Темы статей
Выбрать темы

Разбитый автомобиль: переоценка и налоговые последствия

Павленко Алексей, налоговый эксперт
К нам обратился читатель с вопросами по разбитому после аварии легковому авто (не застрахованному). Нужна ли оценка/переоценка, в том числе для единоналожника? Можно ли реализовать авто и по какой цене? Что с налогами? Если оставлять его на балансе, что с транспортным налогом? Давайте вместе поищем ответы на эти вопросы.

Уценка

Формально П(С)БУ 7 «Основные средства» (п. 16) и Методрекомендации № 561* (п. 34) говорят, что предприятие может провести переоценку основных средств (ОС), только когда остаточная стоимость объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса. Здесь вам могут быть интересны три момента: необязательность переоценки, порог существенности и дата баланса.

* Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561.

Необязательность. В обоих этих нормативах (и в стандарте, и в Методрекомендациях) в отношении переоценки ОС применен глагол «может», а не «должно». Поэтому

переоценку (уценку) авто в данном случае, если она вам не выгодна, можно и проигнорировать

Тем более, что формально переоценка требует проведения оценки объекта(ов) ОС субъектом оценочной деятельности. Такой вывод прямо вытекает из ст. 7 Закона Украины от 12.07.2001 г. № 2658-III, где, в частности, прямо упомянута «переоценка основных фондов для целей бухгалтерского учета». А привлечение профессионального оценщика может влететь вам в хорошую копеечку…

Cущественность. Согласно п. 34 Методрекомендаций № 561 порог существенности для проведения переоценки или отражения уменьшения полезности объектов ОС определяется в размере 1 % чистой прибыли (убытка) предприятия или в размере, равном 10 % отклонения остаточной стоимости таких объектов ОС от их справедливой стоимости. В то же время вы вполне можете сами установить иной порог существенности, закрепив его приказом об учетной политике. И если справедливая стоимость авто после аварии превышает ваш порог существенности, то вы можете провести переоценку авто в бухучете.

Дата баланса. Если вы не избавились от разбитого авто до ближайшей даты баланса, составляемого за период, в котором состоялось обесценивание авто вследствие ДТП, тогда (при наличии на то желания) можете провести его переоценку.

Кроме того, помните, что согласно п. 16 П(С)БУ 7 в случае переоценки объекта ОС на ту же дату осуществляется переоценка всех объектов группы ОС, к которой относится этот объект. В то же время остаточная стоимость других объектов группы на дату баланса вполне может быть справедливой…

Кстати, уценка стоимости авто в бухучете в данном случае может сыграть разную роль для целей обложения разными налогами (см. ниже), однако возможную налоговую выгоду сначала стоит соизмерить с расходами на уценку (профоценщика)**, которые обычно бывают весьма «нескромными».

** Напомним, что стоимость услуг по оценке имущества отражается в составе административных расходов (п. 18 П(С)БУ 16): Дт 92 — Кт 685.

Уменьшение полезности

Альтернативой уценке может быть уменьшение полезности ОС. Эта процедура (если бухучет ведется по П(С)БУ) регулируется П(С)БУ 28 «Уменьшение полезности активов». Правда,

в отличие от уценки авто, в данном случае уменьшение полезности является процедурой обязательной

Ведь одним из признаков, свидетельствующих об уменьшении полезности, является физическое повреждение актива (п. 6 П(С)БУ 28). Поэтому вам необходимо довести балансовую стоимость объекта до суммы ожидаемого возмещения. И тут уже можно обойтись безо всяких оценщиков.

Напомним, что в обычных случаях (когда объект ранее не переоценивался) уменьшение полезности ОС отражается путем увеличения износа объекта с одновременным увеличением расходов (проводка: Дт 972 — Кт 131). То есть первоначальная стоимость объекта не затрагивается.

Исходя из принципа осмотрительности и используя аналогию с МСБУ 36 «Уменьшение полезности активов», наверное, следует уменьшать полезность «соответствующих» активов, в том числе на дату промежуточных (квартальных) балансов***. Поэтому если вы не избавились от разбитого авто до ближайшей даты баланса, составляемого за период, в котором состоялось ДТП, и не решили его на эту дату уценить, то вам необходимо будет рассчитать и отразить уменьшение его полезности. В то же время формально п. 5 П(С)БУ 28 говорит о проведении уменьшения полезности лишь на дату годового баланса — при необходимости можете этот момент попытаться использовать…

*** Подробнее об уменьшении полезности (в том числе и о дате тестирования на полезность) читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 43, с. 17.

Ну и важный момент: уменьшение полезности (обесценивание объекта вследствие его физического повреждения) тоже потребует соответствующего документального подтверждения реальной стоимости поврежденного объекта. Но здесь уже можно ограничиться заключением комиссии предприятия. Не помешает и заключение какого-нибудь стороннего эксперта (так как это влияет на налогообложение — см. ниже).

Реализация, цена и налоги

Нам не известны какие-либо ограничения, касающиеся реализации авто, не восстановленного после аварии. Цену за свое «покалеченное» авто вы можете установить любую, но размер ее может повлиять на налогообложение такой продажи. Самое время поговорить о налогах.

Налог на прибыль. Здесь все стандартно.

Если вы не применяете налоговые разницы, то ориентируетесь только на бухучетный результат от такой продажи (с учетом новой остаточной стоимости — если до этого была уценка или уменьшение полезности авто). При этом, если объект ранее переоценивался, то при его выбытии превышение сумм предыдущих дооценок (выгод от восстановления полезности) над суммой предыдущих уценок (потерь от уменьшения полезности) остаточной стоимости выбывшего ОС необходимо включить в состав нераспределенной прибыли с одновременным уменьшением капитала в дооценках (Дт 411 — Кт 441).

Если вы применяете налоговые разницы, то придется бухрезультат от продажи этого ОС корректировать еще на налоговые разницы. Так, в случае реализации производственных ОС необходимо финансовый результат до налогообложения:

— увеличить на сумму остаточной стоимости реализуемого объекта ОС, определенную в соответствии с П(С)БУ или МСФО (абзац четвертый п. 138.1 НКУ);

— уменьшить на сумму остаточной стоимости реализуемого объекта ОС, определенную по правилам, установленным ст. 138 НКУ (абзац третий п. 138.2 НКУ).

И здесь уценка/уменьшение полезности пойдет во вред, так как сработает другая налоговая разница (абзац второй п. 138.1 НКУ) и отнесенная в бухрасходы сумма уценки/уменьшения полезности увеличит налоговоприбыльный объект.

НДС. В соответствии с п. 188.1 НКУ база обложения при операции поставки необоротных активов (к которым относятся и ОС) определяется исходя из договорной стоимости, но не может быть ниже балансовой (остаточной) стоимости по данным бухучета, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции.

Понятное дело, что

предшествующее продаже уменьшение полезности (или уценка) разбитого авто уменьшит его балансовую стоимость, которая должна выступать минбазой обложения НДС в случае дальнейшей его продажи

Отметим, что так как уценка требует расходов на профоценщика, а соответствующее уменьшение полезности тоже необходимо обосновать документально, возможно, стоит пойти таким путем. Если авто разбито вдребезги (или достаточно сильно), то сначала его списать с баланса, а затем продать кому-то на запчасти (как груду металла и прочая) или по запчастям («россыпью»).

Однако в этом случае, чтобы не начислять НДС при ликвидации ОС (см. п. 189.9 НКУ), нужно надлежаще оформить акт ликвидации авто (форма № ОЗ-4) и иметь официальные документы, подтверждающие факт ДТП (акт аварии и т. п.). И хотя в п. 189.9 НКУ говорится о представлении налоговикам документа на списание ОС, Минфин в Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом от 03.08.2018 г. № 673, указывает, что подавать налоговикам вместе с декларацией по НДС акты, подтверждающие ликвидацию объекта ОС, не обязательно.

То есть плательщик НДС может подать их фискалам либо по собственной инициативе, либо по их запросу (см. также БЗ 101.06).

В общем, как тут поступить, ориентируйтесь по своей конкретной обстановке…

Единый налог. Если вы плательщик единого налога (ЕН) и это авто провисело на балансе больше 12 календарных месяцев с даты ввода его в эксплуатацию, то для целей обложения ЕН уценка/уменьшение полезности авто может сыграть как раз отрицательную роль. Поскольку для таких («сверхгодовых») ОС в доход от их продажи включается разница между суммой средств, полученных от продажи ОС, и их остаточной (балансовой) стоимостью на дату продажи (п. 292.2 НКУ). А на такую балансовую стоимость одинаково негативно (в сторону ее уменьшения) повлияет как уценка, так и уменьшение полезности авто. В таком случае смысла заморачиваться с уценкой (особенно до стоимости ниже планируемой продажной) однозначно нет. А по изложенным выше причинам (переоценка добровольна) налоговики не имеют права настаивать на обязательности уценки авто в бухучете и обвинять вас на этом основании в уходе от уплаты ЕН.

Но вот что касается уменьшения полезности, то, поскольку оно является обязательным, желательно поспешить избавиться от разбитого авто до ближайшей даты баланса. Особенно если это дата годового баланса. Если уж не успели избавиться от разбитого авто до даты внутригодового (квартального) баланса, то пытайтесь защищаться тем, что формально п. 5 П(С)БУ 28 говорит об уменьшении полезности лишь на дату годового баланса, а на эту дату объект уже был выбывшим ☺.

Если авто «моложе» года, то под ЕН попадет вся сумма полученных средств (т. е. уценка/уменьшение полезности здесь на ЕН не повлияет).

Транспортный налог (если авто не реализуем)

Для целей взимания транспортного налога имеет значение среднерыночная стоимость легкового авто — она должна превышать 375 МЗП в размере, установленном на 1 января отчетного года (п.п. 267.2.1 НКУ). Но эта стоимость учитывает только стандартный износ неразбитого авто****. Исходя из этого Минэкономики каждый год формирует Перечень легковых автомобилей, подлежащих обложению транспортным налогом, среднерыночная стоимость которых превышает упомянутые 375 МЗП (с учетом их «возраста» — от 1 до 5 лет) на своем сайте*****.

**** См. Порядок определения среднерыночной стоимости легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 10.04.2013 г. № 403.

***** me.gov.ua/Vehicles/CalculatePrice?lang=uk-UA

То есть если ваше авто попало в Перечень и вписывается в «возрастной ценз», то транспортный налог придется уплачивать. И пока такое авто числится в Перечне и у вас на балансе, с этой груды металла придется платить традиционные 25000 грн. (в расчете на год).

И платить их нужно, пока не истекут контрольные 5 (или менее) лет с даты выпуска либо (если это случится раньше) пока вы не спишете авто с баланса или не продадите…

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше