Темы статей
Выбрать темы

Рекламные объявления, доставка и другие расходы онлайн-торговца

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
В этой статье поговорим об основных расходах, которые придется нести онлайн-торговцу в процессе осуществления своей деятельности. Определим порядок их бухгалтерского учета и влияние на налоговую нагрузку субъекта хозяйствования.

Учитываем расходы на доставку

Бухгалтерский учет. Независимо от того, кем осуществляется доставка (собственными силами или курьерской службой), расходы на транспортировку товаров:

1) на склад онлайн-торговца — относят в состав транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) (п. 9 П(С)БУ 9). Их отражают в учете одним из способов:

— сразу включают в первоначальную стоимость товаров (Дт 281 — Кт 631, 661, 651, 20, 131);

— обобщают на отдельном субсчете 289 (Дт 289 — Кт 631, 661, 651, 20, 131). А затем ежемесячно распределяют между суммой остатка товаров на конец месяца и стоимостью товаров, выбывших за этот месяц. Сумму ТЗР, приходящуюся на реализованные товары, списывают проводкой Дт 902 — Кт 289. Способ отражения ТЗР в учете предприятие выбирает самостоятельно и закрепляет свое решение в приказе об учетной политике (подробнее об учете ТЗР см. «Налоги & бухучет», 2018, № 50, с. 77);

2) покупателю — отражают в составе расходов на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16): Дт 93 — Кт 631, 661, 651, 20, 131 или включают в себестоимость реализованных транспортных услуг — если торговец выделяет стоимость доставки отдельно, а значит, оказывает транспортную услугу покупателю: Дт 23 — Кт 631, 661, 651, 20, 131, а затем Дт 903 — Кт 23.

А если доставка осуществляется покупателю непосредственно со склада поставщика?

Тогда всю стоимость доставки целесообразно считать расходами на сбыт (или себестоимостью оказанной транспортной услуги). Хотя иногда все-таки общую сумму стоит распределять на расходы при приобретении и расходы при продаже (например, в случае импорта).

Как быть с расходами на обратную доставку невостребованных заказов?

Это однозначно расходы на сбыт. Несмотря на то что товар в этом случае доставляется на склад интернет-магазина.

Налог на прибыль и НДС. По услугам сторонних перевозчиков никаких вопросов — налоговоприбыльных корректировок нет, на основании зарегистрированной НН отражаем налоговый кредит (НК) по НДС. А в случае осуществления перевозок собственными силами могут возникнуть амортизационные разницы согласно п. 138.1 НКУ, а также необходимость начисления компенсирующих НО согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ — в случае сверхнормативного расхода топлива (см. письмо ГУ ГНС в Донецкой области от 04.05.2020 г. № 1782/10/ІПК/05-99-33-02-13 (далее — письмо № 1782), письмо ГУ ГФС в Харьковской области от 10.05.2018 г. № 2065/ІПК/20-40-13-11-11).

ФЛП-общесистемщики. Стоимость услуг доставки, оплаченную сторонним перевозчикам, включают в расходы согласно п.п. 177.4.4 НКУ. Конечно, если выполнены все условия признания расходов из п. 177.2 НКУ (расходы связаны с хоздеятельностью, фактически понесены (т. е. оплачены) и документально подтверждены).

Зарплату водителей (п.п. 177.4.2 НКУ), стоимость израсходованного топлива (п.п. 177.4.1 НКУ), амортизацию грузового автомобиля (п.п. 177.4.6 НКУ), аренду автомобиля (п.п. 177.4.4 НКУ) общесистемщик тоже учитывает в расходах. Правда, налоговики иногда забывают, что НКУ уже позволяет относить сумму амортизации грузового автомобиля в состав расходов ФЛП-общесистемщика (письмо № 1782).

Объявления на спецсайтах

Имеем в виду такие сайты, как olx.ua, prom.ua, bigl.ua и др. Расходы на продвижение товара на этих сайтах включают в сбытовые расходы (списывают на счет 93 по акту оказанных услуг).

Кстати, для того чтобы проблем с документами не возникло, на указанных сайтах сразу регистрируйтесь от имени торгующего субъекта хозяйствования. Тогда и акты оказанных услуг будут оформлены так, как нужно, и налоговые накладные попадут к вам своевременно. Правда, учтите: как ООО «Емаркет Украина» (olx.ua), так и ООО «УАПРОМ» (prom.ua, bigl.ua) предоставляют все документы исключительно в электронном виде при помощи сервиса электронного документооборота «Вчасно» (во всяком случае, таковы условия оферты, размещенной на сайтах этих хозяйствующих субъектов).

Налог на прибыль и НДС. По налогу на прибыль разниц не возникает. А вот в целях неначисления компенсирующих НО (согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ) плательщику следует побеспокоиться о подтверждении хозяйственности понесенных расходов.

Достаточно ли одного акта оказанных услуг, чтобы подтвердить их хозяйственность?

Формально вполне. Ведь наличия других документов НКУ не требует. Но практика показывает, что плательщикам дешевле сразу позаботиться о дополнительных документальных доказательствах, чем потом обосновывать их отсутствие в суде. Тем более, если делать все своевременно, то раздобыть такие доказательства совсем не сложно. Для этих целей подойдут «принт-скрины» экрана с изображением рекламных объявлений, отчеты, выписки из личного кабинета пользователя и т. д.

ФЛП-общесистемщики. Относят стоимость размещения рекламных объявлений в состав своих расходов согласно п.п. 177.4.4 НКУ.

Другие сбытовые расходы

Аренда склада и точек выдачи, расходы на телефонную связь (call-центр) и упаковку заказов — это все сбытовые расходы периода.

ФЛП-общесистемщики. Основания для отражения таких расходов в расходной части КУДР вы найдете в пп. 177.4.4 и 177.4.1 НКУ.

Порча товаров

В учетных целях порча представляет собой сверхнормативные потери. Поэтому испорченные товары списывают в состав прочих операционных расходов (Дт 947) по их фактической себестоимости с учетом ТЗР (п. 27 П(С)БУ 9, п. 5.7 Методрекомендаций № 2). Одновременно со списанием стоимость испорченных товаров отражают за балансом — учитывают на субсчете 072 до момента установления виновных в порче лиц и взыскания с них ущерба, нанесенного предприятию.

После установления виновного лица, которое обязано возместить ущерб, на сумму причитающегося возмещения делают запись: Дт 375 — Кт 716 (п. 27 П(С)БУ 9, Инструкция № 291). Одновременно сумму недостачи списывают с забалансового субсчета 072. А вот если виновное лицо не установлено, то сумму потерь учитывают на субсчете 072 до истечения срока исковой давности — 3-х лет с момента установления факта порчи.

Налог на прибыль и НДС. По налогу на прибыль никаких разниц. А вот сумму входного НДС, уплаченного при приобретении товаров, которые впоследствии были испорчены, придется компенсировать путем начисления НО согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ. Подробнее о порчах см. «Налоги & бухучет», 2019, № 66, с. 2.

ФЛП-общесистемщики. Стоимость испорченного товара общесистемщик не учитывает в составе своих расходов. Но и доходов в связи с такой порчей у него не возникнет.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше