Темы статей
Выбрать темы

Приобретение товаров

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Солошенко Людмила, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Торговля — один из самых распространенных видов деятельности в нашей стране. Множество предприятий оптовой и розничной торговли предлагают покупателям разнообразный ассортимент товаров. Но чтобы правильно вести учет такой деятельности, нужно учитывать ряд специфических нюансов. О них и будем говорить в этом спецвыпуске. Здесь мы разберем особенности учета приобретения и реализации товаров, вопросы их возврата и обмена, уценки и дооценки, а также предоставления скидок и бонусов. Вдобавок на страницах этого номера вы найдете все, что нужно знать об учете транспортно-заготовительных расходов, недостач, излишков, пересортицы, а также об учете тары. Спецвыпуск для вас подготовили редактор Наталья Вороная, налоговые эксперты Наталья Чернышова и Людмила Солошенко.

Всем известно: чтобы что-то продать, нужно сначала это купить. Так и работает торговля. Все начинается с покупки товаров. О ней и поговорим в этом разделе спецвыпуска. Причем затронем как вопросы покупки товаров в Украине, так и нюансы их приобретения за границей.

1.1. Покупаем товары в Украине

Формируем первоначальную стоимость

Пункт 8 НП(С)БУ 9 обязует зачислять на баланс приобретенные запасы, к которым относятся и товары, по первоначальной стоимости. «Начинку» же такой стоимости раскрывают п. 9 указанного НП(С)БУ и п. 2.2 Методрекомендаций № 2.

Так, в состав первоначальной стоимости товаров включаются:

— суммы, уплачиваемые согласно договору поставщику (продавцу), за вычетом непрямых налогов (т. е. цена приобретения товаров);

— суммы непрямых налогов в связи с приобретением товаров, не возмещаемые предприятию (например, суммы НДС, уплачиваемые предприятием — неплательщиком этого налога при приобретении товаров у плательщиков НДС);

— транспортно-заготовительные расходы (далее — ТЗР)*;

* Подробно об учете ТЗР см. в разделе 7.

— потери и недостачи товаров в пределах норм естественной убыли, которые произошли при транспортировке и выявлены при оприходовании приобретенных запасов (подробнее об учете таких недостач см. далее);

— прочие расходы, непосредственно связанные с приобретением товаров и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях. К таким расходам, в частности, относят прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, другие прямые расходы предприятия на доработку и повышение качественно-технических характеристик товаров.

Вместе с тем п. 14 НП(С)БУ 9 и п. 2.3 Методрекомендаций № 2 четко определяют расходы, которые не включают в первоначальную стоимость товаров, а относят к расходам того периода, в котором они были осуществлены (установлены). Вот их перечень:

— сверхнормативные потери и недостачи товаров;

— финансовые расходы (за исключением финансовых расходов, которые включаются в себестоимость квалификационных активов в соответствии с НП(С)БУ 31);

— расходы на сбыт;

— общехозяйственные (административные) и другие подобные расходы, которые непосредственно не связаны с приобретением и доставкой товаров и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях;

— расходы на содержание отделов снабжения и других служб предприятия с аналогичными функциями.

Если на момент оприходования товаров невозможно достоверно определить их первоначальную стоимость, они могут оцениваться и отражаться по справедливой стоимости* с последующей корректировкой до первоначальной стоимости.

* Под справедливой стоимостью товаров понимают цену реализации за минусом расходов на реализацию и суммы надбавки (прибыли) исходя из надбавки (прибыли) для аналогичных товаров.

Для учета движения и наличия товаров, находящихся на торговых предприятиях, Инструкцией № 291 предусмотрен счет 28.

При этом оптовые торговые предприятия учет наличия и движения товаров ведут с использованием субсчета 281 «Товары на складе». Розничные торговые предприятия применяют также субсчет 282 «Товары в торговле». Однако при оприходовании поступивших товаров на склад предприятия розничной торговли, как и оптовики, используют субсчет 281.

На субсчете 282 розничные предприятия могут учитывать товары в продажных ценах, состоящих из их первоначальной стоимости и суммы торговой наценки

Торговые наценки (т. е. разница между продажной (розничной) и покупной стоимостью товаров) отражают на субсчете 285. При этом в отчетность включается свернутое сальдо по субсчетам счета 28.

Недостачи, выявленные при приемке

Порядок учета недостач, выявленных при приемке, зависит от того, вписываются такие недостачи в нормы естественной убыли (если указанные нормы относительно недостающих товаров вообще установлены) или нет. Далее рассмотрим оба варианта.

Пунктом 2.2 Методрекомендаций № 2 предусмотрено, что недостачи и потери в пределах норм естественной убыли, выявленные при оприходовании и произошедшие при транспортировке, включают в первоначальную стоимость приобретенных товаров. Следовательно, сумму таких недостач и потерь в составе первоначальной стоимости отражают по дебету субсчета 281. В результате применения такого порядка отражения нормативных недостач фактически полученное количество товаров приходуется по несколько завышенной цене, благодаря чему данные о величине взаимной задолженности у поставщика и покупателя будут совпадать.

А вот судьба сверхнормативных недостач прописана в п. 2.3 Методрекомендаций № 2. Так, согласно этому пункту на сумму таких недостач и потерь первоначальную стоимость товаров не увеличивают, а относят их к расходам того периода, в котором они были установлены.

Таким образом, сумма сверхнормативных недостач, выявленных при приемке, на счетах учета запасов не отражается. Товары приходуют на баланс по дебету субсчета 281 в фактически полученном количестве и на фактически полученную сумму (с учетом нормативных потерь). В свою очередь, на сумму сверхнормативных потерь формируют задолженность по претензии (Дт 374 — Кт 63, 685), предъявленной виновнику недостачи (поставщику, перевозчику).

Задолженность может быть погашена путем допоставки товара. В таком случае делают проводку: Дт 281 — Кт 374.

Кроме того, покупатель имеет право требовать от поставщика, виновного в недостаче, возврата предоплаты на сумму недопоставленного товара (ч. 1 ст. 670 ГКУ). Денежными средствами компенсирует сверхнормативные потери и перевозчик, являющийся виновником их возникновения. В этих случаях делают проводку: Дт 311 — Кт 374.

Если задолженность по претензии в будущем признают безнадежной, ее списывают в состав расходов отчетного периода: Дт 944 — Кт 374. Кроме того, до истечения срока исковой давности такую задолженность учитывают на забалансовом субсчете 071.

Также может быть, что сверхнормативная недостача образовалась по вине самого предприятия-получателя. В таком случае ее стоимость сразу списывают на расходы. Для учета таких недостач предназначен субсчет 947 (п. 5.7 Методрекомендаций № 2).

Налоговый учет операций

Налог на прибыль. Напомним: на сегодняшний день объект обложения налогом на прибыль определяют на основании бухгалтерского финрезультата до налогообложения. При этом в отдельных случаях высокодоходникам и малодоходникам-добровольцам* его необходимо корректировать на разницы, установленные НКУ**.

* Малодоходными являются предприятия, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом непрямых налогов), определенный по правилам бухучета, за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышает 40 млн грн. Все остальные предприятия считаются высокодоходными.

** Заметим, что на убытки прошлых лет, доходы/расходы по бюджетным грантам и разницы, установленные разд. І, ІІ и ХХ НКУ, финрезультат нужно корректировать и малодоходникам-отказникам.

Как правило, приобретение товаров не требует от высокодоходников и малодоходников-добровольцев расчета каких-либо налоговоприбыльных разниц. Но в п.п. 140.5.4 НКУ есть исключение: продавец товаров — неприбыльная организация (кроме бюджетных учреждений), внесенная в Реестр неприбыльных учреждений и организаций на дату приобретения таких товаров. В этом случае предприятию-покупателю необходимо увеличить бухгалтерский финрезультат на 30 % стоимости приобретенных товаров.

Однако если стоимость товаров, работ и услуг, приобретенных у неприбыльщика, совокупно в течение отчетного (налогового) года не превышает 25 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного (налогового) года (в 2021 году — 150000 грн), такую корректировку осуществлять не нужно.

Также корректировка не нужна, если предприятие-покупатель подтверждает сумму своих расходов по ценам, определенным по принципу «вытянутой руки», согласно процедуре, установленной ст. 39 НКУ, но без предоставления отчета.

Заметьте: уменьшать в бухгалтерском учете стоимость приобретенных товаров на 30 % не нужно.

Разницу, предусмотренную п.п. 140.5.4 НКУ, определяют по итогам года.

Если же это не ваш случай либо вы вообще малодоходник, принявший решение не определять налоговоприбыльные разницы, ориентируйтесь исключительно на бухучет.

А вот каких-либо разниц в связи с недостачами (нормативными или сверхнормативными) упомянутым Кодексом не предусмотрено (см. письмо ГФСУ от 23.06.2016 № 13810/6/99-99-15-02-02-15). Следовательно, и у малодоходников, и у высокодоходников такие операции повлияют на объект обложения налогом на прибыль так же, как они влияют на бухучетный финрезультат. То есть объект налогообложения будет уменьшаться на сумму любых недостач, выявленных при приемке запасов.

НДС. Приобретая товары у плательщика НДС, предприятие-покупатель согласно п.п. «а» п. 198.1 НКУ имеет право на налоговый кредит по этому налогу (если, конечно, оно является плательщиком НДС). Но! Только при наличии зарегистрированной в ЕРНН*** налоговой накладной (пп. 198.6 и 201.10 НКУ).

*** Здесь и далее — Единый реестр налоговых накладных.

Налоговый кредит по НДС определяют исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров (п. 198.3 НКУ)

Датой увеличения налогового кредита будет дата осуществления первого из событий — либо дата списания средств со счета предприятия для оплаты товаров, либо дата их оприходования (п. 198.2 НКУ).

Имейте в виду: если товары, приобретенные с НДС, планируется использовать в безНДСных или нехозяйственных операциях, то не позднее последнего числа того месяца, в котором приобретены товары, необходимо начислить компенсирующие налоговые обязательства по НДС (п. 198.5 НКУ). На дату начисления таких НДС-обязательств составляется сводная налоговая накладная, которую следует зарегистрировать в ЕРНН. База налогообложения определяется исходя из стоимости приобретения таких товаров (п. 189.1 НКУ).

Теперь о судьбе НДС при выявлении недостач во время приемки товаров.

Что касается НДС, приходящегося на недостачу товаров в пределах норм естественной убыли, то сумма такого налога может быть беспрепятственно включена в налоговый кредит в соответствии с п. 198.3 НКУ. Ведь поставщик в полном объеме выполнил поставку, а недостача возникла в силу естественных процессов, а не по чьей-то вине. Кроме того, отсутствуют какие-либо основания для начисления налоговых обязательств по такой операции (нехозяйственное использование и т. п.).

А вот если выявленные недостачи, образовавшиеся по вине поставщика, превышают нормы естественной убыли, порядок действий предприятия будет зависеть от того, какое событие было первым — поставка товара или предоплата. Рассмотрим оба варианта.

Первое событие — получение товаров. Если в сверхнормативной недостаче виновен поставщик, то, на наш взгляд, предприятие-покупатель не сможет отразить налоговый кредит, поскольку в налоговой накладной некорректно указаны количество товара и его стоимость. В связи с этим необходимо потребовать от поставщика составить расчет корректировки (далее — РК) к такой налоговой накладной и уже после его получения и регистрации в ЕРНН отразить налоговый кредит исходя из стоимости фактически полученных товаров.

В дальнейшем исходя из стоимости допоставленного товара покупатель сможет отразить налоговый кредит на основании новой налоговой накладной, составленной поставщиком и зарегистрированной в ЕРНН.

Первое событие — предоплата. В таком случае покупатель отразил налоговый кредит по НДС исходя из суммы аванса в момент перечисления предоплаты. На момент обнаружения недостачи никаких оснований для проведения корректировок такого налогового кредита у него нет, так как в дальнейшем поставщик может допоставить товар.

Если поставщик согласно предъявленной ему претензии допоставит недостающий товар, в НДС-учете предприятия-получателя ничего не поменяется, ведь первое событие (предоплата) не изменилось.

Если же вместо допоставки будет возвращена предоплата, то согласно п. 192.1 НКУ продавец обязан на эту дату составить уменьшающий РК, а покупатель должен его зарегистрировать в ЕРНН. На основании этого расчета покупатель уменьшит налоговый кредит по НДС.

А если ни допоставки, ни возврата предоплаты так и не произойдет

Тогда предприятию-покупателю придется откорректировать налоговый кредит по НДС после признания задолженности по претензии безнадежной в соответствии с п.п. 14.1.11 НКУ или после прощения долга поставщику*.

* Более подробно с вопросами списания безнадежной задолженности и прощения долга вы можете ознакомиться в спецвыпуске «Налоги & бухучет», 2020, № 23.

Обратите внимание: если в сверхнормативной недостаче виновен перевозчик и именно ему (а не поставщику) будет направлена претензия, ни о какой допоставке товара речь не идет. Ведь поставщик выполнил свое обязательство в полном объеме. Транспортная организация возмещает понесенные покупателем убытки денежными средствами. В такой ситуации покупатель должен начислить компенсирующие налоговые обязательства на основании п. 198.5 НКУ сразу, как только он узнал о том, что допоставки товара не будет. Аналогичный вывод следует из разъяснения, приведенного в подкатегории 101.07 БЗ**.

** База знаний, размещенная на официальном сайте ГНСУ: zir.tax.gov.ua/main/bz/view.

В то же время заметим: в отдельных консультациях налоговики продолжают настаивать на том, что сумму полученного возмещения убытков за поврежденный или уничтоженный товар следует рассматривать как компенсацию его стоимости (см. письмо ГНСУ от 15.06.2021 № 2419/ІПК/99-00-21-03-02-06). При этом фискалы требуют начислять налоговые обязательства на основании п.п. «а» п. 185.1 НКУ как при обычной поставке. Мы с таким подходом не согласны, ведь суммы возмещения ущерба согласно п. 188.1 НКУ в базу налогообложения не включаются. Кроме того, здесь вообще отсутствует факт поставки товара перевозчику (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2020, № 72, с. 2).

Все вышесказанное наглядно продемонстрируем на примерах.

Пример 1.1. Предприятие оптовой торговли приобретает партию товаров общей стоимостью 36000 грн. Продавец и покупатель товаров являются плательщиками НДС. Оплата осуществляется на условиях:

1) последующей оплаты;

2) предоплаты.

В бухгалтерском учете торгового предприятия такие операции нужно отразить следующим образом (см. табл. 1.1):

Таблица 1.1. Учет приобретения товаров предприятием оптовой торговли

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

Первое событие — получение товаров

1

Получены товары от поставщика

281

631

30000

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной)

644/1

631

6000

641/НДС

644/1

6000

3

Оплачены приобретенные товары

631

311

36000

Первое событие — перечисление предоплаты

1

Перечислена поставщику предоплата стоимости товаров

371

311

36000

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной)

644/1

644/НДС

6000

641/НДС

644/1

6000

3

Оприходованы приобретенные товары

281

631

30000

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

644/НДС

631

6000

5

Произведен зачет задолженностей

631

371

36000

Пример 1.2. На основании данных примера 1.1 рассмотрим ситуацию, когда предприятие-покупатель занимается розничной торговлей и ведет учет товаров по продажной стоимости (см. табл. 1.2).

Таблица 1.2. Учет приобретения товаров предприятием розничной торговли

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Перечислена поставщику предоплата стоимости товаров

371

311

36000

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной)

644/1

644/НДС

6000

641/НДС

644/1

6000

3

Оприходованы приобретенные товары

281

631

30000

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

644/НДС

631

6000

5

Произведен зачет задолженностей

631

371

36000

6

Переданы товары со склада в торговый зал

282

281

30000

7

Начислена торговая наценка на поступивший товар (условно — 21000 грн)

282

285

21000

Пример 1.3. Магазин получил от оптового поставщика оконные стекла на сумму 9000 грн (в том числе НДС 1500 грн). Перевозка осуществлялась автотранспортом. При приемке товара магазином выявлен бой на сумму 360 грн. Из этой суммы потери в пределах норм естественной убыли составили 54 грн. В ходе проверки установлено, что сверхнормативный бой является следствием нарушения поставщиком требований к погрузке товаров.

Вариант 1. Поставщик допоставил оконные стекла в сумме выявленного при их приемке боя. Первое событие — поставка това- ра.

Вариант 2. Требования покупателя не были удовлетворены и задолженность поставщика в учете предприятия признана безнадежной. Первое событие — предоплата.

Порядок отражения таких операций в учете предприятия представлен в табл. 1.3.

Таблица 1.3. Учет недостач товаров, выявленных при приемке

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

Вариант 1

1

Получен от поставщика товар — стоимость фактически полученных стекол и боя в пределах норм естественной убыли) ((9000 грн - 360 грн + 54 грн) : 1,2)

281

631

7245

2

Отражен НДС, но не включен в состав налогового кредита до исправления налоговой накладной

(7245 грн х 20 % : 100 %)

644/1

631

1449

3

Отражена задолженность по претензии в сумме сверхнормативных потерь (360 грн - 54 грн)

374

631

306

4

Получен РК к налоговой накладной и зарегистрирован в ЕРНН, отражен налоговый кредит по НДС

641/НДС

644/1

1449

5

Перечислена поставщику оплата за фактически полученный товар

631

311

8694

6

Допоставлены поставщиком оконные стекла (306 грн : 1,2)

281

374

255

7

Отражен налоговый кредит по НДС при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной

(255 грн х 20 % : 100 %)

644/1

374

51

641/НДС

644/1

51

8

Оплачена стоимость допоставленного товара

631

311

306

Вариант 2

В периоде оплаты и оприходования товара

1

Перечислена поставщику предоплата за товар

371

311

9000

2

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной)

644/1

644/НДС

1500

641/НДС

644/1

1500

3

Получен от поставщика товар — стоимость фактически полученных оконных стекол и боя в пределах норм естественной убыли ((9000 грн - 360 грн + 54 грн) : 1,2)

281

631

7245

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС (7245 грн х 20 % : 100 %)

644/НДС

631

1449

5

Отражена задолженность по претензии (в сумме сверхнормативных потерь)

374

631

306

6

Произведен зачет задолженностей

631

371

9000

В периоде признания задолженности по претензии безнадежной

7

Списана на расходы сумма задолженности, признанная безнадежной

944*

374

306

* Под дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена не денежными средствами, а путем поставки товаров, резерв сомнительных долгов не создают. А значит, ее списывают в расходы периода напрямую.

8

Расходы по безнадежной задолженности списаны на финансовый результат

791

944

306

9

Отражена сумма списанной задолженности на забалансовом субсчете

071

306

10

Откорректирован налоговый кредит по НДС путем начисления компенсирующих налоговых обязательств

949

641/НДС

51

11

Списана сумма с забалансового субсчета по истечении срока исковой давности

071

306

1.2. Покупаем товар за границей

Бухгалтерский учет

При учете товаров, приобретенных за рубежом, в целом необходимо руководствоваться теми же правилами, что и при их покупке у отечественных контрагентов. Но есть и нюансы.

Так, помните: осуществляя импортные приобретения, нужно руководствоваться еще и профильным НП(С)БУ 21. Согласно его нормам, чтобы сформировать в бухгалтерском учете первоначальную стоимость импортированных товаров, важно знать, какое событие было первым: получение товаров или оплата их стоимости.

1. Первое событие — получение товаров. В этом случае операции в инвалюте при первоначальном признании отражают в валюте отчетности путем пересчета суммы в иностранной валюте с применением валютного курса на дату осуществления операции (на дату признания активов, т. е. оприходования товаров). Это следует из п. 5 НП(С)БУ 21.

Возникшая в связи с приобретением товаров кредиторская задолженность является монетарной (так как будет погашена деньгами). Следовательно, по ней нужно определять курсовые разницы на дату баланса и на дату осуществления хозяйственной операции (т. е. на дату погашения задолженности) в пределах такой операции или по всей статье — в соответствии с учетной политикой предприятия (п. 8 НП(С)БУ 21).

Курсовые разницы в зависимости от того, положительные они или отрицательные, отражают в составе доходов или расходов предприятия. Подробнее — в табл. 1.4.

Таблица 1.4. Курсовые разницы при приобретении товаров за инвалюту

Вид курсовой разницы при импорте

Критерии определения

На каком субсчете учитывать

Положительная

Курс НБУ на дату баланса или на дату погашения задолженности ниже курса НБУ, действовавшего на дату предыдущей оценки монетарной статьи

Субсчет 714 «Доход от операционной курсовой разницы»

Отрицательная

Курс НБУ на дату баланса или на дату погашения задолженности повысился по сравнению с курсом НБУ, действовавшим на дату предыдущей оценки монетарной статьи

Субсчет 945 «Потери от операционной курсовой разницы»

2. Первое событие — оплата товаров. В этом случае согласно абзацу первому п. 6 НП(С)БУ 21 сумму инвалютного аванса (предварительной оплаты), предоставленного в счет платежей для приобретения товаров, пересчитывают в валюту отчетности с применением валютного курса на дату уплаты аванса.

При этом возникает дебиторская задолженность поставщика-нерезидента. Такая задолженность является немонетарной, поскольку будет погашена получением товаров. Поэтому ни на дату баланса, ни на дату осуществления хозяйственной операции (т. е. на дату получения товаров) рассчитывать курсовые разницы по ней не нужно.

Обратите внимание: при получении товара его первоначальная стоимость будет формироваться исходя из курса НБУ, установленного на дату перечисления предоплаты.

На практике достаточно часто встречаются ситуации частичных авансов за товары с последующей их поставкой отдельными партиями. Как действовать в таких случаях?

Ответ таится в п. 6 НП(С)БУ 21. Так, согласно этому пункту при частичных авансовых оплатах первоначальную стоимость поступивших товаров определяют по сумме авансовых платежей с применением курсов НБУ исходя из последовательности платежей. Другими словами, при частичных оплатах при импорте стоимость товаров будет разбита на несколько частей. Партия, равная сумме первого платежа, будет оприходована по курсу НБУ на дату перечисления первого аванса, вторая партия — по курсу НБУ на дату перечисления второго аванса и т. д.

Возможна также ситуация, когда за частичной предоплатой следует оприходование всей партии товара, и только потом нерезиденту перечисляется оставшаяся часть стоимости товара. В таком случае первоначальная стоимость импортных товаров будет состоять из:

— суммы, равной размеру аванса, пересчитанному в гривни по курсу НБУ на дату перечисления такой частичной предоплаты;

— оставшейся части стоимости товаров (т. е. за вычетом суммы предварительной оплаты), пересчитанной по курсу НБУ на дату их оприходования.

То есть в этой ситуации последующая доплата оставшейся стоимости уже оприходованного товара на формирование его первоначальной стоимости не повлияет.

Нужно учитывать, что, помимо сумм, уплачиваемых нерезиденту, в первоначальную стоимость товаров при импорте также включают такие расходы:

— таможенные платежи (ввозная пошлина, плата за выполнение таможенных формальностей в нерабочее время или вне места расположения таможенных органов);

— оплату услуг таможенного брокера;

— расходы на сертификацию импортных товаров (если сертификат связан с конкретной партией импортного товара);

— расходы на хранение товаров на таможенном складе.

Кроме того, ввоз товаров в таможенном режиме импорта сопровождается уплатой «ввозного» НДС (п.п. «в» п. 185.1 НКУ). Причем уплачивать его (ввозя товары в объемах, подлежащих налогообложению) должны и лица, не зарегистрированные плательщиками НДС (п. 181.2 НКУ). Так вот, на сумму уплаченного НДС неплательщик этого налога увеличит первоначальную стоимость приобретенных запасов. Ведь для него НДС — невозмещаемый налог.

Не попадают в первоначальную стоимость:

— курсовые разницы, возникающие при осуществлении расчетов с иностранными поставщиками за полученные товары;

— расходы, связанные с приобретением иностранной валюты для оплаты стоимости товаров.

Налоговый учет

Налог на прибыль. У малодоходников-отказников в этом случае все стандартно — они определяют объект налогообложения исключительно на основании данных бухучета.

Для большинства высокодоходников и малодоходников-добровольцев приобретение товаров также не приведет к каким-либо корректировкам. Исключения перечислены в п. 140.5 НКУ. Так, финансовый результат указанным плательщикам придется увеличить:

— на сумму превышения договорной (контрактной) стоимости приобретенных товаров над ценой, определенной по принципу «вытянутой руки», при осуществлении контролируемых операций в случаях, определенных ст. 39 НКУ (п.п. 140.5.2 НКУ). Делают такую корректировку по результатам налогового (отчетного) года;

на 30 % стоимости товаров, приобретенных у (п.п. 140.5.4 НКУ):

а) нерезидентов (в том числе связанных лиц — нерезидентов), которые зарегистрированы в государствах (на территориях), указанных в Перечне № 1045;

б) нерезидентов, организационно-правовая форма которых включена в Перечень № 480 и которые не уплачивают налог на прибыль (корпоративный налог) и/или не являются налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица. Причем если организационно-правовая форма нерезидента внесена в Перечень № 480, но он в отчетном периоде уплачивал налог на прибыль (или корпоративный налог), плательщик не формирует эту разницу (см. разъяснение в подкатегории 102.12 БЗ).

Требования п.п. 140.5.4 НКУ не распространяются на операции:

1) признанные контролируемыми в соответствии со ст. 39 НКУ;

2) не являющиеся контролируемыми, если сумму расходов предприятие подтверждает по ценам, определенным по принципу «вытянутой руки», в соответствии с процедурой, установленной ст. 39 НКУ, но без подачи отчета о контролируемых операциях. При этом если цена приобретения товаров превышает их цену, определенную по принципу «вытянутой руки», корректировку финрезультата осуществляют на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью, определенной исходя из уровня цены согласно принципу «вытянутой руки».

Определяют эту разницу по итогам года.

НДС. Согласно п.п. «в» п. 185.1 НКУ операция по ввозу товаров на таможенную территорию Украины является объектом обложения НДС. Следовательно,

при импорте товаров предприятие-покупатель должно начислить и уплатить налоговые обязательства по НДС

Учтите: НДС-статус импортера значения не имеет. То есть уплачивать НДС при ввозе товаров должны и лица, не зарегистрированные плательщиками этого налога* (п. 181.2 НКУ).

* Конечно, если ввозятся товары (кроме льготных) в объемах, подлежащих налогообложению.

При определении даты налоговых обязательств по импортной операции правило первого события не применяют (п. 187.11 НКУ). Датой их возникновения всегда будет дата подачи таможенной декларации для таможенного оформления (п. 187.8 НКУ). А вот уплатить «импортный» НДС в соответствии с п. 206.1 НКУ следует еще до дня или в день ее подачи.

Базой налогообложения является договорная (контрактная) стоимость, но не ниже таможенной стоимости товаров с учетом таможенной пошлины и акцизного налога, подлежащих уплате (п. 190.1 НКУ).

Пересчет иностранной валюты в валюту Украины для определения базы налогообложения по импортной операции осуществляют по курсу НБУ на дату подачи таможенной декларации. Это следует из положений абзаца второго п. 190.1 НКУ.

Налоговую накладную на сумму «импортных» НДС-обязательств не составляют. В декларации по НДС они тоже не отражаются. Ведь эти налоговые обязательства уплачивают не по данным НДС-декларации, а непосредственно на таможне при ввозе товаров в Украину.

Сумму уплаченного «импортного» НДС предприятие — плательщик этого налога включает в состав налогового кредита (п.п. «ґ» п. 198.1 НКУ). Сделать это нужно на дату уплаты «импортных» налоговых обязательств за ввезенные товары (абзац четвертый п. 198.2 НКУ). Основанием для отражения налогового кредита является «ввозная» таможенная декларация (п. 201.12 НКУ). При этом на сегодняшний день не имеет значения вид такой таможенной декларации. Налоговый кредит можно отражать как на основании таможенной декларации, составленной в обычном порядке, так и на основании таможенных деклараций других видов (временной, дополнительной и пр.). Главное, чтобы по такой декларации налоговые обязательства по НДС были уплачены в бюджет. На это налоговики указывают в разъяснении из подкатегории 101.13 БЗ.

Закрепим рассмотренное на примере.

Пример 1.4. По условиям ВЭД-договора предприятие оптовой торговли импортирует товары стоимостью $10000.

Согласно договоренности сторон импортные операции осуществлены в следующей последовательности:

16.09.2021 — перечислена нерезиденту предоплата за товары в сумме $5000 (курс НБУ — 26,95 грн/$*);

* Здесь и далее — курс условный.

22.09.2021 — фактически ввезена и оприходована вся партия товара (курс НБУ — 27,10 грн/$);

07.10.2021 — перечислена нерезиденту оставшаяся часть стоимости товара в сумме $5000 (курс НБУ — 27,00 грн/$).

Курс НБУ на 30.09.2021 — 27,15 грн/$.

Таможенная пошлина, уплаченная при ввозе товаров, составила 10 % (условно).

Стоимость услуг таможенного брокера — 3000 грн (в том числе НДС 500 грн).

В учете предприятия указанные операции отражают следующим образом (см. табл. 1.5):

Таблица 1.5. Учет импорта товаров с частичной предоплатой

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, $/грн

Дт

Кт

Перечисление 50 % аванса за товар нерезиденту

(курс НБУ на 16.09.2021 — 26,95 грн/$)

1

Перечислена частичная предоплата за товар нерезиденту ($5000 х 26,95 грн/$)

371/2

312

$5000

134750

Ввоз и оприходование импортного товара

(курс НБУ на 22.09.2021 — 27,10 грн/$)

2

Перечислена сумма ввозной таможенной пошлины ($10000* х 27,10 грн/$ х 10 % : 100 %)

377

311

27100

* По условиям примера контрактная стоимость соответствует таможенной стоимости товара.

3

Уплачен «ввозной» НДС

(($10000 х 27,10 грн/$ + 27100 грн) х 20 % : 100 %)

377

311

59620

4

Оплачены услуги таможенного брокера

371/1

311

3000

5

Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной)

644/1

644/НДС

500

641/НДС

644/1

500

6

Оприходованы полученные от нерезидента товары

($5000 х 26,95 грн/$* + $5000 х 27,10 грн/$)

281

632

$10000

270250

* Часть импортных товаров, за которые была перечислена предоплата, зачисляется на баланс по курсу НБУ, действовавшему на момент такой предоплаты.

7

Включена в первоначальную стоимость товаров сумма ввозной пошлины

281

377

27100

8

Включена в первоначальную стоимость товаров стоимость услуг таможенного брокера

281

685

2500

9

Списана сумма отраженного ранее налогового кредита по НДС

644/НДС

685

500

10

Включена в состав налогового кредита сумма НДС, уплаченная при ввозе товаров

641/НДС

377

59620

11

Отражен зачет задолженностей (на сумму ранее уплаченного аванса)

632

371/2

$5000

134750

12

Отражен зачет задолженностей с таможенным брокером

685

371/1

3000

Отражение курсовой разницы на дату баланса

(курс НБУ на 30.09.2021 — 27,15 грн/$)

13

Отражена курсовая разница по оставшейся монетарной (денежной) задолженности перед нерезидентом на дату баланса ($5000 х (27,15 грн/$ - 27,10 грн/$))

945

632

250

14

Списана курсовая разница на финансовый результат

791

945

250

Перечисление оплаты (оставшихся 50 % стоимости товара) нерезиденту

(курс НБУ на 07.10.2021 — 27,00 грн/$)

15

Погашена оставшаяся часть задолженности за товар

($5000 х 27,00 грн/$)

632

312

$5000

135000

16

Отражена курсовая разница, возникшая при погашении задолженности ($5000 х (27,00 грн/$ - 27,15 грн/$))

632

714

750

17

Списана курсовая разница на финансовый результат

714

791

750

выводы

  • Для учета движения и наличия товаров используют счет 28.
  • Сверхнормативные недостачи товаров, выявленные при их приемке, относят к расходам того периода, в котором они были установлены.
  • В случае перечисления предоплаты первоначальную стоимость импортируемых товаров формируют после их получения исходя из курса НБУ, установленного на дату перечисления аванса.
  • В общем случае при импорте товаров предприятие-покупатель должно начислить и уплатить налоговые обязательства по НДС.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше