Темы статей
Выбрать темы

Что в НКУ привнес Закон № 786?

Павленко Алексей, налоговый эксперт, Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Нет предела совершенству! НКУ, подкорректированный Законом Украины от 16.01.2020 г. № 466-IХ (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2020, № 44, с. 2 и № 45), опять подкорректировали. Поправки вносит Закон Украины от 14.07.2020 г. № 786-IX (опубликован 7 августа). Законодатели учли ряд моментов, которые с первого раза учесть не получилось. Хотя не все, что намечалось, воплотилось в жизнь. А также не забыли об обещанных упрощениях: отмену Книг учета для предпринимателей (см. с. 19) и электронный кабинет. Посмотрим, что нового.

Электронный кабинет: возможности растут

Взаимодействие с налоговиками станет еще больше электронным. Акцент сделан на добровольном сокращении объемов бумажного документооборота и расширении возможностей электронного кабинета (ЭК). Для этого, само собой, понадобится время. Поэтому большинство задуманных электронных новинок вступит в силу через три месяца со дня опубликования Закона № 786. А отшлифовать всю работу ЭК намечают через год.

Общение с налоговиками через ЭК. Через ЭК можно будет получать широкий круг документов. Так как для налоговых уведомлений-решений (НУР), налоговых требований и других документов по вопросам администрирования/проверок, которые контролеры направляют налогоплательщику, предусмотрена возможность отражения в ЭК (п. 42.1 НКУ).

Правда, для электронной переписки с контролерами плательщик должен подать заявление о желании получать документы через ЭК (п. 42.4 НКУ). И также по желанию плательщик, который подал такое заявление, один раз в год может отказаться от электронного общения, направив контролерам заявление об отказе получать документы через ЭК (п. 42.4 НКУ). Уже подготовлен проект изменений (с формами этих заявлений) в Порядок функционирования ЭК, утвержденный приказом Минфина от 14.07.2017 г. № 637.

Причем плательщик, который решил получать документы через ЭК (подаст соответствующее заявление), получив электронный документ, может потребовать и бумажный вариант. Его фискалы должны предоставить в течение 3 рабочих дней со дня поступления от плательщика такого требования (п. 42.5 НКУ).

Впрочем, такое электронное общение — право, а не обязанность плательщика, т. е. возможно по желанию (п. 421.5 НКУ). А вот если не хотите общаться электронно (т. е. заявление о желании получать документы через ЭК не подано), налоговики будут общаться с вами по старинке: путем направления документов по адресу (местонахождению) плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или личного вручения плательщику или его представителю (п. 42.5 НКУ).

Электронный документооборот — без заявления о присоединении. Хорошее известие! Новым п. 42.6 НКУ будет установлено, что электронный документооборот плательщика с контролерами (в том числе подача электронной отчетности) не требует заключения какого-либо договора.

Требование о подаче плательщиком заявления о присоединении к договору о признании электронных документов отменяется

Ввиду этого и соответствующие положения, касающиеся договора о признании электронных документов, из п. 49.4 НКУ исключат. А вот Порядок обмена е-документами, утвержденный приказом Минфина от 06.06.2017 г. № 557, чиновники уже подкорректировали, изложив его в новой редакции. Из него исключили такие формы, как заявление о присоединении к договору и заявление о прекращении действия договора. Правда, приказ Минфина от 01.06.2020 г. № 261 с этими изменениями еще не вступил в силу (он заработает с 1 числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования).

Плательщику для электронного общения достаточно будет определить круг лиц, уполномоченных пользоваться ЭК (наделить их правом подписи, подачи, получения документов и информации через ЭК и определить их полномочия, п.п. 16.1.16 НКУ). Дальше — все просто. Плательщик становится субъектом электронного документооборота автоматически после отправки контролирующему органу любого первого электронного документа. И также автоматически электронный документооборот между плательщиком и контролирующими органами может прекращаться, например, в случае госрегистрации прекращения (ликвидации) плательщика (или в других случаях, перечисленных в п. 42.6 НКУ).

Описанные ЭК-изменения, повторим, должны заработать через 3 месяца со дня опубликования Закона № 786 (т. е. в ноябре). Ну а вся полнота функционала ЭК должна быть реализована до 1 августа 2021 года (п. 3 разд. II Закона № 786).

Технические ошибки/сбой в ЭК. Урегулировали ситуацию со сбоями/ошибками (техническими, методологическими) в ЭК (см. определения в пп. 14.1.111, 14.1.1821, 14.1.1822 НКУ).

Их доказательством могут служить размещаемые на официальном веб-сайте ГНСУ сообщения

Поэтому в обязанностях контролеров закрепили безотлагательно размещать на сайте ГНСУ сообщения о:

(1) возникновении технического сбоя/ошибок (с указанием даты и времени их возникновения) и

(2) их устранении (с указанием даты/времени завершения) (новый п.п. 21.1.11 НКУ).

Напомним, что зафиксированные в работе ЭК ошибки/сбои освобождают плательщиков от ответственности (п. 421.10 НКУ). Как доказать те сбои/ошибки, которые произошли, но о них не уведомили фискалы, пока не ясно.

Также уточнили, что при ошибках/сбоях можно подавать отчетность и другие документы в бумажном виде, если их подача в электронной форме не является обязательной (п.п. 17.1.15 НКУ).

Ну и еще один момент — из будущего.

ЭК и ФЛП-общесистемщики. С 1 января 2021 года ФЛП-общесистемщики по желанию в электронном виде, в том числе через ЭК, смогут вести учет доходов и расходов (п. 177.10 НКУ). Подробности см. статью «Книги ФЛП отменили: так ли все просто?» этого номера.

Администрирование

Самоисправления. Корректнее сформулирован абзац третий п. 120.2 НКУ. Уточнено, что при самоисправлениях (доначислении налоговых обязательств) с соблюдением условий ст. 50 НКУ к плательщику не применяются штрафы, установленные штрафной гл. 11 «Ответственность» НКУ. Раньше говорилось о неприменении штрафов только по ст. 123 НКУ.

А значит, при самоисправлениях и доначислении, например, НДФЛ, налога на репатриацию* или дивидендного аванса, фискалы больше не смогут тулить штраф по п. 127.1 НКУ. Но в части НДФЛ это работает, только если не отразили в форме № 1ДФ или отразили, но неверно классифицировали как необлагаемую выплату.

* Правда, к ошибкам налога на репатриацию налоговики и раньше были лояльны, но об этом можно было узнать только из писем (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2019, № 25, с. 25).

Какие проверки вне моратория. Определено, что в период карантина возможны документальные внеплановые проверки:

— по обращению плательщика;

— при реорганизации юрлица (кроме преобразования), прекращении юрлица/ФЛП, закрытии постоянного представительства (проверочное основание по п.п. 78.1.7 НКУ).

То есть проверочный мораторий и на эти два случая не распространяется (см. подкорректированный п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Налог на прибыль

Освобождение от дивидендного аванса. Это касается следующего года. Приравненные с 01.01.2021 г. к дивидендам выплаты (из абзацев четвертого — седьмого будущей редакции п.п. 14.1.49 НКУ) с этой же даты одновременно освободят от дивидендного авансового взноса (новый п.п. 57.11.7 НКУ). Напомним: речь идет о суммах превышения или занижения в операциях с некоторыми нерезидентами и выплатах участникам-нерезидентам в связи с уменьшением уставного капитала или их выходом из общества.

Амортизация при улучшениях. В п.п. 138.3.1 НКУ оставили запрет о том, что налоговая амортизации не начисляется за период неиспользования (эксплуатации) основных средств в хоздеятельности только в связи с их консервацией. А вот недавно появившуюся оговорку об улучшениях (слова «в связи с модернизацией, реконструкцией, достройкой, дооборудованием») из п.п. 138.3.1 НКУ убрали. А значит, точно должно полегчать МСФОшникам. То есть

за предприятиями-«международниками», не прекращающими бухучетную амортизацию на время улучшений ОС (п. 55 МСБУ 16), должно сохраняться право и на налоговую амортизацию

И даже больше! Новую формулировку (запрещающую амортизацию лишь при консервации), строго говоря, можно трактовать как дающую зеленый свет для налоговой амортизации во всех остальных случаях (включая улучшения) и у предприятий, ведущих учет по нацстандартам (если ОС из эксплуатации не выводятся).

Процентная разница. Напомним, что с 01.01.2021 г. обновят правила применения тонкой капитализации по п. 140.2 НКУ (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 44, с. 2). Причем, похоже, задумка все же была корректировкой охватить лишь нерезидентские проценты. Поскольку переходный случай прописали покорректнее. И уточнили, что новые правила учета процентов применяются ко всем переходным кредитам, займам и другим долговым обязательствам, возникшим по операциям с нерезидентами и числящимся на балансе плательщика по состоянию на 01.01.2021 г. (см. изменения в п. 53 подразд. 4 разд. ХХ НКУ). Причем оговорка о нерезидентах намечалась и в сам п. 140.2 НКУ, но в конечном счете потерялась.

Деловая цель. Определение деловой цели немного причесали (п.п. 14.1.231 НКУ). И уточнили, что экономический эффект определяется не исключительно приростом (сохранением) активов и/или их стоимости и созданием условий для такого прироста (сохранения) в будущем. То есть будет за что зацепиться, отстаивая перед фискалами деловую цель, если она будет в далеком будущем или она не отражается прямо на обозримых результатах работы.

А также четко очертили критерии неделовой операции с нерезидентами — сделали их исключительными. Хотя задумки по деловой цели в операциях с нерезидентами были куда глобальнее, но в Закон № 786 так и не прошли.

НДС

РК к минбазным НН — в поле новых штрафов. Исправили оплошность. В штрафном п. 1201.1 НКУ вспомнили об РК к минбазным НН (о которых с самого начала почему-то позабыли). А значит, новый размер штрафов (2 %, но не более 1020 грн — за несвоевременную регистрацию; 5 %, но не более 3400 грн — за нерегистрацию) касается как минбазных НН, так и РК к ним. Однако помните: в период с 1 марта по последний день месяца карантина штрафы не применяются (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Снижены штрафы по переходному п. 73. В переходном штрафном п. 73 подразд. 2 разд. ХХ НКУ тоже упомянули об РК к минбазным НН. А также размер начисленных и несогласованных переходных штрафов снизили в два раза. То есть штрафы составляют:

— за несвоевременную регистрацию — в размере 1 % (было — 2 %) объема поставки (без НДС), но не более 510 грн (было — не более 1020 грн), а

— за нерегистрацию — в размере 2,5 % (было — 5 %) объема поставки (без НДС), но не более 1700 грн (было — не более 3400 грн).

И заодно в п. 73 поправили период штрафов. Установили, что он касается несогласованных штрафов, начисленных плательщикам в период c 01.01.2017 г. по 23.05.2020 г. (а не по 31.12.2019 г., как значилось первоначально, ведь эта дата устарела еще при принятии Закона № 466).

Отмена НДС-квартала: уточнение. Вдогонку узаконили переходный момент из-за отмены квартального НДС-периода для единоналожников. И уточнили, что для них последним квартальным периодом был II квартал 2020 года, а первым месячным периодом является июль 2020 года (см. новый переходный п. 731 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Ну это уже как рыбке зонтик. ☺

Акцизный налог

Изменения, внесенные Законом № 786, призваны исправить ошибку, допущенную в Законе № 466 в части новых товарных позиций, которыми был расширен перечень подакцизного горючего. Напомним, что в п.п. 215.3.4 НКУ (в перечень подакцизного горючего*) были добавлены такие два вида товаров:

* Напомним, что позиции из п.п. 215.3.4 НКУ в терминах Кодекса считаются «горючим» (см. п.п. 14.1.1411 НКУ).

«Топлива жидкие, на основе газойля (дизтопливо), менее чем 85 об. % которых, включая расходы, перегоняется при температуре 350° C (по методу ISO 3405, эквивалентному методу ASTM D 86), кроме топлива печного бытового» — по ряду товарных кодов УКТ ВЭД;

«Только растворители или разбавители на основе метанола; другие готовые смеси на основе метанола» — по коду УКТ ВЭД 3814 00 90 90.

Масла-смазки — «за бортом»! Но ряд новых подакцизных кодов/товарных позиций УКТ ВЭД из первой группы товаров (топлив жидких, на основе газойлей), оказались достаточно широкими. И во многие из этих кодов входят товары, которые никак не могут считаться горючим в традиционном понимании этого термина. В такой ситуации «под видом» газойля могли запихнуть в подакцизные товары и масла со смазками (в т. ч. солидол и др.). И вот, чтобы исключить фиктивное расширение перечня подакцизных товаров/горючего, таможенникам и ГНСУ пришлось издать специальные разъяснения** (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2020, № 48, с. 28).

** В частности, речь — о письме ГНСУ от 04.06.2020 г. № 8944/7/99-00-17-03-01-07.

Теперь, этот вопрос Законом № 786 окончательно урегулирован: в описание введенного Законом № 466 первого нового вида подакцизного «горючего» — «Топлива жидкие, на основе газойлей (дизтопливо)…» оговорили исключения: кроме… базовых масел и других смазочных материалов, и других дистиллятов, которые во время фракционной разгонки по методу ISO 3405 (или аналогичному методу ASTM D 86) при температуре 350 гр. С и атмосферном давлении перегоняются не более 35 об %!

Сначала — в редакции Закона ко второму чтению — предусматривалось, что эти изменения будут применяться задним числом — с 23 мая с. г. (момента внесения в НКУ новых подакцизных позиций Законом № 466). Но эту норму из текста Закона убрали (из-за ст. 58 Конституции, которая не допускает обратного действия норм). Следовательно, за период с 23 мая до даты вступления Закона № 786 в силу защищать плательщиков будут упомянутые выше разъяснения ТС и ГНСУ.

Кстати, поскольку программное обеспечение фискалов «заточено» на коды УКТ ВЭД, уже много хозсубъектов, которые имеют дела с маслами и смазками, получили незаконные «сигналы» от местных фискалов, что им нужно зарегистрироваться плательщиками акциза и зарегистрировать свои «акцизные склады». Надеемся, теперь эти изменения утихомирят назойливых фискалов. Но пока ГНСУ не перенастроит программное обеспечение СЭА, подобные инциденты будут продолжаться… ☹

Без переходных особенностей и штрафных послаблений! Отметим, что в связи с «акцизными» изменениями, проведенными Законом № 466, с 23 мая (даты вступления в силу этих нововведений) добавились не только новые подакцизные позиции у уже зарегистрированных плательщиков горючего акциза, но и новейшие плательщики горючего акциза. Это — хозсубъекты, которые до 23 мая 2020 года не подпадали, а с этой даты стали подпадать под определение плательщиков налога в соответствии с п.п. 212.1.15 НКУ, т. е. которые осуществляют «реализацию» (см. второй абзац п.п. 14.1.212 НКУ) или ввоз на таможенную территорию Украины этих новых видов подакцизного горючего. Но Закон № 466 никаких переходных особенностей не предусмотрел. Поэтому в редакции Закона ко второму чтению был предусмотрен ряд переходных норм и механизм для учета остатков новых подакцизных позиций (в том числе для исключения лишнего налогообложения), которые были у плательщиков по состоянию на 23 мая с. г., а также переходные особенности для новых плательщиков горючего акциза. Были предусмотрены и некоторые временные штрафные послабления. Но все эти нормы (по-видимому, с целью наполнения бюджета любыми путями) были из текста Закона выхолощены! Так что, уважаемые плательщики акциза (и старые, и особенно новые!), теперь ожидайте в связи с этим акцизных проверок и штрафов (которые, кстати, действуют и в период карантина)!

И имейте в виду, что

со всех объемов таких остатков «нового» горючего теперь придется уплатить акцизный налог независимо от того, продали вы кому-то эти товары, или даже использовали их на собственные цели (в том числе в производстве)*

* То же самое касается и реализации объемов таких новых полученных вами подакцизных товаров начиная с 23 мая, относительно которых не получены от поставщиков зарегистрированные АН.

К сведению неплательщиков! Те неплательщики акциза, кто использует новые виды подакцизного горючего только для собственных нужд, помните, что любое подакцизное горючее (в том числе и новые его два вида) нельзя реализовывать другим лицам, а также принимать на хранение от других лиц! Иначе попадете в плательщики горючего акциза автоматом — без учета годового объема потребления горючего и объема емкостей для его хранения…

Лицензионное

Статья 18 Закона № 481 дополнена амнистирующей нормой: к хозсубъектам которые осуществляют производство, импорт, экспорт, оптовую и розничную торговлю, хранение двух упомянутых новых видов подакцизного горючего, начиная с 23.05.2020 г. до 31.12.2020 г. включительно не применяются нормы ст. 17 этого Закона относительно штрафов за безлицензионное производство, оптовую, розничную торговлю и хранение горючего.

А в самой ст. 17 исправлена неудачная формулировка штрафной нормы за нарушение условий лицензии-«лайт» на хранение горючего исключительно для собственных нужд. Теперь этот штраф в 23 абзаце (был в 22-м) части 2 ст. 17 Закона № 481. Раньше по этой норме формально можно было штрафовать по всем видам лицензий на хранение горючего, но теперь там четко указано: это лицензия на право хранения горючего, полученная на основании заявления исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки.

Что потерялось?

Контролируемые иностранные компании (КИК). Ну а еще после обсуждения с общественностью собирались отложить вступление в силу норм относительно постановки на учет нерезидентов (осуществляющих деятельность в Украине, в том числе через представительства) и КИК. Но, увы, в Закон № 786 эти нормы так и не прошли. Правда, о постановке на учет нерезидентов (со следующего года) будет говорить обновленный п. 133.3 НКУ (см. п. 1 разд. II Закона № 786). Однако остальные нерезидентские нормы надлежащим образом в порядок так и не приведены.

РРО-изменения исчезли. В проекте закона ко второму чтению были предусмотрены изменения к РРО-сфере (по большей части относительно обращения ПРРО), но до конечной редакции Закона № 786 они, к сожалению, не дошли… Ведь там, кроме запрета использования ПРРО при розничной торговле горючим (кстати, пока что это не запрещено!), предусматривались и позитивные изменения в виде неприменения относительно ПРРО штрафов за нераспечатку/несоздание в электронной форме контрольной ленты или искажение в ней данных, а также за неподачу РРО(РК)-отчетности и копий расчетных документов и Z-отчетов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше