Темы статей
Выбрать темы

Документы на товар у ФЛП, которые не ведут товарный учет

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Начиная с 26.11.2021 для многих ФЛП стартовал учет товарных запасов (подробно об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 91, с. 2). Однако есть немало тех, на кого товарный учет не распространяется. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли этим ФЛП в новых реалиях иметь документы на товары, которыми они торгуют? Сегодняшняя статья — именно об этом!

Свободны от товарного учета

Базовая норма п. 12 ст. 3 Закона об РРО содержит два ключевых требования:

(1) вести учет товарных запасов и продавать только отраженные в нем товары;

(2) во время проверки предоставлять налоговикам документы, подтверждающие учет и происхождение товаров, которые на момент проверки находятся в месте продажи.

В этой норме обязанность предоставлять документы на товар объединена с обязанностью вести товарный учет. И можно подумать, что если ФЛП не обязан вести товарный учет, то и документы ему не нужны. Но это не так.

Напомним, что требования п. 12 ст. 3 Закона об РРО не распространяются на:

(1) всех ФЛП, у которых нет расчетных операций в понимании ст. 2 Закона об РРО;

(2) ФЛП-единоналожников — неплательщиков НДС, у которых есть расчетные операции, но которые не торгуют ТСБТ, лекарствами, медизделиями и ювелиркой.

Также налоговики говорят, что указанные требования не касаются всех ФЛП группы 1, включая тех, которые торгуют ТСБТ (БЗ 109.02) (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 97, с. 26).

Наконец, начиная с 01.01.2022 от товарного учета свободны ФЛП, у которых нет продажи товаров, а есть только предоставление услуг. В основном это касается ФЛП-общесистемщиков и единоналожников-НДСников. Ведь единоналожники-безНДСники, предоставляющие только услуги, и сейчас не должны вести товарный учет.

Нужны ли документы на товар всем вышеперечисленным ФЛП при отсутствии обязанности вести товарный учет? Давайте разберемся!

Общесистемщики

Здесь двух вариантов быть не может. Каждый ФЛП, работающий на общей системе, должен иметь документы на товар. Независимо от того, есть у него расчетные операции или нет, что он продает — товары или услуги и независимо от того, ведет он товарный учет или нет. Дело в том, что п. 12 ст. 3 Закона об РРО — не единственная норма в законодательстве, требующая наличия документов на товар. Есть также п. 177.10 НКУ, который прямо определяет, что

общесистемщики обязаны иметь подтверждающие документы о происхождении товара

Без таких документов общесистемщик не может вести свой налоговый учет. Ведь чистый доход ФЛП-общесистемщика — это разница между выручкой и документально подтвержденными расходами (п. 177.2 НКУ). И в графе 5 типовой формы учета такой ФЛП должен указывать реквизиты документа, подтверждающего расходы.

Документами, подтверждающими расходы, могут быть: платежка, приходный ордер, квитанция, фискальный чек, акт закупки и другие первичные документы на оплату. Документы, которыми общесистемщик подтверждает свои расходы, должны быть именно первичными, т. е. содержать реквизиты из ст. 9 Закона о бухучете, хотя этот Закон формально ФЛП не касается.

Единоналожники-НДСники

Для ФЛП группы 3 (ставка ЕН — 3 %) нет прямых требований документально подтверждать свои расходы. Но они обязаны вести учет своих расходов наряду с учетом доходов (п. 296.1 НКУ). А налоговики традиционно настаивают на том, что любые данные, которые указываются в единоналожном учете, должны основываться на первичных документах (БЗ 107.01.06).

Более того, начиная с 01.01.2022 для ФЛП группы 3 (плательщиков НДС) возвращается учет доходов и расходов по типовой форме. Эту форму Минфин еще не утвердил, но лучше позаботиться о том, чтобы такие данные (в том числе расходы) были документально подтверждены.

К такому же выводу склоняет и письмо Комитета ВРУ от 29.06.2021 № 04-32/12-2021/211661, в котором указано, что третьегруппники-НДСники ведут учет и расходов с учетом требований п. 44.1 НКУ. А эта норма требует вести учет доходов и расходов именно на основании первичных документов. И ничего, что у единоналожника расходы на объект налогообложения не влияют. Профильный комитет ВРУ говорит: если НКУ обязывает вести учет расходов, эти расходы надо подтверждать документами.

Итак, даже тем ФЛП-НДСникам группы 3, которые не ведут товарный учет, следует позаботиться о наличии документов на товар. Причем весьма желательно, чтобы это были именно первичные документы. То есть те же документы, которые мы называли для общесистемщиков.

Единоналожники-безНДСники

Такие ФЛП вообще не ведут учет расходов. Они должны вести только учет доходов, и после 01.01.2022 продолжат вести его помесячно и в произвольной форме (п. 296.1 НКУ). Если п. 12 ст. 3 Закона об РРО их не касается, то

специальных требований, которые требовали бы от таких ФЛП иметь документы на товар, нет ни в НКУ, ни в других законах

Признает это и профильный комитет ВРУ в уже упомянутом письме от 29.06.2021 № 04-32/12-2021/211661. Авторы письма констатируют, что ФЛП-единоналожники-безНДСники, которые не ведут товарный учет, не должны подтверждать документами (в том числе первичными) расходы на приобретение товаров или услуг, а должны вести лишь учет доходов с учетом требований п. 44.1 НКУ. То есть единоналожники-безНДСники должны документально подтверждать только свои доходы.

Но фискалы продолжают свою песню, что при отсутствии первичных документов на товары, приобретенные ФЛП на ЕН, они будут подозревать, что такие товары куплены у обычных физлиц. А поскольку единоналожник при покупке у физлица выполняет функцию налогового агента (п. 297.3 НКУ), ему будут шить неудержание НДФЛ и штрафы по ст. 1251 НКУ (БЗ 107.05).

Поэтому, по сути, для тех единоналожников-безНДСников, которые не ведут товарный учет, после 26.11.2021 ничего не меняется. Налоговики продолжают требовать от них документы на товар, несмотря на то, что п. 12 ст. 3 Закона об РРО на таких ФЛП-единоналожников не распространяется. Поэтому советуем таким ФЛП иметь документ о том, что товары приобретены. Это убережет от необоснованных подозрений.

Единоналожники-безНДСники могут использовать как первичные, так и другие документы, в частности, «базарные» чеки, выписанные от руки, или другие бумажки (так называемые товарные чеки), которые обычно выдают те ФЛП, которые не используют РРО/ПРРО*. То есть следует действовать так, как мы советовали в «Налоги & бухучет», 2021, № 27, с. 2. Для ФЛП, свободных от товарного учета, выводы этой статьи вполне актуальны и сейчас.

* Однако для ФЛП группы 1 (а только они с 01.01.2022 будут единственными безРРОшниками) продажа товаров субъектам хозяйствования содержит определенные риски (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 68, с. 20).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше