Темы статей
Выбрать темы

Ответственность за нарушения в сфере РРО/ПРРО и ЭПС

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
При работе с РРО/ПРРО, к сожалению, неизбежны ситуации, когда субъект хозяйствования так или иначе нарушает установленные законодательством требования. В этом случае у него возникают вопросы о возможных последствиях своих действий. Давайте посмотрим, что сейчас грозит нарушителям РРО/ПРРО-законодательства. Также из этого раздела вы узнаете, какие санкции предусмотрены за нарушения расчетов с помощью ЭПС.

8.1. Санкции за РРО/ПРРО-нарушения

Прежде всего отметим, что контроль за соблюдением РРО/ПРРО-законодательства в сфере торговли, общепита и услуг осуществляют органы ГНСУ.

Размеры штрафных санкций установлены ст. 17 — 24 Закона об РРО.

При этом обратите внимание: «карантинный» мораторий на штрафы, установленный п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, на РРО/ПРРО-нарушения не распространяется (см. информационное письмо № 7*). Ведь он касается только нарушений налогового законодательства, а законодательство об РРО/ПРРО таковым не является (см. п. 3.1 НКУ).

* См. по ссылке: tax.gov.ua/data/material/000/322/412719/Informaciyniy_list_7.pdf.

Поэтому если вы совершили РРО/ПРРО-нарушение во время карантина, ничто не помешает налоговикам привлечь вас к ответственности после того, как закончится «карантинный» мораторий на проверки (см. письмо ГНСУ от 26.03.2020 г. № 1249/6/99-00-05-04-01-06/ІПК).

Общий срок давности для РРО/ПРРО-нарушений — 1095 дней со дня совершения такого нарушения (абзац третий п. 102.1 НКУ)

Причем в наших карантинных реалиях срок давности еще и приостановлен на период с 18.03.2020 г. по последний календарный день месяца, в котором закончится карантин (см. абзац одиннадцатый п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). То есть 1095-дневный срок давности, по сути, продлевается на весь этот период. Так что «слить» сроки давности РРО/ПРРО-нарушений «под шумок» карантина не получится.

Кроме того, за РРО/ПРРО-нарушения должностные лица субъектов хозяйствования и лица, осуществляющие расчетные операции, могут привлекаться к административной ответственности, предусмотренной ст. 1551 КУоАП. На эти штрафы «карантинный» мораторий тоже не распространяется**.

** Подробно об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 40, с. 15.

При этом налоговики только составляют протокол об админправонарушении (ст. 255 КУоАП). Рассматривают дела районные, районные в городе, городские или горрайонные суды на основании протоколов, составленных налоговиками (ст. 221 КУоАП).

Сроки давности для админштрафов — 3 месяца со дня совершения правонарушения, а если правонарушение длящееся — 3 месяца со дня его выявления (т. е. составления акта проверки, в котором такое нарушение зафиксировано). До истечения указанного срока орган ГНСУ должен составить и передать в суд протокол об административном правонарушении, а суд — рассмотреть дело и вынести постановление о наложении штрафа (ст. 38 КУоАП).

Итак, с общими вопросами мы разобрались. А теперь давайте посмотрим, какие штрафные санкции предусмотрены за нарушение порядка проведения расчетных операций (см. табл. 8.1). При этом сосредоточимся на обычных субъектах хозяйствования, а остальных «подсудимых» (продавцов РРО, ЦСО и др.) вынесем за скобки.

Таблица 8.1. Штрафы, налагаемые на субъектов хозяйствования и должностных лиц

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативный акт

Штрафы, налагаемые на субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции за товары (услуги)

1

Проведение расчетных операций с использованием РРО/ПРРО или РК на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг)*:

— до 01.01.2022 г.**

Если нарушение совершено впервые*** — штраф в размере 10 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг).

За каждое следующее нарушение — штраф в размере 50 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг)

П. 11 Заключительных положений Закона об РРО

— после 01.01.2022 г.

Если нарушение совершено впервые — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг).

За каждое следующее нарушение — штраф в размере 150 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг)

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

* Штраф определяют исходя из суммы превышения фактической стоимости продажи над суммой проведенной расчетной операции.

** Имейте в виду: РРО/ПРРО-нарушение на основании п. 1 ст. 17 Закона об РРО должно быть установлено налоговиками в ходе проверки. Соответственно оштрафовать вас могут только на основании акта проверки.

При этом за РРО/ПРРО-нарушения штрафуют по законодательству, действующему на момент их выявления (см. информационное письмо ВАСУ от 24.11.2011 г. № 2198/11/13-11). Поэтому если мораторий на проверки продержится до 01.01.2022 г., то переходные штрафы будут неприменимы. То есть даже за нарушения, совершенные до 01.01.2022 г., будут штрафовать «по полной».

*** По мнению налоговиков, если субъект хозяйствования совершил ряд однотипных нарушений, установленных п. 1 ст. 17 Закона об РРО (например, продавал товары без использования РРО), то за первую продажу следует применять штраф как за первое нарушение, а за каждую последующую — в повышенном размере (как за повторное). Даже если эти нарушения выявлены в первый раз в ходе одной проверки (см. разъяснение в подкатегории 109.20 БЗ).

А вот Верховный Суд считает иначе. Так, из постановления ВС от 27.08.2020 г. по делу № 815/4014/16 (см. reyestr.court.gov.ua/Review/91252396) следует, что непроведение операций через РРО/ПРРО — это продолжаемое (не путать с длящимся) нарушение, т. е. ряд идентичных проступков, которые совершаются неоднократно с одинаковой целью, формой вины, теми же субъектами, средствами действия и которые составляют в совокупности единое правонарушение. А значит, штраф в такой ситуации должен применяться как за первое нарушение. Повторным оно будет считаться, если аналогичное правонарушение было ранее зафиксировано налоговиками (в акте проверки).

2

Непроведение расчетных операций через РРО/ПРРО с фискальным режимом работы*:

— до 01.01.2022 г.

Если нарушение совершено впервые — штраф в размере 10 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг).

За каждое последующее нарушение — штраф в размере 50 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг)

П. 11 Заключительных положений Закона об РРО

— после 01.01.2022 г.

Если нарушение совершено впервые — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг).

За каждое последующее нарушение — штраф в размере 150 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг)

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

* Под это нарушение подпадают, в частности:

а) проведение расчетных операций через РРО, который исчерпал свой срок эксплуатации (см. подкатегорию 109.20 БЗ). Такой аппарат не считается РРО в понимании профильного Закона. Поэтому проводить через него расчетные операции — это все равно что не проводить вообще;

б) оформление только приходных кассовых ордеров в тех ситуациях, когда п. 1 ст. 9 Закона об РРО не освобождает от РРО/ПРРО;

в) проведение расчетов через POS-терминал без применения РРО/ПРРО, если такое применение является обязательным;

г) проведение расчетных операций через вышедший из строя (неисправный) ПРРО (в нарушение ч. 2 ст. 5 Закона об РРО);

д) проведение расчетных операций через ПРРО, который не зарегистрирован фискальным сервером ГНСУ и/или не соответствует Требованиям № 199-2.

3

Невыдача (в бумажном виде и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетных операций*, или проведение расчетной операции без использования РК на отдельном хозяйственном объекте:

— до 01.01.2022 г.

Если нарушение совершено впервые — штраф в размере 10 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг).

За каждое последующее нарушение — штраф в размере 50 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг)

П. 11 Заключительных положений Закона об РРО

— после 01.01.2022 г.

Если нарушение совершено впервые — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг).

За каждое последующее нарушение — штраф в размере 150 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг)

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

* Под действие этого нарушения подпадает не только ситуация, когда покупателю не выдают никакого расчетного документа, но и выдача документа неустановленной формы. Налоговики прямо говорят: если у выданного документа нет хотя бы одного из обязательных реквизитов, то он уже не расчетный. Также под действие этого нарушения подпадает несоблюдение сферы назначения расчетного документа (см. подкатегорию 109.20 БЗ).

Если же вы не являетесь РРО/ПРРО-обязанным и не выдаете расчетный документ в нарушение ч. 11 ст. 8 Закона № 1023, вас этот штраф не касается. Но вас могут оштрафовать за нарушение Закона № 1023.

4

Неиспользование РК и КУРО при осуществлении расчетных операций в случаях, предусмотренных Законом об РРО

Штраф* в размере 50 ннмдг** (850 грн)

П. 3 ст. 17 Закона об РРО

5

Использование незарегистрированных надлежащим образом РК и КУРО или нарушение установленного порядка их использования

6

Необеспечение хранения РК и/или КУРО в течение установленного срока***

* Если вы отказались от ведения КУРО, зарегистрированной на РРО, вам этот штраф не грозит. Но тогда при выходе РРО из строя вам поможет только резервный РРО. А при отключении электроэнергии придется либо отправлять покупателей для оплаты в ближайший банк, либо вовсе не проводить расчетные операции.

** Здесь и далее — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

*** Согласно п. 6 ст. 3 Закона об РРО срок хранения использованных КУРО и РК составляет 3 года после их окончания.

7

Невыполнение печати контрольной ленты или несоздание ее в электронной форме на РРО

Штраф в размере 30 ннмдг (510 грн)*

П. 5 ст. 17 Закона об РРО

8

Искажение данных о проведенных расчетных операциях, информация о которых содержится на контрольной ленте

* Налоговики традиционно настаивают на том, что такой штраф применяется к каждому отдельному случаю несоздания или искажения данных в контрольной ленте.

То есть исходят из того, что речь здесь о законченном, а не о продолжающемся нарушении. Однако Верховный Суд считает иначе и приходит к выводу, что независимо от того, сколько лент не создано, налоговики могут применить только один штраф за одну проверку (см. постановление ВС от 22.04.2020 г. по делу № 822/771/17 // reyestr.court.gov.ua/Review/88886020).

9

Проведение расчетной операции через РРО/ПРРО без использования режима предварительного программирования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД, цены товара и учета его количества*

Штраф в размере 300 ннмдг (5100 грн)

П. 7 ст. 17 Закона об РРО

* Штраф касается только субъектов хозяйствования, торгующих подакцизными товарами. Если без режима предварительного программирования проводят через РРО/ПРРО товары, которые не являются подакцизными (или услуги), то за это штрафов сейчас нет (см. подкатегорию 109.20 БЗ).

10

Нарушение установленного в п. 1 ст. 9 Закона об РРО порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций в установленном порядке*

Штраф в размере 20 ннмдг (340 грн)

П. 8 ст. 17 Закона об РРО

11

Нарушение порядка оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте

Штраф в размере 20 ннмдг (340 грн)

П. 8 ст. 17 Закона об РРО

* Здесь речь идет о тех предприятиях, которые через кассу продают продукцию собственного производства (кроме технически сложных бытовых товаров, лекарств, медицинских и ювелирных изделий). Подробнее об этом читайте ранее.

12

Применение при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя

Штраф в размере 300 ннмдг (5100 грн)*

П. 9 ст. 17 Закона об РРО

* Штраф применяется одноразово в случае применения «подкрученного» РРО.

13

Непредоставление в органы ГНСУ отчетности, связанной с применением РРО, РК и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков (Z-отчетов) с РРО по проводным или беспроводным каналам связи в случае обязательности их подачи*

Штраф в размере 30 ннмдг (510 грн)

П. 10 ст. 17 Закона об РРО

* Обратите внимание: если при использовании классического РРО неподача электронной РРО-отчетности налоговикам происходит по причине повреждения телекоммуникационной сети, отключения электроэнергии или ремонта модема, то штраф за непредоставление такой отчетности к субъекту хозяйствования не применяется. Но при этом налоговики выдвигают следующие условия: срок такой неподачи не превышает 7 рабочих дней и имеются соответствующие подтверждающие документы. Если же провайдеры, энергопоставщики или ЦСО не могут восстановить работу сети или модема за этот срок, налоговики рекомендуют субъектам хозяйствования требовать от указанных служб соблюдения норм действующего законодательства в отношении сроков устранения поломок (см. подкатегорию 109.20 БЗ). Но штраф на пострадавшего субъекта хозяйствования, очевидно, все равно наложат. Радует одно: Верховный Суд признает, что неподача электронной РРО-отчетности на протяжении определенного периода — это единое нарушение, поэтому штраф за него должен налагаться один раз, а не за каждый случай неподачи (см., например, постановление ВС от 30.07.2020 г. по делу № 821/1209/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/90726822).

Что касается ПРРО, то он в режиме онлайн автоматически обеспечивает поступление копий расчетных документов и Z-отчетов на сервер налоговой. Поэтому если ваш ПРРО работает в режиме онлайн, такой штраф вам не грозит. Также не будет этого штрафа, если расчетные документы и Z-отчеты поступят на сервер в течение часа после восстановления связи между ПРРО и сервером ГНСУ (как того требует ст. 5 Закона об РРО).

14

Реализация товаров, которые не учтены в установленном порядке*

Штраф в размере двойной стоимости неучтенных (не подтвержденных документами) товаров, по ценам реализации, но не менее 10 ннмдг (170 грн)

Ст. 20 Закона об РРО

Непредоставление во время проверки документов, подтверждающих учет товаров, которые находятся в месте продажи (на хозобъекте)

* Этот штраф не применяется к физическим лицам — предпринимателям, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированы плательщиками НДС. Дело в том, что на таких ФЛП не распространяются ни требование вести учет товарных запасов, ни требование предоставлять налоговикам при проверке документы, подтверждающие учет и происхождение товаров. Исключение — ФЛП, которые торгуют технически сложными бытовыми товарами, лекарствами, медицинскими и ювелирными изделиями (п. 12 ст. 3 Закона об РРО). Считаем, что этот штраф применяется только к стоимости остатков неучтенных товарных запасов, выявленных при проверке. То есть к стоимости неучтенных товарных запасов, которые на момент проверки уже проданы, данный штраф применяться не должен. Подробно об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 27, с. 2.

Штрафы, налагаемые на должностных лиц и лиц, осуществляющих расчетные операции

15

Нарушение установленного порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг

Штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, в размере от 2 до 5 ннмдг (от 34 до 85 грн)

Ч. 1 ст. 1551 КУоАП

Штраф на должностных лиц субъектов хозяйствования в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн)

16

Действия, указанные в п. 15 этой таблицы, совершенные лицом, к которому в течение года применялось административное взыскание за такие же нарушения

Штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн)

Ч. 2 ст. 1551 КУоАП

Штраф на должностных лиц субъектов хозяйствования в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн)

Обратим внимание еще на одно негативное последствие. Отсутствие зарегистрированных в установленном законодательством порядке РРО или ПРРО (за исключением случаев, позволяющих не использовать РРО/ПРРО) может стать основанием для админареста имущества субъекта хозяйствования (п.п. 94.2.4 НКУ). Да, это не санкция. Но тоже неприятно.

8.2. Ответственность за ЭПС-нарушения

Контроль за соблюдением субъектами хозяйствования требований в отношении расчетов с использованием ЭПС возложен на органы ГНСУ, а за обеспечением защиты прав держателей ЭПС на осуществление указанных расчетов — на органы Госпродпотребслужбы (абзац третий п. 14.19 Закона № 2346, п.п. 191.1.4 НКУ).

Субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать возможность расчетов за товары (услуги) с использованием ЭПС

Санкции за нарушение этого требования установлены в ст. 16315 КУоАП. Давайте посмотрим на их размеры!

К должностным лицам юридического лица, а также к ФЛП применяется админштраф в размере от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн). За повторное нарушение лицом, к которому в течение года применялось административное взыскание за те же действия, штраф существенно выше — от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн).

В соответствии со ст. 2342 КУоАП рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка проведения расчетов с использованием ЭПС за товары (услуги), органы ГНСУ.

Кроме того, необеспечение возможности использовать ЭПС можно расценить как нарушение правил осуществления торговой деятельности. Ведь согласно п. 21 Порядка № 833 субъект хозяйствования обязан обеспечить возможность использования ЭПС при проведении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) в соответствии с законодательством. А Закон № 2346 — как раз часть этого законодательства.

В свою очередь, за нарушение правил осуществления торговой деятельности предусмотрен админштраф в размере от 1 до 10 ннмдг (от 17 до 170 грн) согласно ст. 155 КУоАП. Если в течение года вас уже подвергали админвзысканию за такое же нарушение, штраф возрастет и составит от 5 до 27 ннмдг (от 85 до 459 грн). Привлечь к админответственности на основании этой статьи могут территориальные органы Госпродпотребслужбы.

Одновременно с наложением этого штрафа проверяющими может быть вынесено предписание о необходимости устранить выявленные нарушения. Если не выполнить это предписание в установленный в нем срок, на должностных лиц предприятия либо на физлицо-предпринимателя будет наложен админштраф по ст. 1882 КУоАП в размере от 1 до 18 ннмдг (от 17 до 306 грн).

Учтите: не только физические лица могут поплатиться за нарушения в сфере применения ЭПС. Так, ч. 2 ст. 17 Закона № 1023 запрещает каким-либо образом ограничивать использование потребителем ЭПС, если в соответствии с законодательством продавец (исполнитель) обязан принимать их к уплате. Если же субъект хозяйствования пойдет на такое нарушение, то ему грозит штраф в размере 500 ннмдг (8500 грн) (ч. 2 ст. 17 и п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023).

Итак, мы рассмотрели, какая ответственность предусмотрена за нарушения в сфере применения РРО/ПРРО и ЭПС. Чтобы эти санкции вас не коснулись, выполняйте установленные законодательством требования. Кроме того, помните: субъектам хозяйствования, использующим РРО/ПРРО и РК, необходимо также соблюдать правила наличного обращения.

выводы

  • На нарушения РРО/ПРРО-законодательства не распространяется «карантинный» мораторий на штрафы.
  • Контроль за соблюдением РРО/ПРРО-законодательства осуществляет ГНСУ.
  • К нарушениям в сфере РРО/ПРРО применяют общий 1095-дневный срок давности, установленный НКУ. В связи с карантином данный срок будет продлен на период с 18.03.2020 г. по последний день месяца, в котором закончится карантин.
  • За необеспечение возможности расчетов с использованием ЭПС к ответственности может привлекаться как субъект хозяйствования, так и его должностные лица.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше