Темы статей
Выбрать темы

Налоговый автоколлаж

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Автотема всегда была в народе популярной. Недавно у нас даже был автоспецвыпуск («Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 76). Но в нем, понятно, не охватить весь спектр автовопросов, да и практика регулярно подбрасывает новые. Давайте сегодня вместе рассмотрим некоторые из них.

Автоцены от Минэкономики

Фирма хочет продать автомобиль. Балансовая стоимость — 945000 грн. На сайте Минэкономики эта модель оценена в 1157000 грн. На сайте Минэкономики стоимость авто с НДС или без (т. е. нужно ли еще на нее накрутить 20 %)?

Вначале отметим, что среднерыночная стоимость автомобилей на сайте Минэкономики1 приведена для двух видов налоговых ситуаций:

1 me.gov.ua/Vehicles/CalculatePrice?lang=uk-UA&calculationMode=2

(1) для целей обложения НДФЛ операций по продаже или обмену объектов движимого имущества — в соответствии с п. 173.1 НКУ и

(2) для целей обложения транспортным налогом — в соответствии с п. 267.2 НКУ.

Отметим, что в первой ситуации расчет цены имеет значение только для физлиц (продавцов авто).

Расчет среднерыночной стоимости конкретной модели авто в случае 1 производится в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 10.04.2013 г. № 403. В случае 2 расчет делается согласно Методике, утвержденной постановлением КМУ от 18.02.2016 г. № 66.

Исходя из содержания этих нормативов в обоих случаях расчетная стоимость автомобиля получается рыночной, т. е. стоимостью, по которой эти автомобили реализуются на рынке. А значит,

речь идет о полной стоимости реализации, т. е. с учетом НДС и прочая

Это косвенно следует и из целей, для которых этот расчет производится (налогообложение). И в первом (НДФЛ), и во втором (транспортный налог) случае необходима именно полная стоимость (с учетом НДС).

Да и согласно как первому (Порядку), так и второму (Методике) нормативу алгоритмы расчетов пляшут от стоимости нового авто, которую предписано брать из прайс-листов дилеров или производителей, а они все — плательщики НДС.

Алгоритмы расчета по Порядку и Методике немного различаются, как и конечный результат — расчетная рыночная стоимость на выходе.

Но если вы полезли на сайт Минэкономики для целей обложения НДС, то вам не нужно пользоваться этими расчетными данными. Ведь п. 188.1 НКУ минбазой обложения НДС2 операций по поставке необактивов называет остаточную стоимость объекта (в данном случае — авто) в бухучете на начало месяца, в котором произошла поставка.

2 Когда она больше договорной стоимости.

Возможно, у вас покупатель авто — физлицо и вас волнует вопрос НДФЛ в части обложения соответствующей разницы (скидки с обычной цены) как дополнительного блага в соответствии с п.п «е» п.п. 164.2.17 НКУ. Но здесь (если вам это не выгодно) вы тоже можете не использовать расчетные данные с сайта Минэкономики — ведь они критичны исключительно для целей применения п. 173.1 НКУ (т. е. когда авто продается физлицом, а не физлицу). А когда речь идет о скидке с обычной цены, лучше собрать подтверждения, что обычные цены на такой автомобиль меньше или равны цене, по которой вы его реализуете. Ведь на цену конкретного авто может влиять целый ряд факторов — отсутствие каких-то деталей/узлов, требующие ремонта результаты аварий, коррозия и прочая-прочая…

Продажа авто — в ф. № 20-ОПП

Как заполнить графы формы № 20-ОПП (с 5-й по 12-ю) при продаже юрлицом автомобиля физлицу в другой населенный пункт?

Вопросы заполнения ф. № 20-ОПП для подобных случаев четко не урегулированы, поэтому излагаем свое видение с учетом информации в БЗ 119.11.

В графу 2 «Код ознаки надання інформації» вносится значение «3» («зміна відомостей про об’єкт оподаткування»).

В графе 3 «Тип об’єкта оподаткування» указывается тип объекта налогообложения по рекомендованному фискалами Справочнику типов объектов налогообложения3 — «20» («Автомобиль»).

3 tax.gov.ua/dovidniki—reestri—perelik/dovidniki-/127294.html

Графа 4 не заполняется (если только автомобиль не учитывался у вас с индивидуальным наименованием, например: «Гроза дорог» «Авто(ра)ритет» или др. ☺).

В графу 5 «Ідентифікатор об’єкта оподаткування» вносится числовое значение, состоящее из кода типа объекта налогообложения и внутреннего 5-значного идентификатора, принятого самим лицом. Например, для автомобиля идентификатор может быть 2000007, где 20 («Автомобиль») — это код типа объекта по справочнику фискалов, а 00007 — внутренний идентификатор авто, принятый вами.

В графах 6 и 74 «Адміністративна одиниця відповідно до КОАТУУ, де знаходиться об’єкт оподаткування» указывайте прежние данные. То есть сюда заносите данные об административной единице, где автомобиль был зарегистрирован до момента продажи физлицу, когда он еще находился в собственности юрлица, которое подает 20-ОПП.

4 Думаем, эти графы в данном случае можно было бы вообще не заполнять, но здесь мы пошли по аналогии с БЗ 119.11 о заполнении 20-ОПП при закрытии объекта налогообложения…

В графе 8 «Місцезнаходження об’єкта оподаткування (вулиця, номер будинку/офіса/квартири)» заносите свои прежние данные о местонахождении авто. Это будет адрес места регистрации автомобиля плательщиком (юрлицом). То есть адрес, по которому приобретенный автомобиль зарегистрирует физлицо, здесь указывать не нужно.

В графе 9 «Стан об’єкта оподаткування» указываете «6» («об’єкт відчужений/повернутий власнику»).

В графе 10 «Вид права на об’єкт оподаткування» указываете «1» («право власності»).

Графу 11 не заполняете.

В графе 12 «Реєстраційний номер об’єкта оподаткування (зазначити у разі наявності)»

указываете номер кузова транспортного средства — для легкового автомобиля; номер шасси транспортного средства — для грузового автомобиля и прицепа

Срок представления таких сведений нормативноне установлен. Однако фискалы считают (БЗ 119.11), что форма № 20-ОПП с подобными изменениями информации об объекте налогообложения должна подаваться по общему правилу — в течение 10 рабочих дней от даты совершения операции (в данном случае — продажи авто).

Горючее в баке при продаже авто

При продаже авто в баке осталось горючее. Как его списать и оформить продажу? Нужно ли регистрироваться плательщиком акциза, что с акцизными накладными (АН)?

Плательщиком горючего акциза согласно п.п. 212.1.15 НКУ является лицо, реализующее горючее. В свою очередь, обновленный термин «реализация горючего», определенный в п.п. 14.1.212 НКУ, хотя и включает в себя операции по физической передаче горючего (как с переходом на него права собственности, так и без такового), однако такая передача должна производиться лицом («передавальщиком» ☺) с акцизного склада или с акцизного склада передвижного.

В то же время не может считаться передвижным акцизным складом автомобиль по той причине, что в его баке находится горючее. Горючее, попав в бак автомобиля, заканчивает свой путь в СЭАРГ5 ((см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 74, с. 11). С тем фактом, что бак транспортного средства (в том числе автомобиля) не превращает его в передвижной акцизный склад, согласны и фискалы — см. письмо ГФСУ от 09.08.2019 г. № 3746/6/99-99-12-02-02-15/ІПК.

5 Система электронного администрирования реализации горючего.

Поэтому считаем, что

передача при реализации автомобиля горючего в баке вместе с этим авто покупателю не может считаться реализацией горючего

И регистрироваться плательщиком горючего акциза, и что-то делать с АН вам определенно не нужно!

Даже если бы автомобиль с горючим в баке и считался передвижным акцизным складом, то при его продаже все равно бы не было физической передачи горючего с передвижного акцизного склада (так как горючее там же и остается и физически с этого же «склада» не передается).

Да и было бы абсурдным в таком случае говорить о реализации горючего, ведь, помимо горючего в баке, в автомобиле содержится еще ряд масел, смазок и тому подобных субстанций, которые по своим кодам УТК ВЭД вполне могут попадать в перечень подакцизного горючего, перечисленного в п.п. 215.3.4 НКУ. Поэтому, даже передавая авто с пустым баком, какой-нибудь фискал-затейник мог бы попытаться уличить вас в «реализации» иного вида горючего, к которому прилагается автомобиль ☺. Кстати, прежнее (действовавшее до 1 июля) определение термина «реализация горючего» давало им формальный повод такое утверждать (см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 91 с. 23)…

Что касается списания горючего, которое числится на отдельном субсчете, то мы бы при списании авто под реализацию отнесли его стоимость в состав расходов на сбыт (в Дт счета 93), при этом не важно — вы торгуете авто как товаром или реализуете его как необоротный актив, предназначенный для продажи (бывшее ОС).

Аренда и ссуда без нотариального заверения

Договор аренды автомобиля между предприятием и физлицом не был заверен нотариально. Какие в связи с этим могут быть налоговые последствия? А если был не заверен договор ссуды автомобиля, заключенный с физлицом?

Аренда. Напомним, что договор аренды авто с обычным физлицом должен быть составлен в письменной форме и обязательно нотариально удостоверен (ст. 799 ГКУ). В то же время, если физлицо-арендодатель (или арендатор6) зарегистрировано как ФЛП и договор аренды авто заключен от имени ФЛП, то нотариальное удостоверение такого договора не требуется. Это следует из ч. 2 самой ст. 799 ГКУ, а также неоднократно подтверждено судами (см. постановление ВХСУ от 02.08.2017 г. № 911/2761/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/68108519, определение ВАСУ от 04.04.2017 г. по делу № К/800/26479/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/65967866, п. 2.11 постановления пленума ВХСУ от 29.05.2013 г. № 12). Такой подход поддерживает и ВС — косвенное подтверждение тому см. в постановлении ВС от 06.03.2019 г. по делу № 910/22473/17 (reyestr.court.gov.ua/Review/80685063). Поэтому, если ваш арендодатель зарегистрирован так же, как ФЛП, то

6 Имеется в виду: когда ФЛП арендует авто у другого СПД (но не у обычного физлица).

можно попытаться исправить ситуацию путем переоформления задним числом договора с ним как с ФЛП (если он на это согласится)

Либо вместо договора аренды сделать договор субаренды авто с другим лицом-ФЛП, который взял это авто у замдиректора по договору ссуды (о необязательности нотариального заверения договора ссуды авто см. ниже). Однако тут следует учитывать нюансы налогообложения ФЛП, да и, возможно, арендные платежи уже были засвечены в ф. № 1ДФ… Но, может быть, такая «прослойка» (например, в виде «арендодателя» — безНДСника группы 3 ЕН) кому-то пригодится не только чтобы обойти нотариуса, но и чтобы сэкономить на части налога с арендной платы (ведь ставка НДФЛ > ставки ЕН даже с учетом дохода от бесплатной ссуды).

Но даже если договор переоформить не удастся, есть шанс на то, что такая «незаверенная» аренда может сойти вам с рук. Напомним, что согласно ч. 1 ст. 220 ГКУ при несоблюдении сторонами требования закона о нотариальном удостоверении договора такой договор является ничтожным. Но в то же время ч. 2 этой статьи говорит: если стороны договорились по всем существенным условиям договора (есть письменные доказательства), и произошло выполнение договора, но одна из сторон уклонилась от его нотариального удостоверения, суд может признать такой договор действительным (подробности — в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 76, с. 72). В этом случае последующее нотариальное удостоверение договора не требуется. Видимо, на практике эта ч. 2 ст. 220 ГКУ и не дает налоговикам уверенно «махать фискальной саблей» в отношении таких договоров и сумм расходов по ним на «незаверенную» аренду авто.

Это косвенно подтверждается письмом ГФСУ от 23.01.2019 г. № 252/Ч/99-99-15-03-02-14/ІПК (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 16, с. 6) с ответом на вопрос о включении юрлицом в расходы стоимости аренды транспортных средств, начисленной арендодателю-ФЛП согласно нотариально не удостоверенному договору, и возможности включения юрлицом-арендатором в НК суммы НДС от такой аренды.

Налоговики, давая ответ на этот вопрос, ни слова не упомянули о том, что такой договор нотариально вообще удостоверяться не должен (видимо, потому, что они до сих пор придерживаются противоположной позиции7). Однако из содержания письма следует тот факт, что нотариально не удостоверенная аренда не влечет за собой налоговых последствий: авторы письма говорят, что НКУ не требует корректировки финрезультата на сумму расходов по аренде транспортных средств и что НН, составленная на такую аренду и зарегистрированная в ЕРНН, является для покупателя основанием для отражения НК…

7 Их главный «аргумент» — поскольку, мол, авто всегда регистрируется на обычное физлицо (которое и упомянуто в ст. 799 ГКУ), а не на ФЛП, то и договоры аренды с участием ФЛП тоже должны заверяться нотариально…

В общем, если вас за такую аренду фискалы попытаются «ужалить», защищайтесь упомянутой ч. 2 ст. 220 ГКУ: мол, по существенным условиям аренды договорились, и выполнение договора произошло, а вторая сторона, если понадобится, в суде непременно покажет, что уклонялась от нотариальной регистрации (чтобы судьи признали договор действительным).

Но если речь идет об очень больших суммах аренды, то, возможно,

стоит попытаться еще до проверки признать через суд такой договор действительным на основании ч. 2 ст. 220 ГКУ

И/или добейтесь для себя подобной ИНК…

А на будущее лучше заверяйте договор нотариально, а то экономия может вам выйти боком. Для справки: затраты на нотариальное удостоверение договора аренды транспортного средства складываются из 1 % госпошлины (частный нотариус обычно в таком же размере берет плату за нотариальные действия), которая рассчитывается от всей суммы арендных платежей по договору (но не более чем за 3 года) плюс плата за нотариальное оформление договора — обычно от 1000 грн. и выше

Ссуда. Что же касается нотариально не заверенного договора ссуды (бесплатного пользования авто), заключенного предприятием с обычным физическим лицом, то здесь все выглядит по-иному.

Хотя к договору ссуды применяется ряд тех же правил, что и к договору аренды, однако согласно специальной норме (ч. 4 ст. 828 ГКУ) договор ссуды наземных самоходных транспортных средств не подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

Тот факт, что к наземным самоходным транспортным средствам относятся и автомобили, сомнений вызывать не должен. И хотя именно такого (дословного) определения украинские нормативы не содержат, но это вытекает, например, из определения термина «наземные транспортные средства» в п. 1.5 Закона Украины от 01.07.2004 г. № 1961-IV или термина «транспортное средство» — в п. 1.10 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306 (ср. ).

Еще четче это подтверждает термин «автомобиль», приведенный в п.п. «b» ст. 1 Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)8, который определен как любое самоходное транспортное средство, обычно использующееся для автомобильных перевозок людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов.

8 Украина присоединилась к этому Соглашению 07.09.2005 г. А согласно ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено ВРУ, являются частью национального законодательства Украины.

На необязательность нотариального заверения договора ссуды автомобиля четко указывают и суды (см., например, определение Винницкого апелляционного админсуда от 07.04.2015 г. по делу № 822/59/15 // reyestr.court.gov.ua/Review/43566643 и определение ВАСУ от 28.04.2015 г. № К/800/19347/15 по этому же делу, где убедительность аргументов не вызывает никаких сомнений).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше