Темы статей
Выбрать темы

Аптечка на предприятии

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Как бы хорошо ни была организована система ОТ на предприятии, недомогания работников и производственные травмы все равно случаются. В такой ситуации на помощь придет аптечка первой медицинской помощи. Сейчас поговорим об этом и расскажем, когда наличие аптечки обязательно, как ее наполнять и использовать, а также как отразить в учете приобретение аптечки и ее пополнение необходимыми лекарствами.

8.1. Когда наличие аптечки обязательно

Первое, что приходит в голову при упоминании об обязательном наличии аптечки, — это предприятия, имеющие автотранспорт. Согласно п.п. «є» п.п. 31.4.7 ПДД запрещена эксплуатация транспортных средств, в частности, при отсутствии медицинской аптечки с нанесенными на нее сведениями о типе транспортного средства, для которого она предназначена.

Аптечка, перечень медикаментов которой соответствует ДСТУ 3961-2000 для соответствующего типа транспортных средств, должна быть закреплена в месте, специально предназначенном для этого предприятием-производителем. Если же конструкцией автомобиля указанные места не предусмотрены, медицинская аптечка должна быть расположена в легкодоступном месте. Итак,

все обладатели автомобилей должны иметь в них медицинскую аптечку

Но ПДД — не единственный нормативный документ, который требует обязательного наличия аптечки. Работа на производственных предприятиях часто связана с некоторым риском не только для здоровья, но и для жизни работников. При этом риски варьируются в зависимости от характера выполняемых работ. В таких случаях обязательного наличия аптечки могут требовать отраслевые нормативно-правовые акты. Например, требования снабдить производственные помещения медицинскими аптечками можно найти в:

— Правилах охраны труда для работников производства солода, пива и безалкогольных напитков, утвержденных приказом Минсоцполитики от 18.04.2017 г. № 635;

— Правилах охраны труда для работников хлопкового производства, утвержденных приказом МЧС от 12.12.2012 г. № 1417;

— Правилах охраны труда при термической обработке металлов, утвержденных приказом Госгорпромнадзора от 18.12.2007 г. № 315;

— Правилах охраны труда для работников театров и концертных залов, утвержденных приказом Госгорпромнадзора от 25.12.2009 г. № 210;

— Правилах охраны труда для предприятий и организаций полиграфической промышленности, утвержденных приказом Госгорпромнадзора от 03.12.2007 г. № 287;

— Правилах охраны труда для нефтехимических предприятий, утвержденных приказом Госгорпромнадзора от 03.07.2008 г. № 156;

— Правилах охраны труда для предприятий трикотажной отрасли промышленности, утвержденных приказом Госгорпромнадзора от 22.11.2006 г. № 4;

— Правилах охраны труда для предприятий по производству кабельной продукции, утвержденных приказом Госгорпромнадзора от 18.12.2007 г. № 314, и т. д.

Это далеко не полный перечень нормативных документов, требующих от предприятий той или иной отрасли обзавестись аптечкой. Здесь важно помнить: в некоторых случаях обязательное наличие аптечки в цехе или на рабочем месте — прямое требование законодательства. Поэтому для того чтобы точно знать, относится ли ваше предприятие к тем, кто обязан иметь аптечку, изучите нормативные акты, регулирующие правила ОТ в вашей отрасли.

Заметим, что на крупных промышленных предприятиях с высоким риском травматизма работников одной аптечкой, как правило, не ограничиваются. Там создают медпункты для оказания медицинской помощи работникам. Работники медпунктов должны уметь оказывать первую медицинскую помощь потерпевшим. Они же следят за надлежащим снабжением структурных подразделений предприятия медицинскими аптечками.

8.2. Аптечка в офисе

Нужна ли аптечка в «простом» офисе торговой компании, банковского учреждения либо на другом предприятии, где нет очевидной угрозы травматизма?

Действующее законодательство в этом вопросе весьма немногословно. Согласно ст. 13 Закона об охране труда работодатель обязан создать на каждом рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в сфере ОТ. С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления ОТ, в частности принимает срочные меры для помощи потерпевшим. За нарушение этих требований работодатель несет ответственность.

Кроме того, при наступлении несчастного случая непосредственный руководитель работ (или другое уполномоченное лицо) обязан, в частности, срочно организовать предоставление первой домедицинской помощи потерпевшему, обеспечить в случае необходимости его направление в учреждение здравоохранения (п. 5 Порядка № 337).

Как видите, прямо об обязательном наличии аптечки в Законе об охране труда и в Порядке № 337 ничего не сказано. В то же время трудно принимать какие-то меры для помощи потерпевшим без хотя бы минимального набора необходимых средств. А несчастный случай может произойти не только в цехе промышленного предприятия, но и в уютном теплом офисе. Например, перелом вследствие падения на скользких ступеньках, удар током из-за неисправной розетки, ожог вследствие внезапного возгорания и т. д.

Поэтому делаем вывод: хотя действующее законодательство прямо и не требует заводить аптечку в «простых» офисах, без нее работодателю никак не выполнить возложенные на него требования Закона об охране труда. Исходя из этого считаем, что

аптечки в офисах торговых предприятий, банковских учреждений, страховых организаций и на предприятиях сферы услуг должны быть

Аналогичные выводы на этот счет в свое время делали и специалисты Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве (далее — ФСНС) в письме от 16.08.2005 г. № 261-05-3, а также Гоструда в письме от 18.11.2016 г. № 11506/1/4.4-ДП-16.

Обратите внимание! Вопросы обеспечения предприятия аптечками следует решать на уровне коллективного договора в разделе «Охрана труда» (см. письмо ФСНС от 31.08.2010 г. № 823-06-2). Если же у вас коллективный договор не заключен, приобретение аптечки достаточно оформить соответствующим приказом руководителя предприятия.

Итак, с обязанностью иметь аптечку мы с вами разобрались. Теперь давайте посмотрим, что в эту аптечку положить.

8.3. Содержимое аптечки

Наполняем аптечку

С автомобильной аптечкой все довольно просто. Как мы упоминали ранее, согласно п.п. 31.4.7 ПДД перечень медикаментов автомобильной аптечки должен соответствовать ДСТУ 3961-2000*. Ее состав утвержден в двух вариантах:

* Акцентируем ваше внимание: последние принципиальные изменения в перечни внесены приказом Минэкономразвития от 11.06.2013 г. № 622.

АМА-1 — для укомплектования легковых и грузовых автомобилей, автобусов городского и пригородного маршрутов, а также колесных тракторов;

АМА-2 — для автобусов междугородного сообщения.

Согласно требованиям п. 4.2 ДСТУ 3961-2000 аптечки комплектуются двумя комплектами медицинских средств: основным (включает в себя два обязательных набора) и вспомогательным. Перечни медицинских средств, входящие в эти комплекты, установлены в таблицах 1 и 2 (соответственно в пп. 4.2.1 и 4.2.4 ДСТУ 3961-2000).

Причем, по мнению Нацполиции (см. письмо от 11.01.2016 г. № 71/20/10/04-2016), автомобильную аптечку можно купить в готовом виде в аптечном учреждении, а можно укомплектовать самостоятельно. Главное, чтобы она соответствовала требованиям ДСТУ 3961-2000.

Теперь о неавтомобильных аптечках.

Для некоторых предприятий содержимое аптечек расписывают отраслевые нормативные документы

Если же нормативными документами точный перечень медпрепаратов не установлен, тогда перечень необходимых лекарственных средств для аптечки определяется характером вредных и опасных производственных факторов, которые могут возникнуть на рабочем месте. По крайней мере, так разъясняли специалисты ФСНС в уже упомянутом ранее письме от 16.08.2005 г. № 261-05-3 (ср. ). При этом количество препаратов варьируется в зависимости от количества человек, которым может понадобиться помощь.

То есть предприятию нужно исходить из того, какие опасности подстерегают работника на рабочем месте. В одном случае достаточно стандартных анальгетиков, спазмолитиков и сердечных препаратов, а также простейших материалов и медикаментов для обработки ран при незначительных травмах, а в другом — желательно обзавестись более широким перечнем лекарств и изделий медицинского назначения.

Перечень лекарственных средств, которыми должна быть укомплектована аптечка, место ее хранения, а также порядок ее использования и периодичность контроля за содержимым аптечки утверждают приказом руководителя предприятия. Этим же приказом назначают работника, ответственного за решение организационных «аптечных» вопросов. Именно он будет отвечать за приобретение аптечки, ее комплектацию и хранение, а также за использование препаратов из аптечки. Идеальный вариант, конечно же, если такой человек имеет медицинское образование. При отсутствии такого человека ответственным за аптечку целесообразно назначить специалиста службы ОТ предприятия.

Самое важное! Необходимо строго соблюдать сроки и условия хранения лекарственных средств из аптечки. Не стоит хранить там не пригодные к использованию препараты, если у них нарушена упаковка либо истек срок годности. Но что же делать с лекарствами, срок годности которых истек? Посмотрим!

Избавляемся от просроченных лекарств

Первое, что приходит в голову, — выбросить просроченные лекарства и медизделия в мусорное ведро. Но с точки зрения закона просроченные лекарства нужно утилизировать.

Согласно п. 3 Правил утилизации этот документ обязателен для всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность, связанную с оборотом лекарственных средств, утилизацией и обезвреживанием отходов. При этом под оборотом понимаются виды деятельности, связанные не только с производством и торговлей, экспортом/импортом, но и с приобретением и использованием лекарств.

Причем никаких критериев относительно объема, в котором используются лекарства, Правила утилизации не устанавливают. Поэтому выходит, что для целей этого документа не имеет значения, используете ли вы медикаменты в «больнично-аптечных» объемах или максимум, что у вас может «заваляться», — пластинка валидола или баночка йода.

Какими бы ни были объемы вашей аптечки, непригодные лекарства нужно утилизировать в порядке, прописанном Правилами утилизации

Для этого должностные (уполномоченные) лица субъекта хозяйствования определяют наличие лекарств, не подлежащих дальнейшему использованию. Эти лекарства оформляют Актом, форма которого приведена в приложении 1 к Правилам утилизации. Затем такие лекарства передают для утилизации предприятиям, имеющим лицензию на обращение с опасными отходами (прямо или через поставщиков, если есть такая возможность).

После этого органам Гослекслужбы по месту осуществления деятельности предприятие подает информацию о передаче лекарств, не подлежащих дальнейшему использованию, на утилизацию или обезвреживание (приложение 2 к Правилам утилизации).

Итак, организационные «аптечные» вопросы мы обсудили. Но ведь приобретение аптечек и наполнение их медикаментами сопряжены с расходами. Поэтому надо выяснить, каким образом их учитывать.

8.4. Учет «аптечных» расходов

Бухгалтерский учет

Если вы приобрели готовую (укомплектованную) аптечку, то ее следует учитывать как объект МНМА. То есть такую аптечку вы учитываете как один целостный объект, несмотря на множество лекарств и медизделий в ней.

Действительно, стоимость такой аптечки невелика, а срок ее службы превышает год (или операционный цикл). Почти наверняка аптечка не дотягивает до стоимостного критерия, при превышении которого объект признается ОС. Поэтому расходы на приобретение аптечки изначально собирают на субсчете 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов», а затем списывают на субсчет 112 «Малоценные необоротные материальные активы».

Амортизацию стоимости аптечки начисляют одним из методов, предусмотренных п. 27 П(С)БУ 7:

— прямолинейным;

— производственным;

— «50 % / 50 %» (амортизацию начисляют в размере 50 % амортизируемой стоимости в первом и последнем месяцах использования МНМА);

— «100 %» (амортизацию начисляют в размере 100 % амортизируемой стоимости в первом месяце использования объекта МНМА).

Накопленная сумма амортизации попадает в кредит субсчета 132 «Износ прочих необоротных материальных активов».

А вот стоимость лекарств, которые вы покупаете отдельно (например, чтобы доукомплектовать свою аптечку или заменить просроченные лекарства), учитывают в составе запасов на субсчете 209 «Прочие материалы». В периоде, когда такие лекарства «попадают» в аптечку, их стоимость списывают в состав расходов.

Статью затрат для начисления амортизации и списания стоимости лекарств выбирают в зависимости от того, где используют аптечку

Например, если речь идет об автомобильной аптечке, то имеет значение, где используется автотранспорт. То есть, если автомобиль:

— обслуживает админперсонал, тогда «аптечные» расходы включают в состав административных (Дт 92 «Административные расходы»);

— используют для доставки продукции покупателям, тогда стоимость медпрепаратов попадет в состав расходов на сбыт (Дт 93 «Расходы на сбыт»).

Если нужно учесть «производственные» аптечки, находящиеся на территории цехов, тогда расходы на их приобретение попадают на счет 91 «Общепроизводственные расходы». Ведь, по сути, это — расходы на ОТ (п. 15.8 П(С)БУ 16).

Наконец, для учета аптечек, которые хранятся на предприятиях торговли, услуг и ресторанного хозяйства, нужно исходить из направления деятельности самого предприятия или работников конкретного подразделения. Как правило, это будут либо административные расходы (Дт 92), либо расходы на сбыт (Дт 93).

Налоговый учет

Налог на прибыль. В налоговоприбыльном учете все просто. И у высокодоходников, и у малодоходников стоимость аптечки и медикаментов попадает в бухгалтерские расходы (лекарства — напрямую, а «полнокомплектная» аптечка — через амортизацию). Таким образом, стоимость и лекарств, и аптечки автоматически уменьшает объект обложения налогом на прибыль.

Поскольку аптечка явно стоит меньше 6000 грн., то для налоговоприбыльного учета она однозначно будет объектом МНМА, а не ОС. Ведь стоимость ОС в налоговоприбыльном учете должна превышать 6000 грн. (п.п. 14.1.138 НКУ). При этом никаких разниц по аптечке определять не нужно. Ведь МНМА не подпадают под «налоговое» определение ОС, а потому разницы по ним не определяются (см. письма ГФСУ от 07.12.2018 г. № 5158/6/99-99-15-02-02-15/ІПК и от 31.05.2019 г. № 2491/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

НДС. Согласно п.п. «в» п. 193.1 НКУ операции по поставке лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Госреестр лекарственных средств, а также медицинских изделий, внесенных в Госреестр медицинской техники и медизделий или отвечающих требованиям соответствующих технических регламентов, облагают по ставке 7 %. Медицинские изделия, которые не подпадают под вышеуказанные требования, облагают НДС по ставке 20 %.

Получается, что при приобретении аптечки, а также дополнительных лекарств (медприспособлений) предприятие отражает налоговый кредит по НДС. Главное условие известно: наличие налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН.

Что касается «компенсирующих» налоговых обязательств согласно п. 198.5 НКУ, то при приобретении аптечки и/или медпрепаратов для нее таких обязательств, на наш взгляд, не будет. Мы считаем, что хозяйственное назначение аптечки не вызывает сомнений. Ведь наличия автомобильной аптечки требуют ПДД, а аптечки в производственных и даже офисных помещениях — это требование законодательства в сфере ОТ (об этом читайте в подразделах 8.1 и 8.2). А это, в свою очередь, дает право не компенсировать налоговый кредит.

Другое дело, если вы списываете испорченные или неиспользованные препараты, у которых закончился срок годности. Здесь от «компенсации» налогового кредита уже никуда не деться. Ведь налицо факт нехозяйственного использования лекарств и медизделий из аптечки. Естественно, «компенсирующие» НДС-обязательства на стоимость списанных препаратов следует начислять по той ставке, по которой ранее был отражен налоговый кредит.

НДФЛ. Главное условие налогообложения доходов физлиц — возможность их персонифицировать. А вот «обезличенные» выплаты не включаются в налогооблагаемый доход физлиц, а значит, НДФЛ с них не удерживают.

В нашем случае при использовании медпрепаратов из аптечки предприятия для оказания помощи работникам мы имеем дело с неперсонифицированным доходом. Ведь не всегда можно зафиксировать факт использования работниками препаратов из аптечки, а также установить, кто именно и в каком количестве эти препараты использовал.

Но даже если каждую продезинфицированную препаратами из аптечки царапину тщательно документировать, на наш взгляд, об НДФЛ все равно говорить не приходится. Действительно, лекарства из аптечки работникам предоставляют бесплатно, а значит, доход в натуральной форме как бы имеет место. Но как определить главное — сумму «дохода» работника в виде условной таблетки валидола, нескольких сантиметров лейкопластыря или капель корвалола? Поэтому

стоимость лекарств из аптечки предприятия не увеличивает налогооблагаемый доход работника и не облагается НДФЛ

ВС. Доходы, с которых не удерживают НДФЛ, не облагают и ВС. Несколько исключений, упомянутых в п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, к нашей ситуации отношения не имеют. Отсюда вывод: объект обложения ВС при пользовании препаратами из медицинской аптечки не возникает.

ЕСВ. «Аптечной выплаты» в Инструкции № 5 в составе фонда оплаты труда не найти. Напротив, прямо указано, что расходы на проведение оздоровительных мероприятий к фонду оплаты труда не относятся (п. 3.27 Инструкции № 5). Такие расходы можно увидеть и в п. 10 разд. ІІ Перечня № 1170. А значит, стоимость лекарственных средств из аптечки не включается в базу начисления ЕСВ.

Напоследок — пример, который демонстрирует, как предприятию учитывать приобретенную аптечку.

Пример 8.1. Предприятие приобрело аптечку для офиса стоимостью 749 грн. (в том числе НДС 7 % — 49,00 грн.).

Кроме того, для доукомплектования аптечки дополнительно приобретены медпрепараты стоимостью 214 грн. (в том числе НДС 7 % — 14 грн.).

В бухучете приобретение аптечки и медпрепаратов отражаем так (см. табл. 8.1):

Таблица 8.1. Учет медицинской аптечки и медпрепаратов

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Перечислена предоплата стоимости аптечки

371

311

749,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии зарегистрированной налоговой накладной)

644/1

644/НДС

49,00

641/НДС

644/1

49,00

3

Оприходована аптечка

153

631

700,00

4

Списан налоговый кредит по НДС

644/НДС

631

49,00

5

Произведен зачет задолженностей

631

371

749,00

6

Оприходованы дополнительные медикаменты

209

631

200,00

7

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии зарегистрированной налоговой накладной)

644/1

631

14,00

641/НДС

644/1

14,00

8

Аптечка передана в эксплуатацию

112

153

700,00

9

Начислена амортизация аптечки методом «100 %»

92

132

700,00

10

Аптечка доукомплектована дополнительными медикаментами

92

209

200,00

11

Оплачены дополнительные медикаменты

631

311

214,00

выводы

  • Строгий перечень лекарств и медизделий, которые должны быть в аптечке, прописан только для автомобильной аптечки. В других случаях предприятию следует руководствоваться отраслевыми нормативными актами или (при их отсутствии) комплектовать аптечку по собственному усмотрению.
  • В бухучете стоимость аптечки учитывают в составе МНМА (субсчет 112), а отдельные лекарства для нее — как запасы (субсчет 209).
  • НДС, уплаченный в составе стоимости аптечки и медпрепаратов, включают в состав налогового кредита. В случае списания медикаментов в связи с их порчей или окончанием срока годности следует начислить «компенсирующие» НДС-обязательства в соответствии с требованиями п. 198.5 НКУ.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше