Высокие риски блокировки РК
Что касается проблем с блокировкой минусовых РК, то мы их на страницах нашего издания освещали неоднократно: читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 17, с. 31, № 31, с. 19 и № 54, с. 12.
Напомним, что согласно критерию № 5 рисковости операций (см. в приложении 3 к Порядку № 1165*) минусовый (уменьшающий) РК могут заблокировать, если сумма компенсации стоимости товара/услуги, указанная в минусовом РК, поданном получателем (покупателем) для регистрации в ЕРНН, превышает сумму разницы между объемами приобретения и объемами поставки получателем товара такого кода УКТ ВЭД (согласно зарегистрированным с 01.01.2017 г. НН/РК).
* Порядок остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 г. № 1165.
Попасть под этот критерий достаточно просто, особенно когда покупатель уже раньше торговал товаром с таким кодом УКТ ВЭД и в связи с этим имеет по этому коду товара на виртуальном складе в СЭА НДС отрицательные остатки. Ведь здесь при расчете объемов поставки никак не учитывается торговая наценка, по которой покупателем реализовывались товары конкретной позиции УКТ ВЭД, из-за чего часто и возникают отрицательные остатки…
И потому согласно этому критерию налоговики поголовно блокируют минусовые РК. Такие уменьшающие РК на практике также нередко блокируют, если покупатель (или продавец) имеет признаки рискового плательщика… ☹ К тому же на минусовые РК не распространяются все «отсекающие» признаки (см. п. 3 Порядка № 1165), в том числе «500 тыс.», налоговая нагрузка, не спасает даже принятая фискалами Таблица плательщика…
То есть
вероятность того, что составленный продавцом товара минусовый РК может быть фискалами заблокирован (на любом основании), достаточно высока
Этим слишком «грамотные» покупатели-мошенники и пользуются, заранее прогнозируя/зная, что выписанный продавцом при возврате денег РК на уменьшение будет программным обеспечением (ПО) СЭА НДС заблокирован. Как зная и то, что именно продавцу придется заниматься его разблокировкой, и что здесь без сотрудничества продавца с покупателем РК вряд ли разблокируют…
Схема «намывания» реглимита
Итак, теперь именно о мелких НДСных мошенничествах: расскажем вам, к каким маленьким хитростям прибегают не очень чистые на руку плательщики НДС.
Такие порочные лица, маскируясь под покупателей, перечисляют продавцу предварительную оплату за какие-то товары по договору купли-продажи/поставки.
Законопослушный продавец, как правило, оформляет на все полученные средства НН и регистрирует их в ЕРНН. Таким образом, покупатель «за собственные деньги» сразу получает право на НК и увеличение реглимита для регистрации своих НН/РК.
Потом от поставки товара покупатель под каким-то формальным поводом или без такового отказывается и требует от продавца возврата своих денег.
Ничего не подозревая, продавец возвращает деньги и выписывает минусовый РК, чтобы уменьшить свои НО. И вот здесь покупатель начинает с ним «играться». Тут бывают разные варианты**, но чаще всего нечестные покупатели рассчитывают на то, что при попытке регистрации минусового РК СЭА НДС, как правило, его заблокирует (см. выше). И, к сожалению, часто так оно и выходит: «покупатель» направляет РК для регистрации в ЕРНН, и программа фискалов его блокирует.
** Иногда покупатели просто не подают такие РК на регистрацию, притворяясь, что они их якобы не получали, и пользуясь неоднозначностью в вопросе предельных сроков регистрации таких РК…
Проблемы с разблокировкой минусовых РК многим известны. И хотя регистрацию таких РК блокируют покупателю, но, как мы уже отмечали, разблокировать их (подавать документы и т. п.) должен продавец. И здесь ему без сотрудничества с покупателем обычно не обойтись, ведь система блокирует минусовые РК исходя из данных по конкретным кодам УКТ ВЭД на «виртуальном складе» именно покупателя, а не продавца.
Но в наших случаях покупатель «морозится» и не прилагает никаких усилий, чтобы помочь продавцу разблокировать его минусовый(ые) РК! Хотя если бы покупатель и прилагал усилия, разблокировать такие РК все равно достаточно трудно…
Подведем итоги.
Продавец потратил собственные деньги на уплату НО по НДС, которое благодаря такому покупателю он получил в качестве «награды» без поставки товара, да еще и вернул покупателю его деньги (иначе бы он не смог оформить минусовый РК для снятия этих лишних НО). Кроме того, когда в конце концов РК будет разблокирован, «на сладкое» ему еще вылезет проблема с показателем ∑перевищ из формулы расчета реглимита для регистрации НН/РК***.
*** Подробнее о проблемах с ∑перевищ читайте в «Налоги & бухучет», 2018, № 33, с. 7 и № 40 с. 10.
Покупатель здесь, конечно, в выигрыше. И хотя в тот момент, когда он отказался от поставки товара, ему нужно уменьшить начисленный по предварительной оплате НК, но
лишняя сумма реглимита будет за ним числиться аж до момента регистрации в ЕРНН минусового РК
В итоге у него: и деньги вернули, и реглимит завышен. Такой подленький пустячок… ☹
Что делать?
Как же продавцам застраховать себя от таких ситуаций (и таких «покупателей»)?
Односторонний отказ от договора. Давайте для начала посмотрим, в каких случаях законодательство позволяет покупателю односторонне отказаться от поставки товара.
В ст. 525 ГКУ установлено, что односторонний отказ от обязательства или одностороннее изменение его условий не допускается, если иное не установлено договором или законом.
Те же нормы содержатся и в ч. 1 ст. 188 ХКУ. То есть в других случаях стороны должны достигать согласия или решать это в судебном порядке.
Поэтому, прежде всего, смотрите внимательно, нет ли в тексте вашего договора каких-то лазеек для покупателя, чтобы отказаться от получения товара (особенно если форма договора предложена покупателем).
Что касается предусмотренных законом случаев, то здесь не очень-то много оснований покупателю для отказа.
В частности, покупатель имеет право отказаться от договора в случае, когда:
— продавец отказывается передать проданный товар (ч. 1 ст. 665 ГКУ);
— принадлежности товара или документы, которые касаются товара, не переданы продавцом в установленный срок (ч. 2 ст. 666 ГКУ);
— были существенно нарушены требования к качеству товара (выявлены недостатки, которые невозможно устранить, и т. п.) (ч. 2 ст. 678 ГКУ);
— продавец в разумный срок не доукомплектовал товар (ч. 2 ст. 684 ГКУ, 270 ХКУ);
— в течение гарантийного или других сроков, установленных обязательными для сторон правилами или договором, покупатель обнаружил недостатки, о которых не предупредил продавец, или фальсификацию товара (ч. 1 ст. 708 ГКУ).
Но самое неприятное в отношении наших ситуаций основание для одностороннего отказа содержится в ч. 3 ст. 612 ГКУ. Там указано: если вследствие просрочки должника выполнение обязательства утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.
То есть, если продавец просрочит предельную дату поставки товара, то формально покупатель имеет право, сославшись на эту норму, отказаться от его принятия (да еще и возмещения убытков требовать). Поэтому советуем продавцам иметь этот момент в виду и четко обусловливать в договоре реальные условия и сроки поставки, чтобы их придерживаться и не давать повода воспользоваться этим непорядочному покупателю.
Учитывайте еще и такие нормы, которыми может воспользоваться хитромудрый покупатель. Часть 1 ст. 670 ГКУ предусматривает: если продавец передал покупателю меньшее количество товара, чем это установлено договором купли-продажи, покупатель имеет право требовать передачи количества товара, которого не хватает, или отказаться от переданного товара и его оплаты, а если он оплачен — требовать возврата уплаченной за него денежной суммы. То есть если вы в определенные договором предельные сроки не успели поставить всю партию товара, то покупатель имеет право отказаться от уже полученного товара и требовать возврата денег.
Поэтому если покупатель ненадежный, лучше определите на всякий случай в договоре, что он не имеет права односторонне отказаться от получения товара в случае задержки поставки всего товара (или какой-то его части).
Принуждайте покупателя. Если договорных или законодательных оснований для отказа от договора нет, не поддавайтесь (!) на уговоры (или незаконное требование) покупателя вернуть деньги, и принуждайте его забрать товар. Ведь правда (и закон) на вашей стороне!
Или
требуйте сначала от покупателя оставить вам часть денег в виде штрафа за отказ от договора, которых хватит, чтобы покрыть возможные убытки, связанные с блокировкой минусового РК
Если он согласится, оформите такое согласие документально и остальные деньги верните. Если минусовый РК не заблокируют, этот штраф (или его часть) можно по договоренности вернуть покупателю. То есть часть денег можно использовать как страховку («залог») от возможных проблем с блокировкой РК.
Можно прибегнуть еще и к такому варианту. Предложить покупателю, который отказывается забрать товар, чтобы он получил товар хотя бы по документам, а потом встречно «продал» его вам назад по другому договору. Вариант не очень-то красивый. Но тогда блокировочные риски, вероятно, будут ниже. Может, сразу и не согласится — но у вас его деньги…
А как быть тем, кто в это уже влип? Если РК уже заблокировали и покупатель сотрудничать для разблокирования отказывается, то здесь, по-видимому, какие-то советы лишние. Разве что «настучать» налоговикам на такого «покупателя»? Например: написать письмо в ГНСУ, что минусовый РК был заблокирован «по содействию» неблагонадежного покупателя, поскольку покупатель заключением такого договора имел целью не получение товара, а НДСные выгоды в виде отражения НК и искусственного завышения суммы реглимита.
В общем, будьте осторожны и остерегайтесь таких псевдопокупателей. Да и, возможно, стоит «рекламировать» этих нечестных лиц в соцсетях, в том числе на разных экономических/бухгалтерских форумах, чтобы им жизнь малиной не казалась…