Темы статей
Выбрать темы

Бенефициары: что учесть в 2022 году?

Амброзяк Наталья, юрист
2021 год ознаменовался появлением «бенефициарной» повинности. Она взбудоражила большое количество юристов и бухгалтеров юрлиц. Это и не мудрено: штрафы большие, а срок для подачи документов изначально был всего 3 месяца. Но нардепы чуть снизили градус, увеличив сроки. В этой статье напомним о том, что нужно предпринять в 2022 году в отношении бенефициаров.

Итак, нужно помнить о трех «бенефициарных» моментах:

1) актуализация данных о бенефициарах;

2) подтверждение данных о них;

3) внесение изменений в данные о бенефициарах в течение 30 рабочих дней со дня возникновения изменений.

Напомним также, что на сегодняшний день указанные данные должны быть в ЕГР* по всем юрлицам, кроме:

* Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

— политических партий и их структурных образований;

— профсоюзов, их объединений, организаций профсоюзов;

— творческих союзов и их местных ячеек;

— организаций работодателей, их объединений;

— адвокатских объединений;

— торгово-промышленных палат;

— ОСМД;

— религиозных организаций;

— госорганов, органов местного самоуправления, их ассоциаций;

— государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций.

Всю информацию о подаче данных о бенефициарах (включая образцы заполнения заявления) мы освещали в «Налоги & бухучет», 2021, № 78. Рекомендациями можно пользоваться и в 2022 году, поскольку изменился лишь предельный срок для актуализации данных об этих субъектах (об этом далее).

Актуализация

Когда и кто подает? Подать «бенефициарные» документы должны юрлица, не успевшие этого сделать до 11 октября 2021 года. У них теперь есть время до 11 июля 2022 года (включительно).

Это юрлица, зарегистрированные:

— до 28.04.2020 (п. 4 разд. Х Закона № 361);

— в период с 28.04.2020 по 11.10.2021 (см. письмо Минюста от 11.06.2021 № 5178/8.4.4/32-21). Хотя этот подход противоречит Закону № 361, о чем мы писали в «Налоги & бухучет», 2021, № 78, с. 10.

Все остальные юрлица должны были подавать данные о бенефициарах + структуру собственности во время госрегистрации.

Что подавать? Речь идет о:

— заявлении по форме 2 (для обычных юрлиц) или по форме 4 (для общественных формирований)**;

** Формы заявлений утверждены приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5, можно скачать по ссылке: minjust.gov.ua/m/formi-zayav-u-sferi-derjavnoi-reestratsii-yuridichnih-osib-fizichnih-osib-pidpriemtsiv-ta-gromadskih-formuvan

— нотариально удостоверенной копии паспорта-книжечки резидента-бенефициара или паспорта нерезидента-бенефициара. Если у бенефициара-резидента паспорт в форме ID-карточки, то его копию предоставлять не нужно;

— извлечении, выписке или другом документе, подтверждающем госрегистрацию юрлица-нерезидента (для учредителей-нерезидентов);

— структуре собственности;

— нотариально удостоверенной доверенности (если документы подает не директор или подписант, указанный в ЕГР).

Кроме того, к структуре собственности может потребоваться приложить дополнительные документы, подтверждающие непрямое решающее влияние***.

*** Все подробности и нюансы подачи «бенефициарных» документов, а также заполнения заявления см. в «Налоги & бухучет», 2021, № 78, с. 10 и с. 16 соответственно.

Подтверждение

Кто и когда подает? Всем юрлицам, по которым в ЕГР должны содержаться данные о бенефициарах, нужно ежегодно подавать подтверждение.

Срок — 14 календарных дней с даты госрегистрации юрлица.

Впервые в 2022 году будут подавать подтверждение юрлица, зарегистрированные с 11 июля по 31 декабря 2021 года

Например, если юрлицо зарегистрировано 12.06.2021, то подтверждение придется подавать в период с 12 по 25 июля 2022 года.

Впервые в 2023 году будут подавать данные юрлица, зарегистрированные:

— до 28 апреля 2020 года.

Причем независимо от того, когда они подавали/подадут данные о бенефициарах — в 2021 или в 2022 году (письмо Минюста от 24.11.2021 № 113677/124754-33-21/8.4.4 // «Налоги & бухучет», 2021, № 99, с. 28).

Например, если юрлицо зарегистрировано 15 июля 2019 года, то подать подтверждение ему нужно в срок с 15 по 28 июля 2023 года;

— с 28 апреля 2020 года по 11 июля 2021 года.

Формально, исходя из нормативки, эти юрлица должны подавать подтверждение уже в 2022 году.

Но Минюст в свое время говорил, что таким юрлицам нужно было обновлять данные о бенефициарах в те же сроки, что и юрлицам из п. 1 (см. письмо от 11.06.2021 № 5178/8.4.4/32-21).

Например, если юрлицо зарегистрировано 03.05.2020, то подать подтверждение данных о бенефициарах нужно в период с 3 по 16 мая 2023 года.

Что подавать? Для подтверждения данных о бенефициарах госрегистратору/нотариусу нужно подать (ст. 171 Закона № 755):

— заявление по форме 6;

— нотариально удостоверенную копию паспорта-книжечки резидента-бенефициара или паспорта нерезидента-бенефициара.

Если у бенефициара-резидента паспорт в форме ID-карточки, то его копию предоставлять не нужно;

— извлечение, выписку или другой документ, подтверждающий госрегистрацию юрлица-нерезидента (для учредителей-нерезидентов);

— структуру собственности;

— нотариально удостоверенную доверенность (если документы подает не директор или иное уполномоченное лицо, указанное в ЕГР).

При этом если изменений в данных бенефициаров не происходило, то достаточно только заявления и доверенности (при необходимости). Причем в заявлении, кроме всего прочего, нужно поставить галочку в графе «в актуальному стані».

К такому выводу подталкивает письмо Минюста от 23.04.2020 № 3887/8.4.4/32-20 (ср. ).

Хотя буквальное прочтение ст. 171 Закона № 755 говорит о том, что в любом случае нужно подавать весь пакет документов.

Надеемся, что Минюст прояснит эту ситуацию.

Внесение изменений

Если в 2022 году в данных о бенефициарах или структуре собственности будут происходить изменения, то юрлицу нужно вносить изменения в ЕГР.

Внимание! Обратиться к госрегистратору в этом случае нужно в течение 30 рабочих дней со дня их возникновения (ч. 22 ст. 17 Закона № 755).

Изменения можно вносить как через отдельное госрегистрационное действие, так и совмещая этот процесс с другими.

Например, если юрлицу нужно обновить информацию о директоре, то одновременно можно внести изменения в данные о бенефициарах. Просто к пакету документов по директору добавляются еще и «бенефициарные» документы.

При этом в заявлении по форме 2 (или 4 — для общественных организаций), кроме всего прочего, в блоке «Стан відомостей про кінцевого бенефіціарного власника» ставится галочка в графе «потребують оновлення».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше