Темы статей
Выбрать темы

Аттестация рабочих мест

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Чтобы установить наличие или отсутствие на рабочих местах работников опасных и вредных производственных факторов, необходимо провести комплекс соответствующих исследований. Их осуществляют в рамках аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация). О ней мы и будем говорить в этом разделе спецвыпуска. В частности, вы узнаете о целях проведения аттестации, порядке ее осуществления и документальном оформлении ее результатов, а также об учете расходов на аттестацию.

3.1. Для чего нужна аттестация

Основная цель аттестации состоит в регулировании отношений между работодателем и работниками в сфере реализации прав на здоровые и безопасные условия труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях, а также на льготное пенсионное обеспечение (п. 2 Порядка № 442 и п. 1.1 Методрекомендаций № 41).

Однако проводить аттестацию обязаны не все работодатели. Так, согласно п. 1 Порядка № 442 и Методрекомендациям № 41 аттестацию проводят на предприятиях (независимо от формы собственности и хозяйствования), где технологический процесс, используемое оборудование, сырье и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работающих, а также на их потомков как в настоящее время, так и в будущем.

В частности, проводить аттестацию рабочих мест необходимо, если на предприятии есть работы, профессии (должности), указанные в:

Списке № 1 и Списке № 2 (в них перечислены работы, профессии (должности), занятость на которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях);

Списке № 1290-1 (устанавливает, кому предоставляются ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда);

Перечне № 163 (определяет производства, цеха, профессии (должности) с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели);

Перечне № 576 (приводит перечень работ с тяжелыми, вредными и особо вредными условиями труда в строительстве, на которых устанавливается повышенная оплата труда).

В ходе проведения аттестации определяют условия труда и осуществляют их оценку

При этом учитывается влияние на работников всех факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных Гигиенической классификацией, совокупных факторов технического и организационного уровня условий труда, степени риска повреждения здоровья.

Осуществляя аттестацию, необходимо (п. 6 Порядка № 442):

1) установить факторы и причины возникновения неблагоприятных условий труда;

2) провести санитарно-гигиеническое исследование факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса на рабочем месте;

3) провести комплексную оценку факторов производственной среды и характера труда на соответствие их характеристик стандартам безопасности труда, строительным и санитарным нормам и правилам;

4) установить степень вредности и опасности труда и его характер по Гигиенической классификации;

5) обосновать отнесение рабочего места к категории с вредными (особо вредными), тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда;

6) определить (подтвердить) права работников на льготное пенсионное обеспечение, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, другие льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях;

7) составить перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей с льготным пенсионным обеспечением работников;

8) проанализировать реализацию технических и организационных мероприятий, направленных на оптимизацию уровня гигиены, характера и безопасности труда.

Результаты аттестации являются основанием для разработки мероприятий по улучшению условий труда и оздоровлению работников, а также для решения вопросов о предоставлении пенсий по возрасту на льготных условиях согласно Закону № 1788, других льгот и компенсаций за счет предприятий.

О трудовых и социальных льготах, на которые работник сможет претендовать по результатам аттестации, вы можете узнать из табл. 3.1.

Таблица 3.1. Льготы и компенсации, предоставляемые по результатам аттестации

Вид льготы или компенсации

В каких случаях предоставляется

Основание для льготы

Право на ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда*

По Списку № 1290-1

П. 1 ч. 1 ст. 76, ч. 5 ст. 80 КЗоТ, ст. 7, ч. 5 ст. 11 Закона об отпусках

Запрет на непредоставление отпуска полной продолжительности в течение рабочего года

* Больше о таком отпуске см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 31, с. 11.

Бесплатная выдача молока или равноценных ему пищевых продуктов

Согласно Перечню № 4430-87*

Ст. 166 КЗоТ,

ст. 7 Закона об охране труда

* Контролирующие органы подтверждают, что указанный документ в настоящее время не утратил силу (см. письма Минтруда от 29.06.2006 г. № 149/13/82-06, Госгорпромнадзора от 13.03.2015 г. № 1475/0/8-5/6/15 и Гоструда от 01.06.2016 г. № 667/4.3/4.1-зв-16).

Бесплатная выдача лечебно-профилактического питания

Согласно Перечню № 4/П-1

Ст. 166 КЗоТ,

ст. 7 Закона об охране труда

Бесплатное обеспечение газированной соленой водой

Перечень горячих цехов установлен постановлением Секретариата ВЦСПС от 11.06.34 г.

Ст. 167 КЗоТ, ст. 7 Закона об охране труда

Право на повышенную оплату труда

Перечень утверждает КМУ*

Ст. 100 КЗоТ, ч. 1 ст. 7 Закона об охране труда

* На сегодняшний день такой перечень существует только в отношении работ с тяжелыми, вредными и особо вредными условиями труда в строительстве (Перечень № 576). Для других же случаев контролирующие органы рекомендуют применять постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.86 г. № 387/22-78 (см. письма Минтруда от 24.12.2007 г. № 939/13/84-07 и Минсоцполитики от 18.11.2014 г. № 523/13/116-14). В соответствии с этим документом доплаты осуществляют на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными (особо тяжелыми и особо вредными) условиями труда.

Заметьте: конкретный размер «вредной» доплаты КЗоТ не установлен. Следовательно, в этих вопросах работодателям следует руководствоваться положениями коллективных договоров, действующих на предприятии, а также генеральных, отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений.

Право на обязательное проведение предварительных и периодических медосмотров за счет работодателя*

Перечни работ и производственных факторов приведены в приложениях 4 и 5 к Порядку № 246

Ст. 169 КЗоТ, ст. 17 Закона об охране труда

* Больше о медосмотрах работников см. в разделе 7.

Установление сокращенной продолжительности рабочего времени*

Согласно Перечню № 163

Ст. 51 КЗоТ

* Максимум — 36 часов в неделю. Подробно о сокращенной продолжительности рабочего времени см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 15, с. 41.

Бесплатное обеспечение спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ

Согласно утвержденным типовым (отраслевым) нормам*

Ст. 163 КЗоТ, ст. 8 Закона об охране труда

* См. табл. 4.2.

Пенсия по возрасту на льготных условиях

Согласно спискам № 1 и № 2

Ст. 13 Закона № 1788

В табл. 3.1 мы привели обязательные льготы и компенсации, предоставляемые по результатам аттестации. Вместе с тем работодатель может за свои средства дополнительно устанавливать в коллективном договоре (соглашении) или трудовом договоре льготы и компенсации, не предусмотренные законодательством.

По результатам аттестации в каждом конкретном случае определяют, относится ли работа на этом рабочем месте к категории вредной (тяжелой).

Результаты аттестации являются доказательствами необходимости осуществления расходов, связанных с ОТ: на лечебно-профилактическое питание, молоко или равноценные пищевые продукты, газированную соленую воду, спецодежду, спецобувь и другие СИЗ, моющие и обезвреживающие средства.

Критерии оценки условий труда можно найти в приложении 3 к Методрекомендациям № 41, а их определение производится в соответствии с Гигиенической классификацией, действующими стандартами, нормами и правилами по ОТ.

Помните, что за нарушение срока и порядка проведения аттестации предусмотрена ответственность. Какая? См. в разделе 9.

3.2. Порядок проведения аттестации

Согласно п. 4 Порядка № 442 и п. 1.5 Методрекомендаций № 41 аттестацию проводят в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет. Причем учтите, что

результаты аттестации являются действительными только в период, определенный в коллективном договоре (но не дольше 5 лет)

После окончания этого срока они не действуют. На это указывают, в частности, письмо Минсоцполитики от 20.06.2019 г. № 939/0/206-19 и постановление ВСУ от 25.04.2018 г. по делу № 804/2806/17*. В связи с этим дату и сроки проведения очередной аттестации необходимо устанавливать с таким расчетом, чтобы она закончилась до окончания срока действия предыдущей аттестации.

* См. по ссылке: reyestr.court.gov.ua/Review/73700405.

А распространяются ли результаты аттестации на период до ее проведения? На первый взгляд кажется логичным, что результаты аттестации не должны влиять на период до ее проведения. Однако если по результатам аттестации установлено, что рабочее место относится к категории с вредными или тяжелыми условиями труда, то можно допустить, что эти же условия были и до момента проведения аттестации. То есть рабочее место и раньше характеризовалось вредностью и опасностью труда (если условия труда существенно не изменялись).

В таком случае может ли работник, который работал в таких условиях до проведения аттестации, претендовать на льготы? Положительный вывод можно сделать из уже упомянутого нами выше письма Минсоцполитики от 20.06.2019 г. № 939/0/206-19 (ср. ). В нем данный вопрос рассмотрен через призму получения пенсии по возрасту на льготных условиях. Авторы письма намекнули на то, что если аттестация была проведена впервые и условия работы не изменялись, то после проведения аттестации весь период предыдущей работы на данном предприятии в производствах, указанных в списках № 1 и № 2, можно зачесть в стаж, который дает право на льготную пенсию.

Заметим: такой вывод Минсоцполитики сделало из буквального понимания п. 4.4 Порядка № 383. В нем указано: если аттестация была впервые проведена после 21.08.97 г., в случае подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях в льготный стаж засчитывается весь период работы до 21.08.92 г., 5-летний период работы на этом предприятии, который предшествует дате издания приказа, и период работы в течение последующих 5 лет. То есть ретроспективное действие результатов аттестации все-таки предусмотрено в законодательстве и с этим соглашается Минсоцполитики. Правда, это правило прописано только для назначения льготных пенсий.

Обратите внимание:

в случае существенного изменения условий и характера труда может быть проведена внеочередная аттестация (п. 4 Порядка № 442)

Ее могут инициировать работодатель, профсоюзный комитет, трудовой коллектив (его выборный орган) либо органы Гоструда.

Для проведения аттестации руководитель предприятия своим приказом (п. 2.1 Методрекомендаций № 41):

1) определяет основание и задачи аттестации;

2) утверждает состав, председателя и секретаря постоянно действующей аттестационной комиссии, определяет ее полномочия, а в случае необходимости — состав цеховых (структурных) аттестационных комиссий;

3) устанавливает сроки и графики проведения подготовительных работ в структурных подразделениях предприятия;

4) определяет взаимодействие с заинтересованными государственными органами и общественными организациями. Например, гигиенические исследования факторов производственной среды и трудового процесса проводят соответствующим образом аттестованные лаборатории (п. 7 Порядка № 442);

5) определяет проектные, научно-исследовательские учреждения для научно-технической оценки условий труда и участия в разработке мероприятий по устранению вредных производственных факторов.

Аттестацию проводит аттестационная комиссия. Как было сказано выше, ее состав и полномочия определяются приказом руководителя предприятия. При этом в обязательном порядке в ее состав должен входить представитель выборного органа первичной профсоюзной организации, а в случае отсутствия таковой — уполномоченное наемными работниками лицо. На это указывает абзац первый п. 4 Порядка № 442.

Кроме того, в эту комиссию рекомендуется включать главных специалистов, работников отдела кадров, труда и заработной платы, ОТ, органов здравоохранения предприятия, представителей общественных организаций (п. 2.2 Методрекомендаций № 41). Но рекомендуется — не значит обязаны. Поэтому комиссию вполне можно сформировать и из своих работников (без привлечения сторонних лиц).

К проведению аттестации также могут привлекаться проектные и научно-исследовательские организации, технические инспекции труда профсоюзов, территориальные органы Гоструда (п. 5 Порядка № 442).

В процессе проведения аттестации аттестационная комиссия (п. 2.3 Методрекомендаций № 41):

— осуществляет организационное, методическое руководство и контроль за проведением исполнителями соответствующей работы на всех этапах;

— формирует необходимую правовую и нормативно-справочную базу и организует ее изучение;

— определяет и привлекает в установленном порядке соответствующие организации к выполнению специальных работ;

— организует составление планов размещения оборудования в каждом подразделении с учетом его экспликации, определяет границу рабочих мест (рабочих зон) и присваивает им соответствующий номер;

— составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;

— сравнивает применяемый технологический процесс, оборудование, сырье и материалы, используемые на предприятии, с предусмотренными в проектах;

— определяет объем необходимых исследований вредных и опасных факторов производственной среды и организует эти исследования;

— прогнозирует и выявляет образование вредных и опасных факторов на рабочих местах;

— устанавливает на основании Единого тарифно-квалификационного справочника соответствие названия профессий и должностей работников, занятых на этих рабочих местах, характеру фактически выполняемых работ. В случае отклонений название профессии (должности) приводится в соответствие с фактически выполняемой работой (с учетом названия профессии (должности) согласно Классификатору профессий);

— составляет Карту условий труда на каждое учтенное рабочее место или группу аналогичных рабочих мест (подробнее о ней см. в подразделе 3.3 ниже);

— проводит аттестацию и по ее результатам составляет перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей с неблагоприятными условиями труда;

— уточняет действующие льготы и вносит предложения по установлению льгот и компенсаций в зависимости от условий труда, определяет расходы на эти цели;

— разрабатывает мероприятия по улучшению условий труда и оздоровлению работников;

— выполняет свои функции до назначения нового состава комиссии при следующей или внеочередной аттестации.

Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия

На это указывают абзац второй п. 4 Порядка № 442 и абзац второй п. 1.5 Методрекомендаций № 41.

К вопросу аттестации подойдите предельно серьезно. Ведь ее непроведение будет считаться нарушением законодательства о труде, за которое грозит ответственность (см. раздел 9).

3.3. Документальное оформление результатов

Результаты аттестации рабочих мест нужно обязательно задокументировать. Делают это при помощи Карты условий труда (далее — Карта). Ее форма приведена в приложении 2 к Методрекомендациям № 41.

При оформлении Карты следует руководствоваться Инструкцией по заполнению Карты условий труда при проведении аттестации рабочих мест от 30.11.92 г. № 06-41-48, разработанной Минтруда совместно с Минздравом. В ней, среди прочего, вы можете найти пример заполнения упомянутой Карты.

Подробно разберем, что нужно указать в каждом из разделов Карты.

В разделе I Карты «Гігієнічна оцінка умов праці» отражают результаты гигиенической оценки условий труда на рабочем месте. То есть здесь указывают оценку условий труда с учетом воздействия на работников всех факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных Гигиенической классификацией.

При проведении оценки следует исходить из того, что гигиеническая оценка условий труда дается по наиболее высокому классу и степени из числа фактически измеренных уровней этих факторов.

Если на рабочем месте отсутствуют вредные производственные факторы и факторы трудового процесса или они не превышают допустимых норм, то условия труда следует признать соответствующими гигиеническим требованиям.

В разделе II Карты «Оцінка технічного та організаційного рівня» указывают результаты оценки технического и организационного уровня рабочего места. Ее осуществляют по правилам, предусмотренным разд. 5 Методрекомендаций № 41.

Так, согласно п. 5.1 упомянутых Методрекомендаций оценку технического уровня рабочего места проводят путем анализа:

1) соответствия технологического процесса, зданий и сооружений проектам, оборудования нормативно-технической документации, а также характеру и объему выполненных работ, оптимальности технологических режимов;

2) технологической оснащенности рабочего места (наличия технологической оснастки и инструмента, контрольно-измерительных приборов и их технического состояния, обеспеченности рабочего места подъемно-транспортными средствами);

3) соответствия технологического процесса, оборудования, оснастки инструмента и средств контроля требованиям стандартов безопасности и нормам ОТ;

4) влияния технологического процесса, происходящего на других рабочих местах.

В свою очередь, при оценке организационного уровня рабочего места анализируют (п. 5.2 Методрекомендаций № 41):

1) рациональность планирования (соответствие площади рабочего места нормам технологического проектирования и рационального размещения оборудования и оснастки), а также соответствие его стандартам безопасности, санитарным нормам и правилам;

2) обеспеченность работников спецодеждой и спецобувью, средствами индивидуальной и коллективной защиты и их соответствие стандартам безопасности труда и установленным нормам;

3) организацию работы защитных сооружений, приспособлений, контрольных приборов.

На основании комплексной оценки рабочие места относят к одному из трех видов условий труда (раздел III Карты «Атестація робочого місця»):

— с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда;

— с вредными и тяжелыми условиями труда;

— с вредными условиями труда.

Для аттестации рабочего места с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, а также с вредными и тяжелыми условиями труда в расчет принимаются факторы, воздействующие на работника в процессе труда не менее 80 % рабочего времени. С вредными условиями труда оцениваются рабочие места при наличии вредных и опасных производственных факторов, продолжительность воздействия которых составляет менее 80 % рабочего времени. При этом для установления продолжительности воздействия на работника вредных производственных факторов аттестационная комиссия составляет фотографию рабочего дня (см. письмо Гоструда от 20.05.2016 г. № 5602/4/4.6-ДП-16).

В разделе IV Карты «Рекомендації щодо поліпшення умов праці, їх економічне обґрунтування» перечисляют разработанные по результатам аттестации неотложные меры по улучшению условий и безопасности труда, для разработки и внедрения которых не нужно привлекать сторонние организации и специалистов.

В разделе V Карты «Пільги і компенсації» указывают, на какие льготы и компенсации имеет право работник, занятый на аттестуемом рабочем месте. О возможных льготах и компенсациях мы говорили в табл. 3.1.

С результатами аттестации ознакомляют работников, занятых на аттестуемом рабочем месте

Карту подписывают председатель и члены комиссии.

По результатам аттестации необходимо составить перечни (п. 6.7 Методрекомендаций № 41):

— рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, работникам которых подтверждено право на льготы и компенсации, предусмотренные законодательством;

— рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, работникам которых предлагается установить льготы и компенсации за счет средств предприятия;

— рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, на которых необходимо осуществить первоочередные мероприятия по их улучшению.

Перечень рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, работникам которых подтверждено право на льготы и компенсации (в частности, на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством), подписывает председатель комиссии по согласованию с профсоюзным комитетом. Он утверждается приказом по предприятию и хранится в течение 50 лет. Извлечения из приказа прилагают к трудовым книжкам работников, профессии и должности которых внесены в перечень (п. 6.8 Методрекомендаций № 41, п. 9 Порядка № 442).

Материалы аттестации рабочих мест являются документами строгой отчетности и хранятся на предприятии в течение 50 лет.

3.4. Учет расходов на аттестацию рабочих мест

Как правило, проведение аттестации не обходится без определенных финансовых затрат. Безусловно, их нужно учесть. При этом учет «аттестационных» расходов особых сложностей не вызывает. Убедитесь в этом сами!

В бухгалтерском учете расходы на ОТ, в частности расходы на аттестацию, отражают с учетом требований П(С)БУ 16. Пункт 15.8 этого стандарта говорит, что

расходы на ОТ следует относить в состав общепроизводственных расходов предприятия

То есть в бухгалтерском учете производственных предприятий информацию о сумме расходов на проведение аттестации в периоде их осуществления отражают по дебету счета 91 «Общепроизводственные расходы».

Не вызывает трудностей и налоговый учет расходов на аттестацию рабочих мест. Как известно, на сегодняшний день объектом обложения налогом на прибыль является бухгалтерский финрезультат до налогообложения. При этом высокодоходники и малодоходники-добровольцы корректируют его на разницы, возникающие в соответствии с положениями НКУ (п.п. 134.1.1 упомянутого Кодекса). Напомним: высокодоходниками считают налогоплательщиков, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом непрямых налогов), определенный по правилам бухучета, за последний годовой отчетный (налоговый) период превышает 20 млн грн. Все прочие налогоплательщики являются малодоходниками.

Однако при проведении аттестации рабочих мест работников никаких налоговоприбыльных разниц, установленных разд. ІІІ НКУ, возникать не будет, а значит, никакие корректировки проводить не нужно.

Для большей ясности порядок учета расходов на проведение аттестации покажем на примере.

Пример 3.1. На предприятии с вредными условиями труда принято решение о проведении очередной аттестации рабочих мест по условиям труда. К проведению санитарно-гигиенических исследований факторов производственной среды и трудового процесса привлечена соответствующим образом аттестованная организация. Стоимость услуг по проведению этих исследований составила 25200 грн. (в том числе НДС 4200 грн.).

Как указанные расходы на проведение аттестации предприятие должно отразить в своем учете, покажем в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Учет расходов на аттестацию рабочих мест

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Произведена предоплата стоимости услуг, связанных с проведением аттестации

371

311

25200,00

2

Отражена сумма НДС (до регистрации налоговой накладной в ЕРНН)

644/1

644/НДС

4200,00

3

Отражен налоговый кредит по НДС (получена налоговая накладная, зарегистрированная в ЕРНН)

641/НДС

644/1

4200,00

4

Предоставлены услуги, связанные с проведением аттестации

91

685

21000,00

5

Списан отраженный ранее налоговый кредит по НДС

644/НДС

685

4200,00

6

Произведен зачет задолженностей

685

371

25200,00

выводы

  • Предприятия с потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работающих, проводят аттестацию рабочих мест.
  • По результатам аттестации в каждом конкретном случае определяют, относится работа на этом рабочем месте к категории вредной (тяжелой) или нет.
  • Аттестацию проводят в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет.
  • Аттестацию проводит аттестационная комиссия, состав и полномочия которой определяются приказом руководителя предприятия.
  • Результаты аттестации рабочих мест отражают в Карте условий труда.
  • В бухгалтерском учете производственных предприятий информацию о сумме расходов на проведение аттестации в периоде их осуществления отражают в составе общепроизводственных расходов по дебету счета 91.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше