Темы статей
Выбрать темы

Минбаза для сельхозпродукции по НДС-ставке 14 %

Децюра Сергей, налоговый эксперт
По материалам категории 101.16 Базы знаний

Вывод документа

В случае поставки после 01.03.2021 г. по цене ниже, чем цена приобретения, сельхозпродукции, которая облагается по ставке 14 %, в НН на дотягивание до минбазы (с типом причины «15») указывается код ставки «14»

Налоговики постепенно проливают свет на правила применения ставки НДС 14 % при поставке определенных видов сельхозпродукции. Недавно они рассказали, какое молоко является цельным для целей применения ставки 14 % и каковы особенности заполнения НН при поставке сельхозпродукции по ставке 14 % (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 39, с. 24 и № 25, с. 27).

На этот раз они дошли до операций по дешевой поставке сельхозпродукции, которая облагается налогом по ставке 14 %.

Напомним: аграрии, как и другие плательщики НДС, должны продавать товары (работы и услуги) по договорной стоимости. Но в случае, когда договорная стоимость является ниже минимальной базы налогообложения, определенной абзацем вторым п. 188.1 НКУ, то плательщику НДС следует также доначислить налоговые обязательства по НДС исходя из суммы превышения минбазы над договорной стоимостью.

То есть, по сути, при дешевой продаже сельхозпродукции, которая облагается налогом по ставке 14 %, или при безвозмездной поставке такой продукции аграрий должен составить две НН:

— первую — исходя из договорной стоимости согласно абзацу первому п. 188.1 НКУ;

— вторую — исходя из суммы превышения минбазы над договорной стоимостью (абзац второй п. 188.1 НКУ). Речь идет о составлении НН на себя на сумму превышения с типом причины «15».

С составлением первой НН обычно проблем нет. Эти НН составляют на поставку сельхозпродукции, поэтому если поставка попадает под действие ставки 14 %, то именно по этой ставке и начисляют в ней НДС.

А вот что касается второй НН на дотягивание договорной стоимости до минбазы, то здесь возник вопрос: какую именно ставку НДС использовать — уменьшенную 14 % или обычную 20 %?

Такой вопрос возник из-за давнишних требований фискалов относительно начисления налоговых обязательств на операции по дотягиванию договорной стоимости до минбазы при дешевом экспорте, т. е. когда операция по дешевой поставке попадает под действие не общей, а уменьшенной ставки НДС.

Фискалы сначала настаивали на применении к разнице 20 % НДС-ставки. Но впоследствии согласились с тем, что нулевая ставка НДС применяется ко всей базе налогообложения, и даже выписки минбазной НН уже не требуют (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 84, с. 6 и 2018, № 35-36, с. 25).

Поэтому все аграрии боялись, что здесь начнется что-то подобное. Но нет. Налоговики не начали выдумывать схемы. Они прямо заявили, что при дешевой поставке с 01.03.2021 г. сельхозтоваров, которые облагаются налогом по ставке 14 %, проводить дотягивание договорной стоимости до минбазы следует по той же ставке, т. е. по НДС-ставке 14 %. Оно и не удивительно. Речь идет об одной операции поставки. Следовательно, ее налогообложение должно происходить по одной ставке.

При этом налоговики указывают, что при составлении минбазной НН на поставку 14 %-ной сельхозпродукции уменьшенная 14 % ставка применяется к операциям по дешевой продаже, которые проводились именно начиная с 01.03.2021 г.

То есть даже если вы приобрели сельхозпродукцию до 01.03.2021 г. по ставке НДС 20 %, а потом ее продали дешевле, то и операция по поставке такой продукции, и операция по дотягиванию договорной стоимости до минбазы должны облагаться налогом по ставке 14 %. Этот же вывод касается и случая, когда аграрий сам произвел сельхозпродукцию и с 01.03.2021 г. продает ее дешевле обычной цены.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше