Темы статей
Выбрать темы

Обнародование финотчетности — 2019, или «Танцуют все!»

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Начиная с финансовой отчетности за 2019 год ряды тех, кто обязан ее обнародовать, пополнила новая группа предприятий. Кто это, в какие сроки и в каком объеме им предстоит обнародовать финотчетность? Рассказываем!

Кто и когда обнародует

Просто составить финансовую отчетность мало. Ее обязательно нужно подать заинтересованным пользователям, в числе которых органы государственной статистики и органы ГНСУ (ч. 1 ст. 14 Закона о бухучете*, п. 2 Порядка № 419**).

* Закон Украины «О бухучете и финотчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

** Порядок подачи финотчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Некоторые предприятия к тому же должны обнародовать свою годовую финансовую отчетность для всех желающих с ней ознакомиться.

Под обнародованием финотчетности (годовой консолидированной финотчетности) понимают ее размещение вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице/веб-сайте предприятия (в полном объеме) и другим способом в случаях, определенных законодательством.

Кто и в какие сроки должен обнародовать свою годовую финотчетность (включая ее консолидированную версию), устанавливает ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете (см. табл. 1). Для отдельных категорий предприятий такая обязанность возникала только с финотчетности за 2019 год. В их числе:

крупные предприятия — неэмитенты ценных бумаг (ЦБ);

средние предприятия;

— прочие финансовые учреждения, которые относятся к микро- или малым предприятиям.

Для таких предприятий крайний срок обнародования финансовой отчетности за 2019 год — до 01.06.2020 г. За прошедший отчетный 2018 год, напомним, указанные предприятия еще освобождались от такой повинности (см. письмо Минфина от 07.12.2018 г. № 35210-06-5/32299 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 4).

Таблица 1. Сроки и порядок обнародования финотчетности

Категория предприятий

Сроки обнародования

Порядок обнародования

Предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий — неэмитентов ЦБ)

Не позднее чем до 30 апреля 2020 года

Вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице

(в полном объеме) и другим способом в случаях, определенных законодательством

Публичные акционерные общества

Субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке

Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях

Крупные предприятия — неэмитенты ЦБ

Не позднее чем до 1 июня 2020 года

Вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице

(в полном объеме)

Средние предприятия

Прочие финансовые учреждения, которые относятся к микро- и малым предприятиям

Те предприятия, которые не приведены в табл. 1, обнародовать свою годовую финансовую отчетность не обязаны.

Таким образом, крупные предприятия — неэмитенты ЦБ и средние предприятия являются новичками в части обнародования финотчетности. Заметьте! Величину предприятия определяют на основании критериев из ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 101, с. 3).

Все, кто обязан обнародовать свою финансовую отчетность, должны подтверждать ее аудиторским заключением. То есть таким предприятиям светит обязательный аудит финотчетности.

Обязательный аудит

В понимании п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона об аудите* аудит финотчетности — это аудиторская услуга по проверке данных бухучета и показателей финотчетности и/или консолидированной финотчетности:

* Закон Украины «Об аудите финотчетности и аудиторской деятельности» от 21.12.2017 г. № 2258-VIII.

— юридического лица;

— представительства иностранного субъекта хозяйствования;

— другого субъекта, который подает финотчетность и консолидированную финотчетность группы.

Цель обязательного аудита — получить независимое мнение аудитора о соответствии финотчетности во всех существенных аспектах требованиям национальных П(С)БУ или МСФО и законов Украины (п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона об аудите). Уверенность в этом пользователям финотчетности должен придать аудиторский отчет (ч. 1 ст. 14 Закона об аудите).

Предприятия вправе свободно выбирать субъекта аудиторской деятельности с соблюдением требований Закона об аудите и других нормативно-правовых актов. Реестр всех аудиторов и субъектов аудиторской деятельности, которые имеют право предоставлять аудиторские услуги, ведет Аудиторская палата Украины. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте последней (apu.com.ua). Подробнее о требованиях Закона об аудите читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 29, с. 12.

Четких сроков, в которые необходимо провести обязательный аудит годовой финотчетности, Закон об аудите не устанавливает. А значит, сделать это можно в любое время. Главное — успеть вовремя обнародовать годовую финотчетность. Здесь как раз сроки предусмотрены ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете (см. табл. 1).

Внимание! По задумке законодателя**, при подаче отчетности за 2020 год налоговикам вместе с прибыльной декларацией придется предоставлять не только финансовую отчетность, но и аудиторское заключение (обновленный п. 46.2 НКУ). Но это коснется только тех предприятий, которые обязаны обнародовать свою финотчетность.

** Об этих и других планируемых изменениях в НКУ см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2020, № 8, с. 2.

Нефинотчетный Отчет

Спутником обнародования годовой финотчетности вместе с соответствующим аудиторским заключением является Отчет об управлении. Правда, такое требование зафиксировано не в самом Законе о бухучете, а в п. 2 Порядка № 419. Там записано, что Отчет об управлении и консолидированный Отчет об управлении предприятия должны обнародовать вместе с годовой финансовой отчетностью и аудиторским отчетом на собственной веб-странице/веб-сайте и иным способом в случаях, определенных законодательством. То есть

Отчет об управлении обнародуют только тогда, когда сама финотчетность подлежит обнародованию

А коль последняя не обнародуется, то и Отчет об управлении обнародовать тоже не нужно.

Отчет об управлении — это документ, который (ст. 1 Закона о бухучете):

— содержит финансовую и нефинансовую информацию о деятельности предприятия, его состоянии и перспективах развития;

— раскрывает основные риски и неопределенности его деятельности.

Форму такого Отчета предприятие разрабатывает самостоятельно. Нормативно она не установлена. Зато есть Методические рекомендации по составлению Отчета об управлении. Они утверждены приказом Минфина от 07.12.2018 г. № 982 (ср. ). Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 8, с. 10.

От предоставления Отчета об управлении ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете освобождает только микро- и малые предприятия. А вот крупные и средние предприятия Отчет об управлении подавать обязаны. Другое дело, что «середнячки» вправе не отражать в нем нефинансовую информацию. Свой выбор им необходимо зафиксировать в приказе об учетной политике предприятия.

Формально Отчет об управлении нужно предоставлять тем же органам, которым подается финотчетность, и в те же сроки. Но налоговикам этот Отчет не подают, поскольку он не относится к финотчетности (см. БЗ 102.20.02). По тем же основаниям отмахнулся от Отчета об управлении и Госстат.

Тем не менее Порядок № 419, повторим, заставляет предприятия, которые обязаны подавать Отчет об управлении, обнародовать его вместе с годовой финансовой отчетностью.

А если не обнародовать? Чем это грозит предприятию, не исполнившему свою обязанность?

Ответственность за необнародование

За нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом должностным лицам предприятий светит административная ответственность согласно ст. 16316 КоАП (см. табл. 2).

Таблица 2. Административная ответственность

№ п/п

Вид правонарушения

Штрафные санкции

1

Нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом

Штраф в размере от 17000 до 34000 грн.

2

Совершение действия, указанного в стр. 1 этой таблицы, лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за такое правонарушение

Штраф в размере от 34000 до 51000 грн.

В общем случае приведенные штрафы на должностных лиц субъектов хозяйствования, обязанных обнародовать свою годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом (кроме банков, небанковских финучреждений и эмитентов ЦБ), налагает Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью (ст. 24422 КоАП).

Заметьте! В ст. 16316 КоАП речь идет о привлечении к ответственности за нарушение порядка обнародования финотчетности/консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом. То есть штраф возможен, когда, допустим, финотчетность:

— вообще не обнародована;

— обнародована с нарушением сроков;

— обнародована без аудиторского отчета;

— обнародована с аудиторским отчетом, но не в полном объеме.

А вот если не обнародовать Отчет об управлении, то никакого админштрафа быть не должно. Ведь такой Отчет не входит в комплект финансовой отчетности. Соответственно порядок ее обнародования нельзя считать нарушенным!

выводы

  • Наряду с другими субъектами финансовую отчетность за 2019 год вместе с аудиторским заключением обязаны обнародовать крупные предприятия — неэмитенты ЦБ, а также средние предприятия.
  • Обязательный аудит годовой финансовой отчетности нужно успеть провести до предельных сроков ее обнародования.
  • Вместе с годовой финансовой отчетностью и аудиторским отчетом обнародуют также Отчет об управлении.
  • Штраф за нарушение порядка обнародования годовой финансовой отчетности вместе с аудиторским отчетом может достигать 51 тыс. грн.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше