23.11.2020
Позиция налоговиков | Мнение редакции |
Идентификатор объекта налогообложения | |
Плательщик при заполнении графы 5 самостоятельно определяет внутренний идентификатор каждого объекта налогообложения и для удобства ведения учета объектов налогообложения может учитывать количество таких объектов в порядке их увеличения (БЗ 116.11) | Коротко напомним: речь идет о порядке заполнения графы 5 ф. № 20-ОПП. Здесь указывается числовое значение, которое состоит из кода типа объекта налогообложения и внутреннего идентификатора, принятого плательщиком, состоящего из 5 знаков. В приложении к ф. № 20-ОПП приведен пример: для кафе идентификатор объекта налогообложения может быть 24700001, где 247 — код типа объекта налогообложения в соответствии с рекомендованным Справочником типов объектов налогообложения (далее — Справочник), а 00001 — внутренний идентификатор, принятый самим плательщиком. А если плательщик не хочет начинать внутренний идентификатор с 00001? Может ли он начать его, например, с 90000 и каждый следующий объект идентифицировать не в порядке увеличения, а в порядке убывания? То есть, например, первое кафе плательщик обозначит идентификатором как «24790000», а второе — «24780000». Порядок № 1588* регламентирует только первые три цифры 8-значного идентификатора. Остальные пять цифр плательщик может определять на свое усмотрение — как ему удобно. Налоговики рекомендуют для удобства запускать внутренний идентификатор в порядке увеличения, однако и против порядка убывания не имеют никаких возражений |
* Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588. | |
Если ПРРО применяется не по месту расположения хозяйственной единицы, при заполнении ф. № 1-ПРРО вместо идентификатора объекта налогообложения надо указать его данные (офис, квартира и т. п.) и регистрационный адрес субъекта хозяйствования. ФЛП группы 2, которые не имеют объектов налогообложения, при заполнении регистрационного заявления по ф. № 1-ПРРО вместо идентификатора могут указать восемь нулей «00000000» и адрес регистрации такого ФЛП (БЗ 109.24) | В заявлениях на регистрацию обычного (ф. № 1-РРО) или программного (ф. № 1-ПРРО) РРО обязательно указывается идентификатор объекта налогообложения той хозяйственной единицы, на которую они регистрируются. Однако обычный РРО практически всегда привязан к какой-то хозяйственной единице. Информация об этой хозяйственной единице должна попасть в Единый банк данных (далее — ЕБД) именно благодаря ф. № 20-ОПП. Отсутствие информации о хозяйственной единице является основанием для отказа в регистрации РРО (п.п. 8 п. 2 разд. ІІ Порядка регистрации и применения РРО, утвержденного приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547). А вот ПРРО может запросто применяться без привязки к хозяйственной единице (например, при торговле через Интернет и доставке товара курьером по адресу покупателя). Тем не менее подавать ф. № 20-ОПП для регистрации ПРРО тоже необходимо (п. 6 разд. ІІ Порядка, утвержденного приказом Минфина от 23.06.2020 г. № 317). Однако ПРРО часто бывает не стационарным, а портативным. При таких обстоятельствах, регистрируя ПРРО, насколько корректно указывать идентификатором хозяйственной единицы офис или другое место, где зарегистрирован субъект хозяйствования (например, автомобиль)? Ведь фактически деятельность осуществляется не в офисе, а за его пределами. Однако налоговики все же предлагают указывать идентификатором хозединицы идентификатор офиса или другого объекта, где зарегистрирован плательщик, и ниже указать регистрационный адрес продавца, который применяет ПРРО. А если в качестве продавца выступает ФЛП, то у него может вообще не быть никаких объектов налогообложения. И хотя ф. № 1-ПРРО говорит только о ФЛП-единоналожниках, а консультация налоговиков — вообще только о единоналожниках группы 2, считаем, что такая ситуация возможна у любого ФЛП. При таких обстоятельствах вместе с регистрационным адресом ФЛП надо указывать также условный идентификатор «00000000». Такого идентификатора в ф. № 20-ОПП быть не может, но поскольку это предусмотрено собственно формой ф. № 1-ПРРО, можем этим пользоваться. Посыл налоговиков простой — поле «Ідентифікатор об’єкта оподаткування» в ф. № 1-РРО или 1-ПРРО ни при каких обстоятельствах не может быть пустым. Однако еще не известно, как эта схема заработает на практике. Удастся ли зарегистрировать ПРРО с идентификатором «00000000»? Если нет, каждому ФЛП, который регистрирует ПРРО, придется подавать ф. № 20-ОПП с данными о своей квартире, доме или другом объекте недвижимости, в котором он зарегистрирован как ФЛП (см. следующий вопрос) |
Квартира учредителя юрлица или ФЛП | |
Если место жительства руководителя, учредителя или ФЛП является основным местом учета юрлица или местом, где осуществляется предпринимательская деятельность (или местом, связанным с осуществлением такой деятельности), такой плательщик подает ф. № 20-ОПП. Уведомление заполняется с учетом следующих особенностей: в графе 3 указывается тип объекта налогообложения («682» — «квартира», «685» — «житловий будинок», «293» — «котедж» и т. п.); в графе 9 указывается: «2» — эксплуатируется или «8» — арендуется (БЗ 116.11) | Немало юрлиц регистрируются в квартирах, а ФЛП собственно только по месту жительства и могут регистрироваться. Следовательно, возникает вопрос: нужно ли подавать ф. № 20-ОПП относительно дома или квартиры, в которых зарегистрирован субъект хозяйствования? Налоговики прогнозируемо заявляют, что ф. № 20-ОПП нужно подавать. В других консультациях из БЗ 116.11 они об этом говорили и раньше, как для юрлиц, так и для ФЛП. То есть не важно, осуществляется в квартире хозяйственная деятельность или нет. Даже если в квартире просто живет учредитель или ФЛП, фискалы, вероятнее всего, признают такое жилье связанным с осуществлением предпринимательской деятельности. Мол, если это регистрационный адрес субъекта хозяйствования, значит, он значится в ЕГР, по нему уплачиваются налоги, а потому нужно подавать по такому объекту недвижимости ф. № 20-ОПП. Сразу скажем: мы с таким выводом не согласны. Считаем, что если в квартире фактически не осуществляется деятельность, ф. № 20-ОПП можно не подавать. Особенно если в ЕГР и/или в Реестре плательщиков ЕН местом осуществления деятельности указана вся территория Украины. Но вернемся к позиции налоговой. В принципе, мы прогнозировали такой подход (подробнее читайте «Налоги & бухучет», 2020, № 75, с. 30). Налоговики предлагают любые квартиры или дома отражать в графе 3 ф. № 20-ОПП под кодами соответственно «682» и «685». По нашему же мнению, так нужно отражать только те квартиры и дома, где продолжают жить люди, а хозяйственная деятельность ограничивается простой регистрацией. Если же квартира или дом переоборудованы под офис или кабинет, их нужно отражать с кодами соответственно «378» или «240». Состояние объекта налогообложения (графа 9), как верно отмечают налоговики, может быть только с кодом «2» (эксплуатируется) или «8» (арендуется). А вот касательно вида права на квартиру или дом (графа 10) налоговики просто перечисляют весь список возможных прав. Хотя фактически возможны только право собственности (код «1» — для собственных квартир или домов ФЛП и для квартир и домов, внесенных в уставный капитал юрлица), право долгосрочной или краткосрочной аренды (коды «7» и «8» — для арендованных квартир и домов) и право ипотеки (код «9» — для квартир или домов, взятых в ипотеку). Предупреждаем: по любой квартире или дому, по которым вы подаете ф. № 20-ОПП, физическое лицо — владелец почти наверняка утратит льготы по налогу на недвижимость, предусмотренные пп. 266.4.1 и 266.4.2 НКУ. Ведь недвижимость, которая используется с целью получения дохода (сдается в аренду или используется в предпринимательской деятельности), для физлиц не льготируется (п.п. 266.4.3 НКУ). Подробнее читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 91, с. 16 |
Бумажная ф. № 20-ОПП и потерянные объекты | |
Если в Электронном кабинете отсутствует информация об объектах налогообложения, по которым ф. № 20-ОПП подавалась в бумажном виде, а у плательщика отсутствует подтверждение, что он ф. № 20-ОПП подавал, такой плательщик имеет право обратиться с письменным заявлением в произвольной форме для сверки данных. За неподачу ф. № 20-ОПП установлена ответственность согласно п. 117.1 НКУ (БЗ 116.11, утратила силу 07.11.2020 г.) | Сейчас плательщики имеют безусловное право просмотреть свои объекты налогообложения, информация о которых внесена в ЕБД, в Электронном кабинете (п. 8.8 Порядка № 1588). Плательщики в массовом порядке жалуются, что информация об объектах налогообложения, отраженных в бумажной ф. № 20-ОПП, не попадает в ЕБД и, по сути, исчезает. Это — нарушение со стороны налоговиков, что они не внесли информацию в ЕБД, однако фискалы, по сути, пытаются перекладывать ответственность на плательщика. Как мы и прогнозировали, налоговики заявили: если данных в ЕБД нет, значит, плательщик ф. № 20-ОПП не подавал. Также они потребовали, чтобы у плательщика было письменное подтверждение того, что он подавал бумажную ф. № 20-ОПП. Мы уже говорили: в случае, если данные бумажной ф. № 20-ОПП в ЕБД не сохранились, самым простым решением будет еще раз подать ф. № 20-ОПП (в бумажной или электронной форме) и сопроводить ее письмом, в котором объяснить, что информация об указанных объектах налогообложения уже подавалась раньше. Также в этом письме следует указать требование внести информацию в ЕБД. Код признака предоставления информации все равно будет «1» (первичное предоставление информации), ведь в соответствии с ЕБД таких объектов налогообложения не существует. Чтобы не «нарваться» при этом на штрафы от налоговиков согласно п. 117.1 НКУ, мы рекомендовали в сопроводительном письме предоставить подтверждение того, что информация об этих объектах уже подавалась раньше (об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 60, с. 6). Сейчас действует карантинный мораторий на штрафы (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) и штрафов за неподачу ф. № 20-ОПП он тоже касается (БЗ 116.12), но имейте это в виду. Радует, что налоговики по крайней мере не грозят штрафами тем, кто имеет подтверждение, что подавал бумажную ф. № 20-ОПП. А вот тому, кто потерял это подтверждение, похоже, придется долго доказывать, что он не верблюд. Кстати, эта консультация прожила недолго. Она скончалась уже в начале ноября. Официально — в связи с принятием Закона Украины от 14.07.2020 г. № 786-IX. Однако по сути вряд ли в позиции налоговиков что-то изменится |
Кадастровый номер земельного участка | |
При заполнении графы 12 ф. № 20-ОПП кадастровый номер земельного участка (или пая), который указан в Государственном земельном кадастре, вносится с соблюдением последовательности всех цифр, знаков, двоеточия, интервалов, и т. п. (БЗ 116.11) | О кадастровом номере мы тоже отдельно упоминали в «Налоги & бухучет», 2020, № 60, с. 2. Это государственный регистрационный номер, который указывается в графе 12 ф. № 20-ОПП, если отражаем информацию о таком объекте налогообложения, как земельный участок. Первые 10 цифр кадастрового номера определяют пределы административно-территориального устройства (населенный пункт, где находится земельный участок). Поэтому в графе 6 ф. № 20-ОПП следует указывать тот код КОАТУУ, который является составляющей кадастрового номера. Теперь налоговики прояснили: весь кадастровый номер следует указывать точно так же, как он указан Госгеокадастром. Он может включать цифры, символы, пробелы. Так вот, их все нужно дублировать в ф. № 20-ОПП. Иначе система может снова выдать вам ошибку. Помните это! |
(Пере)укрупнение информации | |
В связи с изменениями, внесенными приказом Минфина от 24.06.2020 г. № 323, повторно подавать ф. № 20-ОПП не нужно. Даже если при предыдущем представлении не применялся предложенный указанным приказом принцип укрупнения информации (БЗ 116.11) | Налоговики последовательно придерживаются принципа: об одном объекте налогообложения надо сообщать один раз. В дальнейшем ф. № 20-ОПП по такому объекту подается, только если происходят изменения или объект закрывается. Изменение самой формы № 20-ОПП и/или подхода к ее заполнению — не основание повторно сообщать о тех же объектах, с которыми ничего не произошло. Ведь цель ф. № 20-ОПП — внести информацию об объектах налогообложения в ЕБД, а не подстроить эту информацию под ту или иную форму отчетности. Это касается в том числе и принципа укрупнения информации. Напомним: в своем приказе от 24.06.2020 г. № 323 Минфин едва ли не первый раз попробовал официально разъяснить, как этот принцип применяется. Вышло не очень удачно. Единственный полезный вывод из новой редакции п. 8.4 Порядка № 1588 — это то, что укрупнять можно только объекты, которые имеют одинаковое местонахождение. Но если плательщик побаивался укрупнять информацию и подавал ф. № 20-ОПП отдельно о каждом объекте, не означает ли это, что в свете изменений он должен переподать ф. № 20-ОПП? Налоговики абсолютно правильно ответили: не должен. Более того, укрупнять информацию — это право, а не обязанность плательщика. Если вы подали информацию разукрупненно и объекты налогообложения попали в ЕБД — дело сделано. Налоговики раньше тоже отмечали, что принцип укрупнения информации при представлении ф. № 20-ОПП носит рекомендательный характер (см. письмо ГУ ГФС во Львовской обл. от 16.07.2019 г. № 3301/ІПК/10/12.3-13). Подробнее о принципе укрупнения информации читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 75, с. 9 |
В случае представления ф. № 20-ОПП о транспортных средствах специального назначения (автопогрузчик, эвакуатор, снегоуборщик, седельный тягач и т. п.), при условии, что они являются однотипными (по виду, использованию, состоянию и виду права собственности), такая информация может быть подана как обобщенная с типом объекта налогообложения «34» (автотранспорт) и указанием количества таких транспортных средств в графе 12 (БЗ 116.11) | Вопрос также связан с новациями, которые принес уже упомянутый приказ Минфина от 24.06.2020 г. № 323. Раньше все транспортные средства обязательно указывались в ф. № 20-ОПП развернуто. Ведь каждый из них имеет свой государственный регистрационный номер. Однако изменения этого года дали возможность укрупнять автомобильные транспортные средства, которые НЕ ЯВЛЯЮТСЯ пунктами: (1) передвижной розничной торговли; (2) общественного питания; (3) предоставления услуг, иных, нежели пассажирские и грузовые перевозки. Мы уже отмечали, что указанная норма прописана в Порядке № 1588 достаточно запутанно, а потому непросто разобраться с тем, пункты предоставления каких услуг можно укрупнять, а каких — нет. Похоже, наш прогноз (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 75, с. 19) был верным — из пунктов предоставления услуг налоговики позволяют укрупнять только транспортные средства, которыми перевозят пассажиров и грузы. Автопогрузчики, эвакуаторы, снегоуборочные машины и тягачи, как правило, не являются отдельными пунктами предоставления услуг. Поэтому налоговики абсолютно правильно позволяют их укрупнять. Но если такая или иная подобная техника будет пунктом предоставления услуг (например, есть ФЛП, выполняющие/оказывающие услуги с использованием строительного крана), укрупнять информацию о такой технике уже не получится. А если в дальнейшем укрупненная информация о транспортных средствах меняется? Тогда надо разобраться, что это за изменения. Если просто меняется количество в графе 12, подаем ф. № 20-ОПП с кодом «3» в графе 2 и указываем в графе 12 новое количество. Если меняется местонахождение, состояние или вид права на транспорт, выделяем из общего количества отдельные объекты с кодом «34» и группируем их по состоянию, виду права или местонахождению. Например, если у вас было 10 автомобилей, которые эксплуатировались в вашей хоздеятельности, а потом 4 из них сдали в аренду, ф. № 20-ОПП заполняем в две строки: — в первой строке в графе 2 указываем код «3», в графе 9 —код «2» (эксплуатируется), а в графе 12 — новое количество «6»; — во второй строке в графе 2 указываем код «1», в графе 9 —код «9» (сдается в аренду), а в графе 12 — количество «4». При этом в графе 5 необходимо указать новый идентификатор. Наконец, если изменения коснулись всех автомобилей, укрупненных по новому правилу, вам придется закрыть укрупненный объект налогообложения (код «6» в графе 2) и открыть новый, указав новое количество авто в графе 12 |
При изменении количества транспортных средств в графу 2 вносится код «3», в графу 12 - фактическое количество однотипных транспортных средств на момент подачи ф. № 20-ОПП. Если меняется состояние, местонахождение, вид права, в строке с обобщенной информацией, которая подлежит разделу, в графу 2 вносится значение «3». По объектам налогообложения, по которым произошли изменения, информация предоставляется отдельными строками в количестве, необходимом для отображения объектов. которые группируются по одинаковому состоянию, виду права собственности, местонахождению (БЗ 116.11) | |
Если подается информация о сельскохозяйственном оборудовании, которое непосредственно связано с производственным процессом, руководствуясь принципом укрупнения информации и учитывая, что такое оборудование хранится в отведенных для таких целей помещениях или территории, типы объектов налогообложения (сеялка, жатка, плуг, диски и т. п.) можно отнести к типу объекта налогообложения, который соответствует месту хранения таких устройств, например, автохозяйство, гараж, машинно-тракторная станция, комплекс, склад. Если об этом месте хранения не подавалась ф. № 20-ОПП, ее нужно подать (БЗ 116.11) | Достаточно часто плательщик сталкивается с тем, что в Справочнике отсутствует объект налогообложения, отражающий имущество, которое нужно показать в ф. № 20-ОПП. Именно с такой ситуацией сталкивается, например, сельскохозяйственное предприятие, перед которым встала задача показать в ф. № 20-ОПП свои сеялки, жатки, плуги, диски и т. п. Все эти объекты являются машинами и орудиями, которые применяются в сельском хозяйстве и приводятся в действие тракторами, комбайнами, другими самоходными машинами. Поэтому налоговики предлагают одно из двух. Или найти в Справочнике объектов налогообложения тот объект, который больше всего соответствует указанным сельхозпринадлежностям (см. БЗ 116.11). Или выяснить, где находятся и хранятся эти сельхозпринадлежности и «проглотить» его объектом налогообложения «автогосподарство», «склад», «гараж», руководствуясь принципом укрупнения информации (см. письмо ГНСУ от 17.07.2020 г. № 2937/ІПК/99-00-12-01-03-06). Об этом мы уже писали в «Налоги & бухучет», 2020, № 60, с. 4, 5. К сожалению, налоговики фактически уходят от ответа на вопрос, будут ли они применять штраф, если плательщик неправильно определит наиболее соответствующий объект налогообложения, чтобы «проглотить» сеялки, жатки, плуги и т. п. Они ограничиваются ссылкой на п. 117.1 НКУ. Мы считаем, что штраф согласно этому пункту применяется только тогда, когда на основании ф. № 20-ОПП плательщика берут на учет по неосновному месту учета. Однако судебная практика дает основания побаиваться штрафов и в других случаях (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 75, с. 17). Поэтому не рекомендуем избегать подачи ф. № 20-ОПП, ссылаясь на отсутствие объектов налогообложения в Справочнике. Лучше подать этот отчет и отнести свое имущество «не совсем к тому» объекту налогообложения, чем не подавать его вообще. Тем более сейчас «карантинный» мораторий на штрафы — самое время закрыть все пробелы, которые возникли с подачей ф. № 20-ОПП |