РРО-штрафы сегодня

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Октябрь, 2020/№ 86
В избранном В избранное
Печать
Слово «РРО» сейчас у всех на слуху. И это не удивительно, ведь мы приближаемся к очередной РРО-революции, на этот раз для ФЛП. Поэтому самое время напомнить о том, какая ответственность и за какие нарушения ожидает субъектов хозяйствования, применяющих РРО.

Карантинные нюансы

Штрафные санкции для субъектов хозяйствования — нарушителей РРО-законодательства установлены ст. 17 Закона об РРО. Да, пока что продолжает действовать «карантинный» мораторий на проверки, а потому проверок по вопросам соблюдения РРО-законодательства до окончания карантина ожидать не следует (п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Однако саму ответственность за РРО-нарушения на время карантина никто не отменял. Соответствующие изменения в Закон об РРО не вносились, а мораторий, установленный п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, касается только нарушений налогового законодательства.

Законодательство об РРО налоговым не является (см. п. 3.1 НКУ). И хотя его проверка относится к компетенции налоговиков, на РРО-нарушения «карантинный» мораторий на штрафы не распространяется (см. информационное письмо ГНСУ № 7 // tax.gov.ua/data/material/000/322/412719/Informaciyniy_list_7.pdf). Поэтому если вы осуществили РРО-нарушение во время карантина — ничто не мешает налоговикам привлечь вас к ответственности после того, как закончится «карантинный» мораторий на проверки. Об этом прямо говорили сами налоговики (см. письмо ГНСУ от 26.03.2020 г. № 1249/6/99-00-05-04-01-06/ІПК).

Общий срок давности для РРО-нарушений — 1095 дней, как и для любых нарушений, которые налоговики могут обнаружить при проверке (п. 102.1, ст. 114 НКУ, 109.21 БЗ). Хотя и не совсем понятно, как его считать… А в наших реалиях срок давности еще и будет продлен на весь период действия карантина (см. абзац десятый п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). В любом случае «слить» сроки давности РРО-нарушений «под шумок» карантина не получится.

Кроме того, за РРО-нарушения можно получить также и административные взыскания, предусмотренные ст. 1551 КУоАП. На них карантинный мораторий тоже не распространяется (за редкими исключениями)*.

* Подробно об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 40, с. 15.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ст. 1551 КУоАП, рассматривают суды (ст. 221 КУоАП). И не забываем о сроке давности, установленном для админправонарушений. В нашем случае идет речь о трех месяцах, начиная со дня совершения правонарушения (если оно разовое) или со дня его выявления (если оно длящееся) (ст. 38 КУоАП). Однако РРО-нарушения, как правило, длящимися не являются. Рассмотрим их!

БезРРОшная торговля

Под безРРОшной торговлей имеем в виду:

— непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы;

— проведение расчетных операций на неполную сумму стоимости проданных товаров/услуг

Суть этого нарушения понятна — субъект хозяйствования полностью или частично скрывает свою выручку. Для этого он или вовсе не проводит расчетную операцию через РРО, или проводит ее на меньшую сумму, чем та, за которую он в действительности продал свой товар или услугу. Также не забывайте: через РРО должна проводиться не только продажа, но и возврат проданного товара (см. письмо ГНСУ от 14.04.2020 г. № 1513/6/99-00-05-04-01-06/ІПК).

Под это нарушение подпадает, в частности:

а) проведение расчетных операций через РРО, который исчерпал свой срок эксплуатации (см. БЗ 109.20). Такой аппарат не считается РРО в понимании профильного Закона. Поэтому проводить через него расчетные операции — это все равно что не проводить вообще;

б) оформление только приходных кассовых ордеров в тех ситуациях, когда п.п. 1 ст. 9 Закона об РРО не освобождает от РРО. Напомним: торговать без РРО, применяя ПКО, можно продукцией собственного производства (кроме ТСБТ, лекарств, медицинских и ювелирных изделий) и только юридическим лицам. Если оформлять ПКО продажу приобретенных товаров или продажу ТСБТ собственного производства — это все равно непроведение через РРО тех операций, которые проводить через РРО обязательно;

в) проведение расчетов через POS-терминал без применения РРО, если такое применение является обязательным.

Теперь о размере штрафа. Он устанавливается в процентах к стоимости товаров или услуг, проданных с нарушениями. Сейчас переходный период, в течение которого за первое нарушение с вас возьмут 10 %, а за каждое последующее — 50 % стоимости товаров/услуг, продажу которых вы не провели или не полностью провели через РРО (п. 11 разд. II Закона об РРО). Начиная с 01.01.2021 г. за первое нарушение будет 100 %, а за каждое последующее — 150 % стоимости не проведенных через РРО товаров/услуг.

РРО-нарушения штрафуются по законодательству, действующему именно на момент выявления нарушения (см. информписьмо ВАСУ от 24.11.2011 г. № 2198/11/13-11). Поэтому если мораторий на проверки продержится до 01.01.2021 г., то переходные штрафы будут неприменимы. То есть даже нарушения, совершенные до 01.01.2021 г., будут штрафовать «по полной». По мнению налоговиков,

каждая операция по продаже товаров без РРО является отдельным нарушением

То есть даже если в один и тот же день вы осуществили десять операций без проведения их через РРО, каждая из них наверняка будет штрафоваться отдельно, причем девять из десяти будут считаться последующими и штраф за них будет повышенным. Такой подход налоговики мотивируют тем, что продажа товаров без их проведения через РРО или же проведение через РРО не всей суммы стоимости товаров — это НЕ длящееся нарушение. Соответственно, по мнению налоговиков, сколько расчетных операций было осуществлено без РРО — столько и будет нарушений (см. БЗ 109.20).

А вот у Верховного Суда другое мнение. Он считает, что непроведение операций через РРО — это длящееся нарушение — ряд идентичных проступков, которые совершаются неоднократно с одинаковой целью, формой вины, теми же субъектами, средствами действия и которые составляют в совокупности единое правонарушение (см. постановление ВС от 27.08.2020 г. по делу № 815/4014/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/91252396).

Для того чтобы содрать с вас штраф, непроведение или неполное проведение операции через РРО должно быть установлено налоговиками в ходе проверки. Возможно, вы где-то слышали, что после 01.01.2021 г. вас смогут оштрафовать на основании жалобы покупателя, который захотел получить РРО-кешбэк. Это неправда. В действительности жалоба покупателя, который жаждет получить РРО-кешбэк, — это лишь основание для налоговиков сделать запрос по вашему адресу с требованием предоставить разъяснение ваших операций. Если ответ на запрос контролеров не удовлетворит, они имеют право вас проверить. И только если во время проверки обнаружат нарушение — могут оштрафовать вас и поделиться этим штрафом с покупателем (подробно об РРО-кешбэке читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 61, с. 10).

Поэтому имейте в виду: штрафовать за нарушения, указанные в п.п. 1 ст. 17 Закона об РРО, вас могут лишь на основании акта проверки и никак иначе. Кстати, Верховный Суд приходит к выводу, что РРО-нарушения повторно совершены, если их выявили по результатам проверки в течение одного календарного года, в котором аналогичное правонарушение по тому же плательщику было зафиксировано контролирующим органом (см. постановление ВС от 27.08.2020 г. по делу № 815/4014/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/91252396). Из текста Закона об РРО такой вывод прямо не следует. Однако он достаточно благоприятен для плательщиков, ведь разрешает штраф за повторное нарушение, только если у вас была перепроверка на протяжении года. Но вряд ли налоговики с этим согласятся.

В то же время налоговики заявляют: если они напортачили в акте проверки, но сделанные ими ошибки не подтверждают и/или не опровергают наличие факта нарушения, РРО-штрафы применяются в установленном порядке (БЗ 109.20). Проще говоря, контролеры дают себе право содрать с вас штраф, даже если их акт проверки составлен с ошибками.

Не забывайте также: за нарушения, установленные п.п. 1 ст. 17 Закона об РРО, грозит еще и админштраф согласно ст. 1551 КУоАП. Для лица, которое проводило расчетные операции, — от 34 до 85 грн за первое нарушение и от 85 до 170 грн — за повторное нарушение на протяжении года. В то же время с должностных лиц за первое нарушение возьмут от 85 до 170 грн, а за повторное нарушение на протяжении года — от 170 до 340 грн.

Нет расчетного документа

Согласно п.п. 2 ст. 3 Закона об РРО продавец должен выдавать покупателю расчетный документ, причем это должен быть документ установленной формы. Здесь идет речь о форме ФКЧ-1 и ФКЧ-2 (см. приложения 1 и 2 к Положению, утвержденному приказом Минфина от 21.01.2016 г. № 13, далее — Положение № 13). Поэтому под действие этого нарушения подпадает не только ситуация, когда покупателю не выдают никакого расчетного документа, но и выдача документа неустановленной формы.

Налоговики прямо говорят: если у выданного документа нет хотя бы одного из обязательных реквизитов — он уже не расчетный. И Верховный Суд соглашается с ними (см. постановление ВС от 17.07.2020 г. по делу № 806/967/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/90458305). Также под действие этого нарушения подпадает несоблюдение сферы назначения расчетного документа (БЗ 109.20). Кстати, некоторые реквизиты чека РРО недавно изменились*.

* Подробно об этом см. в «Налоги & бухучет», 2020, № 58, с. 27; № 61, с. 13.

Размер штрафов — такой же, как и за непроведение или неполное проведение операции через РРО. Понятное дело, админштраф за такое нарушение согласно ст. 1551 КУоАП тоже будет. Жаловаться на невыдачу расчетного документа, чтобы получить РРО-кешбэк, покупатели после 01.01.2021 г. тоже смогут. Однако

штрафовать за такое нарушение налоговики имеют право только на основании проведенной проверки

И, конечно же, они считают отдельным нарушением невыдачу расчетного документа за каждую операцию по продаже.

Z-отчет и наличка в кассе: отклонение

Здесь идет речь о таком нарушении, как несоответствие суммы наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном Z-отчете РРО, больше чем на 10 % минзарплаты, установленной законом на 1 января отчетного года.

Обеспечивать соответствие таких сумм продавец обязан согласно п.п. 13 ст. 3 Закона об РРО. Допускается бесштрафное отклонение в «коридоре» 10 % минзарплаты по состоянию на 1 января текущего года (в 2020 году — 472,30 грн). И размер штрафов (включая административный штраф), и порядок их применения (по результатам проверки) — такие же, как и в случае с предыдущими нарушениями.

И еще. Налоговики настаивают на том, что указанный штраф применяется также и к ФЛП (см., например, разъяснение ГУ ГНС в Черновицкой обл. от 30.01.2020 г. // cv.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/406173.html). И это несмотря на то, что для ФЛП значительно более либеральными являются «кассовые» правила (относительно лимита на остаток и сдачи наличных в банк). Ну и само собой, админштраф согласно ст. 1551 КУоАП. Причем формально для админштрафа «коридора» в 10 % минзарплаты нет.

Если у вас одновременно два разных нарушения, о которых говорит п.п. 1 ст. 17 Закона об РРО, оба эти нарушения штрафуются как первое. Например, если у вас одновременно и непроведенная через РРО операция, и несоответствие наличных в кассе данным Z-отчета, за каждое из этих нарушений будет применено по 10 % штрафа, а не сразу и 10 %, и 50 % (см. постановление ВС от 01.10.2020 г. по делу № 822/816/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/91958064).

(Бес)контрольная лента

Нарушение имеет место, если:

— РРО не создал контрольную ленту;

— обнаружено искажение данных о расчетных операциях, информация о которых содержится на контрольной ленте

Об обязанности субъектов хозяйствования по созданию контрольной ленты на РРО говорит п.п. 10 ст. 3 Закона об РРО. Сумма штрафа — 510 грн согласно п.п. 5 ст. 17 Закона об РРО. Опираясь на определение контрольной ленты (ст. 2 Закона об РРО), налоговики традиционно настаивают на том, что такой штраф применяется к каждому отдельному случаю несоздания или искажения данных в контрольной ленте.

То есть исходят из того, что идет речь о законченном, а не о продолжающемся нарушении. Однако Верховный Суд считает иначе и приходит к выводу, что независимо от того, сколько лент не создано, налоговики могут применить только один штраф за одну проверку (см. постановление ВС от 22.04.2020 г. по делу № 822/771/17 // reyestr.court.gov.ua/Review/88886020).

Нет программирования

Применять режим предварительного программирования требует п.п. 11 ст. 3 Закона об РРО. Программирование РРО осуществляется с учетом его модели, версии внутреннего программного обеспечения, функциональных возможностей и т. п. и с соблюдением требований Положения № 13 (см. письмо ГНСУ от 09.10.2020 г. № 4244/ІПК/99-00-07-05-02-06). Причем порядок программирования — разный для разных категорий товаров.

Подакцизные товары. Для таких товаров в режиме предварительного программирования необходимо запрограммировать наименование каждого подакцизного товара с указанием кода УКТ ВЭД, цену товара и учет его количества. Если предварительно не запрограммировать РРО и проводить через него операции по реализации подакцизных товаров, штраф будет составлять аж 5100 грн (п.п. 7 ст. 17 Закона об РРО).

Остальные товары. Если вы реализуете товары, которые НЕ являются подакцизными, предварительное программирование кода УКТ ВЭД не нужно. Просто программируете наименование каждого товара, его цену и учет количества. И здесь штраф значительно меньше — всего лишь 85 грн согласно п.п. 6 ст. 17 Закона об РРО.

Обратите внимание! Учет количества в обоих случаях означает учет именно проданных товаров, а не общего количества товаров на месте проведения расчетов, оборудованного РРО. Подробно об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 62, с. 14. Налоговики утверждают:

реализация товаров с проведением через незапрограммированный РРО является разовым, а не длящимся нарушением

В то же время и финансовая санкция, установленная ст. 17 Закона об РРО, и админштраф согласно ст. 1551 КУоАП применяются один раз, независимо от количества установленных нарушений (БЗ 109.20). То есть здесь можно говорить о том, что все случаи реализации без предварительного программирования объединены одним мотивом, т. е. речь идет об одном нарушении.

«Подкрученный» РРО

Классические РРО, которые применяет субъект хозяйствования, должны быть опломбированы (п.п. 1 ст. 3 Закона об РРО). В обязанности каждого субъекта хозяйствования входит обеспечивать целостность пломб РРО и неизменность его конструкции и программного обеспечения (п.п. 4 ст. 3 Закона об РРО). Что касается программных РРО, то с ними «химичить» нет смысла, ведь фискальные данные сразу передаются на сервер.

За нарушение этого правила согласно п.п. 9 ст. 17 Закона об РРО предусмотрен штраф в сумме 5100 грн.

Штраф применяется одноразово в случае применения «подкрученного» РРО

Также один раз применяется и админштраф, предусмотренный ст. 1551 КУоАП. Количество расчетных операций, проведенных через «подкрученный» РРО, для этого штрафа значения не имеет. Ведь нарушением, за которое наказывают этим штрафом, является несанкционированное вмешательство в работу РРО.

Неподача РРО-отчетности

Здесь идет речь о неподаче отчетности, связанной с применением РРО и копий расчетных документов и Z-отчетов в случае обязательности ее предоставления. Об обязанности подавать эту отчетность говорит п.п. 7 ст. 3 Закона об РРО. Сумма штрафа согласно п.п. 10 ст. 17 Закона об РРО составляет 510 грн. Плюс админштраф согласно ст. 1551 КУоАП. Налоговики отмечают, что такие штрафы применяются отдельно за каждый случай неподачи (БЗ 109.20). Причем готовьтесь к тому, что в общем случае налоговиков не будут интересовать причины, по которым вы не смогли подавать эти документы.

Они снисходительны только когда не удалось обеспечить предоставление РРО-отчетности в связи с повреждением телекоммуникационной сети, отключением электроэнергии или ремонтом модема, подсоединенного к РРО. Да и то, освобождение от ответственности за неподачу РРО-отчетности в связи с вышеупомянутыми причинами — не безусловное. Оно работает лишь тогда, когда отчетность не подавалась максимум 7 рабочих дней и при этом имеются соответствующие документы, подтверждающие факт повреждения телекоммуникационной сети, отключения электроэнергии или ремонта модема.

Почему именно такой срок? Да потому что 7 рабочих дней — это максимальный срок безРРОшной работы (ст. 5 Закона об РРО), и за это время сервисный центр должен возобновить работу РРО (п.п. 2 ст. 14 Закона об РРО). Если же 7-дневный срок будет превышен или нет документов, которые бы подтвердили смягчающие обстоятельства, — за освобождение от штрафа можно бороться разве что в суде. Фискалы лишь разводят руками и предлагают требовать от сервисных центров, энергокомпаний и операторов вовремя устранять причины (БЗ 109.20).

Радует только одно. Верховный Суд, похоже, занял твердую позицию, что штраф за неподачу РРО-отчетности можно применять лишь один раз за проверку, а не за каждый случай неподачи, как того хотели бы фискалы (см., например, постановления ВС от 07.05.2020 г. по делу № 822/1015/17 // reyestr.court.gov.ua/Review/89136587, от 19.05.2020 г. по делу № 822/285/17 // reyestr.court.gov.ua/Review/89325526, от 30.07.2020 г. по делу № 821/1209/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/90726822).

Штраф применяется именно за неподачу РРО-отчетности в налоговую. Если же вы вообще не сделали Z-отчет, то сейчас это вам грозит лишь админштрафом согласно ст. 1551 КУоАП. Так как печатать Z-отчеты и подклеивать их в КУРО сейчас не обязательно. А хранение Z-отчетов происходит автоматически: в электронном виде и в памяти РРО. Налоговики также склоняются к выводу, что за несоздание Z-отчета субъектам хозяйствования на сегодня ничего, кроме админштрафа, не грозит (БЗ 109.20).

В конце заметим: РРО-штрафы субъект хозяйствования должен уплатить в 10-дневный срок, начиная со дня принятия решения об их применении (ст. 25 Закона об РРО). Поэтому если вас после карантина поймают, не медлите: или платите, или обжалуйте решение налоговиков.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно