Темы статей
Выбрать темы

Добровольная ликвидация юрлица: пошаговая инструкция

Амброзяк Наталья, юрист, Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Солошенко Людмила, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Из предыдущего раздела вы уже знаете, что ликвидация может быть добровольной и принудительной. Предлагаем вам далее сосредоточиться на добровольной ликвидации. С чего начать? Какие действия предпринять? В этом разделе поговорим об алгоритме добровольной ликвидации юрлица.

Из предыдущего раздела вы уже знаете, что ликвидация может быть добровольной и принудительной. Предлагаем вам далее сосредоточиться на добровольной ликвидации. С чего начать? Какие действия предпринять? В этом разделе поговорим об алгоритме добровольной ликвидации юрлица.

2.1. Решение о ликвидации

Для любого юрлица добровольная ликвидация начинается с принятия соответствующего решения его участниками (собственниками, акционерами и т. д.). Какие же требования выдвигает законодательство к процессу принятия решения и его документальному оформлению?

Процесс принятия решения

Конечно же, нужно созвать общее собрание участников (собственников/акционеров). Порядок созыва собрания для принятия решения о ликвидации такой же, что и для принятия обычных решений. Его вы можете найти в уставе и/или в нормативке, регулирующей деятельность того или иного юрлица. Например, для ООО — это Закон об ООО, для АО — Закон об АО и т. д.

Также не забывайте о необходимом количестве голосов. Так, решение о ликвидации ООО, порядке ее проведения, персональном составе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), а также об утверждении ликвидационного баланса должно набрать 3/4 голосов всех участников общества, имеющих право голоса по этим вопросам (ч. 2 ст. 34 Закона об ООО). Однако перед тем как принимать решение о ликвидации юрлица, обязательно загляните в свои уставные документы! Там могут быть установлены особенности в части количества необходимых голосов.

Те же решения в отношении АО должны набрать 3/4 голосов акционеров, зарегистрировавшихся для участия в общем собрании и являющихся собственниками голосующих по соответствующему вопросу акций. При этом общее собрание акционеров может принимать какие-либо решения только при участии в нем акционеров, владеющих более 50 % голосующих акций (кворум) (ч. 2 ст. 41 Закона об АО).

Оформление решения

Решение фиксируется в протоколе (для ООО с несколькими участниками и АО), решении (для ООО с одним участником) или распоряжении (для ЧП). Там, кроме привычных нам сведений (данные об участниках, повестка дня и т. д.), необходимо указать (п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона № 755, ст. 105 ГКУ):

1) сведения о персональном составе ликвидационной комиссии, ее председателе или о ликвидаторе, их/его регистрационные номера учетных карточек плательщиков налогов или серии и номера паспортов (если у членов комиссии, ее председателя и/или ликвидатора в паспорте есть специальная отметка о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта);

К слову,

согласно ч. 3 ст. 105 ГКУ функции ликвидатора может выполнять орган управления юрлица

Например, директор.

Учтите: датой назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) будет считаться дата принятия решения о ликвидации. Конечно, если в протоколе (решении, распоряжении) вы не указали другую дату. Ведь формально ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинают действовать с момента принятия решения о прекращении юрлица;

2) порядок и срок заявления кредиторами своих требований к юрлицу.

Обратите внимание: минимальный срок заявления кредиторами своих требований — 2 месяца, а максимальный — 6 месяцев со дня обнародования уведомления о решении по прекращению юрлица (ч. 5 ст. 105 ГКУ).

Рекомендуем также в протоколе (решении, распоряжении) указать:

— данные лица, уполномоченного подать документы госрегистратору;

— основание для ликвидации юрлица (п. 1 ч. 1 ст. 110 ГКУ);

— само по себе решение ликвидировать юрлицо. Оно должно быть четким и безусловным. Например: «Припинити Товариство шляхом його ліквідації».

Протокол (решение, распоряжение) прошивается, его страницы нумеруются. Этот документ подписывают учредители (участники) юрлица или председатель и секретарь общего собрания (п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона № 755).

А можно ли отменить решение о ликвидации или сменить ликвидатора (состав ликвидационной комиссии)?

Да, это возможно. Как для отмены решения, так и для смены ликвидатора (состава ликвидационной комиссии) нужно всего лишь подать госрегистратору соответствующее решение участников (собственников, акционеров) юрлица (ч. 11 и 12 ст. 17 Закона № 755).

Уведомление госрегистратора

Согласно ч. 1 ст. 105 ГКУ участники юрлица, принявшие решение о его прекращении, обязаны письменно уведомить госрегистратора в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.

Уведомление заключается в том, что нужно подать оригинал или нотариально заверенную копию решения участников о прекращении юрлица (см. выше).

Обратите внимание: если документы подает уполномоченный представитель юрлица (не директор или лицо, указанное в ЕГР), то госрегистратору нужно предоставить еще и нотариально удостоверенную доверенность (ее нотариально заверенную копию) или любой другой документ, подтверждающий полномочия представителя (ч. 5 ст. 6 Закона № 755).

Протокол или его нотариально удостоверенную копию можно:

— подать через один из центров предоставления админуслуг;

— направить по почте.

Также подать документ можно нотариусу, который имеет право осуществлять регистрационные действия, связанные с ЕГР.

К сожалению, подать протокол в электронном виде пока невозможно. Надеемся, что в скором времени ситуация изменится.

После того как госрегистратор получит решение о прекращении, он вносит в ЕГР (в данные о юрлице) запись «перебуває в процесі припинення».

Учтите: внесение этой записи еще не означает, что юрлицо прекратилось. Оно пока еще продолжает существовать.

С момента регистрации решения о прекращении от имени юрлица действует исключительно ликвидационная комиссия (ликвидатор) или уполномоченные ею (им) лица

То есть, по сути, комиссия (ликвидатор) принимают на себя функции исполнительного органа (директора, дирекции, наблюдательного совета и т. д.). Именно ликвидационная комиссия (ликвидатор) совершает последующие шаги в процессе ликвидации юрлица.

2.2. Работа ликвидационной комиссии

Инвентаризация и оценка имущества

Инвентаризация. В соответствии с п. 7 разд. І Положения № 879 прекращение (в том числе и ликвидация) юрлица — основание для обязательного проведения сплошной инвентаризации.

Напомним: сплошной инвентаризацией охватываются все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, переданные в прокат, аренду или находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от технического состояния (п. 6 разд. І Положения № 879).

Кроме того, под такой вид инвентаризации подпадают активы и обязательства, учитывающиеся на забалансовых счетах. В частности, речь идет о ценностях, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании, распоряжении или на хранении (это объекты оперативной аренды основных средств, материальные ценности на ответхранении, переработке, комиссии, монтаже). Также инвентаризации подлежат условные активы и обязательства (залог, гарантия и т. д.), бланки документов строгой отчетности и другие активы.

Организация процесса инвентаризации возлагается на ликвидационную комиссию (ликвидатора).

Оценка имущества. Если ликвидируется государственное, коммунальное предприятие или предприятие с госдолей (коммундолей), то обязательно проводится оценка имущества с привлечением профессионального оценщика. Такое правило закреплено в абзаце третьем ч. 2 ст. 7 Закона об оценке. В случае же с обычными коммерческими предприятиями оценка имущества не обязательна. Разве что об этом прямо будет сказано в уставных документах юрлица.

Взаимоотношения с контрагентами

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана предпринять все необходимые меры по взысканию дебиторской задолженности юрлица (ч. 1 ст. 111 ГКУ). В частности, комиссия (ликвидатор) может заявлять требования и иски о взыскании задолженности с должников юрлица. Обратите внимание: каждого из должников нужно письменно уведомить о ликвидации юрлица.

Кроме того, именно ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает процедуру погашения кредиторской задолженности*. Также она (он) принимает меры по возврату имущества, находящегося у третьих лиц (например, на хранении или в аренде).

* Подробно о расчетах с контрагентами см. в разделе 5.

Промежуточный ликвидационный баланс

После окончания срока для заявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс.

В нем указывают сведения о составе имущества ликвидирующегося юрлица, перечень предъявленных к нему требований и результаты рассмотрения таких требований (ч. 8 ст. 111 ГКУ).

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юрлица. Подробнее о нем читайте в подразделе 8.1.

Закрываем «лишние» счета в банках

В процессе ликвидации используется лишь один текущий счет ликвидируемого предприятия. Его ликвидационная комиссия (ликвидатор) выбирает самостоятельно (ч. 3 ст. 111 ГКУ, п. 147 Инструкции № 492). Такой счет будет использоваться для расчетов с кредиторами (в том числе для погашения налоговой задолженности) в ходе ликвидации.

Все остальные текущие счета предприятия ликвидационная комиссия должна закрыть до окончания срока предъявления требований кредиторов

Заметим, что с выполнением этой задачи могут помочь налоговики. Так, по обращению ликвидационной комиссии (ликвидатора) они предоставят перечень незакрытых в финансовых учреждениях счетов ликвидируемого предприятия (п. 11.9 Порядка № 1588).

Согласно п. 147 Инструкции № 492 для закрытия текущих счетов ликвидационная комиссия (ликвидатор) подает в банк:

— копию решения участников или уполномоченных учредительными документами органов управления о ликвидации юрлица, удостоверенную в установленном законодательством Украины порядке или уполномоченным работником банка;

— заявление о закрытии счета в произвольной форме (содержание такого заявления см. в п. 148 Инструкции № 492).

Текущий счет закроют:

— в день получения заявления (при условии, что оно было подано в операционное время) — если на счете нет средств;

— на следующий день после проведения по такому счету последней расчетной операции — если на счете есть средства.

О том, что счет закрыт, банк выдаст ликвидирующемуся предприятию справку (п. 149 Инструкции № 492).

При этом налоговиков о закрытии счетов банки уведомят самостоятельно (п. 69.2 НКУ). Поэтому ликвидационной комиссии дополнительно уведомлять налоговиков о закрытии счетов не нужно.

После того как процедура ликвидации будет завершена, ликвидационная комиссия закроет последний текущий счет ликвидируемого предприятия на основании поданного в банк заявления о закрытии счета (п. 147 Инструкции № 492).

Увольняем работников

Ликвидация предприятия — это одно из оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ). Хотя работники могут уволиться и по собственному желанию на основании ст. 38 КЗоТ.

Запомните: трудовое законодательство в случае увольнения согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ предусматривает определенные гарантии для работников. Подробно об этом см. в разделе 7.

Разбираемся с контролирующими органами

Детали процедуры снятия юрлица с учета вы сможете прочесть в разделе 6 этого номера.

Здесь сосредоточимся лишь на основных нюансах прохождения проверок.

Налоги и сборы. Юрлиц в процессе ликвидации налоговики проверяют в рамках внеплановой документальной проверки на основании п.п. 78.1.7 НКУ.

Толчком к началу проверки должно послужить получение налоговиками информации о пребывании юрлица в процессе ликвидации. Такие сведения могут поступить от:

— госрегистратора (информация передается после регистрации решения участников (собственников, акционеров) о ликвидации);

— хозсубъекта (подается заявление по форме № 8-ОПП).

Подача заявления касается только тех юрлиц, которые не внесены в ЕГР или в отношении которых установлены особенности их регистрации (например, банки). В отношении же остальных субъектов госрегистратор сообщит о начале процедуры ликвидации самостоятельно.

Период для проведения внеплановой документальной проверки по налогам и сборам по общему правилу — 1095 дней*

* 2555 дней — для трансфертных случаев.

Важно! При проведении «ликвидационного» налогового контроля фискалы должны организовать и спланировать его таким образом, чтобы требования по поводу уплаты налогов, сборов и прочих обязательных платежей были сформированы и получены лицом, ответственным за погашение денежных обязательств или налогового долга, не позднее срока, определенного для заявления кредиторами своих требований (п. 11.6 Порядка № 1588).

Напомним: минимальный срок составляет 2 месяца с момента принятия решения о прекращении, а максимальный — 6 месяцев.

Если до завершения срока для расчетов с кредиторами налоговики выявили задолженности по уплате налогов и сборов либо наличие задолженностей или денежных обязательств, срок уплаты которых не наступил, то фискалы «блокируют» окончательную ликвидацию юрлица в ЕГР. В частности, они направляют гос- регистратору информацию о наличии задолженности по уплате налогов и сборов (абзац седьмой п. 11 ч. 1 ст. 28 Закона № 755).

Стоит ли говорить, что в большинстве случаев после получения информации о начале ликвидационной процедуры налоговики сразу же информируют госрегистратора о наличии задолженности.

И только после ее погашения контролирующий орган передает в ЕГР информацию об отсутствии долгов (п. 11.10 Порядка № 1588). Таким образом фискалы «дают добро» на окончательную ликвидацию юрлица.

ЕСВ. Когда налоговики получат уведомление от госрегистратора, они проведут документальную внеплановую проверку. После ее проведения фискалы, в идеале, должны уведомить госрегистратора об отсутствии задолженности по ЕСВ (как и в случае с проверкой по налогам и сборам).

Напомним: по ЕСВ-обязательствам сроков давности нет. Соответственно налоговики могут проверить весь период существования юрлица с 01.01.2011 г. (именно тогда администрирование ЕСВ было передано фискалам), если ранее проверки не было. Периоды до 01.01.2011 г. проверят пенсионщики.

Более подробно о проведении проверки налоговиками см. в подразделе 8.4.

Обратите внимание: «заблокировать» ликвидацию могут ПФУ и фонды социального страхования. Задолженность по страховым платежам также является основанием для отказа во внесении записи «припинено» в ЕГР. Об этом нам говорит абзац девятый п. 11 ч. 1 ст. 28 Закона № 755.

Закрываем обособленные подразделения, выходим из обществ

Закрываем подразделения. Для этого потребуется принять решение о закрытии обособленного подразделения (филиала, представительства) и уведомить госрегистратора, чтобы тот внес соответствующую запись в ЕГР. Подробно эту процедуру обсудим в разделе 3.

Выходим из хозобществ. Если юрлицо является участником/собственником других юрлиц, то ему придется выйти из их состава или продать соответствующую долю в уставном капитале. Ведь если этого не сделать, то можно заблокировать работу таких юрлиц. После внесения записи «припинено» в ЕГР ликвидированный хозсубъект не сможет принять какие-либо решения в отношении своей доли.

Кроме того, палки в колеса вставляет и абзац третий п. 11 ч. 1 ст. 28 Закона № 755. Так, госрегистратор не зарегистрирует прекращение юрлица, если в ЕГР содержатся сведения о том, что оно является участником других юрлиц.

Аннулируем лицензии

Для аннулирования лицензий, как правило, особых усилий прилагать не нужно. Лицензия должна аннулироваться автоматически после прекращения юрлица в ЕГР (т. е. внесения в него записи «припинено»). Об этом говорит п. 3 ч. 12 ст. 16 Закона о лицензировании.

При этом орган лицензирования должен принять решение о таком аннулировании в течение 5 рабочих дней с даты внесения соответствующей записи в ЕГР.

Но учтите: это относится только к тем лицензиям, которые выдают по Закону о лицензировании. Что касается лицензий, выдача и аннулирование которых регулируются другими нормативными актами, то там могут быть свои особенности. Так, например, чтобы аннулировать «алкогольную» или «горючую» лицензию, субъекту придется подать заявление об этом (ч. 19 ст. 3, ч. 49 ст. 15 Закона № 481).

Составляем ликвидационный баланс

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс. Его, как и в случае с промежуточным ликвидационным балансом, должен утвердить орган, который принял решение о ликвидации (ч. 11 ст. 111 ГКУ). Такой ликвидационный баланс нужно предоставить налоговикам (ч. 11 ст. 111 ГКУ). Подробнее см. в подразделе 8.1.

Имущество предприятия, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (в том числе по налогам, сборам, ЕСВ и другим обязательным платежам), передается участникам юрлица*. Иные правила могут предусматриваться в уставных документах хозсубъекта или в законах (ч. 12 ст. 111 ГКУ).

* О расчетах с участниками см. в разделе 6.

Отменяем регистрацию выпусков ценных бумаг

Если речь идет об АО, то они отменяют регистрацию выпуска акций в соответствии с Порядком отмены регистрации выпусков акций, утвержденным решением НКЦБФР от 23.04.2013 г. № 737.

Порядок отмены выпусков других ценных бумаг можно найти в специальных решениях НКЦБФР для того или иного вида ценной бумаги. Например, отмена выпуска облигаций предприятий урегулирована Положением о порядке осуществления эмиссии облигаций предприятий, облигаций международных финансовых организаций и их обращении, утвержденным решением НКЦБФР от 27.12.2013 г. № 2998.

Заметьте: если ценные бумаги не аннулировать, то в госрегистрации прекращения юрлица откажут (абзацы пятый и шестой п. 11 ч. 1 ст. 28 Закона № 755).

Передаем документы в архив

При ликвидации предприятия его архивные дела, отнесенные к Национальному архивному фонду**, передают в упорядоченном состоянии соответствующему государственному архивному учреждению (архивному отделу горсовета).

** Национальный архивный фонд — это совокупность архивных документов, которые отражают историю духовной и материальной жизни украинского народа и других народов, имеют культурную ценность и являются достоянием украинской нации.

Ликвидируемые предприятия, не имеющие вышестоящих органов, также передают в архивные учреждения:

— архивные дела по основной деятельности, сроки временного хранения которых еще не закончились;

— документы, не завершенные в делопроизводстве;

— документы по кадровым вопросам (личному составу).

Обратите внимание: виды документов, связанных с социальной защитой граждан, которые подлежат передаче в архив в случае ликвидации предприятий, приведены в Перечне № 430/5.

Кроме того, необходимость передать на архивное хранение учетные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, за период деятельности предприятия не менее чем 1095 дней (2555 дней — для трансфертных случаев) до даты ликвидации, предусмотрена п. 44.3 НКУ.

Что касается документов, сроки хранения которых истекли, то их уничтожают. Но сделать это нужно правильно: после проведения экспертизы их ценности, одобрения акта об изъятии документов для уничтожения экспертной комиссией предприятия и его рассмотрения экспертно-проверочной (экспертной) комиссией государственного архивного учреждения (архивного отдела горсовета), в зоне комплектования которого находится предпри- ятие.

Подробно о процессе уничтожения документов вы можете прочесть в «Налоги & бухучет», 2020, № 41, с. 45.

Сроки хранения документов установлены перечнями № 578 и № 430/5. При этом в соответствии с п. 2.10 Перечня № 578

исчисление сроков хранения осуществляется с 1 января года, следующего за годом завершения документов делопроизводством

Согласно п. 8 гл. 3 разд. ХV Правил № 1000 для госрегистрации ликвидации юрлица архивное учреждение, принявшее документы на хранение, выдает соответствующую справку. Такую справку необходимо предоставить госрегистратору для государственной регистрации прекращения юрлица (ч. 13 ст. 17 Закона № 755).

Вносим запись «припинено» в ЕГР

После прохождения всех предыдущих шагов вам снова придется обратиться к госрегистратору.

Для того чтобы внести запись «припинено» в сведения о юрлице в ЕГР, нужно подать (ч. 13 ст. 17 Закона № 755):

— заявление (форма 2*).

* Форма заявления утверждена приказом Минюста от 18.11.2016 г. № 3268/5.

При этом для отражения информации о ликвидации юрлица предназначена с. 10 заявления;

справку архивного учреждения о принятии документов, которые в соответствии с законом подлежат долгосрочному хранению;

нотариально удостоверенную доверенность (ее нотариально заверенную копию) или любой другой документ, подтверждающий полномочия — если документы подает не ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии (ч. 5 ст. 6 Закона № 755).

А вот подавать справки об отсутствии налогового и/или ЕСВ-долга уже нет необходимости. Эти данные, как мы сказали выше, по окончании проверки и погашения задолженностей фискалы должны передать напрямую госрегистратору в электронном виде самостоятельно. Об этом нам говорит п. 11.10 Порядка № 1588.

Важно!

Обращаться к госрегистратору с заявлением об окончательной ликвидации можно не ранее истечения срока для заявления требований кредиторами.

Однако на практике, как правило, эти сроки успевают истечь еще до того, как вы пройдете проверки у налоговиков.

Уничтожаем печати и штампы

Что касается печатей и штампов, то на сегодняшний день их не нужно сдавать в органы внутренних дел для уничтожения. Это требование утратило силу еще в 2011 году. Поэтому

порядок уничтожения печатей и штампов юрлицо определяет самостоятельно (см. письмо Минюста от 14.08.2014 г. № 6820-0-4-14/8.1)

Если на предприятии действует положение об использовании печатей и штампов (или любой другой внутренний документ), которым определен порядок их уничтожения, то руководствуемся этим положением.

Также, возможно, некоторые особенности установлены в уставе юрлица. Если же ни в одном внутреннем документе такого порядка нет, то уничтожение печатей и штампов можно оформить с помощью акта произвольной формы.

Электронные подписи и печать должны аннулироваться в течение 2 часов после получения субъектом, выдавшим сертификаты открытых ключей электронной подписи и печати, информации о ликвидации юрлица (абзац пятый п. 2 ч. 1 ст. 25 Закона № 2155).

Однако, конечно же, надежнее аннулировать электронные подписи и печать самостоятельно.

В целом, все не так страшно, как кажется. А при поддержке этого спецвыпуска — тем более. Так что не волнуйтесь!

выводы

  • Запись в ЕГР «перебуває в процесі припинення» еще не означает, что юрлицо ликвидировано. Оно продолжает существовать до внесения в ЕГР записи «припинено».
  • Ликвидацию юрлица осуществляет ликвидационная комиссия или ликвидатор. При добровольной ликвидации требований к персональному составу этого органа нет.
  • До того как юрлицо будет ликвидировано, ему придется закрыть «лишние» банковские счета, обособленные подразделения, сняться с налогового учета и осуществить ряд других действий.
  • Финальный этап ликвидации — внесение записи об этом в ЕГР или, другими словами, госрегистрация ликвидации.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше