес у налоговиков. Поэтому к их документальному оформлению лучше подойти серьезно. Причем тут важно не просто подтвердить факт осуществления расходов, но и обосновать (в НДС-целях) их связь с хоздеятельностью предприятия.

Прежде всего составьте Положение о представительских расходах. В нем систематизируйте информацию о порядке проведения и финансирования представительских мероприятий: опишите цели их проведения на предприятии, перечислите виды расходов, которые могут быть отнесены в состав представительских, и лиц, ответственных за подготовку и проведение таких мероприятий, регламентируйте документооборот при осуществлении представительских расходов и т. д. Утвердите Положение приказом руководителя предприятия.

Кроме того, придется оформить следующие подтверждающие документы (они перечислены в письме Миндоходов от 25.10.2013 г. № 14054/6/99-99-19-03-02-15 и в письме ГНСУ от 22.11.2012 г. № 5743/0/61-12/15-1415):

1) официальные приглашения отечественных (иностранных) представителей (делегаций) и их ответы на приглашения. Оформляют приглашения в произвольной форме. Хотя таких приглашений/ответов может и не быть. Например, в случае, если по условиям представительского мероприятия получить угощение может любой посетитель магазина, то никаких персонифицированных приглашений, так же, как и ответов на них, конечно же, быть не может;

2) приказ о проведении представительского мероприятия. В приказе определяют круг лиц, которые примут участие в организации и проведении мероприятия со стороны предприятия. Кроме того, в нем указывают:

дату и место проведения мероприятия;

цель мероприятия, подтверждающую его представительский характер;

количество приглашенных лиц (если оно определено);

сроки выполнения работ по организации мероприятия;

— плановый бюджет мероприятия;

— перечень ТМЦ, которые предполагается использовать/бесплатно раздать в качестве подарков гостям, и демонстрационных материалов при проведении презентации продукции;

3) программа проведения мероприятия. Ее утверждает руководитель и в ней оговаривают:

— место и дату проведения мероприятия;

— календарный план мероприятий с указанием времени их проведения (переговоры, выступления, демонстрация образцов продукции, посещение культурно-зрелищных мероприятий и т. п.);

— список приглашенных лиц (если они персонифицированы);

— список представителей принимающей стороны;

4) смета расходов на проведение мероприятия. Здесь перечисляют затраты на все мероприятия, предусмотренные программой, а также все сопутствующие расходы (на транспортное и буфетное обслуживание, оплату услуг переводчика, стоимость цветов и памятных сувениров и т. п.). Смету утверждает руководитель предприятия;

5) отчет о проведенном мероприятии. Его оформляют после завершения мероприятия ответственные за него работники. В нем описывают результаты, достигнутые в ходе переговоров (например, потенциальные покупатели/заказчики/поставщики ознакомлены с деятельностью предприятия, подписаны договоры о поставке (продаже) продукции/товаров/услуг и т. п.);

6) отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет. Отчет оформляют по форме, утвержденной приказом Минфина от 28.09.2015 г. № 841. К нему прилагают все первичные документы, подтверждающие факт расходования наличных средств (средств с КПК) и их целевое использование (накладные, кассовые чеки, квитанции, закупочные акты, счета и т. п.);

7) другие первичные документы, подтверждающие связь затрат с хоздеятельностью предприятия. Такими документами являются: договоры, накладные, акты выполненных работ (предоставленных услуг), платежные поручения, квитанции, чеки, билеты, счета и др.

Вся первичка должна соответствовать критериям первичного документа и содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV (ср. ).

Бухгалтерский учет

Бухучет представительских расходов зависит от цели проведения представительского мероприятия, т. е. от того, какую окраску вы придали ему при оформлении подтверждающих документов:

— если целью мероприятия является увеличение сбыта продукции, т. е. мероприятие носило рекламный характер, тогда расходы на прием делегаций и потенциальных деловых партнеров следует учитывать как расходы на рекламу в составе расходов на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16 «Расходы»). То есть такие расходы попадают в Дт 93 «Расходы на сбыт»;

— если речь идет о мероприятии, целью которого был не сбыт продукции, а, например, установление договорных отношений с поставщиком, то затраты на его проведение, наряду с другими корпоративными затратами, включают в состав административных расходов (п. 18 П(С)БУ 16). В этом случае нужно применять счет 92 «Административные расходы».

В обоих случаях затраты на представительские мероприятия включают в состав расходов в периоде их осуществления. Если речь идет о представительских расходах, понесенных в командировке, то такие затраты отражают в учете в том отчетном периоде, на который приходится дата утверждения авансового отчета.

Налог на прибыль

В налоговоприбыльном учете представительские расходы отражают по бухучетным правилам. Никаких ограничений на этот счет НКУ не устанавливает. Более того, для налоговоприбыльного учета не имеет значения даже связь таких расходов с хоздеятельностью предприятия.

Если угощает предприниматель

Как и предприятие, любой предприниматель (независимо от того, какую деятельность он осуществляет) вправе нести представительские расходы.

Можно ли уменьшить объект налогообложения ФЛП-общесистемщика на стоимость разлитого гостям алкоголя?

Объектом налогообложения предпринимателя на общей системе налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, т. е. разница между общим налогооблагаемым доходом и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью ФЛП (п. 177.2 НКУ). Никаких ограничений относительно расходов на алкоголь и/или других представительских расходов ст. 177 НКУ не содержит. Поэтому, на наш взгляд, если алкогольные расходы связаны с хоздеятельностью и подтверждены документами, то их вполне можно учесть при определении объекта налогообложения предпринимателя-общесистемщика.

Предпринимателю-единщику (неНДСнику) светить такие расходы в учете незачем. На объект обложения единым налогом они никакого влияния не окажут. Зато при этом существует вероятность возникновения налогооблагаемого дохода у угостившегося лица (подробнее об этом см. ниже).

НДС

При приобретении любых товаров/услуг для проведения представительского мероприятия (в том числе и алкоголя) сумму входного НДС относят в состав налогового кредита (НК) отчетного периода на основании п. 198.1 НКУ. Понятно, что сделать это можно только при наличии правильно оформленных и зарегистрированных налоговых накладных (НН) или других документов, дающих право на НК без НН.

Поскольку представительские мероприятия проводят в рамках хоздеятельности, то и потребленный на них алкоголь будет использован в хоздеятельности субъекта хозяйствования. Поэтому компенсирующие НО согласно п. 198.5 НКУ на стоимость использованного алкоголя начислять не придется. Конечно, только в случае, если хознаправленность алкорасходов документально подтверждена.

НДФЛ и военный сбор

Поскольку угощаются алкоголем гости субъекта хозяйствования — физлица, возникает вопрос о возникновении у таких лиц налогооблагаемого дохода. Нужно ли удерживать НДФЛ и военный сбор (ВС) со стоимости потребленного физлицом спиртного?

Тут все зависит от возможности персонифицировать такие доходы, т. е. определить получателя дохода и исчислить полученную им сумму дохода.

Если алкоголь наливают всем посетителям, круг которых четко не определен, то возможность персонификации отсутствует (нет субъекта налогообложения — плательщика налога). А потому и вопрос с НДФЛ (а вместе с ним и ВС) не встает. Не претендуют на налог (взнос) в подобных случаях и налоговики (см. 103.23 БЗ).

Но даже если перечень угощаемых лиц четко определен, то говорить о возникновении у них налогооблагаемого дохода на сумму потребленного алкоголя, на наш взгляд, еще рановато: нужно определить еще и количество напитка, потребленного каждым гостем. Если учет выпитого каждым не велся (нет объекта налогообложения), то и НДФЛ (ВС) удерживать не с чего.

Вместе с тем на сегодняшний день складывается очень нехорошая налоговая практика. В своих разъяснениях по подобным ситуациям фискалы настаивают на том, что отсутствие возможности определить объект налогообложения (сумму полученного дохода конкретным лицом) не может служить основанием для освобождения от налогообложения (см., например, письмо ГФСУ от 09.09.2019 г. № 87/6/99-00-04-07-03-15/ІПК). И то, что такой подход противоречит сути НДФЛ (ВС), их не останавливает. Позиция сформирована. А значит, практиковать безНДФЛьные (безВСные) персонифицированные алкогольные угощения клиентов стоит тогда, когда вы готовы схлестнуться с налоговиками. Тем более что прямой нормы, которая бы освобождала подобные «алкодоходы» от налогообложения НДФЛ, в НКУ нет.

ЕСВ

Неперсонифицированные представительские расходы, а также персонифицированные доходы неработников предприятия не включаются в фонд оплаты труда, а значит, не попадают в базу начисления ЕСВ. Как следствие, ЕСВ на эти суммы не начисляют. В свое время об этом говорил и ПФУ в письме от 15.06.2012 г. № 13862/03-20.

выводы

  • Угощая гостей алкоголем, субъект хозяйствования не осуществляет розничную торговлю. Поэтому лицензия для проведения таких операций не нужна.
  • Состав представительских расходов (к которым относятся и расходы на угощение алкоголем) для хозрасчетных предприятий на законодательном уровне не ограничен.
  • Субъекту хозяйствования важно документально подтвердить не только факт понесения алкорасходов, но и в НДС-целях — связь таких расходов с хоздеятельностью.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше